Духовность человека

3 июня 2020 в 14:41

В суете наших дней мы редко вспоминаем о нашей душе. Все реже мы задумываемся, счастливы мы или нет, радует ли нас каждое утро, как стать духовно сильным человеком. Мы постоянно работаем, ведем быт, воспитываем детей. И все вроде у нас хорошо, но почему то в один прекрасный день просыпаемся с настроением, что все не так и все не то, под ложечкой свербит, и только тогда приходит осознание, что это выражается недовольства нашей души. Недовольства чем? – спросите Вы. Тем что она бедна, одинока и не получает от вас заботы.

Как стать духовно сильным человеком — советы

Духовное богатство можно интерпретировать по-разному, как религиозное обогащение, так и совершенствование самого себя в моральных аспектах. Да и особо это не имеет значения, потому что очень индивидуально, главное ведь получить удовлетворение внутри себя, а не показать другим кокой вы хороший.

Духовное богатство определяется вашим отличным настроением каждый день, чувства удовлетворенности от вашей деятельности, состоянием эйфории в любой момент времени. На земле вряд ли найдется человек, который не хотел бы достигнуть внутреннего согласия с самим собой. Для этих целей мы дадим вам ряд советов, которые помогут начать духовное развитие, помогут взглянуть на мир другими глазами, и ответят на вопрос как быть духовно богатым человеком.

Постарайтесь стать добрым человеком по отношению к другим. Это не так просто, но если представлять что на месте другого себя, со временем вы будет лучше понимать поступки людей находящихся в окружении и будете, доброжелательнее к ним относится. Вы сами почувствуете насколько приятно быть добрым человеком, какое количество позитивной энергии в вас появиться.

Вам необходимо найти время для самого себя, с целью получения внутреннего спокойствия и сосредоточенности. На данный момент много практик, которые позволят вам сделать это без дополнительного материального вложения. К примеру, это может быть медитация, музыку для которой вы легко найдете в интернете, как практику осуществления.

Чтобы стать духовно сильным человеком — больше прощайте. Особенно это касается застарелых обид, от которых вы только слабеете, потому что много энергии тратите на злость к людям нанесших её. Отпустите их, воспроизведите мысленно всю неприятную историю, найдите причину её, исправьте её в воображении так, чтобы был положительный исход.

Не вступайте в открытые конфликты с руганью и поднятием тона. Помните, что при любом конфликте вы отдаете свою энергию человеку, с кем ругаетесь, а если человек сам провоцирует вас, то ему просто не хватает заряда своих сил и он хочет взять их у вас.

Тут перечислены основные моменты, при использовании которых хотя бы отчасти вы почувствуете приток позитивной энергетики, которая сыграет роль двигателя в вашей дальнейшей жизни. Здоровье улучшиться и каждый день глаза начнут светиться от удовольствия наступившего дня.

Как стать сильным физически и духовно — рекомендации

Физически сильных людей среди нас множество, их можно увидеть и в спорте, и в развлекательных программах, а можно встретить и в повседневной жизни. Но все ли из них сильны духом? Конечно, нет, физическая сила не имеет ничего общего с духовной. Но как же быть духовно сильным человеком и что это сила собой представляет, попробуем разобраться в этом.

Духовная сила представляет собой сочетания множества качеств, таких как умение, с улыбкой справляться с любыми сложными ситуациями в жизни, самопожертвования ради других, способностью обучать духовности других. Конечно же, они должны быть эмоционально устойчивыми, грациозно справляться как с внутренними конфликтами, так и с внешними.

Необходимо обозначить несколько правил как быть духовно сильным на практике:

Быть духовно сильным — значит иметь устоявшиеся убеждения, конкретные взгляды на любые вопросы. При этом они должны быть настолько, соответствовать вашим действиям, чтобы никто не смог как опровергнуть, так и усомниться в их правильности. На любой вопрос касаемый ваших убеждений должен быть четкий лаконичный ответ. Не имеет значение выбранная суть взглядов, она может быть на религиозной основе, может быть основана на магии главное, чтобы вы могли отстоять её;

Вы должны излучать позитив во всем, не вступать в конфликты, наоборот их гасить. Духовно сильные люди несут окружающим только добро, а на пощечину подставляют другую щеку. Вас ничего не должно выводить из равновесия, этого можно добиться хоть йогой, хоть медитацией;

Проявляйте уважение к малодушным людям, при этом, не перепутав его с жалостью к ним. Всем свое предназначение и скорее всего их душа хочет именно такого отношения к жизни и к себе.

Не навязывайте свой образ жизни и убеждения кому-либо. Помните это ваш выбор, а не других людей. Если кто заинтересуется вашим отношением к жизни, сам обратиться к вам, и тогда вы полностью раскроете все тайны взглядов, и отношения к окружающему миру.

Не останавливайтесь на достигнутом просветлении, если хотите стать духовно сильным. Духовно сильные люди развивают себя всю жизнь, постигая все новые и новые тайны души.

При обращении к вам за помощью, которую вы можете оказать, не отказывайте в этом. Сильный духом человек может вывести на своих плечах 10 слабых. Но при этом надо соблюсти золотую середину, всему человечеству вам и жизни не хватит помочь, и при этом вы должны находить время для восстановления и своих сил.

Духовно сильный человек точно знает свое жизненное предназначение, располагает способами и методами осуществления этого предназначения. При назначении себя духовным лидером несет ответственность за мировоззрение и отношение к жизни окружающих.

Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала – не сводимого ни к природному, ни к общественному началу; не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей – сколь угодно культурной среды. Это начало – духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человеквпервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его взаимоотношениях с Божеством.

Так получилось, что богословие, и особенно святоотеческое, не знало понятия человеческой личности. По словам В.Н. Лосского , в святоотеческом богословии нет того, что можно было бы назвать особым, отдельным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко. И тем не менее именно в тайне Пресвятой Троицы пытались раскрыть православные богословы и тайну человеческой личности. Не вдаваясь в подробное изложение всех рассуждений на эту тему, отмечу, что были выработаны две базовые категории: «усия» –сущность человека, фиксирующая глубину непознаваемой трансценденции его природы, его самости; и «ипостась» –как несводимость человека к его природе, как особый способ существования в мире, как его адресованность к Другим.

Человек не только усия, но и ипостась

О. Павел Флоренский говорил о том, что человек не только усия, но и ипостась, не только темное хотение, но и светлый образ, не только родовая подоснова человека, но и просвечивающий его лик, явно выступающий у святых, просвечивающий на иконе. Усия – самость – утверждается в человеке как его индивидуальное начало, через нее род собирается в одну точку. Напротив, ипостась – разумная, личная идея человека, его духовный облик, его лик. Говоря о несводимости личностного к природному, самостному, мы говорим не о другой, еще не об одной «природе, сущности», а ком-то, кто отличен от своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, эту природу превосходит; кто этим превосходством дает существование ей как природе собственно человеческой; и в то же время не существует сам по себе, вне своей природы, которую он «воипостазирует» и над которой непрестанно восходит.


То, что является для нас самым дорогим в человеке, то, что делает его «им самим», – неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «беспрецедентной». Человек, определяемый только своей природой, действующий в силу своих природных свойств, в силу своего характера, наименее личен.Утверждая себя как индивид, как собственник своей природы, сводя свое «Я» к своей природе и противополагая ее другим природам, человек тем самым осуществляет смешение личности и природы(ипостаси и усии). Это свойственное падшему человечеству смешение и обозначается по-русски самость,которая, кстати, не совпадает с содержанием таких слов, как «эгоизм», «эгоцентризм», «индивидуализм » и др. Последнее это уже индивидуальная, ценностная установка самосознания в своем дистанцировании, отчуждении человека от других.

Личность – целостный способ бытия человека

Введя две категории – сущности (природы) человека и способа его существования в человечестве, сообщая каждой из них свое отдельное значение, святые отцы могли впредь беспрепятственно укоренять личность в бытии и персонализировать саму онтологию человека.Итак, личность– не есть качество, не есть особая структура свойств или черт; это прежде все и главным образом – целостный, всеохватный способ бытия сразу всего человека, в своей предельной адресованности Другому и в своей предельной открытости – Богу. Подобная целостность, а главное – тотальность личностного бытия не есть, конечно, плод естественного созревания. Здесь всякий раз – усилие и преодоление собственной самости и восхождение к собственной ипостаси. Именно поэтому В.В. Давыдов мог позволить себе сказать, вслед за Ф.М. Достоевским: личностью надо «выделаться» и не всякий индивид во всякое время является личностью, осуществляет личностный способ бытия.

Шанс быть личностью

В заключение, опираясь на еще одно высказывание В.В. Давыдова, скажу буквально несколько слов о соотношении категорий «субъект» и «личность». Только становясь субъектом своих действий и своей деятельности(масштаб субъектности, понятно, может быть различным), человек впервые обретает шанс быть личностью.И еще раз подчеркну, что в нашей византийско-православной, европейско-русской культуре субъектностьесть предельно необходимая предпосылка личностного способа бытия человека в Мире. Необходимая, но… не достаточная .Необходим еще – и Другой, необходимо событийствование с Абсолютным Другим, чтобы эта возможность стала действительностью. В противном случае и сам человек, и мы – сожительствующие с ним, постоянно будем сталкиваться с пошлым разнообразием частных форм персональности (налично-обыденных форм «личности»), которые без Божьей помощи не соберутся в подлинно личное бытие.

§ Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3–17.

§ Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

§ Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

§ Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.

§ Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.

» Назад

Прояснение термина Духовность 05.05.2016 17:17

Для лучшего понимания темы сначала надо прояснить значение слова ДУХОВНОСТЬ.

ДУХО́ВНОСТЬ, — Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Продолжаем прояснение по другим источникам:

  • Духовность — ♦ Spiritualité Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни…
    Философский словарь Спонвиля
  • Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
    Большая психологическая энциклопедия

  • Духовность — религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность
    Словарь синонимов

  • Духовность — может трактоваться как: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; высокоразвитая форма психического в человеке …
    Официальная терминология

  • Духовность — ДУХОВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.).
    Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …

  • Духовность — ДУХОВНОСТЬ такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических…
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Духовность — Духовность в самом общем смысле совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций…
    Википедия

  • Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути.…
    Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Духовность — высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений …
    Русская история

  • Духовность – одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности…
    Словарь-справочник по социальной работе

Мне лично больше нравится современная трактовка термина:
Духовность, как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; высокоразвитая форма психического в человеке.

Но все же самым точным и глубинным пониманием этого термина считаю определение Духовности, данное советским писателем середины прошлого столетия Александром Зиновьевым:

«Духовность не измеряется уровнем осознанности, бытовыми привычками и общей культурой, правильными, с точки господствующей моды, и убеждениями. Даже личной душевностью и добросердечием духовность не является. Все это значимо, но все это лишь сопутствующие признаки, следствия, ибо феномены. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер. Духовность определяется только одним — добровольным и осознанным отказом от главного наслаждения — участия в общем и повсеместном унижениии человека человеком.»

Мы все каждодневно осознанно и неосознанно участвуем в этом процессе. Не унизить, так хоть немножко возвыситься. Не это ли приводит нас к многочисленным разочарованиям и неудачам в жизни? Там немножко унизил, здесь немножко возвысился…И никакая культура, никакие драмы и оперы это не покроют.И никакими молитвами и посещением святых мест, чтением духовных трактатов и представлением духовных образов нам это не компенсировать.
А каждому из нас предстоит осознать свою тьму, и добровольно от нее отказаться.

За историческое короткое время, в годы независимости наша республика достигла зерновой и нефте-газовой независимости, миллионы людей получили право свободного использования личной собственности, личного капитала, возродилась историческая память народа, развиваются культура, просвещение и духовность. В 49-статье нашей Конституции определено, что «Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана». Это обеспечивает уважительное отношение к бесценному духовному наследию народа. В 4-статье гарантируется «уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития» .

С достижением независимости Узбекистана вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. В узбекском языке есть понятия «духовность человека», «духовность народа», «духовность общества», «духовность нации», в сущности и содержании которых отражены жизненные критерии, связанные с судьбами человека, народа, общества и нации. Президент страны Ислам Каримов в течение последних лет в своих выступлениях, произведениях и интервью затрагивает вопросы духовности, воспитания всесторонне развитого молодого поколения, духовного возрождения. В своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» И. Каримов дал определение понятию «духовность»: «духовность призывает человека к духовному очищению, душевному росту и является несравненной силой, которая укрепляет веру и внутренний мир человека, силу воли, служит критерием его мировоззрения» . В этом произведении он даёт описание духовных ценностей и подчеркивает их важность в воспитании как нынешнего, так и будущих поколений. Духовные корни нашего народа глубоки. Их возрождение и обогащение новым содержанием исходя из реалий нынешнего времени является одной из важнейших задач в деле развития духовности. В последние годы в Узбеки стане уделяется большое внимание возрождению духовного наследия. В связи с этим в республике праздновались юбилеи таких великих мыслителей, как Навои, Бабур, аль Фергани, аль Беруни, Ибн Сина, аль Бухари, аль Мотуриди, ат Термизи и других. В связи с памятными датами были изданы их произведения, которые обогатили фонды всех библиотек и информационно-ресурсных центров.

Духовность считается основным критерием, определяющим прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность. А это служит необходимым фундаментом для всестороннего развития личности. Велика роль духовности в укреплении и развитии нравственных качеств народа. Как подчеркнул Президент И. А. Каримов в своём произведении «На пути духовного возрождения»: «Укрепление и развитие духовного состояния нашего народа — одна из важнейших задач государства и общества в Узбекистане. Духовность — это такой драгоценный плод, который созрел в душе нашего древнего и юного народа, взращенный чувством понимания своей независимости и любви к свободе” .

Духовность — понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие и систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религию и религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множества конкретных ценностей. Естественно, не все они равнозначны по своим возможностям служить потребностям независимости, влиять на общество и людей .

В последнее время в общественной науке уделяется внимание определению понятия «духовность”, выявлению ее места в жизни общества, нации и человека. Узбекистанский философ А.Жалолов в своей книге «Ответственность независимости” пишет, что «Духовность — родовой признак человека, неотделимая составная часть его деятельности, продукт его сознания и ума” . В своей статье «Философия жизни и жизнь философии”он расширяет это определение: «Духовность — это духовное содержание деятельности человека, посредством духовности люди осознают себя, изучают особенности общества, природы, их бытия, а также особенности прогресса, открывают их законы, и опираясь на них, решают проблемы условий своей жизни и практической деятельности” . «Жизнь без духовности как тёмная комната”, пишет он. А.Иброхимов, Х.Султонов определяют духовность как «понятие, олицетворяющее внутреннюю жизнь, душу, восприятие общества, нации и отдельно взятого человека” . В различных докладах, сделанных на конференциях, встречаются такие трактовки, как «духовность — это система, положительно влияющая на всестороннее развитие человечества, это нравственность, знания, наука, вера и преданность”, или «духовность — это сумма умственных, нравственных, научных, практических, идеологических взглядов человека, степень отражения его религиозных и светских взглядов”. По мнению А.Эркаева, «духовность — сущность человека в качестве социокультурного сущего, то есть единый комплекс таких качеств человека, как доброта, справедливость, честность, совесть, патриотизм, любовь к красоте, ненависть к злу, воля, мужество и других достоинств” .

Духовность — это самосознание человека, его проницательность, умение различить справедливость от подлости, хорошее от плохого, красивое от безобразного, уверенность от своенравия, умение поставить перед собой высокие цели и идеи, стремление к их воплощению. Как сказал И. А. Каримов, духовность — это не подарок судьбы. Для того чтобы духовность воцарилась в душе человека необходимо работать от души и с совестью, с умом и руками . Развитию духовности способствуют семейная среда, согласие в обществе, практическое воплощение справедливости и гуманизма в государственной политике. Хотя человек рождается от отца с матерью, тем не менее, его нравственность, достоинства, духовный мир формируются под влиянием социальных, политических и экономических отношений в обществе. Духовный мир человека как продукт общественного развития, оказывает большое влияние на развитие общества. Насколько будут сильнее у людей нравственность, совесть, честность, трудолюбие, гуманизм, патриотизм, чувство национального и человеческого достоинства и гордости, сознание долга и ответственности, настолько общественное развитие будет стабильнее, и в нем воцарятся мир и спокойствие.

Как подчеркнул И. Каримов в своей речи на первой сессии Олий Мажлиса первого созыва: «Судьбу прогресса решают духовно зрелые люди. Технические знания, способность овладеть сложными технологиями должны идти в ногу с духовным совершенством, с независимым мышлением» . Как без духовности не бывает справедливого, имеющего возможность к подъёму общества, так и духовность не может развиваться без общества. Духовность является важным фактором, ведущим нацию к прогрессу, к могуществу государства.

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. Новая редакция. — Т., 2014

2. Karimov I. A. Villiy istiqlol, iqtisod, siyosat, mafkura. — T.:O’zbekiston, 1993. 74-b.

4. Karimov I. A. Ma’naviy yuksalish yo’lida. — T., 1998.78-b.

5. Karimov I. A. Yuksak ma’naviyat — yengilmas kuch. — T.:Ma’naviyat, 2008.

6. Jalolov A. Mustaqillik mas’uliyati. — T.:O’qituvchi, 1996. 29-b.

7. Ibrohimov A., Sultonov X., Jo’rayev N. Vatan tuyg’usi. — T., 1996. 111-b.

8. Высокая духовность — фундамент будущего. // Голос Узбекистана. 24.12.2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *