Душевный и духовный

Душевность как качество личности – способность поставить себя на место другого, с душевной щедростью, пониманием, мягкостью, нежностью и отзывчивостью воспринимать других, доброжелательно, с душевной чуткостью реагировать на потребности ума, чувств и воли окружающих.

Однажды внук пришёл к деду и спросил: — Что такое душа? Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда: — Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами. — Я никогда не слышал о них, — сказал внук. Дед улыбнулся и ответил: — Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа. Только она способна установить в нас гармонию.

Душевность более тяготеет к материнской форме любви, в отличие от духовности – формы любви отцовской. Поэтому душевность насыщена теплотой и мягкостью, а вот требовательности и суровости она избегает. Душевность – женской качество личности, хотя и многим мужчинам она тоже свойственна. Мужчины в основном общаются в жестких, конкурентных условиях, где оперируют деловые, формальные отношения. В такой среде душевность не уместна. Её комфортная среда – личные отношения. Здесь душевность воспринимает происходящее глазами и чувствами близкого человека.

Душевность – это не простое наличие души. Этим фактом никого не удивишь. Мы все души в грубом человеческом теле. Как говорил поэт: «Душа обязана трудиться». Душевность – это производительность души в межличностном общении, в результате которого происходит единение, родство душ. Доброта и душевность далеко не синонимы. Доброта – это способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро. Человек может быть добрым, то есть готовым оказать помощь и поддержку, поделиться последним куском хлеба и, в то же время, не отличаться душевностью. Суровый мужчина, делая добро, может проявлять черствость, холодность, неразговорчивость и угрюмость. Когда на лице мрачность и хмурость, о душевности говорить бессмысленно.

Душевность по своей сути открыта, гибка и мобильна. Обладая способностью входить в состояние другого человека, она в ходе личностного общения достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Вместе с тем душевность нельзя отождествлять с общительностью. Интроверт, ярко проявляющий необщительность, способен устроить для души в своём внутреннем мире такую изнурительную гонку, что героям фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» их танцевальный марафон показался бы забавным приключением. Душевный интроверт мысленно проговаривает диалоги с другим человеком, входит в его состояние и наполняет его пониманием, нежностью и любовью.

Душевность – это умение разглядеть в другом общее, что присуще и тебе. Аль Квотион в книге «Запчать цивилизации» пишет: «Человек — это степь, хранящая в своих недрах тускнеющие во тьме сокровища души, таинственные клады знаний, драгоценные камни эмоций и переживаний, серебряные жилы несказанных слов… Степь, жаждущая раскопок, чутких внимательных глаз, интереса осторожных рук, стремящаяся распахнуть свои тайны тому, кто не пройдёт мимо, не плюнет в звенящую траву с пыльной дороги, тому, в чьём взгляде прочтёт седое небо: ты нужна мне, степь. Я хочу тебя познать. И каждая степь трепетно дрожит, беременная своей полнотой, готовая дарить… не зная, что раскопки могут открыть не только великие дворцы, полные сказочных богатств, но и пару глиняных черепков, да осколки мечтаний оказаться чуть большим, чем ты есть на самом деле».

Серьезные отношения между мужчиной и женщиной проходят естественные закономерные стадии развития. И просто здорово, когда от стадии простого влечения, они доходят до стадии душевной близости. К сожалению, чаще наблюдается лишь близость на уровне нижних центров, а о существовании у своего партнера души другой и не догадывается. Душевная близость – это когда мужчина и женщина открываются друг другу, впускают другого в своё сердце. Каждый становится самим собой. Гармония устанавливается по всем четырем позициям: эмоциональной, интеллектуальной, физической и душевной. В контексте этих слов Евгений Евтушенко в стихотворении «Голос в телефонной трубке» написал:

Если б душу можно было целовать,
К ней прильнул бы, словно к лунному лучу.
Как бедны на свете те, чья цель – кровать,
Моя цель – душа твоя. Её хочу.
Я хочу твой голос. Он – твоя душа.
По росе хочу с ним бегать босиком,
И в стогу, так нежно колющем, греша,
Кожи голоса коснуться языком.

Состояние проявленной душевности просто передал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Душевность проявляется наиболее ярко в условиях социальных катаклизмов, жизненных потрясений и реализации самых худших опасений беспокойности и тревожности. Об этом говорит одна из самых душевных героинь русской литературы — Лара в «Докторе Живаго» Б. Пастернака: «Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой».

Духовные или высшие душевные качества человека – это кротость, смирение, терпение, умение любить, прощать, творить добрые дела. Предвижу возгласы возмущения. Если тебя оскорбляют, унижают, то разве ты должен проявлять кротость? Если тебя несправедливо уволили с работы, то разве ты должен проявлять смирение? Если твоя судьба так складывается, что ты голодаешь, разве ты должен проявлять терпение. Если все вокруг тебя ненавидят, то откуда взяться умению любить? Если по отношению к тебе совершена подлость, то, как её прощать? Как творить добрые дела, если испытываешь на себе только зло? Жить надо по справедливости, зло должно быть наказано. Это закон человечности.
Как понять смысл духовных или высших душевных качеств? Сначала рассмотрим понятия этих слов в толковом словаре.
Толковый словарь. Кротость – это не злобность, покорность. Смирение – это отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воли. Терпение – это способность безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неудобства); настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле. Любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Именно так и понимает большинство людей эти слова. Но каждое слово имеет буквальный смысл (земной), тот, который даёт ему человек, и духовный (небесный), который пытаются нам передать высшие силы.
Как я понимаю духовные или высшие душевные качества.
Кротость – это, прежде всего, не злобность. Не надо злиться, если то, что вы уразумели, не воспринимается другими. Придёт время, и они это уразумеют. Не надо злиться и отрицать то, что вам не понятно или вы считаете, что другие не правы в своих высказываниях. Вы не Бог, так что можете ошибаться.
Смирение. Вы живёте в земном мире, у вас своя судьба. Трудная или лёгкая, но это ваша судьба. Чему быть, того не миновать. Закон судеб-с. Ваша жизнь подчиняется закону кармы. Верите ли вы в это или нет. Не надо злиться на свою земную жизнь. Воспринимайте её, как очередной урок. Вы пришли в этот мир, так живите в нём без злобы.
Терпение – это умение переносить жизненные трудности без ненависти на окружающих людей, без зависти к их судьбе. Пытаться понять людей, почему они поступают так, а не иначе. Проявить к ним сочувствие, милосердие.
Умение любить. Совершенно не согласна с определение любви, данное в толковом словаре. Любовь и привязанность это разные понятия. Привязанность – это необходимость присутствия кого-то или чего-то для вашей жизни, зависимость от него. Но если эту необходимость будет выполнять кто-то другой или что-то другое, то вы измените свою привязанность на другую более удобную для вас. Любовь – это особое чувство человека. Истинная любовь никогда не будет ничего требовать от любимого человека, она будет всё отдавать ему. Чтобы научиться любить, человеку требуется прожить много жизней в земном мире.
Умение прощать. Когда человек не умеет это делать, то он испытывает сильное чувство злобы на себя, на обидчиков. Он наказывает себя, строит коварные планы мести для других. И тем самым разрушает свою душу, а следовательно самого себя. Что же делать? Постараться понять, почему вы так поступили, почему другие поступили так с вами. Есть неразумное зло, а есть осознанное зло. Неразумное зло – это когда человек совершает зло, не сознавая своим разумом, что он творит зло. Проходит время и он начинает понимать это, осознавать. Такое зло надо прощать себе и другим. Осознанное зло – это когда человек осознаёт, что он творит зло, но всё равно делает это. С такими людьми надо бороться, но без злобы, по справедливости. Такие люди ещё не приобрели добрые качества своей души, им нужно помочь в этом.
Творить добрые дела – это так относиться к другим и поступать с ними, как бы вы хотели, чтобы относились к вам и поступали с вами.

духо́вный — духово́й

Слова составляют паронимическую пару. Часть речи слов: прилагательные.

духовный — 1. Связанный с внутренним, нравственным миром человека, интеллектуальный. 2. Связанный с религией, с церковью, относящийся к ним.

Примеры:
1) духовный мир;
духовные интересы, запросы;
духовная жажда;
духовное родство;
духовная близость;
духовный облик;
духовные силы;
2) духовная власть, академия;
духовный сан;
духовное звание;
духовная музыка.
Популярная фраза:
Духовное завещание (в русском дореволюционном праве: официальный письменный документ, содержащий распоряжение какого-либо лица о своём имуществе на случай смерти). Духовный отец (священник, принимающий исповедь у кого-либо постоянно).
духовой — 1. Действующий посредством вдувания струи воздуха (о музыкальных инструментах); действующий под напором струи сжатого воздуха. 2. Действующий посредством нагретого воздуха; приготовленный в плотно закрытом сосуде на пару, под действием пара (о кушаньях).
Примеры:
1) духовая музыка;
духовой оркестр;
духовые инструменты;
духовое ружьё;
духовой пистолет;
2) духовая печь;
духовой шкаф;
духовая осетрина;
духовое мясо.
3) Музыка строилась на духовых инструментах, из них преобладали медные. ПечататьПаронимы на букву:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Вопрос:

Поясните, пожалуйста: духовность и душевность – это разные по смыслу слова?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Это различие проводится в апостольских Посланиях. Люди, руководимые Святым Духом, названы духовными. Они способны принять спасительные истины и жить ими. Тех же, кто в своей жизни руководствуется мирской мудростью, своим умом и своими естественными силами, святые апостолы называют душевными. Они не принимают мудрости от Духа Божия, потому что она для их земного ума кажется непонятной – безумием. «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1: 19). В естественном человеке дух пребывает в скрытом состоянии, и только Дух Божий его пробуждает к жизни и делает его владыкою души и тела. Естественный человек обладает только прирожденным ему умом, или рассудком, при посредстве которого он судит о явлениях здешней жизни. Душевному человеку неведомо духовное, духовному же ведомо и духовное, и душевное, в котором он пребывал ранее: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *