Домонгольская культура

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий вес, что было создано умом и руками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве отдельных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру XIII—XV вв.— времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти XVIII в., середины — второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. ratio — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.

Истоки русского культурного развития

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении кульру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности

Письменность и просвещение

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия».

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стоя успе»,— написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова»,— сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о семейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых — Авт.) нет…»), и любовное письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель — Авт.) Игнат Моисеев») и т. д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество

От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения Русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»).

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура

Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31×31 см и толщиной 2,5—4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены

Схема четырехстолпного крестово-купольного храма:

  1. Купол
  2. Столпы
  3. Алтарь
  4. Хоры
  5. Алтарная преграда

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50x50x50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерли неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikōn — изображение, образ). Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Владимирская Божия Матерь — одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в.)

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако приведенное деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры — это результат осознанной человеческой деятельности, и в то же время практически любое явление духовной культуры выражается в конкретной вещественной форме (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т. д.).

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами.
В XII-XIII вв. из-за упадка Киева и политического обособления отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, была создана основа для последующего культурного развития.

Материальная культура. Занятия и быт

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах — рало (пахотное орудие типа плуга), плуг, борона, в лесной полосе — двузубая соха, борона-суковатка.

Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное дело: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники ел и копий.

Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью (заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом) или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, перстни, браслеты, кресты, медные и серебряные блюда и кубки.

Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканью или зернью. Скань — узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь — узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью. В Древней Руси умели делать и стеклянные украшения. Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно.
Столь же широко распространилось плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей — всего до 70-ти.

Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей — бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя — из соболя или другого дорогого меха. Только князья могли носить длинные, до пят, плащи (корзно).

Фольклор

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве — фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды.

К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, скатерти-самобранке и т. п.

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах — Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

Письменность и литература

Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы (У славян существовал и другой алфавит, создание которого также часто связывают с именем Кирилла, — глаголица. Однако кириллица распространилась значительно шире). Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 — 1057 гг., Изборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты ХI-ХII вв. Среди них — частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.
В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV — XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.

Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского Монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев, которые отнюдь не бесстрастно наблюдали за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» (1117) создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Крупнейшие центры летописания в XII в. — Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание новгородская летопись уделила событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Летописи здесь создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.

Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со «старшими» городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и Всеволода III Большое Гнездо изображали почти как святых.

Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи характерна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.

В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимания единства Руси и потому всякий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, опивали, главным образом, местные события. В определенной степепени это сужение кругозора компенсируется более пристальным вниманием к повседневной жизни.

Сознание единства Русской земли — ведущая тема литерары XII — XIII вв. Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. (Существует и принципиально иная датировка «Слова о Полку Игореве». Согласно мнению А.А.Зимина и ряда поддержавших его ученых, «Слово» было создано в XVIII в. в подражание поэтическому произведению конца XIV в. «Задонщина»). Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю. Самыми выдающимися частями «Слова о полку Игореве» являются «Плач Ярославны» и «золотое слово» киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единству.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них — «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение» игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

На рубеже XII — XIII вв. было написано «Моление Даниила Заточника», отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Автор его жил во Владимиро-Суздальской земле и был, по-видимому, княжеским дружинником или зависимым от князя человеком. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярстве, презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Даниил Заточник, как и другие авторы XII — XIII вв., выражает тревогу за судьбу Русской земли, раздираемой княжескими усобицами.

Архитектура

С принятием христианства на Руси стали возводиться храмы. Первые из них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.).

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан (цилиндр или многогранная верхняя часть здания) опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками (Фреска — роспись водяными красками по сырой штукатурке).

Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора — фрески, богатых мозаи к здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская — сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве и Новгороде возводились и монастырские каменные церкви. Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

В XII в. быстро развивалось каменное строительство, поскольку становившиеся самостоятельными князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие. Вместе с тем большинство каменных церквей значительно уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово-купольный храм.

Два направления в архитектуре XII — XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли поражает исключительным изяществом пропорций, легкостью, устремленностью ввысь.

Изобразительное искусство

С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов Фресками и мозаиками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская», созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью существовала и книжная миниатюра, мастера которой достигли больших высот.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия.

Изобразительное искусство ХII-ХIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры — более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески — роспись в церкви Спаса на Нередице.

Фрески имели и владимирские храмы, но сохранились лишь единичные их образцы.

Обратить внимание

Желательно плавно переходить от одной части ответа к другой, а для этого необходимы связки. Так, рассказывая о материальной культуре, а затем о фольклоре (явлении духовной культуры), необходимо упомянуть об отражении в народном творчестве повседневной жизни.

Не стоит перечислять все известные архитектурные памятники или произведения изобразительного искусства — важно показать характерные особенности древнерусского искусства.

Письменность

Для Киевской Руси был характерен высокий уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространилась на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка. В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписыванию книг и переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир инициировал создание школ для боярских детей и детей дружинников.

Умение читать и писать в Киевской Руси считалось престижным. Недаром летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа, французского короля, ставившего вместо подписи крест.

Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха. Убеждая своих детей не лениться, Владимир Мономах советует им не забывать того доброго, что они умеют, а чего не умеют, «тому учитесь», ставя в пример своего отца, который знал пять иностранных языков.

О широком распространении грамотности на Руси свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI-XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Материал для книг — пергамент — специально выделанная кожа, обычно телячья, был очень дорог. Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана, сколько нарисована по строгим правилам — уставу. Отсюда и название основного типа русского письма XI-XIII вв. — устав. Заказчиками книг могли быть только очень богатые люди, поэтому не жалели средств на украшения, великолепные иллюстрации, заставки разных цветов с использованием золота, изысканные и затейливые инициалы. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» были собраны разнообразные произведения — религиозные, философские, поучительные и т. д.

К XI в. относится зарождение русской литературы. В первой половине XI в. возникло русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись — «Повесть временных лет» — была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея «Повести временных лет» глубоко патриотична — единство русской земли. Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия, наполненное множеством реалистических бытовых деталей.

Другое произведение Нестора — одно из первых житий Бориса и Глеба «Чтение о житии и о погублении» этих князей.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона, первого киевского митрополита — русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049 г.) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю (основная задача произведения), но и всю Русскую землю. Не только христианин Владимир, но и язычники Игорь и Святослав прославляются им как мужественные воины, известные во многих странах.

Новый жанр представлял собой «Хождение» игумена Даниила — описание его путешествия в Палестину, совершенного в 1106-1108 гг. Автор подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии. В своих описаниях он стремится к особой точности, приводя в саженях и даже пядях размеры тех или иных сооружений. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем всей Руси, от имени Русской земли он поставил свое «кандило» у «гроба Господня».

Архитектура

К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Строительство было завершено в 996 г. Византийскими архитекторами ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор — замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, украшенной и мозаикой, и фресками. Остатки ворот сохранились до наших дней. В XI в. были построены каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях — Выдубицком и Киево-Печерском.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.). В архитектурном облике Новгородской Софии угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Этот храм значительно строже киевского. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные. София стала символом Великого Новгорода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *