Дунилово Ивановская область монастырь

Село Дунилово, благословенный уголок Шуйской земли, издревле украшали 12 храмов, шесть из которых принадлежали трем монастырям. История села восходит к XV в. и связана с княжеским родом Горбатых-Шуйских, по кончине которых оно перешло в дворцовое ведомство, откуда в конце XVII в. было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I. Благочестивый и хозяйственный, Феодор Абрамович много трудов и средств вложил в строительство и украшение храмов и монастырей в своей вотчине.

На северной окраине с. Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими.

Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е г.г. XIX в. братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 г. Воробьёвская пустынь была упразднена.

Новая жизнь начинается здесь в середине XIX в. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.

В 80-х г.г. XIX в. попечительство над храмами принимают на себя купцы династий Балиных и Дудиных. На их средства строятся деревянная и каменная богадельни, школа грамоты, хозяйственные сооружения. В конце XIX — начале XX в. в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан.

В 30-40-е г.г. ХХ в. все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 г. Чудом Господь сохранил церковные здания от полного разрушения.

18 июля 1991 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в сан игумении 9 февраля 1992 г. в кафедральном Преображенском соборе города Иваново.

Первым начал восстанавливаться Покровский храм. Всё было очень просто и скромно, иконостас представлял собою тканевую завесу с нашитыми на нее бумажными иконами. В конце марта 1991 г., после более чем полувекового перерыва, в храме вновь совершилась Божественная литургия, а весной 1992 г. был водружен крест.

Значительную помощь в период становления оказал обители Свято-Николо-Шартомский монастырь. По промыслу Божию нашлись ктиторы и благотворители, которые пришли на помощь монастырю. Начались работы по восстановлению храмов, обустройству жилых корпусов, созданию подсобного хозяйства, удалось приобрести необходимую для обработки земли технику.

Событием особой духовной значимости явилось для возрождающейся обители посещение Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 августа 1993 г. Пребывая в монастыре, Святейший увидел любовь сестёр к святой обители и те огромные труды, которые уже проделаны, и которые ещё предстоят. Патриарх произнес пророческие слова: «Со временем здесь будет жемчужина России». Эти слова укрепляют дух и веру сестёр по сей день.

В 1994 г. появилась возможность начать восстановление храма в честь Успения Божией Матери. Первым делом заменили ветхую кровлю и покрыли медью главы. Великим Постом 1995 г. на Крестопоклонной седмице на главный храм обители был поднят первый крест. Стоя на коленях, все сёстры со слезами на глазах пели «Господи, помилуй». Первое богослужение в Успенском храме совершилось 28 августа 1997 г., в день престольного праздника.

В Покровском храме устроен трехъярусный иконостас, написаны иконы, восстановлены фрески. Закончена реставрация Успенского храма: установлены кресты, сооружен пятиярусный иконостас, расписаны стены и своды, отреставрированы приделы в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построена каменная ограда, украшенная коваными решетками и угловыми башнями. Отремонтирован и расширен келейный корпус, возведены хозяйственные постройки. В монастыре налажено подсобное хозяйство.

В одном из своих воспоминаний, я рассказывал о селе Мугреево-Никольское, вотчине князей Пожарских, спасших наше Отечество от нашествия поляков.

Попали мы, в это замечательное место, исключительно, по воле Божией. Выехали утром, с нашей Аней из Великореченска (Кострома) и планировали попасть вскоре в село Мугреево в монастырь на Святом Озере. В Мугреевском находится древний(15в.) монастырь — Свято -Езерская Иверская пустынь.

Это «вскоре» продлилось весь день и ближе к вечеру «зелёный ящик с … скачками понёсся по пыльной дороге (Золотой телёнок)» и оказался в местности, где должен был быть поворот с дороги в лес, к монастырю.
Ища этот поворот, мы и вкатились в Мугреево-Никольское. Дорога там закончилась, но от этого места повеяло чем то родным.

Примерно на середине пути, когда Татьянка с Аней ещё не притомились, удалось увидеть ещё одно удивительное место. Наша машина торопилась, к ещё очень далёкой, на тот момент, цели. Узкая «деревенская» дорога приковывала внимание своими ухабами. И вдруг …

Поля и лесочки расступились перед нами и открылась удивительная картина.

Впереди была широкая луговина, пересекаемая небольшой рекой с поэтичным названием – Теза. У горизонта, куда мы стремились, из зелени трав и лесов проступило небольшое село, душ эдак на стопятдесят. Обычно, по церкви определяешь, что это село, а не деревня, но тут … !

Я, с лёгкостью, насчитал сразу семь ! храмов. Аня поведала, что здесь находятся два монастыря. У неё была знакомая, отсюда. Я на листочке записал название села, что бы потом, в спокойной обстановке, узнать его историю. Но, одному не хочется жадничать, может быть, кому то будет интересно посмотреть фото и почитать. Тогда у меня не было фотоаппарата и сейчас, приходится использовать чужие фото.

Но, может быть оно и к лучшему. Я думаю, что фотографии Владимира Побединского вам понравятся. Фотошопа я там не заметил, но чувствуется талантливая рука Создателя красот этих мест.

Фото отсюда (там ещё много ) ;-)) www.photo-ivanovo.com/gallery.aspx?cat=152

И ещё история села, отсюда drevo-info.ru/articles/12015.html

Дунилово — село, приблизительно в сорока километрах от города Иваново, Ивановской области, на берегу реки Тезы. На противоположенном берегу реки Тезы расположилось село Горицы, сейчас уже составляющее с Дуниловым одно целое. Население Дунилова на начало XX века — около 2 тысяч человек.

Впервые Дунилово упомянуто в 1535 году в духовной грамоте суздальского князя М.В.Горбатого, завещавшего его своей жене Анне. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь в XVI веке на месте, называемом «Поляной», в собственном дворце . В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора.

Проходящие через село торговые тракты на Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Кинешму, Шую способствовали его экономическому подъему. По торговым путям шли хлопок и шерсть, что способствовало появлению здесь одной из первых во всем регионе прядильных фабрик. Распространено в Дунилово было скорняжное производство, дубление кож, ткачество красной пестряди, набивка ситцев. Ныне почти сросшиеся, исторически села Дунилово и Горицы соперничали с друг с другом.

Духовная жизнь

Выгодное экономическое положение Дунилова и Гориц в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов. Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, в Дунилово и Горицах было возведено одиннадцать монастырских и приходских церквей — необыкновенно много для небольшого сельского поселения. В годы, когда все они были открыты, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

С XVII века в Дунилово существовало два монастыря, но оба были закрыты в 1764 году. Монашеская жизнь здесь возродилась в 1991 году, с возрождением Успенской обители, в ведение которой в 1995 году были переданы храмы сел Дунилово и Горицы. Ныне Дунилово с Горицей входят в пределы Иваново-Вознесенской епархии.

Вот в такие интересные места нас заводит иногда дорога )))

Это место, было лишь моментом движения к Святому озеру. Дорога показалась нам тяжеловатой. Проехали мы в тот день около 700 километров. Но, всё не напрасно. Познакомились с красивейшими местами, сёстрами монастыря. И Татьяна, побродив в водах Святого озера, получила исцеление.

Хэпи энд )))

Я уже писал ранее, что побывал в Ивановской области и показывал снимки из села Введеньё. Но перед этим мы побывали в селе Дунилово Шуйского района.

В Дунилово мы приехали к рассвету, надеясь на туман, но нас ждал первый облом — тумана не было. Небо на востоке начинало светлеть, на часах примерно 02.00 ночи — надо быстро искать интересные ракурсы. Июньские ночи короткие — светает быстро.


На траве обильная роса, которая тут же перенеслась на нас и мы сразу же стали мокрые по колено или выше в зависимости от роста :).


Река, которая протекает через село, называется Теза. На фотографиях будут видны торчащие из воды пеньки — это остатки свай, бывшего моста. Вот здесь на фото №2 как раз они.
Село Дунилово уникально тем, что в нём с десяток храмов разной степени сохранности! В разных источниках пишут про 11 или 12 храмов, я лично насчитал 7, но всё равно это для одного села круто!
На берегу реки Теза находится Свято-Успенский женский монастырь. Его церковь Успения Пресвятой Богородицы (1819 года постройки) видна почти на всех фотографиях — на фото №1 её хорошо видно.
Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 1764 году, при Екатерине П, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г.
В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.
Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами. Перекрытыми изящными главками После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад.
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
Информация взята с сайта Соборы.ру
Из крапивы вид лучше 🙂


Также на фото №№3 и 4 можно видеть храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря в который входят собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Казанской иконы Божией Матери.
Благовещенский женский монастырь существовал на этом месте давно, по-видимому еще в удельный период. Письменных источников того времени не сохранилось. Лишь закладная доска, находящаяся в стене храма, свидетельствует, что церковь освящена в 1675 году. Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля. В ограде 1888 году была построена теплая Казанская церковь, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Жемчужиной монастырского ансамбля является Благовещенская церковь. Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного объема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.
Информация взята с сайта Соборы.ру


Красивого рассвета не случилось — это был облом №2. Солце вставало в плотных тучах на востоке. Мы пошли побродить по селу и нашли там ещё один храмовый комплекс — церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы неспешно реставрируется и это вселяет надежду, что когда-нибудь, эти красивейшие храмы будут радовать нас своим первозданным видом!
Я впервые видел белые купола! Может быть их покрасят в конце, но мне почему-то кажется, что они останутся белыми — тем более, на главном куполе по его окружности размещены золотистые кресты (т.е. финальная отделка).


Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых расположен на небольшом холме при въезде в село с юга, занимает прямоугольную в плане территорию. Сложился на месте прежних деревянных храмов, шатрового и клетского, известных с 1632 г. Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1142—43 гг. параллельно первой к северу от нее. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четв. 19 в. с главными воротами обращены к торговой площади. Рельеф местности, композиция и силуэт храмов, дополненных башенками на углах ограды, богатство и стилистическое многообразие декора, где 17 в. соседствует с классицизмом, создают необычайно живописный облик комплекса.
Информация взята с сайта Соборы.ру

А эта церковь Воздвижения Креста Господня (фото №12), находится прямо у въезда в село (построена в 1821г).

Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года.
В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна.
Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье.
Информация взята с сайта Соборы.ру

Оригинальный пейзаж Дунилова в дорогой раме 🙂
В отражении видно светло-зелёное здание возле церкви — это пекарня, в которой пекут вкуснейшие пирожки. Если будете когда-нибудь в Дунилово, попробуйте их обязательно!

Репортажи | Дунилово – жемчужина русской земли

Дунилово – жемчужина русской земли

Сторона моя, сторонушка,

Из-за тучи ясно солнышко.

И журчат из родника

Века.

(Леонид Сергеев)

Об этом месте я узнал от моего отца. Он, в свою очередь, от одного из товарищей в архитектурном институте. Хотя, казалось бы – что может быть примечательного в русском селе — один, два храма, что отличают его от деревни… Но, посетив Дунилово, мой отец был поражен. Только представьте себе: среди лесов и полей расположилось село, приютившие на небольшом пятачке земли целых одиннадцать храмов. И тут важно понимать, что за свою историю Дунилово вообще никогда не было городом! Чтобы все увидеть своими глазами, в начале ноября мы отправились в путь.

Дунилово находится приблизительно в сорока километрах от города Иваново на берегу реки Тезы. На противоположенном берегу расположилось село Горицы, сейчас уже составляющее с Дуниловым единое целое. Мост, превращающий два разных села в единый комплекс – это точка пересечения больших дорог, дорог из Шуи и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы. Именно выгодное экономическое положение Дунилово в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов.

В Дунилово есть козы, коровы, куры и колодцы, с прозрачной и вкусной водой (вид на бывший Благовещенский монастырь)

Ранее же Дунилово-Горицы были похожи на два противоборствующих государства. В каждом селе были своя торговая площадь, своя ежегодная ярмарка, своя администрация. О настоящем противоборстве между его частями уже не может быть речи. Но в иные времена бывало всякое.

Несмотря на обилие церквей, Дунилово остается селом – большинство домов здесь деревянные и одноэтажные

Вот, например, факт конца 17-го века: Дуниловский воевода Шишкин со всеми своими людьми нападает в праздник Рождества Богородицы на Горицкую ярмарку. Побили и пограбили всласть. Это известно из официальной жалобы на Дуниловских, но – можно ли сомневаться в том, что Горицкие в долгу не оставались. И теперь, малолетки двух сел дерутся (так принято во многих местах) на мосту через Тезу, не понимая, конечно, что таким образом они справляют древний священный обряд.

Этот мост сейчас превращает Дунилово и Горицы в единое целое

Однако история Дунилово была далеко не безоблачной, как это может показаться. Оно подверглось разорению и уничтожению ещё татаро-монгольскими завоевателями. И только потом наступили времена процветания, и в начале XX века в селе проживало чуть ли не восемнадцать тысяч человек.

Ещё триста лет назад Дунилово обрело многие основные композиционные вертикали, и по сей день формирующие его облик. (вид на бывший Благовещенский монастырь и действующий Успенский)

Первое упоминание о Дунилово относится к 1535 году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь в XVI в. на месте, называемом «Поляной», в собственном дворце. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора.

Дорога в Горицах к Рождественской церкви

Проходящие через село торговые тракты на Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Кинешму безусловно способствовали его экономическому подъему. По торговым путям шли хлопок и шерсть, что способствовало появлению здесь одной из первых во всем регионе прядильных фабрик. Распространено в Дунилово было и скорняжное производство. Готовые шкурки часто поставлялись за границу, умножая славу безвестных российских мастеров.

Рождественская церковь была построена в 1762 г, на деньги шуйских купцов живших в Горицах

Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, появилось в Дунилово и Горицах на двоих одиннадцать церквей. В те годы, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

Первый из сохранившихся кирпичных храмов Дунилова датируется 1670-ми годами. Это Благовещенская церковь, которая входит в бывший комплекс одноименного монастыря (На фото на переднем плане Казанская церковь, за ней Благовещенская)

Сейчас, большинство храмов не имеют колоколов, а до не давнего времени даже были лишены главного атрибута церкви – крестов на куполах. Впрочем, в последние годы руки реставраторов делают все возможное – на всех церквях восстановлены макушки, поставлены кресты и залатана крыша. Последнее особенно важно, ведь всевозможные осадки, попадающие внутрь, вели бы к неминуемой гибели памятника старины.

Покровская церковь была возведена в 1685 году, а её колокольня в 1704

Осмотрев большинство храмов, мы оказались в центре села. Сейчас на этом месте делает остановку автобус, проезжающий через Дунилово, а когда-то давно тут шел бойкий торг, а по выходным открывалась ярмарка. Здесь на наши глаза попалась милая любому желудку вывеска – «Пекарня».

Свято-Успенский монастырь основан в конце 17 века боярином Лопухиным

На подоконнике окна здания, будто объевшись пирожков и плюшек, сладко дремала черненькая кошка. Этот полный умиления и спокойствия пейзаж, мы решили сфотографировать. Сделав несколько снимков, мы услышали, как дверь пекарни неожиданно заскрипела и на пороге появилась женщина в синем халате. Улыбаясь, она спросила: «Это вы нашу Дуню фотографируете?» – «Да, надеемся она не против?» – «Нет, конечно, смотрите какая она у нас красивая. Кстати, а вы не хотите зайти в нашу пекарню, хлебушка купить. У нас здесь свое производство».

Кошка Дуся на подоконнике пекарни

Когда мы вошли внутрь, пред нашими глазами предстали чаны с тестом, миски с фаршем, противня, и, конечно, главный атрибут пекарни – печь. «А теперь, пойдемте, я вам покажу нашу кормилицу, — предложила женщина. — Такую большую печь вы увидите только у нас – она единственная на всю Ивановскую область». Действительно, раньше мы такого не видели – печь оказалась весьма внушительных размеров, а топка у нее такая, что кидают туда не колотые дрова, а стволы деревьев целиком.

Внутри пекарни

Решив, что из такой печки, вероятно, рождается и самый вкусный хлеб в области, мы купили несколько буханок и напоследок поинтересовались, почему храм через реку стоит отреставрированный лишь наполовину. «Поговаривают, что деньги на его реставрацию давала актриса Шукшина, а теперь вот средства закончились», — пояснила нам женщина.

Печь таких размеров единственная на всю Ивановскую область

Ого, сама Лидия Федосеева-Шукшина. Уже по возращению домой мы решили узнать, какое же отношение имеет известная русская актриса к столь удаленному от столицы месту. Выяснилось, что уже более десяти лет героиня фильма «Калина красная» посещает Николо-Шартомский монастырь, который, правда, располагается в пяти километрах западнее Дунилово, в селе Введенье. В Введенье мы тоже заглянули, и тогда, еще не зная, какие гости посещают монастырь, подивились его безупречному состоянию.

По дороге к Николо-Шартомскому монастырю

«Сюда и мои дети приезжают, и внуки уже приезжают. Здесь просто очень благословенная земля», — заявила Лидия Николаевна в одном из интервью. А местные рассказывают, что видели, как Шукшина купалась в проруби местной речки Тезы на Крещенье. Что обитель стала для актрисы родной, говорит и то, что несколько лет назад здесь жил ее внук Василий, сын младшей дочери Ольги. Сама Ольга рассказывала в интервью журналистам «МК», что решение определить сына в монастырский приют, было обусловлено ее желанием спасти сына от публичной жизни. Сейчас Василий учится в православной школе в Московской области.

Состояние монастыря почти безупречное

Впрочем, Николо-Шартомский монастырь, посещает не только Шукшина. Популярен он у многих деятелей российского кино. Говорят, что одним из постоянных жертвователей обители является режиссёр Никита Михалков. А несколько лет назад актрисой Инной Чуриковой священнослужителям был подарен трактор «Беларусь», который так необходим в хозяйстве.

Когда именно возник монастырь, теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям — он был основан в тринадцатом веке. Его появление на этом месте предопределила одна из местных крестьянок, которая на берегу реки нашла икону святителя Николая Чудотворца. По этому поводу здесь был сооружен небольшой храм, перовое документальное упоминание о котором содержится в духовной грамоте 1425 года. В дальнейшем обитель только росла и крепла, чему способствовало ее выгодное экономическое положение на карте.

В августе 1993 года монастырь посещал ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

К сожалению, революцию и советскую власть монастырь не пережил. Когда в 1990 году он был возвращен Церкви, его состояние было жутким. Местные рассказывают, как они частенько лазили по развалинам и, можно сказать, руинам этой обители. Кроме полуразрушенных стен здесь ничего не было. Но, прошли годы, и теперь монастырь ухожен и чист. Его прежний вид был воссоздан буквально по кирпичикам. Хочется надеяться, что все архитектурные памятники в Дунилово ждет такая же судьба.

Монахи живут натуральным хозяйством. Все у них свое. Все продукты. Своя ферма, свинарник, птичник, пасека, свои угодья…

А наше время пребывания в этом удивительном уголке Ивановской области подходило к концу. Но все же, еще одну остановку нам сделать пришлось. Возвращаясь из Введенья, при въезде в село Горицы, мы увидели «сладкую» табличку – Свежий мед. Моей бабушке как раз исполнялось 82 года, и банка свежего меда была бы отличным подарком. Мы позвонили в звонок на заборе, и навстречу нам вышел улыбчивый мужчина, который представился Юрием. Его рассказы о том, что натуральный мед должен першить в горле и проведенная в подтверждение слов дегустация, возымели должный эффект. В Москву мы уехали с банкой меда (800 рублей) и сотами (1200 рублей), в которых желтел настоящий дуниловский мед. Сейчас, в эту студеную декабрьскую пору, чай с ивановским медом нам кажется особенно вкусным.

Юрий живет в Иваново. В Горицах у него дача и собственная пасека

P.S. Чтобы попасть в Дунилово из столицы на машине в начале необходимо воспользоваться трассой М-7 (Москва — Нижний Новгород), после Владимира уйти на дорогу А-113 до Иваново. Оттуда по Р-80 до Дунилово уже рукой подать. Всего в пути около 350 км. Заночевать можно в одной из гостиниц Иваново, а на следующий день съездить в Нерехту, Плес или Лух.

Денис Кузьмин

Использованы материалы сайта:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *