Джихад священная война

Вопросы войны и мира актуальны во все времена. Это связано с тем, что человечество регулярно сталкивается с политическими, этническими или религиозными конфликтами, которые нередко приводят к боевым действиям.

В исламском мире основной разновидностью вооруженной борьбы считается «джихад меча» («малый джихад») – священная война, которую ведут мусульмане с напавшими на них агрессорами. Однако существует и другая разновидность борьбы за веру, практикуемой мусульманскими народами – газават.

Слово «газават» в переводе с арабского языка означает «военный поход», «набег». За участие в такой борьбе человек наделялся почетным титулом «гази», то есть борец за веру.

Наиболее широкое распространение это понятие получило в эпоху колониализма, когда многие мусульманские народы вели борьбу за независимость. Для поднятия местного населения на борьбу с колонизаторами активно использовались лозунги национального и религиозного характера, включая и призывы к газавату. Носителями этого почетного звания были султаны Османской империи, крымские ханы, крупные военачальники, командующие армиями и так далее. Однако на практике далеко не всегда обладатели данного титула руководствовались религиозными соображениями. Например, одним из «гази» был первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, удостоенный этого титула за победу над греками в Битве при Сакарье.

Отличия газавата от джихада

Относительно соотношения обоих видов священной войны в исламе существует две основные точки зрения. Одни исследователи считают, что газават – это фактически синоним малого джихада. Сторонники такой позиции уверены, что газаватом может считаться та война, которая ведётся с соблюдением всех правил джихада. В данном случае газават действителен только в том случае, если мусульмане вынуждены вступить в вооруженную борьбу по причине вторжения извне иной угрозы. Фактически в данном случае титул «гази» приравнивается к титулу «муджахид» и несёт в себе исключительно благое.

Другие учёные полагают, что сущность газавата близка к джихаду, но все же имеет некоторые отличия. Во-первых, джихад в данном случае выступает как более возвышенное деяние, совершая которое человек руководствуется исключительно благими намерениями. Газават также считается благим делом, но в меньшей степени, нежели джихад. Это объясняется тем, что джихад осуществляется на пути Аллаха, и муджахид защищает своих братьев и сестёр по вере. В случае с газаватом человек может сражаться в интересах своей Родины или своего народа, что также благо, но уже в меньшей степени.

Вторым отличием газавата от джихада служит источник принятия решения. Перед тем, как вступить в вооружённую борьбу, руководство племени, города или государства должно вынести соответствующее решение. Принятие решения о начале джихада возлагается исключительно на высшее духовное лицо, каковым может быть верховный муфтий, шейхуль-ислам или иной священнослужитель высшего ранга. Это объясняется тем, что именно духовный лидер, обладая большими знаниями в области религии, способен адекватно оценить возможность и необходимость начала вооружённой борьбы. Решение об объявлении газавата может принять не только духовное лицо, но и светский правитель. Исторически эта точка зрения подкрепляется конкретными примерами, когда вожди племён или ханы отдельных государств объявляли газават своим врагам.

Газават в современном мире

Одним из наиболее активных не только на Ближнем Востоке, но и во всём мире считается Арабо-израильский конфликт (на фото). Причиной тому служит появление на территории Палестины еврейского государства в 1948 году, признавать которое мусульманские государства отказываются уже на протяжении 70 лет. Наличие постоянных стычек, регулярный обстрел территорий друг друга приводили к тому, что палестинские лидеры неоднократно призывали своих сограждан к газавату и борьбе с израильской оккупацией.

Кроме того, газават, как и джихад в наши дни, активно используется радикальными группировками для привлечения на свою сторону большего числа этнических мусульман, неофитов и других людей. Однако в данном случае ни о каком газавате говорить не приходится, так как все усилия террористических организаций направлены на запугивание и уничтожение мирного населения в своих корыстных целях. Подобные зверства и бесчинства, ввиду их противоречия исламским ценностям, никакого отношения ни к джихаду, ни к газавату не имеют.

Мусульмане, занятые защитой чести Ислама, которая, согласно их объяснениям, поругана исламистами, тратят много сил, чтобы представить Ислам мирной религией. Сегодня они заняты поисками новых, более приемлемых формулировок Джихада. Настоящее эссе посвящено исследованию реального значения и целей Исламского Джихада.
Значение Джихада
Согласно Словарю Вебстера: Джихад это Священная Война. Крестовый Поход — тоже Священная Война. Исторически, и Джихад, и Крестовые Походы — пропитаны кровью. Почему же сегодня мы обсуждаем и пробуем определить значение Джихада?
На арабском «Джихад» означает — бороться, прилагать усилия. Некоторые мусульманские ученые в позже стали классифицировать Джихад по следующим категориям:
1. Джихад ан-Нафс — Джихад против себя;
2. Джихад аш-Шайтан — Джихад против Сатаны;
3. Джихад аль-Куффар — Джихад против неверующих;
4. Джихад аль-Мунафикин — Джихад против лицемеров;
5. Джихад аль-Фаасикин — Джихад против испорченных мусульман.
Теперь можно дурачить людей этими семантическими вариациями значений Джихада? Конечно нет!
Меня не очень впечатлили книжные значения арабского слова Джихад. Мы знаем, что в каждом языке определенные слова могут иметь различные значения в зависимости от обстоятельств, но это не означает, что от людей может ускользнуть фактическое значение слова.
Слово Джихад означает борьбу. Эта борьба может осмысливаться в разных обстоятельствах. Борьба может происходить в сознании, в жизни, в работе, на пути к офису, или это может быть борьба с врагом. Вы можете сказать: «Я борюсь с доводами своего рассудка», — или: «Я веду борьбу с врагом», — в последнем случае посторонний человек воспримет слово борьба, как столкновение, возможно, даже, вооруженное.
Иногда, фактическое значение слова может изменяться под воздействием исторических событий. Рассмотрим персо-индусское (урду) слово «разакар», означающее весьма почетное слово «дворянин». Однако, исторические обстоятельства сильно изменили значение этого слова. В 1971 году, во время освободительной войны в Бангладеш, разакаров убивали и насиловали. Сегодня в Бангладеш слово разакар имеет не почетный, а унизительный смысл. Если вы назывете кого-то этим словом, то это привести к драке. Воздействие истории изменило значение и нюансы слова разакар от дворянина к мерзкому заговорщику.
В этом состоит веская причина того, что мы должны искать значение слова Джихад в его историческом аспекте и в различных обстаятельствах. Я буду искать значение Джихада в:
1. Истории,
2. Коране,
3. Хадисах,
4. Интерпретациях исламских историков и ученых.
1. Историческое Значение Джихада
Исторически, Джихад означает войну. В течение 1400 лет мусульмане понимали Джихад как Исламскую Священную войну. Любой исламский ученый, мулла, маулан, имам, и т.д., согласится с этим значением Джихада. Конкретно, Джихад — это война против немусульман (Джихад аль-Куффар — против неверующих; или Джихад аль-Мунафикин — против лицемеров), так как мусульманам запрещено воевать с мусульманами. Сотни книг были написаны исламскими учеными о Джихаде и все единодушно использовали слово Джихад в значении религиозной войны, называемой Святой. В исламской истории более 80% текстов заполнены описанием святой войны (Джихада). Ранний Ислам распространился на Аравийском полуострове исключительно в результате святых войн (Джихадов). Затем Ислам был распространен на соседние страны в результате многочисленных захватнических войн. Пророк Мухаммад непосредственно участвовал в 78 сражениях. И из 78 сражений только одно было оборонительным, остальные 77 — были наступательными. Мусульманские солдаты шли в Сирию, Иран и Египет не для ведения оборонительных войн.
Пророк Мухаммад и его преемники начали ряд наступательных войн против язычников-арабов, евреев и христиан, чтобы распространить Ислам силой, а также захватить добычу. После того, как Мухаммад приобрел достаточную силу, он разослал письма с требованием принять Ислам в языческие страны. Язычникам было поставлено условие: Ислам или Смерть. Требования о принятии Ислама были посланы людям книги (христианам и евреям), для них были поставлено условие: Ислам, Джизья (подушный налог) или Смерть. Несомненно, наступательная война в целях распространения Ислама — является истинным значением Святой Войны (Джихада) во имя Аллаха.
Пророк Мухаммад был серьезно ранен в одной из войн, которые он вел непрерывно. Дядя пророка, Амир Хамза, был убит и расчленен, его печень и сердце были съедены женой лидера языческого племени Абу Суфьян. Можно спросить, какой сорт, так называемой, «борьбы» вызвал подобные страдания? Это был Джихад (Святая война), а вовсе не мирная борьба с собственным рассудком или характером.
2. Коран о Джихаде
Джихад упоминается в Коране, наиболее часто, в значении войны, часто вместе с выражением «фи сабил Аллах» (на путях Аллаха). Джихад как война — является осевой концепцией Корана, Хадис и Шариа, которые мы исследуем ниже.
Все наиболее ненавидящие, принуждающие, запугивающие и соблазняющие стихи Корана относятся к Джихаду.
Важный отметить: что пророк Мухаммад, живя в Мекке, имел не слишком много сторонников; он был слаб в сравнении с язычниками. В этот период он получал наиболее мягкие стихи (около дюжины во всем Коране), именно эти стихи исламисты используют, чтобы завуалировать правду Ислама. Но в Медине Мухаммад быстро овладел религиозной и политической властью. И тогда он стал получать резкие, наполненные ненавистью (несколько сотен) стихи Корана, подстрекающие его сторонников к войне.
В Коране можно найти сотни стихов (аятов), которые требуют ведения святой войны против немусульман. Позвольте процитировать некоторые из них:
Коран — (9:5): «А когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, везде где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! И если они обратились (в Ислам) и выполняли молитву и делают очищение, то освободите их: ведь Аллах — проющий и милосердный!»
Коран — (8:65): «О пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ не понимающий.»
Коран — (2:216): «Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. Но может быть, вы ненавидите что-то, а оно благо для вас.»
Коран — (2:191): «И убивайте их везде, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение!»
Коран — (9:29): «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной — из тех, которым ниспослано писание, пока они не заплатят джизья своей рукой, будучи униженными.»
Коран (48:20): «Аллах обещает вам обильную добычу, которую вы захватите (у неверующих), …»
Коран — (8:39): «И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху.»
Коран — (8:12): «Я брошу страх в сердца неверующих; Бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!»
Коран — (8:15,16): «О те, которые уверовали! Когда вы встретите неверующих в движении, то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха.»
Коран — (9:111): «Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им — рай! Они сражаются на пути Аллаха, убивают и бывают убиты, согласно обещанию от Него истинному в Торе, Евангелии и Коране. »
Коран — (9:73): «О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним. Их убежище — геенна»
Коран — (9:123): «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость.»
3. Джихад в Хадис
Война во имя Аллаха (Джихад) широко санкционирована в Хадис. Почти треть четвертого тома (всего 9 томов) Бухари, главного исламского собирателя хадисов (изречений Мухаммада и его соратников), сосредоточена на Джихаде как физической войне. Тысячи хадисов посвящены Джихаду — Святой войне Ислама. Я не могу включить их все в это короткое эссе, процитирую лишь некоторых из них:
Сахих Бухари: номер 35, страница 102. Рассказанно Пророком Мухаммадом:
Для того, кто идет на войну, Аллах становится защитником. Поскольку он вступает в войну с твердой верой в Аллаха и его Апостола. Аллах обеспечит ему богатство и большую добычу, с которой он вернется домой, или отправит его в рай, сделав шахидом (мучеником).
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 46. Рассказанно Абу Хурайрой:
Я слышал высказывание Апостола Аллаха: «Муджахид во имя Аллаха, — а Аллах знает лучше, кто действительно борется за него, — подобен человеку, который непрерывно постится и молится. Аллах гарантирует, что допустит муджахида в Рай, если тот будет убит, или благополучно возвратит его домой с наградами и добычей.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 53. Рассказанно Анас бин Маликом:
Пророк сказал: «Никто из тех, кто умирает и получает хорошее от Аллаха (в будущей жизни) не желает возвращаться в этот мир, даже если бы ему дали весь этот мир, кроме мученика, который увидев превосходства мученичества, хотел бы вновь вернуться в этот мир, чтобы вновь быть убитым (во имя Аллаха).»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 48. Рассказанно Анасом:
Пророк сказал: «Единственная попытка (борьбы) за Аллаха лучше, чем весь мир. Место в Раю, маленькое как ресница лучше, чем весь этот мир и все, что находится в нем.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 44. Рассказанно Абу Хурайрой:
Человек пришел к Апостолу Аллаха и сказал: «Объясни мне, какое дело равно Джихаду (в награде).» Он ответил: «Я не нахожу такого дела.», — а затем добавил: «Можешь ли ты, в то время как мусульманский боец находится на поле битвы, войти в мечеть для выполнения непрерывной молитвы и непрерывного поста?» Человек сказал: «Но кто может сделать это?» Абу-Хурайра добавил: «Муджахид (мусульманский боец) вознагражден даже за шаги его лошади, когда она пасется, привязанная к веревке.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 49. Рассказанно Самурой:
Пророк сказал: «Вчера вечером двое пришли ко мне (во сне) и заставили подняться на дерево, а затем допустили меня в превосходный дом, лучше которого я никогда не видел. Один из них сказал: Это дом мучеников.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 42. Рассказанно ибн Аббой:
Апостол Аллаха сказал: «Нет Хиджры (перемещения от Мекки до Медины) после завоевания (Мекки), кроме Джихада; и если вас зовет (мусульманский правитель) для борьбы, идите немедленно.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 54. Рассказанно Абу Хурайрой:
Пророк сказал: «Именем Того, в руках Которого моя жизнь! Не было среди верующих тех, кто любит, быть позади меня и кому я не мог бы предоставить средства перевозки, и я, конечно, никогда не останусь позади никакой сарии (армейской единицы), отправляющейся во имя Аллаха. Я хотел бы быть мучеником во имя Аллаха, а затем родиться, чтобы вновь стать мучеником, а затем родиться, чтобы вновь стать мучеником, а затем родиться, чтобы вновь стать мучеником.
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 55. Рассказанно Анас бин Маликом:
Пророк Аллаха сказал: «Зейд взял флаг и стал мучеником, а затем Джафар взял флаг и стал мучеником, а затем бин Абдулла бин Раваха взял флаг и тоже стал мучеником, а затем бин Халид бин аль-Валид взял флаг, хотя он не был назначен командующим и Аллах сделал его победителем.» Пророк затем добавил: «Мы не должны печалиться, что их нет среди нас.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 61. Рассказанно Анасом:
Мой дядя Анас бин Ан-Надр отсутствовал в сражении Бадр. Он сказал: «О Апостол Аллаха! Я отсутствовал в первом сражении, в котором ты сражался против язычников. Если Аллах даст мне шанс сразиться с язычниками, Он увидит как (смело) я буду сражаться.» В день Ухуд , когда мусульмане обратили свои спины и бежали, он сказал: «О Аллах! Прошу у Тебя прощения за то, что они (его товарищи) сделали.» Затем Сад бин Муад нашел его: «O Сад бин Муад! Клянусь Богом Ан-Надра. Рай! Я чувствую его аромат, прибывающего с (горы) Ухуд «. Позже Сад сказал: «О Апостол Аллаха! Я не смогу сделать то, что сделал он (Анас бин Надр). Мы нашли более восемьдесяти ран от мечей и стрел на его теле. Мы посчитали его мертвым, его тело было искалечено настолько ужасно, что никто кроме его сестры не мог опознать его по пальцам.»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 63. Рассказанно аль-Барой:
Человек, с лицом закрытым железной маской (одетый в броню), пришел к Пророку и сказал: «О Апостол Аллаха! Что я должен сделать вначале — воевать или принять Ислам? «Пророк сказал: «Сначала принять Ислам, а затем воевать.» Он принял Ислам и стал мучеником. Апостол Аллаха сказал: Небольшая работа, но большая награда. «(Он сделал очень немного (после принятия Ислама), но будет вознагражден в изобилии).»
Сахих Бухари: том 4, книга 52, номер 64. Рассказанно Анас бин Маликом:
Ум аль-Бара, мать Харза бин Сурака, пришла к Пророку и сказала: «О Пророк Аллаха! Расскажи мне о Харза. Харза был убит (стал мучеником) в день Бадр стрелой, посланной неизвестным. Она добавила: «Если он будет в Раю, то я буду терпелива, а иначе, я буду горько плакать о нем.» Он сказал: «О мать Харза! Есть Сады в Раю, и твой сын получил Фирдаусал-ала (лучшее место в Раю).»
Мишкат аль-Масаби, том 1:807.Абу Абс сообщил:
Посыльный Аллаха сказал: «Человек, ноги которого запылились на путях Аллаха, не будет затронут Адом.» Бухари передал это.
Мишкат аль-Масаби, том 1:814. Аль-Микдам бин Мадикариб сообщил:
Посыльный Аллаха сказал: «Мученик получает от Аллаха шесть хороших вещей: он прощен за первую потерю крови, ему показывают его место в раю, его сохраняют от наказания в могиле, его сохраняют от самого большого ужаса, ему на голову возлагают корону чести с рубином, который лучше чем весь этот мир, он женится на семидесяти двух девственницах с большими темными глазами и становится ходатаем для семьдесяти его родственников.» Тирмиди и ибн Маджах передали это.
(перевод Джеймса Робсона, Lahore: Ashraf, 1975)
4. Джихад Согласно Исламским Ученым, Историкам и Философам
Мы можем найти сотни книг, написанных известными исламскими авторитетами о Джихаде. Примеры исторических событий и комментарии исламских ученых являются достаточным основанием для утверждения, что Джихад в исламской истории представляет Святую войну против неверных.
В своей книге «Юриспруденция в Биографии Мухаммада», доктор Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути пишет:
«Святая война (Джихад), как известно в исламской юриспруденции, является, в основном, наступательной войной. Она — обязанность мусульман любого возраста, когда они обладают необходимой военной силой. Это — фаза, в которой Святая война принимает свою заключительную форму. Апостол Аллаха сказал: Я приказывал людям сражаться, пока они верят в Аллаха и его послания …» (стр. 134, 7-я редакция).
Доктор Бути добавляет (стр. 263):
«Апостол Аллаха посылал военные формирования из числа своих последователей к различным арабским племенам, рассеяным по полуострову, чтобы призвать их принять Ислам. Если те не соглашались, то мусульмане должны были убить их. Это происходило в течение 7-го года Хиджры. Количество формирований составляло десять.»
Далее доктор Бути цитирует «Свет Откровения» Баудави (стр. 252):
«Сражайтесь с евреями и христианами, потому что они нарушили основы веры, и они не верят в религию правды (Ислам), который аннулировал все другие религии. Воюйте с ними, пока они не будут платить джизья (подушный налог) в подчинении и унижении.
В другом месте аль-Бути пишет:
«Ислам не конкретизирует, какой характер должна иметь Святая война (Джихад) — оборонительный или наступателеный. Цель войны — возвеличивание имени Аллаха, строительство исламского общества и учреждение царства Аллаха на Земле любыми средствами. Если таким средством является наступательная война, то в этом случае это самая высшая и благородная война.
Ибн Хишам аль-Сохайли в своей известной книге «Аль-Равд Аль-Анаф» (стр. 50,51), пишет:
«Никакие две религии не должны существовать на Аравийском Полуострове. Мусульманское правительство не должно позволять другим религиям проявлять их религиозную деятельность.»
Такова терпимость и миролюбие исламской религии!
Известный египетский ученый Сеид Катб, (Sayyid Qutb, Milestones, Revised Edition, chapter. 4, «Jihaad in the Cause of God»), отмечает четыре стадии в развитии Джихада:
1. Когда ранние мусульмане находились в Мекке, до бегства в Медину, Аллах не позволял им воевать
2. Затем мусульманам дается разрешение воевать против их угнетателей;
3. Затем Аллах приказывает мусульманам воевать с теми, кто борется против них;
4. Затем Аллах приказывает мусульманам воевать против язычников и людей писания.
Сеид Катб рассматривает каждую стадию, которая заменяется последующей, приходя к четвертой стадии, которая до сегодняшнего дня остается неизменной. Чтобы оправдать универсальность и непрерывность Джихада, он цитирует следующие стихи Корана:
Коран: 4:76 (74): Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.
Коран: 8:40 (39): И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху.
Коран: 9:29-32: Сражайтесь против тех среди людей книги (евреи и христиане), кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной — из тех, которым ниспослано писание, пока они в унижении не заплатят джизья (налог на немусульман)
Сеид Катб выражает презрение тем, кто рассматривает Джихад исключительно как оборону:
«Они неосведомлены о природе Ислама и его функциях, что он имеет право взять инициативу ради человеческой свободы. Поэтому везде, где существует исламское общество, которое является конкретным примером Божественно-предопределенной системы жизни, Ислам имеет данное Аллахом право выйти вперед и взять под свой контроль политическую власть, чтобы установить Божественную систему на земле.»
Популярный пакистанский мусульманский теолог Абуль Ала Мавдуди отклоняет разделение Джихада на наступательный и оборонительный. Выдающийся современный пакистанский ученый Фазлар Рахман, признавая обширное присутствие Джихада в Коране, отклоняет попытки некоторых современных мусульманских апологетов объяснить Джихад раннего мусульманского сообщества в чисто оборонительных категориях. (Fazlur Rahman, Islam, Chicago: University of Chicago Press, 1979, p.37)
Согласно Энциклопедии Ислама: «Борьба обязательна, даже когда неверующие её не начинали.» (E. Tyan, «Djihad, Encyclopaedia of Islam, 2nd ed, Leiden: Brill, 1965). В формулировке Рудольфа Петерса: «Окончательная цель Джихада — подчинение неверующих и искоренение неверия.» (Rudolph Peters, «Jihad, The Encyclopedia of Religion, NewYork: Macmillan, 1987, Vol. 8:88-91)
Все авторитеты повторяют фундаментальное положение Ислама, что контроль над миром должен находиться в руках мусульман.
* * * *
Коран: 16:103(101): А когда Мы заменяем одно откровение другим, — ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, — они говорят: «Ты — только измыслитель!» Да, большинство их не знает!
На основе этих стихов в Исламе возник принцип коранических толкований, названный накш (отмена), который говорит, что ранние мирные стихи могли быть аннулированы более поздними воинственными стихами, в случае Джихада, меканские стихи были аннулированы мединскими стихами. Известно, что много мусульманских ученых в ранней истории Ислама утверждали, что так называемый «стих меча» (9:5), аннулировал мирные стихи более ранних частей Корана.
То значение, которое Джихад имел в прошлом, сохраняется для мусульманских масс и в настоящее время. Об этом хорошо сказал известный исламский историк, социолог и философ Ибн Халдун (1332-1406):
«В мусульманском сообществе святая война — является религиозной обязанностью, ввиду универсализма (мусульманской) миссии и (обязательства) преобразовывать каждого в Ислам, или убеждением, или силой. Поэтому, религиозная и светская власть объединены в (Исламе) так, чтобы ответственное лицо могло посвятить этому всю доступную силу.»
(Ibn Khaldun, The Muqaddimah, trans. by Franz Rosenthal (New York: Pantheon Books Inc., 1958) Vol. 1:473).
«Это возложено на нас (мусульман), следовать дорогой Посыльного Аллаха (Мухаммада), чтобы избежать многобожия и ереси во всех ее формах и взять Святой Коран и Традиции Пророков как факелы, чтобы вести нас. Мы должны преподать нашим братьям и немусульманам во всем мире, в максимально возможной степени, чтобы спасти их от Адского огня. Мы должны подготовить себя, чтобы предстать перед лицом нашего врага и овладеть средствами власти, и участвовать в развитии полезных отраслей промышленности, чтобы защитить нашу религию и быть достаточно мощными пред нашим врагом. Как открыл Аллах в суре «аль-Анфал» (8:60)» (The Translation of the Meanings of Sahih al-Bukhari, Vol. 1:xxiv-xliii)
Коран: 8:62(60): Против них (каффиров) приготовьте, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, а Аллах знает их. И что бы вы ни издержали на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам, и вы не будете обижены.
Сколько убийц обращались к этому стиху, отправляясь убивать немусульманских женщин, детей и стариков?
Большинство текстов Корана и Хадис непосредственно идентифицирует Джихад как физическую войну за установление Царства Аллаха на земле. Не удивительно, что убийцы обращаются к этим базисным источникам, для оправдания свои действий.
Коранические аяты (упомянутые выше) и многочисленные хадисы того же сорта способствовали трансформации сознания мусульман. Во имя распространения своей религии, мусульмане убили и продолжают убивать миллионы людей, захватывая их земли и имущество. Их первыми жертвами пали соседние страны, доминионы Византии: Сирия, Палестина, Египет, а затем Ирак, Персия, Индия, Северная Африка и даже Испания. Были эти войны оборонительными? Являются разрушения, убийства и насилия, которые несли мусульманские солдаты, символом прощения и милосердия? После смерти Мухаммада, его последователи в борьбе за власть стали вести неустанные дикие войны.
В результате исламского Джихада, с помощью исламского меча, сотни племен были стерты с лица Аравийского полуострова. Тысячи осиротели и овдовели. Хазаз бин Юсуф убил более ста тысяч Сахаби, Ибн Каттал был убит в Каба. Позже Абдулла бин Зубайр был убит в том же Каба. К концу первой гражданской войны были убиты все Бадари. К концу третьей гражданских войны были убиты все Сахаби. «Это высосало всю силу мусульман», — пишет Бухари. Десять тысяч мусульман были убиты в войне Джамал между Хазрат Али и Биби Айша. Исламский ученый Абу Зэйд Шалаби утверждает в своей книге, что в сражении Алис, имевшем место на границе Ирака (война Сиффин между Хазрат Али и Хазрат Мвабия), великий исламский генерал Халид положил 70000 человек.
Тысячи немусульман были убиты. После смерти Пророка Мухаммада, осталось четыре его любимых ученика, известные как самые набожные халифы. Трое из них были жестоко убиты, и только один умер естественной смертью, очень недолго правив государством. Кербела затоплялась кровью и ревом: «Аллаху Акбар!» Таков реальный «свет» истины и милосердия, который несет миру Ислам.
Глобальная Программа Ислама
Проанализировав первоисточники Ислама и работы известных исламских ученых, мы обнаруживаем уникальную особенность, которая отсутствует в других мировых религиях. В отличие от любой другой религии, Ислам имеет скрытый мотив в своей программе. Ислам полагает, что имеет Божественный мандат на распространение исламского послания (Дин-е-Ислам) всему человечеству. Его окончательная цель состоит в преобразовании все человечество в Ислам, как единственную истинную религию Аллаха. В этом направлении упорно работают две главные группы:
A. Воинственные, радикальные муллы;
B. Образованные, проживающие на западе, мусульмане (мусульманская «умма» на западе, типа: AMC, CAIR, ICNA, ISNA, NABIC и т.д).
Мы можем исключить мусульман группы — C. Богобоязненных и легковерных, составляющих 70-80%.
Группы A и B имеют общую цель: преобразовать в Ислам как можно больше немусульман, чтобы установить Исламский Шариат или Законы Хухуд (законы Аллаха, подобные законам афганского Талибана) в качестве государственных законов. Главное различие между группами A и B состоит в средствах достижения этой цели. Группа A — бойцы/фанатики заняты вооруженной борьбой (Святой войной, Террором); группа-B (главным образом западные жители) занята скрытым, мирным распространении Ислама, сладкими разговорами и мирным убеждением легковерных западных жителей в соответствии с обманчивыми проповедями в мечетях и на различных ежегодных и полугодовых исламских конференциях и встречах (конференциях «уммы»). В конечном счете, обе группы видят свою цель в установлении исламского закона Шариат в государстве.
Ссылки
1. The Holy Quran, Translated by A. Yousuf Ali, Published by Amana Corporation, Brentwood, Maryland, 1983
2. Buchari Sharif, Bengali Translation by Maulana Muhammad Mustafizur Rahman, Sulemani Printers and Publishers, Dhaka, Second edition-1999
3. Holy Quran, Bengali translation by Maulana Muhiuddin khan, Khademu Harmain Sharifain, Saudi Arabia, Madina Mannwara, 1413 Hijri.
4. The Biography of Muhammad and the Wars (Maghazy) Ibn Isaac, Dr. Sohaul Zakkar, dar Al Fekr
5. The Biography of the Prophet, Ibn Kathir, dar Al Knowledge, Beirut

Проанализируем ряд коранических стихов, якобы побуждающих к вооруженному джихаду.

«И вот когда окончатся священные месяцы – убивайте язычников там, где вы их не встретили и берите их в плен и осаждайте их и подстерегайте их во всех засадах…» ( ат – Тауба, 5 аят)

Этот стих конкретизирует ситуацию, которая сложилась в период ранней мусульманской истории, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) выступил в Табукскую экспедицию. Племена многобожников, кроме двух, сохранивших верность договоренностям, нарушили заключенные ранее двусторонние соглашения. Несмотря на вероломство язычников Всевышний Аллах повелевает чтить особое положение, святость 4-х запретных, или Священных месяцев. По окончанию этого периода мусульманам было разрешено вступать в бой с вероломными язычниками и наказывать их.

Возникает вопрос: разве это несправедливо?

Применительно к ситуации наших дней, нашего века хочется спросить критиков Ислама: какое наказание полагается нарушителям международного или, в более узком смысле, регионального порядка? Чаще всего подобные ситуации заканчиваются военными действиями коалиций, ограничениям национального суверенитета или, более того, прямой или законспирированной формой оккупации территории нарушителя. Так в чем же тогда заключается несправедливость мусульман той эпохи, по отношению к язычникам, нарушителям договоренностей?

«… а если они затем раскаются, и станут исполнять обрядовую молитву и давать очистительную милостыню – оставьте их. Воистину, Аллах – Снисходительный, Милосердный» ( ат – Тауба, 5 аят)

Обычно в ситуациях, когда ставится цель показать «агрессивность» Ислама, а мусульман как людей, стремящихся к кровопролитию, эта часть аята, стиха вовсе не цитируется. Эта часть коранического стиха показывает механизм выхода из ситуации: прекращение боевых действий, возврат к договоренности, отказ от враждебности к Исламу и мусульманам, отказ от язычества.

Отказ от язычества также относится к тем, кто, будучи главой языческого сообщества или статусным представителем такового, вводил в заблуждение, вероломно нарушал достигнутые соглашения. Ограничение в приверженности язычеству наступает вследствие вероломства. Это вынужденная мера, задача которой дать еще раз шанс на исправление ситуации.

«И убивайте их, где вы их встретите…» (сура аль — Бакара, 191 аят)

У этого стиха, разумеется, есть своя история или причина ниспослания. Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), сопровождаемый толпой своих сподвижников, отправился в Мекку для посещения Заповедного дома, Каабы, но язычники не допустили их к нему. На следующий год, когда пришло время поклонения, между правоверными и язычниками было заключено перемирие, по которому последние освобождали город на три дня, для того чтобы мусульмане могли исполнить обряды посещения Каабы.

Но сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорили: если курейшиты не исполнят условия и начнут войну, то каким образом мы будет сражаться в Священный месяц и в святом городе? Для разъяснения их сомнения был ниспослан этот и последующие аяты. Однако обычно цитируется обычно только эта часть стиха. Но «упускается» из вида, что этот стих не может рассматриваться в отрыве от предыдущего, который гласит:

«Сражайтесь же на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, и не преступайте границ. Воистину, Аллах не любит преступающих границ» (сура «аль — Бакара», 190 аят)

Упомянутый выше коранический аят вовсе не является призывом к убийствам или кровопролитию. Стих имеет детальное разъяснение конкретной ситуации: воздаяние тем, кто нарушает договоренности и наказание тех, кто производит смуту. Кроме того божественный стих устанавливает этику сражений. По мусульманскому праву война, сражение имеет свой кодекс, и он просто должен соблюдаться. Продолжение этого стиха звучит так:

«… и изгоняйте отовсюду, откуда они вас изгнали. А смута хуже нежели война. И не сражайтесь с ними около Запретной мечети, пока они сами станут сражаться около нее. Если же они станут вас убивать то и вы их убивайте. Такова мзда неблагодарных по отношению к Аллаху» (сура «аль — Бакара», аят 191 ).

Таким образом, любой из божественных стихов, касающийся темы войны, сражения, кровопролития не является универсальным по своему содержанию. Каждый из подобных стихов является конкретным по содержанию, имеет строго-ограниченную сферу применения. Меры, которые необходимо предпринять против инициаторов конфликта, касаются конкретно тех, кто это совершил, а не всех подряд, и даже, не всех безбожников.

«… И убивайте их, где вы их встретите».

– Это отрывок из божественного стиха, главы «Женщины». Начало этого стиха звучит так:

«Вы увидите других, кто хочет заслужить у вас доверия и доверия своих народов. Всякий раз, когда они возвратятся к смуте – будут они истреблены. Если же они не отступятся от вас, и не предложат вам мира, и не перестанут воевать с вами…» (сура «ан – Ниса», аят 91)

Речь в этом стихе идет о лицемерах, на словах, вставших под знамена Ислама, а на деле вовсю пытающихся причинить урон мусульманам. Этот коранический стих имеет конкретную историческую, временную привязку и применять ее по отношению к иным ситуациям, моментам, событиям, с целью оценки или вынесения суждения, по меньшей мере, некорректно. И, тем более, этот коранический стих не может быть применен в суждениях тех, кто хочет доказать агрессивность Ислама.

Фарид харат Салман. По материалам коференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой»

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *