Дьявол у мусульман

Существуют ли аналоги экзорцизма в религиях, кроме христианства?

Алексей Зыгмонт 15 3 года назад Религиовед АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я об этом знаю не очень много, но что-то сказать попробую.

В исламе, действительно, как уже сказали, бывает изгнание джиннов. Это не христианские бесы, у них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, у них есть свободная воля, иногда они исповедуют ислам. Иблис обычно считается тоже джинном. Джинны могут толпами вселяться в грешных людей, немусульман или плохих мусульман, а лечат их чтением Корана специально обученные люди. Насколько я знаю, это довольно популярно сейчас, например, в Дагестане, в других республиках Кавказа, хотя специалисты и возводят свое преемство к каким-нибудь мощным медресе и шейхам в арабском мире.

В иудаизме представления о том, что в человека может вселиться злой дух, были известны еще со времен Второго храма, имели место в талмудической литературе, мидрашах и т.д. В 16-17 вв. в каббалистической литературе под влиянием учения о переселении душ складывается концепция диббука — злого духа, который из-за своих грехов не может родиться заново и паразитирует на телах живых. Что именно на «телах», а не на душах, потому что у человека несколько душ, — это для такого рода антропологии, видимо, важно. Об этом есть у Ицхака Лурии, Хаима Виталя и других каббалистов, а позднее это учение ушло в хасидизм, где диббуков изгонял праведник во главе собрания верующих — цадик с миньяном. Мораль была в целом в том, что цадик может исправлять души от грехов. Последнее «официальное» изгнание, как считается, случилось в начале 20 в.

В буддизме изгнание всякого рода духов тоже есть, но специфика его зависит от разновидности в буддизма. Представление о том, что в человека может вселиться какой-нибудь дух, видимо, было еще в 3 в. до н.э., вопрос только в том, изгоняли их или нет, потому что «духи тоже люди», т.е. живые существа, и убивать их нельзя. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода «народные» истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества будды Амитабхи. В 9 в., например, существовал обряд, в ходе которого ученые монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Еще были всякого рода обереги, амулеты и т.д. Интереснее всего в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Бывают, правда, и такие ритуалы, когда его изгоняют откуда-либо насильно.

Ну и разумеется во всякого рода малокодифицированных верованиях вроде различных изводов индуизма, даосизма и т.д. все такие вещи очень популярны, как и во всякого рода условно «примитивных», т.е. традиционных, религиях. Совершенно верно также было сказано про культы одержимости, однако там речь все же идет не об «изгнании» чаще всего, а о позитивных состояниях. Это ближе скорее к античным мистериальным культам, где, конечно, было понятие «энтузиазма», т.е. одержимости божеством, но оно трактовалось как позитивное. Вакханки разорвали Орфея на части голыми руками, потому что он был врагом Диониса, никто из них никого изгонять не собирался, все в порядке.

Демоны в исламе

Исламских демонов называют по-разному, самое распространенное название джинн (быть может, отсюда латинский genius). Джинны, напоминающие иранских дивов, – существа, состоящие из пара или бездымного огня. Они могут менять свой облик. По правде говоря, их отношения c Иблисом весьма неопределенны, и не выяснено, все ли они являются отверженными. В доисламской Аравии они играли в пустыне роль нимф или сатиров. Но ко времени Мухаммеда они постепенно превратились в божества, которым приносили жертвы. Ислам признал их официально до такой степени, что совершенно серьезно обсуждались вопросы, связанные с браком и правом собственности, возникавшие при союзе одного из них с кем-либо из смертных. Этот образ, конечно, был использован в фольклоре и в житиях святых.

Народные исламские верования приписывают демонам злые дела. Как в период христианского средневековья, из одержимого (маджнун) изгоняют злого духа. Заклинанья, амулеты и талисманы служат для того, чтобы отогнать или умиротворить эти силы тьмы, которые особенно опасны для женщин во время родов и для новорожденных. Но в то же время, особенно в районах, населенных берберами, к ним охотно обращаются с вопросами относительно-грядущих событий. Случается, что душа демона воплощается в каком-нибудь животном. Простые люди воздерживаются истреблять живущих на них паразитов.

Исламские демоны не ограничиваются землей и низшими небесами. Они осмеливаются добираться до границ седьмого неба, откуда их изгоняют ангелы, бросая в них камни (это и есть падающие звезды).

Кроме демонов, Коран (сура 2, стих 96) называет двух падших ангелов – Харута и Марута. Будучи подобны ангелам из книги Бытия (гл. VI), от которых они непосредственно происходят, они брали себе в жены «дочерей человеческих».

>Сатана в исламе

Сатана в исламе

Шайтан (араб. شيطان‎‎), Иблис — в исламе злой дух, демон, дьявол, неверующий из числа джиннов.

Происхождение

В отличие от христианских традиций, кораническое наименование Иблиса в значении «джинн» предпочтительней, чем «ангел». Этот джинн создан из огня и в исламской традиции имеет свободную волю. В исламе ангелы являются как посыльные, не обладающие свободой волей.

Иблис обладал силой, близкой к ангельской по исламской концепции Бога, будучи когда-то набожным и скромным джинном. Когда Бог приказал всем ангелам преклониться перед Адамом, Иблис, наполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога ввиду того, что считал Адама низшим созданием.

Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других.

«Сказал же Бог: „Так уходи же из рая, будь побиваем камнями, и, воистину, над тобой проклятие до Судного Дня“. Сказал : „Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены“. Бог ответил: „Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступления которого определено“. сказал: „Господи! За то, что ты свел меня с пути истины, я приукрасить на земле и непременно совращу всех Твоих рабов“» (Коран, сура Аль-Хиджр, 15:34-39)

Его посылали на Землю вместе с Адамом и Евой, в итоге соблазнённых им поеданием плодов запретного дерева.

Другая трактовка

Существуют предания, в которых сказано, что Иблиса (Шайтана) звали Азазил или аль-Харис. В них сказано, что Всевышний послал Азазила подавить на земле мятежных джинов, что и сделал последний. Однако после этого он возгордился своей победой и посчитал себя ровней ему. Стоит учитывать, что это трактовки различных ответвлений от исламского учения, и они не являются каноническими. Также существуют различные трактовки Корана, которые нередко искажают смысл написанного в нем.

Сатана в исламе (как и в христианстве) представляется как враг Бога, который противопоставил себя ему. Однако в Коране напрямую не указывается, что Иблис — это враг Всевышнего. Связано это с тем, что Иблис является всего лишь его созданием. В христианстве ангел Люцифер, впоследствии ставший дьяволом, так же как и Иблис, противопоставил себя Богу. В Коране ангелы абсолютно во всем покорны Всевышнему и не могут ослушаться его приказа. Иблис, являющийся джинном, имеет право выбора.

Тем не менее, учения о Люцифере и Иблисе имеют не только общий смысл, касающийся противопоставления добра и зла, но и схожее описание событий. По большому счету, нет особой разницы, какого вероисповедания человек, главное, чтобы он поступал правильно и не совершал дурных дел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *