Две лепты бедной вдовы

«Лепта вдовицы» значение фразеологизма и историю происхождения вы узнаете в этой статье. Вдовина лепта (Вдовичин лепта) — выражение из Библии, ставшее крылатым.

«Лепта вдовицы» фразеологизм

«Внести свою лепту» — внести посильный вклад в какое-то дело.

Выражение «лепта вдовы» означает: вклад формально малый, но большой своей внутренней ценностью; употребляется также иронично.

«Лепта вдовицы» происхождения

Выражение возникло из евангельского рассказа о пожертвовании в казну иерусалимского храма.

Состоятельные люди жертвовали много монет, а бедная вдова смогла пожертвовать только две лепты (лепта — ). мелкая монета в Древней Греции). Увидев это Иисус сказал своим ученикам:

» … Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, кто клал в казну. Ибо все клали от избытка своего, а она скудости своей положила все, что имела, — все пропитание свое …

«Лепта вдовицы» примеры (предложения)

Пожертвования бесчисленные … тут и миллион богача и копейка нищего, и лепта вдовицы. (П. А. Вяземский)

НЕ зарежет отец сына,
Своего ребенка,
За честь, славу, за братство,
За свободу в стране.
НЕ зарежет — кедры
И продаст в разницу
Солдату. Это бы то, видишь,
лепта вдовицы
Престолу-отечеству …
(Т. Шевченко, Гоголю)

Ты трудишься отдано,
гибнешь неизвестной,
лишь в сотах остаются светлые меди.
Зачем меди те,
для кого — это все равно,
донести бы к улью
лепту малую …
(Т. Одудько, Пчела)

Лепта вдовицы

Лепта вдовицы на Викискладе

Ле́пта вдови́цы — выражение, означающее: жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности. Возникло из Библии: в рассказе о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалимского храма щедрые взносы богатых, жертвоваших от избытка, противопоставлены скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела — две лепты. На выходе, у огромных ворот, стоял ящик для пожертвований. Иисус увидел, как богатые кладут в этот ящик крупные суммы денег. Однако Бога не очень радовали эти крупные пожертвования богачей, потому что они жертвовали от избытка денег и, вероятно, надеясь благодаря этому получить особое место на небе или же успокоить свою совесть, мучившуюся от нечестных и неверных поступков. Их приношения напоминали взятку для Бога! Никто из них не жертвовал из своего капитала, и они своими дарами не выражали полного посвящения Богу! Все наши ритуалы, проповеди и пожертвования – это сплошное лицемерие, если мы не жертвуем Богу всей своей жизни! Иисус также увидел бедную, брошенную вдову, прислугу, которая чистила дворцы этих богачей. Она, стоя на коленях, зарабатывала себе несколько копеек, чтобы как-то прожить да прокормить своих детей. Господу стало жалко ее, и Он очень обрадовался, когда увидел, что эта простая вдова любит Господа больше своих денег. Смиренно положив свои последние две лепты, она тем самым отдала все свое сердце Господу! Эти две лепты из рук вдовы выглядели на небе, как две огромных горы из золота, потому что она отдала Господу все, что имела, возложила всю надежду на Него, возлюбила Его и признала Его своим Опекуном! Эта вдова была прообразом всех остальных верующих в ветхозаветном народе, которые после излияния Святого Духа сполна предали свои души Богу и, полагая у ног апостолов все свое проживание как жертву Богу, жили вместе в общении любви. Две лепты вдовы являются финансовой основой Церкви в деле благовестия, потому что рост Царства Божьего происходит не за счет крупных пожертвований, а за счет регулярно жертвуемых малых сумм денег, которые Господь по Своей власти благословляет! А ты когда начнешь регулярно жертвовать часть своих денег на расширение Божьего Царства и без задержек быстро и радостно отдавать Богу свои приношения? (Мк.12:41—44, Лк.21:1—4).

См. также

  • 30 сребренников
  • Библейские денежные единицы
  • Кесарю кесарево

Античные монеты и счётные денежные единицы

Древнегреческие (архаические)

Талант · Мина

Древнегреческие

Золотые: Гекта · Статер
Серебряные: Драхма · Тетрадрахма
Медные (бронзовые): Обол · Лепта · Халк

Древнеримские (Республика)

Серебряные: Денарий · Викториат · Квадригат · Квинарий · Сестерций
Медные (бронзовые): Декуссис · Квинкуссис · Трессис (трипондий) · Дупондий · Асс · Деункс · Декстанс · Додранс · Бесс (бес) · Септункс · Семис (семисс) · Квинкункс · Триенс · Квадранс (терунция) · Секстанс · Унция · Семунция · Сициликус (квартунция)

Древнеримские (Империя)

Золотые: Ауреус · Тремисс
Серебряные: Антониниан · Аргентиус (аргентус)
Медные (бронзовые): Майорин (майорина) · Фоллис

Древнеримские (Провинции)

Золотые:
Серебряные: Литра · Кистофор
Медные (бронзовые): Ассарий (ассарион)

Византийские

Золотые: Солид (безант, бизантин)
Серебряные: Гексаграмма · Милиарисий · Силиква · Половина силиквы · Четверть силиквы
Медные (бронзовые): Нуммия

Ближневосточные

Дарик · Сикль (сикл, шекель) · Сиглос · Гера (агора) · Заз · Прута · Пим

Прочие

Биатек · Колхидка · Синдон

См. также

Древние единицы измерения
Византия: Скифата
Древний Рим: Aes rude · Aes signatum · Aes grave · Символы древнеримских денежных и весовых единиц · Символ денария · Список древнеримских единиц · Реституционная монета
Древняя Греция: Символы древнегреческих денежных и весовых единиц · Символ драхмы · Ценность денег в Элладе
Иудея: Библейские денежные единицы · Лепта вдовицы · Притча о потерянной драхме · Притча о талантах · Притча о работниках в винограднике · 30 сребренников

65. Две лепты вдовицы

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги — это около десяти рублей, приблизительно столько, сколько стоит батон хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой. Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Божий. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, — сказал Христос, — что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так — есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предает себя в Его волю. В житии московского старца, святого Алексия Мечева, рассказывается похожий случай, как он однажды, буквально накануне Рождества Христова, отдал нуждающейся женщине все свои наличные деньги, на которые собирался купить еду для семейного праздничного стола. И вот отец Алексий вернулся домой, не зная, как они будут встречать Рождество и что он скажет супруге и детям. Святой Алексий поступил так потому, что он имел полное доверие Богу, имел твердую надежду, что Господь его не оставит. И Господь действительно не посрамил его веры, послав неожиданно для всех средства для праздника.

Вот и Евангельская вдовица — она также имела надежду на Бога и верила, что Господь ее не оставит. Она отдала себя полностью на волю Божию, все упование свое возложила на Бога. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

Итак, вера, доверие Богу, жизнь по вере, предание себя на волю Божию — вот что делает человека угодным Богу, вот чего Господь ждет от нас. Живем ли мы по вере — этот вопрос мы всегда должны себе задавать. Доверяем ли мы Богу, на Него ли мы уповаем и надеемся, или больше мы надеемся на самих себя, на друзей, на деньги, на связи и тому подобное? И если мы добросовестно попытаемся в этом разобраться, то увидим, что далеко нам до жизни по вере, до полного доверия Богу. «Не заботьтесь о завтрашнем дне», — говорит Господь в Евангелии. Кто из нас соблюдает эту заповедь? Практически никто. «Будьте, как дети», — еще одна данная нам заповедь. Что значит — быть, как дети? Не следует питать иллюзий: дети — совсем не ангелы, все мы знаем, что они подчас бывают и вредными, и капризными, и упрямыми, и жестокими. Однако в одном дети являются для нас безусловным примером: они полностью доверяют своим родителям. Вот, например, папа собирается везти маленького сына на дачу. Ведь не будет же сын запасаться продуктами, консервами или думать о том, как они доедут, где взять дрова, чтобы протопиться, и тому подобное. Сын полностью доверяет отцу и знает, что тот непременно все устроит и обо всем позаботится.

Вот и мы должны подражать детям — доверять, подобно им, Небесному Отцу и жить по вере. Но этому нужно учиться, так просто и само собой это не получится. Живая вера и доверие Богу, как и любая христианская добродетель, есть дар Божий, и он дается тем, кто старается и прилагает усилия, чтобы так жить, дается по мере духовного роста христианина. И чем больше человек учится этому, чем больше предает себя на волю Божию, тем больше приближается к нему всемогущий Божий Промысл, оберегающий, заботящийся и хранящий его на всех путях и во всех обстоятельствах.

Так жить учат нас святые, которые сами полностью предавали себя на волю Божию. И не только во времена благополучия, но и в скорбях, и в напастях. Блаженная Матрона говорила приходящим к ней людям, чтобы в испытаниях, даже и тяжких, они не унывали, но совершенно предавались бы на волю Божию, подобно младенцу, которого мать везет куда-нибудь на саночках, а он совершенно не заботится о том, куда и зачем его везут, потому что полностью доверяет матери.

Вот так и каждого из нас Господь, наш Небесный Отец, ведет в этой жизни путями Своего Промысла, ведет, куда и как Он Сам хочет. А мы, подобно малому ребенку, должны доверять Ему. Ибо, если, по слову преподобного Силуана Афонского, Господь нас создал, если Он страдал за нас на Кресте, если любит нас больше, чем мы сами можем себя любить, — то о чем нам беспокоиться?

Апостол Павел говорит: «Испытывайте себя, в вере ли вы». Всем нам нужно, братия и сестры, учиться этой Евангельской жизни по вере, учиться доверять Богу и предавать себя в Его волю, благую и совершенную, чтобы по праву нам именоваться и быть детьми Божиими — ведь дети всегда и во всем доверяют своим родителям. Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Бронзовая мит, также известная как лепта (тонкая, маленькая), введённая в оборот иудейским царём Александром Яннаем, 103—76 год до н. э.. На лицевой стороне: цветущий лотосовый скипетр Древнего Египта заключённый в круг; на оборотной стороне: восьмиконечная звезда Барочная фреска с сюжетом в базилике Оттобойрена

Ле́пта вдови́цы — выражение, означающее: жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности. Возникло из Библии: в рассказе о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалимского храма щедрые взносы богатых, жертвоваших от избытка, противопоставлены скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела — две лепты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *