Древняя русь искусство

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера обладали своими устойчивыми, веками сложившимися традициями языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали подлинные шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура. На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт зодчества, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время главным строительным материалом была доступная в изобилии древесина. В центре поселений находились «грады», которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство построек в славянских «градах» сооружалось из срубов – бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые избы, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основание крепостных валов. Старались строить без применения гвоздей, т.к. ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, представляющих собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Ее судьба сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена до основания. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получила крестово-купольная планировка соборов. Такая композиция храма основывалась на христианской символике, подчеркивая его назначение. В соответствии с этой системой своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестовидную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды – полуокружные выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (межрядные пространства).

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение — концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, что если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполам, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции, купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета — золотистый и зеленый — считались в Византии священными.

Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы (плоский кирпич, близкой к квадратной формы). Строители применяли метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнялись цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид. Кладка выполнялась на высоком худо­жественном уровне и была одним из главных украшений здания. Позднее киевскую кладку переняла и Византия.

Воплощением главных архитектурных достижений Киевской Руси явился Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней в сильно перестроенном виде. Он был сооружен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

По названию Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальное, самостоятельное архитектурное строение. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефное крестовокупольное здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, в центральной апсиде помещался алтарь. Двенадцать малых куполов ступенями поднимались к большому центральному куполу. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея, что в целом создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Многолавие, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов – вот те новшества, которые древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянного зодчества. Киевский Софийский собор послужил образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры. Постройка главного собора – Успенской церкви – явилась важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось широкое распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г., а в настоящее время идут работы по ее восстановлению. Несколько позже в том же монастыре была построена удивительная по красоте и пропорциональности надвратная церковь.

На рубеже ХI-ХII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхого. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих эпох, взорвали в 30-е гг. нашего столетия. Независимая Украина восстановила свою святыню.

Не менее интересны архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись– в ХII-XIII вв., в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местным народным творчеством. Зодчие переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыне – кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земле – белый камень. Отсюда происходит значительное художественное разнообразие в архитектуре древнерусских земель.

Лучше всего архитектура XI-XIII вв. сохранилась в «стольном граде” Северской земли – Чернигове, живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романскому стилю: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольной церкви Параскевы Пятницы. Существует предположение, что это здание выстроено выдающимся зодчим того времени Петром Милоногом. Он впервые применил «ступенчатые” арки, получившие в дальнейшем большое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложное инженерное сооружение – каменную подпорную стену под горой, размывавшейся водами Днепра. Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они «как бы парили в воздухе”.

Галицко-Волынское, самое западное княжество, имело оживленные культурные отношения с Венгрией, Чехией и Балканами, воспринимала, осваивала и перерабатывала элементы зодчества этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура, получает распространение такой вариант церковной постройки, как круглая в плане ротонда. К сожалению, богатая архитектура этой земли практически не сохранилась.

В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. В зависимости от архитектурно-художественного замысла находились живопись, резьба по камню, художественное литье.

Изобразительное искусство. Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконо­пись и книжная миниатюра.

Жанры монументальной живописи – фрески и мозаики — складывалась на основе византийских школ. Фресками — росписями водяными красками по сырой штукатурке — покрывались стены православных храмов. Особенности такой техники требуют от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, переда­вались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древне­русские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только художественной, но и технологической, отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения составлялись из смальты – кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (зеленая – более 30, красная и синяя – по 20 и т.д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичные цветные стекла вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и как бы оживали, двигались, что производило и производит большое впечатление. Главная мозаика – величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор проявил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Пожалуй, наиболее знаменита мозаичная Богоматерь-Оранта. Оранта – название в византийской традиции сюжета с изображением молящейся Богоматери. Дева Мария, поднявшая в молитвенном жесте руки, предстает на золотом мерцающем фоне на своде алтарной апсиды.

Все стены, столбы и своды Софийского собора покрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярославу людей – митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых – покровителей княжеского рода. Башни, где располагаются лестницы, по которым поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие). На стене под арками хоров помещалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора и всей княжеской семьи. В 1651 г. голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие изображения погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растер­тыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам – канону. В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложна. Величайшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои произведения подлинными чувствами. В «Киево-Печерском патерике» описано житие знаменитого мастера – Алимпия (Алипия). Древнейшие из сохранившихся икон относятся примерно ко времени княжения Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, получивших название «Умиление».

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Изображением трех евангелистов – Иоанна, Луки и Марка – было украшено Остромирово Евангелие. Четвертого евангелиста, Матфея, нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. Рукопись с красочными иллюстрациями называлась «лицевой». «Лицевым» является знаменитый «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги богато орнаментировались.

Декоративно-прикладное искусство.Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизнь. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского.

Особенно поражают высокой эстетикой и техникой исполнения ювелирные изделия. Были известны и применялись чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и зерни (украшение из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелирного искусства – техника перегородчатой эмали. Пришла она из Византии, но вскоре киевские мастера превзошли учителей. Процесс изготовления схематически выглядел так. На золотую пластину наплавляли тонкие золотые перегородки, полученные полости заполняли эмалевым порошком и расплавляли его. В древних кладах найдены украшения с изображением сирен, дерева жизни, цветочного орнамента. Немецкий знаток ремесел Теофил (ХI в.), перечисляя в своей записке страны, прославившиеся в различных искусствах, назвал на почетном месте и Русь, мастера которой был известны своими изделиями «из золота с эмалью и из серебра с чернью».

Музыка.В жизни людей Киевской Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображения музыкантов и плясунов. По этим изображениям, а также из былин, летописей мы знаем музыкальные инструменты Руси – рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосое пение стало частью богослужений, православный канон не допускал инструментальную музыку. Пение велось по специальным рукописям-книгам. Сложилось две системы нотных записей – самобытная и византийская.

* * *

В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа – самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитие культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпало под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя наобщеевропейский культурный уровень, а в некоторых ее областях — превзойдя его. Новые веяния в культуре, боль­шее региональное своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась в восстановлении политического единства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Период, отведенный историей средневековому русскому ис­кусству, охватывает свыше восьми столетий. Его отсчет начина­ется с середины IX в., когда на территории Восточной Европы по­являются первые признаки складывания государства Киевская Русь, и заканчиваются на рубеже XVII—XVIII вв., когда явст­венно проступают черты Нового времени. Восемь веков развития древнерусского искусства были наполнены интенсивными духов­ными и художественными поисками, гениальными прозрениями его творцов. Созданные в этот период удивительно самобытные и разнообразные памятники художественной культуры обеспечили русскому искусству заслуженное признание во всем мире.

Процесс становления и развития древнерусского искусства не был однородным и неизменным: нередко Русь переживала време­на крайних противоречий и крутых поворотов. Искусство, воз­никшее на основе многовековой языческой культуры, творчески переработало ее элементы и художественные традиции. Огромное влияние на него оказала Византия, давшая Руси христианскую религию, которая приобрела здесь уникальные и неповторимые черты. В решающие времена национального формирования Русь обратила свои взоры к художественному наследию Западной Ев­ропы, самобытно и творчески переосмыслив их.

Общая картина развития средневекового искусства Древней Руси не может быть рассмотрена в отрыве от исторических про­цессов и событий, определивших ее характер и содержание.

Художественная культура Киевской Руси

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Между тем подоб­ная точка отсчета неизменно влечет за собой неверное понимание особенностей развития русской культуры, якобы напрямую унас­ледовавшей вместе с религией богатые художественные традиции Византии. Подлинные истоки древнерусского искусства следует искать в глубокой древности.

Существенную роль в становлении единой русской культу­ры сыграло язычество, представлявшее первобытное общество на всем протяжении его развития. В начальный период существо­вания Киевской Руси, вплоть до конца Хв., язычество играло роль государственной религии. Но с крещением Руси в 988 г. прежняя вера перестала отвечать новой исторической ситуации. Роль государственной религии суждено было сыграть христиан­ству. Изменение официальной веры не смогло в кратчайшие сроки искоренить из сознания славянских народов свято чтимые языческие традиции. В течение длительного времени они оставались особенно ощутимы в произведениях устного народного творчества.

Архитектура Киевской Руси

Менее чем за три столетия Киевская Русь прошла огромный путь, создав величественные памятники, соперничающие с луч­шими произведениями византийского искусства и стран средне­векового Запада. Грандиозное каменное строительство свиде­тельствовало о достигнутом высочайшем уровне цивилизации. Приверженность крестово-купольному типу храма не ограничила разнообразия и оригинального решения построек, среди которых невозможно найти прямых повторений. По сравнению с плотно застроенными византийскими городами, положение храмов и мо­настырей Киевской Руси на фоне усадебной застройки приобрело доминирующий характер и определило основные акценты градо­строительной композиции.

Во времена правления Ярослава Мудрого (около 978—1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивыс­шего расцвета. Повсеместно развернулось широкомасштабное строительство. Особенно преобразился архитектурный облик «славного града» Киева. В «Слове о законе и благодати», памят­нике древнерусской литературы, написанном митрополитом Иларионом в середине XI в., сказано: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем блистающеся и фимиамом благоухающий, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и похвали… всем сим строителя».

Самым известным храмовым сооружением Киева стал со­бор Святой Софии, представлявший собой огромный пятинефный крестово-купольный храм, с трех сторон охваченный широкими галереями (размер основной части вместе с галереями 41,7 х 54,6 м). Вероятно, перед возводившими его зодчими была с самого начала поставлена задача создания масштабного крестово-купольного храма, который должен был производить грандиозное впечатление, возвеличивать, новую христианскую религию, зримо воплощать идею главного храма Киевской Руси.

Стены Софийского собора были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Величественно было внутреннее пространство собора, где под сводами центрального купола происходили богослужения, возводили на престол князей, звучали проповеди. Центральное пространство было расширено за счет дополнительных нефов и галерей (около 600 м2). Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые на уровень второго яруса просторные хоры (260 м2), предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Освещение интерьера осуществлялось с помощью 13 глав, прорезанных длинными щелевидными окнами.

Искрящиеся золотом мозаики и красочные фрески, покрывающие сверху донизу основные поверхности подкупольного пространства, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Вскоре после освящения собора не без гордости было сказано митрополитом Иларионом: «Красуется эта церковь и прославляется во всех странах соседних, потому что не найдется другой такой во всем подлунном мире в полунощных странах от востока до запада».

В последующие времена первоначальные формы собора подверглись основательной перестройке (были надстроены вторые этажи над внешней галереей, имевшие некогда сферическую поверхность купола приобрели грушевидную форму, появилось шесть новых глав, перестроены фасады).

В XI — начале XII в. Киев не был единственным культурным центром Древней Руси. Средоточием многих художественных достижений стали такие города, как: Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль и Рязань. Достойным преемником византийских и киевских художественных традиций выступило Новгородское княжество, где сложились собственные каноны и неповторимые черты.

Зодчество Великого Новгорода первой трети XII в. завершало блистательную эпоху Киевской Руси. Строили здесь добротно, основательно, на века. Подчеркнуто строгими, лаконичными и монументальными выглядят новгородские церкви. Мастера стремились к суровой величавости, строгой простоте и ясности форм, в камне они впервые ощутили красоту асимметрии. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, трехлопастное завершение фасадов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

Русским людям и иностранным купцам, подплывавшим по реке Волхов к Великому Новгороду, открывался величественный вид на Софийский собор, построенный вслед за Софией Киевской. У его стен шумело и бурлило новгородское вече, решавшее важные вопросы жизни республики.

При схожести планировки с Киевской Софией (пятинефное крестово-купольное здание, обширные хоры, первоначально одноярусные боковые галереи с арками, наличие лестничной башни) София Новгородская имела свои характерные особенности (общее уменьшение масштаба, сокращение величины подкупольного пространства, значительную толщину стен и опорных столбов, сочетание широких и узких лопаток, более стройные пропорции). Вместо 13 куполов ее венчали 5 глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей.

Декоративный эффект стен достигался благодаря использо­ванию смешанной кладки из плинфы с утопленным рядом в соче­тании с местными природными валунами в нижних рядах. Не­ровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непрони­цаемая каменная масса. Побеленные в XII в. стены придали зда­нию целостность, подчеркнули его массивность и прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асим­метрией форм.

Изобразительное искусство

Особую историческую и художественную ценность представ­ляют мозаики и фрески Софии Киевской. Уникальный ан­самбль произведений монументальной живописи (260 м2 мозаики и около 3000 м2 фресок) и сегодня восхищает своим великолепи­ем и совершенством техники исполнения. Величественно и тор­жественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, купо­лов, хора и лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. В их суровых и строгих ликах пе­реданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвова­нию. Выхваченные из полутьмы лучами солнечного света или мерцающих свечей, переливающиеся на золотом фоне множест­вом оттенков зеленого, синего, коричневого и красного цветов, они способны были произвести сильнейшее впечатление.

Согласно канону, в зеркале центрального купола мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него — фигу­ры четырех архангелов (в настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М. А. Врубелем масляными красками).

В конхе центральной апсиды (полукуполе, перекрывающем апсиду) — мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесенными руками. Окруженная мерцанием золотой смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, ниспадающие мастерски переданными складками, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих своей внутренней силой, уверенностью и мудростью. Спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимались не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещеного народа, защиты града и держав. Не случайно в народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев — «матерь городов русских».

Во фресковых росписях созданы образы, исключительные по силе эмоционального воздействия и одухотворенности. Наиболее интересен был групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора в Киеве, размещенный на трех стенах западной части центрального нефа. На некогда обширной композиции был изображен сам великий князь с женой, сыновьями и дочерьми, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время сохранились только замыкающие эту торжественную процессию изображения смиренно ступающих со свечами в руках княжеских дочерей, несущих в храм божественный свет Премудрости и Истины новой веры. Фигуры в богатых одеждах не лишены индивидуальных портретных черт и заметно различаются по росту (так художник передал разницу в их статусе, соответствующем возрасту княжон).

Есть в соборе и сцены повседневной жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, танцы, поединки, охота на волка и барса, травля медведя. На лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Среди них можно увидеть наездника на верблюде и музыканта, готового в любую минуту ударить смычком по струнам.

Самые ранние иконы, созданные до XI—XII вв., отличает общность характера изображений: монумен­тальность, лаконизм, обобщенность, особая величавость и мощь. Первые иконы — это большие настенные образы или входящие в алтарную преграду. Создававшие их мастера были выходцами из Византии, у ко­торых русские иконописцы перени­мали опыт.

Икона Святых апостолов Петра и Павла, происходившая из Софии Новгородской, поражала огромны­ми размерами (236 х 150 см), пыш­ностью убранства, нарядностью се­ребряного оклада, представлявшего собой один из лучших образцов де­коративно-прикладного искусства. Апостолы, запечатленные в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел — с книгой, Петр — с клю­чами от рая, свитком и посохом — символом власти), представлены в момент передачи закона, благодати. Жест прижатой к сердцу руки Пав­ла передает мотив глубокого и со­кровенного чувства, а ораторский жест руки Петра являет образ убеж­денного проповедника христианст­ва. Величественные позы, согласо­ванность легкого движения фигур, тонкие цветовые сочетания синих, вишнево-розовых и желто-оливко­вых тонов, изысканные драпировки каскадом ниспадающих празднич­ных одежд, несомненно, выдают по­черк незаурядного художника.

Выполненные в традициях Киев­ской Руси, иконы XII в. — «Спас Не­рукотворный», «Ангел Златые Вла­сы» — еще отличаются лаконично­стью и сдержанностью, но в них уже нет той аскетической суровости, ко­торая была присуща византийским иконам.

Изображение Лика Спасителя с золотым нимбом обычно украшало военные стяги новгородских князей. Особая выразительность образа на двусторонней иконе «Спаса Нерукотворного», несомненно, сосредоточена в огромных глазах и крепко сжатых губах. Икону отличают удивительная сдержанность в подборе цветов, тонкие, почти неуловимые переходы от света к тени, идеальная симметрия, математически выверенная точность композиции.

В задумчивом и грустном выражении лица на иконе «Ангел Златые Власы» переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени. Ярко-красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, укрупненные черты лика, и в особенности глаз, красивые волнистые волосы с золотыми нитями придают иконе особое очарование.

В целом искусство Киевской Руси явилось фундаментом для дальнейшего развития региональных школ и создания в последующем общерусского художественного стиля.

Вопросы и задания

Каковы древнейшие истоки русской художественной культуры? Какие произ­ведения искусства были обнаружены в результате археологических раскопок? О чем и как они могут рассказать нашим современникам?

В чем заключается своеобразие зод­чества Киевской Руси? Расскажите о наи­более значительных памятниках архитек­туры XI—XII вв.
Каковы основные сюжеты и техни­ки исполнения монументальной живописи Софийского собора в Киеве? В чем заклю­чается историческая и художественная ценность монументальной живописи Ки­евской Руси?

Что отличало архитектурный об­лик Софийского собора в Великом Новго­роде от известных вам сооружений Конс­тантинополя и Киева?

Творческая мастерская

1. Мозаики из Михайловского монас­тыря в Киеве — один из шедевров изобра­зительного искусства. Рассмотрите моза­ику «Дмитрий Солунский». Как в ней переданы идеальные черты святого воина, защитника Отечества? Сравните ее с аналогичной иконой конца XII — начала XIII в.

2. Соотнесите основные исторические события эпохи Киевской Руси с выдающимися памятниками художественной культуры этого времени.

3. Сопоставьте архитектурный облик Софийских соборов в Константинополе и Киеве. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Истоки древнерусского искусства»; «Язычество и художественное творчество древних славян»; «Влияние христианства на развитие художественной культуры Киевской Руси»; «Византийские традиции древнерусской архитектуры»; «Шедевры архитектуры Киевской Руси»; «Мозаики и фрески Софии Киевской»; «Мозаики Византии и Киевской Руси: общность и различия»; «Стилевые особенности Софийских соборов Константинополя, Киева и Великого Новгорода»; «Характерные черты новгородской иконописи XII в.»; «Рост городов — важнейших очагов культуры Киевской Руси»; «Значение художественного наследия Древней Руси в истории русской культуры».

Книги для дополнительного чтения

Асеев Ю. С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1980.

Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. СПб., 2007.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. М., 1987.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1980.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI—XVII веков / отв. ред. В. В. Бычков. М., 1996.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

Мозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

Церковь Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

С принятием христианства начинается сооружение храмов, монастырей. Центром православия тогда была могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. Опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство.
Рассмотрите эти храмы: византийский и древнерусский. Что отличает их друг от друга? Назовите характерные черты русского храма.
На Руси получила распространение Византийская крестово-купольная архитектура храма. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.
Рассмотрим особенности древнерусской архитектуры. Мне нужен один помощник.
Я буду рассказывать об элементах храма, а твоя задача находить их на доске и крепить соответствующие слова и стрелки.
Купол – свод с поверхностью луковичной, шлемовидной, грушевидной или другой формы.
Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Апсиды – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.
Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролёты свода.
Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены или столба, служит для членения плоскости стены.
Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Портал — главный вход, обычно имеющий архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.
Стены храма украшали каменной резьбой.
(Похвалить ученика и доски и посадить на место)
Теперь давайте заглянем внутрь храма.
Существует символика трёхчастного деления архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали.
В западной части храма располагался притвор, символизирующий землю. Он отделен от остальных частей храма глухой стеной. За ним следовала средняя часть – помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога.
Еще одной из характерных черт русского храма является наличие иконостаса – алтарной преграды. В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата».
Так же чётко проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо». Вторая зона – изображения ангелов и апостолов. И третья зона –фигуры святых мучеников и воинов, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена первая каменная церковь. Князь Владимир пожертвовал десятую часть, т.е. «десятину» своего бюджета на ее постройку. Поэтому ее назвали «Десятинная церковь».
Затем Софийский собор в Киеве (1037 г.) построен Ярославом Мудрым, был изначально многоглавым (13 глав) В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. После реставрации сегодня он имеет такой вид.
Ярославом были построены еще два Софийских собора.
Покровский собор, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Покровский собор был построен в 1560 г.
Скажите, кто приказал его построить и зачем?
Скажите как называется этот храм? (на слайдах храмы из домашнего задания)
1. Какой тип архитектуры был самый распространенный?
2. Как называлась первая каменная церковь, построенная в Киеве? Почему она получила такое название?
3. Назовите известные Вам знаменитые древнерусские храмы?
Беседу об архитектуре я хочу закончить словами русского философа Евгения Николаевич Трубецкого.
«Православный храм – это гораздо больше, чем дом молитвы, – это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.»

В языческий период наши предки создавали много скульптурных произведений, используя для этого различные мате­риалы. Летописи рассказывают, что боги и идолы могли быть .деревянными, каменными, медными и даже серебряными. Заняв великокняжеский престол в Киеве, князь Владимир поставил целый ряд кумирок, деревянного Перуна с серебряной головой, Хорса и Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Но приняв православие, церковь отказывается от скульптуры как от языческого наследия и, в отличие от архитектуры, которую финансировали церковь и князья, ее развитие не поддерживалось. В результате скульптура Киевской Руси развивалась только как декоративное искусство. И все же мы можем говорить об ее уникальности и исключительном, художественном своеобразии. В декоративной скульптуре XII—XIII вв. прослеживается сложная смесь разнородных элементов: традиций Запада, Византии и самобытных славянских черт, которые нигде, кроме России, больше не встречаются. Среди немногих образцов русской скульптуры этого периода можно упомянуть мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, один из них — саркофаг Ярослава Мудрого — богато украшен. Из каменных барельефных изображений святых можно назвать барельефы св. Георгия и св. Михаила на стене монастыря св. Михаила, датируемые двенадцатым веком, они хотя и грубой работы, однако не лишены определенной выразительности. Наиболее интересными произведениями декора­тивного ваяния XII—XIII вв. является резьба по камню и декора­тивные украшения на стенах Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском. Скульптурные укра­шения Дмитриевского собора во Владимире исключительно разно­образны. Здесь представлена целая вереница образов: святых, кентавров, крокодилов, птиц, львов, грифонов, цветов, смесь ре­альных и фантастических фигур животных и птиц, людей и расте­ний. Собор Юрьева-Польского (1230—1234 г.) еще более интересен, в декоративном уборе чувствуются затейливая фантастика Востока и причудливость сказки. Грифы, сирены, кентавры, святые. Спас Нерукотворный и херувимы — главные мотивы скульптурных укра­шений. Общую стилизацию форм, моделировку частей и ритм линий отличают прекрасный замысел и высокая техника исполне­ния.

Декоративная скульптура Севера носит особый характер. Сле­дует отметить Корсунские врата Новгородской Софии XII в., в исполнении которых чувствуется влияния средневековой Германии. Типы фигур отличаются характерными для германской скульптуры массивными головами, формой тела и немецкими одеждами, вместе с тем улавливается некоторая общность и с произведениями древней Скандинавии. Позднее в Новгороде (XVI—XVII вв.) появляются иконы, резанные рельефом по дереву, но об этом мы расскажем подробнее в следующей главе (13; 193).

Расцвет зодчества стимулировал развитие изобрази­тельного искусства. Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой церкви, и ее развитие не сдерживалось искусственно, как это случилось со скульптурой. Широкое распространение по­лучили в Древней Руси как станковая живопись (иконы), так и монументальная (фрески, мозаики). Сохранилось не так много произведений русской живописи киевского периода, поэтому пред­ставление о ней не является достаточно полным, но и то, что осталось, поражает высокой духовностью, лаконичностью и гармо­нией. К счастью, сохранилась, по крайней мере, часть росписей Софийского обора в Киеве. Эти фрески иллюстрируют житие Богородицы, Христа, св. Георгия — покровителя Ярослава Мудрого. В западной части главного нефа прямо против алтаря на уровне хоров размещались фрески, на которых было изображено семейство Ярослава Мудрого. Особую ценность для нас представляют фреско­вые композиции, которые дают редкую возможность прикоснуться к светской жизни Византии и древнего Киева. Это изображения состязания на константинопольском ипподроме, охоты, борьбы, изображения живых и выразительных сцен,, представляющих рус­ских скоморохов, музыканта со свирелью и шутов, цирковые сцены с акробатами и жонглерами, выполненные русскими мастерами в середине XI в. Первые живописцы, работавшие на Руси, были «греки», но в работе над фресками двенадцатого века (такими как росписи в церквях двух киевских монастырей — св. Михаила и св. Кирилла, а также в уже упомянутой нами церкви на Нередице, недалеко от Новгорода), безусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы. На Нередице, возможно, работали и армянские художники.

Дорогостоящим и трудоемким, но поразительным по красоте и духовному воздействию видом монументальной живописи, широко применяемым в украшении соборов Киевской Руси, была мозаика. Греческие мастера принесли из Византии секреты производства смальты — главного материала мозаик. Мозаики не случайно назы­вались «мерцающей живописью», в колеблющемся свете живого огня мозаичные изображения как бы оживали и наполнялись дыханием, их яркое сияние подчеркивало грандиозность и пыш­ность киевских храмов. Русские мастера вскоре овладели этим искусством, и это способствовало широкому распространению мо­заик в киевских храмах. Кроме мозаик. Киевской Софии сохрани­лись знаменитые мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря, которые относятся к 1112 г. Особое внимание привле­кает фигура святого Дмитрия Солунского. Его образ, сочетающий святость и храбрость воина, воплощает идеал смелых киевских князей, и хотя лицо святого с огромными глазами напоминает византийские иконы, однако богатство одежды в сочетании с властностью позы заставляет видеть в нем героя древнего Киева.

В древнерусских храмах было много икон. Иконы привозились готовыми из Византии или же писались приглашенными гречески­ми мастерами. Позже появились свои русские художники. Первым художником, имя которого нам известно, был мастер Алимпий, инок, упомянутый в «Патерике» Печерского монастыря, который жил в конце XI в. и прославился своим иконописным даром.

Почти все иконописное наследие Киевской Руси погибло. Сохранилась лишь небольшая часть, среди которых икона исклю­чительной красоты, знаменитая «Владимирская Богоматерь», выве­зенная в Киев из Константинополя в начале XII в. возможно именно Юрием Долгоруким. Икона написана выдающимся визан­тийским живописцем. Правда, от древнего письма остались только лики Марии и младенца Иисуса, остальные детали переписаны позднее, в XV—XVI вв. В иконе заложена огромная духовная и нравственная сила. Нежный и светлый облик Богоматери, прижав­шей Младенца щека к щеке, получил название «Богоматерь Уми­ление» — это иконографический тип был чрезвычайно почитаем на Руси. В середине XII в. князь Андрей Боголюбский вывез икону во Владимир, откуда и пошло ее название. Позднее «Владимирскую Богоматерь» торжественно перенесли в новую столицу —в Москву и она стала одним из священных оберегов Древней Руси (9).

В древнем Киеве была развита культура миниатюрной книжной живописи. Самая древняя рукопись, дошедшая до нашего време­ни,— это богато иллюстрированное и украшенное Остромирово Евангелие (1056—1057), написанное дьяконом Григорием по заказу Остромира — подданного князя Изяслава, которое представляет огромную ценность. Переплет книги выполнен как великолепное ювелирное украшение, он украшен золотом и роскошными драго­ценными камнями.

Говоря о древнерусской живописи, необходимо отметить ее теснейшую связь с литературой. Известно, что основой живописных образов в Древней Руси были книжные сюжеты и, прежде всего, сюжеты Святого Писания. Зритель должен был как бы прочитать последовательно изложенные на фресках, мозаиках или иконах события разного времени, а от художника требовалось большое мастерство для соединения этих временных этапов в единую про­странственную композицию. Создатели икон вчитывались в тексты Ветхого и Нового Заветов, изучали агиографии, исторические по­вести, сказания, хронографы. Повествовательные образы воплоща­лись в зрительные: образы фресок, икон, книжных иллюстраций. Под влиянием литературы в иконописи сложились приемы изображения, которые носили повествовательный характер. Часто в ико­нопись вводились сопроводительные надписи, цитаты из Библии. Не случайно Д.С. Лихачев назвал древнерусское изобразительное искусство «зеркальным отражением» литературы (12; 93).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *