Духовно нравственное воспитание



Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей.

  1. Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и воспитание ребенка.

С позиции психологии «подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых является саморазвитие» . Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

  1. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
  2. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Основополагающим фактором в систематизации содержательного аспекта работы является идея развития базовой составляющей культуры личности, воспитание у детей духовно-нравственных качеств и морально-этических установок в рамках всех сфер жизнедеятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие личности ребенка, признание его индивидуальности, доброжелательное отношение и постоянное взаимодействие, стремление педагога принять участие в жизни ребенка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
  4. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода — применение методики индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его интересы и потребности, акцент внимания на темпы его развития, его возможности и личные предпочтения.
  5. Принцип деятельностного подхода — воспитание ребенка с использованием различных видов образовательной и игровой деятельности, оказание положительного влияния на формирования у ребенка нравственной позиции.
  6. Принцип культуросообразности — оказание содействия в приобщении ребенка к традиционным ценностям, воспитание уважения к различным культурам и к культуре родной страны, посредством использования различных программ и материала народной педагогики, искусства.
  7. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересна идея, предлагаемая Е. О. Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются ребенком только при содействии взрослого человека — педагога или родителя. Существуют различные способы передачи мотивов — посредством эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход, создание ситуаций, направленных на развитие у ребенка ценностного отношения к семье, обществу, окружающему миру.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и к относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности.

‒ косвенные — целенаправленное создание взрослым предметной среды, установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т. п.;

‒ прямые — педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве (совете, практической помощи, поощрении, защите и т. п.).

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители — его равноправные субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — c.201.
  2. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

20. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Духовность – это воспитанность и образованность.

2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.

3) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.

4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 13?

1) повествование

2) есть все типы речи

3) рассуждение

4) описание и рассуждение

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 9 3) 11 4) 12

23. Среди предложений 15 – 22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Список терминов:

1)литота

2)сравнение

3)ирония

4)синтаксический параллелизм

5)эпитеты

6)цитирование

7)индивидуально-авторское слово

8)вопросно-ответная форма изложения

9)противопоставление

10)риторическое восклицание

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжалостно отделяет догадки, пусть (……..) правдоподобные, от доказанных утверждений.(2) Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений. (3)Отделяя правдоподобное от доказанного, наука выясняет, какие утверждения требуют дальнейших исследований.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯинформация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Если бы не ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений.

2) Наука отсекает догадки и выявляет доказанные утверждения, требующие дальнейших исследований.

3) Чтобы установить границы невозможного, наука безжалостно отбрасывает догадки, пусть даже правдоподобные.

4) Назначение науки – установить границы возможного и выяснить, какие утверждения неправдоподобны.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска в первом предложении? Выпишите это слово.

Не совсем

Даже

Особенно

Также

Вместе с тем

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОНУТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОТОНУТЬ, потону, потонешь, совер.

1. Непроизвольно погружаться под воду на дно. Корабль тонет.

2. Увязая погружаться во что-нибудь зыбкое, рыхлое, мягкое. Тонуть в болоте, грязи.

3. Становиться почти незаметным в массе чего-нибудь. Слова тонут в шуме голосов.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кра´ны

кра´лась

наде´лит

лила´

то´ртов

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.

ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

МОКЛА под дождём

косвенных ПАДЕЖОВ

чудеснейшим образом

здоровые ДЁСНА

килограмм ВАФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с Несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Литературоведение изучает и опирается на законы развития общества. 2) «Вишнёвый сад» написано А.П.Чеховым. 3) Читая текст, возникает такое чувство…. 4) Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. 5) Большинство возражали против такой оценки его творчества. 6)Струя пены, отбрасываемой кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней. 7) По лицу его я угадал, что насколько ловля была удачна. 8) Автор не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Ильи Обломова, его лень и бездействие. 9) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости, глубоких знаний.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..лыхаясь пл..вец

распол..жение ст..рожевой пап..ротник

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

О..бросить, на..пись

пр..брежный, пр..следовать

бе..конечный, не..говорчивый

расп..ложенный, пр..бабушка

небез..нтересный, по..скать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расклан..ться ливн..вый

выстра..вать приветл..во привередл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заморож..нный смож..шь

скрюч..шься увид..нный сломл..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.

Егор слыл (не) утомимым тружеником.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (не) чего было опасаться людей.

Не(от)куда ждать помощи.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

И(ТАК) , младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье.

ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) вашего секретаря ЗА(ТО) , что мне дали возможность побеседовать с вами.

(И) ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО) ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж – широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

15. Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешёптывались осинки.

16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

17. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если ты когда-нибудь видел картины Карла Брюллова, то (1) конечно (2) заметил, что они полны света, радости, движения. Краски в них (3) кажется (4) играют и искрятся, и это результат вдохновенного и напряжённого труда художника.

18. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Мне нравитсяНе нравится

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Нравственные психические образования относятся к классу социально-психологических психических образований, представляя собой продукт социально-психологического взаимодействия людей. Явление нравственности не представлено в природе, оно является достоянием исключительно человеческих общностей.

В обыденном сознании понятие нравственности зачастую смешивается с понятием морали. И то и другое в самом общем виде понимается как форма общественного сознания, отражающая правила, нормы и традиции поведения людей, определяющая их обязанности по отношению друг к другу. В качестве их основной функции традиционно рассматривают регуляцию поведения членов общности, в которой приняты данные моральные нормы.

Моральные нормы не априорны, они постоянно создаются и поддерживаются в обществе в целом и его отдельных группах. Ярким примером динамики моральных норм является изменение на протяжении ХХ века представлений о допустимой открытости одежды.

Мораль неоднозначна. В различных обществах могут существовать разные приоритеты в моральной регуляции поведения в континууме «общественное благо – личное благо». В отдельных обществах общественное преобладает над личным. В здоровом обществе общественное и личное сбалансированы. Именно эту задачу решают, например, законодательные акты, позволяющие родственникам не свидетельствовать в ходе следственных действий против своих близких.

В культуре каждого народа исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Они выступают в качестве взаимосвязанных категорий добра и зла. Формирование моральных норм, принципов, ценностей в истории развития человеческого общества отражает переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым.

И, тем не менее для индивидуального сознания моральные нормы выступают как нравственные требования. При этом регулятивная функция моральных норм отдельно взятой личности может осуществляться в форме долженствования («внешняя регуляция») или совести («внутренняя» регуляция, связанная с ответственностью).

Именно представление о «внешней» и «внутренней» регуляции поведения позволяют ввести разграничение понятий морали и нравственности, принятое в современной психологии.

Мораль понимается как система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах деятельности и связаны с внешним принуждением.

Нравственность рассматривается как совокупность проявлений морального сознания человека, его навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований, регулирующих поведение личности на основе ценностных ориентаций и совести.

Сформировавшиеся нравственные ценности очень устойчивы. Об этом наглядно свидетельствуют эксперименты, в которых испытуемый, находясь под гипнозом, быстро и беспрекословно выполнял довольно сложные задания экспериментатора.

Так загипнотизированной девушке было предложено следующее задание: «Видите, Н. заснул, а у него в кармане лежит бумажник с деньгами. Возьмите деньги, он не заметит!»

Девушка, до этого четко выполнявшая все указания врача, на сей раз, отказалась это сделать.

После второго внушения, законченного словами: «Я приказываю вам это сделать!», — она, опять-таки не выполнив приказания, проснулась, хотя ранее спала очень глубоко.

Совесть как внутренний регулятор нравственности человеческих поступков интересовало человечество с древнейших времен.

В древнегреческой мифологии совесть персонифицирована в образе Эринний, богинь проклятья и мести по отношению к преступникам, и в образе Эвменид – благодетельниц по отношению к раскаявшимся.

В этике проблему личной совести впервые поставил Сократ, рассматривавший в качестве источника нравственных суждений индивида его самопознание и выступавший за освобождение индивида от безусловной власти над ним общественных и родовых традиций.

Позже в философской мысли наметились 2 линии трактовки совести: идеалистическая, предполагающая, что человек несет в себе совесть от рождения и осуществляет нравственный закон (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартр и др.), и материалистическая (Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, марксисты и др.), подчеркивающая социальный характер совести и ее связь с воспитанием.

Существует также религиозная трактовка совести как присутствие Бога в верующем человеке.

Совесть – одно из выражений нравственного сознания личности. В европейских языках «совесть» этимологически связано с понятием «совместное знание». В русском языке, по мнению исследователей, слово «со-весть» имеет аналогичное значение.

Таким образом, этимология понятия «совесть» подчеркивает, что основание нравственной регуляции поведения личности – принятые в обществе нормы поведения.

В психологии совесть определяется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний.

Итак, в психологии проблема нравственности рассматривается преимущественно в рамках индивидуального сознания. В то же время человек как носитель индивидуального сознания рассматривается как субъект культуры, который в своих поступках и переживаниях опирается на общечеловеческие нравственные и духовные ценности. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих поведение отдельного человека, и тем самым переводит его в иной способ бытия, который лежит вне отдельного человека.

Основная функция нравственного сознания – выражение отношения личности к осуществляемой ею самой поступках. В психологии поступок в качестве единицы нравственности был выделен С.Л. Рубинштейном. Неотъемлемое свойство нравственного поступка личности – необходимость выбора. Выбор необходим в ситуации столкновения собственных побуждений («Я хочу»), самооценки возможностей («Я могу») и нравственных убеждений, составляющих основу нравственного сознания («Я должен»).

Человек обретает свободу выбора в результате рефлексии на компоненты деятельности, осознавая пределы возможностей, реализации желаний, способностей их сохранять или изменять. Свободный выбор – это осознанный выбор одной из нескольких альтернатив, причем за результаты этого выбора человек несет ответственность. Выбор осуществляется по внутреннему убеждению, исходя из содержания Я-концепции, личных интересов и целей человека. Несмотря на то, что в обыденном сознании возможность выбора часто ассоциируется с неблагоприятным эмоциональным состоянием (поскольку она неразрывно связана с ответственностью за последствие этого выбора), с точки зрения практически ориентированных психологов она снижает риск психоэмоциональной дезадаптации. Отсутствие свободы выбора, понимаемое как внешнее принуждение к определенному поведению (в случае, если интериоризация моральных норм не произошла), субъективно переживается как эмоциональный дискомфорт (см. рисунок).

Рисунок

Соотношение моральной и нравственной регуляции поведения (по Григорьевой, 1997)

Позиция «Я выбираю» Позиция «Я должен»

Позиция последствий Сокращение возможности

своих выборов взаимодействия с миром

Принятие ответственности Подчинение Сопротивление

за свои выборы

Досада, обида Чувство вины

Личная свобода и ощущение

эмоционального комфорта Эмоциональный дискомфорт

Как и любое другое социально-психологическое образование, нравственное сознание личности формируется поэтапно, и в каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности.

Процесс интериоризации индивидом норм и ценностей, принятых в обществе, демонстрирует уровневая концепция морального сознания Л. Колберга. Колберг выделил 6 ступеней развития моральных суждений. В его работах, основанных на исследованиях Ж. Пиаже, нравственной развитие человека тесно связано с когнитивным развитием: для того чтобы человек смог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного уровня в когнитивном плане.

В течение десятилетий Колберг и его коллеги изучали проблему уровня морального развития человека, предлагая испытуемым, в частности, проанализировать моральные дилеммы такого типа: «Женщина умирает от рака. Аптекарь требует от мужа за лекарство сумму, в 10 раз превышающую его действительную стоимость. Отчаявшись достать денег, муж ночью похищает лекарство. Правильно ли он поступил?» Оказалось, что принимая решение о том, как поступить, или оценивая тот или иной поступок как хороший или плохой, человек может использовать разные аргументы: «За это накажут (похвалят)»; «Он мне (ему) сделал плохо, я отплачу ему тем же»; «Меня (его) перестанут уважать»; «Это справедливо, все поступают также в этих случаях»; «Я (он) перестану уважать себя, если сделаю так» и т.д.

Уровень предконвенциональной морали свойственен детям 4-10 лет и характеризуется отсутствием усвоенных понятий о хорошем и плохом. На уровне конвенциональной морали (10-13 лет) люди осознают интересы окружающих и общества в целом. Люди, достигшие уровня постконвенциональной морали (с 13 лет), способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

Таблица

Содержание ступеней развития моральных суждений (Пауэр, Хиггинс, Колберг, 1992)

Уровень Ступень Что правильно на этой ступени Мотивы «правильного» поведения Социальная перспектива ступени
Уровень 1. Предконвенциональный Ступень 1. Гетерономная мораль Избегание нарушений правил, которые приводят к наказанию. Послушание во имя послушания. Избегание нанесения физического ущерба людям и их собственности. Избегание наказания, высшая сила власти Эгоцентрическая точка зрения
Ступень 2. Индивидуализм, инструментальная цель и обмен Следование правилам только тогда, когда они соответствуют сиюминутным интересам личности. Поведение направлено на реализацию собственных интересов и потребностей; позволение другим поступать также. Правильно то, что справедливо (равный обмен, сделка, соглашение). Служить собственным потребностям и интересам в мире, где ты вынужден признавать, что другие люди также имеют собственные интересы Конкретная индивидуалистическая перспектива
Уровень 2. Конвенциональный (традиционный) Ступень 3. Межличностные ожидания и подчинение Жить в соответствии с ожиданиями близких. «Быть хорошим» важно и означает наличие добрых мотивов, отражающих заботу о других. Это означает поддержание лояльности, уважения и благодарности. Потребность быть хорошим в собственных глазах и глазах окружающих Перспектива личности во взаимодействии с другими личностями
Ступень 4. Социальная система и совесть Выполнение подлинных обязанностей, с которыми человек согласен. Поддержание законов, за исключением ситуаций конфликта с другими зафиксированными социальными обязанностями. Правильнее то, что приносится в жертву другим людям. Поддержание жизни системы, действие «как все» Разграничение социальных точек зрения, отделение их от межличностного соглашения
Уровень 3. Постконвенциональный (принципиальный) Ступень 5. Социальный договор или полезность и индивидуальные права Знание о различных ценностях и мнениях других людей, поддержание правил, основанных на социальном договоре, в интересах беспристрастности. В обществе должны поддерживаться некоторые безусловные ценности. Чувство долга перед законом в связи с принятием социального договора и сохранение верности законам ради общего блага Предшествующая общественной перспектива
Ступень 6. Универсальные этические принципы Следование самостоятельно избранным универсальным этическим принципам. Когда законы нарушают принципы, человек действует в соответствии с принципами. Вера в обоснованность универсальных моральных принципов и чувство личной приверженности им Перспектива моральной точки зрения, из которой проистекают социальные соглашения

В основу отечественных исследований нравственного развития положен принцип активности личности. Если бы человек только усваивал социальный опыт, он бы всегда поступал однозначно, в соответствии со стандартами. Присвоение социальных норм предполагает их ассимиляцию и творческое преобразование. Благодаря этому индивидуальное нравственное сознание каждой конкретной личности всегда отличается определенным своеобразием.

Соответственно, можно выделить 2 пути моральной социализации личности: рациональное осознание, при котором личность воспринимает существующие нормы как необходимые и полезные для общества в целом и для самой себя (мотивом реализации нравственных норм выступают долг и ответственность), и интернализация – превращение норм из внешней реальности в собственную жизненную позицию (регуляция поведения на основе совести).

Моральная норма может быть присвоена, станет внутренним опытом, когда она из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность. В этом случае норма начнет функционировать в отношениях человека, реально определяя их. Именно поэтому нравственные психические образования можно определить как отражение системы субъективных отношений человека к самому себе, людям и другим объектам внешнего мира, преломление общественных отношений в межличностных.

Отношения как субъективно-оценочные, избирательные связи человека с действительностью, представляющие собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в конкретных общественно-исторических условиях, согласно теории отношений В.Н. Мясищева, являются психологическим ядром личности, определяют характер ее переживаний, особенности восприятия и оценки действительности, поступки и поведение. Основанием для теории отношений В.Н. Мясищева послужили идеи А.Ф. Лазурского о взаимной обусловленности эндо- и экзопсихики – врожденных предрасположенностей человека и их реального самоосуществления в способностях, интересах, мировоззрении, поступках и поведении человека.

Отношение имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны или виды. Важнейшими видами отношений являются потребности, мотивы, эмоциональные связи человека с действительностью (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, — направленность личности. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Общественные отношения, безличные по своей природе, задают этические и правовые ориентиры для формирования межличностных отношений каждого конкретного человека посредством их интериоризации и личностной ассимиляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *