Духовная основа образования

Духовное образование и духовное воспитание

Предлагаемые ниже мысли принадлежат Святейшему Патриарху Алексию и взяты из его выступлений. Святейший Патриарх Алексий щедро делится с нами богатым опытом из личной жизни и из сокровищницы всего церковного богатства, им охраняемого.

Его слова из цикла «Духовное образование» представляют собой программу и указывают пути ее выполнения. Надеемся, что познакомившись с этими краткими извлечениями, многие ощутят нужду изучить труды Святейшего Патриарха Алексия по недавно вышедшей в свет его книге — «Церковь и духовное возрождение России».

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства — это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача — вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противостоять той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений.

В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.

Теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

Перед всеми нами стоят общие цели — формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией — и не будет России на свете.

От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях.

Тоталитарные секты — человеконенавистнические по сути своей. Одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами.

Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. Не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно — по вероисповедному признаку.

Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.

Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым — и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве — детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства.

В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре — это Божественная литургия. — В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.

Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.

Сокровища Православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православные люди — такие же налогоплательщики, как и все прочие, и имеют такие же права на то, что принадлежит всем (в частности, государственная система образования не государству же как таковому принадлежит, а обществу). Разумеется, здесь не может быть ничего насильственного, но и православных родителей следует понять: до каких пор можно продолжать навязывать людям помимо их желания и согласия атеистический нигилизм, или, что еще хуже, неоязычество в тех или иных формах.

В государственных школах самое слабое место — воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями «запретить в школах как религиозное, так и атеистическое воспитание». Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

Православный педагог, воспитатель, родитель, священник и все, кому Бог вверил дело духовного просвещения и образования. Начинается новый учебный год. Нам очень помогут слова Святейшего Патриарха Алексия. Объединимся в своем подвиге вокруг Первосвятителя и нам будет легче.

Реформа духовного образования в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»



православная педагогика

удк 371.1

-х-———’V®-2^-■><-

РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Вячеслав Леонидович Данилов, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается становление и развитие духовного образования в России и его реформирование. Автор предлагает обратить особое внимание на проблему духовного образования в современной России, в том числе на проблему формирования новой образовательной парадигмы и ценностных приоритетов в образовании молодежи. В статье подчеркивается, что не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями. Ключевые слова. Духовное образование, духовные учебные заведения, духовенство.

RELIGIOUS EDUCATION REFORM IN RUSSIA: HISTORY AND CURRENT STATE

V.L. Danilov, PhD of History, associate professor, Vice-rector for academic affairs of Omsk orthodox theological Seminary

Key words. Orthodox theological education; orthodox theological educational institutions; clergy.

g ь

Щ

последнее время много говорят и пишут о реформировании системы духов-I ного образования. Этот процесс напрямую связан с деятельностью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Еще 2 февраля 2011 г., в день открытия Архиерейского Собора, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, в котором, в частности, обозначил основные векторы развития духовного образования.

Стоит отметить, что имеющая место быть реформа духовного образования является далеко не первой. Русская Православная Церковь и ее духовные школы, прежде всего, семинарии, всегда старались по возможности соответствовать самым высоким образовательным стандартам. Качество подготовки священно- и церковнослужителей всегда было одним из основных образовательных приоритетов.

Как проходило становление и развитие духовного образования в нашей стране и его реформирование — об этом и пойдет речь в данной статье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что семинарии или архиерейские школы начали учреждаться в северо-восточной Руси еще в XVIII в. Это были преимущественно сословные учебные заведения для детей церковно- и священнослужителей.

Полный курс семинарии в XVIII в. мог доходить до 8 лет. За это время учащиеся овладевали философией, риторикой, грамматикой, богословием, латинским языком.

В результате реформ 1808-1814 гг. была создана централизованная многоуровневая система духовного образования — академия — семинария — училище. Еще одним результатом реформ стало приравнивание семинарий по своему статусу к гимназиям, а академий — к высшим духовным учебным заведениям.

Интересен тот факт, что до конца 1870-х гг. лица, успешно окончившие полный курс семинарии, могли свободно продолжить свое обучение в высших учебных заведениях, в том числе и в университетах.

Согласно уставу духовных семинарий, вышедшему в 1884 г., семинария представляла собой учебно-воспитательное заведение для приготовления юношества к служению православной церкви . Все духовные заведения находились под управлением Святейшего Синода и состояли в ведении епархиального архиерея, который наблюдал за качеством преподавания и воспитания учащихся.

Семинария финансировалась как за счет Святейшего Синода, так и за счет государства. За обучение в семинарии платы не взималось. Сироты и дети бедных родителей, отличившиеся в науках и добрым поведением, принимались на казенное содержание.

Курс обучения составлял шесть лет. В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование; для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объеме преподавались и науки общеобразовательные, входившие в курс классических гимназий.

К началу XX в. духовное образование в Русской Православной Церкви было представлено 55 семинариями.

После Октябрьской революции 1917 г. отношения между Церковью и государством резко изменились. Большевики не видели места религии в обществе. Свое отношение к ней новая власть выразила в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. Закрывались храмы и монастыри, семинарии и академии. Духовное образование в СССР, по сути, перестало существовать уже к концу 1920-х гг.

Несколько изменилась ситуация во время Великой Отечественной войны. Во время встречи И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симан-ским) и Николаем (Ярушевичем), произошедшей 4 сентября 1943 г., было принято решение о возобновлении деятельности духовных учебных заведений. Однако восстановить систему духовного образования оказалось делом чрезвычайно непростым. Тем не менее, первые шаги в этом направлении были предприняты. После избрания Патриарха Сергия (Страгородского) архиепископом Саратовским Григорием (Чуковым) был подготовлен доклад, посвященный организации богословских школ. Владыка предлагал возродить духовное образование на двух уровнях — среднем и высшем. Олицетворением первого должны были стать Богословско-пастырские курсы, второго -Православный Богословский Институт.

28 ноября 1943 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об открытии Богословского института и Пастырских курсов в Москве. На следующий день председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов беседовал с Патриархом Сергием, митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем)

№ 1, 2017 (2)

и архиепископом Григорием (Чуковым) относительно некоторых деталей, касающихся предстоящего открытия духовных учебных заведений. В декабре в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано объявление о приеме на Богословско-пастыр-ские курсы и в Православный Богословский институт в Москве .

Вскоре под руководством теперь уже митрополита Ленинградского Григория (Чу-кова) был разработан план перехода на традиционную систему духовного образования. Предполагалось преобразовать богословский институт в духовную академию, а богословско-пастырские курсы в духовную семинарию. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения должна была в целом повторить старую академию.

15 июля 1946 г. пастырско-богословские курсы в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе были преобразованы в духовные семинарии. 31 августа 1946 г. Московские духовные школы были преобразованы в Московские Духовную академию и семинарию. В этом же году открылась Ленинградская Духовная академия .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время хрущевских гонений на Церковь духовное образование в нашей стране вновь оказалось на грани исчезновения. Начиная с 1960 г. государство безжалостно закрывало духовные учебные заведения. Лишь отстранение от власти Н.С. Хрущева хоть как-то приостановило этот процесс. В итоге к 1965 г. в Русской Православной Церкви осталось лишь пять учебных заведений — две академии (Московская и Ленинградская) и три семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская).

По свидетельству священника Алексия Федотова, с каждым годом в Церкви все острее стала ощущаться нехватка священнослужителей. Умирали последние представители дореволюционного духовенства. Архиереи были вынуждены рукополагать лиц не только без духовного образования, но часто просто малограмотных.

К худшему изменилась ситуация в оставшихся духовных школах. Не сумев до конца их ликвидировать, государство пошло по пути жесточайшего контроля над ними. Так, в частности, запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины (психологию, логику, историю философии, историю литературы), необходимые для усвоения богословия .

Такое положение дел в системе духовного образования Русской Православной Церкви оставалось вплоть до конца 1980-х гг.

О необходимости проведения реформ в системе духовного образования вновь заговорили на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 г. Решения Собора о реформе хорошо резюмировал в своем докладе архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви:

1. В связи с существенно изменившимися условиями жизни Русской Православной Церкви, с учетом новых вызовов и возможностей, должен быть произведен переход к духовной школе нового исторического этапа.

2. Каждый пастырь Церкви должен иметь высшее богословское образование.

3. Духовные семинарии должны стать церковными вузами.

4. Академии должны стать центрами научно-богословской деятельности и подготовки церковных кадров для важнейших церковных послушаний, в том числе преподавателей духовных школ.

5. Духовные училища призваны готовить церковнослужителей (в том числе и для социального служения) .

Начало 1990-х гг. ознаменовало и начало реформы системы духовного образования. По нашему мнению, можно выделить два вектора этой реформы — реформа собственно духовного образования и возможность внедрения духового образования в систему светского образования посредством открытия в вузах страны кафедр и факультетов, занимающихся подготовкой теологов.

Зачем была нужна реформа духовного образования? В своем выступлении на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в 2002 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что реформа потребовалась не потому, что раньше в духовном образовании все было плохо, а теперь все, наконец, должно войти в норму. Реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свое свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Реформа — не революция, не отмена прошлого, как ненужного и устаревшего. Она должна сохранить и приумножить все лучшее, что есть в сокровищнице нашего духовного образования, укрепить традиции как дореволюционные, так и советского периода.

На момент начала реформ духовное образование Русской Православной Церкви было представлено двумя академиями — Московской и Санкт-Петербургской, тремя семинариями и несколькими духовными училищами. Именно в вышеупомянутых академиях и начались процессы реформирования духовного образования. В первую очередь, это выражалось в изменении учебного плана. В учебный процесс были возвращены предметы, которые, по настоянию советской власти, были когда-то удалены из учебных программ — это история России, философия, патрология и др.

Состоявшийся в 1994 г. Архиерейский Собор подтвердил те задачи в области реформирования духовного образования, которые были поставлены пять лет назад. В этом же году Святейшим Патриархом Алексием II на совещании ректоров духовных учебных заведений был затронут вопрос о получении духовными школами государственной лицензии на ведение образовательной деятельности. Этот процесс начнется с 1996 г. с получением Московской духовной семинарией государственной образовательной лицензии.

В 1995 г. Священный Синод поручил Учебному комитету начать процесс по выработке новой концепции духовного образования Русской Православной Церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые результаты проводимых реформ можно было увидеть уже в конце 1990-х г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II несколько семинарий Русской Православной Церкви начинают обучение по новой, пятилетней программе, в которой нашлось место новым предметам — истории философии, апологетике, экономике прихода и др. . Изменения затронули и духовные академии — обучение стало трехгодичным, добавились новые дисциплины, особое внимание стало уделяться научно-исследовательской работе.

Если с первым вектором, с его направленностью все было ясно и понятно, то зачем потребовалось внедрять богословское образование в вузы? В одном из интервью Святейший Патриарх Алексий II выразил надежду, что внедрение в систему светского высшего образования направления «Теология» откроет возможность для организации богословских факультетов в вузах. Стоит особо отметить, что одним из первых вузов в стране, где была открыта подготовка теологов, стал Омский государственный университет. Именно здесь в 1994 г. было открыто отделение теологии, позднее выделившееся в отдельное структурное подразделение — факультет теологии и мировых культур.

№ 1, 2017 (2)

В 2003 г. государство решает реформировать систему светского образования и присоединяется к так называемому Болонскому процессу. Реформы системы образования в рамках болонского процесса в своей концептуальной основе были направлены на то, чтобы построить в России систему образования, аналогичную системам образования стран Запада. На практике это означало, в частности, формирование двухуровневой системы высшего образования — бакалавриата и магистратуры.

А что в это время происходит с духовным образованием? Реформа системы духовного образования продолжается. В 2007 г. были приняты «Концепция высшего духовного образования» и два образовательных стандарта — «Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования» и «Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия».

После утверждения Священным Синодом, а затем и Архиерейским собором стандарта высшего духовного образования стало очевидно, что по своей форме и структуре он в значительной степени повторяет светский образовательный стандарт по теологии. Это неудивительно, поскольку реформа духовного образования была рассчитана, в том числе, на интеграцию со светским образованием.

Курс на Болонский процесс вынудил Русскую Православную Церковь изменить свою позицию в отношении собственной системы образования и продолжить следовать в этом вопросе в фарватере государственной политики в сфере образования.

13 ноября 2009 г. Святейших Патриарх Кирилл выступил с докладом на совещании ректоров высших учебных духовных заведений. Основные идеи, озвученные в выступлении, можно свести к следующим тезисам:

— образовательная система Русской Православной Церкви должна быть интегрирована в Болонский процесс;

— духовные учебные заведения должны стремиться к получению государственной аккредитации;

— перевод учебного процесса в семинариях на новые образовательные стандарты (бакалавриат), открытие в нескольких семинариях магистратуры;

— открытие общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Разработка новой Концепции духовного образования заняла несколько лет. 2 февраля 2011 г. на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл объявил о внедрении в образовательную систему Русской Православной Церкви трехуровневой модели образования:

— уровень бакалавриата (с возможностью (необходимостью) обучения на подготовительном отделении) — 4 года (плюс 1 год обучения на подготовительном отделении);

— уровень магистратуры — 2 года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— церковная аспирантура — 3 года.

Некоторые элементы новой системы начали внедряться в образовательный процесс начиная с 2010-2011 учебного года.

Также было объявлено и о структурной перестройке системы духовного образования — духовные училища, являвшиеся одним из звеньев духовного образования, в течение ближайших трех лет должны были либо преобразоваться в духовные семинарии, либо превратиться в центры подготовки катехизаторов, социальных работников, миссионеров для нужд епархий.

Новая Концепция духовного образования Русской Православной Церкви четко определила основные направления деятельности отечественных духовных школ, сре-

№ 1, 2017 (2)

ди которых изменение структуры духовного образования; изменение методики преподавания учебных дисциплин; формирование системы проверки качества подготовки священно- и церковнослужителей.

2 февраля 2016 г. Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в котором подвел некоторые итоги реформирования системы духовного образования. Одними из главных итогов были названы приведение семинарского образования к единообразию и повышение его качества.

В настоящее время большинство духовных учебных заведений приступило к реализации Единого учебного плана (уровень бакалавриата), который был подготовлен и утвержден Священным Синодом еще в 2015 г.

Есть результаты и в части получения духовными школами государственной аккредитации, что означает признание государством высокого образовательного уровня ряда духовных учебных заведений, среди которых Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Саратовская, Смоленская и Оренбургская духовные семинарии.

Наличие государственной аккредитации позволяет, в частности, выдавать выпускникам дипломы государственного образца, а сами студенты получили все права и льготы, которыми пользуются обучающиеся государственных вузов.

Однако, как показала практика, далеко не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями. К этому добавляются и иные проблемы, среди которых нехватка квалифицированных педагогических кадров, отсутствие должной материально-технической базы для проведения учебного процесса, низкая обеспеченность библиотечными и информационными ресурсами, острая нехватка студентов, и, прежде всего, абитуриентов, а также принципиальная позиция ряда местных архиереев, выступающих, в том числе, против «обмирщения» содержания духовного образования.

Безусловно, все эти проблемы преодолимы. Нужно только время и терпение, а также усердие и трудолюбие для достижения тех задач, которые были поставлены в деле реформирования системы духовного образования в России.

Библиографический список:

1. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним Постановлениям Святейшего Синода. -СПб., 1888.

2. Шкаровский М. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ! вв. Т. 1. — СПб., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федотов А., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицер-ковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом // . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-1943-2000-gg-vnutritserkovnaja-zhizn-vzaimootnoshenija-s-gosudarstvom-i-obshestvom/. (дата обращения: 9.03.2017).

4. Евгений (Решетников), архиеп. Реформа духовного образования Русской Православной Церкви: актуальные задачи, проблемы, перспективы // . Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/437.html. (дата обращения: 9.03.2017).

>Современное российское общество

Характеристика общественного строя современной России

В России на сегодняшний момент сложилась общественная система, в которой капитал, выполняя системообразующие функции, в тоже время сумел создать все необходимые для ее эффективного функционирования элементы структуры.

Активно внедряя в общественную жизнь рыночные отношения, капитал сохраняет пока некоторые экономические формы существующей прежде тоталитарной системы. Наиболее ярко это проявляется, прежде всего, в сельском хозяйстве и оборонной промышленности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В существовании подобного положения вещей напрямую заинтересована влиятельная часть новой, так называемой элиты, так как такое развитие экономики служит основой их собственного финансового и экономического могущества. Ни ля кого не секрет, что и ранее эти формы собственности только формально принадлежали народу, коллективам, а фактически служили для интересов номенклатуры.

Замечание 2

На данный момент все имеющиеся формы и виды хозяйства и оборонной промышленности глубоко интегрированы в новую экономическую и политическую системы и служат интересам сохранения и прироста капитала.

Таким образом, современный общественный строй Российского государства можно охарактеризовать как совокупность остатков коммунистического тоталитаризма с его мобилизационной экономикой и существующими сегодня зачатками капитализма, носящими подчас спекулятивно – мафиозный характер.

Однако, несмотря на подобное утверждение, нельзя не принять во внимание тот факт, что те самые пережитки прошлого уже несут новые начала и качества и выполняют особую функциональную роль в формировании новой системы.

Общественный строй современной России, который находится на этапе переходного общества, характеризуется становлением экономического господства торгового и финансового капитала и различных форм капиталистической деятельности.

Главным противоречием переходного общества в России является непрекращающаяся борьба двух главенствующих тенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной или буржуазно-рациональной.

В связи с этим основная борьба общественных и политических сил идет не по линии выяснения отношений между капитализмом и социализмом, а по линии целенаправленной борьбы за установление и существование в государстве цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества, для которого характерны широкие и реальные демократические правами человека, за эффективную борьбу с организованной преступностью, эффективную защиту социальных и экономических прав граждан государства.

В процессе данного противоборства совершается множество проб и ошибок, однако все они направлены на создание и успешное функционирование такого общественного строя, который в состоянии защитить своих граждан и обеспечить им достойный уровень жизни.

Духовные основы содержания образования

Мы не будем изобретать особых моделей и по аналогии с принятой в Православии трехсоставностью человека (дух — душа — тело) рассмотрим три сферы бытия человека: духовную, социальную и материальную, или природную.

В первой половине XIX века С.И. Гессен дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспитания, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, которым соответствуют четыре уровня воспитания человека: как психофизического организма, как общественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа (6). Последнее он определял как Царство Божие. Рассматривая систему образования, мы ограничимся только первыми тремя планами бытия.

Познавая мир, с духовной точки зрения человек должен дать ответ на два самых важных вопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живем, второй — происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точки зрения мы увидим человеческое сообщество, а значит, социальную сферу и мир природы.

Содержание современного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. При этом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включили якобы научную теорию о происхождении человека из животного мира посредством эволюции и различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, из содержания образования тайным образом изгнана традиционная для России православная точка зрения на происхождение мира и человека и заменена материалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностно отстаивают некоторые современные специалисты и руководители системы образования, представители власти.

Следует сказать еще об одной ложной посылке. Атеистическая точка зрения и связанное с ней светское образование оправдываются многоконфессиональностью России. Нам пытаются представить, что таким образом снимается напряженность в учебных заведениях, где вместе обучаются православные, мусульмане и иудеи. На самом деле совершенно очевидно, что атеистическая точка зрения равно оскорбляет религиозные чувства представителей всех основных конфессий, так как христиане, мусульмане и иудеи одинаково почитают Ветхий Завет, а значит, взгляды на происхождение мира и человека у них в основном совпадают и резко отличаются от атеистических. Оскорбление же религиозных чувств верующих в современном законодательстве является уголовно наказуемым деянием.

В соответствии с атеистическим подходом и социальный мир изучается вне российской традиции и истории, так как они в своей основе — православные. Изучение традиции и истории России заменяется в основном изучением новейшей истории и современной цивилизации. При этом подразумевается, что прошлое нашего Отечества не вписывается в рамки мировой цивилизации, а нам еще только предстоит в нее войти. Соответственным образом изучается и мир природы, к которому нам пытаются привить потребительский подход.

Атеистическое мировоззрение иерархически выше ставит в жизни человека не духовные, вечные ценности, а ценности более низкого порядка, низводя цели жизни до гедонизма, то есть получения удовольствия, или до утилитаризма, который проявляется в понятиях пользы или блага.

Духовная сфера бытия определяет содержание двух остальных — социальной и материальной. Мы не будем говорить в мировых масштабах, но для конкретного народа, общества и государства содержание духовной сферы, определяющей основные ценности в данном сообществе, связано с традицией, а значит, имеет религиозную основу.

Добросовестный исследователь окружающего мира понимает, что наука никогда не сможет дать точный ответ на вопрос о происхождении мира и человека. Метод экстраполяции локальных эволюционных процессов не может быть распространен на тысячи лет. Мы никогда не сможем доступными нам средствами получить информацию о начале творения мира и человека. Учитывая это, Творец мира Сам поведал человечеству в Божественном Откровении об этой тайне. Таким образом, Библия восполнила пробелы в знаниях о происхождении мира и человека. Христианство вывело человечество из плена языческого мрака, тем самым предоставив возможность объективного изучения окружающего мира. Изучая законы природы, ученые всегда понимали, что исследуют замысел Божий, заложенный в природе, и всегда восхищались красотой и гармонией мира, восхищались премудростью Творца.

Православные представления о мире и человеке Россия приняла от Византии — самого культурного и образованного государства своего времени. Эти воззрения стали традиционными для русского народа и российской системы образования. О них, по сути дела, и не говорили в учебных заведениях, так как каждый житель России с молоком матери впитывал эти воззрения и, читая Божественное Откровение, посещая церковные богослужения, слушая толкования и поучения святых отцов, укреплялся в Истине. Участие в церковной жизни и Таинствах благодатно укрепляло человека в правдивости Слова Божия и давало каждому верующему неоспоримые доказательства правоты православного миросозерцания.

Современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Семья после многих десятков лет атеизма не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание образования. Также в обязательном порядке необходимо включить религиозные христианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе и поврежденности человеческой природы, о Божественных и демонических силах, об иерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизни и смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнять заповеди Божии и сохранять чистоту и целомудрие, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях.

Без определения смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но и правильно жить. Православие определяет смысл жизни как Богоугождение. Вся человеческая жизнь должна быть богоугодной, а значит благодатной. Эта цель педагогична, она позволяет человеку ориентироваться как в социальном мире, так и в мире природы. Каждый получает точный критерий различения добра и зла: что является богоугодным — то добро, что приводит к ссоре с Богом — является злом и грехом.

На практике научиться исполнять Божью волю возможно, если слушаться голоса совести. Духовные законы — такие же законы, как и законы природы. Нарушая их, человек искажает свою жизнь, усложняет ее и делает безрадостной. Даже самый отъявленный атеист, нарушив духовный закон, совершив грех, будет испытывать мучения, вызванные голосом совести. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не растопчет, не сожжет свою совесть постоянными падениями. Но, как показывает практика, даже у самых заблудших душ голос совести способен к пробуждению.

Духовные законы изучаются в курсе Закона Божьего, а также при изучении истории Российского государства и Церкви, отечественной культуры, традиционного уклада жизни родного народа.

Духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своем корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты в отличие от атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности.

Духовность как основа образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Мартынова (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Раскрывается проблема соотношения образования и духовности. Утверждается, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX в.

Ключевыге слова: образование; духовность; духовная жизнь; гуманитарное мышление.

Проблема соотношения образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживается в период смены жизненных идеалов и ценностей в обществе. Академик H. Н. Моисеев пишет: «Мы переживаем смутное время, когда нравственность, общественное сознание определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и котировка доллара. Если мы не обретем общих идеалов, общих целей, если народ не почувствует снова своих мускулов, если не вернутся самоуважение и гордость за свою страну, за свою нацию, то нас долго не покинет ощущение духовной пустоты» .

Чтобы со знанием дела ориентироваться в широком спектре мнений о путях решения данной проблемы, необходимо выяснить логический смысл составляющих ее понятий, раскрыть сущность понятий образования и духовности.

Слово «духовность» получило широкое распространение не только в научной, но и в публицистической и художественной литературе. При этом под духовностью каждый понимает нечто свое: историческое сознание (М. А. Барг), целостность психической деятельности человека (М. С. Каган), синтез эстетизма, этизма и теоретизма (В. Г. Федотова), Истину, Добро и Красоту как некое целое (В. И. Гусев) и т. д.

Современная научная мысль долгое время игнорировала понятие «душа» как объект научного исследования. Понятия «дух», «душа», «духовность» практически не нашли места в современных философских, педагогических словарях. Душа (греч. psyche, лат. anima) в разных религиях трактуется как активное жизненное начало, индивидуальное проявление единой духовной субстанции. Перво-

начально сфера души считалась прерогативой исключительно религии. Понятие «духовность» было отнесено к области идеального.

Для уяснения смысла данного понятия необходимо обратиться к истокам его возникновения — к христианству. Христианская религия выработала своеобразное понимание Бога как одного, единого, имеющего три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Душа человека сама по себе пассивна. Активность ей придает Дух Святой. Жить в Духе — одно из основных требований христианства. Отсюда происходит понятие «духовная жизнь» — жизнь, наполненная Духом Святым. Выражение «жизнь в духе» и «духовная жизнь» первоначально выступали синонимами. В настоящее время теологи и священнослужители христианской церкви по-прежнему используют их как синонимы.

Постепенно научное знание о душе проникает в философию, педагогику как объект научного исследования. В академическом четырехтомном «Словаре русского языка» (1985—1988) отмечается, что духовность — понятие отживающее, устаревшее. В «Толковом словаре»

В. И. Даля понятие «дух» расшифровывается весьма многогранно. Это «бесплотный житель недоступного нам духовного мира», «высшая искра Божества». «Дух Божий» раскрывается также как «благодать, вдохновение, наитие, откровение», а также как «сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость».

Под влиянием светской литературы происходит расширение объема понятия «духовная жизнь». Оно связывается с общечеловеческими нормами нравственности, а затем расширяется до по© Мартынова Е. А., 2011

111!111Й1И1!Ш № 2,

нимания Истины, Добра и Красоты. В светской литературе понятие «духовная жизнь», во-первых, освобождается от божественного толкования и, во-вторых, еще более расширяется в своем объеме. Духовность понимается как усвоение, использование и приумножение культуры человечества. Благодаря усвоению культуры, человек становится внутренне свободным, его жизнь наполняется смыслом. Духовность можно еще определить как смысловое содержание экзистенциального бытия личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование является важнейшим каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе. Необходимо признать, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов. Процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного роста. Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции — разрыв духовности и образования.

Образование конечным своим итогом должно иметь очеловечивание самого человека, духовность. Никакое специализированное просвещение не вырабатывает понятия чести, чувств долга, справедливости и собственного достоинства, личной ответственности и сострадания. Сегодня, как никогда ранее, образовательный процесс должен наполниться содержанием духовности.

Значительная группа исследователей: Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, В. П. Зинченко, Н. С. Розов,

С. С. Шевелева — считают, что суть реформирования образования состоит в изменении его содержания. Содержанием образования, по их мнению, должны

стать основные элементы культуры, а не «основы наук», транслируемые в предметах. «По сути дела, сейчас стандарт отражает наукоцентристский („знание-вый“) профессионализм, свойственный индустриальному обществу, его идеалу унификации. Продвинутый этап образования, следуя логике, можно считать основой профессионализма постиндустриального типа. По-видимому, можно предположить, что этот тип профессионализма будет „культуроцентристским“» .

Смена ориентиров вызывает необходимость универсализации образования на основе получения «знания о знании». С этих позиций новое содержание образования должно включать в себя не только основы наук, но и целые образовательные блоки, в которые входят такие элементы культуры, как культура организации и реализации деятельности; культура мышления; этическая культура; эстетико-художественная культура и т. д. Задача высшей школы состоит в формировании личности гуманистического типа, просвещенного человека, подлинного интеллигента, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социально-нравственного и научно-технического характера, т. е. личности с гуманитарным мышлением.

Гуманитарное мыгшление опирается на особый способ взаимоотношения с окружающим миром. Оно представляет собой попытку понять и осмыслить реалии мира в их «человеческом измерении». Его отправной точкой служит тезис не просто о «человеке как мере всех вещей», а о «мере человеческого в человеке». Подобный характер мышления принципиально иной по следующим причинам:

— вместе с объяснением фактов, причин, следствий, результатов устанавливается отношение человека к ним, что меняет сам смысл познавательной и преобразовательной деятельности человека;

— критерием выступает не столько степень адекватности заданному эталону, сколько глубина постижения способа исследования проблемы;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— сохраняется открытость понимания как объективных значений, так и ценностно-смысловых проявлений человека, что позволяет заложить в основу познавательного процесса диалог.

Особую роль призваны сыграть обществоведческие дисциплины социально-гуманитарного блока ГОС ВПО. Например, вузовский курс «Философия» занимает важное место в процессе получения высшего профессионального педагогического образования. Но при очевидной значимости этого курса для подготовки будущих преподавателей, его концепция и содержание в специальной литературе недостаточно разработаны. Одной из причин данного обстоятельства может быть то, что не совсем преодолен кризис, образовавшийся после отказа от преподавания философии как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой учебной программе.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в вузах страны наметилась тенденция сведения преподавания философии к краткому изложению истории философии и основных направлений современной мировой философской мысли. Односторонность такого подхода была в известной степени преодолена введением ГОС ВПО, федеральный компонент которого определил обязательный минимум содержания курса «Философия» и установил требования к знаниям и умениям, приобретаемым изучающими этот курс. Однако в реальной повседневной вузовской практике указанный кризис преодолен далеко не полностью. Проблема заключается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержательного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и задач преподавания философии, а еще точнее — в понимании смысла и значения самой философии как духовного феномена. Полагаем, что в процессе преподавания ее следует интерпретировать как знание — эпистемное и софийное одновременно.

Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего необходимо избавиться от распространенного пред-

рассудка, по которому философия считается «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору тем, которые студент должен «пройти», сдать и забыть, а общая методика преподавания философии предстает как сумма частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думается, что концептуальная задача преподавателя философии заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли позитивные тенденции и ознакомить с ними студента. Методически это может быть достигнуто приобщением его к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли.

Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия сегодня велика, как никогда. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей. Овладение содержательным минимумом стандарта по обществоведческим дисциплинам не должно быть механистическим, формальным. Оно должно способствовать личностному развитию студента, не отчужденного от духовного мира, этических, эстетических ценностей, и быть ориентированным на активизацию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и сохранения индивидуальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гребнев, Л. С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) / Л. С. Гребнев // Мир России. — 2001. — № 4. — С. 162—178.

2. Ксенофонтов, В. И. Духовность как экзистенциальная проблема / В. И. Ксенофонтов // Фи-лос. науки. — 1991. — № 12. — С. 41—53.

3. Моисеев, Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России / Н. Н. Моисеев. — М. : ИСПИ РАН, 1996. — 167 с.

Поступила 24.06.10.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *