Дуб мамврийский в хевроне

История

Дуб известен по преданиям христиан, евреев и мусульман, которые издавна отождествляли эту местность с библейской дубравой Мамре, собственно дуб и есть остаток этой дубравы. Сохранилось описание дуба, сделанное русским паломником игуменом Даниилом в начале XII века:

Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нём много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Рисунок с фотографии 1862 года

Дерево обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской церкви расширялась. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После революции 1917 года земля перешла во владение Русской православной церкви заграницей, с 1997 года при участии Ясира Арафата передана Русской православной церкви.

По мнению специалистов, в результате строительных работ, проведённых в 1970-х годах, когда вокруг древнего дерева была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши, начался постепенный, но необратимый процесс отмирания корней дуба. Спустя четверть века это привело к тому, что и ствол дерева полностью засох. Последний зелёный лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. Вероятно, это связано с паломниками, которые отрывали от дерева куски коры. До засыхания дерева считалось, что две части дерева символизируют два завета, засохшая часть — Ветхий Завет (период исполненного закона, завет на смену которому дан новый: Мф. 5:17, Рим. 10:4, Евр. 8:13), зелёная — Новый Завет (завет по закону духа жизни: Рим. 8:1—2). Существует православное предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света. Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег, что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За двадцать лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце.

С 2016 года усердием ключаря подворья Русской миссии в Хевроне иеромонаха Алексия (Елисеева) ведутся работы по консервации Мамврийского дуба от гниения, обработке древесины от вредителей и болезней. К участию в этих уникальных работах привлечены специалисты Национального научного центра РАН «Никитский ботанический сад», Санкт-Петербургского лесотехнического университета и Нижегородского университета.

В феврале 2019 года пришло известие, что металлические подпорки, удерживавшие самую старую сухую часть дуба от падения, прогнили, и этот ствол Мамврийского дуба рухнул. Российские специалисты ведут работы по освобождению ветхозаветного дерева от отмерших частей, которые препятствуют росту молодых побегов из корневой части дуба: сейчас из его корня растут два новых ствола. Все собранные фрагменты упавшей древнейшей части дуба будут выставлены в храме подворья святых Праотцев.

В начале XX века Филипп Луганский как благословение Святой земли привёз из паломнической поездки веточку Мамврийского дуба. Невдали от станции Старая Ильенка Ростовской области он посадил веточку, а на вопросы отвечал: «Здесь она нужнее будет». Вскоре из веточки вырос молодой дуб, а у корней забил источник, названный в честь Параскевы Пятницы.

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

В Хевроне обрушился Мамврийский дуб, при падении засохшего дерева молодой побег не пострадал.

Мамврийский дуб, или Дуб Авраама — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб, которому, как полагают, около 5000 лет.

Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.

Дерево обнаружил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После Октябрьской революции земля перешла во владение РПЦЗ, с 1997 года передана РПЦ.

По мнению специалистов, в результате строительных работ, проведенных в 70-е годы XX столетия, когда вокруг древнего дерева была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши, начался постепенный, но необратимый процесс отмирания корней дуба.Спустя четверть века это привело к тому, что и ствол дерева полностью засох. Последний зелёный лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. До засыхания дерева считалось, что две части дерева символизируют два завета, засохшая часть — Ветхий Завет (период исполненного закона, завет на смену которому дан новый: Мат.5:17, Рим.10:4, Евр.8:13), зеленая — Новый Завет (завет по закону духа жизни: Рим.8:1,2).

Согласно православному преданию, смерть этого дерева является одним из признаков конца света. Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег, что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За 20 лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце.

Что касается пророчеств, то это не первое из сбывшихся.

В октябре, в Мертвом море, где жизнь до сих пор считалась невозможной из-за высокого содержания соли в воде, были обнаружены рыбы. Согласно предсказанию ветхозаветного пророка Иезекииля, перед приходом Мессии Мертвое море «оживет» и там в изобилии будет водиться рыба.

А в сентябре стало известно о том, что впервые за две тысячи лет в Израиле родилась «корова апокалипсиса» – священная красная телка, предвещающая конец света.

Источник: Союз православных журналистов

>Мамврийский Дуб

Авраам и странники.

Согласно красивой библейской легенде, в Хевроне в дубраве Мамре, под одним из дубов стоял шатер. Здесь жили старик Авраам с женой Саррой. Авраам отдыхал в прохладной тени дерева, когда увидел трех странников напротив своего шатра. Он пригласил их войти и принял по всем обычаям гостеприимства. Сам омыл им ноги и подал самое лучшее, что у него было. Сарра засуетилась, чтобы испечь гостям хлеба.

Наевшись, гости поблагодарили гостеприимного хозяина. Перед уходом странников он услышал: «В следующем году снова придем к тебе, и будет сын у Сарры».

Старуха только засмеялась: ей было почти 90 лет. И услышала, в свою очередь — «Нет ничего невозможного для Господа».

В этом месте библейского текста происходит словесная игра: гостей трое, но говорят Авраам и Сарра то ли с тремя, то ли с одним.

Это был разговор с Господом! Явившись Аврааму в лицах трех запыленных с дороги уставших ангелов. Это исток учения о Святой Троице.

А старая Сарра и впрямь сумела и зачать, и произвести на свет Исаака. Сказано было, что для Бога нет ничего невозможного, и Он давно уже избрал Авраама и его род для особого пути. В честь явления Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского дерево и изображается на иконах.

Возраст дерева.

Иудеи считали, что Мамврийский дуб стоит с самого сотворения мира. С сотворения или не с сотворения, но его грандиозный возраст подтверждается ветхозаветным сказанием. Во времена праотца Авраама дуб был уже большим взрослым деревом — раз уж тот сумел поставить в его тени свой шатер.

Мамврийский дуб — самое древнее дерево в Палестине. Его возраст определяется приблизительно в 5000 лет.

Как нашелся Мамврийский дуб.

Дуб Авраама так и остался бы известным лишь по библейским преданиям, если б не духовно-научное любопытство архимандрита Антонина Капустина.

Он руководил Русской духовной миссией в Иерусалиме. И это открывало большие возможности для изысканий.

Неутомимый исследователь духовных сокровищ Святой Земли. Он задался вопросом: где это — Мамврийский дуб? Путеводителем ему послужил текст Библии, а подтверждением верного направления поисков — изученные им местные предания, которые говорили о священном дубе Мамврийском в Хевроне. Там возле дороги из Иерусалима в Хеврон, и обнаружилось гигантское дерево, с древних времен почитаемое иудеями, мусульманами и христианами. Это было несомненно древнее дерево: семиметровый охват ствола, гигантская крона, занимающая пространство в 95 шагов в окружности. Дуб разделен был на три огромные ветви. Что для христианских паломников символизировало Триединство Божие.

Это интересно.

Два других дуба, растущие неподалеку и не такие большие, паломники прозвали дубом Сарры и дубом Исаака.

Как был куплен Мамврийский дуб.

Благодаря Антонину Капустину мы не только знаем, где находится Мамврийский дуб — по его инициативе живая реликвия с 1868 года принадлежит Русской православной церкви.

Когда отец Антонин выступил в Русской духовной миссии с инициативой приобрести святыню, его поддержали русский посол в Турции граф Игнатьев и драгоман Русской миссии Яков Халеби. Но все сошлись во мнении, что купить дуб будет сложной задачей.

Пока граф Игнатьев преодолевал сопротивление турецких властей, не желавших, чтоб христиане вообще покупали на «их» территории хоть какие-то земельные участки, отец Антонин занялся непростым вопросом собственно сделки.

«Разведка на местности», произведенная им, показала, что Мамврийский дуб находится в пределах частного владения некоего Ибрагима Шаллуди, семья которого владеет этой землей вот уже 70 лет — и имеет с Мамврийского дуба организованный и постоянный доход. Семья Шаллуди отлично понимала, что каждая частица дуба Мамврийского священна для прибывающих к дереву паломников — и успешно торговала веточками, кусочками коры и желудями. С другой стороны, это давало надежду, что за очень приличную цену Шаллуди продадут и весь дуб.

Однако о том, чтоб законно приобрести Дуб Авраама на русское имя, не было и речи — как бы ни был предприимчив Ибрагим Шаллуди, он почитал свои магометанские власти и наверняка заупрямился бы перед возможностью продажи земли неверным.

И отец Антонин с Яковом Егоровичем Халеби организовали целую интригу. Православный христианин Халеби на самом деле звался Якуб Халеби и по рождению был турком-османом. Ему ничего не стоило притвориться правоверным магометанским купцом из Алеппо, что он и сделал.

И триумфально явился к отцу Антонину, размахивая купчей и торжествующе крича: «Дуб — русский!»

В Русской миссии впоследствии из отмерших ветвей Мамврийского дуба вырезали иконки Троицы и распятия, которые вручались паломникам. Таким образом, каждая частица Мамврийского дуба еще и путешествовала по миру.

Монастырь Святой Троицы.

Отец Антонин не ограничился приобретением одного лишь дуба — чуть позже ему удалось приобрести для Русской духовной миссии участки земли вокруг него, и даже построить там каменный дом для паломников.

Позже здесь началось строительство храма — у Мамврийского дуба непременно должна была стоять русская церковь!

В 1884 г. место для постройки храма было одобрено и благословлено двумя православными Патриархами сразу.

Но благословение русских священников, пусть и такого высочайшего ранга, имело очень мало значения для местных мусульманских властей, и вопрос с постройкой храма затянулся до 1904 года. Заниматься им пришлось следующему после усопшего Антонина начальнику Русской духовной миссии — архимандриту Леониду Сенцову.

Два года он добивался, чтоб его хотя бы выслушали.

Восемь лет — с 1906 по 1914 гг. — тянулась волокита с получением турецкого фирмана, разрешающего постройку и освящение новой христианской церкви.

И все же храм был построен. И пусть только в 1925 г., но все же освящен Патриархом Иерусалимским Дамианом.

Новую церковь освятили во имя святых Праотцев, чтоб не дублировать название уже имеющегося в Иерусалиме храма. Во имя Троицы освящен был лишь правый его придел (левый же — во имя св. Николая).

При храме возник и мужской монастырь Пресвятой Троицы.

В праздник св. Троицы иеромонах сам служит под дубом литургию, а на третий день праздника Мамврийский дуб принимает гостей: батюшек Русской православной миссии, дипломатов из стран, исповедующих православие, монашествующих из обителей Иерусалима — все они прибывают сюда на более торжественную литургию.

Мамврийский дуб сегодня.

На фото очень хорошо видно, что в наши дни Мамврийский дуб чувствует себя глубоким стариком: его поддерживают железные подпорки.

Уже в начале 1900-х гг дуб начал болеть, гнить, подсыхать — может, сказывался почтенный возраст, шутка ли — пять тысячелетий! А может, была в том частично и вина верующих, не умевших удержаться, чтоб не отодрать для себя кусочек священной коры.

Последний зеленый листок на дубе появился в 1995 году.

Сейчас дуб Мамврийский в Хевроне обнесен оградкой, которую отпирает для посетителей улыбчивый пожилой мусульманин, потомственный сторож. Он показывает свою реликвию: открытку, на которой изображен он сам в 1960-е гг., еще мальчишкой. За его спиной — еще зеленый Мамврийский дуб.

Посещают дуб и ключарь подворья храма Праотцев с двумя монахинями. Они трое — единственные православные, живущие в Хевроне.

Будущее Святого Древа.

Есть православное поверье, что если погибнет дуб Мамврийский — наступит конец света.

Но каково же было удивление верующих, когда рядом с дубом появился зеленый росток всего-то в 20 см!

Будущий Мамврийский дуб-второй жив и разрастается.

Мамврийский дуб

Интервью Российской Газете, 2019 г.

Ведущая: Мария Городова

На днях Интернет взорвала тревожная весть: знаменитый Мамврийский дуб, что в Хевроне, Израиль, упал. Древний дуб, рядом с которым, по преданию, библейскому Аврааму явилась Троица. Святой дуб, который векам почитали христиане, мусульмане, иудеи. Ссылаясь на пророчества афонских монахов, СМИ наперебой сообщали: падение Мамврийского дуба – один из признаков конца света. Желая выяснить, пора нам уже пугаться, или еще рано, «РГ» обратилась к доктору богословия, профессору Московской духовной академии Алексею Осипову.

Алексей Ильич, два дня убила на поиски: кто именно произнес пророчества? Когда? Где первоисточник? Все без толку. Алексей Ильич, как найти канонический вариант этих пророчеств?

Алексей Осипов: Таковых не знаю. Канонических вариантов этих пророчеств нет. Боюсь, речь идет или о каких-то устных словах кого-либо из афонских монахов, или это просто какие-то истории, связанные с преданием о Мамврийском дубе. Но никаких прямых пророчеств от кого-либо из известных афонских монахов–подвижников нет. Поэтому ссылка носит темный характер.

То есть фейк.

Алексей Осипов: Это варварское слово точно передает ситуацию. Но именно современные монахи афонского монастыря Кутлумуш предупреждают об опасности увлечения пророчествами: «такая одержимость есть признак неверия и нежелания людей довериться Богу».

Но почему регулярно всплывают такие «пророчества»? То сообщат, что впервые за две тысячи лет «красная телка» родилась – «корова апокалипсиса», и надо готовиться к худшему. То ролик снимут, как змея нападает на голубя у Стены плача, и это тоже дурное предвестие. Что за страсти такие?

Алексей Осипов: Еще в XIX образованнейший человек, аристократ Игнатий Брянчанинов, святой, писал: «одной из бед нашего времени является жажда чудес, более, нежели когда либо». А это XIX век! Что бы он сказал сейчас! Такое пагубное состояние Игнатий Брянчанинов объяснял тем, что, во-первых, «исчезли знаменоносные мужи, умалились до предела». Знаменоносные мужи – это великие святые. А во-вторых, тем, что люди потеряли уважение и благоговение ко всему священному, потеряли смирение, и ищут то, что мы бы сейчас назвали словом «шоу».

Зрелищ, того, что нас развлекло бы и поражало – чуда, это и сейчас.

Алексей Осипов: Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими пророчествами, предсказаниями, искание чудес – явление чрезвычайно вредное для психики верующего. Святые пишут о гибельности легковерия чудесам. Наш святой Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: когда люди в упоении самомнением, опрометчиво и самонадеянно стремятся ко всему чудесному, и даже сами становятся участниками в совершении чудес, то это чрезвычайно опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, – пишет Брянчанинов, – в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Смысл таких ложных чудес – «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Но, как говорит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни».

Но разве не бывает истинных чудес и знамений?

Алексей Осипов: Да, бывают. Поэтому Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на опыт святых отцов, объясняет, как относиться к чудесам: «Не хули и не принимай»! Не хули, то есть не ругай, не говори, что все это чепуха и вздор – чтобы не оказаться противником божественного события, но и не принимай – чтобы не попасться в лапы, известно кому. На нашем, обычном языке, совет святых звучит так: «Не беспокойтесь, Бог не обидится, если вы по смирению не примите того, что исходит от Него. Но вот если вы примите дьявола, берегитесь!».

С пророчествами и чудесами разобрались. А что с концом света? В Евангелии сказано, что никто не знает о дне и часе, даже Ангелы небесные, только Сам Бог.

Алексей Осипов: Конечно, день и час мы не можем знать. Но по совокупности признаков мы можем сказать, ближе мы становимся, или дальше.

И что это за признаки?

Алексей Осипов: Священное писание, Евангелие, апостолы особо указывают на развращенность, на рост аморальности. Смотрите, как сегодня на западе насаждается попрание норм нравственности – на государственном уровне. Такого никогда не было. Да, сами по себе факты были всегда, но они считались отклонениями, извращениями природы вещей. А сейчас их признают нормой. И если какой-нибудь западный чиновник только попробует выступить против такой политики, его тут же уберут! Его не будет!

Еще один признак – рост гордыни, когда люди становятся все более самолюбивыми. «Главное мое «я», не трожь мое «я», потому что это моё». Отсюда и третий признак, который называют святые отцы: потеря веры. Веры не вообще как человеческого свойства, а веры христианской. Веры в то добро, о котором говорит христианство. И все большее уничтожение самого понятия истины. Истина низводится до частного мнения. Есть мнение, а не истина. У вас такое мнение, а у меня другое. «Вы считаете, что есть Бог, а я считаю, что нет. Это ваше мнение, всего лишь».

То есть, нет ничего абсолютного? И добро, и зло превращают в вещи относительные. «Что для кого-то зло, для кого-то, с другой точки зрения, может оказаться добром».

Алексей Осипов: Да, и это очень серьезно, это утрата самого главного. Утрата понятия Истины. Иоанн Богослов говорит: «Бог – это любовь». Но если у человека культивируется эгоизм, если главное – гордыня, мое «я», ego, то здесь уже не до любви. Христос так формулирует один из законов духовной жизни, который прямо указывает на один из важнейших признаков кончины века сего: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Но это все не конкретные даты, это признаки, связанные с нравственным состоянием одного человека и всего общества. Алексей Ильич, а почему от человека сокрыта эта дата?

Алексей Осипов: Попробуй скажи здоровому человеку, что он точно через два дня в три часа умрет. Сказать это – значит связать его нравственную свободу. Не зная этого, он живет так, как будто вечен на земле. А здесь вдруг конец. Его душевное состояние и всё поведение сразу изменится. Возможно и отчаяние, и озлобленность – и добро, и зло. И всё это не в силу нравственных принципов его жизни, а только потому, что она вдруг кончается.

Апостол Павел говорит, что если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, в частности, сообщит дату конца века сего, то «да будет ему анафема». То есть для всех предсказателей одно – церковное проклятие, именно так переводится греческое слово «анафема»?

Алексей Осипов: Нет, анафема – это не проклятие, а отлучение от Церкви, от возможности участия в ее таинствах и всей жизни. К предсказателям же нужно относиться как к заблуждающимся. Сам Христос сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, и отказался говорить о конце света. Они же усиленно этого ищут и нередко придумывают всякие небылицы. Не на то внимание обращают. В том, что дуб упал, нет ничего удивительного. Когда я там был, дуб уже держали железные опоры, но я видел и зеленые ростки. В монастыре Святой Троицы в Хевроне был очень радушный настоятель, он давал мне и кору этого дуба, и желуди. Что произошло с дубом – это естественный процесс…

Что-то отмирает, что-то возрождается. Алексей Ильич, а как к самому Мамврийскому дубу относиться? Как к свидетелю явления Аврааму Троицы, или как к дереву, растущему на этом месте?

Алексей Осипов: Думаю, последнее. Ведь что такое народные предания? Они как ком снега, катящийся сверху, с годами обрастает все бо́льшими наслоениями. Люди ассоциировали библейский эпизод явления Аврааму Троицы с конкретным местом, с конкретной дубравой и относились к этому с благоговением. То же произошло и выделение среди всех деревьев одного дерева из этого места, которое особенно почиталось. Кстати, еврейское слово святыня «кодеш», которое чаще всего переводится словом «святой», происходит от корневого слова «кадаш» – «отделять для особой цели». Но соединение почитания дуба и конца его жизни с идеей предвестника всемирной катастрофы не имеет под собой никакого ни библейского, ни святоотеческого основания.

Алексей Ильич, но если приближение конца света определяется не предзнаменованиями, а зависит от нравственного состояния людей, может, нам дано его отдалить?

Алексей Осипов: Вы правы. Именно в силу этой причины Христос и отказался говорить о дне и часе его Второго Пришествия. Одним из центральных понятий в православном богословии, чрезвычайно важном, является понятие синергии, то совместности усилий человека и Бога в деле спасения. Как Христос Богочеловек, так и дело спасения Богочеловечно. Это первое. Второе – не Бог каждый раз решает все жизненные обстоятельства, не Он. Но как существуют физические законы, точно так же, с еще большей твердостью и непоколебимостью, существуют законы духовные, по которым совершается все течение жизни и происходят события – как у отдельного человека, так и всего человечества. Об этом пишет преподобный Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению , как думают некоторые, не знающие духовного закона». Не Бог Сам действует, а по Его законам духовным это происходит. И высшим законом является закон любви, ибо Бог есть любовь.

Алексей Ильич, а можно это сформулировать так: «Если я, вы, читатель сегодня сделает что-то по законам любви, по заповедям – не для себя и не для члена своей семьи, а просто для ближнего, и, наоборот, мы не сделаем ничего, чтобы нарушило этот закон любви, то этим мы отдалим конец света»?

Алексей Осипов: Тут я могу сказать и «да», и «нет». Потому что не сам по себе факт определяет качество дела, а та причина, та мотивация, которая побуждает нас что-то сделать. Я могу сделать добро по лицемерию, по расчету, из тщеславия, ради самомнения. А могу сделать ради исполнения воли Божьей, которая является любовью. Понуждая себя. Мне, может, не нравится этот человек, а я сделаю для него доброе – только ради исполнения Его заповеди. И тогда да, каждое деяние, сделанное из любви, отодвигает катастрофу. Тут можно вспомнить слова нашего замечательного философа И. В. Кириевского: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Как часто нам обещали конец света?

Хотя традиционные религии не объявляют конкретного дня конца света, во все времена находились предсказатели точной даты. До 1000 года нам известно о 7 «последних днях». С 1000 г. до 1990 гг. точная дата конца света предсказывалась как минимум 20 раз. С 1990 г. до 2000 г. о грядущем судном дне объявлялось не менее 40 раз. Самым плодовитым был 1999 г. — тогда мы пережили 14 хорошо анонсированных апокалипсисов. С 2000 г. пока промахнулись с 30 пророчествами. Надеемся, не в последний раз.

Про реальный Мамврийский дуб

Со страницы http://www.rusvera.mrezha.ru/708/3.htm
ДОРОГА В ХЕВРОН
8 июня – день Святой Троицы (Пятидесятница)
Обычное чудо
Какой главный праздник у русских на Святой Земле? Пожилые арабы и евреи, общавшиеся с русскими ещё во времена существования СССР, ответили бы однозначно: День Троицы. Именно на этот праздник раз в году из страны Советов прилетала официальная делегация со священниками и паломниками. Не на Пасху или Рождество, а именно на День Пресвятой Троицы.
Об этом я узнал у монаха, с которым оказался на Святой Земле в одной паломнической группе.
– А почему именно на Троицу? – спрашиваю его.
– Потому что главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Свято-Троицкий, – просто и доходчиво объяснил он. – Паломников из СССР вообще не выпускали, но престольный праздник Миссии почему-то уважали.
Оказалось, что батюшка сам много лет проработал в Русской Духовной Миссии, был и в Хевроне, в Троицком монастыре — восстанавливал церковь Святых праотцев у Мамврийского дуба, где произошла встреча Авраама с Троицей. На паломническом автобусе мы едем как раз в Хеврон, и я начинаю расспрашивать его…
— Это у вас диктофон что ли? Записываете? — заметил он. — В Интернете будете публиковать? Тогда имени моего не называйте, я здесь как простой паломник, а имена путь Бог ведает.
Всё же разговорил его. Отвечал монах односложно, «без фантазий». Как-то паломницы спросили его про чудеса, какие он видел за годы служение на Святой Земле. Батюшка вопрос воспринял серьёзно, подумал и ответил:
– Да, было такое. Однажды мы поехали к Галилейскому озеру. И в том месте, откуда вытекает река Иордан, начали на берегу молебен водосвятный служить. Вода в реке тихо-тихо движется, и вся её поверхность усыпана опавшими листьями. Думаю: «Как же мы будем окунаться? Наверное, все в листьях обратно выйдем». А к концу молебна вижу: то ли от ветра, то ли от чего на воде образовался большой круг чистой воды, совершенно без листьев. Мы в нём и окунулись.
Рассказ священника меня не впечатлил – уж слишком обыденное какое-то чудо. Но, может, в «обыденности» и совершается великое? Ведь именно так было в Хевроне, когда праотец Авраам встретил Бога. Шли три Путника по дороге, хозяин дома пригласил Их отдохнуть… В том, что Авраам увидел в Путниках Бога, не было ничего чудесного. Если видишь реку, то понимаешь, что перед тобой река. Если видишь лес – то это лес. Если видишь Бога – то это Бог. Обычное восприятие реальности. Где же тут чудо?
Собственно, таким же «обыденным» образом и собеседник мой пришёл к Богу. Крестили его ещё в советское время, крёстного не могли найти и попросили им быть одного из работников храма. Тот подошел к делу серьёзно, стал его духовным родителем. Молодой парень много времени проводил в его семье, подружившись с братьями крёстного, иногда даже ночевал у них.
– Ну, понимаете, в той семье увидел я большую веру, и сам вместе с Богом оказался. Произошло это само собой.

Икона Св. Троицы из Св.-Троицкого монастыря в Хевроне
Дело тонкое
По дороге в Хеврон остановились мы на обед в палестинской деревушке. Аккуратные домики из желтоватого камня, чёткая планировка – видно, что поселение возводили не абы как, а по-умному. Но арабы этот урбанизм расцветили бельём, вывешенным для сушки на плоских крышах, и оживили отпущенными на волю курицами, бродящими там-сям. Некоторое своеобразие придали обстановке и мусорные баки, выставленные перед домами прямо на главной улице.
Кафешка, впрочем, оказалась чистенькой, со вкусной едой. Батюшка о чём-то разговорился с хозяином этой арабской чайханы, а я в очередной раз подивился: кругом-то у него знакомые. И как свободно переходит с русского на арабский язык, а с арабского на английский и на иврит! Может, здесь, на Святой Земле, каждому монаху даётся дар говорения на языках, как это было с апостолами на Пятидесятницу?
– Долго языки учили? – спрашиваю.
– Специально ничего не учил, просто на слух ловил. Язык – это общение. Скажем, надо купить стройматериалы, приезжаешь в магазин – и вот начинаешь «разговаривать». Опять же иногда мы арабов в рабочие нанимали, тоже ведь надо было объясняться.
– А вам не доводилось с местными, о Боге в трёх Лицах говорить?
– А зачем? – философски ответил монах. – Мусульмане – это Луна, а христианство – Солнце. В семинарии нам говорили: учитесь у мусульман молиться, они пять раз в день молятся! Наше дело – в своей святой вере спастись. У меня на родине есть татарские сёла, так мы с ними дружно живём. Бывает так: вот православное село, вот мусульманское, а между ними село, где языческий народный праздник отмечают. И татары возмущаются: «Идите просвещайте в православие своих язычников. Почему в своих храмах сидите? Наши имамы ходят по деревням, почему ваши не ходят в народ?»
…Из невидимых громкоговорителей вдруг раздался призыв муэдзина и переливчато поплыл над плоскими крышами арабской деревушки. Мы уже закончили обед и шли к автобусу, когда священник закончил свою мысль:
– Арабов вот так напрямую, словесно, в чём-то убеждать бесполезно. Они воспринимают не слова, а поступки человека. Чем толковать им догмат о любви, лучше самому проявить её. Как минимум надо к ним относиться с уважением. Говорят, что Восток – дело тонкое. А может, всё проще? Посидел с ними, кофейку попил – и они довольны, что ты их по-человечески признал, а не прошёл мимо, нос задрав.
– К русским палестинцы хорошо относятся?
– Пожалуй, лучше, чем к другим иностранцам. Так уж исторически сложилось. В Вифлееме один старичок мне рассказывал о дореволюционных паломниках: «Да-да, помню ваших, москабиа, пешком приходили, а кто побогаче – на осликах и лошадках». Веру в других они уважают. В Вифлееме, кстати, недавно построили новенькое здание для Русского культурного центра, и заведует им русскоговорящий палестинец, чья бабушка училась в русской школе близ Вифлеема ещё до революции. И сын его тоже русскоговорящий – ездил в Россию, закончил там институт. Такая вот образовательная помощь палестинцам – это самое лучшее, что мы можем пока предложить. В Бейт-Джале, например, есть спортклуб для молодёжи, которому Русская Миссия тоже помогает. То, что делается с доброй душой, здесь очень хорошо принимают.
Ветви дуба
А путь наш продолжается. Впереди – Хеврон, один из древнейших городов мира. До XIII века до н. э. он был центром ханаанской (финикийской) культуры, местом жительства «великанов». Затем его завоевали евреи, и царь Давид основал здесь первую столицу Израиля. Но ещё раньше, примерно в XXI веке до н. э., в Хевроне поселился Аврам, приехавший сюда со своим родом из шумерского города Ур. Он был первым из трёх библейских патриархов, живших после Всемирного Потопа, и родоначальником многих народов. Своим праотцом его считают иудеи, христиане и мусульмане.

Так по-средневековому выглядел город Хеврон в 1929 году, не отличался его вид вплоть до начала XXI в.,
и только в последние годы на деньги шейхов он стал приобретать современный вид
Для нас, христиан, важно, что Авраам общался с Богом в трёх Лицах. Для евреев важно, что Бог при этом пообещал неплодной жене Авраама рождение сына Исаака. Мусульмане же особо чтут смирение Ибрагима (Авраама), который был готов принести в жертву Богу своего сына. Неслучайно «ислам» переводится с арабского как «покорность Всевышнему». В память этого жертвоприношения мусульмане празднуют Курбан-байрам («курбан» означает «жертва»), во время которого радуются спасению Измаила (Исаака), закалывают животное и дают обет быть покорными Богу.
Покорность бывает разная. Слепая – когда человек бездумно выполняет инструкции, спущенные свыше. И зрячая – когда на первом месте стоит вера в справедливость и правоту Господа. О чём думал Авраам, когда вёл своего сына на заклание, держа на поводу ослика, нагружённого дровами? И о чём думал Исаак? Он ведь догадывался, для чего предназначена эта поклажа. Может, надеялся, что отец обманет Бога, ведь он зачем-то взял с собой ещё двух отроков… Или он взял их, чтобы такие мысли возникли в голове сына и успокоили его?..
К Хеврону мы подъезжали как раз по той дороге, по которой они шли. В течение тысячелетий эта дорога не меняла направления и местами представляет собой ущелье, протоптанное-проезженное среди покатых горок. Смотрю в окно на каменистые холмы, мокрые из-за начавшегося вдруг дождя. Высотою они соразмерны человеку. Как раз с таких «человеческих» возвышенностей небо кажется особенно высоким и близким одновременно. Выбирай любую, всходи на вершину и молись Богу. Собственно, Авраам мог далеко и не идти, а совершить жертвоприношение здесь. Но всё же отправился за 30 километров, как сказал ему Господь, в местность Мориа. Господу же виднее. Авраам не знал, а Бог ведал, что указанная Им гора Мориа спустя века станет основанием для Храма, вокруг которого вырастет Иерусалим. И что там, на соседней горке, на Голгофе, история с жертвоприношением получит логическое завершение – Сам Спаситель принесёт Себя в жертву за человечество. И не понарошку, как с Исааком, а в реальности.
Хотя о каком завершении можно говорить… Что начато тысячи лет назад, то продолжается поныне. У Мамврийского дуба Бог пообещал Аврааму, что отдаст его потомкам землю Ханаан (Хеврон) в вечное владение. И вот «потомки» между собой разбираются. Въезжаем в пригород Хеврона, и в глаза бросается трафаретный рисунок на стене дома – девушка в платке, с пистолетом в руке. Едем дальше – вот какой-то клуб с распахнутыми настежь дверьми, внутри люди сидят на скамьях вдоль стен, ещё кто-то заходит, отряхиваясь от дождя. Вроде как дискотека. Но собрались одни мужчины, лица серьёзные, а над входом портрет Ясера Арафата со знаменитой клетчатой «арафаткой» на голове.
– Евреи называют этот город террористическим, – поясняет мне батюшка. – Давно уж воюют. Однажды из Хеврона поехали мы в Иерусалим, ко Гробу Господнему на молитву. И застряли. Тут как заведено: только палестинцы что-нибудь взорвут, израильтяне тут же пригонят бульдозер и землю с обочины навалят на асфальт – закроют выезд из Хеврона. Сколько мы буксовали, толкали машину по этому песку! А бывает, просто поставят патрули и никого не пускают… Глянь-ка, Хеврон побогаче стал. Это, наверное, из-за богачей, которые из Катара сюда приезжают, бизнес открывают.
Гляжу в окошко. Мимо проплывает помпезное здание с фонтаном. Сюр: с неба дождик моросит, а с земли навстречу фонтан бьёт. Хотя что из этого сюрреалистичней для арабов – фонтан, попусту гоняющий драгоценную воду, или затяжные осадки? Батюшка поясняет, что здешний климат не совсем обычен для Израиля – зимой снег лежит целую неделю. Хеврон находится почти на километровой высоте над уровнем моря, поэтому здесь прохладней и для нас, россиян, комфортней.
Многоэтажки сменяются пригородными домиками, а за ними – купола с нашими крестами! Вот он – монастырь Святой Троицы. Автобус останавливается в начале длинной аллеи, что ведёт вверх, к храмам. Справа и слева сады, оттуда доносится тарахтение трактора – кто-то и под дождём трудовое послушание выполняет.
– Сейчас здесь два монаха, один из них агроном по профессии. Прежде он на Валааме послушничал, там тоже садами занимался, – рассказывает монах.
– Двоим-то как здесь справиться? – удивляюсь.
– С Божьей помощью. Всё уже отстроено – и храм, и братский корпус. Только молись да порядок поддерживай на семи гектарах. Ещё бы наш брат паломник не отвлекал, то совсем бы хорошо! – смеётся батюшка. – Раньше-то, помню, здесь тихо и уединённо было. Арабы изредка заходили, солдаты-евреи. Просто из любопытства. Потом началась массовая эмиграция евреев из России, среди которых оказалось много христиан, и случился первый паломнический наплыв. А нынче даже визового режима нет с Израилем…
Батюшка не договорил – навстречу ему шёл улыбающийся монах. Ликуется с ним, обнимается. Словно домой вернулся наш спутник.

Свято-Троицкий мужской монастырь в Хевроне
Шёл дождь. Несмотря на непогоду, у сетчатой ограды стоял пожилой сторож-араб, которого так любят фотографировать туристы и паломники. Он о чём-то оживлённо разговаривал с нашим батюшкой. А я в это время прикидывал на глаз, насколько Мамврийский дуб совпадает с изображением на «Зырянской Троице» и на шапке нашей газеты. Затем присоединился к паломникам, которые подбирали с земли жёлуди.
Как всё обыденно… Вот на ладони жёлудь. Он с молодого дубка, выросшего из жёлудя 5000-летнего древа, под сенью которого Авраам привечал Самого Господа, Пресвятую Троицу. А ведь обычный жёлудь, в чуть треснутой твёрдой коричневой скорлупе…
Всё реально! И библейская история – это не книга, а жизнь. Которая продолжается.
Михаил Сизов

Сначала Мамврийский дуб одиноко стоял на горе, затем вокруг него сделали высокую клумбу, потом – на расстоянии – высокую изгородь, а теперь вот колючку в три человеческих роста
Со страницы http://www.komiprav.ru/proekty/rasskazy/u-mamvrijskogo-duba
Пока мы с неподдельным интересом глазеем в окна автобуса и слушаем Екатерину, впереди появляется Хеврон. Это раньше паломники шли сюда пешком из Иерусалима целый день, а теперь сорок минут езды — и ты на месте.
Автобус останавливается у высокой бетонной стены с воротами. За ней на холме видны деревья, широкая асфальтированная дорожка, купола Православного храма. Эсам сигналит.
— Сейчас хранителем Мамврийского дуба является араб Анвар, — встав с сиденья, рассказывает
Екатерина. — Он мусульманин. У него три жены и восемнадцать детей. Была еще одна, но Анвар ее прогнал, так как она оказалась неблагочестивой. Он подарил в конце двадцатого века эту территорию Русской Духовной Миссии, а взамен попросил себе право жить здесь со своей семьей на веки вечные и продавать желуди и сохранившиеся кусочки коры от священного дуба. Ворота Анвар открывает не всем, но русских паломников обычно пускает. Будем надеяться, что и нам повезет.
Нам, конечно же, повезло. Через несколько минут после сигнала Эсама ворота раскрываются, и к автобусу выходит маленький прихрамывающий человечек с небритой озабоченной физиономией. За ним семенит чумазый мальчонка лет четырех-пяти. Это и есть Анвар с младшим своим сынишкой. Он заходит в салон, здоровается, приветливо улыбаясь, и что-то говорит Эсаму. Тот на иврите поясняет Екатерине, а она на русском — нам:
— У Анвара болит нога, идти далеко, он просит его подвезти, а заодно прокатить сынишку.
О чем речь, Анвар! Конечно!
И вот мы вместе с нынешним хозяином Мамврийского дуба въезжаем на территорию бывшей дубравы Мамре.
Древний Дуб, вернее то, что от него осталось, — две огромные потемневшие ветви, пригнувшиеся к земле, засох в 1996 году. Но по Божьей милости случилось чудо: после того, как в 1997 году он перешел во владение Русской Православной Церкви, рядом стал расти новый дубок, в точности повторяющий форму старого дуба, из одного корня давшего три ветви. За двенадцать прошедших лет он заметно поднялся и его хорошо видно, если смотреть через ограду.
Дуб Мамврийский — по-арабски синдиан — принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнейшее и громаднейшее в Палестине дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный охват ствола, и высота. (…) Главный ствол его имел у земли в окружности около семи метров. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полдневного зноя Святой Троице в виде трех странников, гостеприимно встреченных здесь Авраамом. Листья этого дуба не похожи на листья нашего северного дуба: они мельче, продолговаты, с зубчиками по краям листа. Желуди его, наоборот, похожи на наши, хотя и меньших размеров и с несколько отличной шапочкой, или колпачком. Верхний лиственный навес обнимал пространство около девяносто пяти шагов в окружности и давал очень густую тень. (…) Невдалеке от него есть сравнительно меньший, хотя тоже уже большой сам по себе, дуб. Тогда как первый известен был у богомольцев под именем дуба Авраама, этот последний паломники окрестили именем Сарры. (…).
Мамврийский дуб, первообраз наших троицких березок, стал русским владением с 1868 года. Его приобретение неразрывно связано с деятельностью устроителя Русской Палестины, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Первую Литургию под Мамврийским дубом начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрит Антонин служил, согласно его дневнику, 18 мая 1871 г. (…).
Мамврийский дуб начал засыхать еще при Архимандрите Антонине. Дупло и трещины в стволе замазали глиной, а вокруг ствола сделали каменное кольцо и внутри наполнили его землей. Под двумя сгибавшимися тяжелыми ветвями поставили подпорки. Засыхающие ветки спилили и на их срезах иконописцы написали образы Святой Троицы. Так эти срезы священного дерева разошлись по миру в виде многочисленных иконок.
В 1898 году разразившаяся сильная буря обломила ствол большой средней ветви дуба, его так же бережно распилили на множество тонких срезов. В начале ХХ века вокруг Мамврийского дуба поставили металлическую ограду с дверцами, которые запирают на замок, чтобы паломники не отламывали от священного дерева кусочки коры и не собирали желуди. Ограда эта, как я уже упоминал, стоит до сих пор. Так что к дубу давно уже нельзя приложиться, а лишь посмотреть на него и сфотографировать на память.
Протоиерей Сергий Гусельников
Со страницы http://materinstvo.ru/art/3026

На иконе Святой Троицы мы видим дерево, в тени которого праотец Авраам устроил трапезу для Господа, явившегося ему в образе трех путников. Невероятно, но это дерево дожило до наших дней, и еще более замечательно, что оно находится на участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии.

Дом для паломников

Мамврийский дуб в начале XX века

Мамврийский дуб в начале XX века начал медленно засыхать. Процесс усугубляли паломники, старавшиеся отщипнуть и унести с собой частицу святыни. Последний зеленый листок видели на дубе в 1995 году.
От корня засохшего великана пророс маленький росток. Его высота сейчас около 20 см. К великой радости верующих, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.
Ворота отпирает мусульманин, сторож в 11-м поколении.
Он предлагает желающим приобрести открытку 60-х годов прошлого века, на которой показывает себя-мальчика на фоне Мамврийского дуба.
Автор статьи: Анна Хрусталева
Со страницы http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svjataja-zemlja-07032
Фото с сайта священника Константина Пархоменко
Фото с сайта священника Константина Пархоменко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *