Духовно нравственная безопасность

Духовное здоровье — определение

Духовное здоровье человека это его позитивные мысли, умение жить в гармонии как с самим собой, так и с окружающими его людьми, и, конечно, умение жить в гармонии с природой. Духовное здоровье подразумевает отказ как от вредных привычек, так и от негативных мыслей.

Духовное здоровье современников

К сожалению, в наше время не так часто можно встретить человека, обладающего духовным здоровьем в полном смысле этого слова. И, причин, которые назовет любой человек, для отсутствия духовного здоровья, очень много. Это могут быть и проблемы в личной жизни, и неуверенность в стабильности работы, и непростая экономическая ситуация в стране — все эти проблемы вызывают мрачные мысли, от которых не так легко избавиться. А если человек имеет слабость «заедать» все проблемы вкусными, но не совсем полезными продуктами ( некоторые предпочитают «запивать» алкоголем), то, становится очевидно, что ни о каком здоровом образе жизни и речи быть не может. И, вряд ли такой человек захочет провести пару часов в спортзале или в выходные отправиться на природу: лучше поесть перед телевизором или выпить пару бутылок пива. И, такие «решения» той или иной проблемы могут привести к серьезным заболеваниям, не только органов пищеварения, но и нервной системы.
И, если проанолизировать образ жизни такого человека, то можно легко убедиться, что причины болезней и несчастий исходят от самого человека, вернее, от его негативных мыслей.

Немного истории

Если обратиться к истории, то вряд ли можно найти такой период, когда простые люди были полностью довольны своей жизнью. Однако, наши предки были намного здоровее нас не только в духовном плане, но и в физическом, хотя никто из них не посещал спортзал, не считал калории, и не ходил на прием к психологу.(Эти блага цивилизации появились сравнительно недавно).Тогда невольно возникает вопрос: как в большинстве своём неграмотные люди, говоря современным языком, умели сдерживать свои эмоции и вели более здоровый образ жизни, в отличае от нас, жувущих в 21 веке?
Конечно, я не могу утверждать, что моё мнение единственное и правильное, но мне кажется, что духовное здоровье наших предков было воспитано верой в Бога.
После Крещения Руси православие постепенно распространилось на территории страны, и люди верили в Иисуса Христа, соблюдая заповеди Божьи. Первые 4 из них содержат в себе обязанности любви к Богу, а остальные 6 призывают к любви ко всем людям ( иными словами, к позитивным мыслям и добрым делам).

Если вдуматься, то простые слова этих заповедей не утратят свою актуальность никогда. ( Не подумайте, что я призываю всех читателей немедленно уверовать в Бога.Религия — это лично дело каждого), но все — таки, считаю, что прочитать их стоит. Кратко напомню своими словами:
Любить и уважать родителей
Не убивать
Не изменять ( имеется ввиду супружеская измена)
Не воровать
Не доносить
Не завидовать
Нарушение любой из этих заповедей ведет к негативным мыслям, и, как следствие, к стрессу.
И, раз зашел разговор о Православной вере, то нельзя обойти молчанием такую тему, как соблюдение постов. В течение года, церковь приписывает несколько раз отказываться от мясной и молочной пищи, а кушать только растительную. С первого взгляда это кажется очень сложно и, наверное, в чем — то глупо, но, ведь, во всем мире имеется большое число вегатарианцев, которые полностью отказались от мяса и чувствуют себя прекрасно.


Для примера могу сказать следующее: в начале весны у православных начинается самый длинный пост, который заканчивается праздником Пасхи. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то, ослабленному за зиму организму весной просто необходимо как можно больше витаминов, которые в содержатся во фруктах и овощах. А отказ от мясо — молочной продукции подразумевает употребление в пищу большего количества растительной пищи.

Подведем итог

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: если человек соблюдает элементарные жизненные правила (так можно сказать «светским» языком о перечисленных заповедях), то, у него будет намного меньше негативных мыслей, которые ведут к нервным стрессам и неправильному образу жизни. И, вообще, человек не должен совершать такие поступки, за которые ему будет стыдно даже перед самим собой — это и есть одно из составляющих духовного здоровья.
Здоровый духовно человек даже в мелочах стремится находиться в полной гармонии с окружающим миром. Он не будет хамить, не будет ругаться с окружающими, даже находясь в лесу, здоровый духовно человек не будет оставлять после себя мусор или непотушенный костер, так как знает, что такие поступки противоестественны.

Очень хочется, чтоб как можно больше людей осознали, что духовное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое, так как духовно здоровый человек замечает вокруг себя намного больше позитивных моментов, и бывает намного счастливее, чем тот, который не может жить в согласии с самим собой и окружающим миром.

УДК 1; 316,4

DOI 10.23683/2227-8656.2017.4.16

РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Самыгин Сергей Иванович

Доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: samygin78_@yandex.ru

В статье рассматриваются различные аспекты религиозной безопасности. Отмечается, что уровень религиозного насилия в современном мире довольно высок. Источниками угрозы выступают как правительства, ограничивающие свободу вероисповедания и осуществляющие репрессивную политику по отношению к тем или иным религиозным группам, так и социальные группы под влиянием религиозной нетерпимости. В то же время угрозы безопасности со стороны религиозных групп существуют и в тех обществах, где государство обеспечивает свободу вероисповедания, а граждане в целом терпимы к разнообразию религиозных

RELIGIOUS SAFETY OF THE SOCIETY IN TERMS

OF PROVIDING THE RELIGIOUS FREEDOM AND COUNTER RELIGIOUS EXTREMISM

Sergy I. Samygin

взглядов. В статье ставится проблема обеспечения религиозной безопасности при сохранении религиозной свободы.

Ключевые слова: религия, безопасность, религиозная безопасность, религиозный фундаментализм, новые религиозные движения, экстремизм, религиозная свобода, десекуляризация.

Введение

В начале XXI в. мир остается религиозным, а если учитывать рост населения, то он становится даже более религиозным, чем в прошлом, поскольку растет количество верующих. Религия не только сохраняет и увеличивает свое влияние на умы верующих. В последние десятилетия постоянно возрастает её политическая значимость. Религиозные организации всё активнее заявляют о себе в публичном пространстве даже секулярных обществ. Религия возвращает свои позиции в тех странах, где когда-то начинали разворачиваться секуляриза-ционные процессы. Как показывает пример России, десекуляризация возможна даже там, где десятилетиями государство осуществляло атеистическую политику. Десекуляризация может принимать разные формы — от довольно разрушительных до мягких, не вызывающих насилия и конфликтов. Форма, которую принимает десекуляризация в каждом конкретном обществе, зависит от многих факторов, в том числе и от характера самой религии — тех целей и ценностей, которые она проповедует .

Рост влияния и активности религий выражается и в том, что возрастает количество конфликтов, в которые религия вовлекается. Не всегда религия является единственной причиной конфликтов, но известно, что конфликты, имеющие религиозную составляющую, имеют тенденцию приобретать затяжной характер, отличаются жестокостью и почти не поддаются урегулированию. Прекратившись, они имеют тенденцию вспыхивать вновь через какое-то время. Превращение религии в политическую идеологию, что мы наблюдаем в современном мире, еще больше усугубляет проблему религиозной конфликтности.

Религиозно мотивированное насилие может быть направлено, прежде всего, на других верующих. С точки зрения безопасности религиозная ситуация в современном мире выглядит довольно тревожно. Исходящие от религии угрозы безопасности — как безопасности личности, так и национальной безопасности — чаще всего ассоциируются с

исламским фундаментализмом. Это неудивительно, поскольку именно радикальный политизированный ислам связан с ростом террористической угрозы во второй половине ХХ — начале XXI в. . Деятельность ДАИШ (организации, запрещенной в России) вывела эту террористическую угрозу на новый уровень, поскольку в данном случае деятельность радикальных группировок представляла собой не просто точечные атаки, но попытку формирования государства, и этой угрозе приходится противостоять вооруженным силам нескольких государств.

Религиозное насилие и проблема религиозной безопасности

Но при всей известности исламский фундаментализм — не единственная форма организованного религиозного насилия. Радикальные действия предпринимают также индуистские, иудейские, сикхские фундаменталисты. Радикальные насильственные действия предпринимают даже буддисты и христиане, хотя именно представители разных христианских конфессий сегодня являются (в глобальном масштабе) самой преследуемой религиозной группой. Преследование осуществляется и по отношению к мусульманам. «Христиане подвергались преследованиям со стороны правительства или социальных групп в 102 из 198 стран, включенных в исследование (52 %), в то время как мусульман подвергали преследованиям в 99 странах (50 %)» (данные за 2013 г.) . Евреи, по данным этого исследования, подвергались преследованиям в 77 странах (39 %), в том числе и в европейских.

По данным Pew Research Center, в 64 странах мира систематически нарушаются права верующих. И среди этих 64 стран — самые населенные страны мира (Китай, Пакистан, Индия, Индонезия). К странам, где религиозная свобода и права верующих ограниченны и нарушаются, относятся также Бирма, Египет, Эритрея, Иран, Судан, Узбекистан, Сомали, Нигерия и др. Около 70 % мирового населения живет сегодня в условиях, где существует угроза ограничения религиозной свободы и насилия на религиозной почве.

К религиозно мотивированному насилию можно отнести не только преследование религиозных меньшинств религиозным большинством, но также и насильственные действия по отношению к единоверцам, обвиняемым или подозреваемым в нарушении каких-то религиозных норм, разнообразные религиозные обычаи и традиции, способные нанести вред физическому здоровью людей, не говоря уже об угрозе их психологическому благополучию.

Источником религиозного насилия или ограничения религиозной свободы могут быть как правительства, так и гражданское население.

На государственном уровне свобода религии ограниченна, а религиозные меньшинства подвергаются дискриминации в таких странах, как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран. Другие страны (например, Китай) проводят ограничительную политику по отношению лишь к некоторым религиозным группам. В современном мире существует парадоксальная ситуация: на официальном уровне подавляющее большинство современных государств признают и обязуются защищать свободу религии, но в 27 % государств существует высокий уровень религиозной враждебности и в 27 % стран существуют различные ограничения религиозной свободы со стороны государства (данные за 2013 г.) .

Но неменьшая угроза религиозной дискриминации по отношению к меньшинствам или религиозно мотивированного насилия может исходить не от государства, а от религиозно настроенного большинства населения. Так, например, в Бангладеш и Нигерии правительства не проявляют особой ограничительной или репрессивной активности по отношению к религиозным меньшинствам, в то время как население настроено по отношению к ним агрессивно. В Пакистане и Афганистане ортодоксальные верующие могут действовать и без санкции государства, которое само по себе не отличается стремлением защищать религиозные права, как и права человека вообще. Ситуация усугубляется, когда государство и большинство населения оказываются едины в своих агрессивных устремлениях. Уровень религиозно мотивированного насилия, как правило, выше в тех странах, где высоки доля религиозного населения и значимость религии. Однако не всегда высокий уровень религиозного насилия связан с высоким уровнем религиозности. Так, высокий уровень религиозности населения в Польше или США не приводит к росту религиозного насилия, хотя отдельные случаи религиозно (или, наоборот, антирелигиозно) мотивированной агрессии (например, оскорблений на религиозной почве или оскорблений религиозных чувств) могут иметь место.

Исследователи Pew Research Center разработали индекс социальной враждебности, связанный с религиозным насилием (Social Hostility Index). Наиболее высоким этот индекс оказался для Ирака, Пакистана, Индии, Афганистана, Бангладеш, Сомали, Индонезии, Израиля, Судана, Кении, Нигерии, Саудовской Аравии, Египта и др. Низкий уровень этого показателя, т. е. высокую степень религиозной безопасности, демонстрируют такие страны, как, например, Канада, Латвия, Словакия, Перу, Новая Зеландия, Португалия, Габон, Бурунди, Ботсвана, Монголия, средний — Норвегия, Польша, Сербия, Австрия, Швейцария, Австралия, Замбия, Южный Судан, Япония, Бразилия, Венгрия и др. .

Таким образом, мы видим, что религиозное насилие и ограничение религиозной свободы, как и религиозная безопасность, распространены в странах, принадлежащих к разным культурным и религиозным традициям. Это говорит о том, что проблема религиозной безопасности является практически универсальной, но не является неразрешимой.

Религиозная свобода как фактор религиозной безопасности

Одним из важнейших факторов, способных обеспечить высокий уровень религиозной безопасности, является обеспечение религиозной свободы, свободы вероисповедания. Исследования показывают, что наиболее низкий уровень враждебности наблюдается в тех странах, где государство гарантирует эту свободу.

Другим важным фактором, способствующим снижению религиозного насилия, является отделение государства от религии, т. е. лишение религиозных организаций возможности использовать аппарат насилия государства для решения религиозных споров и принуждения к вере. Подтверждением этого тезиса служит европейская история последних столетий. Принцип веротерпимости впервые возникает в Европе (хотя не в истории) в результате многолетних жестоких конфликтов на религиозной почве, порожденных Реформацией. Результатом изменений, спровоцированных Реформацией, было и возникновение светского государства, которое не мешает исповедовать ту или иную религию, но и не руководствуется в своей деятельности защитой религиозных принципов . Функции государства, связанные с защитой религии, кардинальным образом изменились. Государство перестало защищать религию, но перешло к правовой практике защиты индивида, исповедующего ту или иную религию, обеспечению религиозной свободы и свободы вероисповедания. Дальнейшее развитие этой тенденции привело к практике защиты религиозных меньшинств от дискриминации на почве религии. В рамках этой логики защиты религиозной свободы возникает и практика защиты чувств верующих от оскорбления, хотя эта практика вызывает множество вопросов, поскольку в данном случае возникает противоречие между обязанностью государства защищать не только свободу религии, но и свободу мировоззренческого выбора вообще . В секулярных обществах верующие могут испытывать чувство оскорбленности, например, при свободном использовании религиозных символов в произведениях светского искусства. Но свобода слова является такой же неотъемлемой свободой человека, как и свобода религии. В каждом конкретном случае государства решают эту проблему исходя из конкретных обстоя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельств дела, нередко становясь на сторону верующих. В то же время практика защиты чувств верующих подвергается критике — и не только из-за указанного выше противоречия, но и по причине невозможности дать четкое определение религиозным чувствам и обосновать их привилегированный характер по отношению к другим видам чувств. Таким образом, защита права на свободу вероисповедания в светских государствах может наталкиваться на определенные трудности правового характера.

Еще одной проблемой является деятельность религиозных групп, которая может иметь деструктивный характер. Несмотря на тот факт, что в современном религиоведении и социологии религии термины «деструктивный культ» или «тоталитарная секта» считаются не научными понятиями, а негативно окрашенными ярлыками, стигматизирующими некоторые религиозные группы , невозможно отрицать, что деятельность некоторых групп, относящихся, как правило, к новым религиозным движениям, может представлять определенную угрозу если не национальной безопасности, то личной безопасности граждан. Из наиболее известных примеров можно сослаться на Сайентологическую церковь.

Деятельность этой организации известна достаточно жестким контролем поведения верующих, вплоть до сбора досье на каждого адепта, а также ярко выраженной коммерческой составляющей . В качестве основной практики она применяет обучающие семинары, прохождение которых является платным, причем цена обучения достаточно высока. Религиозно мотивированные адепты церкви становятся источником дохода для её руководства, довольно цинично использующего психологические проблемы людей . В то же время запретить деятельность этой организации в правовом государстве сложно, поскольку прямого принуждения по отношению к верующим она не применяет, а принцип свободы вероисповедания не допускает различий между религиозными доктринами и не предполагает деления их на «правильные» и «неправильные» .

Однако деятельность сайентологической церкви довольно часто сопряжена с махинациями и мошенничеством, что позволяет ограничивать её деятельность, не затрагивая религиозных вопросов. История сайентологии — это история обвинений и судебных процессов, что, в свою очередь, определило её тактику сопротивления — организация постоянно использует правовые системы европейских государств для собственной защиты.

Деятельность Сайентологической церкви имеет международный характер, соответственно, с проблемами, ею порождаемыми, сталкивались разные государства. Радикальнее всего вопрос был решен Грецией, просто запретившей деятельность этой организации на своей территории. Однако в Греции существуют особенности законодательства: чтобы религиозная организация была в Греции признанной, необходимо, чтобы эта организация не имела тайных доктрин и её религиозные церемонии были общедоступными и бесплатными. Кроме того, в Греции православная церковь не отделена от государства, и поэтому для открытия любого представительства другой религиозной организации требуется согласие местного православного иерарха. Но случай Греции представляет собой некоторое исключение для Европы, поскольку такие законодательные принципы могут быть рассмотрены как ограничение религиозной свободы.

Другие европейские государства, где эти принципы обеспечиваются более последовательно, решали проблемы с Сайентологической церковью иначе. В Германии в течение ряда лет сайентологи находились под гласным надзором Ведомства по охране конституции. В ряде стран (например, в Австрии) Сайентологическая церковь не имеет статуса религиозной организации. Во Франции на протяжении многих лет идут суды по обвинению руководства местной сайентологической организации в мошенничестве. В США сайентологи долгое время не имели статуса религиозной организации, однако им удалось его добиться после смерти основателя церкви Р. Хаббарда.

Сайентологическая церковь — не единственный пример религиозной организации, являющейся на деле структурой, ориентированной на достижение коммерческих целей. Проблема, однако, в том, что рядовые адепты таких организаций, как правило, вполне искренне верят в их религиозный и спасительный характер .

Таким образом, главным способом ограничения деятельности подобных организаций в светских государствах является либо преследование их за противоправные действия (а не религиозные или псевдорелигиозные взгляды), либо лишение их статуса религиозной организации, дающего определенные привилегии. Это позволяет избежать вопросов о свободе вероисповедания и её ограничении.

Деятельность религиозных организаций в секулярных обществах может нести и большую угрозу личной безопасности, чем использование адептов в качестве рабочей силы или мошенничество. Под угрозой может оказаться и жизнь адептов, доверившихся своим духовным учителям. А также жизнь людей, не вовлеченных в эти группы. В качестве

примера можно вспомнить трагическую судьбу «Народного храма» (People’s Temple).

Первоначально эта группа выглядела как одна из многочисленных харизматических протестантских церквей американского юга с присущими харизматам экстатическими богослужениями, чудесными исцелениями и культом личности пастора. Единственным отличием, важным для американского юга 60-х гг., была борьба с расовой сегрегацией, что могло бы выглядеть привлекательно, если бы не дальнейшее развитие событий.

Деятельность организации довольно быстро привлекла неодобрительное внимание общественности по двум причинам. Во-первых, по причине сильных расовых предрассудков, характерных для этого американского юга. Приверженность сторонников Джонса к равноправию вызывала отторжение. Кроме того, вызывали недоумение странные приемы проповеднической деятельности пастора Дж. Джонса, который мог в ходе проповеди бросить на пол Библию, поскольку она якобы оправдывает несправедливость. В-вторых, тревогу вызывали сведения о диктаторских замашках пастора, жестокости, экономической и сексуальной эксплуатации адептов. Однако власти занимали выжидательную позицию. Здесь необходимо учитывать специфику политики американского государства в отношении религии. Несмотря на высокую значимость религии в американском обществе и высокую религиозность американцев, государство никак не вмешивается в регуляцию религиозной жизни и не оказывает преференций никаким религиозным группам, которые имеют возможность заниматься самыми разными видами деятельности.

Хотя государство было индифферентным, Джонс регулярно пугал свою паству слежкой и контролем со стороны ФБР. И в то же время некоторые представители политической элиты сотрудничали с Джонсом, поскольку он и его сторонники могли обеспечить им поддержку на выборах.

За несколько лет организация, возглавляемая Джонсом, проделала путь от экстравагантной протестантской церкви до утопической общины с весьма специфической верой, переселившейся под давлением возмущенной общественности в недоступный регион — джунгли Гайаны. К моменту своей трагической гибели осенью 1979 г. «Народный храм» перестал быть христианской религиозной организацией. Характерно, что на территории их поселения — Джонстауна — не было ни церкви, ни молельного дома, а роль сакрального центра выполнял дом, где жил сам Джонс. Роль богослужения выполняли многочасовые

проповеди Джонса, находящегося, по всей вероятности, под влиянием алкоголя и наркотиков. Важную ритуальную роль играли так называемые белые ночи, представлявшие собой репетиции коллективного самоубийства. Решимость совершить самоубийство в логике Джонса и его последователей означала приверженность идеалам организации и преданность самому Джонсу, который практически обожествлялся последователями, воспринимавшими — под влиянием его проповедей и изоляции — окружающий мир как угрозу, персонифицированную «американским империализмом».

Таким образом, религиозная идеология в данном случае практически срослась с политическим и социальным утопизмом, который тем не менее сохранял религиозно-эсхатологический характер, что и обусловило трагический конец данной организации. Этот трагический конец был ускорен запоздалым вмешательством американской власти в лице сенатора Л. Райана, который прибыл в Джонстаун по просьбе встревоженных родственников адептов, оставшихся в США. Его прибытие спровоцировало страх и панику сначала у самого Джонса, а потом и у адептов, находившихся под его полным влиянием. Сенатор и часть его сопровождающих были убиты, а затем последовал уход из жизни более 900 адептов «Народного храма», причем не все они совершили добровольное самоубийство, поскольку среди них были маленькие дети, которые едва ли были на это способны.

Группы, подобные «Народному храму», — очень редкое явление. Однако пример этой группы показывает опасность недооценки деятельности некоторых религиозных учителей. Сегодня мы видим развитие сходных тенденций уже не только среди религиозных маргиналов, изобретающих собственные религиозные доктрины, а среди последователей традиционных, но переосмысленных в агрессивном ключе религий. Речь идет о религиозном экстремизме и фундаментализме, чьи приверженцы практикуют как самоубийства, так и убийства во имя религиозных и одновременно политических целей.

Религиозный экстремизм и религиозная безопасность

Конец XX — начало XXI в. стали свидетелями существенного повышения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Многие экстремистские проявления имеют религиозную окраску. Часто идет речь идет о религиозном экстремизме .

Иногда говорят о религиозно-политическом экстремизме. Экстремизм характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы

и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм» .

Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и тер -риториальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религиозно-политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несет угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений.

И в тех, и в других случаях мы имеем экстремистские действия. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором -налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм может быть направлен на демонтаж сложившихся общественных структур, изменение существующего государственного строя, реорганизацию национально-территориального устройства и т.д. с применением противозаконных методов и средств. Существуют различные формы проявления религиозно-политического экстремизма. Наиболее часто он проявляется :

— в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;

— в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

— в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;

— в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

— в виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Религиозно-политический экстремизм часто переплетается с эт-нонационалистическим экстремизмом. Этому способствует ряд обстоятельств. Среди них — тесная историческая связь религии и этноса. Она привела к тому, что многие народы воспринимают то или иное вероисповедание как свою национальную религию (к примеру, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы — православие; арабы, татары, башкиры, аварцы, даргинцы, кумыки и многие другие народы Северного Кавказа — ислам; монголы, буряты, калмыки, тувинцы — буддизм). Их образ жизни, традиции, обычаи, менталитет сформировались под влиянием соответствующих религиозных учений, обрядов, предписаний. В результате в этническом самосознании эти народы представляются как этноконфессиональные общности. Это обстоятельство создает возможность лидерам этнонационалистических экстремистских формирований апеллировать к «национальной религии», использовать ее постулаты для привлечения соплеменников в свои ряды, а лидерам религиозно-политических экстремистских группировок обращаться к эт-нонациональным чувствам и ценностям для увеличения числа сторонников своего движения .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, исходящие от религии и религиозных адептов угрозы национальной и личной безопасности крайне разнообразны и проявляют себя не только в обществах, где существуют ограничения религиозной свободы, а население отличается высоким уровнем религиозности, но и в светских государствах, где принцип свободы религии неукоснительно соблюдается. Однако в целом уровень религиозного насилия и религиозной агрессии значительно ниже в тех странах, где религиозная свобода гарантирована, а религия отделена от государства. Что не делает, однако, эти общества абсолютно неуязвимыми перед угрозами, генерируемыми различными религиозными группами.

Литература

1. Антес П. Религии современности. История и вера. М. : Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

2. Воденко К.В. Институциональные практики гармонизации межрелигиозного взаимодействия на Юге России и перспективы их имплементации в политику конструирования гражданской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 72-83.

1. Antes P. Religii sovremennosti. Is-toriya i vera. M. : Progress-Traditsiya, 2001. 304 p.

2014. № 1. С. 167-177.

6. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016. 244 с.

7. Коридан Б. Рон Хаббард: маньяк или мессия? М. : Ультра.Культура, 2004. 544 с.

9. Матецкая А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: российский контекст // Гуманитарные и социальные науки.

2015. № 6. С. 36-45.

10. Мирский Г.И. Ислам в истории и современности // Новая и новейшая история. 2010. № 1. С. 3-20.

12. Самыгин С.И., Воденко К.В., Нечи-пуренко В.Н. Религия и политика. Ростов н/Д. : Феникс, 2016. 286 с.

13. Самыгин С.И., Матецкая А.В., Эгильский Е.Э., Воденко К.В. Социология религии. Ростов н/Д. : Феникс, 2016. 314 с.

14. Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. М. : Аспект-пресс, 2006.

2014. № 1. P. 167-177.

7. Koridan B. Ron Khabbard: man’yak ili messiya? M. : Ul’tra.Kul’tura, 2004. 544 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015. № 6. P. 36-45.

10. Mirskiy G.I. Islam v istorii i sov-remennosti // Novaya i noveyshaya istoriya. 2010. № 1. P. 3-20.

12. Samygin S.I., Vodenko K.V., Nechi-purenko V.N. Religiya i politika. Rostov n/D. : Feniks, 2016. 286 p.

13. Samygin S.I., Matetskaya A.V., Egil’skiy E.E., Vodenko K.V. Sotsiologiya religii. Rostov n/D. : Feniks, 2016. 314 p.

14. Etnoreligioznyy terrorizm / pod red. Yu.M. Antonyana. M. : Aspekt-press, 2006.

15. Atack J. A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard Exposed. Carol Publishing Group, 1990.

Поступила в редакцию

15. Atack J. A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard Exposed. Carol Publishing Group, 1990.

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 30

Внутренние и внешние угрозы духовной безопасности представляют собой совокупность деструктивных условий, факторов и действий существующих и потенциальных противников России, представляющих явную или латентную опасность для творческого развития отдельной личности и всего общества в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной сферах социальной жизни.

Внутренними угрозами духовной безопасности России являются:

— разрушение системы национальных духовных ценностей;

— деформация общественного сознания (патриотического самосознания);

— внедрение в общественное сознание стереотипов мышления и образа жизни чуждых национальной ментальности народов России;

— деструктивное влияние на русский язык;

— формирование оппозиционных антироссийских средств массовой информации под контролем иностранных спецслужб, олигархических групп и обслуживающих их интересы коррумпированных чиновников в отсутствие системы патриотически ориентированных СМИ;

— отсутствие государственной системы защиты общественного сознания от деструктивного влияния посредством применения методов агрессивного манипулирования;

— духовный нигилизм граждан;

— дискредитация патриотических идеологем псевдопатриотами и организациями, пропагандирующими профашистские идеологии;

— формирование системы деструктивных ценностей, внедрение в общественную жизнь деструктивной духовности;

— формирование духовной оппозиции, вследствие латентного противостояния официальной (признаваемой государством) и неофициальной культуры и науки;

— отсутствие национальной идеи, определяющей стратегические цели и задачи существования и развития российской нации;

— бесконтрольное внедрение в общественную жизнь религиозного плюрализма без признания в законодательном порядке решающей роли в становлении и развитии России как суверенного государства традиционных конфессий, особенно Русской Православной Церкви;

— постоянное и всё возрастающее влияние на все сферы общественных отношений, в том числе экономику и политику, организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций и различного рода сект;

— формирование социально-политических, экономических условий, способствующих разрушению единого духовного пространства России.

К внешним угрозам духовной безопасности России относятся:

— деструктивное влияние на общественное сознание посредством применения средств и методов ведения сетевых войн;

— формирование социально-экономических и политических условий для монопольной деятельности по внедрению массовой иностранной культуры в национальное духовное пространство России, внедрение деструктивных шаблонов поведения и стереотипов мышления, сформированных в соответствии с идеологией «золотого миллиарда»;

— целенаправленно организованная экспансия религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также общественных объединений, экстремистских и террористических организаций;

— осуществление идеологических диверсий в целях дискредитации российской истории, государственной власти, унижения достоинства российской нации;

— вытеснение России государствами-соперниками из мирового духовного пространства как реального геополитического конкурента;

— духовная разобщённость и оторванность от России представителей российской нации за рубежом;

— дискредитация России средствами массовой информации иностранных государств;

— формирование деструктивного образа российской системы образования, создание неблагоприятных условий для занятия профессиональной деятельностью российскими специалистами за рубежом;

— пропаганда идеологии (идеологем) «второй холодной войны» – войны сознаний, представляющих Россию обществам иностранных государств как наиболее вероятного и потенциального противника во всех сферах социальных отношений.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовно-нравственная безопасность — это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Это наиболее устойчивый общественный институт. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.

В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.

Культ, в общем виде, — это те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами.

Секта — организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Религиозная секта — это обособленная группа верующих, отошедших от той или иной Церкви. В настоящее время термин «секта» применяется и к тоталитарным сектам, в основе которых — культ вождя, безоговорочное подчинение рядовых членов руководству организации, а также к сатанинским культам различных течений.

Тоталитарные секты — это группы, в которых применяется манипуляция сознанием членов секты с целью подавления воли человека и. контролирования его мыслей, чувств и поведения. Члены секты превращаются в рабов, лишенных друзей, близких, личного имущества, — всего того, что необходимо для выхода из секты.

Если человек все-таки покидает секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется около двух лет.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, меняют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Члены секты, так же, как и наркоманы, не живут долго, они рано умирают от различных болезней либо кончают жизнь самоубийством.

Целью всех тоталитарных сект — не только завербовать ничего не подозревающих людей, но и прийти к власти в государстве. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они опасны не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом.

К наиболее известным тоталитарным сектам, действующим на территории России, можно отнести следующие группы и организации: церковь унификации (мунистов); церковь сайентологии (дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон); церковь Сатаны, международное общество создания Кришны; «Свидетели Иеговы»; «Аум Синрике», «Белое Братство», «Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.

Борьба с сектами — задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

В секту чаще всего попадают люди, которые не имеют духовного опыта, духовных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовную культуру общества. Духовная культура — это особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества.

Основными компонентами духовной жизни общества является наука и образование. Важнейшая функция науки — это накопление объективных, обоснованных знаний о природе, обществе, человеке. Сегодня научные знания стали неотъемлемой частью материального производства и других областей общественной жизни, важным фактором обеспечения безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Существенное влияние на безопасность общества оказывает система образования. Государство, не способное дать определенный уровень образования своим гражданам, обречено на гибель.

На решение проблем в образовании был направлен национальный проект «Образование», в целях реализации которого Минобрнауки России были предусмотрены следующие оперативные меры: «Формирование сети национальных университетов и двух бизнес-школ»; «Поощрение лучших учителей»; «Дополнительное вознаграждение за классное руководство»; «Информатизация образования»; «Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»; «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи»; «Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву»; «Организационное сопровождение реализации приоритетных национальных, проектов в сфере образования».

В немалой степени духовно-нравственная безопасность российских граждан зависит от их физического здоровья. «В здоровом теле — здоровый дух», — утверждал основоположник медицины Гиппократ.

Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза национальной безопасности России в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и др. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков.

Нерешенными проблемами остаются: высокий уровень общей смертности населения; низкая продолжительность жизни, которая в 2004 г. составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59 лет, женщин — 72 года. По этому показателю Россия занимает 134-е место в мире; низкая укомплектованность первичного звена здравоохранения; высокий износ основных фондов учреждений здравоохранения, оборудования и санитарного транспорта.

На решение существующих проблем был направлен национальный проект «Здоровье», в целях реализации которого Мин- здравсоцразвития Роцсии предусмотрено: Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Крайне актуальна для России и демографическая проблема. Для обеспечения нашей огромной территории и достойной жизни нас должно быть много. Научно рассчитывая условия для устойчивого и безопасного развития страны, Д. И. Менделеев определил оптимальную численность населения России в 500 млн человек. Нас сегодня в два с лишним раза меньше. России как воздух требуется еще 150—200 млн человек для освоения огромных российских пространств, чтобы мы не испытывали недостатка в руках и мозгах и могли иметь сильную армию. С этой целью в стране проводится программа, поощряющая молодые семьи в виде выплаты 250 тыс. рублей на каждого родившегося ребенка.

Следует отметить, что с 2007 г. введена программа «государственных родильных сертификатов» На практике это означает, что медицинские учреждения, которые будут вести женщину до 28 недель беременности, получат дополнительно по 2 тыс. рублей, а те из них, которые примут роды и окажут первичную помощь матери, — по 5 тыс. рублей, что призвано стимулировать деятельность тех медицинских учреждений, которые лучше будут оказывать услуги населению по родовспоможению.

Немаловажную роль в обеспечении социальной безопасности российских граждан играют вопросы обеспечения населения жильем и продуктами питания. На решение этих проблем направлены социальные проекты «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».

Основной целью проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан.

Основными задачами проекта «Развитие агропромышленного комплекса» являются: Развитие мясного животноводства. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Обеспечение экологической безопасности является приоритетной проблемой каждого государства, как и обеспечение его военной, экономической и др. безопасности.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Основные направления в сфере экологии, на которых должны быть сосредоточены усилия государства, общества в целом и каждого гражданина страны, следующие: обеспечение всего населения России качественной питьевой водой; реабилитация регионов с наиболее тяжелой экологической обстановкой (зон экологического бедствия) за счет модернизации или закрытия наиболее грязных производств; расширение сети и совершенствование правового статуса особо охраняемых территорий и уникальных природных объектов, сохранение видового биоразнообразия; охрана российского национального ландшафта, предотвращение деградации почв, отказ от разрушающих природу конъюнктурных «проектов века»; запрет на ввоз радиоактивных отходов из-за рубежа, разработка Федеральной программы радиационной безопасности; поощрение использования «чистых» возобновляемых источников энергии (солнца, ветра и пр.), энергосберегающих технологий; максимальное использование растущих возможностей международного сотрудничества для решения экологических проблем России; развитие и обеспечение действенности системы экологических штрафов, экологического страхования и т. д., разработка системы экологического законодательства как отрасли права; развитие экологической культуры, экологического образования, экологической пропаганды.

Приоритет экологической безопасности на сегодня для России один из самых высоких. Без ее обеспечения под угрозу будут поставлены здоровье нации и сама возможность выживания для будущих поколений.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственная безопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки принятой в государстве (в стране) нормы неизбежно ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. Данное понятие является одним из основных в системе понятий теории социологических наук и является одной из основных составляющих категории – национальная безопасность страны (государства).

В данной работе будет исследована тема – «Духовная и нравственная безопасность России» на современном этапе развития общества. Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что в современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. А национальные интересы России в области духовной и нравственной жизни заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Цель данной работы – исследовать духовную и нравственную безопасность России на современном этапе развития общества. В соответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие и сущность духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества;

▬ изучить методы и способы обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях;

▬ сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования данной работы являются духовная и нравственная безопасность России на современном этапе развития общества. Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по обеспечению духовной и нравственной безопасности государства в современных условиях.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод анализа и синтеза, системный метод, функциональный метод, и метод обобщения полученных знаний.

Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300).

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.

Основная часть представленной работы состоит из двух разделов:

— первый раздел посвящен теоретическому исследованию понятия и сущности духовной и нравственной безопасности России;

— второй раздел данной работы посвящен изучению методов обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях.

Работа изложена на 19 страницах, для написания работы использовано 13 научных источников, в том числе два – законодательных.

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Духовно-нравственная безопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов — это погибель государства, как политического целого», — свидетельствовал в свое время Наполеон.

Духовно-нравственная безопасность – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, — это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития.

Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Духовно-нравственную безопасность через призму социологических и политологических интересов можно кратко определить как:

1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;

2) состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;

3) систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.

Самым общим объектом духовно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми, возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественного бытия.

Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственной безопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственная жизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реально функционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.

При этом под духовно-нравственным обликом личности понимаются характеризующие её смысложизненные установки, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственные качества.

Массовое сознание — это реально функционирующее практическое сознание, в котором причудливо сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные, религиозные, эстетические, правовые и иные установки, стереотипы, разделяемые массами людей. Оно свойственно естественным человеческим сообществам, возникающим на основе общности актуальных жизненных проблем и интересов, а также в связи с определенной оценкой социально-политических процессов для демонстрации общей позиции, или же осуществления какой-либо другой совместной деятельности.

Иначе говоря, в массовое сознание входят только те духовно-нравственные образования (идеи, взгляды, представления, оценки и т.п.), которые приобрели особое качество: массовость распространения и использования, оперирования или потребления в процессах трансмиссии, манипулирования и т.п. Так, под состоянием массового сознания имеется в виду:

1. Совокупность актуальных духовно-нравственных оценок, отношений и установок, характеризующих духовно-нравственную атмосферу общества (уровень его сплоченности, религиозности, оптимизма; отношение к злободневным социально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важные интересы людей).

2. Распространенность в обществе определенных реально функционирующих морально-этических представлений, принципов и норм (гражданственности, патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т.п.).

3. Состояние национального сознания (уровень и характер этнонационального единства, этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм и т.п.).

Итак, духовно-нравственная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов. Так, национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *