Домонгольский период на Руси

Домонгольский период

I – домонгольский период,

II – период в условиях монгольского ига.

Второй период не означал ни оккупации, ни полной ликвидации управления княжеств. При этом каждая из частей Киевского государства находилась в разных условиях, формировала различные типы властных отношений, формы государственного управления и службы.

Северо-Восточная Русь,в которой и родилось первое Московское царство, в наибольшей степени находилась под непосредственным монгольским влиянием, здесь развивались центральные события рождения нового государства и свержения монгольского ига.

Домонгольский период

Княжеская власть в середине ХII в., особенно во второй его половине, изменила свой характер. Киев перестал быть стольным городом и не играл прежней роли среди новых политических образований. Во второй половине ХII в. удельные князья, занимая киевский престол, не покидают своих княжений, своей опоры – вотчины.

Каждый из уделов превращался в обособленную политическую систему,с собственной иерархией землевладельцев (князей и бояр), со сложнейшей системой взаимоотношений.

В разгорающейся борьбе крепнет новый политический центр Северо-Восточной Руси – Владимиро-Суздальская земля.

В Северо-Восточной Руси потребность в крепкой княжеской власти в период ига стала особенно актуальной. Первым, по существу независимым от Киева, князем Ростово-Суздальской (затем Владимиро-Суздальской) земли стал Юрий Долгорукий(княжил в 1125–1157 гг.). Столицей княжества он сделал Суздаль и вошел в историю как необычайно деятельный основатель многих городов (Юрьев-Польский, Дмитров, Москва), строитель церквей и монастырей.

Его сын Андрей Боголюбский(1157–1175 гг.), бывший с 1154 г. и князем Киевским, отказался даже жить в Киеве и избрал (после Ростова) Владимир-на-Клязьме местом постоянного пребывания (в Боголюбове рядом с Владимиром он построил себе замок, от него же получил и прозвание). Андрей воплотил те черты княжеской власти владимиро-суздальского типа, которые современникам дали основание характеризовать князя Андрея как «самовластца». Наступление на права бояр, оттеснение веча привели к заговору и убийству князя.

Однако его брат Всеволод, поименованный Большое Гнездо(1176–1212 гг.), добился наивысшего могущества Владимиро-Суздальской земли именно на путях укрепления личной власти и ослабления роли бояр, применяя и репрессии к ним под флагом расправы с убийцами брата.

Во Владимиро-Суздальской земле не было развито самоуправление, подобно Новгородской земле. Система управления строилась как дворцово-вотчинная во главе с дворецким (дворским).

Государство в удельный период представляло собой по устройству управления не что иное, как княжеское хозяйство.Действия управления по охране права и поддержанию законного порядка (суд, частью само законодательство) рассматривались как доходные статьи княжеского хозяйства, были сопряжены с известными сборами в пользу князя и его доверенных лиц.

На этом держаласьудельная администрация.Ее строй и происхождение обусловливались различиями в управлении тремя разрядами земель,находившимися во владении князя:

– непосредственно приписанные к княжескому дворцу – удельные;

– отдаваемые в частное владение лицам или церковным учреждениям – боярские и церковные;

– сдававшиеся в пользование горожанам и крестьянам за определенные повинности – тяглые или черные.

Соответственно этим разрядам земель строилось центральное и местное управление.

Дворцовое хозяйство управлялось следующим образом:

– дворцовые слуги и дворцовые земли – ведомство боярина дворецкого;

– дворцовые лошади, конюхи и дворцовые луга – ведомство боярина конюшего;

– различные угодья на княжеских землях, бортные леса (лесное пчеловодство), рыбные ловли, звериные гоны –ведомства чашника, стольника, ловчего.

Главные лица этих ведомств именовались боярами введенными. Они в силу важности их деятельности и непосредственной близости к князю составляли основу всей системы княжеской администрации.

Вопросы управления, выходившие из их компетенции, касавшиеся ряда ведомств, в том числе о войне и мире, о завещании князя и т.п., находились в ведении самого князя и решались совместно с частью или со всеми боярами, т.е. княжеской думой или советом боярпри князе. Этот орган не был государственным учреждением в собственном смысле слова, поскольку он не имел ни постоянного состава, ни регламента, но из него вырастали нормы обычного права, начала законодательства, а затем и постоянные поручения – приказы, выраставшие в дальнейшем в собственно государственное управление – приказную систему.

Происхождение центрального государственного управления из дворцово-вотчинного делает понятным то, что для великого князя, затем царя представители высшей администрации были холопами.

Частновладельческие и черные землиуправлялись наместниками,ведавшими административными округами – уездами, на которые делились значительные княжества.

Наместник управлял городом и станом, т.е. сельским обществом, находившимся в непосредственной близости к городу. Управление осуществлялось через

– тиунов,осуществлявших судебные функции;

– доводчиков, вызывавших на суд и готовивших соответствующие материалы;

– праветчиков,исполнявших судебные приговоры.

По происхождению это были дворовые люди, холопы управителей.

Взаимоотношения князя и местных управителей строились на основе системы кормления, т.е. натуральных сборов, вносимых обществами в определенные сроки: при въезде и два-три раза в год. Кроме того, пошлины вносились за отдельные управленческие акты. Такое доверительное управление предоставляло значительные возможности кормленщику, даже и при необходимости отчислений с корма в пользу князя и бояр введенных.

«Кормление – не вознаграждение за правительственный труд, а награда за службу придворную и военную, какая лежала на служилом человеке и отправлялась безвозмездно: управление городом или волостью не считалось службой» (В.О. Ключевский).

Сельские общества, в них находившиеся, назывались волостями и станами. Волости управлялись волостелями,почти независимыми от наместника, обладавшего лишь правом вершить суд по важнейшими уголовным делам в волостях.

Вече в Суздальской земле исчезает во второй четверти ХIII в., и затем словом «вече» называют восстания и заговоры.

Таким образом, в Северо-Восточной Руси закладывались предпосылки монархической системы правления.

В Юго-Западной Руси с начала ХIII в. происходит образование в 1199 г. Галицко-Волынского княжества. Эти земли в середине ХIV в. вошли в состав Литовско-Русского государства, где складывались традиции сильной роли аристократии в управлении, что характерно для ограниченной монархии.

Для южных княжеств характерным началом управления является значительная рольдружины. В летописях находим примеры того, как самоличное решение князя о выступлении в поход встречает отказ дружины.

Важным фактором, определявшим судьбы этих земель, было сильное боярство, владевшее основным земельным фондом, вследствие этого Галицко-Волынское княжество долго не делилось на уделы, а власть контролировалась Советом бояр.

Северо-Западная Русь – это прежде всего Новгородская и Псковская земли. В этой части русских земель возрастала роль веча,с ним была связана вся организация управления.

Технически вече работало так, что участие всех жителей (представителей) земли было невозможным:

– обширность земель,

– отдаленность пригородов,

– отсутствие времени (вече начинается практически сразу после объявления о созыве).

Вече имело свою канцелярию – вечевую избу, вечевых дьяков, печать.

Пригородные веча (для Новгорода Великого – это Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки, Бежичи, Торжок) политической власти не имели, они занимались вопросами местного управления.

Новгородская земля рано обрела политическую независимость (в 1136 г. из Великого Новгорода был изгнан киевский наместник – князь Всеволод Мстиславович), превратившись в своеобразную боярскую республику, что связано с ростом экономически и политически мощного боярства.

Три-четыре десятка боярских семейств определяли состав государственной администрации за всю историю Новгородской республики.

Бояре «Господина Великого Новгорода» – знатные крупные землевладельцы организовывали ремесленные и торговые предприятия, вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, были банкирами и ростовщиками.

Контроль над основными богатствами сопровождался выполнением боярами основных функций государственной власти на подвластных землях. Собирая подати и налоги, бояре сами не платили таковых. Бояре руководили вечем, контролировали деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц.

Государственная администрация состояла из бояр, которые избирали из своей среды высших должностных лиц и составляли Совет господ (в Пскове – «господа») – высший орган государственной власти, в который входили:

– новгородский архиепископ,

– посадник, тысяцкий,

– бывшие посадники и тысяцкие,

– сотские,

– кончанские старосты.

Во главе Совета стоял новгородский архиепископ, который

– избирался вечем (с 1156 г.),

– обладал духовной и светской властью,

– являлся хранителем государственной казны,

– ведал дипломатическими делами.

Члены Совета имели особые отличительные знаки.

Высшим должностным лицом был посадник – глава республики, выбираемый представителями одних и тех же родов, иногда эта должность переходит от отца к сыну. С начала ХII в. в течение целого века во главе управления стояла одна семья. Полномочия посадника таковы, что вполне сравнимы с княжескими:

– установление и отмена законов,

– судебная власть наравне с князем,

– преимущество власти в государственном управлении.

Тысяцкий – второе должностное лицо, в первую очередь,

– занимавшийся военными вопросами,

– командовавший народным ополчением (до ХV в. не было постоянного войска),

– ведавший торговыми делами,

– осуществлявший суды по ним,

– обладавший полицейской властью.

Князь в Великом Новгороде имел особый статус. Он избирался. Право избрания князя было признано княжеским съездом 1196 г. Главнейшая функция князя – военная (оборона). Место князя в государственном управлении определялось договором князя и города:

– князь обязывался «не замышлять войны без новгородского слова»;

– не назначать правителями волостей никого, кроме «мужей новгородских»;

– не имел права смещать должностных лиц без суда;

– не имел права судить без посадника;

– новый князь не мог изменить принятых до него решений;

– княжение прекращается либо добровольно, либо вече «указывало ему путь», т.е. изгоняло князя.

Основные черты государственного устройства Великого Новгорода свойственны были и псковскому управлению, но здесь были свои особенности:

– было два посадника,

– не было тысяцкого,

– правители в провинции назначались в двойном числе – один от князя, другой от веча.

Местное управлениеимело четкую структуру. Новгород делился на пять частей, Псков на шесть, которые именовались концами. В пору расцвета в Новгороде концы группировались по территориальному признаку на две стороны. Левобережная по р.Волхов сторона – Софийская, включала три конца, где находились собор св. Софии и двор архиепископа, и правобережную – Торговую, включавшую два конца.

Политические позиции и экономические отношения сторон нередко принимали конфликтный характер, что приводило к одновременному созыву двух вече, т.е. имелась практика «вечевых партий». В каждом конце было свое вече.

Во главе новгородских «концов» стояли кончанские старосты. Их печатями скреплялись грамоты Великого Новгорода.

Концы делились на улицы, возглавляемые уличанскими старостами.

Города новгородской и псковской земель именовались пригородами, имели свои веча и посадников.

Вся территория Новгородского и Псковского государств делилась на пятины, каждая из которых подчинялась одному из концов города.

Пятины делились на волости, управляемые старостами, а волости на погосты.

Значение новгородского управления связано с созданием самобытной системы. Важные особенности управления, заключающиеся в ограничении власти князя, его зависимости от крепкого новгородского управления, привели к тому, что к ХIII в. Новгородская земля «не растаскивалась», как в других княжествах, и по территории превосходила все остальные княжества и земли Руси.

Монгольский период

Характер государственного управления и службы в русских княжествах, попавших под власть Золотой Орды, определялся следующим.

1. Степень подчинения и зависимости трех основных конгломератов русских земель была различной.

2. Воздействие монгольской системы управления приводило к изменениям в характере власти в русских землях как в результате диктата победителей, так и благодаря косвенному воздействию: заимствованию и воспроизведению стиля и черт монгольского управления. Как полагал Н.М. Карамзин: «Москва же обязана своим величием ханам».

3. Конкретные условия, складывавшиеся в результате переплетения задач выживания, борьбы княжеств и земель между собой, борьбы с внешними врагами и прежде всего с самой Ордой, также не остающейся в статике, были столь сложны, что делали невозможными простые решения в сфере управления.Пути для достижения прежде всего политических целей становились извилисты и неоднозначны.

4. Изменения в политическом весе различных княжеств и земель приводили в свою очередь и к корректировке форм и методов управления:

• терялась роль старых институтов,

• ожесточенная борьба приводила

– к рождению новых генераций государственных деятелей,

– появлению новых учреждений,

– а главное – к потребности в сильной единой власти.

Русские земли в условиях вассальной зависимостиот Золотой Орды сохраняли основы прежнего управления, но ордынцы установили право утверждения великих и удельных князей. Получение ярлыка (грамоты) на княжениесопровождалось целым рядом сложных, унизительных и опасных для претендента процедур. Они имели целью через психологический террор сломить волю, подчинить, сделать послушным орудием, продемонстрировать через чуждые и не приемлемые обряды (прыжки через огонь и т.п.) отношения господства–подчинения.

Князья, в свою очередь, ордынский ярлык использовали как способ своего утверждения.

Выдача ярлыков стала важнейшим орудием ордынской политики, направленной на разжигание соперничества, организацию политического давления и торга. Намеренно вмешиваясь в сложившийся порядок наследования ханы разжигали усобицы, используя их в качестве предлогов для вторжений. Сами князья часто «наводили» ордынцев для борьбы со своими соперниками, как раньше «наводили» половцев.

Главной целью Золотой Орды было налаживание и функционирование системы сбора данив подвластных землях.

Вначале это важнейшее дело поручалось откупщикам, утверждаемым ханом из числа мусульманских купцов.

Затем после неизбежных массовых злоупотреблений откупщиков с 1262 г. этим занялись чиновники ханской администрации.

В итоге в конце ХIII в. взимание дани было поручено русским князьям,за которыми надзирали ханские представители баскаки и даруги,имевшие значительные полномочия.

Баскаки не были представителями военно-административной формы владычества монголов на Руси, как это иногда утверждалось. Главные их заботы состояли в правильном проведении переписи населения (определение налогооблагаемой базы) и надзоре за правильностью сбора дани и ее доставкой хану.

Баскаки в уделах подчинялись Великому баскаку, сидевшему во Владимире. В начале ХIV в. баскаки были отозваны, что ограничило возможности Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

Церковь,с точки зрения ордынских представлений о месте религии, не подлежала налогообложению. Церковь не только не платила дани, но пользовалась самостоятельной юрисдикцией, имела свое представительство в Золотой Орде (с 1263 г.); в 1267 г. митрополит Кирилл получил ярлык, ограждавший от посягательств монгольских властей как саму церковь, так и ее владения.

В целом характер и формы зависимости Руси от Золотой Орды имели следующие черты:

1) установившиеся отношения Орды и Руси, принесшие огромные потери и тяготы, не приводили к ликвидации самостоятельности русских земель, имевших значительный исторический опыт государственности;

2) вассальная зависимость принесла значительное влияние ордынских порядков, вмешательство во внутреннюю политическую жизнь княжеств. Однако начала собственной государственной организации монголы не переносили и не внедряли на Русь;

3) собственная эволюция Орды и в конечном итоге ее распад создавали условия для решения задач самостоятельного политического развития русских княжеств.

| следующая лекция ==>
Порядок заключения договоров | Право в русских землях в удельный период

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 589;

Принятие Русью христианства. Киевская Русь в домонгольский период.

Предыдущая12345678910

Вопросы к первой рубежной аттестации по Истории.

1. Образование Древнерусского государства. Первые государственные образования на Северном Кавказе.

Образование Древнерусского государства.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей — дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр — в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманнское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян — Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) — самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Первые государственные образования на Северном Кавказе.

Не знаю

Принятие Русью христианства. Киевская Русь в домонгольский период.

Принятие Русью христианства

В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Сначала Владимир предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов, но эта попытка не увенчалась успехом. Однако молодому государству необходима была единая вера, которая служила бы как укреплению государственной власти, так и территориальному единству Древней Руси. Крещение на Руси имело и международное значение. Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее — и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в отдельных областях Руси были епископы, которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви — десятину.

Некоторые историки отмечают, что Владимир долго раздумывал над тем, какую из монотеистических религий принять в качестве государственной — христианство, иудаизм или ислам. Иудаизм не привлекал, в частности тем, что его исповедовал Хазарский каганат, стремившийся покорить Русь. Ислам был еще молодой формирующейся религией. Лишь христианство восточной византийской ветви, с ее соборной древнегреческой обрядностью, было ближе всего к общинно-коллективистской духовности славян.

Русь в домонгольский период.

К началу XIII века политическая ситуация на Руси полностью изменилась. На Руси возникает несколько соперничающих между собой политических центров.

Главным из них принято считать Владимиро-Суздальское княжество, именно к его князьям перешло из Киева великое княжение. Однако в начале XIII века оно политически было ничуть не сильнее соперников. Лишь столетие спустя именно Северо-Восточной Руси доведется стать связующим звеном между домонгольским и московским периодами русской истории.

Всеволод продолжал воевать против Волжской Булгарии, подчинил своей власти мордву и по-хозяйски распоряжался в соседнем Рязанском княжестве. Однако после смерти Всеволода в 1212 году началась борьба за престолонаследие между шестью его сыновьями, в которую очень скоро вмешался Новгород.

Ярослав Всеволодович, претендовавший на Новгород, захватил Волок Дамский и Торжок, запретив пропускать возы с зерном в Новгородскую землю, страдавшую от неурожая. Начался страшный голод, трупы лежали даже на улицах. Новгородцы обратились за помощью к опытному воину, правнуку Владимира Мономаха Мстиславу.

Мстислав, в свою очередь, попросил поддержки у родственников в Смоленске, Пскове и Киеве. В 1216 году в битве на р. Липице близ Юрьева — Польского новгородско-смоленские войска наголову разбили владимирцев, истребив несколько тысяч воинов, и отдали княжество ненавидевшему братьев Константину.

К побежденным отнеслись милостиво — Ярослава перевели на княжение в Переяславль — Залесский, а Юрия — в отдаленный Городец. Константину, однако, пришлось примириться с Юрием, потому что в Городец уехал и епископ суздальский и Владимирский Нифонт. Чтобы вернуть его, князья сошлись на том, что после смерти Константина князем станет Юрий. Несколько месяцев спустя Константин умер, и Юрий правил во Владимире вплоть до своей гибели в бою с монголами в 1238 году. В 1220 году Юрий Всеволодович организовал успешный поход на Волжскую Булгарию, в 1221 году основал Нижний Новгород, успешно воевал с мордвой. Экономическое процветание Новгорода обеспечивали прочные торговые связи с Западной Европой.

Но не все было гладко. В XIII веке новгородцы подверглись прямой агрессии со стороны Швеции и крестоносцев, закрепившихся в Прибалтике в начале XII века. Уже в 1212 году Мстислав Удалой отражал атаки Ордена меченосцев (известного также как Ливонский орден, впоследствии объединившегося с более сильным Тевтонским орденом) на западной границе Новгородской земли.

Третьим важнейшим центром предмонгольской Руси стало Галицко-Волынское княжество, простиравшееся от Карпат до Дуная. Возвышению его, как впрочем, и Северо-Восточной Руси, в немалой степени способствовал упадок Киева. Галицкое княжество не испытало такого натиска степняков, как южнорусские земли, и опиралось на давние связи с Польшей и Центральной Европой.

Княживший с 1153 года Ярослав Осмомысл вступил в жестокое противоборство с боярами, сторону которых приняли его жена княгиня Ольга и сын Владимир. Дошло даже до того, что Ярослав был арестован, верные ему половцы перебиты, а любовница сожжена на костре. Однако Осмомыслу удалось сохранить свою власть. Он не простил Владимира и оставил наследником сына своей погибшей любовницы — Олега. После смерти Ярослава в 1187 году в Галицкой земле мятеж вспыхивал за мятежом, и лишь спустя два года, бежав из заточения и заручившись поддержкой Фридриха Барбароссы, Владимир утвердился на престоле.

В 1199 году галицким князем стал Роман Мстиславич, до того княживший в Волыни. На короткое время ему удалось объединить под своей властью Волынь, Галицию и Киевское княжество. Однако в 1205 году Роман, постоянно воевавший с венгерскими и польскими феодалами, попал со своей небольшой дружиной в засаду и был убит.

Его четырехлетний сын Даниил едва избежал смерти после гибели отца: воспитатель вынес мальчика на руках через подземный ход. Лишь в 1234 году Даниилу удалось утвердить свою власть, а до той поры Галицко — Волынскую Русь раздирали усобицы, княжество распалось на уделы и в какой-то момент оказалось под властью Венгрии.

Политическая ситуация в Юго-Западной Руси находилась под сильным влиянием бояр и городов. Князья вынуждены были балансировать между городской верхушкой и крупными землевладельцами, которые держались очень независимо и вовсе не желали подчиняться центральной власти. В конце концов, это противостояние настолько ослабило княжество, что, пережив монголо-татарское нашествие, оно распалось и после смерти Даниила Романовича в 1264 году было поделено между Польшей и Литвой.

Предыдущая12345678910

«Откуда есть пошла Русская земля…»

СЛАВЯНСТВО

Первые упоминания о племенах, в которых уже можно определенно узнать славян, появляются в 6 веке нашей эры. Тогда они жили в центральной Европе (на территориях нынешних Чехии, Словакии, Венгрии, Польши). Кто были их предки, как они здесь оказались, откуда и когда пришли они сюда — до сих пор неясно .

Славяне были земледельцы, однако назвать их в полном смысле оседлыми трудно. Они распахивали участки земли и сеяли там пшеницу, просо, ячмень, а когда почва через несколько лет истощалась, переходили на новые места. Они заранее подпиливали деревья на новом лесном участке, а когда они высыхали, то сжигали сухостой, получая золу на удобрения. Это медленное продвижение постепенно расширяло зону обитания славян.

На юге — в балканских долинах — условия для жизни были весьма благоприятны, но это была территория Империи (Византии) и она охранялась линией крепостей. С 7-го века славяне вместе с тюрками начали прорывать византийскую оборону и массами расселяться на севере Балканского полуострова (на территориях современных Болгарии, Хорватии, Словении, Сербии, Боснии и Герцеговины). Проникновение же славян на восток (на земли будущей Древней Руси) было более долгим, но сравнительно мирным.

На восточной окраине Европы в это время жили финские, балтские и ираноязычные племена — такие же примитивные земледельцы, как и славянские пришельцы. Один из медленных потоков славянского переселения шел от Дуная через Карпаты к берегам Днепра. Славянские же племена, которые в будущем создадут Великий Новгород, двигались на восток с северного побережья Балтики.

В лесах и лесостепях места хватало всем, и, судя по всему, ославянивание этих краев прошло не завоеванием, а постепенной «диффузией». За несколько веков земледельческие племена восточной Европы слились («сплавились») в народ, который мы ныне называем «древнерусским».

Славянское большинство дало своим «внутренним» соседям язык, обычаи, и одновременно переняло у них многие трудовые и боевые приемы. Ужились славяне и с их богами — с балтским Перуном, с иранским Хоросом, которых веками почитали жители Киевской Руси наравне с «исконно» славянским Родом.

В среднем течении Днепра — там, где лесные чащобы постепенно переходят в ковыльную степь — долгое время не возникало ни городов, ни устойчивых племенных союзов. Это и неудивительно, — причерноморские степи вот уже много веков были торной дорогой для воинственных азиатских кочевников, которые волна за волной накатывались на Европу. Кочевые орды сметали на своем пути племена, имевшие неосторожность поселиться на степных плодородных черноземах. Но, начиная с 7-го века, этот «сквозняк» в причерноморских степях утих.

Соседи славян.

Распался Тюркский каганат — огромное объединение азиатских кочевых орд. Большинство из них сгинуло после этого без следа, но две орды сыграли большую роль в ранней истории славянства — болгары и хазары.

Тюркский народ — болгары кочевали около Азовского моря и под ударами соседей раздробились, и роды их разошлись в разные стороны. Те, кто укрылись в отрогах Кавказа дали начало современным балкарцам. А часть болгар откочевала на западный берег Черного моря, завоевала там оседлых славян и очень быстро растворилась в них, оставив новому народу лишь свое имя. Еще один осколок болгарской орды продвинулся на тысячу километров к северу, и осел на слиянии Камы и Волги — со временем он создал там богатое, развитое государство — Волжскую Булгарию. В Дунайской Болгарии победили славянский язык и культура, а на Волге господствующими стали тюркские язык и традиции .

А хазары сумели создать мощное государство с центром в низовьях Волги — Хазарский каганат. Хазары надолго — почти на три столетия — перекрыли путь в Европу ордам азиатских кочевников и обеспечили относительно спокойную обстановку для славян. Поэтому 9-й век стал временем образования славянских государств в восточной и центральной Европе.

Хазария

Первые славянские государства. Первым крупным славянским государством стала Великая Моравия (на территории современной Чехии). Чехи и моравы приняли крещение по римскому обряду. А из Византии были приглашены греческие монахи — создатели славянской письменности, христианские просветители братья Кирилл и Мефодий. Великая Моравия стала очагом распространения «кириллицы» среди других славянских народов.

Братья Кирилл и Мефодий составляют азбуку славянского языка и начинают переводить на него Священное писание

В конце 9-го века из Приуралья на запад стала откочевывать многочисленная орда венгров (она шла, гонимая другими кочевниками — печенегами). Венгры подошли к Киеву, но город сумел от них откупиться, и они пошли дальше на запад. Главный их удар пришелся по Великой Моравии, от которого она распалась. Венгры расположились вокруг озера Балатон, вытеснили тамошнее славянское население, и оттуда весь 10 век совершали опустошительные набеги на Европу (доходя даже до Испании). Со временем европейцы научились давать отпор воинственным конникам, и к концу 10 века венгры уже не решались на дальние рейды — они постепенно осели, занялись хлебопашеством и виноградарством, крестились и в 1001 году венгерский предводитель получил от римского папы королевский титул и корону.

Венгерское королевство глубоко вклинилось в славянский мир и отделило южных славян от их северных и восточных сородичей. Позже оттолкнула славян друг от друга и религиозная рознь между Римом и Константинополем, между католицизмом и православием — ведь они принимали крещение от противостоящих христианских центров.

В конце 10 века из осколков Великоморавской державы сложилось два христианских славянских государства — Чехия и Польша (население здесь крестили миссионеры из Рима).

Возникали и укреплялись славянские государства медленнее, чем германские на западе Европы. Объясняется это тем, что германские племена расселялись на территориях с давними традициями античного высокоорганизованного государственного управления, там жила память о государстве, где у большинства населения сохранилась привычка к подчинению законам государства. Большинству же славянских племен приходилось налаживать свою государственность вполне самостоятельно.

.

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Первый росток российской государственности появился на севере — на берегах озера Ильмень. Сюда никогда не заходили кочевые орды — им было не пробиться через сотни километров лесов и болот. Далеко были и сильные державы того времени, могущие претендовать на господство над этими землями. Опасность подстерегала со стороны Балтийского моря (в разгаре была воинская активность викингов), но центр своего края жители предусмотрительно выбрали в отдалении от Финского залива — морским конунгам незаметно и неожиданно подобраться сюда было трудно. Здесь возник город, в 10 веке получивший название Новгород.

Климат и окрестные почвы земледелию не способствовали. Главными новгородскими угодьями были не пашни и пастбища, а леса и тундры Севера. Богатство края составили экспортные продукты промыслов, высоко ценимые в те времена повсюду — меха , мед , воск диких пчел .

Жили в Приильменье разные племена — славяне, чудь, меря, весь. Хорошо были знакомы местным жителям и скандинавы. О каких-либо набегах викингов-варягов на эти районы неизвестно, можно лишь предположить, что от своих беспокойных соседей приильменцы предпочитали откупаться умеренной данью.

Мы практически ничего не знаем об обстановке, сложившейся здесь в 9 веке и можем лишь на слово верить позднейшей летописи, которая говорит о нередких межплеменных раздорах. В этих условиях приглашение князя «со стороны» было решением весьма практичным и выгодным во многих отношениях.

Торговля, особенно дальняя — было в те времена делом опасным. Отправиться без сильной охраны в ладье, груженой дорогим товаром, по рекам, через леса и степи значило обречь себя, как минимум, на верное разорение. Купеческие экспедиции больше напоминали небольшие армии, всегда готовые к бою. Они уходили все дальше, и одних «добрых молодцев» для охраны отдельных караванов становилось уже недостаточно — требовалось взять главные торговые пути под постоянный контроль и охрану на всем их протяжении. Нужен был князь с сильной дружиной.

Но признать князем кого-то из «своих» — из соперничающих племен и родов — было трудно. Легче оказалось согласиться пригласить чужака — человека без «корней», без опоры, от которого в случае чего можно было избавиться . На эту роль вполне подошел бродячий морской конунг Рюрик (Рорик). Согласно древнейшей отечественной летописи, случилось это в 862 году — и с этого года традиционно начинают отсчитывать время российской государственности.

Согласно той же летописи, сам Рюрик прокняжил в Приильменье до своей смерти, а его преемник Олег (Хельг) вместе с сыном Рюрика Игорем (Ингваром) и варяжской дружиной предпочли искать более удобного места и народа для княжения.

Что там произошло у варягов с приильмецами, летописец не сообщает, но об этом нетрудно догадаться, зная нрав новгородцев — активный, самостоятельный и строптивый. И в дальнейшем не один князь будет изгнан этой торговой республикой за самовластье.

Волжский путь был плотно прикрыт булгарами и хазарами, а в Поднепровье еще было просторно, — туда и направили свои ладьи варяги. Остановились они у приглянувшегося им «градка» под названием Киев, убили тамошних правителей и решили прочно обосноваться именно здесь.

Как показало будущее, решение Олега оказалось удачным. Земледельческое население окрестных лесостепей жило на границе с Диким Полем, в постоянном страхе, что какая-нибудь невесть откуда взявшаяся кочевая орда в одночасье превратит в пепел труды нескольких поколений — оно очень нуждалось в защите и отношение их к «дружинному» князю было гораздо более благожелательным, чем на севере. Само расположение Киева сулило князю немалые выгоды: город стоял на скрещении двух крупных торговых путей — Днепровского (из северной Европы в Византию) и северной ветки «Великого шелкового пути», по которому шли товары из восточной Азии (прежде всего, из Китая) в Европу. И непокорный Новгород крепко привязывался к Киевскому княжеству, поскольку нуждался в надежно охраняемом пути «из варяг в греки» и, кроме того, он не мог прокормить себя без южного хлеба.

Обосновавшись в Киеве, варяги начали брать под контроль соседние племена. Это не было «покорением» в привычном значении этого слова. Князь не становился для племен хозяином и господином — они брали на содержание его дружину в обмен на гарантию постоянной военной защиты. Они оставаясь при этом вполне самостоятельными в своей внутренней жизни: предводителями их оставались прежние племенные вожди, а споры решались не волей или законами чужака-князя, а в соответствии со стародавними, привычными традициями и обычаями. Не увеличились для них и материальные траты, поскольку точно такую же не слишком обременительную «плату за мир» некоторые племена выплачивали раньше хазарам (в год по серебряной монете и по беличьей шкурке «с дыма», со двора). Добровольно платили дань и те, кто был заинтересован в безопасности торговой дороги в Византию, — новгородцы ежегодно посылали киевскому князю 60 кг серебра. Принуждать силой к выплате дани варягам пришлось (более века) только племена, обитавшие в отдалении от Дикого Поля и незаинтересованные в дальней торговле.

Подавляющее большинство населения складывавшейся «империи Рюриковичей» видело князя максимум раз в году, когда он зимой вместе с дружиной объезжал контролируемую и защищаемую им территорию — собирать дань. Размеры ее вряд ли были слишком обременительны, а попытки князя самовластно взять «лишнее» могли кончиться для него плачевно (Ингвара-Игоря древляне за это разорвали между двумя березами).

Каждую весну к Киеву собирались лодки и ладьи со всех рек днепровского бассейна и здесь формировался большой торговый караван, который под варяжским конвоем отправлялся в Царьград-Константинополь. По обоим берегам Днепра караван стерегли кочевники, они преследовали его и по берегу Черного моря вплоть до Болгарии, — без сильного варяжского конвоя пробиться к Византии было невозможно.

Если бы за караванами не стояла вооруженная сила нового Русского государства, то нелегко приходилось бы купцам и в самой Византии. Киевские князья время от времени отправлялись в Империю сами, во главе своей дружины и дополнительно наняв варяжские отряды, и вооружив добровольцев из местного населения.

Овладеть великим городом такому войску, конечно, было не по силам, но пришельцы жгли и грабили окрестности, поэтому греки предпочитали откупаться от северных варваров богатыми подарками. Князьям, однако, важнее было получить от императоров гарантии безопасности и удобств торговли для своих купцов, — каждый такой набег завершался торговым договором.

Прибыльнейшей статьей экспорта с Руси в Константинополь были рабы — захваченные в военных походах пленники. В Царьграде торговали рабами, мехами, медом и воском, а закупали там качественные ткани, вино, золото, украшения.

И вплоть до конца 10 века главным делом киевских князей были дальние военные походы за добычей и «полоном».

Последним знаменитым завоевателем был Святослав, пытавшийся расширить пределы своей земли далеко на юг и на восток. Ему удалось добить ослабевшую Хазарию, но выгоды от разгрома давнего соперника были весьма сомнительны — на нижней Волге образовалась «брешь», в которую беспрепятственно хлынули гораздо более опасные для Руси кочевники-печенеги. Южное наступление Святослава также было успешным (он даже собирался перенести свою столицу из Киева на Дунай). Это очень обеспокоило Империю и ромеи взялись за воинственного князя всерьез — русы были вытеснены из Болгарии, а с самим Святославом византийцы расправились, выдав печенегам путь его возвращения через степь в Киев — князь был убит и печенежский хан, в надежде наследовать его храбрость, пил вино из его черепа.

Территория, которую контролировали варяжские князья, к концу 10 века в основном определилась, племена ее населявшие начинали постепенно сознавать свою общность в рамках единой власти. Князья укоренялись, избавлялись от психологии «находников», появлялось чувство ответственности за страну, — на первый план для них выходит стремление объединить и внутренне обустроить свое разноплеменное государство. Дав стране свое имя — «Русь» — варяги довольно быстро ославянились — уже внук Рюрика получил славянское имя (Святослав).

Новые отряды скандинавов, приходивших на Русь в поисках военной удачи, встречали здесь у своих бывших единоплеменников-князей все более прохладный прием, — те смотрели на них только как на беспокойных наемников и старались как можно скорее от них избавиться.

Решительный и вполне осознанный поворот князей к внутреннему укреплению своего государства начался с сына Святослава — Владимира.

.

ЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И РАЗДРОБЛЕНИЕ ВЛАСТИ

Крещение Руси.

Верования племен, оказавшихся в границах Киевской Руси, были обычны для народов, выживание которых целиком зависит от природных условий, которые еще не противостоят природе, а «встраиваются» в нее. Обожествлялись солнце и влага. Реки и озера, леса и поля, жилища и хлевы густо «заселялись» сверхестественными существами — большими и малыми. Защиты от них искали у умерших предков, которые непосредственно общались с духами природы. Жизнь после смерти очень походила на земное существование. Благополучие племени, рода зависело от жертв природным богам (а до конца тысячелетия сохранялись и человеческие жертвоприношения — по жребию). В каждом племени почитались свои боги, в каждом роду — свои предки.

Сначала Владимир попытался создать в своей столице общегосударственное святилище языческих богов — «сплавить» местные верования в единую религию и поставить во главе племенных богов покровителя княжеской власти «громового» бога Перуна. Вскоре, однако, Владимир свои намерения переменил — он решил ввести на Руси новое общее верование — христианство.

К тому времени в Европе единственным государством, не принявшим крещения, оставалась Киевская Русь. Это ставило ее князей в неравноправное положение в отношениях с правителями христианских государств. Крещение же ставило киевского князя на равную ногу даже с самим византийским императором. Крещение вводило страну в европейский мир, открывало путь к культуре (на первых порах хотя бы к обычной письменной грамотности).

В отличие от более западных государств у Руси не могло быть колебаний, от какого из двух христианских центров принять новую веру — из Рима или из Константинополя. Как на западе Европы «все дороги вели в Рим», так на восточноевропейской равнине «все реки текли в Царьград».

Созревшее решение Владимир сумел провести с максимальной для себя политической выгодой — он заключил при этом очень престижный брак с сестрой византийских императоров. В 988 году он потребовал от киевлян пройти всеобщий обряд крещения в днепровской воде — столичные жители подчинились. Вслед за этим массовые крещения прошли и в других областях Русского государства.

Крещение Руси проходило, как правило, мирно. Судя по всему, вряд ли население проникалось тогда его глубоким внутренним смыслом и воспринимало его как “княжье” мероприятие.

Сопротивление княжескому диктату оказали, как всегда, лишь новгородцы. После того, как посланный киевским князем епископ «требища (жертвенники) раззори, идолы сокруши и Перуна посече», возмущенные новгородцы устроили бунт, который пришлось усмирять самым жестоким образом.

Какой-либо организации профессиональных жрецов, которые могли бы непримиримо отстаивать традиционные верования, у племен не сложилось, так что, сопротивление новой религии вряд ли могло быть долгим и упорным. Да и вряд ли в массовом сознании крещение воспринималось именно как перемена веры — язычники попросту добавили христианского Бога к традиционному набору своих природных божеств. Со временем христианский Бог вытеснял из их верований верховных языческих богов, но еще и тысячелетие спустя Он мирно уживался в их головах с бесчисленными божками-покровителями, которых они называли уже христианскими святыми.

Старые боги не умирали, но оставались жить рядом с христианской Троицей, Богоматерью и святыми (или перевоплощались в новые — христианские — облики). Языческие обычаи, обряды и суеверия на века сохранились не только в деревнях, но и в городах. Христианские церковные службы воспринимались скорее как полуколдовские магические обряды поклонения верховному небесному покровителю. В этом отношении древние русичи ничем не отличались от других новообращенных народов — в западноевропейских странах похожая ситуация сохранялась вплоть до эпохи Реформации в 16 веке.

На этой заре русского христианства лишь немногим открывался истинный смысл нового учения, и лишь единицы понимали, что в это время страна выбрала свою будущую судьбу.

После крещения под княжеским покровительством в Киевской Руси создается церковная организация. Русская церковь родилась как составная часть византийской — она подчинялась решениям ее соборов, своим верховным главой считала константинопольского патриарха. Патриарх назначал главу русской церкви — киевского митрополита (как правило, присылался ученый монах-грек). Митрополит назначал в города епископов, а те, в свою очередь, благословляли на служение приходских священников.

Повсеместно строятся храмы, в которых начинаются регулярные богослужения. Большинство первых храмов — домашние церкви в хоромах княжеских приближенных, но со временем появлялось все больше приходских церквей для жителей городских кварталов. Ощущалась острая нехватка христианской литературы, богослужебных книг и особенно — грамотных людей, которых можно было бы поставить на священство. Владимир приказал отдать в книжное учение несколько сот киевских мальчиков (их матери при этом плакали по своим чадам, как по мертвым).

Неоценимую помощь в деле христианизации Руси оказала Болгария. Она была крещена от Византии веком раньше и там уже существовала обширная христианская литература в переводе на понятный киевлянам церковнославянский язык. Болгария стала посредницей в просвещении Руси византийской христианской культурой, в становлении древнерусского литературного языка.

Грамотность, просвещение аккумулировали первые на Руси монастыри. Люди, осознавшие греховность своей мирской жизни и жаждавшие небесного спасения уходили в монахи, и их жизнь становилась для окружающих первым зримым примером соблюдения новых моральных норм.

Первый свод законов. Раньше конфликты между людьми регулировались так называемым «обычным правом» — неписаными традиционными обычаями племен. Применением этих правил ведала сельская община.

Однако к 11-му веку появилось много людей, с общиной уже не связанных — горожан, «княжих» людей. Для них князь Ярослав Мудрый разработал первые государственные законы — Русскую Правду. В этом кратком своде законов отсутствовала смертная казнь даже за самые тяжкие преступления, наказанием за все виды преступлений были лишь штрафы и церковные покаяния.

Раздробление Киевской Руси. Потомки Рюрика, умножавшиеся с каждым поколением, смотрели на Киевскую Русь как на свое коллективное владение. Старший в роде занимал киевский «стол». Все остальные земли со своими главными городами подразделялись по степени богатства и престижности, и князьями там сидели рюриковичи по степени родового «старейшинства». Ни в одной из земель княжение не было наследственным.

После смерти какого-либо князя на его место из другой земли приезжал со своей дружиной следующий по старшинству член единого княжеского рода, а на его прежнее место также вставал следующий младший князь и т. д. Когда умирал великий князь киевский, перемещение князей из города в город становилось всеобщим.

Система эта была сложна, а со временем запутывалась все больше. Кроме того, какой князь куда «сядет» — зависело и от горожан, от их предводителей. Часто города изгоняли своего «законного» князя и приглашали того, кто им подходил больше, не считаясь с их семейными правилами. Бесконечные споры князей — кому куда «садиться» — все чаще выливались в кровавые столкновения их дружин.

История Киевской Руси начиная с 11-го века предстает в летописях непрекращающейся и бесконечной чередой распрей, княжеских походов друг на друга, братоубийств, ослеплений, насильного пострижения в монахи, приводов на Русь военной подмоги и с запада (поляков, венгров), и степняков (половцев).

Каждый князь был в городе и земле временным «находником», он с его жителей «кормился» ими управлял, но не чувствовал необходимости быть рачительным хозяином вверенной ему области. Население страдало и от междоусобных войн, и от самовластья князей-временщиков — единство Руси стоило дорого.

Тем временем Русская земля за два века стала богаче, производительней. Земледельцы осваивали железные орудия труда, интенсивнее обрабатывали землю и получали урожаи, которые могли уже прокормить большее число людей (и самих крестьян, и ремесленников, и воинов, и управителей). Развивалось и совершенствовалось ремесло (в это время в городах можно насчитать более пятидесяти специализированных ремесленных профессий). Многое из того, за чем раньше надо было с войском ехать за тридевять земель, изготовлялось местными мастерами. Поэтому потомкам викингов становилось выгодней заботиться о процветании городов и прилегающих к ним земель, чем геройствовать в дальних походах.

Первыми стали оседать дружинники — среди них находилось все меньше желающих отправляться за своими предводителями на новые места. Они добивались от князя передачи им во владение земельных угодий и укоренялись на них, передавая их по наследству (речь шла о праве собирать подати с крестьянского населения, жившего в их вотчинах). Они служили любому приходящему князю — так же, как и остававшиеся в городе служители княжеского дома, сборщики налогов и т. д. И сами князья переставали «ловить журавлей в небе», предпочитая все прочнее закреплять за собой доставшиеся им города с прилегающими землями.

К концу 11-го века расплодившиеся рюриковичи почувствовали необходимость сменить всю систему управления страной. В 1097 году они собрались на княжеский съезд в городе Любеч и постановили: «…кождо да держит отчину свою». Единству «семейной» власти надо всей территорией Руси пришел конец. Государство распалось на «отчины» — наследственные владения отдельных ветвей княжеского рода.

Раздробление власти не привело к упадку страны. Наоборот — особенно интенсивно пошло городское строительство, успешнее развивались ремесла, богаче и разнообразнее становилась культура Руси.

Люди по-прежнему чувствовали себя жителями одной страны — их связывали единая религия и общий язык, во всех княжествах продолжали действовать законы Русской Правды.

Не ослабла при этом и совокупная вооруженная сила страны — профессиональных воинов, вероятно, стало даже больше. Но организовывать единое командование ими стало гораздо труднее — отдельным дружинам соперничавших между собой князей слиться в единую общерусскую рать стало практически невозможно.

Такая раздробленность, которая была сравнительно безопасной на западе Европы, грозила большими бедами окраинным европейским странам, которые граничили с непредсказуемым кочевым Диким Полем.

Впрочем, реальной опасности извне не замечалось более столетия: кочевникам южных степей — половцам — киевский князь Владимир Мономах в начале 12-го века дал такой сокрушительный отпор, что они надолго прекратили свои набеги ; соседи на западе не были столь сильны, чтобы всерьез угрожать даже пограничным западнорусским княжествам.

Решение любечского съезда вовсе не прекратило княжеских столкновений, но теперь князья воевали между собой не столько за «главный» киевский престол, сколько за расширение территорий собственных владений.

Читать дальше:

РазговоР

Домонгольская Русь

Смотреть что такое «Домонгольская Русь» в других словарях:

  • ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… … Православная энциклопедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

  • Правители Российского государства — Правители Руси, России, Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации (862 2012) … Википедия

  • Рыбаков, Борис Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рыбаков. Борис Александрович Рыбаков Дата рождения … Википедия

  • Правители Руси и России — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

  • Московские князья — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

  • Правители Киевской Руси — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

  • Правители России — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

  • ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ — (1020/21 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3 ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака… … Православная энциклопедия

  • ИГОРЬ — Кн. Рюрик назначает опекуна сыну Игорю. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.) Кн. Рюрик назначает опекуна сыну Игорю. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.)(ум. зимой 944/5… … Православная энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *