Духовные права человека

Юридическая консультация > Административное право > Значение конституционных прав и свобод человека и гражданина в России

Система прав и свобод человека регламентируется Конституцией РФ, а также требованиями Международного права. Она гарантирует защиту отдельных индивидов и целого общества. Права и свободы – неотъемлемая часть жизни. Без их существования не было бы полноценного высокоразвитого общества с его нормами, законами, установками.

Признание прав и свобод человека

Высшими ценностями в государстве являются права и свободы человека

Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека, которые определяются как высшая ценность. Гражданин любой страны обретает привилегии с рождения.

В соответствии законом РФ, все люди равны перед судом, государство не ущемляет полномочия женщин, а общепринятые международные положения в приоритете у законодательства России.

Для ограничения прав законом должны быть веские основания. Человек не вправе использовать свободы для того, чтобы вносить корректировки (либо изменения) в конституционный строй, особенно, если он применяет насильственные методы.

Строго-настрого запрещается разжигать расовые, межнациональные конфликты, выражать ненависть в отношении религии, пропагандировать аморальный образ жизни, предпринимать любые действия, которые могли бы нанести людям вред.

Категорически запрещается провоцировать войну. Привилегии, принадлежащие человеку, являются волей общественности. Государство выполняет разные функции, в том числе – обеспечивает вышеназванные привилегии и свободы. Тот, кто имеет статус гражданина, тесно взаимосвязан с государством, соответственно, с его законами. Человек несет ответственность за свои действия. Государство помогает реализовывать прерогативы человека, также – препятствует нелегальному ограничению свобод.

Привилегии – это возможности. Они неразделимы и обусловлены потребностями людей. Государство дает право на использование социальных, политических, религиозных культурных благ. Свободы человека имеют некоторые отличия. Они подразумевают целенаправленное осознанное определение личности как индивидуальности.

Свобода предполагает невмешательство в интересы субъекта. Она гарантирует самостоятельность социально-политических взглядов. Это значит, человек осознанно делает выбор, действует, руководствуясь потребностями и жизненными целями.

Гражданин любой страны не вправе ограничивать свободу другого, если на это нет веских причин. Государство сводит к минимуму вмешательство в социальную сферу и экономику. Если оно будет излишне активным в отношении общества, полномочия и свободы людей ограничатся.

Тоталитаризм, при котором общественные отношения находятся под контролем власти, в России неприемлем. Анархисты всегда идут против государства, предлагая уничтожить власть. Если следовать их умозаключениям, не будет стабильности в политических отношениях, начнут развиваться конфликты, возникнет кризис. Без внешней политики невозможно гарантировать прерогативы и свободы людей.

Гарантии государства

Различают 2 вида:

  1. Естественные. Гражданин любой страны получает прерогативы с момента рождения, при этом не учитывается уровень развития конкретной страны (или республики). Право на жизнь – самое главное.
  2. Приобретенные (обусловленные развитие государства). Такие привилегии появляются у человека, когда он становится ячейкой общества. К приобретенным относят: право на политические взгляды, убеждения, свободу вероисповедания и выбора.

Классификация

Когда гражданин становится совершеннолетним, у него появляется право выбирать главу государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, они делятся на несколько категорий:

  • личные;
  • политические;
  • социальные;
  • экономические.

Естественные и приобретенные прерогативы – неотъемлемая часть личности. Любой человек вне зависимости от половой, религиозной или расовой принадлежности несет ответственность перед законом. Защита прав и свобод осуществляется в судебном порядке.

Для защиты интересов в суде гражданин может попросить помощь квалифицированного юриста (в некоторых случаях она предоставляется бесплатно). В Российской Федерации есть презумпция невиновности. Это значит, нельзя считать подозреваемого виновным, пока уполномоченные органы не докажут его вину. Обязанности гражданина: уплата налогов, защита Отечества.

Реализация и защита

Государство гарантирует защиту прав и свобод граждан. Соответствующие сведения есть в положениях конституции. Российская Федерация не проектирует законы, нарушающие свободы человека, в частности гражданина. Если ФЗ принимает решение об ограничении свобод и привилегий, вступает в силу соответствующий закон.

Но цель таких действий – защитить граждан и конституционный строй. Закон не может обрести обратную силу, в результате которой ответственность будет отягощена. Обвиняемый в преступлении гражданин может подать апелляцию и обжаловать решение суда. Если органы государственной власти проявляли бездействие, человек вправе на них пожаловаться.

Уполномоченные органы рассматривают жалобу и принимают решение. Нарушение прав человека – создание преград на пути к свободе. При необходимости человек получает квалифицированную бесплатную помощь.

Существует 3 поколения:

  1. Первое основано на принципах классического либерализма. В этом случае олицетворяется индивидуализм, а государство является «охранником его интересов».
  2. В основе второго поколения лежит идея социальной перестройки общества. Государство должно ограждать людей от возможных плохих последствий рыночной экономики. При этом каждый вправе достойно существовать. Культурные и социально-экономические потребности играют главную роль.
  3. Третье поколение имеет в основе общепризнанные коллективные права. Государство несет ответственность за сохранность окружающей среды, экологическую обстановку. Целью также является защита личных прав и свобод. Коллектив не может нарушать права одного человека.

Личные прерогативы

Личные права и свободы человека принадлежат к первому поколению. В данном случае человек является ячейкой общества и имеет право на индивидуальность. Именно такие привилегии послужили толчком к демократии. Право на жизнь является главным и относится к категории «Личные». По этой причине в России нет смертной казни.

У каждого человека есть прерогатива на личную жизнь и свободу передвижения (если в конкретном случае она не ограничена). Также у людей есть права на личные тайны. При необходимости человек защищает свою честь и достоинство.

Переписка, телефонные переговоры должны быть конфиденциальными. Запрещается распространять какую-либо информацию об индивиде, если он на это не соглашается.

Важную роль в жизни человека играет право на неприкосновенность имущества, в том числе – недвижимого. Любой гражданин вправе говорить на родном языке, дискриминация запрещена.

Политические

Политические

Они помогают гражданину взаимодействовать с государством и обществом. Человек вправе участвовать в политической жизни, выражать свою точку зрения. Политические прерогативы принадлежат ко второму поколению. Они включают в себя свободу слова, право человека объединяться с группой лиц для создания союзов.

В соответствии с политическими правами и свободами, гражданин может участвовать в мирных митингах и демонстрациях, целью которых является выражение собственного мнения. Избирательное, как неотъемлемая часть политических прав, делится на 2 вида: активное и пассивное. В первом случае гражданин принимает участие в выборах, во втором – претендует на место главы.

Политические привилегии дают возможность объединяться в группы для защиты профессиональных интересов. Принимая участия в митингах, демонстрациях и любых подобных мероприятиях, запрещается использовать оружие. Закон предусматривает замену военной службы на гражданскую, если вероисповедание человека запрещают военную службу.

Политические свободы предполагают свободу слова, при которой человек выражает мысли. Однако своими высказываниями он не должен нарушать интересы других граждан, заниматься дискриминацией, пропагандировать незаконные действия, провоцировать религиозную рознь.

Право на добычу информации обусловлено естественными потребностями человека. Но ему запрещается распространять информацию, которая является тайной государства. Любой гражданин имеет возможность получать сведения о себе, узнавать историю рода и т. п.

Экономические и социальные

Данные привилегии гарантируют получение от государства материальных благ

Привилегии, относящиеся к этим категориям, гарантируют человеку благополучную социальную жизнь. Законы РФ дают пояснения. Человек вправе иметь частную собственность, пользоваться имуществом. Отчуждение материальных благ запрещено, если не было соответствующего судебного решения.

Человек, который нарушил закон, несет административную или уголовную ответственность, но государство не может отнять имущество. К социальным также относят право наследования. Свобода труда гарантирует человеку выбор сферы деятельности. Принудительная работа запрещена российским законодательством. Каждый человек вправе получать денежные средства за выполненную работу.

Запрещена дискриминация в трудовых отношениях. Человек может оспаривать какие-либо решения работодателя, предлагать нововведения, которые смогли бы повысить эффективность труда.

Социальные гарантируют медицинскую помощь, которая является бесплатной при наличии страхового полиса. Человек может самостоятельно принимать решение о выборе врача, требовать компенсацию ущерба, нанесенного медицинским работником. К социальным привилегиям также относят право получать образование.

Культурные

Цель прав этой категории – обеспечить духовное и интеллектуальное развитие. В соответствии с законодательством РФ, гражданин любой страны может иметь доступ к образовательным и культурным ценностям. Он впарве участвовать в литературных, научных, художественных мероприятиях. Культурные включают свободу творчества. Законодательство Российской Федерации гарантирует защиту прав на интеллектуальную собственность.

Актуальность знания прав и свобод

Человек, владеющий информацией о правах и свободах, может реализовывать себя, выбирать подходящие религии, профессии, убеждения. Законодательство РФ защищает права человека как личности, не ущемляя их. Они обеспечивают продуктивное взаимодействие между отдельными группами. Трудно провести грань между правами и свободами, поскольку эти 2 понятия тесно взаимосвязаны.

При отсутствии прав на духовную, политическую и экономическую жизнь у людей не было бы возможности развиваться. Существование экономической среды невозможно без государства, которое регламентирует права и свободы личности. Государство признает и обеспечивает их надежную защиту.

Наряду с главнейшим правом на жизнь, человек имеет право защищать личное достоинство, тайны, имущество (движимое и недвижимое). Если кто-либо пытается нарушить права, есть возможность обратиться в суд для их полной защиты. В то же время человек, в частности гражданин, имеет обязанности перед обществом и государством. Здесь имеется в виду соблюдение законов.

Права и свободы необходимо отстаивать, поскольку их нарушение категорически запрещено. Любого рода дискриминации, а также провоцирование войны и массовых беспорядков должна пресекаться законом. Наконец, человек вправе выражать индивидуальность, не нанося при этом физического или морального вреда другим людям.

Видео ответы юриста на вопросы о правах и свободах в Конституции РФ:

V.1. С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления. Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить нравы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. Наконец, в годы богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне обращались к власти и обществу, защищая свободу исповедания веры, отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа.

V.2. Точно так же и сегодня мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле — заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами, субъектами экономики, псевдорелигиозными группами, террористическими и иными преступными сообществами. Все чаще достоинство и права человека приходится ограждать от разрушительной информационной агрессии.

Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:

— отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на совершение молитвы и богослужения, на сохранение духовно-культурных традиций, на следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере общественного действия;

— противостояние преступлениям на почве национальной и религиозной вражды;

— охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;

— защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе межнациональных, политических, экономических и социальных конфликтов;

— пастырское попечение о воинах, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;

— забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;

— защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;

— попечение о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект;

— поддержка семьи в ее традиционном понимании, отцовства, материнства и детства;

— противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности, а также в проституцию, наркоманию, игроманию;

— забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;

— недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;

— воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

— экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;

— участие в общественном контроле за исполнением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справедливых судебных решений.

V.3. Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере. В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Христа Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40).

V.4. Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие. Оно может проявляться в самых разных формах – например, в свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав. Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных конфессий и религий.

Настоящий документ принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий. К изучению и обсуждению документа также приглашаются иные христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации.

Общая характеристика религиозной системы права

Предметом полного и глубокого исследования ученых в области сравнительного правоведения традиционно становятся те формы и особенности систем права, которые могут быть обнаружены в различных государствах. В результате, на современном этапе принято выделять две наиболее распространенные группы систем права – романо-германскую и англо-саксонскую, в основе разграничения которых лежит различное понимание, норм, источников права и т.д.

При этом в отдельных регионах земного шара не утратила своего значения религиозная система права, или, как ее чаще именуют – религиозная правовая семья, поскольку в ее состав входит целая совокупность правовых систем различных государств, в основе построения которых лежит религиозное право.

Определение 1

В наиболее общем виде религиозная система права может быть определена как одна из сложившихся исторически форм права, в основе возникновения и формирования которой лежат религиозные постулаты, состоящие из внешне выраженной воли божества, закрепленной в священных писаниях или преданиях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Религиозная система права 400 руб.
  • Реферат Религиозная система права 250 руб.
  • Контрольная работа Религиозная система права 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как видно из приведенного определения, одной из основных особенностей религиозного права выступает система его источников, в качестве которых могут выступать:

  • тексты священных писаний;
  • религиозные обычаи;
  • акты церкви;
  • доктрины богословов, и т.д.

При этом с развитием общества и усложнением общественных отношений в рамках религиозной системы права в качестве самостоятельного источника стали признаваться и изданные от имени государства нормативно-правовые акты, содержание которых посвящено оформлению и систематизации религиозно-правовых норм.

Замечание 1

Еще одной характеристикой, присущей религиозной системе права выступает то, что его предписания, как правило, носят персональный, а не территориальный характер распространения юрисдикции, что выражается в распространении религиозно-правовых норм только на последователей соответствующего верования, реже – на всех лиц, населяющих территорию преимущественного проживания представителей определенной религии.

Признаки религиозной системы права

В основе формирования и выделения религиозной системы права лежит совокупность определенных признаков, существование которых делает рассматриваемую систему уникальным объектом изучения в рамках сравнительного правоведения. К числу таких отличительных признаков могут быть отнесены:

  • Основной и единственный творец общеобязательных правил поведения – Бог, в этой связи, юридические предписания в рамках религиозной системы права признаются данными раз и навсегда, в их содержание нужно верить, неукоснительно соблюдая сосредоточенные в них требования;
  • В качестве источников права признаются нормы, характер содержания которого совмещает в себе религиозные, нравственные и философские начала, закрепленные в текстах священных писаний (Коран, законы Ману, Талмуд и т.д.);
  • В системе источников религиозного права важное значение имеет богословская доктрина, выраженная вовне в трудах ученых, толкующих первоисточники – священные писания и конкретизирующих их содержание;
  • В рамках религиозной системы права отсутствует традиционное деление юридического массива на публичное и частное право, материальные и процессуальные отрасли и т.д.;
  • Законодательство, как совокупность принятых в установленном порядке общеобязательных правил поведения санкционированных государством, несмотря на относительное признание и распространение в современных условиях, в связи с усложнением общественных отношений, тем не менее, носит вторичный и опосредованный характер, по сравнению с традиционными источниками религиозного права;
  • В основе правового регулирования в рамках религиозной системы права лежит преобладание обязанностей индивида, а не прав личности, в отличие от иных современных систем права.

Виды религиозных систем права

Замечание 2

Наиболее развитыми и распространенными религиозными системами права, сохранившими свое значение в отдельных государствах, в том числе, на современном этапе исторического развития признаются мусульманское право, еврейское право, индусское право и христианское право.

Христианская система права характеризуется традиционным делением на каноническое (католическое) право и церковное право, распространение которых по-прежнему остается значительным, однако сфера действия общеобязательных правил поведения крайне ограничена, сводится только к распространению на служителей церкви и регулированию отдельных вопросов личного статуса (брак, погребение и т.д.). Такая ситуация сложилась постольку, поскольку в большинстве европейских государств, на территорию которых распространено влияние христианства, в настоящее время провозглашено отделение церкви от государство и развитие по пути, именуемому светским государством.

Мусульманское право отличается большей распространенностью и действует на настоящее время в ряде стран Азии и Африке, ва частности, в Саудовской Аравии. Основными ветвями мусульманского права выступают суннитская и шиитская разновидности, источниками которого признаются Коран – священное писание мусульман, Сунна – сборник традиций, а также Иджма и Кияв, выступающее соответственно «единым соглашением общества мусульман» и так называемым «суждением по аналогии.

Индуиситкое право, признается частью правовой системы современной Индии, что прямо установлено Конституцией 1950 г. Основной источник – законы Ману и Дхармасутры.

Иудейское право, в качестве самостоятельной религиозной системы право возникло в XV в. до н.э., следовательно Иудейское право выступает одной из древнейших религиозных систем, действующая в настоящее время только в Израиле и ряде еврейских общин по всему миру, однако в достаточно ограниченном виде, регулируя, преимущественно, вопросы личного статуса. Более того, даже Израиль в настоящее время официально признан светским государством.

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

Духовно-культурные права человека — особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права — это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира — фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся «личностные (соматические) права», так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям .

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: «Четвёртое поколение — это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества».

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль — к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

— свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

— право защиты интеллектуальной собственности граждан;

— возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

— свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества — право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Право на участие в культурной жизни —право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

— право на промышленную собственность;

— авторское право и смежные права.

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24, 29). Проблема защиты прав личности — защита персональных данных — защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы — права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания — право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания».

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах». от 16.12.1966

Венгеров А.Б. Права человека – новое поколение. М., 2008.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации».

Европейскaя Конвенция о защите прав и основных свобод.

Аверина О.Р. Право на свободу совести: актуальные проблемы//Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: Материалы Первой межрегиональной научно-практической

конференции. Хабаровск, 2012. С. 44.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *