Духовное богатство

Вопрос духовности в настоящий момент рассматривается очень широко. Каждый по-своему понимает, что значит быть духовно богатым человеком. Для кого-то это понятие неразрывно связано с верой в Бога, кто-то расширяет границы своей души и совершенствуется с помощью восточных практик, а кто-то просто поступает, как альтруист и интересы других ставит выше собственных, например, как делала Мать Тереза.

Что означает быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый потому и богат, что на первый план ставит потребности души, а не тела. Для него значение имеют не материальные ценности, а те, которые способствуют совершенствованию души. Проявляя интерес к религии, живописи, музыке, другим видам искусства, человек познает окружающую среду и общественные явления. В результате наполняется его внутренний мир, человек развивается с разных сторон, становится интересным собеседником, думающим, имеющим на все свою точку зрения.

Духовно богатый человек стремится к самосовершенствованию. Он познает новое, пользуясь трудами и открытиями известных художников, писателей, поэтов. Действия и поступки такого человека ответственны и осмысленны. Мысли и побуждения всегда имеют положительный окрас, потому что он понимает, что настоящим кладом являются не материальные ценности, а внутренний мир, сила духа и духовные ценности. Но тем, кто интересуется, каким должен быть духовно богатый человек, стоит сказать, что наполненность души достигается не только путем знаний. Чаще всего к этому приходят через страдания. Испытания меняют мировоззрение, как говорят, переворачивают мир с ног на голову.

Тем, кто задается вопросом, что значит быть духовно богатым, стоит ответить, что багаж знаний человек может собирать всю жизнь и так и не достичь совершенствования, а страдания делают это за более короткий срок. Бывает, что одно-единственное событие переворачивает весь менталитет, перечеркивает прошлую жизнь, разделяя ее на «до» и «после». Нередко люди после этого приходят к Богу, рассматривая духовное благополучие как отношение с единым Творцом.

Отличительные признаки человека с богатым внутренним духовным миром

Такие люди излучают какой-то внутренний свет, который просачивается сквозь добрую улыбку, взгляд мудрых глаз и желание делиться своим богатством с другими.

Высоконравственность – вот что характерно для таких людей. Они наделены честностью и ответственностью, в них чувствуется достоинство, которое выражается в уважительном отношении к другим, доброжелательности и преданности.

Такие люди все делают не от ума, а от сердца. Они понимают истинный смысл заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» и следуют ей.

Скромность и всепрощение – вот что их отличает. При этом речь идет не только о прощении других людей, но и самого себя. Они осознают всю глубину своих ошибок и в первую очередь каются перед собой.

В их сердце живет умиротворенность и гармония. Там нет места низменным страстям и эмоциям. Они понимают всю бессмысленность чувства вины, агрессии или гнева и несут в мир только добро.

Конечно, стать человеком с богатой душой непросто. Здесь играет роль совокупность всех факторов – воспитания, образования и набожности. Можно быть набожным человеком, но так и не понять, в чем смысл веры, а можно много читать и развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, но остаться черствым в душе и ненавидящим всех и вся. Вообще духовное богатство неотделимо от снисходительности, мудрости, терпения и готовности в любую минуту протянуть своему ближнему руку помощи. Только отдавая, ничего не требуя взамен, можно обогатиться.

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто
хочет иметь больше»
«Кто ни в чем не нуждается, тот богат».
Оба приведенных афоризма принадлежат Сенеке и содержат банальную истину, состоящую в том, что бедность и богатство – понятия относительные. Полагаю, против этой истины мало кто будет возражать. На мой взгляд, уровень нашей жизни можно представить в виде дроби, с нашими возможностями, в числителе, и нашими желаниями, в знаменателе. В известном тосте, из фильма «Кавказская пленница», есть слова: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». СОВПАДАЛИ! Мне кажется, в таком совпадении и состоит то, что мы называем «ДОСТАТКОМ».
Если наши возможности (числитель) превышают наши желания — мы богаты, если наши желания (знаменатель) превышают наши возможности – мы бедны. С математической точки зрения, «коэффициент достатка» равен единице, а «коэффициенты богатства и бедности», выше или ниже единицы.
Но все это общие, теоретические рассуждения, относящиеся, главным образом, к материальному благосостоянию, не учитывающие другие виды богатства и бедности, которые, однако же, не менее реальны. В первую очередь, мы можем здесь вспомнить, об эмоциональном богатстве человека, то есть, о его эстетическом развитии, способности глубоко, тонко чувствовать красоту природы, поэзию, музыку, качественный кинематограф и т.д. Эмоциональное богатство напрямую связано с интеллектуальным богатством, то есть, со знаниями и способностью творческого мышления. Это понятно. Для того, чтобы наслаждаться произведениями искусства нужно их знать, а творческая мысль всегда страстна, насыщена эмоциями.
В соответствии с тройственным составом человека (тело, душа, дух) эмоциональное и интеллектуальное богатство, в сумме, можно назвать душевным богатством, которое возможно противопоставлять духовному богатству, о котором речь пойдет ниже.
На мой взгляд, душевное богатство неизмеримо важнее богатства материального, так же, как душа человека важнее его тела. Если материально богатый человек эмоционально ограничен, беден, как он сможет использовать свое богатство, какую выгоду сможет из него извлечь? Дворцы, яхты, автомобили, швейцарские часы, модная одежда, первосортные коньяки и вина, телевизор на всю стену – разве подобные блага могут насытить душу, стремящуюся к познанию и творчеству? Материально богатый человек может купить все самые значительные произведения мировой литературы, поставить их у себя на полке, но этим все и ограничится, если он беден душевно. В лучшем случае, он будет, время от времени, доставать книги с полки, перелистывать их, и затем со вздохом ставить обратно. Ну, может быть, иногда посмотрит картинки в книгах, если обнаружит.
Однажды, я проходил по улице мимо внушительного, блестящего лаком на солнце, джипа. Столь дорогая машина не оставляла сомнений в материальном благосостоянии ее владельца. И в этой роскошной машине звучала музыка, которую музыкой назвать можно было лишь с большой натяжкой. Гудели, били по ушам, низкие частоты колонок, и под этот ужасный грохот, что — то повизгивал голосок какой-то эстрадной певички. «Бедненький» — подумал я о владельце джипа – «Какое же фуфло ты слушаешь. А я приду сейчас домой и включу Шопена, Грига, Вагнера». Никогда бы не поменялся местами с этим богатеем, как, впрочем, и он со мной. Но тут уж, как говорится, каждому свое.
Духовное богатство очень отличается от душевного (эмоционального + интеллектуального) богатства. Духовно богатый человек наполнен собой и мало зависим от внешних источников наполнения ума. Духовно богатый человек не нуждается в компьютере, телевизоре, книгах, музыке. Любая вещь, любое занятие будут ограничивать его, нарушать внутреннюю полноту. Не представляю себе Рамакришну или Серафима Саровского, за книгой, телевизором или компьютером. По себе знаю, как ничем не хочется заниматься по утрам (особенно пустыми разговорами) когда душа, обновленная ночным сном, еще не успела расплескать себя. Увы, только по утрам.
У Раджниша есть такая мысль:
«Уму нужно постоянное занятие, иначе ум не может существовать. Но если вы чувствуете, что быть не занятым ничем, без всякого дела, просто быть, что это полно смысла, значительно, тогда вы религиозный человек».
По-моему, фраза Раджниша идеально определяет не религиозного человека, а человека духовно богатого.
Лично я не отношусь к людям духовно богатым, ибо слишком зависим от внешней информации. Мне необходимы компьютер, планшет, аудиокниги, музыкальные записи и т.д. Когда однажды, вечером, у нас в квартире надолго погас свет, я не знал чем занять себя, и мне было скучно. Я все время что-то вспоминал, что-то обдумывал, но всем своим существом ожидал включения света.
Поставлю вопрос: нужно ли человеку стремиться к духовному богатству в молодые и зрелые годы жизни, пренебрегая своим эмоциональным и интеллектуальным развитием? Вспоминаю стихийные книжные базары 90-х годов прошлого века, продавцов и покупателей эзотерической литературы. Какие-то юноши, в джинсиках, иногда с косичками, с отрешенными взглядами, непонятные, загадочные… Нет, не думаю, что молодым людям правильно, естественно, увлекаться восточными практиками, усмирять ум, углубляться в себя, стремиться к какой-то самореализации и просветлению. Нужна правильная последовательность: сначала развитие душевное, затем развитие духовное.
Молодой человек, на мой взгляд, должен жить полноценной «земной» жизнью: ставить себе мирские цели, устраивать личную жизнь, влюбляться, делать ошибки, набивать шишки, открывать для себя сокровища мировой культуры прошлого и настоящего, заниматься творчеством. Это не относится к людям с монашескими склонностями, изначально чуждым всему земному, речь идет о людях обычных. И только в определенном возрасте, когда главный труд жизни позади, пришло время пенсии и появились внуки, можно уже заняться «усмирением ума» и накоплением духовного богатства. Мне так кажется, хотя возможно я ошибаюсь.
Добавлю в заключение, что духовное богатство, в процессе жизни, накапливается само собой, даже если мы к нему не стремимся. С возрастом слабеет наша энергетика, отмирают сами собой некоторые страсти, появляется жизненная мудрость. Серафим Саровский сказал об этом так: «Как воск, не разогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати Божией».

Богатство– совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, …).

Богатство– запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ- элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ,греч. 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *