Екатеринбург новотихвинский монастырь

Женская православная обитель является крупнейшей на территории Отечества. История монастыря начинается на рубеже XVIII и XIX вв., изначально здесь существовала богадельня при Успенском соборе. В советский период пустынь подверглась разорению и закрытию, возрождение же состоялось в 1994 г. Сегодня здесь продолжается реставрационная деятельность, строятся новые церкви.

История обители

В середине XVIII столетия на окраине Екатеринбурга создали кладбище. Через время рядом с ним на деньги местного купца воздвигли церковь, освященную в честь Успения Богоматери, и притч, где в 1796 г. поселились несколько женщин. Добродетельные матушки создали общину, каждый член которой ежедневно молился, постился и усердно трудился. Количество человек возрастало, сюда принимали всех желающих от маленьких девочек до старушек. Поэтому здание получило название богадельни.

Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге

  • Вскоре городской совет выделил смиренным и праведным насельницам небольшое ежемесячное жалование. Сестры, уже долгое время проповедовавшие монашеский образ жизни, проявили желание создать вокруг богадельни целый монастырский комплекс. Игуменья Татьяна вскоре получила благословение на создание обители от преподобного Исаии. Однако ей предстояло преодолеть большие трудности, прежде чем власти выделили деньги на возведение новых построек.
  • Вместе со своей помощницей игуменья Татьяна отправилась в Петербург, здесь их приютил адмирал в отставке Фёдор Ушаков, который проявил огромное желание помочь праведным монахиням. Он лично вел переписку с Пермским архиепископом, наладил диалог с важнейшими лицами Синода и нашел людей, пожелавших внести колоссальные пожертвования ради возведения женского монастыря в Екатеринбурге. Проживая в столице, монахини терпеливо ожидали помощи и смиренно молились перед подаренной им «Тихвинской» иконой.
  • Официальное учреждение Ново-Тихвинской пустыни произошло в самом конце 1809 г. Вскоре Татьяна приняла постриг и получила имя Таисия. Перед отъездом на родину матушка получила в дар 25 фрагментов чудотворных мощей из Софийского собора. После открытия монастыря родилась традиция крестных ходов вокруг обители с «Тихвинским» образом во главе. Так как шествие приобретало значимость и распространялось на другие местности, большое количество паломников узнало о существовании Тихвинской пустыни.

На заметку! Перед полноценным уходом в монастырь новоявленной монахине дают возможность здраво оценить собственные силы, убедиться в твердости решения посвятить жизнь ежедневному служению Богу. Если ей удается пройти испытания воли, она становится послушницей через один год. В женскую обитель идут те, кто чувствует необходимость в добродетельной и праведной жизни, очищающей тело и разум.

Живя в монастыре, монахини молятся и выполняют послушания, участвуют в богослужениях, а также читают Священное Писание.

Становление

В начале XIX столетия здесь организовывались рукодельные мастерские, сестры продолжали принимать сирот и обездоленных стариков. Настоятельница Таисия ходатайствовала о том, чтобы Синод выделил средств на необходимое увеличение обители, которая становилась все популярнее среди населения.

Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря

Колоссальное желание проявлял архиепископ Иустин, мечтавший о том, чтобы Тихвинская обитель стала первоклассной, с больши́м имуществом.

  • В 1822 г. пустынь официально утвердили, Таисия создала устав на основании принципов общежития Саровского монастыря. Александр I проявил заботу в отношении к новосозданной обители. После открытия, к которому император лично приложил немало трудов, он сделал пожертвования в виде драгоценной утвари. Осенью Александр I посетил монастырь, где осматривал архитектуру и беседовал с монахинями.
  • В 1823 г. торжественно освятили храм Всех Святых, который возник на основе каменной часовни. Продолжалась работа по возведению церкви А. Невского, первый камень которой заложили в 1814 г. Одновременно с этим на территории появлялись сестринские кельи, подсобные помещения, гостиницы, дома для обездоленных мирян, а также ограда по периметру. В 1826 г. мир покинула настоятельница Таисия, жившая в великом радении о Тихвинской обители.
  • Новой игуменьей стала матушка Александра, прослужившая в пустыни до 1858 г. Это была кроткая, скромная женщина с трудолюбивым характером, она, как и предшественница, заботилась о благоустройстве пустыни, о духовном возвеличивании. При матушке Александре процветали старые рукодельные мастерские и строились новые, монастырь приобрел две загородные заимки.
  • В 1832 г. торжественно освятили храм иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», построенный рядом с больничными палатами. Теперь люди, находящиеся на лечении и не могущие встать с койки, имели возможность участвовать в богослужения через открытые двери.
  • Третьей игуменье Ново-Тихвинской пустыни стала матушка Магдалина, которой удалось сохранить спокойную и трудолюбивую атмосферу в стенах женской обители. Количество сестер с каждым годом увеличивалось, проходили работы по украшению старых храмов и возведению новых. В 1881 г. на Малобулзинской заимке заложили собор Симеона Верхотурского. Игуменья Магдалина прослужила на благо пустыни 35 лет, и в 1893 г. её смиренная душа отошла к Господу.
  • Следующей настоятельницей стала монахиня, которую также звали Магдалина. Современники говорили о большой самоотверженности матушки, её трудолюбии и душевной простоте. Магдалина верила, что спасение приходит через ежедневную молитву и чтение Священного Письма. В 1910 г. прошли юбилейные торжества, посвященные 100-летию Тихвинской пустыни, которая считалась весьма благоустроенной и крупной.

На заметку! Перед революцией 1917 г. монахини обители освоили множество новых рукоделий: они расписывали фарфор, рисовали на бархатных волокнах, выжигали на коже и по дереву, изготавливали искусственные цветы.

На территории красовалось шесть церквей, находились больничные корпуса и богадельни, на заимках также воздвигались новые соборы и хозяйственные строения. Сестры продолжали оказывать милосердную помощь сиротам, престарелым и обездоленным. Миряне, приходящие сюда, отвлекались от ежедневной суеты и находили великое утешение в молитвах.

Годы разорения

В 1918 г. монахини передавали свежие продукты императору Николаю II и его семье, вскоре расстрелянной большевиками. Сестры несли еду и тогда, когда никого из живых уже не осталось. Послушницы продолжали совершать молитвы и вести иноческую жизнь до 1922 г., когда власти насильно закрыли врата обители. В это же время большевики сожгли документацию, древние книги и летописи, хранившиеся в библиотеки пустыни.

Историческое фото Ново-Тихвинского монастыря

Бо́льшая часть сестер была отправлена в ссылку и тюрьмы. Другие остались в Екатеринбурге или его окрестностях, где проживали в квартирах по нескольку человек. Игуменья Магдалина организовала небольшую общину, которая продолжала жить по православным канонам. Многие подобные группы помогали простым мирянам сохранить веру.

В самом же монастыре большевистские власти организовали учреждения различной направленности. Многие церковные строение перестраивались, а монастырское кладбище полностью ликвидировали. Здесь выкопали несколько мусорных котлованов, создали военные училища, привезли цистерны для горючего материала. Каменные памятники, дороги и колокола отправили на металлолом и переплавку.

Современность

Возрождение Тихвинского монастыря произошло в 1994 г. Основная проблема заключалась в том, что в церковных постройках располагались различные учреждения, начиная от музея и заканчивая горным институтом. Практически все здания находились в ветхом состоянии, купола храмов были убраны, внутренняя планировка кардинально изменилась.

  • В 2000 г. в обители состоялся ритуал обретения чудотворных мощей Василиска Сибирского. Через два года подобная процедура прошла в отношении останков великомученика К. Богоявленского.
  • В 2005 г. в Тихвинской пустыни начал работу кабинет истории Церкви, где производится сбор информации об истории пустыни, игуменьях и насельницах. Здесь также утверждаются личности святых и новомучеников местной митрополии. Материалы о преподобных постоянно обновляются и официально публикуются.
  • В 2011 г. Тихвинской пустыни официально передали во владение Успенский храм, который в советский период использовался как военный госпиталь. В середине весны 2013 г. патриарх Кирилл провел торжественную церемонию освящения полностью отреставрированного собора Александра Невского. Все церкви и хозяйственные помещения на территории обители требовали переделки и восстановления.

Интерьер храма святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря

В феврале 2017 г. произошло обрушение двух стен Успенской церкви, это побудило создать комиссию, которая заключила аварийное положение здания. Сразу за этим приняли решение о безотлагательных мерах безопасности, включающих срочный разбор ветхого храма. Екатеринбургская митрополия пояснила, что на момент передачи Успенский храм не имел куполов и колокольни, а часть стен была надстроена, поэтому обвал ветхой постройки стал делом времени. Архитектор В. Сименко обещал, что церковь будет восстановлена по образцам дореволюционных чертежей.

Деятельность прихода

Сегодня при обители работает иконописная мастерская, в которой трудятся благочестивые сестры. После одной из выставочных ярмарок двух монахинь приняли в Союз художников. В стенах пустыни функционирует печатное издательство, организация социальной защиты и благотворительная столовая, где каждый получает порцию супа и хлеб.

В помещении храма А. Невского располагается склад обуви и одежды, откуда можно бесплатно взять необходимую вещь или же отдать. Периодически часть склада развозят и дарят нуждающимся.

Некогда Елизавет был загородным поселком. Подворье Ново-Тихвинского монастыря было основано здесь еще при первой настоятельнице игумении Таисии, в начале XIX века. В первые годы на подворье велись только полевые работы, и единственной постройкой здесь был большой деревянный дом, крытый железом, для хранения хлеба и сена. В 1876 году на Елизаветинской заимке был построен каменный трехпрестольный храм в честь Всемилостивого Спаса. Боковые приделы освящены в честь Архистратига Божия Михаила и великомученицы Параскевы.

После революции храм был опустошен большевиками, изъявшими из него драгоценную утварь. Шестнадцать лет после этого он продолжал еще действовать – но уже как приходской, так как монастырь был закрыт в 1920-х годах. В Спасский храм приходило множество верующих, в том числе и сестры нашей обители вместе с последней настоятельницей схиигуменией Магдалиной (Досмановой).
В период самых жестоких гонений на Церковь, в 1938 году, храм закрыли. После этого на территории монастырской заимки был организован колхоз, позже здесь располагалась машинотракторная станция. В храме размещался цех камвольного комбината и склад. Наконец, храм пришел в полное запустение и стал, по словам официальной докладной записки, «местом сбора неорганизованной молодежи и рассадником грязи». Храм трижды горел и к моменту передачи его верующим в 1988 году находился в аварийном состоянии. Первым настоятелем храма стал о. Николай Ладюк, усилиями которого во многом стало возможным возрождение храма и приходской жизни. В 1989 году здесь было совершено первое богослужение.
В мае 1989 года при огромном стечении духовенства и верующих в храм были принесены мощи великого уральского святого, праведного Симеона Верхотурского, которые в годы советской власти хранились в запасниках Областного краеведческого музея. День перенесения, 25 мая, поныне празднуется как второе обретение святых мощей праведного Симеона Верхотурского. В 1992 году мощи святого Симеона были возвращены в возрожденный Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, в котором они пребывали и до революции. А в храм Всемилостивого Спаса была передана частица мощей праведника.
Главной святыней храма являются мощи преподобного Василиска Сибирского. Этот угодник Божий жил в XIX веке, но по молитвенному преуспеянию был равен древним святым отцам. Во время молитвы ему являлись Сам Господь и Божия Матерь; ему были дарованы откровения о прошлом и будущем; он в изобилии вкусил Божию благодать, даруемую только истинно смиренным подвижникам. Иногда видел он в своем сердце Богомладенца Христа, и от этого чувствовал великое умиление и радость… Преподобный Василиск скончался в городе Туринске и был похоронен в Свято-Николаевском Туринском монастыре. В 2004 году подвижника прославили в лике святых, и его мощи были помещены в храме для всеобщего поклонения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *