Доказательства существования Иисуса Христа

Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.

Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.

Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia

Что значит Иисус Христос? Значение имени

Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).

Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.

Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».

Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?

Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.

В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.

То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.

«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia

Кем был «настоящий Иисус»?

По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.

Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.

Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.

«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia

Документальные свидетельства о Христе

Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.

Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».

Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита. Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога. Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название , казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia

Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.

Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.

Археологические находки

Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.

«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia

Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).

Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org

До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», Александр Иванов. Фото: Алексей Бушкин / РИА Новости

Еще больше археологических соответствий обнаружено в Иерусалиме, где, согласно Библии, произошли самые великие и драматические события, от торжественного въезда Христа в город до его казни на кресте и воскрешения.

Например, до XIX века не было никаких свидетельств, помимо Евангелия от Иоанна, о существовании Вифезды – купальни у Овечьих ворот, где Иисус исцелил человека, парализованного 38 лет. Ученые считали, что этого места не существует, и что библейский текст был написан гораздо позже кем-то, у кого не было достоверных знаний об Иерусалиме. Но в XIX веке археологи обнаружили остатки купели, соответствующие описанию.

Такой была Вифезда при Христе. Макет в Израильском музее. Wikimedia

Руины Вифезды. Wikimedia

Загадка Туринской плащаницы: подделка или святыня?

В главном соборе Турина хранится льняное полотно с отпечатком тела человека в терновом венце и пятнами крови. Верующие считают, что это подлинное изображение Христа. Согласно Евангелиям, тело Иисуса после смерти на кресте завернули в плащаницу и похоронили по иудейскому обряду в пещере, высеченной в скале.

Православная церковь склонна верить в ее подлинность. Католическая не убеждает в этом и почитает скорее как символическую реликвию.

Туринская плащаница: позитив (слева) и негатив. Reuters

Ученые же сходятся в том, что это средневековая подделка. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году в лабораториях трех разных стран, показал что ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами. Это совпадает с моментом первого появления плащаницы (1354) и ее первого представления широкой публике (1389).

В то же время природа отпечатка на ткани, который, по сути, представляет собой фотонегатив, по сей день остается загадкой.

Изображение лица на плащанице (негатив).

В наши дни плащаницу исследовали передовыми методами судебной медицины и криминалистики. В 2018-м было в очередной раз заявлено, что это имитация, поскольку пятна крови в таком расположении мог оставить только тот, кто перемещался, причем стоя и принимая разные позы, но не неподвижно лежащий человек.

Как выглядел Иисус на самом деле?

В западном искусстве Иисуса Христа изображают чаще, чем кого бы то ни было. Однако традиция иконописного портрета – красивое белокожее лицо с правильными чертами, аккуратная борода, длинные волнистые волосы – зародилась лишь спустя 500 лет после предполагаемого времени его жизни, уже в VI веке.

Типичное католическое изображение Христа.

Спас Вседержитель – самый распространенный образ Христа в православии. sofrino.ru

В Евангелиях нет описания внешности Христа при жизни. Есть намеки в Ветхом Завете, причем противоречивые. С одной стороны, в Книге псалмов говорится: «Ты прекраснее сынов человеческих», «Сильный, славою Твоею и красотой Твоею» (Пс 44:3). С другой, в Книге пророка Исаии сказано: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2).

Антропологи считают, что реальный Иисус вряд ли был красив и выделялся среди других – иначе в Новом Завете это непременно было бы упомянуто. К примеру, Библия недвусмысленно описывает красоту Моисея и Давида.

Британский антрополог Ричард Нив воссоздал примерный облик семитов из Галилеи времен Христа по строению черепов – вот так примерно мог выглядеть сам Иисус.

Историк и археолог Джоан Тейлор в своей книге 2018 года «Как выглядел Иисус?» тоже заключает, что он обладал самой заурядной внешностью. Вероятнее всего, был невысокий (примерно 170 см), худой и жилистый, с черными короткими курчавыми волосами, короткой бородой, карими глазами и смуглой грубоватой кожей (возможно, более темной, чем у соплеменников, поскольку плотничал и много странствовал под палящим солнцем).

В Библии описано о чудесном рождении Спасителя. Также в Священной книге описан эпизод в храме. Там Христу 12 лет. А далее Иисус проявляется уже тридцатилетним. И нигде нет ни одного упоминания о том, где он провел целых 18 лет.

Из Яндекса.

Церковь на этот вопрос говорит просто – данное время из жизни Спасителя для людей не важны, поэтому и описания этого периода нет в Библии. Но как так, данный человек всего за три года изменил жизнь на Земле, причем кардинально. При этом считается. Что каждое его слово, жест поучителен. Каждый его поступок для потомков и последователей является драгоценным.

И оказывается, что большая часть его жизни для нас должна быть малоценной. А что если в этих 18 годах скрывается нечто такое, что может еще раз изменить судьбу планеты.

Такая мысль приходила многим лицам, среди которых историки, независимые исследователи, религиозные деятели. Они написали многочисленные труды, в которых пытаются дать ответ на этот вопрос. Вот лишь небольшой список означенных работ:

  • «Раскрыта тайна утерянных лет Иисуса». 1962 г. автор – преподобный К.Р.Поттер;
  • «Иисус умер в Кашмире». 1976 г. автор – Андреас Фабер-Кайзер;
  • «утерянные годы Иисуса». Автор – Элизабет Клер Профит;
  • «Тайна Иисуса». Совместное творчество – Дика и Жанет Бок;
  • «Иисус жил в Индии». Автор Холджер Керстен.

И это, как я написал, всего лишь малая толика исследователей данного вопроса. Как вы, наверное, заметили, практически все авторы упоминают Индию, как место, где Христос провел 18 лет. Но почему этого нет в Библии? Вот что об этом говорит Жанет Бок: «Постепенно мы пришли к выводу, что описание этих лет отсутствует потому, что кто-то изъял их из летописей и из Библии. Невозможно представить себе, чтобы Иисус появился в Галилее в возрасте 30 лет и скрыл большую часть своей жизни от своих учеников, которых любил и которых просил следовать за ним. Невозможно поверить и в то, что эти годы были столь мало значащими, что о них не стоило упоминать ни слова…

Так мы всё больше склонялись к тому, что в какой-то момент все сведения об этих годах его жизни были уничтожены. При изучении документов ранней христианской церкви становится очевидным, что первые церковные соборы, особенно Никейский собор 325 года, изменили многие положения христианской доктрины. Остается признать, что описания неизвестных лет Иисуса были вычеркнуты потому, что не соответствовали политическим устремлениям растущей церкви».

Тут стоит упомянуть, что самый ранний из всех существующих текстов Нового Завета, Codex Sinaiticus, датируется только 331 г. от Рождества Христова. Получается, что написан он через 6 лет после вышеупомянутого Никейского Собора. И более нет ни одного манускрипта, с более ранней датой написания. А те, что имеются, признаны официальной церковью фальшивками.

Из Яндекса. Н.Нотович.

Возвращаясь к теме. Как уже было сказано, все авторы уверены, что Иисус провел «потерянные» года в Индии. Некоторые даже уверены, что Христос там даже похоронен, что он не умер на кресте. А прожил после Голгофы еще много лет в Кашмире (Индия), оставив после себя потомство.

Первым об этом заговорил русский журналист, исследователь и путешественник Николай Нотович. Он 1894 г. выпустил книгу «Неизвестная жизнь Иисуса Христа».

Из Яндекса. Книга Нотовича. выпуск 1910 г.

По сути, наш соотечественник был первым, кто открыто заявил, что Иисус провел много времени в Индии, при этом предоставив довольно убедительные доказательства своих слов.

Все началось в 1887 г. во время его путешествия по Востоку. По время посещения буддийского монастыря в Лехе он от местных монахов узнал об одном интересном документе. В нем рассказывалось о жизни святого, носившего имя Иса. Данное имя – Иса – является корнем санскритского слова Ишвар, что в переводе означает Верховный правитель. Если же брать арабский, то имя Иса соответствует латинскому Иесус или русскому Иисус. Нотович все это знал, поэтому пройти мимо такого факта не мог. Журналист понял, что в этом монастыре данные записи имеются, и он решил умаслить настоятеля редкостными в этих краях вещами. Он подарил настоятелю будильник, термометр и часы. Увы, подношения приняли, но свитки не показали.

Но русскому путешественнику помогло несчастье – при отъезде из монастыря верхом на лошади он упал с нее и повредил ногу. Пришлось ему вернуться обратно. Нога «заживала» долго и журналист впал в уныние. Настоятель, видя такое положение дел и желая ободрить русского журналиста, показал ему два старинных тома. Увы, написана она была на языке пали, которого Нотович не знал.

Но, тут опять «помогла» поврежденная нога – она «зажила» только после того, как Нотович нашел переводчика и он ему перевел текст. На основе данного перевода Нотович и написал свою книгу.

Опус русского журналиста можно считать художественным вымыслом, если бы не отношение к данной книге церкви. К примеру, кардинал Ротелли при встрече с Нотовичем прямо ему сказал: «Церковь и так страдает от новой волны атеистической мысли. Поэтому ваша книга преждевременна и мир не готов услышать ее».

Также при посещении Ватикана, журналист показал свои записи одному из приближенных к Папе кардиналов. В ответ услышал следующее: «Кому нужна эта публикация? Вы просто наживете себе множество врагов. Но если вас интересуют деньги…». То есть Нотовичу представитель Святого Престола предложил банальную взятку, в обмен на то. что он не опубликует свою книгу. Понятно, что раз книга вышла, русский журналист отказался от денег.

Нотович также узнал, что в архивах Ватикана хранятся несколько десятков старинных рукописей, в которых описывается история Иссы. Данные рукописи, по предположению журналиста, были привезены многочисленными миссионерами. Одним из первых был Святой Фома, один из 12 апостолов.

Естественно, что рукопись Нотовича вызвала много шума. И многие ей не поверили. Ведь она переворачивала все в христианстве. И вот в 1922 г. Свами Абхедананда, решил проверить достоверность сведений русского. До этого он относился к ним скептически. Но из поездки на Тибет он вернулся сторонником Нотовича. В своих воспоминаниях он указал, что ему дали прочитать рукопись в переводе на его родной язык – бенгали.

Однако скептики утверждали, что и Нотовича и Абхедананда ввели в заблуждение хитрые монахи. Ведь оба исследователя не знали языка пали, на котором написаны рукописи и им могли перевести все что угодно. Но сомнения рассеяли отец и сын Рерихи. Юрий Рерих (сын) знал множество диалектов Индии, в том числе и пали. И в услугах стороннего переводчика не нуждался. Рерихи прочитали текст, сделали выписки из него. Об этом можно прочитать в их дневниках.

Так что они смогли доказать, что книга Нотовича не просто фантазия автора. Но церковь все это отвергает. В противном случае история христианства будет сплошь фальшивкой. И мне думается, что церковь волнует не то, что Иисус похоронен в Кашмире, а то, что там проживают его возможные потомки. И если это правда, то они по статусу выше, чем все церковное руководство. Ведь они являются потомками бога. А вы что думаете об этом?

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Проблема историчности Иисуса Христа: Иисус Христос миф или реальность»

Выполнила:

студентка III курса

2010

Введение…………………………………………………………………………..3

Источники о жизни Иисуса Христа……………………………………………..4

Жизнь Иисуса Христа: от рождения до воскресения………………………..…7

Мифологическая школа…………………………………………………………11

Историческая школа…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы …………………………………………………..…………17

Введение

Иисус Христос остается одной из самых таинственных и необъяснимых личностей мировой истории. Феномен его по-прежнему не раскрыт и не объяснен, хотя о нем написано много книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было.

Вопрос об Иисусе Христе как исторической личности уже много веков является камнем преткновения богословов и ученых.

Одни основатели религии существовали в действительности, о других до сих пор идут споры.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, как о Боге-Сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывают немало сомнений. (2).

Для верующих Иисус Христос — сверхъестественная эсхатологическая фигура, справедливый судия и царственный правитель, появляющийся в «конце дней», при крушении нынешнего «греховного мира». И в то же время он Сын Божий, второе лицо Святой Троицы полное и всеобъемлющее олицетворение Бога, мистическим образом присутствующее в повседневной жизни, с которым верующий может говорить, общаться, прибегать к его защите, получать наставления, страшиться его гнева.

Цель работы: проанализировать источники и воззрения историков на проблему историчности Иисуса Христа.

Задачи:

1. изучить источники о жизни Иисуса Христа;

2. рассмотреть представления исторической и мифологической школ;

3. изучить «Новый завет».

Проблема исторического Иисуса Христа — это, прежде всего проблема источников наших знаний о нем. В зависимости от положения дел в этой сфере меняется взгляд на основателя христианства как на историческую фигуру.

Источники о жизни Иисуса Христа

Исторические источники, отнесенные к I веку н.э. не зафиксировали ни имени Христа, ни событий связанных с ним. Первые упоминания о Христе находим в литературе, относящейся к началу ІІ века н.э., в частности у Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Лукиана из Самосаты.

Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков — Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.

Иосиф Флавий — виднейший иудейский историк I века (род. около 35 г. по Р. X.), оставивший два больших труда на греческом языке — «Иудейская война» и «Древности иудейс­кие». В них имеются три упоминания о Христе и о близких ко Христу евангельских персонажах.

Одно из них, подлинность которого никем не оспаривалась, относится к Иоанну Крестителю. Флавий говорит об Иоанне как о личности, хорошо ему известной и пользующейся популярнос­тью. Именуя его «праведным мужем», историк сообщает о его проповеднической деятельности, о том, что он был казнен Иро­дом.

Но наиболее подробным, наиболее известным и возбуждав­шим научные споры является следующий отрывок «Иудейских древностей», посвященный Иисусу Христу: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать челове­ком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огром­ное множество других чудес относительно него. И племя христи­ан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».

Этот текст фигурирует во всех сохранившихся списках труда Флавия, а также приводится Евсевием Кесарийским в его Церков­ной истории. Большинство исследователей издавна сомневались в подлинности этого текста, слишком «христианского» по содержа­нию и стилю.

Утвержда­лось, что данный отрывок представляет собой интерполяцию, т.е. был вставлен в текст Флавия неким христианином-переписчиком, считавшим, видимо, полезным дополнить иудейского историка, «забывшего» сообщить о божественном Основоположнике хрис­тианской религии.

Отсюда делали вывод, что Флавий вообще не упоминал об Иисусе, это служило косвенным аргументом в пользу отрицания историчности Иисуса Христа.

К другому источнику можно отнести Талмуд — книга, пользующаяся высочайшим авторитетом в иудаизме, представляет собой набор разнообраз­ных исторических сведений и преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к различным текстам Торыи других ветхозаветных книг. Талмуд создавался в еврейской диаспоре с III по VI вв. по Р.Х.

Талмуд составлялся в антихристиански настроенной еврейской среде, и можно с уверенностью предположить, что буквально все его упомянутые в нем и безымянные авторы относились ко Христу и к христианству враждебно.

Если бы существование Христа являлось плодом измышления адептов христианского учения, то противникам есте­ственно было бы обвинить их в явной лжи. Ведь многие из авторов поучений и повествований Талмуда жили в I в. по Р.Х. и, следова­тельно, были современниками Христа и его ближайших учеников.

Другим методом борьбы с христианством могло быть замал­чивание существования Христа. Однако Талмуд, напротив, его подтверждает, вступая в полемику против христианства и Его Основателя, нередко насмехаясь над Ним. В трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжении сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восста­ние; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Также известны свидетельства из язычных источников. Например, Тацит, дает отрицательную оценку христианам. Римский историк Светоний (70-140) известен как биограф императоров. Описывая жизнь Клавдия, он сообщает: «Иудеев, которые по подстрекательству Христа заводили всякие смуты, он (император) изгнал из Рима”.

Жизнь Иисуса Христа: от рождения до воскресения

Иисус родился в Иудеи на территории современного государства Израиль. Евангелия ничего не сообщает о годе, месяце и дне рождения Иисуса.

Большинство христианских конфессий исповедует непорочное зачатие Христа (от Святого Духа) и считает сверхъестественным не только зачатие, но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии.

Иисус родился в Вифлееме куда Дева Мария вместе со своим мужем Иосифом пришли для переписи населения. В это время Вифлеем был полон народу, поэтому Мария и Иосиф вынуждены были остановиться во хлеву, где и родился Иисус.

После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф.2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

Младенец Иисус был приведён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда, предписанного в законе Моисея, «чтобы каждый младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу».

Навстречу вышел старец по имени Симеон, встретил Марию и Иосифа с младенцем Иисусом на руках, обратился к ним с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец»

Примерно в 30 летнем возрасте Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Крещение предполагало погружение человека в виду как начало новой духовной жизни.

По одному из Евангелие сообщается о том, что Господь-Бог явился во сне Иосифу и велел назвать сына именем «Иисус».

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус был трижды искушен дьяволом. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф.4:13). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, всем существом своим любить Бога (в постоянном покаянии (Лк.15:1—32, Лк.18:10—14)); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах милосердия (Мф.25:31—46)); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством причащения (Ин.6:48—58)). При этом не любить мира и всего, что в мире (т. е. чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Вместе со своими учениками Иисус путешествовали по Галилее, Самарии, Десятиградию, бывали в пределах Тира и Сидона. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *