Духовная традиция

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Для семьи очень важно поддерживать традиции: духовные, национальные, внутрисемейные. Духовные традиции — это соблюдение божественных предписаний, воспитание детей в атмосфере любви и поддержки, сохранение и передача ролевых моделей отца и матери. Традиции позволяют поддерживать устойчивую общность людей

Основа духовных традиций

Духовные традиции базируются на соблюдение Божьих законов. В Библии подробно описано, как родные люди должны относиться друг к другу, чтобы достичь гармонии. Среди древнерусской литературы можно найти книги, посвященные семенному укладу. Основа духовных традиций русской семьи:

  1. Любовь и служение ближнему. Крепкие отношения строятся на уважении. Родители должны уважать потребности детей и обеспечивать им достойную жизнь. Дети должны подчиняться требованием родителей и заботиться о них, когда станут взрослыми.
  2. Почитание роли мужа и жены. У каждого есть свои функции. Муж — опора семьи, жена — надежный тыл. Когда каждый ответственно относится к своим обязанностям и почитает обязанности своих родных — семья становится крепкой и сплоченной.
  3. Стремление к Высшему Нравственному Закону. Под нравственными законами понимают список правил, по которым живет семья. Высший Нравственный Закон — Божественная сущность. Именно к ней стремится каждый человек в своем духовном развитии. Все члены семьи должны отказываться от несовершенного и стараться наполнять жизнь божественной моралью.
  4. Соблюдение баланса духовного и физического. Иногда люди слишком сильно увлекаются духовными практиками, в ущерб физическим потребностям. Впадать в такие крайности опасно. Чувство неудовлетворения, вызванное усталостью или голодом, мешает родителям выполнять главную обязанность — воспитание. Поэтому важно совмещать всесторонне развитие тела и души.
  5. Радость и позитивный взгляд на мир. Уныние — грех. Состояние радости приближает человека к Богу, возвышает его над мирским. В атмосфере позитива дети растут счастливыми и спокойными. Они быстрее учатся преодолевать трудности и оставаться добрыми, любящими жизнь, людьми.
  6. Целомудрие. Страсть — важная часть отношений. Когда она угасает — супруги будто становятся чужими людьми. Но страсть не должна затмевать рассудок, иначе она может подтолкнуть мужчину или женщину к греху — измене. Верность супругов друг другу — необходимая составляющая гармоничной семьи.

Поддержание духовных традиций направлено на создание модели внутрисемейных отношений, которые будут удобны для всех. Следование божьим заветам делает семью счастливой и полноценной.

Причины для создания

Единственный правильный мотив создания семьи — образование крепкого союза, рождение и воспитание детей. Законный способ создания такого союза — вступление в брак. Отношение к браку, как к устойчивой общности людей, связанных обязательствами, в последнее время существенно изменилось. Все больше людей относятся к семейным отношениям несерьезно. Они вступают в брак необдуманно, не могут ужиться с супругом и вскоре подают на развод.

Механизм развития внутрисемейных отношений зависит от духовного уровня отдельного человека и традиций страны, в которой он проживает. Высокоморальные люди ищут в семье любви и взаимопонимания. Брак помогает им духовно расти и развиваться. Те, кто в детстве не получил необходимой любви и поддержки, хочет получить ее от супруга. Часто люди решают вступить в брак на основании общих интересов.

Семейные отношения удовлетворяют основные потребности человека. Потребности объединены в отдельные группы:

  • физическая — потребность в реализации экономической и бытовой стороны жизни: наличие общего жилья, ведение домашнего хозяйства;
  • астральная — потребность в эмоциональной связи между родственниками, которая обеспечивает комфортную психологическую среду;
  • ментальная — потребность в любви, поддержке и взаимопонимании; в наличии группы людей, которые в любой момент могут помочь;
  • эфирная — потребность в продолжении рода, реализации себя как родителей.

Удовлетворение основных потребностей дает возможность духовно расти. Семья — малая модель общества, от ее развития зависит развитие и благополучие всей нации.

Функции

Психологи отмечают более 20 функций, которые может выполнить семья. Среди основных выделяют:

  1. Репродуктивную. Рождение детей — единственный способ продолжать человеческий род. Находясь под постоянным присмотром родителей, дети получают все необходимое для нормального развития личности и в будущем — рождения собственных детей.
  2. Воспитательную. От старших родственников ребенок получает первичное образование — он учится ходить, разговаривать, позже — усваивает основные моральные нормы.
  3. Коммуникативную. Человеку необходимо общение, и в первую очередь он получает его от родных людей.
  4. Эмоциональную. Семья — это содружество, которое в любой момент может прийти на помощь и поддержать в сложной ситуации.
  5. Экономическую. Современный мир позволяет женщинам зарабатывать наравне с мужчинами. Но для сохранения функций семьи полезно разделять трудовые обязанности: основная задача мужа — заработок денег, а задача жены — их грамотное распределение. Совместное ведение бюджета значительно упрощает содержание детей и ведение хозяйства.
  6. Защитную. Родители могут защитить детей от внешних угроз, а когда дети вырастут, они смогут защитить родителей от проблем, которые неизбежно появятся с наступлением старости.
  7. Хозяйственно-бытовую. Выполнять домашнюю работу гораздо легче, если у каждого есть свои посильные обязанности.

В семье человек получает опыт межличностных отношений, который позволяет человечеству сохранять необходимую мораль и нравственность. Родственные связи — моральные ориентиры духовного человека, его опора в сложных ситуациях.

Главные нравственные традиции

Сохранение духовно-нравственных традиций способствует подержанию национальных интересов. К ним относятся:

  • совместный досуг — формирует общность, помогает преодолевать возникающие конфликты;
  • праздники — один из самых приятных обычаев, направленных на создание положительного морального фона и укрепление отношений;
  • преемственность ролей — передача от родителей к детям правильного понимания функций отца и матери в семье;
  • культурные обычаи — объединяют представителей одной национальной культуры;
  • ведение родословной, изучение истории рода — помогает сохранить уважение к предкам, передавать знания о них будущим поколениям.

Для русской семьи характерно славянофильство — поддержание традиционного славянского семейного уклада. Он строится на уважении отца, как главы семьи, и почитании матери, как хранительницы домашнего очага. Для сохранения нравственности в семье важно поддерживать разграничение ролей, и создавать атмосферу, в которой каждый член семьи может реализовать себя.

ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ПРОЕКТ

Воспитание у детей и подростков

духовно-нравственной культуры (это тема работы, нужно придумать название проекта)

Авторы-составители:

Студенты 623 группы

Садыкова Г.

Халиуллина Р.

Научный руководитель:

Тазиев С.Ф.

Елабуга 2011

Оглавление

1. Пояснительная записка. 3

2. Концептуальные основы проекта. 3

Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.3

2.1. Проблемно-факторный анализ состояния работы по формированию у детей и подростков нравственно-духовной культуры.. 4

2.2. Основные идеи по улучшению нравственно-духовной культуры.. 5

3. Цель и задачи проекта. 7

4. Содержание проекта. 8

6.Ресурсное обеспечение проекта. 10

5.1. Нормативно-правовое обеспечение. 10

5.2. Кадровое обеспечение. 10

5.3. Материально-техническое и финансовое обеспечение. 10

6. Ожидаемый результат. 11

7. Список используемых источников. 11

1. Пояснительная записка

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность-это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовно-нравственная культура – это предмет, прежде всего, о внутреннем мире человека, мотивах его нравственного выбора, путях коррекции этого выбора и мерах помощи в поиске полезного для духовного здоровья выхода из нравственного тупика. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека.

Духовно-нравственная культура — это сложное интегрированное качество личности человека, содержащее смысложизненный идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, детерминирующая систему отношений в окружающем мире.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

· нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

· нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

· нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

· нравственного поведения (готовностислужения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

2.1. Проблемно-факторный анализ состояния работы по формированию у детей и подростков нравственно-духовной культуры его нет!

Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального:
1. Религиозный фактор строится на идее Творца. Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Отсюда можно заключить, что стержнем духовно-нравственного воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в России.
Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания в России показывает, что все праздники, ритуалы и обряды в образовательных учреждениях имели религиозную окраску. Любое начало и окончание каких-то великих и повседневных дел сопровождалось молитвой. Все это повышало ее нравственное, эмоциональное и волевое воздействие на обучаемых. Основой духовно-нравственного воспитания, по учению всех конфессий, является Страх Божий. Это и боязнь прогневить Бога греховными поступками, и добровольная необходимость делать добро своим близким. Главным средством духовно-нравственного воспитания является Любовь, которая проявляется в жертвенности и самоотдаче.

2. Рациональный фактор предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.

Проблемы :

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

— большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

— введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

— многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции Государства Российского.

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится. УБРАТЬ!

2.2. Основные идеи по улучшению нравственно-духовной культуры

Решение задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков видится в следующем:

1. Организации образовательного процесса в с наибольшей эффективностью для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов образовательного процесса;

2. Решении вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию духовно-нравственной личности;

3. Оказании помощи семье в воспитании духовно-нравственных ценностей;

4. Укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков.

Формы работы.

1. Давайте познакомимся

Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях;изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.Тестирование, анкетирование, опрос, эссе, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы.

2. Как прекрасен этот мир.

Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии, чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме.

Э тические беседы, совместные экскурсии, часы общения, творческие работы, проекты, выставки, семейные чтения, семейные посиделки.

3. Берегите людей.

Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа.Беседы, часы общения, классные, клубные часы, семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

4. Здоровый образ жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;профилактика вредных привычек;на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

5. Учёба и труд рядом идут.

Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.

Беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, слёты, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.

6. Я – россиянин.

Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

Экскурсии в музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, встречи с ветеранами войн, уроки мужества, этические беседы, встречи с семьями, диспуты, торжественные сборы, линейки, классные часы, конкурсы, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

3. Цель и задачи проекта

Цель : формировать у детей и подростков духовно-нравственную культуру.

Задачи :

1. Создание условия для восприятия целостной картины мира.
2. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развитие способностей воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
4. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
5. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
6. Приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков.
7. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
9. Формирование модели единого нравственно – правового пространства.
10. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
11. Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу.
12. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Повышение воспитывающей функции обучения, воспитания в процессе образования. Мероприятия Программы направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала современного урока, обеспечение эффективности усилий учителей и педагогов дополнительного образования для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на духовно-нравственное становление личности. Планируемые мероприятия: создание воспитательной системы образовательного учреждения; организация работы с детьми с девиантным поведением; организация работы с одарёнными детьми; участие в конкурсах исследовательских работ учащихся на уровне района и области.
Формирование культуры досуговой деятельности. Система программных мероприятий обеспечивает целенаправленное формирование у детей опыта социально значимого, личностно-созидающего проведения досуга, организации и самоорганизации свободного времени; распространение эффективных форм, методов и технологий реализации досугового потенциала учащихся.
Планируемые мероприятия: создание условий по организации работы школы как социокультурного досугового центра; оборудование актового зала школы для проведения массовых досуговых мероприятий; организация проведения каникул; участие в районных и областных фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах художественного творчества детей.
Формирование воспитывающей среды . Формирование воспитывающей среды – один из основополагающих факторов, влияющих на развитие личности ребёнка. Мероприятия Программы направлены на повышение культурно-эстетических требований к организации воспитательного пространства в школе, на гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом.
Планируемые мероприятия: организация экскурсий; оформление в школе уголков с государственной символикой; проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; посвященной Дню Защитника Отечества и Победы в ВОВ, участие в акции социальных проектов.
Поддержка социально значимых инициатив . Комплекс мероприятий направлен на стимулирование активной жизненной позиции детей, формирование оптимистического отношения к жизни, способности работать сообща, в единой команде.
Планируемые мероприятия: конкурс исследовательских работ, конкурс кроссвордов, и др.

Создание дополнительных пространств для самореализации личности во внеурочное время . Выполнение мероприятий Программы создаст предпосылки для предоставления детям возможности выбора видов и форм творчески ориентированной деятельности во внеурочное время.
Планируемые мероприятия: работа с «трудными подростками», организация проведение конкурса патриотической песни, проведение конкурса любительских фоторабот учащихся, проведение краеведческой конференции «По памятным местам родного края», организация работы кружка юных экологов, проведение конкурсов детского творчества.

Формирование у подрастающего поколения основ организационной культуры, организаторских способностей и навыков, формирование культуры межличностного общения, культуры речи, способности к самоорганизации, проектирование собственной деятельности, воспитание активной социальной позиции, гражданственности, уважения к правам человека.
Планируемые мероприятия: выборы школьного самоуправления, активизация работы школьного самоуправления, проведение конкурса программ и проектов детского самоуправления; подготовка вожатых для организации подвижных перемен в начальной школе, для организации летнего труда и отдыха учащихся.

Профессиональное самоопределение. Отношение к труду – это один из самых важных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека.

Мероприятия Программы обеспечивают воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к достижению профессионализма в избранной сфере профессионального самоосуществления, воспитание конкурентоспособной личности.
Планируемые мероприятия: участие в районных конкурсах профессионального мастерства; участие в выставках технического и прикладного творчества; проведение ярмарки профессий; проведение конкурса юных исследователей окружающей среды.
Повышение воспитательного профессионализма кадров. Мероприятия Программы обеспечивают условия для непрерывного роста воспитательного профессионализма педагогов; формируют профессиональные умения в постановке и решении актуальных задач воспитания; наращивающий профессионализм кадрового состава, обеспечивающий эффективную реализацию ключевых задач проектируемой системы целостного духовно-нравственного воспитания.
Планируемые мероприятия: работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, проведение заседания классных руководителей «Духовно – нравственное воспитание – основа здоровой нации», проведение общешкольного родительского собрания на тему » Аспекты духовно — нравственного и патриотического воспитания ребенка в семье»

Организационно-правовое и научное сопровождение . Мероприятия Программы, запланированные в данном разделе, направлены на формирование нормативно-правовой базы для обеспечения реализации целей и задач Программы, создание благоприятных условий продвижения научного знания в практику воспитательной работы с учащимися, создание информационно-методической базы в помощь организаторам воспитательного процесса; обеспечение мониторинга воспитательного процесса, осуществляемого в целях оценки эффективности воспитательной работы, постоянной коррекции условий, создаваемых для духовно-нравственного развития учащихся.
Планируемые мероприятия: создание картотеки методических пособий в помощь работе с учащимися по вопросам нравственного воспитания; организация научно-методического сопровождения апробации Программы; создание методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в условиях модернизации образования; разработка и реализация программ мониторинга состояния нравственного воспитания учащихся.

6. Ресурсное обеспечение проекта

5.1. Нормативно-правовое обеспечение

Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция РФ, Устав образовательного учреждения, Конвенция «О правах ребенка».

5.2. Кадровое обеспечение

В целях эффективной реализации Программы предусматривается переподготовка педагогических работников по внедрению здоровьесберегающих технологий, серия семинаров, практикумов, тренингов по проблемам духовно-нравственного воспитания.

5.3. Материально-техническое и финансовое обеспечение

· Материально-техническая база ОУ;

· Ежегодное финансирование для приобретения необходимой методической литературы;

· Внебюджетные источники финансирования.

6. Ожидаемый результат

Всё вышесказанное позволит реализовать Программу, а именно:
— создать целостную систему духовно-нравственного воспитания учащихся;
— осуществлять мониторинг состояния нравственного воспитания в школе;
— выработать организационно-управленческую модель совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы;
— выявлять, систематизировать и распространять эффективный воспитательный опыт;
— снизить количество детей с девиантным поведением;
— обеспечить рост социального оптимизма подрастающего поколения;
— повысить компетентность детей и подростков в области нравственности.

Организация и контроль за ходом реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию, должны рассматриваться на педагогических советах, совещаниях при директоре, подводить итоги выполнения Программы на заседаниях Совета школы.
В конечном итоге реализуя Программу по духовно-нравственному воспитанию, учащиеся приобретают качества – духовного, физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.

7. Список используемых источников

1. http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm

2. http://rba.timacad.ru/pub/actual

3. http://www.nauka-slovo.ru/node/160

4. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Елабуга, 2009. – 120с.

5. http://mirslov.ru/3/13/145130/

6. http://systemdev.ru/mnd4.html

7. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2000. — № 9. – С. 6-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *