Древняя Греция литература

Несколько проверенных способов провести время с удовольствием и получить знания о культуре греческой античности — например, о снах древних греков, страхах Пифагора и секретах Парфенона

Подготовила Екатерина Шумилина

Эрик Робертсон Доддс. Греки и иррациональное

Книга Эрика Доддса «Греки и иррациональное», вышедшая в свет в 1951 году, — одна из самых знаменитых книг о древнегреческой культуре, написанных в XX веке. Она основана на курсе лекций, прочитанных автором в Беркли в 1949 году.

Доддс пишет, как однажды, прохаживаясь по Британскому музею и разглядывая скульптуры с афинского Парфенона, он столкнулся с молодым человеком, который неожиданно сообщил ему: «Я знаю, что ужасно признаваться в таком, но все эти греческие штуки совершенно меня не волнуют… все это так ужасно рационально». Тогда Доддс задумался о том, что поколению людей, воспитанных на искусстве ацтеков и картинах Гогена, греческие статуи и дорический ордер кажутся лишенными тайны, слишком рациональными, — и решил написать курс лекций, а затем и книгу, где рассматривались бы иррациональные стороны греческой культуры, на первый взгляд, отсутствующие в классическом наследии древних греков.

Применив антропологические и психологические подходы, Доддс получает результаты, интересные не только исследователям античности, но и антропо­логам, и социальным психологам, да и вообще всем, кто хочет понять, какие силы движут человеком — как и в случае с любыми другими людьми, на рели­гию и искусство древних греков, а также на их повседневную и общественную жизнь влияли не только рациональные, но и иррациональные, первобытные элементы.

Из книги Доддса можно узнать, насколько греки были подвержены безумию, гневу, страсти, зависти, страху перед богами и духами, а также выяснить, была ли вообще в их представлении у человека душа, в которой размещались эти ощущения. Например, если судить по гомеровским поэмам, в эпоху архаики вообще не существовало целостного представления о «душе» или «личности» — по крайней мере, в том смысле, в котором понимаем их сегодня мы. Тому, что в нашей культуре называется одним словом «душа», в культуре греческой архаики примерно соответствовали сразу несколько разных понятий. В частности, слово «псюхэ» (ψυχὴ), которое часто переводят как «душа», точнее было бы переводить как «орган чувствования», перестаю­щий работать, когда псюхе покидает человека — то есть когда человек умирает или падает в обморок.

Отдельно Доддс говорит об отношении греков к сновидениям: по его мнению, вполне возможно, что в древнегреческих снах присутствовали образы и сюжеты, которых не бывает в снах современных людей.

Карл Кереньи. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни

Книга венгерского ученого Карла Кереньи «Дионис», вышедшая в 1976 году, может быть рекомендована всем взрослым, которые в детстве зачитывались «Легендами и мифами» Николая Куна, играли в двенадцать подвигов Геракла и строили из подушек лабиринт Минотавра. Знакомые герои и истории обретают здесь новое измерение: автор рассматривает миф не просто как рассказ о богах и героях, но как сложный культурный механизм, связанный с ритуаль­ными практиками и повседневной жизнью греков. Кереньи также привлекает внушительное количество археологического материала и изо­бражений — на вазах, саркофагах, украшениях (книга снабжена множеством иллюстраций).

Кереньи делает греческую мифологию объемной и осязаемой — например, когда он пишет о том, что знаменитый геометрический орнамент меандр изначально изображал лабиринт Минотавра, или что Дионис был не только богом вина, но и покровителем пчеловодства, или что качание на качелях в древней Греции было не только девичьей забавой, но и ритуалом, связанным с плодородием.

Но важнейшее достижение «Диониса» в том, что книга показывает жизнь и текучесть мифа: одна история о богах или героях могла быть связана одновременно с несколькими ритуалами и иметь десятки версий, а сосуществование множества вариантов мифа не выглядело для греков противоречивым. Так, в одной версии мифа на Крите в пещере рождается бог Зевс, а в другой — Дионис. В одном случае Дионис считается сыном Семелы, а в другом — Персефоны. Кереньи показывает, что для восприятия мифа не так важно, кто именно родился на Крите и как именно его звали (греческие боги всегда имели много имен), — важно само событие рождения божества.

Пьер Видаль-Накэ. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире

Книга известнейшего французского историка Пьера Видаль-Накэ с интригующим названием «Черный охотник» вышла в 1981 году и сразу стала одной из самых важных работ по истории Древней Греции. Своей популярностью она обязана тому, что Видаль-Накэ удалось связать «формы мышления» и «формы общества», то есть ментальное и социальное в греческой культуре.

Видаль-Накэ исследует Грецию через марги­нальные, пограничные явления культуры и намечает продуманную систему оппозиций, которыми было насыщено греческое общество: культурное и дикое, гражданин и чужестранец, реальное и воображаемое, бог и человек. Три основные темы, которые обсуждаются в «Черном охотнике»: юноши и воины; женщины, рабы и ремесленники; утопия и реальный полис. Книга состоит из нескольких очерков, написанных в разное время и на разные темы, но центральной является глава о юношах и воинах, в которой автор объясняет социальную подоплеку мифа о Черном охотнике.

В Аттике существовала легенда о юноше Мелании (в переводе с греческого — «Черный»), который сбежал в горы, чтобы никогда не жениться, вел там дикий образ жизни и по ночам расставлял силки на зверей. Видаль-Накэ пишет, что Черный охотник из легенды — это молодой человек, застрявший на промежуточной стадии взросления, не достигший статуса воина и отца семейства, но и не являющийся более ребенком. Он охотится один, ночью, используя сети — в противоположность взрослым мужчинам, которые охотятся в компании, днем и не используют силки, чтобы не захватывать животное обманом. Черный охотник чужд сексуального взросления, так как навсегда отрекся от женитьбы. В конечном счете легенда о Черном охотнике — это воплощение социального страха афинских юношей-эфебов, что они не превратятся во взрослых мужчин-гоплитов.

В каком-то смысле может показаться, что задача Видаль-Накэ в «Черном охотнике» противоположна задаче Эрика Доддса в «Греках и иррациональном»: в то время как Доддс доказывает, что греческая культура пропитана полупервобытными необъяснимыми суевериями, Видаль-Накэ, наоборот, структурирует и рационализирует мифы греков, считая, что они обусловлены социальными институтами семьи и полиса. Но на самом деле задачей Видаль‑Накэ не является рационализация и разрушение «волшебства» греческого мифа. Напротив, французский историк показывает, насколько реальными и значимыми были для древних греков их воображаемые миры.

Михаил Гаспаров. Занимательная Греция

«Занимательная Греция» Гаспарова — книга, которая есть практически в каждой семье, читающей на русском языке, и с которой многие начинают знакомство с древнегреческой культурой. Хотя подразумевается, что аудитория «Занимательной Греции» — это, в первую очередь, дети и подростки, достаточно часто можно увидеть сосредоточенного взрослого, читающего ее в аэропорту или в самолете, который направляется в Афины или на Крит. «Занимательная Греция» вышла только в 1995 году, но в нашем сознании это название уже устойчиво ассоциируется с базовым знанием о греческой античности.

Эта книга — замечательно реализованный просветительский проект: в ней, с одной стороны, присутствуют все ожидаемые «ингредиенты» Древней Греции (мифы, боги, Спарта, Олимпийские игры, афинская демократия, коринфский ордер), а с другой стороны, через эти стереотипные образы подается много дополнительной и неожиданной информации. Например, мы знаем, что древние греки были рабовладельцами — они продавали и покупали рабов и наказывали их за проступки. Гаспаров же приводит текст надписи, в которой содержится акт отпущения раба на волю: хозяин мог отпустить рабов и их детей, а также назначать штраф тому, кто снова посмеет обратить вольных людей в рабство. А, например, о Пифагоре Гаспаров рассказывает не только как о математике и авторе той самой теоремы, но и как о чудаковатом философе, который запрещал своим ученикам есть бобы, потому что они похожи на людей (было поверье, что если закопать боб в землю, через 90 дней можно будет выкопать вместо него человеческую голову), и погиб, убегая от врагов и не решившись перебежать через поле, заросшее бобами, — он побоялся их топтать.

Гаспаров показывает, что греческую культуру составляли не особенные вещи, а особенные люди, будь то мудрец Солон, поэтесса Сафо, тираноборцы Гармодий и Аристогитон или философ Фалес, историями о которых наполнена «Занимательная Греция».

Mary Beard. The Parthenon

«Репортер: Вы посещали Парфенон в течение вашей поездки в Грецию?
Шакил О’Нил (американская звезда баскетбола): На самом деле я не могу припомнить названия всех клубов, в которые мы ходили».

С такого эпиграфа-анекдота начинается книга кембриджского профессора Мэри Бирд об афинском храме, впервые вышедшая в 2002 году. С одной стороны, она рассчитана на тех, кто не знает о Парфеноне ничего, — но Бирд писала ее и для того, чтобы ответить на вопрос, что такое Парфенон, самой себе. Это практически детективное чтение: в книге автор расследует, как храм на афинском Акрополе стал не просто достопримеча­тельностью, но самым ярким символом греческого искусства и культуры.

Мы до сих пор не знаем, был ли Парфенон храмом в полном смысле слова (строго говоря, никаких алтарей для совершения жертвоприношений археологи рядом с ним не нашли). От античности до нас дошло лишь одно описание Парфенона, оставленное географом Павсанием во II веке нашей эры (когда храму было уже около 600 лет), но оно полностью сконцентрировано на статуе Афины Парфенос, находившейся в центре здания. Именно вслед за Павсанием мы называем этот храм Парфеноном, хотя сами греки чаще говорили Гекатомпедон (в переводе с греческого — «стофутовый», «большой»). Каким могло быть назначение Парфенона, если он не был местом культа, мы тоже точно не представляем.

Мэри Бирд ведет читателя к мысли о том, что Парфенон обязан своей ныне­шней славой не только скульпторам и архитекторам, которые построили его в V веке до нашей эры, но и многочисленным знаменитым путешественникам (Байрону, Голдингу, Вирджинии Вулф и другим), которые на протяжении столетий ездили на Акрополь. Парфенон представляет собой наслоение разных времен и культур: этот древнегреческий храм успел побывать и христианской церковью, и мечетью, и пороховым складом. Кроме того, автор рассказывает, как в XIX веке британский посол Томас Элгин вывез часть статуй и фризов Парфенона в Лондон — лорд Байрон тогда обвинял Элгина в том, что он незаконно забрал бесценные памятники и повел себя как вор. По словам Бирд, Парфенон и вполовину не был бы сейчас столь знаменит, если бы двести лет назад не оказался скандально «расчленен», вывезен и продан Британскому музею. 

Понятие и этапы античности

В общем и целом ученые относят к античности тот период истории, когда существовали Греческая и Римская цивилизации. Сам термин античность создан для упрощения восприятия той эпохи. В русский язык термин попал из романских и германских языков. Он восходит к латинскому слову, которое переводится на русский как «древность».

Античность представляет собой период развития человеческого общества когда развивались цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии исторических форм.

Современные историки основной заслугой античности обычно называют то, что она сформировала государственное устройство, которое в дальнейшем стало моделью для современной цивилизации. Именно в Древней Греции и Риме зародили такие важные для современного государства понятия как «право» и «демократия». В эпоху античности появилась культура которая стала одним из важнейших факторов становления и развития последующей мировой культуры.

Античность принято делить на эпохи:

  • Эпоха Древней Греции
  • Эпоха Древнего Рима

Кроме того Античность делят на несколько периодов, изображенных на рисунке ниже. ранняя Античность (VIII в. до н.э. – II в. до н.э.)

Периоды Античности

Ранняя античность характеризуется развитием культуры, появлением новых направлений в науке, искусстве. Древняя Греция начала свой путь к вершинам философии, архитектуры, ораторского искусства.

Классическая античность включает в себя время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия). Данный период характеризуется тем, что наука, искусство Древней Греции и Рима достигли своей вершины. Философа писали удивительные трактаты, в моде было просвещение и красота.

Поздняя античность Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284), установившего политический режим неограниченной личной власти – доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568). Верхнюю границу поздней Античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х годах.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья .

Особый интерес представляет деление культуры античности на культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима. Часто упоминают Византию, появившуюся в поздней античности. Византия сформировалась в 395 году вследствие давления гуннов на Римскую империю, распавшуюся на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Византия – уникальное государство, которому удалось существовать и в позднюю античность и в раннем средневековье.

Античность Древней Греции

Древняя Греция – величайшее государство, чьи достижения легли в основу античной культуры, науки и философии. В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейский период (2800-1100 до н.э.) – В это время процветала крито-микенская культура.
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) известен распадом родоплеменного общества.
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) знаменит становлением рабовладельческих государств – полисов.
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.) – это время когда города -полисы стали центром науки, искусства и просвящения.
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) – это период упадка полисов. Империя Александра Македонского подорвала силы и мощь Древней Греции и эллинистические государства.

Греческая цивилизация берет свое начало 3000 лет до нашей эры. Греки как нация получили имя эллины. Данное имя появилось мифологического персонажа праотца греков Эллина. По легендам именно от сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. И по сей день греки называют свою страну Эллада. При этом в разных культурах греков и Грецию именуют по разному. Так, в европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение «греки». В древности их называли «ахейцы», «роме Первые племена, которые стали потом известны как эллины появились на балканском полуострове. Энеолит в Эгеиде. Раннеминойский и раннеэлладский периоды. Первоначально цивилизация называлась микерской. Свое название она получила в честь микенская цивилизация самого крупного и могущественного города ахейцев – Микен. Другими важными городами той эпохи были Тиринф, Пилос, Афины и Фивы. Выгодное географическое положение ахейцев, в частности, их близкое соседство с представителями минойской и кикладской культур, создало все необходимые предпосылки для создания ими сильного государства.

Микенцы известны тем что первыми начали использовать гончарный круг и создавать гончарные изделия. Большую известность получила керамика.

Микенская керамика

Первоначально она создавалась для бытовых нужд. Затем мастера стали творить уникальные по своему орнаменту и красоте вещи.

Образец микенской керамики. 1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Уникальные произведения микенских мастеров украшали царские дворцы, дома зажиточных горожан. Они пользовались спросом у торговцев, которые путешествовали по миру и продавали микенские товары в другие государства.

Центром микенской цивилизации были города Микены, Тиринф и порт Пилос. Влияние микенской цивилизации распространялось на всю территорию Балканского полуострова и до южной части Фесалии.

Города микенцев были хорошо защищены. Они торговали со странами Азии, с Египтом, Сирией и Кипром. Археологами доказано, что существует большая вероятность того, что именно микенцы захватили Трою.

Культура и ремесла были высокоразвиты в Микенском царстве. Археологи нашли много изделий из керамики, золота. Микенских царей хоронили в огромных гробницах, похожих на улей закрытый гигантским куполом.

Большую известность получила гробница названная «Сокровищница Атрея» или гробница Агамемнона. Высота погребальной камеры в ней составляла 13 метров.

Сокровищница Атрея была построена из огромных камней без использования кладочного раствора.

Сокровищница Атрея

И по сей день Сокровищница Атрея является одним из крупнейших купольных сооружений древнего мира и относится к числу известных памятников микенской архитектуры. В 1879 году её исследовал немецкий археолог Генрихом Шлиманом.

Большой интерес в культуре Микен вызывают посмертные маски. Необыкновенной красотой отличаются маски сделанные из сусального золота.

Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей в Афинах.

Гомер называл микенцев ахейцами и прославлял их боевой дух и отвагу. Особого внимания достойна цивилизация микенцев на острове Крит. Там жили более миролюбивые и культурно развитые минойцы, микенцы пришли в конце 15 в. до н.э. Этому способствовала их активная политика освоения новых земель. Под влиянием минойской письменности ахейцы разработали свое собственное похожее письмо. Полному завоеванию и покорению Крита микенцами поспособствовал неизвестный природный катаклизм. На разрушенную землетрясением и цунами землю ринулись войска микенцев, положив конец минойской цивилизации в Греции примерно в 1400 г. до н.э.

Микенская цивилизация исчезла приблизительно в 1200 году до нашей эры. Следом за ней пришел Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.). Он известен распадом родоплеменного общества и считался периодом «тёмных веков» или «предполисный» период. С падением крито-микенской цивилизации связаны мощные катаклизмы в социальной и культурной жизни жителей Балканского полуострова. О данном периоде истории древней Греции известно мало, но в культурном плане он ознаменован упадком, потерей ряда ремесел и письменности. Однако, как парадоксально это не звучит, в темные века отмечен определенный технический прогресс. В частности распространение получает работа с металлом, его выплавка и ковка. Дело в том, что в микенский период железо было известно как ценный метал. Из него изготавливали различные украшения. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII-XI вв. до н.э. Несколько позже – в X-IX вв. до н.э. появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе, керамика, железный серп из Тиринфа и другие предметы .

В то время внимание стали уделять земледелию. Оно снова вернуло, утраченную в результате ухода от общинного строя, значимость. В «темные века» греки занимались преимущественно хлебопашеством, садоводством и виноградарством. Это становиться известно из «Одиссеи» Гомера. Он подробно описывает чудесный сад царя феаков Алкиноя в «Одиссее». Помимо этого важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства.

Царь Алкиной

Чудеснее всего был сад, находившийся при дворце. Вечно зрели в нем всевозможные плоды – и зимой, и летом. Теплый Зефир обвевал сад. Там же был и виноградник, круглый год дававший спелые гроздья. В саду журчал светлый родник, другой же родник бил у самого порога дворца .

Влияние расширения использования в быту и военном деле железа в Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Археологами найдено много доказательств данного утверждения.

Классический период (V-IV вв. до н.э.) ознаменован небывалым ростом науки, искусства и совершенствованием государственного устройства. В то время активно растут полисы. Они становятся центром науки и искусства. Греческие поэты, скульпторы и философы создают удивительные шедевры. В классический период Древняя Греции обладала всеми уникальными чертами античной цивилизации:

  • рабство,
  • система денежного обращения и рынка,
  • полис основная форма политической организации,
  • идеи суверенитета народа и демократическая форма правления.

В классический период началась чеканка монет, что ускорила экономический рост Древней Греции. Искусство и ранних полисов наполнено патриотизмом, жаждой свободы и перемен. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Самым крупным полисом становятся Афины. Они превращаются в центр науки, культуры и торговли. Философия достигает небывалых высот. этот период Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя.

Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане)

Среди самых известных учеников Сократа и величайших философов античности следует упомянуть Платона. Его принято считать одним из основоположников европейской философии. Он много путешествовал по Греции, Египту, югу современной Италии. Сохранившиеся работы Платона являют в большинстве своем диалоги. В своем знаменитом «Государстве» Платон рисует идеальное общественное устройство, коим, по его мнению, должна быть демократия.

В классический период появилось знаковое явление для антично культуры – Олимпийские игры. Они зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э. Олимпия у Древних Греков считалась священным местом. Спортивная программа включала в себя:

  • Бег
  • Метание копья
  • Метание диска
  • Борьба
  • Прыжки в длину
  • Соревнования на колесницах.

Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Марафонский бег известен со времен Олимпийских Игр в Древней Греции. Участниками Игр могли быть только мужчины. Они соревновались обнаженными.

Марафонский бег связан с легендой, согласно которой профессиональный бегун Фиддепид был послан с поля боя при Марафоне в Афины, чтобы сообщить о победе над персами. Расстояние от Марафоде до Афин было 40 км. Прибежав в Афины он прокричал: «Радуйтесь! Мы победили!». После этого Фиддепид упал замертво.

Античная культура отличалась обширными пантеонами богов. Древняя Греции имела один из самых больших пантеонов. Он окончательно оформился именно в классический период.

Древняя Греция – родина театра. Он берет свое начало из культа бога Диониса. Первые представления устраивались именно в честь Диониса. Ему приносили в жертву козла, пели хвалебные песни артисты в масках сатиров.

Слово»трагедия» в переводе с греческого «песнь козлов».
Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого «комос» ‒ веселое шествие и «одос» ‒ песнь .

Важным моментом развития театра в Древней Греции считают новшество, привнесенное драматургом Фесписом в 534 году. Он добавил к хору выступление одного актера, который читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Театр Диониса в Афинах в римское время

В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны. Из Афин театральные зрелища распространились по всему миру и конечно же попало в Рим.

Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) – время упадка Древней Греции. Время сложное для античной культуры. Эпоха эллизма – период деградации. Нескончаемые войны Александра Македонского вкупе с ослаблением централизованной власти привело к деградации во многих сферах от армии до науки и искусства. Александром была создана огромная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго. Александр Македонский был убит. Военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.

В эллинистический период греческая скульптура распространяется по обширной территории. Стремление вельмож украсить свой быт, обилие заказов художникам определили массовый поток скульптуры. Но в основном это было только тиражирование прекрасных оригиналов классики. Вновь же создаваемые образы были лишены гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, вычурности, излишней пышности.

Культура Древнего Рима

Рим появился около 1000 года до нашей эры. Началось все с появления на территории Рима племен латинов. Уже в 7 веке до нашей эры Рим стал конгломератом поселений и попал под власть этруссков. Культура Древнего Рима делится на четыре периода представленные ниже.

Периоды культуры Древнего Рима

Первый период культуры Древнего Рима получил название этрусский, так как в рамках античной культуры он простирался от VIII в. до н. э., с момента основания «Вечного города», утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии. Достижения данного периода выражены в правовом поле и в архитектуре.

Более интересным с точки зрения изучения античной культуры является период царства. Именно в этот период у римлян появился свой алфавит.

Позднее у римлян большое распространение получила скульптура. Считается, что одно время в Риме было больше скульптур чем жителей. В отличии от скульптуры Древней Греции, в Риме скульпторы меняют сюжеты и усиливают мифологическую трактовку образов. Пластика обнаженной натуры отличается от греческой.

С развитием Древнего Рима растут и его аппетиты. Первой фазой римских завоеваний стала экспансия Апенинского полуострова. Был повержен Карфаген. Первая и вторая Пунические войны превратили Рим в мощную державу.

Рим развивал различные виды искусства. Так, римские писатели создали в литературе новый жанр – жанр романа. Под влиянием греческой литературы, римская литература выпустила на свет целую плеяду драматургов и поэтов. В числе самых известных можно смело назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Ливий Андроник, один из первых римских поэтов, перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. Он писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Ливий Андроник. Портрет

После того, как римское государство из республики стало империей, литература изменилась. Все это было обусловлено серьезными историческими изменениями. Так в 1 веке до нашей эры император Август уже владел большей частью Азии, Сирией и Египтом. Правление Августа часто называют «золотым веком». Он считал что правитель обязан покровительствовать искусству. Сам император оказывал поддержку и восхищался Горацием, Вергилием. Он покровительствовал Титу Ливию. Его примеры следовала римская знать. Отдельно следует остановиться на фигуре Вергилия авторе «Энеиды». Именно он предрек рождение младенца, который вернет людям золотой век. Христианские богословы нарекли Вергилия пророком.

Произведения Вергилия изучали в эпоху Ренессанса. Данте Алигьери в «Божественной комедии» показал Вергилия в роли своего провожатого по адским уровням.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. В числе величайших творений архитектуры Древнего Рима прочно занял место Колизей. Его строительство велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Колизей

Падение Римской Империи сопровождалось бурным развитием культуры и искусства. Однако искусства приобретало все более вычурные формы. Золотой век Римской Империи закончился на смерти Марка Аврелия.

Марк Аврелий

Марк Аврелий был выдающимся философом. Он оставил трон вспыльчивому сыну Коммоду. Именно его убийство вследствие заговора и привело к началу гражданской войны в Римской Империи. За время воин и междоусобиц влияние Римской Империи стало снижаться, культура и искусство приходить в упадок.

Император Диаклетан (284-305) разделил Римскую Империю на части. В каждой их них был свой император. При этом Рим, будучи столицей, перестал быть резиденцией императора. Это отрицательно сказалось на искусстве и поэзии.

Император Константин принял христианство и на месте Византии выстроил новый город – Константинополь и в 330 году нашей эры перенес туда столицу. После смерти Императора на христиан начались гонения. Однако христианство быстро распространялось по трритории Римской Империи. Именно благодаря христианству возникло новое государство Византия со столицей Константинополь, которое просуществовало еще 1000 лет.

Литература

Список литературы по курсу

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007.

3. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007

4. Анапский краеведческий музей. Анапа, 1972.

5. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир

в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.

6. Бернгард М.Л., Дзевановский А. Коринф и Арголида. Варшава, 1986.

7. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.

8. Блаватский В. Греческая скульптура. М., 2008 (переизд. М.-Л., 1939).

9. Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947

10. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953. П.Бордмен Дж. Рим. История города. СПб, 2008

12. Боисфен-Березань. Начало античной эпохи в Северном Причерноморье. Кат. выст. СПб., 2006.

13. Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002.

14. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

15. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

16. Букина А.Г. Круговращенье колеса гончарного: ранние греческие расписные вазы. СПб, 2005

17. Вингопулу И. Искусство и история. Афины. Русское издание. М., 2006.

18. Винкельман И.И. История искусства древности. Малыесочинения. СПб, 2002.

19. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

20. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. Ф.А. Петровского. М., 1936.

21. Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962.

22. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 2. Древняя Греция и Древний Рим. М., 1973.

23. Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

24. Горбунова К.С, Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

25. Давыдова Л.И. Искусство Древней Греции. Серия «Твой Эрмитаж». СПб, 2008

26. Джунтоли С. Искусство и история Помпеи. Русское издание. М., 2006

27. Дурандо Ф. Греция. (Атлас чудес света). М., 2001.

28. Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л., 1953

29. Иоццо М. Искусство и история Крита. Русское издание. М., 2007

30. Иоццо М. Искусство и история. Пелопоннес. Русское издание. М., 1999.

31. Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР, т.1. М., 1971

32. История Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001

33. История Древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2003.

34. Каптерева Т.П. Римская мозаика. Африка. М., 2008

35. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. СПб., 2001.

36. Кобылина М.М. Милет. М., 1965.

37. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.

38. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

39. Колпинский Ю.Д. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

40. Косидовский 3. Когда Солнце было Богом. М., 1970

41. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М., 1981.

42. Круглое А. Ганимед с орлом. Искусство двухфигурной композиции. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб, 2008

43. Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М., 1957

44. Мейерович М. Шлиман (серия: «Жизнь замечательных людей»). М., 1938

45. Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. М., 2006

46. Наппо С. Помпеи. (Атлас чудес света). М., 2001.

47. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира: очерк-путеводитель по выставке в Государственном Эрмитаже. Л., 1975.

48. Неверов ОЛ. Галерея истории древней живописи. Серия: «Архитектурные образы Нового Эрмитажа». СПб, 2002.

49. Одесский археологический музей. Путеводитель. Одесса, 1971

50. Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1967.

51. Пескарин С. Рим. (Атлас чудес света). М., 2001.

52. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.

53. Путеводитель по Керченскому музею, археологическим памятникам Керчи и Керченского полуострова. Симферополь, 1956.

54. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

55. Саверкина И.И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Л., 1986.

56. Сиблер М. Искусство Древней Греции. М., 2007

57. Сидорова Н.А. Афины. М., 1984.

58. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М, 1972.

59. Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина B.C. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1985.

60. Словарь античности. М., 1989.

61. Смит М. Афины. История города. СПб, 2008

62. Соколов Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л., 1973.

63. Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972.

64. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М, 1971.

65. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

66. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990.

67. Соколов Г.И. Олимпия. М, 1980.

68. Соколов Г.И. Ольвия и Херсонес. М., 1999.

69. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III в. и художественная культура того времени. М., 1983.

70. Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. Словарь. М., 2004

71. Труды Государственного Эрмитажа XLI. Античный мир. Искусство и археология. СПб, 2008

72. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 2002.

73. Херсонес Таврический. Путеводитель по музею и раскопкам. Симферополь, 1969.

74. Ходза Е.Н. Статуэтка из Коринфа. Серия «Шедевры Эрмитажа». СПб, 2008

75. Шлиман. Петербург. Троя. Кат. выст. СПб., 1998.

76. Чубова А.П. Искусство Европы 1-IV веков. М, 1970.

77. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.

78. Чубова А.П., Касперавичюс М.М., Саверкина И.И., Сидорова Н.А. Искусство Восточного Средиземноморья I–IV


Происхождение драматических произведений
Слово драма буквально означает «действие», а основные черты всякой драмы — действие и диалог.
Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано главным образом с культом бога Диониса (илл. 35, 35-а).
Культ Диониса пришел из Малой Азии. На празднестве Дионисии представлялось возвращение бога из восточной страны, куда он был отослан на воспитание. Его изображал жрец, который с плющом и чашей с вином восседал на ладье, поставленной на колеса. Но первоначально представление возвращения было культовым обрядом, при котором приносили в жертву козла. Оформление драмы в качестве самостоятельного литературного жанра связано именно с культом Диониса, бога виноделия (илл. 35-б). Из храма Диониса в Афинах его деревянную статую переносили в театр, чтобы бог лично мог «присутствовать» на проводившихся в его честь театральных состязаниях.
Спутники этого бога — обычно силены и сатиры – представлялись грекам человекообразными бородатыми демонами плодородия с козьими рогами, копытами и всклокоченной шерстью (илл. 36, 36-а). Часто сам Дионис представлялся в виде козла. Участники обряда в честь бога виноградарства мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Слово трагедия в переводе с греческого — «песнь козлов» (или песнь о козлах, трагос — козел, оде — песнь). В песнях «козлиных хоров» широко использовались причитания отдельных лиц и плач хора. Эти элементы впоследствии войдут в трагедию.
Название «комедия» производится от слов «комос» (шествия бражников, ватага гуляк) и песнь. То есть это песня шумной толпы, ходивших с шутками по улицам и вступавших с прохожими в перебранку. Происхождение комедии также связано с культом Диониса, сельского праздника в его честь. От него в комедию пришел, в частности, хор, «шут около алтаря», толпа «болтунов», пир, любовные приключения, заключительное шествие с факелами. Как самостоятельный жанр комедия появляется в Аттике ок. 488(486) г. до н.э., когда во время Великих Дионисий были проведены первые состязания «комедийных хоров».
Эволюция драмы.
Первоначально представления в Афинах были только хоровые: пятнадцать хористов перед алтарем пели воззвание к богу и какой-нибудь поучительный миф, затем — молитву о милости.
В 6 в. до н.э. при архонте-реформаторе Солоне кому-то пришла мысль поставить рядом с хором еще одного человека, который в маске сам бы говорил от лица какого-нибудь участника или участников мифа. Для смены одежды и масок рядом с хором стали ставить деревянную палатку (скенэ) и расписывать ее переднюю стену в напоминание о месте действия. Если актер выходил из левой двери палатки, это означало, что он идет с поля боя, выходил из правой, значит, из военного лагеря, если из центра – из шатра.
Качественным скачком и переворотом было выделение одного дейст­вующего лица в качестве актера (от лат. actor — действующий, греч. — отвечающий, т.е. первоначально роль актера сводилась к тому, что он только «отвечал» хору). Актер должен был исполнять несколько ролей, меняя костюмы и маски. Традиция приписывает введение актера поэту Феспиду, который поставил первую трагедию в Афинах в 534 г. до н.э. и сам исполнял все роли своих пьес. Этот год считают годом рождения европейского театра.
Затем драматургами были введены второй и третий актеры. Хотя число действующих лиц в пьесе доходило в среднем до десяти, долгое время все роли исполнялись силами только трех актеров. Кроме них играли многочисленные статисты («лица без речей»). В первой половине 5 в. до н.э. в трагедию были введены женские роли.
Профессиональные актеры объединялись в свои организации – типа союза «мастеров Диониса». Ремесло актеров было в почете. Выдающиеся актеры пользовались таким уважением, что считались неприкосновенными даже во время войны.
Структура драматических произведений.
Трагедия была построена на чередовании хоровых выступлений и сцен-диалогов с соблюдением единства действия и места. События происходили за скеной, о них сообщалось вестниками или одним из действующих лиц.
Начиналась трагедия с пролога, исполняемого актером: он рассказывал об исходной ситуации, с которой начинается пьеса. Затем участники хора с маршевой песней под аккомпанемент флейты выходили из боковых проходов на орхестру и становились лицом к зрителям и исполняли вступительную песнь (парод). Далее шло чередование сцен-диалогов (эписодиев) с пением хора (стасимами, или песнями стоя), диалоги актера с предводителем хора – корифеем. После третьего, последнего стасима наступала развязка. Заканчивалась трагедия уходом актеров и хора с орхестры и проскения или заключительной песнью (эксодом).
Хор в трагедии состоял от 12 до 15 человек и обычно изобра­жал жителей той местности, где происходило действие. Часто песни хора выражали точку зрения той группы, которой симпатизировал автор. Хор комментировал сценическое действие, выражал эмоциональную оценку. Пели всегда в унисон. Речитативы и декламация испол­нялись только одним корифеем.
Комедия отличалась от трагедии наличием агона – состязания между действующими лицами и следующим за ним хоровой и речитативной партией.
В комедии хор состоял из 24 человек и изображал – в костюмах — как людей, так и животных и мифических существ (лягушек, ос, облака и т.п.).
В комедиях сюжеты были выдуманные, и чем необычнее, тем лучше: у Аристофана женщины захватывают власть в народном собрании, хор изображает то лягушек, то птиц, то облака. В каждой «новой» комедии зритель встречал почти один и тот же набор ролей-масок: старик-отец, легкомысленный сон, хитрый раб, шут, нахлебник, злой рабовладелец, хвастливый воин, самодовольный повар. Между ними с разными подробностями происходило всякий раз одно и то же.
Чтобы комедии были не слишком однообразны, постоянные роли раскрашивались красками разных характеров. Старик отец мог быть и Скряга и Молодящийся, хвастливый воин – Суевером или Трусом. Это позволяло вывести из комедии мораль: крайности нехороши, хороша золотая середина, иначе характер будет сам себе наказанием. Лучшие комедии то эпохи считаются те, в которых характеры и роли неожиданно совмещаются. Впечатление такое, что всё, как в жизни. Признанным мастером этого искусства был Менандр, первое его выступление относится к 315 году до н.э.
Наконец, составной частью спектакля был танец. В трагедии — строгий и торжественный, состоявший в основном в игре рук и верхней части тела танцующего или танцоров. В комедии — эротические пляски.
Выдающиеся драматурги Древней Греции.
Эсхил.
Родился в 525 г. до н.э. в Элевсине в семье аристократов. Участвовал в качестве воина в Греко-персидских воинах, во время которых решалась судьба греческих полисов как таковых. Становился победителем в состязаниях трагиков не менее 13 раз. Примерно в 472 г. по невыясненной точно причине вынужден был уехать на Сицилию, где жил при дворе тамошнего правителя. Умер в 456 г. до н.э.
Из 90 произведений Эсхила до нас дошло 7 трагедий и несколько сот фрагментов.
Эсхил писал трилогии, посвященные либо одному, либо разным, но связанным между собой сюжетам. Завершалась такая трилогия сатировской драмой. По сообщение Аристотеля, именно Эсхил ввел второго актера. Это дало возможность вводить гораздо большее число действующих лиц. Эсхилу приписывается введение разного рода технических приспособлений, использовавшихся в процессе представления, и костюмов актеров. Драматург широко использовал в своих трагедиях танцы и сам сочинял для них фигуры.
Эсхила считают поборником просвещенной полисной аристократии, стремящейся изжить дикость ранних эпох. В монументально-патетическом стиле своих трагедий Эсхил стремился показать преображение темных сил далекой старины, и именно через полис. К мифологии драматург относился довольно критично, проповедуя абсолютный космический морализм.
Наиболее известные трагедии Эсхила.
«Персы» (472 г. до н.э.). Действие происходит в персидской столице Сузах после поражения Ксеркса при сражении у острова Саламин в сентябре 480 г. до н.э.
Исторические воззрения Эсхила схожи с убеждением Геродота: богами и судьбой владеть Европой предназначено грекам, Азией — персам, которые совершили трагическую дерзость преступить отведенные им пределы, за что и были наказаны. Помимо всего, Ксеркс, деспот, пред которым раболепно склоняются покоренные народы, разрушает греческие святыни.
В «Персах» события даются не сами по себе, а мы слышим мысли и видим переживания, связанные с этими событиями. Оригинально драматическое воплощение концепции столкновения двух миров – Запада и Востока – она дана путем изображения страданий и ужаса персов после поражения, а не описания победы эллинов.
Единственной полностью дошедшей до нас трилогией Эсхила является «Орестея». Она была поставлена в 459 году до н.э. В первой трагедии «Агамемнон» его, нарушившая верность и безгранично ненавидящая мужа супруга Клитемнестра убивает и Агамемнона, и его пленницу – дочь троянского царя Кассандру, предрекшую в том числе и свою смерть. Во второй трагедии («Хоэфоры», то есть «носители возлияний») сын Агамемнона Орест вместе со своей сестрой Электрой составляют план мести. Бог Аполлон повелевает Оресту убить собственную мать. Эринии, дочери Ночи, мстительницы за пролитую кровь родственников, преследуют Ореста, от них он прячется в храме Аполлона в Дельфах. В третьей трагедии – суд, назначенный Афиной над Орестом. Афина подает свой решающий голос за него. Эринии, по договоренности с Афиной, превращаются в Евменид («благосклонных»), которым люди будут молиться в трудных обстоятельствах жизни.

Суд над Орестом (и именно в Афинах) – показ перехода от кровавых ужасов старины к разумному устроению жизни с помощью справедливых полисных учреждений.
Софокл.
Родился в 496 г. до н.э. около Афин, в Колоне. Получил хорошее образование, был эфебом, сочинял музыку к своим произведениям. Помимо написания драматических произведений, был государственным казначеем, стратегом, другом Перикла.
Из более чем ста трагедий Софокла до нас дошло семь. Свою первую победу драматург одержал в 468 г. над Эсхилом. Всего на первом месте Софокл оказывался двадцать раз.
Разнообразие поставленных проблем: отношение к религии в «Электре», божественные и человеческие законы в «Антигоне», воля богов и свободная воля человека в «Царе Эдипе», честь и благородство в «Аяксе».
По Софоклу, человек и его разум имеют свободу действий, но возможности человека ограничены, над ним стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу, он не может знать, что случится на следующий день. Воля богов проявляется в изменчивости человеческой жизни. Причина всех бедствий – в небрежении божественными законами, в которых проявляется высшая справедливость. Причина несчастья человека – в отсутствии смирения перед богами, надменность.
Софокл показывал в своих трагедиях: свобода человека не в том, чтобы делать то, что он хочет а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.
Наиболее известное произведение — «Антигона».
Антигона – дочь царя Эдипа. Ее родной брат предал родной город и погиб в борьбе с другим братом царской дочери. Царь Креонт приказал отдать тело Полиника на растерзание птицам и зверям: он не может одинаково почтить врага и спасителя города. Анотигона же, верная выполнению древних священных традиций и долга, совершает обряд погребения над братом. Креонт повелевает замуровать Антигону в пещере. Та кончает жизнь самоубийством. За ней кончают жизнь жених Антигоны и жена Креонта. Несчастья приводят Креонта к признанию своего ничтожества («Я – ничто!») и смирению перед богами.
Еврипид. Ок. 480 г.- 406 г. до н.э.
Из 90 трагедий дошли 17.
Произведения драматурга подразделяют на социально-бытовые драмы («Елена»), психологические трагедии, например, «Медея». Дочь царя Колхиды Медея помогла Ясону завладеть золотым руном и приехала с ним в Грецию. Но там она узнает, что Ясон, уже имея от нее детей, хочет жениться на наследнице коринфского престола. Медея сначала убивает соперницу, затем решает убить собственных детей, тем самым отомстив мужу.
Аристофан. 446-385 гг. до н.э.
Его называли «отцом» древнегреческой комедии.
В основе комедий лежит борьба противоположных мнений. У Аристофана на сцену выводились и вышучивались карикатуры живых лиц и идей. Комедия хотела, чтобы зритель посмеялся и задумался. Драматург вводит реальные исторические лица, однако схожести с персонажами комедий они не имеют. Актеры не связаны рамками пьесы и часто говорит от собственного имени.
Наиболее известные комедии: «Осы», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки».
Сюжеты пьес Аристофана использовали Расин, Мольер, Гете.
Тематика драматических произведений.
Театр был не развлечением, а священнодействием — способ почитания Диониса. И праздник в честь бога обусловил мифологические сюжеты подавляющего большинства трагедий.
Острый конфликт между микенской областью Арголида (центр – город Аргос) и Беотией (город Фивы) явился реальной основой преданий, которые легли в основы таких трагедий как «Семеро против Фив» Эсхила, «Эдип-царь» и «Антигона» Эсхила.
Выдающийся драматург Фриних (6-5 вв. до н.э.) создал трагедию на исторические темы (в частности, посвященным событиям греко-персидских войн), а социальную драму — Еврипид. Агафон (ок. 447 – ок. 405 гг. до н.э.) первым стал использовать вымышленные сюжеты (трагедия «Анфей), в которых персонажи не были связаны с мифом или историческими событиями, а также превратил хоровые песни в самостоятельные музыкальные номера (типа вокальных интермедий), не имеющих отношения к развитию действия.
Организация представлений
Для начала посмотрим на реконструкции древнегреческого театра (илл. 37, 38).
Драматические состязания приурочивались (в Афинах) к праздникам Диониса.
Четыре дня подряд зрители смотрели пятнадцать пьес, не зная заранее их названий. Обычно они не повторялись. За немногими исключениями, трагедии исполнялись один раз. Театр – это острейшее состязание; признавались только премьеры, без повторов. Публика обучалась оценивать не только разное, но и принципиально разное.
На постановку театральных представлений (литургию) в Афинах осуществлялся сбор денежных средств с граждан.
Драматурги, желавшие принять участие в состязаниях, обращались к первому архонту («просили хор»). Трагики должны были представить три трагедии и одну сатировскую драму (то есть тетралогию). Комические поэты выступали с отдельными пьесами.
Архонт сам или с советниками выбирал три тетралогии и три комедии.
После этого к каждому поэту архонт назначал по одному богатому гражданину, которому поручалось в виде общественной повинности на свои средства осуществить постановку. Так как самым дорогим считалась постановка хора, всё пред­став­ление носило название хорегия, а его руководитель именовался хорегом. Он обязан был нанять хор, сам или с помощниками обучить его, заказать и оплатить костюмы и помещение для разучивания хоровых партий, устроить по окончания празднеств пир.
Для драматических состязаний требовались три хорега для тетралогий и три – для комедий. Хореги, актеры, хор во время подготовки к состязаниям освобождались от несения военной службы.
По жребию из граждан, изъявивших желание выступать, набирались трое актеров, которые проходили прослушивание; если актер нравился публике, впоследствии его выбирали без предварительного испытания, после чего он имел возможность стать профессиональным актером. Было и так, что первый актер приводил второго и третьего актера, и между ними распределялись роли. Участие четвертого актера допускалось в исключительных случаях. Актером мог стать только свободнорожденный.
Состязание происходило между тремя поэтами, тремя хорегами и тремя первыми актерами. Официально верховными судьями театра были зрители. В основе оценок спектаклей лежала непосредственная реакция на них зрителей и судей. Ни критиков-профессионалов, ни прессы в Афинах не было. Судьи избирались из зрите­лей, до состязаний дававших клятву судить справед­ливо.
Хорег нанимал учителя актера и хоревтов, сам или с помощни­ками обучал актеров, заказывал костюмы, оплачивал все расходы, связанные с разучиванием пьесы.
При входе зрителям – в белых одеждах и обязательно венком на голове — раздавали входные свинцовые знаки (симболоны), снабженные пометками и надписями, особые для каждой филы. Внутри театра симболоны забирались у публики служителями; впоследствии арендатору театра филы выплачивали по два обола за каждый знак. За порядком в театре наблюдали музыкальные судьи. Они носили жезлы и имели в своем распоряжении сторожей. Те имели право удалять «нарушителей порядка”, ибо зрители свистели и топали ногами до тех пор, пока не прогоняли со сцены «провалившегося” актера.
Театральные состязания шли два дня с восхода и до заката солнца (поэтому зрители либо прино­сили с собой еду, либо покупали ее у разносчиков прямо в театре). Для удобства захватывали подушки.
Зрители, непременно в белых одеждах и венками на головах, собирались задолго до начала представлений. За вход в театр полагалась небольшая плата, но малоимущие афиняне со времен Перикла получали из казны в праздничные дни теорикон (зрелищные деньги) специально для посещения театра.
На основании жребия уста­нав­ливался порядок следования трагедий и комедий допущенных к состяза­ниям авторов.
Звуки труб возвещали о начале первого спектакля. Первый афинский архонт произносил: «Введи свой хор…» и называлось имя драматурга. Рядами (в трагедии по три человека, в комедии — по четыре) на орхестру, с флейтистом впереди, выходил хор и выстраивался правильным четырех­угольником во главе со своим запевалой — корифеем.
В конце третьего дня состязаний судьи писали на деревянных дощечках имена участников состязаний в той последовательности, какую они, с точки зрения судей, заслуживали. Затем эти записи сопоставлялись и выносились на общее решение зрителей. Если оно совпадало с мнением большинства, приговор судей приветствовался аплодисментами и восторженными криками. Победу означала только первая награда, третье (последнее) место означал ее провал.
После оглашения приговора архонт от имени всех граждан увенчивал победителей-поэтов почетными венками из плюща. Затем авторам преподносили бронзовые треножники, амфоры с вином, быков и небольшие гонорары. Вознаграждением актерам служили золотые венки и деньги.
В 416 г. до н.э. свою первую победу в состязаниях на Линнеях (зимнем празднестве в честь Диониса) одержал Агафон. В честь победы был утроен пир, который подробно описал Платон в своем одноименном диалоге. Древнегреческому драматургу посвящен роман немецкого писателя К.М.Виланда «Агафон».
Постанов­ления комиссии — протоколы публиковался в виде надписи на мраморной плите. Они выстав­лялись для всеобщего обозрения в наиболее людных местах городов, хранились в государственном архиве Афин.
Своеобразие античного театра
Когда афинянин (уже обученный чтению, музыке и гимнастике) приходил в театр, многое из предстоящего увидеть и услышать он знал заранее. Большинство сюжетов совпадало со всеми известными мифами. Даже если содержание мифа было забыто, его напоминали в прологе к трагедии. Авторы трагедий ограничивались лишь собственной интер­претацией образов героев и по-своему интерпретировали их поведение. С другой стороны, использование мифологических сюжетов делало трагедию очень доходчивой.

Зритель-грек наперед знал: если хор выходит на орхестру через левый проход — перед ним иноземцы, с права — местные жители. Если персонаж в пурпурном или желтом плаще со скипетром в руках — это царь, в белом плаще с пурпурной полосой – царица, в клетчатом плаще с лавровым венком на голове — прорицатели, в плащах синего или черного цвета — изгнанники. Желтая или красная полоса на одежде – счастливый человек, синие или зеленые – неудачник. Аполлона распознавали по луку и стрелам, Геракла — по палице и львиной шкуре и т.д.
Далее. Ни один из персонажей не оставался для зрителей загадкой. Если актер появлялся в белой маске, значит, это исполнение женской роли, в маске темных цветов — мужской. Раздражительность обозначалось багровым цветом маски, хитрость — рыжеватыми оттенками, болезненность – желтым (илл. 39). В комедии большая часть масок должна была вызывать смех, отсюда их карикатурный характер. Маска современника обычно являлась шаржированным портретом. Маски делались из дерева; а если из полотна то оно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось.
То, что происходило за сценой, чаще всего просто рассказы­валось. А если в некоторых случаях из-за кулис выкатывалась деревянная платформа на колесах и на ней разыгрывалось действие, зрители знали: действие происходит внутри дома. Из подвального помещения появлялись выходцы из загробного мира. Если требовалось показать храм или дворец, изображалась только часть его фронтона — одна-две колонны, если лес — одно-два дерева.
Драматурги пользовались архаическим, вышедшим из употребления языком. Актеры в трагедиях выступали в ярких и пышных одеждах, которые кроме жрецов Диониса уже никто не носил. Льняной хитон имел длинные рукава и спускался до пят. На хитонах и плащах вышивались цветы, пальмы, фигуры людей и животных. Под одежды актеры одевали накладки или привязывали подушки, изменявшие пропорции тела (илл.40).
Актеры носили котурны – башмаки красного и белого цвета с пробковыми подошвами или несколькими слоями подошв. Комедийные актеры носили обыкновенную обувь, а иногда выходили на сцену даже босиком. Лоб трагедийной маски украшался пышным высоким париком. На истори­ческую достоверность костюма зрители внимания не обращали. Второстепенные действующие лица пьесы, а позднее и комедийные актеры появлялись на сцене в обычной одежде.
Играли в причудливых, с застывшими выражениями человеческих лиц масках, в них же пели и танцевали хоревты. Лоб трагедийной маски украшался пышным высоким париком. Маски закрывали не только лицо, но и всю голову, так что и прическа, и борода крепились на ней. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера.
Все женские роли играли мужчины.
Но для афинянина условность этих приемов было само собой разу­меещемся. Во-первых, потому, что изобразительные формы театра генетически восходили к древним культовым обрядовым играм (маску одевал жрец, изображавший Диониса), то есть это была традиция. Кроме этого, символические цвета масок и типы были хорошо видны из дальних рядов. Наличие масок позволяло одному актеру играть несколько мужских и женских ролей.
Во-вторых, в трагедиях всё было рассчитано на то, чтобы производить впечатление величия и далекой старины. Так как изобража­лись герои, им старались придать огромный рост. Это достигалось с помощью сапог на высоких подметках или даже подставках, пышной и высокой шевелюрой на голове, подкладками под одеждой.
Сценическое изображение жизни в формах самой жизни у греков не могло иметь успеха. К театру предъявлялись совсем иные требования. Афиняне были бы разочарованы или даже возмущены показом сцен из повседневной их жизни. Театр должен был стоять выше ее. Поэтому сюже­ты для трагедий заимствовались, как правило, из далекого и мифического прошлого. Целью комедии было прежде всего не отображение повседнев­ного быта, а насмешка над жизнью и бытом всего афинского полиса. Древняя комедия являлась политической по своему содержанию. Барьер между жизнью и ценой создавался и формой драматических произведений — все они написаны стихами.
Вышесказанное связано с эстетическими воззрениями афинян. Точнее, с оценкой Аристотелем трагедии, ибо она была выражением отношения всего греческого общества к этому виду искусства. В «Поэтике» философ говорит, что трагедия очищает через страх и страдание. И под очищением (катарсисом) он понимали воспитывающее воздействие трагедий на зрителей. Люди, взирая на изображения, «могут учиться и рассуж­дать». Аристотель предлагал поэту писать «не о действительно случив­шемся, но о том, что могло бы случиться…». Люди, которых изображает драматург, должны существовать, но это не значит, что они действительно существуют в реальной жизни.
Третье, характеры должны быть благородными по своему образу мыслей. Герои должны быть ни идеальными, ни порочными – хорошими людьми, совершившими вольно или невольно какую-то ошибку. Только в этом случае они возбудят в зрителях искомое чувство страха и сострадания. Страха за то, что сам можешь совершить подобную ошибку или попасть в подобное трагическое положение.
То есть театр был для афинян источником глубоких переживаний, он обогащал их новыми представлениями и идеями, но главное — выполнял свое назначение — воспитывал и просвещал.
И надо учитывать, что к авторам комедий и трагедий предъявлялись разные требования. Задача комедии — высмеивать пороки, а не демонстрировать добродетели. Комедия утешала безболезненным смехом по поводу фиктивно страдающих героев в стиле живом, легком, остроумном, с постоянной клоунадой и базарно-ярмарочным жаргоном.

Сложно отрицать тот факт, что современному человеку непросто читать литературные произведения античных авторов. Непривычный ритм повествования, неупотребляемые в повседневности слова, сложные смысловые конструкции, вот то, с чем сталкивается новичок, когда берётся за чтение образцов древнегреческой литературы.

Литература Древней Греции кратко

Но, если придать должное значение тем обстоятельствам, что эта литература Древней Греции явилась прародительницей литературы западной цивилизации, и что она стала основой для становления и укреплений в обществе гуманистических идей, плодами которых мы имеем возможность пользоваться сегодня, то необходимость проникнуться этими истоками и составить о них своё личное представление становится очевидной.

Следует сказать, что только малая часть древних текстов оказалась доступной для исследователей последующих времен. Огромное же множество произведений было утеряно. В связи с этим сложно говорить о том, что мир имеет полное представление о литературе Древней Греции. Однако, во все века учеными велись работы по восстановлению литературного наследия древнегреческой цивилизации, в результате чего современный исследователь имеет возможность составить вполне разностороннее представление о литературе Древней Греции, как о явлении в искусстве.

Если вспомнить, что Древняя Греция начала своё существование в III тысячелетии до нашей эры, то появление первых литературных опытов зафиксировано в ней далеко не сразу, а только спустя несколько тысячелетий: в ХІ в. до н.э. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха. В это время возникают все виды прозы, главенствующее место среди которых занимает эпос, зарождается драматургия и философия.

Эпос, как длинное повествование о героях и богах, с самого своего зарождения имел дидактическую функцию. Он наставлял и поучал сограждан, как разумно хозяйствовать и жить достойно. До наших дней дошли только такие образцы героического эпоса как «Илиада» и «Одиссея».

Основой для всей литературы Древней Греции служили мифы. Именно из мифов сочинители брали сюжеты для эпических повествований и для трагедий. С развитием литературного мастерства поэты начали сами сочинять мифы. Одним из самых известных сочинителей мифов является Платон. Он считал, что невозможно сложные вещи объяснять языком отвлеченных понятий, гораздо доходчивее доносят смысл образы.

В чем же кроется разгадка эллинского гения? Достаточно проникнуться духом этих древнегреческих повествований и становится очевидно, насколько живо могли древние греки воспринимать действительность и чутко на неё отзываться. Они проявили удивительную способность проникать в причины явлений и улавливать их основные черты.

Благодаря этим свойствам литература Древней Греции смогла выработать множество долговечных образов и идей, создать целую систему мировоззрения. Оригинальность и достоверность таких образов и идей стали причиной того громадного влияния, которое оказала литература Древней Греции на формирование западной культуры как таковой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *