Домострой в семье


Семья по Домострою

Восприятие семьи и отношение к браку на Руси существенно отличалось от современных представлений. Постоянно растущее число разводов и повторных браков в наши дни заставляет многих говорить о том, что институт семьи давно изжил себя. В связи с этим интересно обратиться к опыту наших предков, собранному в середине XVI в. в единый свод правил семейной жизни – «Домострой». Многие постулаты по сегодняшним меркам кажутся жестокими и варварскими, но среди этих правил были вполне разумные советы, нацеленные на формирование уважительного отношения к семье.

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.


Главенствующую роль в семье играл мужчина

С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.

Домострой

Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.

Семья по Домострою – наивысшая ценность

Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.

Н. Пимоненко. Сваты

Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Основной задачей женщины было воспитание детей


Детей воспитывали кнутом и пряником

Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.


Основной задачей женщины было воспитание детей

Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.

Доброта и послушание – главные женские добродетели


Главенствующую роль в семье играл мужчина

Конечно, многие постулаты «Домостроя» устарели, а традиционные роли в семье давно перераспределились. Насилие в семье ничем оправдать нельзя. Но само отношение к дому как к оплоту, к крепости, к незыблемой ценности – не только заслуживает внимания, но и ожидает возрождения в современном мире.

Домострой

По таким правилам жили русские семьи до революции: домострой, много детей, дед да бабка

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозногопротопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды.

Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.
В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить»супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.

Маргарита Ковынева

По мере развития у народов государственности общественный уклад жизни усложнялся, становился более мобильным. Это неизменно влекло за собой изменения в традициях семейного быта: новые условия жизни в обществе требовали приведения отношений супругов, родителей и детей в соответствие с новыми стандартами, а подрастающее поколение приходилось воспитывать так, чтобы оно смогло благополучно адаптироваться в сложном внешнем социальном мире. Существовавшие испокон веков народные традиции постепенно изживали себя, и им на смену приходили письменные рекомендации общественных деятелей, размышлявших над тем, как привести семейные отношения в среде своего народа в соответствие с требованиями качественно нового уровня, в условиях развитого государства. Не было исключением и русское общество. В XV в. Россия стала единым и полностью политически независимым государством, а в следующем столетии в ней стал складываться политический строй, близкий к монархическому абсолютизму, для которого были характерны сильная государственная власть, отмирание феодальных пережитков, интенсивное развитие внутренней торговли. Русские люди стали чаще выезжать за пределы своих сел и городов, чаще общаться с жителями отдаленных местностей, чаще контактировать с представителями государственной власти. Жизнь общества все сильнее становилась привязанной к государственной политике. При этом идеологическая основа русской государственности того времени была религиозной: после падения в 1453 г. столицы Византийской империи Константинополя Россия стала единственным независимым православным государством. Стремление сохранить свободу православной веры было главным, что идейно привязывало русских к своему правителю – Великому князю, который со времени правления Ивана IV (1547 – 1584) стал еще носить титул Царя, то есть, независимого и неограниченного во власти монарха. И в XVI в. в России широко распространяется сочинение религиозного характера, содержащее свод рекомендаций, как семейный быт привести в соответствие с канонами христианской веры и общественными требованиями в условиях развитой монархической государственности. Полное его название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». В обиходе оно называется просто «Домострой». Возникнув еще в Средневековье, «Домострой» оказывал сильнейшее влияние на семейный уклад жизни большинства слоев населения России вплоть до XX в., и лишь падение в 1917 г. русского самодержавия, общее резкое снижение роли православной церкви в жизни общества, возрастание в современных условиях социальной роли индивида, активная пропагандистская политика советской власти привели к массовому отмиранию основанных на его учении традиций. Таким образом, «Домострой» является очень ценным историческим источником, по которому можно в значительной степени реконструировать быт и ценности русской семьи в конце Средневековья – Новом Времени до периода Революции.

А. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен”

Ряд историков царского времени, в том числе С. Соловьев, считали, что само по себе появление «Домостроя» относится еще к XV в., и что возник он в Новгородской боярской республике, откуда затем распространился на остальную Восточную Русь. Широкое же распространение он получил, когда священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр – выходец из Новгорода, в середине XVI в. представил его молодому тогда великому князю Ивану IV. Современные исследователи до сих пор спорят, был ли «Домострой», действительно, более давним произведением, или же Сильвестр является его полным самоличным автором. Однако несомненно, что Сильвестр как минимум в значительной степени отредактировал «Домострой», поскольку одна из его глав (в некоторых редакциях 64), представляющая собой обращение отца к сыну, бесспорно, написана лично им и адресована его сыну Анфиму. Содержание «Домостроя» больше соответствует авторитарному духу Московского государства, чем относительно демократичным порядкам Новгородской республики. Тем не менее, даже если Сильвестр сам сочинил весь текст «Домостроя» от начала до конца, то в любом случае он был далеко не единственным автором содержащихся в книге поучений как таковых. Изложенные в «Домострое» нравственные нормы во многом перекликаются с более ранними иными христианскими сочинениями, например, основанным на проповедях константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (347 – 407) древнерусским сборником «Златоуст», чешской «Книгой учения христианского» и др. Автор или авторы «Домостроя» либо систематизировали идеи разных христианских трудов, либо были вдохновлены ими при написании своей книги. «Домострой» существует в нескольких редакциях, но именно редакция (или оригинал) Сильвестра считается наиболее точной. Сильвестр пользовался неограниченным доверием Ивана IV, пока тот был молод. Он не стеснялся обращаться с увещательной речью к самому великому князю, и Иван с готовностью принимал его назидания. Наряду с А. Адашевым Сильвестр был передовым деятелем так называемой «Избранной рады» – правительства, которое в 1549 – 1560 гг. фактически решало все государственные дела России. Однако в 1560 г. Иван IV, пожелавший править единолично и начавший патологически бояться заговоров, удалил от себя бывшего своего духовного учителя. Сильвестр принял монашеский постриг в Соловецком монастыре под именем Спиридона и там продолжал уже частные религиозно-философские изыскания. В XVII в. в связи с развитием в России книгопечатания «Домострой» был отредактирован монахом Чудова монастыря в Кремле Карионом. Печатная редакция, однако, была составлена на основе нескольких дополняющих друг друга рукописных версий, в связи с чем в ней присутствуют некоторые путаница и повторы.

Характерной стилистической особенностью «Домостроя» является активное использование в нем живого народно-русского языка того времени. Отдельные изречения на официальном церковно-славянском языке органично вписаны в общий текст. Общий стиль написания построен так, будто бы автор доходчиво обращается непосредственно к читателю. Вероятно, простота и доступность для понимания и сделали «Домострой» столь популярным произведением, фактически ставшим настольной книгой по организации семейного быта. Он не нуждался в специальном толковании: понять его в то время мог любой грамотный человек. Предваряет основное содержание «Домостроя» предисловие, в котором кратко излагаются основные цели его написания: указание на то, как через исполнение семейного, а также общественного долга практически достичь Божьей милости и спасения в день Страшного суда. Далее следуют 67 глав, каждая из которых посвящена определенной тематике. «Домострой» содержит как основанные на библейских текстах духовно-нравственные поучения, так и практические указания по разным вопросам домоводства (например, о заготовках продуктов и кройке одежды). Таким образом, по нему можно судить не только о семейном и общественном, но и о хозяйственном быте большинства населения царской России. В «Домострое» упоминаются многие продукты питания и блюда, появлявшиеся в старое время на русском столе: щи, лапша, гречневая, овсяная и ячневая каша, ботвинья, студень, мясо свиньи, теленка, барана, курицы, гуся, утки, рыба (сельдь, белуга, копченый осетр), икра осетровых и сига, молочные продукты, яйца, грибы. Из овощей упомянуты репа, капуста, огурцы, горох, свекла, морковь, чеснок. Из выпечки пироги, сочни, блины, калачи. Десертные блюда и напитки: кисель, яблоки, груши, орешки, дыни, арбузы, морсы из вишни и малины, брага, квас, пиво.

Основная суть поучений «Домостроя» сводится к соблюдению христианского благочестия; много внимания уделяется правильному соблюдению церковных обрядов. Исходя из христианской догматики, утверждаются патриархальный семейный уклад жизни, доброе отношение к окружающим, взаимоподдержка в обществе, полная покорность духовной и светской власти. «Домострой», ссылаясь на слова апостола Павла: «Вся власть от Бога», приравнивает противление царской или княжеской власти к противлению Божьей воле. Повиновение земной власти, согласно «Домострою», воспитывает повиновение власти небесной, которое необходимо для спасения души: «Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот временен, а небесный вечен, он судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его». Это отражало особенности эпохи монархического абсолютизма, который все больше регламентировал жизнь общества. Также «Домострой» устанавливает общественную субординацию по возрастному признаку: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби, ни одному созданию божью не будь лиходеем». Подтверждается авторитет священников и монахов: «Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. Отнесись с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им, от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном».

А. Рябушкин «Купеческое семейство XVII в.”

Большинство глав «Домостроя», как следует из его названия, посвящено отношениям в семье и домоводству. Стоит отметить, что членами семьи в то время считались не только люди, связанные супружескими отношениями и кровным родством, но и обслуживавшие дом слуги. Поэтому «Домострой» много внимания уделяет отношения между домохозяевами и их работниками. Главе семейства предписывается быть благочестивым, справедливым и заботливым, на него возлагается главная обязанность по обеспечению благосостояния семьи, удовлетворению нужд ее членов, и конечно, по их воспитанию в страхе перед Богом и доброй нравственности. Домочадцы же: как жена и дети главы семьи, так и слуги, должны во всем повиноваться ему и вести себя почтительно перед ним. Важность личного примера, который должен подавать глава семьи домочадцам, оговаривается в 27-й главе: «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, – и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божией удостоится». Не ограничиваясь духовной стороной воспитания, «Домострой» указывает и на необходимость родителям учить детей ремеслу, что было тогда главным залогом способности прокормить себя в весьма суровых реалиях старины: «Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст». Как можно отметить, «Домострой» призывает при выборе ремесла для обучения смотреть на личные склонности и способности детей, что можно считать прогрессивным для того времени шагом: в средние века подавляющее большинство людей, независимо от своего таланта, обучалось тому делу, которым занимались их родители, и профессия обычно передавалась по наследству.

Первоначально по «Домострою» выстраивала свою семейную жизнь преимущественно элита российского общества: бояре и дворяне, священники, купцы. Это была наиболее зажиточная и просвещенная часть населения, ее представители могли приобретать книги, стоившие в те времена очень дорого, и читать их. Простой народ в подавляющем большинстве был неграмотен, и практическое руководство по ведению семейных дел черпал из церковных проповедей. Однако в селах и провинциальных городах священники часто сами не отличались высоким уровнем грамотности. Но постепенно тираж «Домостроя» увеличивался, книга все шире распространялась по России. Понемногу возрастал и процент грамотных людей среди простолюдинов. В конце концов основанные на «Домострое» традиции стали преобладать над древними обычаями и в крестьянской среде. Российское дворянство после реформ Петра I стало все больше следовать европейской моде, и к XIX в. дворяне, наоборот, оставили заветы «Домостроя», а отношения в своих семьях строили на заложенных гуманистами и просветителями традициях высшего света Европы. Стабильно «домостроевские» принципы соблюдались в семьях мещан и купцов. Конечно, все это не означало, что в любой российской семье того времени дотошно следовали поучениям «Домостроя», и в семейных отношениях обывателей монархической России царила некая христианская идиллия. Как и сейчас, в те времена тоже были люди, по-разному склонные воспринимать нравственные учения. Более религиозные и грамотные люди более старательно следовали «Домострою», маргинальная часть общества вообще могла им пренебрегать, как и любыми духовными рекомендациями.

В XIX в. «Домострой» стал подвергаться критике со стороны либерально настроенной части российского дворянства. В то время Россия вступила в полосу необратимого экономического отставания от развитых капиталистических стран Запада, главной причиной которого была ограниченность свободы предпринимательства. Сильная власть императора, высокая доля государственного сектора в экономике затрудняли развитие свободной конкуренции. «Домострой», на рекомендациях которого в течение по крайней мере трехсот лет базировалось семейное воспитание большинства российских сословий, не только взращивал всецело покорные государской воле поколения, но и сильно привязывал русского человека к его постоянному коллективу. Покорность младших старшим, детей – родителям, прихода – священнику, общины – градоначальнику, сельскому старосте, помещику сковывала социальную инициативность людей. Поэтому лишь немногие деятельные, обладающие широким кругозором люди могли заняться предпринимательской деятельностью или пробиться в высшие эшелоны власти: чаще всего они даже не помышляли об этом, свои энергию и талант отдавая делам лишь своей узкой общины. Промышленность и торговля находились в руках либо государства, либо ограниченного числа дворянских и купеческих фамилий, а политические дела вершили мало вникающие в дела простого люда и озабоченные больше личной выслугой, чем общественными проблемами, аристократы. «Домострой» фактически воспитывал характерный для русского общества той эпохи консерватизм.

В. Поленов «Московский дворик”

Критики «Домостроя», желавшие повести Россию по западному пути развития (т.н. «западники»), подготовили почву для дальнейшей идеологической борьбы с заложенными в нем принципами со стороны революционных партий конца XIX – начала XX вв. Революционеры видели в царском самодержавии врага, а в религии – конкуренцию собственной идеологии, поэтому стремились разрушить все, что воспитывало людей в покорности императорской власти и религиозным догмам. Поэтому после Октябрьской революции, а в особенности – в период сталинской «культурной революции», основанные на «Домострое» нормы стали усиленно изгоняться из семейного уклада жизни на всех уровнях. Ревностные последователи его ставших вековыми традиций по инициативе Партии подвергались общественному осуждению как сторонники изжившего себя уклада и противники социального прогресса. Именно советские популярная литература и синематограф сформировали до сих пор еще довольно стойкий образ «Домостроя» как едва ли не инструкции по домашнему насилию. В некоторых главах «Домостроя», действительно, содержатся рекомендации применения телесных наказаний при воспитании детей и слуг, однако в этом отношении «Домострой» нисколько не отличается от любого другого средневекового педагогического пособия. Точно так же телесные наказания считали необходимой частью воспитания и видные европейские гуманисты, например, Томас Мор или собственно основатель педагогической науки Ян Коменский, и просветители в странах Востока, как например, выдающийся общественный деятель исламского мира Абу Хамид аль-Газали. Христианская же педагогическая традиция, представителем которой является и «Домострой», возводит необходимость этого к Книге притчей Соломоновых (часть Ветхого Завета Библии): «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (гл. 13/ 25), «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (гл. 23/ 13,14). Рекомендации применять физические наказания при дисциплинировании детей или воспитанников, имеющиеся в педагогических трактатах Средневековья, в том числе в «Домострое», отражают суровость старинного быта, тяжелые условия, при которых человек обеспечивал свое благосостояние в отсутствие современных хозяйственных технологий, развитой медицины, быстрых коммуникаций. Чтобы выжить, сохранить свое имущество, в те времена были исключительно важны строгая общественная дисциплина, неукоснительное подчинение старшим и опытным. Если же рассматривать «Домострой» в общем контексте, то он, скорее наоборот, призывает к человеколюбию и снисходительности. Сама эмоциональная окраска его поучений выдержана в отчетливо мягких и дружелюбных тонах. А обращение Сильвестра к своему сыну вообще изобилует любвеобильными и исключительно нежными выражениями. Также первая же глава «Домостроя», представляющая собой благословение автора на пользование книгой, содержит следующие слова: «…а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Применение телесных наказаний «Домострой» регламентирует скорее как исключение из общего правила ласкового обхождения с домочадцами, а также устанавливает принцип справедливости, предписывая предварительное разбирательство: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить». В целом «Домострой» предостерегает как от чрезмерной суровости, так и от попустительства в отношении домочадцев.

Дети на холме. Одна из первых цветных фотографий в России, сделанная в 1909 г. С. Прокудиным-Горским

Конечно, выход из употребления принципов «Домостроя» в семейной жизни большинства жителей России связан, прежде всего, не с пропагандистской деятельностью советской власти, а с коренными изменениями в укладе жизни россиян после Революции. Резкое возрастание интенсивности экономической жизни страны в советское время, весьма подробно ставший регламентировать жизнь всех ячеек общества государственный тоталитаризм, возросший уровень мобильности населения, облегчение доступа к государственной службе – все это разрушало традиционное постоянство соседских, производительных, родственных коллективов. Люди стали легко менять свою социальную среду: на одном и том же предприятии могли одновременно трудиться дети крестьян и рабочих, госслужащих, военных, работников торговли и т.д. В этих условиях идеи безоговорочного послушания младших старшим, неизменного патриархального быта, сковывавшие инициативность людей, звучали неактуально. Основанный на «Домострое» быт разрушился сам собой с разрушением традиционных основ старой русской государственности.

С чем у многих ассоциируется Домострой? Кого ни спроси, все с ужасом говорят примерно одно. Мол, там же сплошная муштра, жестокость и запреты. На самом ли деле в книге, ставшей страшным брендом для современников, напрочь отсутствуют гуманистические ценности?

О Домострое кратко

Чтобы разобраться во всех нюансах, надо познакомиться с некоторыми нюансами.

Что такое Домострой

Начнем с того, что это собрание правил жизни для обычных богобоязненных людей, живших на Руси в 16 столетии. Оно постепенно дополнялось все новыми рекомендациями.

Кто написал Домострой

Автором, собиравшим, записывавшим и редактировавшим правила и нормы, был священнослужитель Сильвестр.

Кому интересен Домострой

Книгой могут заинтересоваться не только христиане, которые стремятся воспитывать деток и жить по заповедям. Она может быть интересна и тем, кто увлечен древней культурой, кто ищет свои корни и пр. Ведь тут говорится о быте, описаны правовые вопросы, даются советы относительно семейных отношений.

Надо отдать должное составителю, его книга явственно зиждется на трех ключевых «китах», т.е. это:

  1. вера и правила благочестия (вера во Святую Троицу, Спасителя, общее воскресение мертвых; правила прикладывания к иконам, принятия просфоры, христосования, общения с отцом духовным, правилам размещения дома образов и т.д.);
  2. патриотизм (любви к отчизне, к людям и т.д.);
  3. отношения между супругами (вплоть до посадки овощей, о вынашивании малыша, о его воспитании, о причащении и пр.).

Жизнь по Домострою

Это нереально! – тут же завозмущаются непосвященные. Что ж, нормы и правила по отношению к детям и женам могут напугать советами о рукоприкладствах. Но, как правило, люди судят так по выдернутым из контекста фразам. А внимательный читатель обнаружит в домостроевских наставлениях другой «рецепт семейного счастья». В нем все зиждется на гармонии и правильной иерархии в семьи.

Например, что плохого в главе, посвященной соблюдению христианских заповедей? Отец благословляет (а не заставляет!) сына следовать христианским законам. Т.е. чтобы он держал семейство свое сытым, в тепле, любви и порядке, и чтобы жили они:

  1. по совести,
  2. праведно,
  3. по правде,
  4. в вере,
  5. в страхе Божием, а не битьем и каторжными трудами. в тепле, в порядке, а не в жестокости и битье.

Где здесь жестокое обращение с детьми или супружницей?

Та же ситуация и с остальными главами, где строгий наставник Сильвестр собрал столько полезной информации, без которой христианам туго жить, и которая спасла бы сейчас и семьи наши, и весь мир наш…

Советы составителя этой уникальной сокровищницы, несомненно, помогли бы молодой семье выстоять даже в трудные времена. Ведь они касаются ВСЕХ сфер в жизни. Достаточно посмотреть на перечень глав Домостроя!

Возьмем воспитание…

Воспитание по Домострою

Как воспитывать детей учил Сильвестр? С детства, с первых дней. И – да, в строгости, потому что Господь спросит за все.

Скажете, что это за воспитание такое: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»? Но ведь там и ссылка имеется. Мол, жезл – это не средство для битья, а символ власти. Эта многозначность пусть не смущает вас – ею проникся весь Домострой!!!

Или слова наставления о дочери. Что плохого в том, что ее надо в строгости держать, чтобы уберечь от «телесных бед», т.е. сохранить девственность? То же можно сказать и о мальчиках. Воспитывать их, сохраняя их «душевную чистоту и телесное бесстрастие» — где тут крамола?

Увы, это не про нас. Современные мамы, не стесняясь, кладут малолетним дочкам и сыновьям в портфели противозачаточные средства. А их рекомендации по поводу интима больше похожи на инструкции для взрослых. Куда уж тут до чистоты душевной…

А вот — наставления чадам о любви и уважении к родителям. Да, некоторые слова могут показаться кощунственными. Но их надо понимать правильно. Ведь сказаны во благо, и с тем, чтобы никто из детей не посмел родителей оскорбить, осудить, проклинать, т.е. заповедь нарушить.

В книге автор обращается к отцам, у которых и дочери, и сыновья есть. Например, как откладывать на дочь, чтобы выдать ее замуж с приданым. Или как сына воспитать серьезным и ответственным, как вести хозяйство, держать жену, воспитывать детей, как к чаше подходить, как священника в доме принимать. Ну и так далее.

Мифы

Это мы так пренебрежительны к душеспасительному Домострою. А раньше его любили, почитали и внимательно читали. Каким бы он ни был многозначным, он сеял зерна веры и любви. И Русская цивилизация получила от него немало добра. Почитайте Домострой, и все мифы, которые напридумывали те, кто нас и толкает к разложению и разврату, развеются, как пар.

  • Например, порка. Это крайняя мера, и в Домострое четко это прописано. Правда, она предписывалась только для тех, кто слов не понимает. Да и то, если и пороть, то ради заботы, писал Сильвестр.
  • Жену в строгости держать? Так современные мужья поколачивают своих половинок и без повода. А здесь в основном даются добрые советы.
  • Стать наставником для детей? Да, причем в любом деле. Оберегать добрую славу семьи? Почему нет! Трудись, отец, держа деток в чистоте физической и духовной.
  • Нравственную и разумную жизнь внушают нам? Да, ведь она возможна там, где чистота, нравственность, они и влекут нас к добру, отвращают от зла, учат понимать, что хорошо и плохо, находить средства для борьбы со злом…
  • Семью сделать «малой Церковью»? И правильно, ведь отец всегда считался «малым патриархом», пастырем, приглядывающим за душами и супружницы своей, и деток, которых надо вырастить добрыми христианами.

Резюме

Всем известно, что все простое гениально. Однако простое трудно воплощать в жизнь. Вроде, это легко – любить ребенка так, как никого больше. Не от того ли у нашей молодежи столько проблем! Ведь это они, залюбленные по всей программе, взрослея, с таким трудом пробивают себе путь в жизни, иной раз, сбиваясь с него. Наркотики. Алкоголизм. Преступность. Разводы… Это плоды и нашей, родительской, неправильной любви.

Тогда, может, любить надо иначе? Ведь такая любовь (читайте — потакание, вседозволенность) калечит жизнь наших детей. Может, есть смысл по-новому посмотреть на книгу, которая была надежным и проверенным руководством для наших предков? Жизнь по Домострою укрепила бы и семью, и в целом – все общество. А нам сейчас так этого не хватает…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *