Дошкольное питание

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая «емкость» пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода — вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

3 года 4 — 6 лет 7 лет
Энергия, ккал 1540 1970 2350
Белки, г 53 68 77
Жиры, г 53 68 79
Углеводы, г 212 272 335

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров — это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов — это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее — овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 — 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 — 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины — это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 — 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 — 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 — 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 — 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) — патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Не рекомендуется!

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами — большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель — как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку — в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) — это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

Статья предоставлена Институтом Данон

Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни, особенно для детей дошкольного возраста.

Чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным и здоровым!

О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас.

Очень часто в детских садах сталкиваются с несоблюдением режима питания детей дома:

часы приема пищи должны быть постоянными;

в рационе ребенка основа — мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.

Ребёнок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины).

В детском саду дети кушают 4 раза.

Первый прием пищи — завтрак — иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао.

Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают фруктовый сок или фрукт (яблоко).

Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, сок, кисель или компот в качестве третьего.

После сна у детей полдник – чаще всего в это время в саду дают блюда из творога, вкусные булочки или пирожки, чай, молоко, кефир.

Меню в детском саду всегда разнообразно, и даже супы в течение не-дели не повторяются. Все это позволяет детям кушать с большим аппетитом, и блюда не надоедают. Должное внимание оказывается и совместимости продуктов. К примеру, овощи сочетаются с мясом, курица – с макаронами или пюре, рыбу подают с рисом или картофелем.

В приготовлении блюд нужно отдавать предпочтение следующим способам готовки: запекание, тушение, варка.

Много зависит, как питается ребенок в семье. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт и т. д. и зачем варить компот из сухофруктов – когда есть соки, фанты и кока – колы.

Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные — кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.

Чем молоко полезно детям? МОЛОКО:

-Укрепляет зубы и кости;

-Утоляет жажду;

-Снижает вес;

-Укрепляет волосы и ногти;

-Укрепляет иммунитет;

-Успокаивает;

-Защищает сердце.

Давайте остановимся чуть подробнее на полезных свойствах молока. Именно этот напиток способен удовлетворить потребности растущего организма в кальции, белке и других веществах, которые наиболее важны для гармоничного развития ребенка.

Что самое ценное в молоке?

БЕЛКИ- необходимые для полноценного роста.

ЖИРЫ, которые прекрасно усваиваются и перевариваются даже в неокрепшем детском организме.

УГЛЕВОДЫ, которые при переваривании образуют галактозу и глюкозу, снабжающие детей необходимым количеством энергии.

МИНЕРАЛЫ (натрий, кальций, фосфор, калий, магний).

ВИТАМИНЫ — А, B, B2,C, D, E.

Если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте. Пища, в которую ежедневно входит молоко, обеспечивает нормальный рост ребенка, помогает ему легче справляться с нагрузкой и играет существенную роль в предупреждении инфекционных заболеваний.

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам –

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Молоко всем помогает:

Зубы, десны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьешь ты молоко!

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Должна знать моя семья,

Кушать надо нам всегда:

Овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

Да, хлопотно готовить отдельно здоровое питание дошкольников, но ведь можно и для себя, взрослого готовить правильную здоровую еду без острого, жирного, сладкого, а отдать предпочтение — овощам, фруктам и молочным продуктам. Это будет отличным примером для ребенка и залогом семейного здоровья!

ПАМЯТКА

СЕМЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

1. Пища должна быть привлекательна и ароматна.

2. Голод утоляют не сладкой пищей, а продуктами, содержащими белок (творог, молоко и т. д.)

3. Любой прием пищи начинать с овощей или фруктового сока.

4. Выпивать перед ночным сном полстакана кефира.

5. Утром, если до завтрака в детском саду более 1,5 часов можно съесть яблоко, салат или полчашки сока.

6. Не применять пищевое насилие, ребенок должен есть, если голоден!

7. Не выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.

ПОМНИТЕ:

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ!»

Интенсивный рост ребенка требует постоянного притока пластического и энергетического материала, источником которого является пища.
Большая потребность растущего организма в пище, несовершенство системы пищеварения и повышенный (по сравнению с взрослыми в 2 раза) обмен веществ являются основной причиной ряда трудностей в организации рационального питания детей.
Родители часто спрашивают врачей, чем и как кормить ребенка, чтобы добиться хорошего аппетита и правильного роста и развития?
Одним из наиболее существенных факторов, обеспечивающих правильное протекание процессов роста, развития и укрепления здоровья ребенка является полноценное питание.
Полноценным считается такое питание, которое обеспечивает организм достаточным количеством необходимых питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода) и полностью покрывает энерготраты организма. Так, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела.
Питание детей должно обеспечиваться за счет продуктов, хорошо усвояемых детским организмом, т.е. соответствовать возрастным возможностям, в частности уровню развития пищеварительного аппарата. По этой причине водить детей в кафе, закусочные, бистро и т.д., где еда предназначена для взрослых, не рекомендуется.
Очень важно исключить однообразие питания. Основные блюда не должны повторяться чаще одного раза в неделю. Исключение составляют молоко и молочные продукты, которые должны ежедневно входить в рацион питания. Необходимо учитывать характер питания детей вне семьи (детский сад, школа) с тем, чтобы избежать повторения блюд.
Известно много примеров, когда массы людей страдали различными заболеваниями только из-за того, что питались одним и тем же продуктом. Например авитаминоз РР в ряде стран Востока где население питалось преимущественно кукурузой или авитаминоз В1, когда в Японии питались преимущественно полированным рисом.
Ни один продукт не содержит комплекса всех необходимых человеку пищевых веществ. Даже такой продукт как молоко, не содержит витамина «С” и железа, отсутствие которых приводит к анемии.
Особенно опасно в детском возрасте вегетарианство, т.е. отказ от белков и жиров животного происхождения. Вегетарианская пища неполноценна, как по аминокислотному, так и по витаминному составу (организм не получает витамины В12 и В1). Кроме того, дефицит белка в питании ребенка приводит к снижению сопротивляемости детского организма инфекциям.
Итак, пища ребенка должна быть смешанной (мясо-молочно растительная) с достаточным количеством витаминов. Разумеется, что все пищевые продукты должны быть доброкачественными. Испорченные продукты содержат яды (мясной яд, колбасный яд, яды испорченных овощных и фруктовых консервов), вызывающие тяжелые отравления. Продукты питания должны быть свежими, т.к. при длительном хранении меняются их состав и вкусовые качества.
Детям необходимы мягкие части мяса и дичи без сухожилий, рыба и колбаса без оболочек и твердых кусочков. Жирное мясо можно только старшим школьникам. Не рекомендуется недостаточно прожаренные и копченые мясо и рыба, из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого усвоения ребенком. Нежелательны мясные и рыбные блюда, сильно соленые или приправленные острыми специями. Таким образом, детям младшего возраста противопоказано есть такие продукты, как стейки, гамбургеры, шашлык и т.п., а так же жареные пироги с мясом, рыбой, грибами, чебуреки, пиццу, «хот-доги” и т.п. недомашнего приготовления.
Дети должны получать молоко, яйца, сваренные всмятку или вкрутую, супы (мясные, молочные, овощные), творожные сырки, запеканки, масло (сливочное и растительное), все сорта хлеба и хлебные изделия, картофель в виде пюре или сильно разваренный (жареный картофель разрешается детям старше 5 лет), овощи, фрукты и ягоды (хорошо отобранные и тщательно промытые). Дети могут пить свежую водопроводную или колодезную воду, но лучше, особенно летом, в кипяченом виде. Лишь, по мере того как ребенок растет и крепнет, его пища должна постепенно приближаться к пище взрослых.
Все виды алкогольных напитков, включая пиво, домашние наливки, настойки оказывают вредное влияние на растущий организм, поэтом у они категорически запрещаются.
Возбуждающе действуют, особенно на маленьких детей, кофе, какао, шоколад и крепкий чай. Эти продукты следует ограничивать.
Важным условием рационального питания является соблюдение режима питания. Под режимом питания понимается количество приемов пищи, интервалы между ними, количественное и качественное распределение её в течение дня.
Точный и целесообразный режим питания создает лучшие условия для усвоения пищи. При беспорядочном, несвоевременном питании нарушается стереотип, снижается выделение пищеварительных соков, утрачивается аппетит. В промежутках между установленными часами приема пищи дети не должны получать никаких дополнительных продуктов питания. Сладости, фрукты, соки следует давать только в часы приема пищи или тотчас после еды, чтобы не перебивать аппетит.
В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и калорийности приема пищи.
Первый прием пищи — завтрак — составляет 25% суточной калорийности. Он должен состоять из овощных салатов и 2-х горячих блюд: первое — каши, или картофельные и овощные блюда, яйца, или творог; второе — горячие напитки (молоко, кофе с молоком, какао на молоке, чай).
Второй прием пищи — обед — составляет 30-35% суточной калорийности. Он должен включать не менее трех блюд: первое — суп, второе — мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье — сладкое.
Третий прием пищи — полдник — должен обеспечивать потребность ребенка в жидкости, т.к. дети испытывают жажду после обеда и дневного сна. На полдник приходится около 15-20% суточной калорийности. Он состоит из питья, фруктов, ягод, сладостей, печенья, сдобы.
Четвертый прием пищи — ужин — составляет около 20% суточной калорийности и должен включать не менее 2-х блюд: первое — обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных блюд и т.п., второе — молоко, кисель, кефир, простокваша.
Меню следует составлять таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда давались в первую половину дня, т.е. на завтрак и обед, т.к. продукты богатые белком повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Кроме того, эти продукты, особенно в сочетании с жиром, труднее перевариваются.
Строгий режим кормления ребенка включает в зависимости от его возраста ряд правил:
— определенное число приемов пищи в течение суток с обязательным ночным перерывом (исключение составляют грудные дети);
— проведение кормления в установленные часы и с определенной продолжительностью (не кормить ребенка слишком быстро, но и не растягивать прием пищи более, чем на 30 минут);
— в каждое кормление ребенок должен получать достаточное количество пищи;
— по мере роста ребенка его рацион должен становиться более разнообразным.
Все это способствует нормальному становлению аппетита, развитию вкусовых ощущений и активной заинтересованности ребенка в еде. Большое значение имеют приятные вкусовые качества, температура и аппетитный вид приготовленной пищи.
Для предупреждения нарушения аппетита необходимо:
— дети не должны сидеть за столом в ожидании еды — это быстро вызывает утомление;
— избегать отрицательных эмоций во время кормления ребенка, позаботиться о создании спокойной обстановки;
— недопустимо наказывать ребенка непосредственно перед приемом пищи;
— не прибегать к насильственным приемам и наказанию при нежелании ребенка есть;
— отказаться от стремления во что бы то ни стало накормить ребенка, отвлекая его внимание от еды уговорами, сказками, музыкой, игрушками, чтобы заставить принимать пищу неосознанно (некоторые «горе» родители пытаются кормить детей даже во сне). Эти меры не помогают, а лишь усугубляют негативное отношение к еде, т.к. интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что только снижает аппетит. В таких случаях у ребенка может даже возникнуть стойкое нарушение аппетита (анорексия), которое очень трудно поддается лечению.
В причинах снижения аппетита у ребенка требуется разобраться, и в первую очередь установить, не болен ли он. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь и отеки, то следует посоветоваться с врачом. Необходимо учитывать индивидуальную непереносимость ребенком отдельных продуктов и не включать их при составлении меню.
Есть, например, такие дети, которые, отвлекшись и заигравшись, могут забыть о еде. Таких детей можно уговорить и заставить. Но есть и такие, которые, например, отказываются от отдельных блюд. Их надо систематически приучать к полезной пище, но не принуждать и не отказывать в любимой еде. Приучая к новому блюду, вначале не следует настаивать, чтобы порция съедалась полностью. Наоборот, нужно предложить поначалу съесть очень небольшое количество новой пищи.
Для возбуждения аппетита рекомендуется разнообразить рацион ребенка. Перед едой так же хорошо дать небольшую порцию несладкого сока (лимонного яблочного, гранатового и др.) или бульона. Можно заменить молоко, если оно включено в диету, кисломолочными продуктами. С учетом возраста ребенка вводить в меню салаты из свежих овощей, винегреты с квашеной капустой и солеными огурцами, давать небольшой кусочек вымоченной сельди.
Воспитание у ребенка правильного отношения к питанию следует начинать с рождения, постоянно заботясь о привитии детям полезных навыков. Перед едой необходимо мыть руки с мылом. Пищу надо есть из отдельной чистой посуды, уметь пользоваться столовым прибором и салфеткой. За столом ребенок не должен отвлекаться, разговаривать, смеяться, размахивать руками и болтать ногами, не должен есть неряшливо, торопливо или, наоборот, затягивать время пребывания за столом. На завтрак и ужин требуется 15-20 минут, а на обед — 20-25 минут.

Пищу нужно есть только за столом. Нельзя есть на ходу, во время приготовления уроков или игр.
Во время еды дети должны тщательно разжевывать пищу и не запивать недожеванный кусок жидкостью. Пища должна разжевываться и пропитываться слюной настолько, чтобы она сама, без помощи жидкости, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда.
Вода составляет около 65% массы тела человека, участвует почти во всех обменных процессах организма, входит в состав всех органов и тканей и играет большую роль в теплорегуляции. Человек может прожить без воды лишь несколько дней. Потребность в жидкости для детей 3-7 лет в сутки составляет около 60 мл на 1 кг массы тела. Вода вводится в организм как в виде питья, так и с пищевыми продуктами. В овощах и фруктах воды содержится до 50%, в молоке — 87%, в хлебных продуктах — 47%. Привычку правильного режима питания воды у детей нужно воспитывать. Некоторые дети привыкают пить во время еды, тотчас после приема жидкого блюда. Чрезмерное количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того снижается аппетит из-за ощущения переполнения. Избыток жидкости способствует выведению из организма минеральных солей и витаминов.
В летний период, особенно в жаркую и сухую погоду, дети должны получать жидкости несколько больше. Лучше всего составлять меню таким образом, чтобы дети получали необходимое количество ее в очередные часы приема пищи в виде соков, компота, чая и т.д.
Когда дети интенсивно растут, они обычно не страдают отсутствием аппетита. Однако часто находятся чересчур сердобольные мамы и бабушки, которые буквально закармливают (и тем самым перекармливают) своих детей и внуков. Дело в том, что процессы обмена веществ у детей могут сравнительно легко перестраиваться, например в ответ на чрезмерное поступление в организм продуктов, особенно углеводов (мучные, кондитерские изделия и т.д.). При этом излишки углеводов усиленно перерабатываются в жир, с повышенным отложением в жировой ткани. Происходит разрастание самой жировой ткани за счет усиленного образования в ней жировых клеток. Что приводит к наиболее трудно поддающейся лечению форме ожирения, которое называется гиперцеллюлярное.
Огромную опасность представляет чрезмерное увлечение детей сладостями (конфеты, шоколад, сдобное печенье, пирожные, торты, мороженое и т.д.). Это пагубно отражается на состоянии зубов (приводит к кариесу), а также является фактором риска в развитии диабета. Неуклонный рост диабета среди детей несомненно связан с избыточным потреблением сладостей, а также сладких газированных напитков (лимонады, «Буратино”, «Байкал” и т.д.), т.к. они практически содержат только сахар (7-10%).
Наиболее резкий скачок сахарного диабета среди детей нашей страны произошел с того момента, как в продажу хлынул поток импортных кондитерских изделий и освежающих напитков, новых для нашего покупателя.
Неотъемлемой частью питания детей почти всех возрастов и в избытке стали «Сникерс”, «Твикс”, «Рафаэлла”, «Кока-кола”, «Пепси-кола”, «Спрайт”, «Фанта” и т.п., это совершенно недопустимо. А потом родители с ужасом удивляются откуда у их ребенка тяжелейший диабет. Оказывается их ребенок «всего лишь” очень любит и много (часто бесконтрольно) пьет «Пепси-колу” или, например, каждый день съедает «Сникерс” и т.п.
Обращаем Ваше внимание, что шоколадная конфета или шоколад в том же количестве, разрешается ребенку только после 3-х лет и 1 раз в неделю! Различные карамели детям дошкольного и младшего школьного возраста не рекомендуется из-за того, что они такие конфеты грызут, сосать же у них часто не хватает терпения.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста из сладостей предпочтительнее в небольшом количестве мармелад, зефир или пастила, сливочная помадка, мед, клюква в сахаре, простое печенье типа «Крекер” или галеты. Из напитков рекомендуются натуральные соки, морсы, кисели и компоты.
Школьные годы — это очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу у него изменяется не только окружающая среда, но и образ жизни. Вместо полной свободы движения его ждет сидение часами в вынужденной позе и умственная работа. Поэтому необходимо очень серьезное внимание обратить на организацию школьного питания, при выборе школы для ребенка.
Детям школьного возраста рекомендуется 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа. Для них наиболее целесообразным считается следующее распределение по времени употребление пищи в течение дня:
7.30 — 8.00 — завтрак (20% рациона)
10.00 — 10.30 — школьный завтрак (15-20% рациона)
13.00 — 13.30 — обед (35% рациона)
16.00 — 16.30 — полдник (10% рациона)
19.00 — 19.30 — ужин (20% рациона).
Школьники, занимающиеся в 1 смену, особенно первоклассники, обязательно должны получать в школе горячий завтрак. Получать они его должны в одно и то же время. Учащиеся 1-х классов завтракают под контролем педагогов. Организация приема пищи должна быть четкой, продуманной и исключать спешку. Правильно организованные полноценные школьные завтраки могут служить существенным оздоровительным фактором. Отмечено, что учащиеся, получающие школьный завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца учебных занятий бодрыми и работоспособными.
Если в школе хорошо организованы горячие завтраки, то вместо них давать какую-то пищу с собой из дома не рекомендуется, особенно это касается первоклассников.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано двухразовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник. Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50% суточного рациона.
Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко, утром перед уроками, дети мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнутся головокружение, вялость, слабость, ухудшится внимательность на уроках, станет труднее учиться.
Кроме того, после длительного перерыва в еде ребенок сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, сразу может съесть большое количество пищи, плохо ее пережевывая. Пища, проглоченная наспех, в большом количестве, плохо переваривается и не приносит пользу. Желудок в этом случае получает непосильную для него перегрузку, что очень опасно, т.к. может возникнуть сильная резь в животе, тошнота и рвота. Если длительное время нарушать режим питания и так нещадно «эксплуатировать” желудок, то он может серьезно заболеть.
В условиях школы питание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. В коллективе оно дает полезные навыки, приучает детей к разнообразной и полезной пище.
Гигиеническое воспитание навыков рационального питания наибольшее значение имеет в школьном возрасте, когда активно формируются навыки и привычки.
Однако самая образцовая постановка питания в школе теряет всякий смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигиены, и если домашнее питание поставлено неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея отклонения в состоянии здоровья, или они развиваются у них в первые годы учебы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №19

Тема исследовательской работы:

«Анализ питания семьи»

Выполнила: Довгалюк Валерия, ученица 7 А класса

Руководитель: Григорьева Зинаида Романовна, учитель биологии

г. Раменское

2019

Введение………………………………………………………………………

I. Теоретическая часть……………………………………………………….

    1. Виды питания………………………………………………………

1.2. Пищевой рацион ………………………………………………………………………..

1.3. Правильное питание…………………………………………………

II. Практическая часть……………………………………………..…………

2.1. Наблюдения……………………………………………………………

2.2. Составление меню для всей семьи……………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

В последние годы в России, как и во всем мире, остро стала проблема ожирения и, как не парадоксально, анорексии. Все больше людей отдают свое предпочтение фаст-фуду или жестким диетам, а не сбалансированному питанию. К сожалению, данная проблема, несмотря на некоторые улучшения, никуда не исчезает.

Решение данной проблемы требует внимания и усилий не только каждого человека, но и властей, так как неправильное питание подрывает здоровье нации.

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день большинство людей не имеет полных знаний о рациональном питании и культура здорового питания, к сожалению, начинает формироваться только в зрелом возрасте и очень редко культивируется в семье. И поэтому очень часто в зрелый возраст люди вступают уже с многочисленными проблемами и заболеваниями пищеварительной системы.

Цель: изучение питания в исследуемой семье и последующая ее корректировка.

Задачи:

1. На основе анализа специальной литературы, установить существующие сегодня виды питания .

2. Изучить суточное потребление калорий, необходимое человеку для нормального функционирования организма.

3. Проанализировать суточное потребление калорий каждым членом семьи и разработать возможную корректировку питания.

Методы исследования: теоретические (изучение информационных ресурсов), практические (проведение опроса, наблюдения, статистическая обработка полученных данных).

Объект исследования: рацион питания семьи Довгалюк.

Предмет исследования: продукты питания и их энергетическая ценность.

Гипотеза: характер питания в отдельно взятой семье не соответствует рекомендованным медиками нормам.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Виды питания.

Традиционное (смешанное) питание – многие из нас (около 80%) предпочитают именно этот метод питания. Большинство диетологов считают этот вид одним из самых нездоровых, т.к. за один приём пищи в желудок попадают разнородные и несовместимые продукты, а поверх всего в организм поступает различная жидкость в виде чая или напитков. В результате чего, в ЖКТ происходят различные процессы, которые связаны с брожением, гниением и неперевариванием пищи. Результаты от этого вида питания могут быть печальны, ведь у большинства людей нарушается обмен веществ, развиваются ожирение, диабет, сердечно-сосудистые, желудочные, кишечные, онкологические заболевания.

Раздельное питание – суть такого вида питания заключается в правильном сочетании продуктов при единовременном их употреблении. Такой подход существует уже давно, многие врачи и академики рассматривали физиологию человека и совместимость потребляемых ими продуктов. Суть заключается в том, что на каждый вид пищи организмом человека выделяются различные по составу и количеству пищеварительные соки. Опираясь на это, врачи-диетологи разработали данную методику разделительного питания, в которой все продукты должны делиться на три группы: 1-я группа — грибы, белки (яйца, рыба, мясо), баклажаны, орехи, бобовые, семечки, жиры. 2-я группа – овощи, фрукты, сухофрукты, соки, ягоды, гречка, жиры. 3-я группа – мучные продукты, сахароза, картошка, мёд, крупы.

Вегетарианское питание – считается наиболее популярным в Юго-Восточной Азии, ведь этому способствуют экономические и религиозные причины. Различают два вида такого питания: А) полное – исключаются продукты животного происхождения; Б) частичное – исключаются из рациона мясо, животные жиры, яйца. Главными продуктами в вегетарианской диете считаются фрукты, овощи, орехи, хлеб, злаки, бобы, растительные масла, а любая молочка заменяется соевыми молочными продуктами. К преимуществам можно отнести: нормальный вес, понижается вероятность развития различных сердечных, онкологических заболеваний. Что касается недостатков, то из-за такого питания в организме возникает дефицит витамина В12, что приводит к частым случаям резкой анемии разных конечностей. Чтобы исключить это, можно употреблять дополнительно витамины группы В.

Монопитание – обычно подбирается диетологами индивидуально для тех, у кого есть различные заболевания. Что касается длительности такого рода питания, то оно может быть разной в зависимости от состояния больного и его возраста. Придерживаясь монопитания, вы сможете повлиять на кислотно-щелочной баланс, гормональный фон и вылечить некоторые заболевания. Такой принцип питания может дать сильную встряску всему организму, по своей силе значительно превосходящей лечебное голодание, что очень важно при лечении онкологических заболеваний. В период монопитания очень важно уделять внимание приёмам воды, количество которой должно быть более двух литров в день, а также нужно принимать минералы и витамины для поддержания организма. Виды монопитания: А) молочнокислое; Б) рыбное; В) овощное и фруктовое монопитание.

Питание по группе крови – относительно недавно специалисты в сфере диетологии выдвинули новую теорию правильного питания, связав его с группой крови. Существуют четыре группы крови: 1-я группа встречается у 44%, 2-я у 35%, 3-я у 14% и 7% с четвёртой. Учёные считают, что раньше у всех людей была только одна группа крови (первая), из-за простого рациона, но потом появились остальные группы, которые также связаны с изменённым рационом. Группы крови определяют различный состав слюны и желудочного сока, что позволяет определить, какие продукты лучше перевариваются и усваиваются. Такой вид питания позволяет корректировать гормональный фон, противостоять стрессам, инфекциям и многим заболеваниям.

1.2. Пищевой рацион

Пищевой рацион – это количество и состав продуктов, необходимых человеку в сутки. Он должен восполнять энергетические затраты организма в течение суток и содержать все питательные вещества. Энергетическая ценность и содержание питательных веществ в пищевых продуктах отражены в современных таблицах, которые надо использовать при составлении пищевых рационов.

Существуют четыре основных физиологических принципа составления пищевых рационов.

Калорийность суточного рациона конкретного человека должна соответствовать его энергетическим затратам.

Содержание питательных веществ должно быть не ниже минимальной потребности в них.

Содержание в рационе витаминов, солей и микроэлементов также должно соответствовать минимальной потребности в них.

Содержание в рационе витаминов, солей и микроэлементов не должно превышать токсический уровень.

При составлении пищевого рациона следует помнить, что при смешанной диете, характерной для большинства населения России, некоторые вещества (6% общего калоража пищи) всасываются не полностью. Усвояемость пищевых продуктов зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма, от количества и качества пищи, соотношения компонентов пищи, способа ее приготовления. Растительные продукты усваиваются хуже из-за содержащейся в них клетчатки. Белковый режим питания улучшает всасывание и усвоение пищевых продуктов. При преобладании в рационе углеводов усвоение белков и жиров снижается. Следует учитывать и специфическое динамическое действие питательных веществ. Пища должна быть вкусной, ее вид должен возбуждать аппетит.

Основой рационального питания является оптимальное соотношение всех компонентов пищи: белков, жиров, углеводов, растительных волокон (целлюлозы), воды, минеральных веществ, витаминов. Сбалансированный пищевой рацион должен содержать белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:4, что позволяет нормировать суточную калорийность за счет белков (15% суточной калорийности, половину должны составлять белки животного происхождения). Жиры должны составлять приблизительно 30% суточной калорийности (70-80% животного жира). Энергетическая доля углеводов – 55%. При тяжелой физической работе нужно увеличить долю белков, при ожирении – уменьшить количество углеводов.

Необходимо соблюдать определенный режим питания: постоянные часы приема пищи, интервалы между ними, распределение суточного рациона в течение дня. Принимать пищу надо не менее трех раз в сутки: на завтрак, обед и ужин. Энергетическая ценность завтрака должна составлять примерно 30% рациона, обеда – 40-50%, ужина – 20-25%.

1.3. Правильное питание.

Каким принципам должно подчиняться правильное питание?

• Ежедневное меню должно быть сбалансированным. Это означает, что блюда, входящие в него, должны содержать полный комплекс жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов.

• Принимать пищу следует в одно и то же время, через каждые три-четыре часа.

Организм человека нуждается в сложных углеводах. Употреблять их лучше всего по утрам, в виде разнообразных каш (отказавшись лишь от чересчур калорийной манки)

Помимо обеда, завтрака и ужина желательно ввести в свой рацион два промежуточных приёма пищи: второй завтрак и полдник.

• Размер порции должен быть таким, чтобы утолить голод, не почувствовав при этом тяжести в желудке.

• Сбалансированное меню должно учитывать возрастные и физиологические потребности человека.

Диетологи советуют заранее планировать меню на неделю вперёд, поскольку это позволяет не только придерживаться правильного питания, но и помогает добиться значительной экономии времени и материальных средств.

Сколько калорий в день требуется женщинам?

Большинство диетологов сходятся на том, что в среднем женщине необходимо 2000 ккал. Однако количество допустимых калорий зависит от уровня физической активности.

Женщинам при малоподвижном образе жизни необходимо употреблять следующее количество калорий:

• от 18 до 25 лет — около 2000 ккал;

• от 26 до 50 лет — 1800 ккал;

• после 50 лет — до 1600 ккал.

Для женщин, ведущих образ жизни средней активности, нормой являются следующие показатели:

• от 18 до 25 лет — до 2200 ккал;

• от 26 до 50 лет — около 2000 ккал;

• после 50 лет — 1800 ккал.

При высокой активности женщинам требуется:

• от 18 до 25 лет — 2400 ккал;

• от 26 до 50 лет — около 2200 ккал;

• после 50 лет — до 2000 ккал.

Намного больше калорий требуется женщине, вынашивающей ребенка. Суточный рацион в этом случае зависит от того, на каком сроке беременности она находится. С возрастанием срока беременности следует увеличивать суточное потребление пищи от 2500 до 3200 калорий в день. Рацион женщины, которая кормит малыша, должен составлять не меньше 3500 ккал.

Сколько калорий в день требуется мужчинам?

Метаболический процесс происходит у мужчин намного быстрее, поэтому суточный рацион мужчины существенно отличается от женского. Взрослому мужчине среднего телосложения необходимо около 2500 ккал. в день. Но, если взять в расчет уровень физической нагрузки, картина выглядит следующим образом:

Мужчинам, ведущим малоподвижный образ жизни, требуется:

• от 18 до 30 лет — около 2400 ккал;

• от 31 до 50 лет — 2200 ккал;

• после 50 лет — 2200-2400 ккал.

Для мужчин, ведущих образ жизни средней активности, нормой являются следующие показатели:

• от 18 до 30 лет — 2600-2800 ккал;

• от 31 до 50 лет — 2400-2600 ккал;

• после 50 лет — 1800 ккал.

При высокой активности мужчинам необходимо употреблять следующее количество калорий:

• от 18 до 35 лет — около 3000 ккал;

• от 31 до 50 лет — 2800-3000 ккал;

• после 50 лет — 2400-2800 ккал.

Сколько калорий в день требуется детям и подросткам?

• Ежедневный детский рацион зависит от возраста. Норма калорийности продуктов питания должна каждые полгода увеличиваться для того, чтобы растущий организм ребенка хорошо развивался.

Норма потребления калорий детьми и подростками выглядит так:

до 2 лет — 1200 ккал;

от 2 до 3 лет — 1400 ккал;

от 3 до 6 лет — 1800-2000 ккал;

от 6 до10 — 2000-2400 ккал;

от 10 до 13 лет — не более 2900 ккал.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Наблюдения

Объектом исследований являлась семья Довгалюк. На первом этапе я провела опрос, чтобы выяснить какие продукты употребляют члены моей семьи в течение суток.

Предметом исследования данного этапа пища и ее энергетическая ценность.

По итогам исследований я сделала соответствующие выводы.

В нашей семье у каждого потребление калорий разное, т.к. у каждого разная форма деятельности, образ жизни и физические нагрузки.

Самое большое потребление калорий у нас в семье у папы, у него самая большая активность. Исходя из данных по возрасту, весу и росту ему нужно потреблять в сутки 2792 ккал /день. Но у него потребление калорий выходит меньше, около 2200 ккал/день.

У брата средняя активность и он занимается 3 раза в неделю спортом. Ему по расчётам нужно съедать 2616ккал/день. Но за день он потребляет только 2400 ккал/день.

У мамы минимум физической нагрузки, ей за день необходимо съедать 1858 ккал/день, Максимум же она потребляет 1600ккал/день.

Я занимаюсь спортом 5 раз в неделю и по расчётам я должна съедать 2308 ккал/день, но я примерно съедаю 1500ккал/день.

Исходя из этих данных можно увидеть, что вся наша семья недополучает калории (Приложение 1). Поэтому необходимо составить примерное суточную меню для каждого члена семьи, которое позволит потреблять достаточное количество калорий.

2.2. Составление меню для всей семьи.

Чтобы скорректировать наше питание, я разработала примерное меню для всей нашей семьи. В нем необходимое количество калорий.

Меню на день:

Отец, 39 лет, нужно съедать за день 2792 ккал

Завтрак:

408ккал-тыквенная каша 400г

85ккал-бутерброд с сыром и маслом 1шт

490ккал

Перекус:

110ккал-банан 1шт

Обед:

500ккал-борщ 400г

756ккал-плов с баранины 300гр

30ккал-чай с лимоном и сахаром

1286ккал

Ужин:

500ккал-фасоль стручковая с жареным яйцом 400г

17ккал-чай 1кружка

342ккал-шарлотка 200г

859ккал

За день:2783 ккал

Мать, 32 лет, нужно съедать за день 1850ккал

Завтрак:

170ккал-2шт бутербродов с сыром и маслом

74ккал-кофе с молоком 400мл

244ккал

Перекус:

110ккал-банан 1шт

Обед:

448ккал-винегрет 350г

313ккал-гречневая каша – 100г

30ккал-чай с лимоном и сахаром

132ккал-конфеты 2 шт

923ккал

Ужин:

237ккал-картофельное пюре 250г

274ккал-котлеты из свинины 100г

30ккал-чай с лимоном и сахаром

За день:1818ккал

Сын, 17 лет, нужно съедать 2616ккал

Завтрак:

470ккал-блинчики с сыром 250г

17ккал-чай зелёный

493ккал

Обед:

952ккал-пельмени 400г

283ккал-салат из помидоров 250г

Перекус:

120ккал-3 шт мандарин

Ужин

497ккал-жареный рис с яйцом и овощами 400г

260ккал-шоколад 50г

17ккал-зелёный чай

774ккал

За день:2616ккал

Дочь, 13лет, нужно съедать за день 2308ккал

Завтрак:

315ккал-мюсли с йогуртом 300г

Перекус:

85ккал-апельсин 180г

198ккал-сыр голландский 50 гр

Обед-

452 ккал-рассольник 200г

470ккал-плов говяжий 200г

128ккал-винегрет 100г

1050ккал

Перекус:

112ккал- чай одна кружка

146ккал- овсяное печенье (4 шт)

256ккал

Ужин:

339 ккал-творог жирный 150г

19ккал-томаты 100г

30ккал-чай с лимоном и сахаром

388ккал

За день:2292ккал

Заключение

Изучение проблемы рационального питания позволило прийти к следующему заключению. Данная проблема существует практически в каждой семье, и в частности моей. Но члены моей семьи потребляют недостаточное количество калорий, что легко можно скорректировать при помощи нового продуманного меню. Плюсом является также то, что практически все члены моей семьи занимаются спортом. Однако же многие люди не знают азы правильного питания, а также ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на их здоровье. Чтобы избежать негативных последствий от неправильного питания, каждому человеку, необходимо знать оптимальное количество калорий, потребляемых в сутки примерное количество калорий, содержащихся в каждом блюде, а также ввести в свою жизнь посильную физическую нагрузку (утренняя зарядка, ежедневные прогулки).

Литература

1. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учебное пособие для студентов университетов и педагогических факультетов. Изд. 4-е переработанное и дополненное. – М.:1970.

2. Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. — Просвещение, 2012.

Интернет ресурсы

3. https://www.cosmetologylife.ru Таблица калорийности продуктов.

Приложение 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *