Древний восток

УДК 93

ББК 63.3(0)3

И90

Рецензенты:

кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

(зав. кафедрой доктор исторических наук, профессор М.Е. Ерин); кандидат исторических наук А.И. Кардаш (Российский университет дружбы народов)

Авторы:

А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский

Подбор и составление карт — А.А. Немировский

ISBN 5-06-003438-0

© ФГУП ‘Издательство ‘Высшая школа’, 2003

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства ‘Высшая школа’ и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Определение понятия ‘история Древнего Востока’. Хронологические и географические границы.

Природные условия. Особенности экономики.

Социальные отношения. Община.

Древневосточная деспотия.

Основные группы населения.

Хронологические проблемы истории Древнего Востока.

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Глава 1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Страна и население

2. Основные источники по истории Древнего Египта

Архивы. Деловые и юридические документы.

‘Поучения’ и ‘пророчества’ как источник.

3. Краткий обзор развития египтологии

Отечественная египтология.

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

1. Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных отношений (V — первая половина IV тысячелетия до н. э.)

Глиняный сосуд додинастического периода с изображением охотника и четырех собак

2. Социальная дифференциация общества.

Возникновение первых государственных образований

3. Периодизация истории Древнего Египта

Глава 3. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА И СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД

1. Раннее царство (XXXIII-XXIX вв. до н. э.)

Стела Нармера (лицевая и оборотная сторона)

2. Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.)

Социально-экономические отношения.

Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. IV династия

Чиновник Каапер. V династия

Организация государственного управления. Египетская деспотия.

Гигантский сфинкс в Гизэ. IV династия

Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства.

Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара

Глава 4. ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (XXI-XVIII ВВ. ДО Н. Э.)

1. Распад Египта на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII-середина XXI в. до н. э.)

2. Египет Среднего царства

Работник, толкущий зерно. XXI-XX вв. до н.э.

Модель ладьи с гребцами. Конец III — начало II тысячелетия до н.э.

Государственное управление. Завоевательная политика.

3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков.

Египет под властью гиксосов

Глава 5. ВЕЛИКАЯ ЕГИПЕТСКАЯ ДЕРЖАВА В ЭПОХУ НОВОГО ЦАРСТВА (XVI-XII ВВ. ДО Н. Э.)

1. Завоевания фараонов XVIII династии (ок. 1554- ок. 1306 гг. до н. э.)

Раздел I. История Древнего Египта

Военно-торговая экспедиция в Пунт. Изображение на стене храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. XVIII династия

Фараон Тутмос III

2. Экономика

3. Социальные отношения

Наказание раба. Рисунок из гробницы начальника царских полей Менепы. Новое царство

Сфинкс с ликом Аменхотепа III. XVIII династия

4. Государственное управление

5. Религиозно-политическая реформа Эхнатона

Поклонение Солнцу Эхнатона и его семьи. Рельеф из храма в Ахетатоне

Нефертити, супруга Эхнатона. XVIII династия

Статуэтка богини из гробницы Тутанхамона

Рельеф из Луксора с изображением Хоремхеба. XIX династия

6. Египет при XIX династии (ок. 1306-ок. 1197 гг. до н. э.).

Правление фараона Рамсеса II

Пленные иноземцы. Фрагмент рельефа из Луксора. XIX династия

7. Правление XX династии (ок. 1147 -ок. 1075 гг. до н. э.).

Конец эпохи Нового царства

Глава 6. ЕГИПЕТ В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД

1. Египет под властью иноземцев

Египет под властью ливийцев.

Завоевание Египта Кушем.

Фараон Тахарка. XXV династия. VII в. до н. э.

Ассирийцы в Египте.

2. Борьба Саиса за объединение

Египта. Последний расцвет египетской государственности

Египет в составе Ахеменидской державы.

Египет в IV в. до и. э.

Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1. Особенности древнеегипетской культуры..

2. Египетская религия

Египетский пантеон. Мифология.

Бог мудрости и письменности Тот с головой ибиса. Фрагмент трона Рамсеса II из Луксора

Богиня Исида с сыном Хором. Бронзовая статуэтка конца Нового царства

Религиозная реформа Эхнатона.

Организация культа.

Луксорский храм. Обелиск и колоссы Рамсеса II

Танец и музыка. Роспись в гробнице Нахт. Новое царство

3. Язык. Письменность. Система обучения

Рисунки на остраконах из Дейр-эль-Медина: мальчик, раздувающий огонь в очаге (вверху);

акробатка (внизу)

Бронзовая статуэтка божественного быка Аписа. VII-VI вв. до н.э.

4. Литература

Рельеф с изображением плакальщиков. Середина XIV в. до н.э.

Анубисом (с головой шакала). Новое царство

‘Певица Амона’ Раннаи. Новое царство

5. Изобразительное искусство и архитектура

Ритуальный бег фараона, часть церемонии праздника хеб-сед. Рельеф из храма в Абидосе

Осирис в виде царя. Рисунок из гробницы Нахт. Новое царство

6. Научные знания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ I

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э.

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э.

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

Глава 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА. НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Природные условия

Шумерская женщина (часть каменной статуи из Лагаша)

Голова ассирийца. Деталь рельефа начала II тысячелетия до н. э.

2. Население Древней Месопотамии

3. Периодизация

4. Источники древней истории Месопотамии

Памятники материальной культуры.

Хозяйственные документы.

Надписи исторического содержания.

Памятники шумеро-аккадской словесности.

Источники из других стран Древнего Востока.

Произведения античных авторов.

5. Историография

Дешифровка клинописи.

Археологическое изучение.

Основные направления работы зарубежных исследователей.

Изучение истории Месопотамии в отечественной науке.

Глава 9. ДРЕВНЕЙШАЯ МЕСОПОТАМИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРА

1. Месопотамия на заре цивилизации

Голова культовой статуи из храма Э-анна в Уруке. Период Джемдет-Наср. Ок. 2800 г. до н.э.

2. Южная Месопотамия времени Ранних династий

3. Политическая история шумерских городов-государств

Фрагмент мозаичного культового штандарта из Ура со сценами войны

Женские драгоценные украшения из золота и лазурита. Гробница царицы Шубад (Пуаби) в Уре

Глава 10. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В МЕСОПОТАМИИ. ДЕРЖАВЫ АККАДА И III ДИНАСТИИ УРА

1. Месопотамия под властью Аккада в XXIV-XXII вв. до н. э.

Победная стела Нарам-Суэна. XXIII в. до н. э.

2. Нашествие кутиев

3. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура

Статуя правителя Лагаша Гудеа

Глава 11. МЕСОПОТАМИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. ПРЕОБЛАДАНИЕ ВАВИЛОНА

1. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (XIX-XVI вв. до н. э.)

Сцена жертвоприношений. Фрагмент фресковой росписи из дворца Зимрилима в Мари. XVIII в. до н.э.

Царь Хаммурапи перед богом солнца и справедливости Шамашем. Фрагмент части базальтового столба с текстом законов Хаммурапи. XVIII в. до н.э.

2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии

3. Вавилонское царство при касситской династии

4. Хурритский мир. Государство Митинга

5. Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. э.)

6. Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. э.)

Глава 12. ВЕЛИКАЯ АССИРИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ДЕРЖАВА В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

1. Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X — IX в. до н. э. Международная обстановка на Ближнем Востоке в начале I тысячелетия до н. э.

Причины активизации завоевательной политики.

Царь Ашшурнацирапал на львиной охоте. Нимруд. Северо-Западный дворец. IX в. до н.э.

Ассирийские воины осаждают город. Рельеф на Балаватских воротах Салманасара III. IX в. до н.э.

Чужеземцы, приносящие дань. Деталь Черного обелиска Салманасара III. Нимруд

Упадок могущества Ассирии в первой половине VIII в. до н. э.

2. Создание ‘мировой’ Ассирийской державы

Ашшурбанапал в образе священного строителя-восстановителя храма Мардука в Вавилоне. VII в. до н.э.

Ассирийцы считают головы эламитов после сражения на реке Улай. Рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. VII в. до н.э.

Ассирия на закате своей истории.

3. Социально-экономический строй Ассирии и организация государства

Падение Ассирийского государства и распад великой державы.

Глава 13. ВАВИЛОНИЯ В КОНЦЕ II -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.: ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПАДКА ДО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ

1. Вавилония в XII-VII вв. до и. э.

Вавилония после господства касситской династии.

Вавилония под властью ассирийцев (VIII-VII вв. до н. э.)

Кудурру (межевой камень) касситского царя Мелишипака с изображением астральных символов богов, священных животных, статуй и алтарей богов

2. Разгром Ассирии и создание Нововавилонской державы Набопаласар.

Навуходоносор II.

Закладной кирпич с именем Навуходоносора II. VII-VI вв. до н.э.

Набонид и крушение державы.

Ворота Иштар. Вавилон. Ок. 580 г. до н.э.

Зиккурат Набонида в Уре. VI в. до н.э. (реконструкция)

3. Экономика и общество Вавилонии в VII-IV вв. до н. э.

Глава 14. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Письменность.

Библиотеки.

Архивы.

Школы.

Статуя шеду (духа-охранителя) из царского дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н.э.

Крылатое божество с головой орла. Рельеф из дворца в Нимруде

Религия.

Мифологические сцены на мозаичной перламутровой панели резонатора арфы из гробницы А-бар-ги в Уре

Научные знания.

Вавилонская ‘карта мира’ из Сиппара

Козленок в зарослях. Изделие из золота, лазурита, перламутра. Из раскопок в Уре

Искусство.

Ассирийские музыканты. Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии

Умирающий лев. Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

АНАТОЛИЯ И АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Глава 15. МАЛАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ .

МАЛАЯ АЗИЯ: СТРАНА И НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕЕ ИСТОРИИ

Природные условия и население.

Источники и историография Хеттского царства.

Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств.

Женская статуэтка и различные виды керамики из Хаджилара. Эпоха неолита

Древние земледельцы Малой Азии и разложение первобытнообщинного строя.

Глава 16 . ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

1. Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. до н. э.

Хеттский воин. Рельеф из Самаля

Бог ведет царя Тудхалию IV. Рельеф в Язылыкая. Фото Г. Штайнера, профессора Филипс-университета (Марбург, Германия)

2. Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства

Хаттуса. Фото Г. Штайнера, профессора Филипс-университета (Марбург, Германия)

3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества

‘Царские ворота’ в Хаттусе.Фото Г. Штайнера, профессора Филипс-университета (Марбург, Германия)

4. Хеттская культура

Мать с ребенком под пальмой. Рельеф из Кара-тепе. VIII в. до н.э.

Глава 17. ‘ТРОЯНСКОЕ’, ФРИГИЙСКОЕ И ЛИДИЙСКОЕ ЦАРСТВА

1. ‘Троянское’ царство

2. Фригийское царство

Гробница Мидаса во Фригии

Фригийская керамика

Фрагмент фригийской терракоты с изображением кентавра

3. Лидийская держава

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В КОНЦЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

Глава 18. ВАНСКОЕ ЦАРСТВО (УРАРТУ) И ГОСУДАРСТВА ЗАКАВКАЗЬЯ

1. Племена Закавказья в V-II тысячелетиях до н. э. Возникновение государства Урарту.

Природные условия, источники и историография.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена.

Осада урартской крепости Сугунии ассирийскими войсками. Изображение на Балаватских воротах. IX в. до н.э.

Возникновение государства Урарту.

Бронзовый шлем с надписью Аргишти и изображением культовых сцен. Кармир-блур

Ванское царство на вершине могущества.

2. Урартское общество и культура

План урартской крепости Тейшебаини (Кармир-блур)

Украшение трона в виде крылатого льва с человеческим торсом и головой. VII в. до н.э.

Бронзовая статуэтка богини Багбарту. VII в. до н. э.

3. Упадок Урарту.

Ранние государственные образования в Древней Армении и Древней Греции

Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ

1. Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья

Природа и население.

Источники и историография.

Культура Иерихона. Земледельцы и скотоводы (VIII-IV тысячелетия до н. э.).

2. Ранние государственные образования в III-II тысячелетиях до н. э.

Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.

Страны региона в конце III — первой половине II тысячелетия до н. э.

Позднебронзовая эпоха в Восточном Средиземноморье.

Портрет угаритского царя (Никмаду или Аммистамру II). XIV-XIII вв. до н.э.

Филистимлянин. Египетский рельеф

3. Финикия и Сирия в начале I тысячелетия до н. э.

Дамасское царство

Головы и сосуды из полихромного стекла финикийской работы. Карфаген

Триумфальное возвращение ханаанейского царя. Плакетка из слоновой кости XII в. до н.э. из Мегидо

Израильская керамика из Таанаха. X-VIII вв. до н.э.

4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее.

5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии.

Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине

Финикийский саркофаг

6. Культура стран Восточного Средиземноморья

Глава 20. КАРФАГЕН В IX — III ВВ. ДО Н. Э.: ОТ ФИНИКИЙСКОЙ КОЛОНИИ ДО ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ

Ранний период истории Карфагена.

Карфаген — центр финикийских колоний Западного Средиземноморья.

Создание Карфагенской державы.

Социально-экономические отношения в Карфагене (V-III вв. до н. э.).

Стела с антропоморфным изображением и пунической надписью. Карфаген

Политическое устройство Карфагена.

Культура Карфагена.

Глава 21. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

1. Страна и население.

Источники и история изучения Древней Аравии. Географическое положение и природная среда.

Аравия у истоков своей истории. Проблема заселения и развития хозяйства.

Катабанская надпись о покупке дома

Источники по древней истории Аравии.

Алебастровые рельефы из некрополя Тимны

Изучение истории Древней Аравии.

2. Североаравийские племена и государственные образования

3. Южноаравийские государства в древности

Политическая история.

Экономика.

Общественный и политический строй Южной Аравии.

Бронзовая статуя правителя (или воина), посвященная богу луны Алмакаху. VI в. до н.э.

4. Культура Древней Аравии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

Древняя Месопотамия

Малая Азия

Закавказье

Восточное Средиземноморье и Карфаген

Аравия

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В НАЧАЛЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В НАЧАЛЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В VII В. ДО Н.Э.

РАЗДЕЛ III. ИРАН И СТРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

Глава 22. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Природа и население.

Источники и историография Древнего Ирана.

Источники и историография Средней Азии.

Глава 23. ИРАН. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЭЛАМА

Возникновение государства в Эламе.

Бронзовая голова эламита. Конец I тысячелетия до н. э.

Возвышение и гибель Эламского царства.

Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. XXIII в. до н.э.

Староэламская серебряная ваза с изображением богини победы Нарунде; на ободке -линейная словесно-слоговая надпись. Найдена в окрестностях Персеполя

Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII-XII вв. до н.э.

Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. XIII в. до н.э.

Глава 24. МИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО В VIII-VI ВВ. ДО Н. Э.

Расселение ираноязычных племен.

Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов.

Маннейский царь. Изображение на бронзовой ситуле. VIII в. до н.э.

Мидийский всадник. Изображение на эламской печати VII-VI вв. до н.э.

Мидийская крепость Хархар. Изображение на ассирийском рельефе из Дур-Шаррукина. Конец VIII в. до н.э.

Возникновение и расцвет Мидийской державы.

Мидиец, приносящий дань. Персепольский рельеф..

Мидийское общество и культура.

Глава 25. ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА В VI-IV ВВ. ДО Н. Э.

1. Возникновение Персидской державы

Завоевательная политика Кира II.

Гробница Кира II в Пасаргадах

Камбиз и завоевание Египта.

2. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э.

Общий вид Бехистунской скалы

Эламит, приносящий дань. Персепольский рельеф..

Вавилонянин, приносящий дань. Персепольский рельеф..

Армянин, приносящий дань. Персепольский рельеф..

3. Реформы Дария I

Нубиец, приносящий дань. Персепольский рельеф..

Дарик — ахеменидская золотая монета

Оттиск ахеменидской печати с надписью Дария I

4. Персидская держава в V-IV вв. до н. э.

Греко-персидские войны

5. Поход Александра Македонского на Восток и разгром Персидской державы

6. Экономика и социальные отношения в Персидской державе в VI-IV вв. до н. э.

7. Религия и культура Персии

Золотой ритон с изображением льва. V в. до н.э.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ

Глава 26. СРЕДНЯЯ АЗИЯ В III-I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.

1. Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе

Земледельцы и скотоводы V-III тысячелетий до н. э.

Общество Алтын-депе.

Золотая голова быка. Алтын-депе

2. Средняя Азия на рубеже II-I тысячелетий до и. э.

Расселение индоиранских племен

3. Средняя Азия в составе державы Ахеменидов

Глава 27. КУШАНСКАЯ ДЕРЖАВА И ПАРФИЯ

1. Поход Александра Македонского. Средняя Азия при Селевкидах

2. Греко-Бактрийское царство

Серебряная монета Диодота II. III в. до н.э.

3. Кушанская держава

Политическая история.

Кушанский правитель Хувишка. Изображение на бронзовом медальоне

Экономика, общество и государственное управление.

Скульптуры из Халчаяна и Дальверзина (внизу). I в. до н.э.- I в. н. э.

Кушанская культура.

4. Парфянское царство

Возникновение в расцвет Парфянской державы.

Парфянская крепость Дурнали (реконструкция)

Кентавр с женщиной (нижняя часть ритона из слоновой кости). Ниса. III-II вв. до н.э.

Парфянское общество и культура.

Риган с протомой в виде грифона. Ниса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

Элам

Иран и Средняя Азия

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ИРАН В ДРЕВНОСТИ

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК В СЕРЕДИНЕ VI В. ДО Н.Э.

ИРАН В ДРЕВНОСТИ

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК В СЕРЕДИНЕ VI В. ДО Н.Э.

ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ

РАЗДЕЛ IV. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

Глава 28. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Территория и население

2. Периодизация

3. Источники

4. Историография

Глава 29. ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (XXIII-XVIII ВВ. ДО Н. Э.)

Сосуд из Чанху-Даро

Бюст мужчины. Мохенджо-Даро

Танцовщица. Мохенджо-Даро

Глава 30. ‘ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД’. СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ (XIII-VI ВВ. ДО Н. Э.)

Глава 31. ‘БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД’. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В V-III ВВ. ДО Н. Э. И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕИНДИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ

1. Социально-экономические отношения

2. Система древнеиндийских государств. Образование общеиндийской державы

Львиная капитель. Санчи

Глава 32. ‘КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА’. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ ВО II В. ДО Н. Э. — V В. Н. Э. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Политическая история.

Социально-экономические отношения.

Глава 33. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Религии

Ведийская религия.

Нирвана Будды. Гандхара. II-III вв.

Культовая пещера Бхаджа

Будда. Гандхара. Ок. 300 г. н.э.

Буддизм.

Индуизм.

2. Культура Древней Индии

Литература.

Общий вид ступы в Санчи

Рельеф с южных ворот ступы в Бхархуте

Архитектура и искусство.

Глава 34. ДРЕВНИЙ ШРИ-ЛАНКА (ЦЕЙЛОН)

Статуя Будды из Анурадхапуры. IV-V bb.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ИНДИЯ В ДРЕВНОСТИ

Раздел V. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Глава 35. ПРИРОДНАЯ СРЕДА. НАСЕЛЕЛЕНИЕ. XРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Страна и население

2. Хронология и периодизация

3. Источники древнекитайской истории

Фрагмент иньской гадательной надписи на черепашьем панцире. XIII в. до н. э.

4. Историография

Глава 36. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ. ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ

1. Неолитические истоки древнекитайской цивилизации

2. Предания о событиях политической истории II тысячелетия до н. э.

3. Развитие производительных сил во II тысячелетии до н. э.

Керамическая форма для отливки детали бронзового сосуда с изображением головы человека. Позднее Инь

Погребение иньского вана близ Аньяна. XI в. до н.э.

4. Общество и государство в эпоху Инь

Раннечжоуская надпись на бронзовом сосуде с упоминанием о дарах, полученных от ванна аристократом Юем. Начало X в. до н.э.

5. Возникновение государства Чжоу

6 Социально-экономические отношения в X-VIII вв. до и. э.

Глава 37. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В VIII-III ВВ. ДО Н. Э.

1. Этнополитическая ситуация на Среднекитайской равнине

2. Борьба за гегемонию

Боевые колесницы в погребении периода Чуньцю близ Шаньсяня

3. Сдвиги в социально-экономическом строе общества.

4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI-III вв. до н. э.

Конфуций и Лао-цзы. Изображение на каменном барельефе II в.

Сцена сражения. Орнамент бронзового сосуда IV в. до н.э.

5. Реформы Шан Яна

Глава 38. ПЕРВОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ — ИМПЕРИЯ ЦИНЬ (221-207 ГГ. ДО Н. Э.)

1. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономических связей

2. Создание централизованного государства. Империя Цинь

3. Внешняя политика Цинь Шихуана

4. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. до н. э.

Воин дворцовой охраны. Керамика. Династия Цинь

5. Борьба Чу и Хань

Глава 39. ИМПЕРИЯ ХАНЬ В III В. ДО Н. Э. — I В. Н. Э.

1. Внутренняя политика первых ханьских императоров

2. ‘Золотой век У-ди’

3. Кочевники Центральной Азии и возникновение державы сюнну

4. Внешняя политика империи Хань во II-I вв. до н. э.

В поле и на охоте. Каменный барельеф ханьского времени

5. Начало кризиса империи

Служанка-рабыня с лампой в руках. Керамика. Эпоха Хань.

6. Социально-экономические отношения на рубеже нашей эры

Глава 40. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В I-III ВВ. Н. Э.

1. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в.

2. Внутренняя политика Восточной Хань в I-II вв.

3. Внешняя политика империи

4. Демографические и этнические процессы в I-II вв.

5. Социальные отношения в I-II вв.

Пир в доме аристократа. Каменный барельеф ханьского времени

6. Восстание ‘желтых повязок’ и падение империи Хань

Глава 41. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Мифология и религия

2. Письменность

Тушечница. Позолоченная бронза. II в.

3. Литература

4. Искусство

Ханьский дворец в Чанъани. II — I вв. до н. э. (реконструкция)

5. Естественнонаучные знания

КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ..

Глава 42. ДРУГИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

1. Древние государства Корейского полуострова

2. Древнеяпонские государства

Глава 43. ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ

1. Географическая среда и проблемы этнокультурного единства Древней Юго-Восточной Азии

2. Древние вьетские государства и их соседи

Иероглифический документ из царства Диен

3. Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев

Формирование раннеклассового общества.

Древние мон-кхмерские государства.

Древние государства индонезийских народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ V

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ. СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА I. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА II (продолжение).

БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ

МЕСОПОТАМИЯ

ЗАПАДНОСЕМИТСКИЙ МИР

ИРАН

ИНДИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ К ИЗУЧЕНИЮ В РАМКАХ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА..

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РАБОТЕ НАД ДОКЛАДАМИ

Работы общего характера

Учебники по истории Древнего Востока

Источники по истории Древнего Востока

Хрестоматии и сборники текстов по Древнему Востоку в целом

Сборники древневосточных текстов по регионам и публикации отдельных источников

Античные источники no истории Древнего Востока

Проблемы социально-экономического строя древневосточных обществ и их отражение в отечественной историографии

Археология Древнего Востока

Этническая история и языки народов Древнего Востока

Обобщающие и исследовательские работы

Основные черты культурного и духовного развития народов Древнего Востока

Письменность

Представления о мире и религиозное мировоззрение.

Социально-экономическая, политическая и культурная история отдельных регионов Древнего Востока

Египет и Нубия

Передняя Азия

Месопотамия

Северная Месопотами, Малая Азия и Закавказье

Иран и Центральная Азия

Иранское нагорье в III-II тысячелетиях до н. э. Элам

Центральная и Средняя Азия

Иранские народы

Индия

Библиография

Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Корея, Япония, Индокитай)

Справочные издания

Энциклопедии и словари

История науки и библиография

Календарь и хронология

Периодические издания*

Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В «Ведах» целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX — VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская география

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (ресЯпдпй), то есть «объездов»; название это применялось одинаково к картам и описаниям; им пользовались нередко и впоследствии вместо названия «география»; так, Арриан называет этим именем общую географию Эратосфена. Одновременно употреблялись также названия «перипл» (ресЯрлпт) в смысле морского объезда, описания берегов, и «периегез» (ресйЮгзуйт) — в смысле сухопутного объезда или путеводителя. Страбон противопоставляет «периплы» с их перечислениями гаваней, как односторонние описания мореходов, не собирающих сведений о странах, удалённых от берегов, — «периегезам», содержащим в себе подробное описание стран, и таким географическим трудам, как Эратосфенов, имевшим задачей астрономическо-математическое определение величины земного шара и вида, и распределения «обитаемой земли» (ЮпЯкпхмЭнз) на его поверхности. Название «периегезов» Страбон придает и частям своего собственного сочинения, подробно описывающего известные тогда страны, иногда, впрочем, смешивая термины «периегез» и «перипл», тогда как другие авторы явственно отличают «периплы» от «периегезов», причём у некоторых позднейших авторов название «периегез» употребляется даже в смысле наглядного представления всей обитаемой земли. Есть указания, что «периоды» или «периплы» (рядом с документами или грамотами об основании городов, «ктизисами») были первыми греческими манускриптами, первыми опытами применения заимствованного у финикийцев искусства письма.

Составители географических «объездов» назывались «логографами»; они были первыми греческими писателями-прозаиками и предшественниками греческих историков. Геродот пользовался ими немало при составлении своей истории. Немногие из этих «объездов» дошли до нас, и то более позднейшего времени: некоторые из них, как «Перипл Красного моря» (I век н. э.) или «Перипл Понта Эвксинского» — Арриана(II в. после Р. X.), составляют важные источники по древней географии. Формой «перипла» пользовались в позднейшее время для описания «обитаемой земли», совершая вокруг неё как бы мысленный, воображаемый объезд. Такой характер имеет, например, география Помпония Мелы (I век н. э.) и прочие.

Название «объезд» было в данном случае тем более подходящим, что древнейшее представление греков о Земле соединялось с представлением о круге. Это представление, естественно вызываемое круглой линией видимого горизонта, встречается уже у Гомера, где оно имеет только ту особенность, что земной диск представлялся омываемым рекой «Океаном», за пределами которой помещалось таинственное царство теней. Океан-река уступил скоро место океану-морю в смысле внешнего моря, омывающего кругом обитаемую землю, но понятие о Земле, как о плоском круге, продолжало жить долго, по крайней мере, в народном представлении, и возродилось с новой силой в средние века. Хотя уже Геродот насмехался над теми, которые воображали себе Землю правильным диском, как бы выточенным искусным столяром, и считал не доказанным, чтобы обитаемая земля была окружена со всех сторон океаном. Однако представление, что Земля есть круглая плоскость, несущая на себе в виде острова круглую же «обитаемую землю», господствовало в период древнейшей ионической школы. Оно нашло себе выражение и в картах Земли, которые также делались круглыми и первая из которых приписывается обычно Анаксимандру. До нас также дошло известие о круглой карте Аристагора Милетского, современника Гекатея, исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов, середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во временаАристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель — глобус, также он предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.

география открытие научный экспедиция

О книге «Историография истории древнего востока»

В книге дано изложение истории изучения древневосточных цивилизаций, сложившихся и древнем Иране, Центральной Азии, Индии и Китае, исторические судьбы которых оказываются связанными этническими, экономическими, геополитическими и культурными связями. Изучение богатой истории этих стран началось еще в глубокой древности и сохранялось как культурно-религиозная традиция в течение всего средневековья и нового времени.Для студентов университетов, сотрудников научных учреждений, учителей средних школ, лицеев, колледжей, гимназий и всех интересую­щихся историей древнего Востока.

Произведение относится к жанру История. Оно было опубликовано в 2009 году издательством Высшая школа. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Историография истории древнего востока» в формате fb2, epub или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источники истории древнего Востока. Источники истории древнего Востока целесообразно разделить на три группы: памятники письменности на греческом и латинском языках, археологические памятники и памятники письменности на языках народов древнего Востока.

Памятники письменности на греческом и латинском языках сравнительно давно уже были изучены исследователями и наряду с библией, о которой речь пойдет ниже, являлись вплоть до начала XIX века основным материалом для реконструкции древневосточной истории. Это — произведения античных историков и географов, одни из которых сами побывали в Египте, Сирии или Двуречье, другие же писали на основании сведений, полученных из вторых рук или пересказывали затерянные в настоящее время книги. Среди этих произведений особое место принадлежит сочинению Геродота, греческого писателя середины V века до н. э., который много путешествовал, наблюдая и описывая быт и нравы тех стран, которые он видел; Геродот передает также много преданий и легенд о далеком прошлом Египта и других государств.

Однако труд Геродота имеет весьма существенные недостатки, которые отразились в работах историков начала прошлого столетия по истории древнего Востока. Геродот жил в самом конце истории древнего Востока: он был современником древнеперсидских царей, но от начальных этапов истории Египта или Двуречья его отделяли 2500 лет; Геродот к тому же не знал восточных языков. И если его сведения по истории Ирана имеют существенное значение, то рассказы о прошлом Египта поверхностны, противоречивы и легендарны. Труд Геродота может служить источником лишь для изучения последнего периода древневосточной истории. В еще большей степени это относится к произведениям более поздних античных авторов (Страбона, Диодора, Плутарха), у которых мы найдем лишь разрозненные сведения по тем или иным вопросам.

Среди историков, писавших по-гречески, следует, впрочем, особо выделить египетского жреца Манефона (III век до н. э.): он владел египетским языком, имел доступ к: храмовым архивам и в своей книге стремился познакомить греческих читателей с историей своей родины. К сожалению, книга Манефона не сохранилась, и мы знаем о ней лишь по тем фрагментам из нее, которые включали в свои труды более поздние авторы. Аналогичной была судьба книги современника Манефона вавилонского жреца Бероса, который попытался написать историю древнего Двуречья.

Таким образом, произведения античных авторов содержат лишь незначительные сведения по древнейшей истории стран Ближнего Востока, еще меньше рассказывают они об истории Индии (кое-какие сведения об общественном и политическом строе Индии на рубеже IV и III веков до н. э. можно найти в книге греческого посла при индийском дворе Мегасфена, но и она дошла лишь в фрагментах), а сведения о Китае вообще совершенно ничтожны. Поэтому до начала археологических раскопок в странах древнего Востока ученые обладали в общем незначительным материалом по древневосточной истории и о серьезном изучении этого раздела истории человечества нельзя было даже думать.

Планомерные раскопки на Ближнем Востоке начались в середине XIX века. Ботта и Лейярд обнаружили остатки дворцов ассирийских царей; вслед за тем были обследованы развалины городов Южного Двуречья, в том числе Вавилона и Лагаша. Большие археологические работы проводились в это время и в Египте, где на первых порах изучали развалины храмов и погребальных сооружений.

Раскопки конца XIX и начала XX века еще больше расширили наши представления об истории древнего Востока. Ж. де Морган обнаружил в Египте и Западном Иране древнейшие памятники, относящиеся еще ко времени до возникновения классового общества; англичанин Флиндерс Петри изучил древнеегипетские поселения, в том числе остатки города Кахуна недалеко от Фаюмского оазиса; в Малой Азии, у Богазкея, был раскопан Винклером и Макриди-беем большой хеттский город Хаттус.

Особенно крупными были достижения археологов в период между двумя мировыми войнами — в 20-е и 30-е годы. К этому времени относится открытие древнеиндийской цивилизации (раскопки в Мохенджо-Даро и Хараппе в бассейне Инда), раскопки древнекитайского города близ Аньяна, раскопки погребений и поселений в Шумере, относящихся к первобытному и раннеклассовому обществу, изучение древнеаккадских городов (Киш, Эшнунна и др.), открытие царства Мари на Среднем Евфрате и древнефииикийского города Угарит, раскопки в Северной Сирии (города Алалах и Самаль) и многочисленные иные находки, во многом изменившие наши представления об истории древнего Востока. Раскопки 20-х и 30-х годов, проведенные к тому же на более высоком техническом уровне, чем археологические работы предшествующих десятилетий, открыли памятники таких культур, о которых раньше или вовсе ничего не было известно, или же существовали только скудные упоминания.

Важные открытия были сделаны в это время и в Египте: еще в 1922 году впервые удалось найти неразграбленную гробницу египетского фараона, а незадолго перед второй мировой войной в Танисе была обнаружена нетронутая гробница другого фараона. И хотя первый из них (Тутанхамон) правил всего несколько лет и умер юношей, а второй (Шешонк I) царствовал в последний период древнеегипетской истории, когда Египет уже не мог претендовать на первенствующее положение на Ближнем Востоке, все же обе гробницы имеют исключительное значение для изучения истории и культуры Египта. В Саккара были раскопаны гробницы древнейших царей Египта и их вельмож, причем особенно знаменита гробница вельможи по имени Хемака, представляющая собой сооружение, насчитывающее свыше пятидесяти комнат.

Раскопки в Телль-Хассуне (Ассирия), Иерихоне (Палестина) и других местах уточняют наши представления о возникновении земледелия я скотоводства и о появлении городов на Ближнем Востоке; в Хелване (Египет) начаты раскопки колоссального некрополя периода формирования египетского государства; в Китае, недалеко от Аньяна, была обнаружена грандиозная царская гробница, относящаяся ко второй половине II тысячелетия до н. э.

Работы советских археологов в Закавказье и Средней Азии также дали чрезвычайно интересный материал для реконструкции истории древнего Востока: Б. Б. Пиотровский раскопал развалины урартской крепости Кармир-Блур близ Еревана, а затем были обнаружены в том же районе остатки другой урартской крепости на холме Аринберд. С. П. Толстов и другие советские археологи обнаружили многочисленные памятники, раскрывающие историю скотоводческих племен и образование рабовладельческих государств в Средней Азии.

Таким образом, археологические работы значительно увеличили круг источников по истории древнего Востока, обнаружив такие цивилизации, которые были давно забыты или о которых мы располагали крайне скудными сведениями. Раскопки древневосточных центров ежегодно приносят новый и новый материал, расширяя и углубляя наши знания.

Раскопки дают прежде всего вещественные памятники, которые сами по себе проливают свет на экономическую и социальную историю древнего Востока: находки орудий труда, керамики, костей животных и т. п. позволяют представить эволюцию хозяйства; остатки дворцов и рядовых жилищ рисуют картину древнего города. Так, раскопки Парро в Мари позволили восстановить картину царского дворца, храма богини Иштар, хозяйственных построек, дворцовой школы, а также квартала, населенного беднотой, где дома были сложены из плохого необожженного кирпича. Некрополь Мари также свидетельствует о резком имущественном расслоении: наряду со скромными могилами, выложенными кирпичом-сырцом, встречаются богатые гробницы, сложенные из каменных плит. Аналогичную картину рисуют раскопки в других древневосточных городах: от Кахуна в Фаюмском оазисе до Аньяна на берегах Хуанхэ.

Однако вещественные памятники дают лишь суммарную характеристику социальных отношений: мы не можем рассчитывать, что из них удастся извлечь детальную характеристику рабовладельческого общества, форм собственности или политической надстройки, не говоря уже о гражданской истории. Поэтому для нас особенно важны те раскопки, в ходе которых удавалось обнаружить памятники письменности, начертанные на самом различном материале — на металле, камне, кости, на глиняных табличках, на папирусе и коже. Подавляющая масса памятников письменности на языках народов древнего Востока была введена в научный оборот лишь в результате археологических раскопок XIX-XX веков. Лишь некоторые источники (особенно на языках народов Китая и Индии) стали известны по рукописям, хранившимся в книжных собраниях; к числу таких источников принадлежит, в частности, библия.

Библия — один из самых сложных источников по истории Ближнего Востока; она представляет собой сборник древнееврейских легенд, исторических преданий, хроник и публицистических сочинений, составленных в разное время и объединенных вместе ко II веку до н. э. При этом основная часть библейских книг носит следы тенденциозной переработки, произведенной в интересах жречества. Библия рассматривалась как священная книга древних евреев, а затем и христиан: ее первые пять книг долгое время считали как бы продиктованными самим богом. Естественно, что известия библии о древнейшей истории еврейского народа и его соседей рассматривались на протяжении средних веков как абсолютно достоверные — критическое изучение библейского текста было невозможным. Только развитие библейской критики, которая сложилась в борьбе со средневековым, феодальным мировоззрением, вскрыло повторения, противоречия и ошибки в божественном тексте библии. Основание библейской критики было заложено замечательным философом-материалистом Б. Спинозой; его идеи были развиты рядом исследователей (Ю. Вельгаузеном, С. Мовинкелем и др.); советские историки (Н. М. Никольский, А. Б. Ранович) сделали новый шаг в критике библии: не ограничиваясь чисто литературной критикой текста, они старались выяснить социальные идеи отдельных книг и социальные корни изменений, внесенных в библейский текст редакторами. Для развития библейской критики большое значение имеют находки древнееврейских рукописей на коже, обнаруженных в конце 40-х годов XX в. в Иордании; они датируются приблизительно I веком до н. э.- I веком н. э. и содержат, наряду с другими текстами, значительные отрывки из библии, имеющие существенные разночтения с традиционным библейским текстом, известным лишь по средневековым спискам.

Все это показывает, что данные библии могут быть использованы для изучения истории Ближнего Востока (преимущественно в I тысячелетии до н. э.) лишь при сугубо осторожном и критическом к ним отношении.

Гораздо большее значение для истории древнего Востока имеют в настоящее время разнообразные письменные источники на египетском, шумерском, аккадском, хеттском, урартском и других языках, которые были добыты главным образом в результате раскопок. Некоторые из этих памятников (надписи на скалах и стенах зданий, частично папирусы) были известны уже ученым XVIII века, однако тогда они не могли стать предметом исследования: дело в том, что умение читать египетские иероглифы (равно как и письменность большинства народов Ближнего Востока) было к этому времени безнадежно забыто, и, прежде чем изучать древневосточные тексты, нужно было научиться их читать.

Задачу дешифровки египетского письма, существовавшего в трех формах, разрешил в 1822 году французский ученый Шамполион. Опорой для этого послужила надпись, найденная в Египте в теперешнем портовом городе Розетте, так называемый Розеттский камень. Надпись начертана в трех текстах: нижний текст на греческом языке, верхний — на египетском, древним иероглифическим письмом, средний текст — также египетский, написанный демотическим письмом (позднеегипетской скорописью).

Греческий текст был прочитан, и из него стало известно, что это декрет в честь фараона Птолемея V, написанный на Розеттском камне по-египетски (два раза) и по-гречески. Таким образом, к египетскому тексту имелся перевод. Еще до Шамполиона было известно, что царские имена обводили овальной рамкой — так называемым картушом. Благодаря картушу Шамполион определил группу иероглифов, которыми было написано имя царя, и, таким образом, нашел ключ к дешифровке египетской письменности. На других памятниках Шамполион прочел таким же способом имена Клеопатры, Береники, Александра, затем начал читать египетские имена Тутмоса, Рамсеса. Таким образом, в распоряжении Шамполиона оказался уже большой запас знаков, и он начал читать египетские слова и тексты. Значение их он установил благодаря хорошему знанию коптского языка (язык христианского Египта), а также языков арабского и древнееврейского. Шамполион определил значение ряда иероглифов и написал грамматику египетского языка. Начиная с этого времени, египтология получила прочную научную базу.

Задачу дешифровки клинообразного письма, найденного в Двуречье, разрешили немецкий ученый Гротефенд и английский ученый Раулинсон.

Клинообразное письмо заимствовали от вавилонян завоеватели вавилонского царства — персы, на основе клинописи они создали свое алфавитное клинописное письмо. В 1802 году Гротефенд благодаря упорному труду и остроумным догадкам перевел верхнюю часть персидской надписи времени Ксеркса, написанную тремя системами клинописи. Однако он открыл значение далеко не всех знаков. В течение почти полувека работали ученые всего мира над решением этой задачи. Особые трудности представляла вторая часть надписи, написанная на вавилонском языке из-за того, что знаки вавилонской клинописи обозначают целые слоги и слова, и, кроме того, отдельный знак имеет несколько значений. Окончательно дешифровать вавилонскую клинопись в 1850 году удалось благодаря открытию Раулинсоном на Бехистунской скале, в западной части Персии, огромной надписи царя Да-рия на трех языках -эламском, древнеперсидском и вавилонском. Древнеперсидская часть надписи была сравнительно легко прочитана, и в ней оказалось около 200 собственных имен царей, стран и народов. Это обстоятельство и дало Раулинсону и другим ученым, Хинксу и Оперту, ключ к расшифровке сначала древнеперсидской, а потом и вавилонской части надписи; при этом им помогли учебные таблетки, найденные к этому времени в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала. В этих таблетках слева стояли знаки, обозначающие целые слова (так называемые идеограммы), а справа — те же слова, изображенные слогами и звуковыми знаками. Таким образом, клинообразное письмо, применявшееся в странах Двуречья, оказалось очень сложным, состоящим из знаков трех родов — идеограмм, слоговых знаков и звуковых знаков.

Чтение хеттских и урартских текстов облегчалось тем, что они были написаны при помощи аккадской клинописной системы; однако понимать эти тексты было нелегким делом, ибо языки хеттов и урартов были неизвестны ученым. Еще во второй половине XIX века английский ученый Сейс предпринял попытки прочитать и перевести ряд урартских надписей; в дальнейшем в изучение урартского языка был внесен большой вклад русским армя-новедом К. П. Паткановым, одним из крупнейших ассириологов М. В. Никольским и советским ученым Г. А. Меликишвили. Начало изучения хеттского языка было положено чешским исследователем Б. Грозным во время первой мировой войны; сравнительно недавно (в 1952 году) немецкий исследователь И. Фридрих выпустил первый словарь хеттского языка. В настоящее время сделаны большие успехи также в чтении лувийских и хурритских клинописных текстов. Найденные в Угарите клинописные таблички на финикийском языке, написанные алфавитным письмом, были одновременно дешифрованы четырьмя учеными.

Значительные трудности представляла дешифровка хеттских иероглифов; однако раскопки в Кара-Тепе (в Киликии), проведенные в конце 40-х годов XX в., дали в руки ученым двуязычные надписи VIII века до н. э., начертанные финикийским письмом и хеттскими иероглифами. Таким образом была создана необходимая лингвистическая база для интенсивных работ по дешифровке хеттских иероглифов.

До сих пор еще не дешифрована древнеиндусская иероглифическая письменность, памятники которой были найдены во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. Да и в отношении других древневосточных языков, хотя ученые и научились читать на них, предстоит большая работа: необходимо уточнить грамматику, составить словари, проверить правильность чтения знаков во многих языках. Недаром еще до сих пор ученые сплошь да рядом оказываются вынужденными менять транскрипцию собственных имен и терминов и исправлять старые переводы.

Памятники письменности на древневосточных языках чрезвычайно разнообразны. Мы могли бы разделить их на две основные группы: документальные и нарративные (повествовательные) памятники. К числу документальных памятников принадлежат прежде всего законы. Если не считать древнееврейского законодательства, включенного в библию, ученые XIX века не знали законов древневосточных государств: только в 1901-1902 годах был впервые найден свод законов, составленный вавилонским царем Хаммурапи. В дальнейшем в научный оборот вошли кодексы (известные преимущественно в отрывках) правителей других центров Двуречья, а также хеттские и ассирийские законы; сравнительно недавно в Туна эль-Джебель (древний Гермополь) были найдены фрагменты египетских законов, затрагивающие вопросы собственности, аренды и наследования.

Основную массу документальных источников составляют деловые документы: отчеты должностных лиц, купчие, завещания, акты обмена, арендные договоры, договоры о займе и депозите и т. п. Во время раскопок в городах Южного Двуречья (Шуруппак, Лагаш, Ларса и др.), были найдены сотни тысяч глиняных табличек с документами этого типа, позволяющими — именно в силу их массовости — проникнуть в существо экономической жизни страны III и II тысячелетий до н. э. Подобные архивы найдены также в хурритском городе Нузи, в Мари, в кап-падокийском центре Канесе и в ряде других мест. Несколько глиняных табличек было обнаружено и при раскопках Кармир-Блура. Сравнительно недавно были изданы так называемые таблички сокровищницы, найденные в Персеполе и служащие важным источником для изучения плохо исследованного вопроса о положении непосредственных производителей в древнем Иране. Египетские деловые документы, частично написанные на папи русе, частично вырезанные на камне, дошли до нас в значительно меньшем количестве, нежели клинописные глиняные таблички; при этом большинство их относится к середине II тысячелетия и к более позднему времени. Среди египетских документов особо следует упомянуть папирусы, написанные на арамейском языке и относящиеся уже ко времени персидского господства над Египтом.

Среди деловых документов особое место занимает так называемая харранская опись, представляющая собой перепись земельных владений ассирийских колонистов в районе Харрана; при этом опись отмечает наличие рабочего скота, водоподъемных механизмов, рабов и т. п.

К документальным источникам принадлежат, наконец, письма: до нас дошли многочисленные письма частных лиц, чиновников и царей; особенно обильна переписка вавилонского царя Хаммурапи, затрагивающая различные хозяйственные, административные, финансовые вопросы. Две группы писем имеют первостепенное значение для понимания внешнеполитической истории Ближ него Востока: письма из архива царей Мари, освещающие взаимоотношения Вавилонии, Мари и Ассирии в первой половине XVIII века до н. э., и так называемая телль-амарнская переписка; последняя содержит письма, адресованные египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (конец XV — начало XIV века до н. э.) сирийскими правителями и царями Ассирии, Вавилона, Митанни и других стран. Они были найдены на месте столицы Эхнатона, развалины которой были обнаружены у Телль-эль-Амарны.

Среди нарративных источников первостепенное значение имеют исторические тексты различного рода. Это могут быть царские надписи, посвященные военным походам: египетские цари вырезали такие надписи на внешних стенах храмов; существуют целые автобиографии царей, как, например, вырезанная на одной из статуй автобиография Идрими, царя Алалаха, правившего в XV веке до н. э. Это могут быть и хроники: сохранились, например, хеттские хроники, детально описывающие внешне политическую борьбу в XV-XIII веках.

Другой тип источников — литературные памятники: повести, сказки и мифы, которые знакомят нас не только с историей духовной культуры, но и с социальными отношениями в странах древнего Востока.

Таким образом, в настоящее время ученые располагают разнообразными памятниками, написанными на языках различных народов древнего Востока. Число этих памятников возрастает с каждым годом. Именно они служат основным источником при изучений истории древнего Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *