Эко это грех

Проблема искусственного и экстракорпорального оплодотворения продолжает быть предметом многочисленных дискуссий – как медицинских, так и богословских.

Содержание

Что Церковь говорит об ЭКО?

Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Дискуссия об ЭКО

Священник Алексий Кнутов, студент Московской духовной академии в недавней публикации о проблеме церковного отношения к искусственному и экстракорпоральному оплодотворению, высказал мнение о том что формулировка в текст Основ социальной концепции Русской Православной Церкви не точна:

Искусственное оплодотворение в современном мире приобретает всё большую популярность. Связано это не с любопытством к последним достижениям в области медицины, но прежде всего со все более распространяющейся проблемой бесплодия. Согласно статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается сегодня с этой проблемой. Но как относится к искусственному оплодотворению Русская Православная Церковь? Может ли православный христианин прибегать к такому способу зачатия ребенка?

Хотелось бы сделать уточнения к 4-му пункту XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ, в котором идёт речь о христианском отношении к разным аспектам искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни.

Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения.

Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь.

Но что же подразумевается под этим неопределённым выражением «искусственное оплодотворение» в Концепции? А подразумевается там как раз не явление, а совершенно конкретный метод искусственного внутрикорпорпорального (т.е. внутрителесного) оплодотворения — искусственная инсеминация. Суть этого метода заключается в следующем: сперматозоиды искусственным образом вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие.

Как пишет С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, «в целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился».

Поэтому это двусмысленное место в Концепции необходимо понимать следующим образом:

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесён метод искусственной инсеминации — искусственного введения в матку жены половых клеток мужа, поскольку этот метод не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия.

Я глубоко убеждён, что в Концепции, как в документе, носящем юридический характер, должны отсутствовать всякие двусмысленности, чтобы священник, мирянин, не сведущие в каких-то специальных областях знания (в данном случае в репродуктивных технологиях), прочитав Концепцию, могли ясно, чётко уяснить для себя позицию Церкви по тому или иному вопросу.

Здесь нелишним будет отметить, что при применении этого метода возникает щекотливый вопрос о способе получения половых клеток мужчины. Обычно здесь предлагается порочное рукоблудие. Но этот греховный способ может быть заменён на нормальную супружескую близость, при которой мужское семя может быть собрано в медицинский презерватив. Ведь здесь при бесплодии супругов презерватив будет как раз не средством предохранения от беременности, а способом для её возможного наступления.

Кроме того, есть способ получения половых клеток через пункцию половых органов мужчины (она проводится под наркозом).

Концепция об ЭКО говорит следующее: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (п. XII.4 Концепции).

Согласно Концепции заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. С этим всё ясно. Но Концепция не даёт чёткого ответа на другой вопрос: а является ли нравственно допустимым формирование в «пробирке» ограниченного числа эмбрионов (например двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, при учёте того, что обратившаяся к ЭКО женщина имеет решимость вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет?

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия.

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди.

Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

Протоиерей Николай Балашов,

заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимавший активное участие в разработке Основ социальной концепции, убежден, что «Основы социальной концепции» достаточно ясно передают церковное отношение к проблеме:

— Конечно, «Основы социальной концепции» — это именно основы. Документ не претендует на исчерпывающее объяснение всех вопросов. Однако выраженная в нем позиция Церкви мне представляется обоснованной. Едва ли следует говорить о «неточной терминологии концепции».

Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке главы XII привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные не только в нашей стране. Однако, хотя автор статьи считает ОСК «юридическим документом» , в действительности это — документ пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не гинекологический. Поэтому я не думаю, что он должен был изобиловать формулировками специально-медицинского характера: к ним разработчики старались прибегать лишь в случаях необходимости. Участники процесса подготовки документа также не считали уместным вдаваться в детализированное описание подробностей интимной жизни человека.

Понимая, что по многим вопросам в Церкви могут существовать разные точки зрения, создатели ОСК старались включить в документ лишь те утверждения, которые могут быть убедительно обоснованы исходя из нравственных и богословских норм Предания Церкви. Из текста упомянутого раздела вовсе не вытекает положительное отношение к ЭКО. В нем указаны те аспекты соответствующей технологии, которые признаются нравственно недопустимыми. И ничего не сказано о том, что без намеренного разрушения эмбрионов метод хорош, приемлем и рекомендован православным. Думаю, это именно то, что Церковь могла и должна была сказать по данному вопросу. Не более и не менее.

Что же касается повышенного риска гибели эмбрионов — да, он существует (как и в случае одобряемой или во всяком случае неосуждаемой автором техники инкорпоральной инсеминации), но насколько он выше «естественного риска» – измерить трудно. Хотя бы потому, что мы до сих пор точно не знаем, как много уже оплодотворенных клеток погибает «естественным путем». Сегодня ученые склонны полагать, что — большая их часть. Это не может служить оправданием для тех, кто готов уничтожать эмбрионы намеренно. Но и не может быть основанием для обвинения всех брачных женщин фертильного возраста в едва ли не ежемесячном (хоть и не запланированном) убийстве эмбрионов. С обязательством «покаяться батюшке».

Тут все же важна именно нравственная мотивация.

Напомню, что в цитируемом отцом Алексием разделе «Основ…» в первую очередь говорится о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». В случае неизлечимого обычными способами бесплодия пастырские рекомендации включают как смиренное восприятие бесчадия в качестве особого жизненного призвания, так и возможность усыновления ребенка. Далее речь идет о допустимых с нравственной точки зрения (но не рекомендованных) средствах медицинской помощи, а затем – о недопустимых, среди которых упоминается ЭКО. В каждом случае указаны основания, по которым Церковь находит морально неприемлемыми эти средства.

Однако если в будущем – кто знает? – когда-либо появится такая модификация ЭКО, которая исключала бы имеющиеся ныне основания для этического неприятия – нам не придется созывать Собор для срочного пересмотра «Основ социальной концепции».

Полина Дудченко,

педиатр, неонатолог, супруга священника, мать четверых детей призывает осторожно относиться к своим желаниям и ожиданиям

Про ЭКО я не могу высказаться однозначно, не могу сказать, что вижу большой процент патологий.
Однажды я спросила отца Михаила Бойко, как относиться к проведению реанимации. И он ответил, что если не будет воли Господней, не удастся ни одна реанимация. Если переложить это на ЭКО, то я скажу то же самое. Вопрос в принятии того, что посылается Богом и веру в то, что без Господа не происходит ничего.

Очень часто люди, которые не имели детей много лет, когда ребенок появился (не обязательно в результате ЭКО, иногда в результате обычного лечения), не знают что с этим ребенком делать. Они хотели быть беременными, а не родить ребенка, ребенок не представляется им чем-то таким, во что нужно вкладывать силы каждый день. Они видели лубочную картинку с улыбающимся карапузом. Но семейных проблем часто больше, чем ожидалось, эти дети чаще и своеобразнее болеют.
Эти дети другие.

Дети ЭКО лишены, возможно, чего-то сокровенного, моментов, когда они втайне двигались по трубам, и мы не знаем, что происходит в эти моменты. С такой же позиции можно рассматривать и кесарево: это неестественный путь, но он дает возможность выжить ребенку и женщине. Да, эти дети имеют ряд незначительных отличий, но ведь все в руках Божих.

После ЭКО ряд женщин смогли забеременеть самостоятельно. Это как трактовать?

Я бы советовала быть осторожной и в вопросе усыновления: это благое христианское дело, которое, к сожалению, может обернуться очень сильно против детей и против родителей.

Родители как бы отказываются от того, что послал им Господь. Как бездетные они могли бы возможно, послужить людям чем-то другим, они как бы получают новое неожиданное испытание.

Осудить проще, чем понять. Но сформулировать, что точно бездетные семьи хотят, им не всегда удается.

Роман ГЕТМАНОВ,

акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70 в комментарии журналу Нескучный сад:

Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?

Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время.

Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.

Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня было… И это типичная ситуация сегодня.

Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО.

Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы. И когда священник говорит: опомнитесь, нельзя хотеть детей любой ценой, то кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей жизни, обижается и говорит — священник нас не понимает, он всего это не проходил, он не представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о себе, а не о ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только что потом?

Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов считает, что российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.

«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», – заявил А.Баранов в понедельник на пресс-конференции в «Интерфакса» в Томске.

По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение детей-инвалидов», – сказал А.Баранов.

По его словам, только в России государство выделило деньги на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО – «ИФ»)», – подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать», – сказал А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. «Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте», – отметил вице-президент РАМН.

Иеромонах Димитрий (Першин):

Поэтапная классификация негативных последствий ЭКО позволяет получить следующую схему (мы пропускаем те этапы лечения, которые не содержат негативных последствий ЭКО):

Негативные последствия для женщины.

— На этапе переноса эмбриона в полость матки, диагностики и ведения беременности и родоразрешения:

1. Многоплодная беременность. По данным исследователей, «индукция суперовуляции увеличила количество многоплодных беременностей более чем в 10 раз»

Чаще всего эта индуцированная многоплодная беременность «протекает на фоне медикаментозной коррекции, хронической бактериально-вирусной инфекции, аутоиммунных нарушений, нарушений в системе гемостаза. Другие исследователи подчеркивают, что беременность у этих пациенток осложняется преждевременными родами, внутриутробной задержкой развития плодов, гестозом, гестационным сахарным диабетом».

2. Редукция эмбрионов при многоплодной беременности. Уничтожение созданных с таким трудом человеческих жизней производится, исходя либо из евгенического принципа селективной выбраковки человеческих эмбрионов «с подтвержденными структурными, хромосомными или генетическими аномалиями», либо из соображений удобства «для выполнения манипуляции». После редукции «всего лишь половина (51%) пациенток донашивали беременность до 38 недель и более. Помимо негативных последствий для материнского здоровья редукция эмбрионов влечет за собой нравственные мучения матери, допустившей уничтожение своего ребенка.

Таким образом, ЭКО не приносит пользы здоровью женщин, а вероятность осложнений достаточно велика. Вот почему здесь возникает вопрос соотношения цели и средства: не слишком ли большую цену платят женщины за право получить своего ребенка? Нам могут возразить: но ведь и при обычном зачатии женщина идет на риск, вынашивая беременность. Это было бы так, если бы в случае ЭКО мы заранее не знали, насколько возрастает этот риск. И, кроме того, в случае ЭКО этим рискам женщин подвергают врачи.

Негативные последствия для ребенка.

— аномалии и патологии

Резко возрастает вероятность аномалий и патологий внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще.

Таким образом, абсолютный риск возникновения пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, чем при обычном течении беременности. Следовательно, люди, которые планируют прибегнуть к ЭКО, должны быть осведомлены обо всех потенциальных рисках этого метода..

— уничтожение человеческой жизни на эмбриональной стадии развития

1. Уничтожение «избыточных» эмбрионов. В большинстве случаев существующие технологии ЭКО предполагают оплодотворение нескольких эмбрионов, большая часть которых подвергается криоконсервации.

2. Гибель при криоконсервации. При технологии криоконсервации погибает 20% эмбрионов, а последующая частота наступления беременности и рождения живых детей составляет 28% и 22% случаев соответственно (английская клиника Bourn Hall)22. Выделяют два основных типа физического стресса, которому подвергаются человеческие эмбрионы в процессе заморозки:

— прямое влияние понижения температуры;

— физические изменения, связанные с образованием льда23.

3. Уничтожение эмбрионов с генетическими аномалиями, обусловленное результатами пренатальной и предымплантационной диагностики.

4. Уничтожение эмбрионов в случае их редукции при многоплодной беременности.

— проблема самоидентичности

Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?

— проблема «детей загробного мира»

Технология криоконсервации эмбрионов порождает еще одну очень сложную и трудноразрешимую проблему — проблему эмбрионов, которые имплантируются «после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики, как это не раз случалось, погибали в результате несчастного случая, возможно, уже оставив большое наследство будущему ребенку»24. В результате появляются так называемые «дети загробного мира», что происходит тогда, когда донор-отец умирает еще до имплантации или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной болезни25.

2.4. Негативные последствия для человеческой популяции

— генетический груз

Как мы видели выше, технология ЭКО увеличивает риск рождения детей с теми или иными генетическими аберрациями. В случае массового применения ЭКО возрастает генетическая нагрузка на человечество в целом.

— риск близкородственных связей

Одним из негативных последствий ЭКО является проблема генетической анонимности детей, появившихся в его результате использования донорских клеток и особенно спермы. Поскольку с помощью эякуляции только одного мужчины можно оплодотворить множество яйцеклеток, имплантируя полученные таким образом эмбрионы различным женщинам, и поскольку «отцовство» донора должно оставаться неизвестным, то теоретически возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о своем родстве. В этом случае возможно заключение браков между единокровными родственниками, что не только имеет юридические последствия, но и напрямую затрагивает здравоохранение: кровнородственные браки увеличивают вероятность генетических заболеваний.

Тем самым, здесь речь идет уже об отдаленных негативных последствиях ЭКО для людей, ни в коей мере неповинных в своих страданиях, что опять же вновь актуализирует вопрос о соблюдении принципа «не навреди».

Таким образом, мы вынуждены констатировать:

1) К сожалению, ВРТ ЭКО является зоной риска для пациентов, прибегающих к ней;

2) Современная медицина не располагает такими методами ЭКО, которые позволяли бы полностью исключить все его негативные последствия для здоровья человека, тем самым, проводя ЭКО, врач сознательно подвергает здоровье обратившихся к нему пациентов вышеперечисленным рискам;

3) Так как проведение процедуры ЭКО не диктуется медицинской необходимостью, в случае причинения вреда врач несет за это нравственную ответственность.

Несоблюдение в случае ЭКО принципа «не навреди» ставит под вопрос нравственную вменяемость этого направления ВРТ, что, в свою очередь, ставит перед медициной задачу, во-первых, минимизировать как медицинские риски, так и нравственные страдания, причиняемые ЭКО, а во-вторых, со всей строгостью осуществлять процедуру информированного согласия.

Откуда берутся дети? Социологи утверждают — из головы

Размышления бездетной — Честно говоря, я никогда не боялась, что в браке у меня не будет детей…

ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке»

Семейная проблема —Молодой женский голос попросил о встрече. – Вы нас венчали, батюшка. Три года назад. Помните?

Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение

Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий

Чудеса святой блаженной Ксении

Святая из нашего города

Мы поехали к святой блаженной Ксении…

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской mp3

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва перед переносом эмбрионов на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.

Отношение церкови к ЭКО

Отношение к процедуре экстракорпорального оплодотворения неоднозначное и с точки зрения обывателей, и с позиции священнослужителей. Многие бесплодные верующие семьи, получая рекомендации для проведения процедуры, в первую очередь интересуются, как относится православная церковь к ЭКО.

По мнению священников, супруги не могут иметь детей по воле Божьей. Искусственное вмешательство в замысел Творца считается грехом. Православие допускает медицинские действия для лечения заболеваний, приводящих к бесплодию.

Мнение церкви об ЭКО сводится к отрицанию процедуры вмешательства в человеческую природу. Если супружеская пара не может зачать ребенка, а лечебные и хирургические методы не помогли, следует смириться со своей бездетностью, и принять это как жизненное предназначение.

Церковнослужители рекомендуют бесплодным парам, как можно чаще посещать храм, святые места и монастыри, регулярно исповедоваться и причащаться. Супругам следует искренне обращаться к Богу и ликам святых в ежедневной просьбе о даровании младенца. Молитва перед переносом эмбрионов читается Святой Матроне, Николаю Чудотворцу, Пантелеймону Целителю, Ксении Петербургской.

При посещении храма, следует поставить свечи и преклонить колени перед иконами «Нечаянная Радость», «Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница», «Целительница». Молитва перед ЭКО может читаться и дома, но необходимо наличие иконы от бесплодия. С просьбой о помощи и поддержке, можно обращаться и к своему Ангелу – хранителю.

Грех ли делать ЭКО?

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа. Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Почему церковь против ЭКО?

Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.

Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:

  1. донорская сперма;
  2. процедура без брака;
  3. использование одинокими женщинами;
  4. консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
  5. редукция зародышей.

Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.

Если экстракорпоральное оплодотворение применяется в нетрадиционном союзе. Это подрыв канонов признанной церковью семьи, нарушение отношений между мужчиной и женщиной.

Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.

Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.

Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.

Мнение церкви

Церковь говорит про ЭКО, что в последнее время технология усовершенствовалась, и научились получать столько зародышей, сколько нужно, чтобы не убивать лишние. Но процедура не стала более гуманной. Эмбрионы не убивают, их замораживают в жидком азоте, для возможности дальнейшего использования при неудачной попытке, либо ими могут воспользоваться другие супружеские пары.

Священнослужителям известны случаи, когда эмбрионы могли пролежать в законсервированном виде много лет, родители умирали, так и не забрав зародыши и не родив ребенка. С биологической точки зрения, эмбрионы имеют набор генов, не говоря уже о душах зародышей, лежащих в жидком азоте. По мнению церкви – это бесчеловечное отношение, обращение как с неодушевленным предметом.

Некоторые священники высказываются о замороженных эмбрионах как о «детях загробного мира». Это зародыши, имплантируемые после смерти биологических родителей, отца-донора, когда они «осиротели» еще до пересадки в матку. О подобных детях говорят и в случае, если после смерти супруга, вдова желает родить от семени мужа, когда сперма была взята в период болезни.

РПЦ не принимает суррогатное материнство. Оно считается морально недопустимым, так как в период беременности, между матерью и младенцем, возникает тесная телесная и духовная взаимосвязь. Передача дитя социальным родителям, попирает материнские чувства. В этой ситуации ребенок выступает как объект купли – продажи, что резко осуждается церковью.

Отношение православной церкви к ЭКО, выражается в непринятии технологий искусственного оплодотворения, потому, что люди хотят взять под свой контроль все стороны жизни и все подчинить под свои желания, часто эгоистические. Если не хотят иметь детей, то будут предохраняться или сделают аборт. Если захотелось ребенка – то пойдут на ЭКО или суррогатное материнство.

Крещение детей ЭКО

Иногда священнослужители отказываются крестить детей, рожденных в результате ЭКО. Свой отказ они объясняют грешностью родителей. Если супруги решились на процедуру искусственного оплодотворения, следовательно, не считают грехом убийство не рожденного дитя. А значит, крещение малыша бессмысленно, так как такие родители не смогут воспитать его в христианском духе.

Провести обряд можно, если мать и отец искренне раскаиваются в поступке. Но для ребенка не все потеряно. Если он вырастит христианином, ему не запрещено принять крещение в сознательном возрасте.

В целом, мнение церкви в данном вопросе, сводится к недопустимости отказа в крещении младенца. Все дети, независимо от того при помощи какого метода они были рождены, являются «чадами Божьими».

В Библии прописано, что каждый отвечает только за свои поступки. Дети не должны быть наказаны за поступки и грехи своих родителей. Отказ священника от крещения может быть воспринят как ущемление прав ребенка и угроза его вере. Если священнослужитель не желает провести обряд, родителям лучше поискать другую церковь. Перед крестинами малыша следует исповедоваться перед священником.

Человеческая жизнь рассматривается как товар, а так быть не должно. По православным меркам, каждый обязан принимать тот крест, который Бог ему дает. Посылает Творец много детей – следует рожать и воспитывать. Нет ребенка – всегда можно взять на усыновление, немало малышей живут без родителей.

В конечном счете, решение о рождении ребенка с помощью ЭКО верующие супруги принимают самостоятельно. Им необходимо учесть, все недопустимые аспекты с точки зрения православия при использовании этого метода, посоветоваться и спросить благословения у своего духовного отца. По мнению церкви, процедура пересадки эмбрионов, должна проводиться в венчанном браке.

Приметы перед ЭКО

Любая женщина, планирующая процедуру ЭКО, нервничает и переживает, как все пройдет, получится или нет, сколько яйцеклеток созреет, а сколько подсадят… Тысячи, тысячи разных мыслей, не дающих покоя.

Мы предлагаем немного разрядить обстановку. Будем думать не о процедуре ЭКО и клеточках, а о малыше.

Малыш, приди к нам, мы тебя любим и ждем! У нас для тебя игрушки и подарочки! Мы будем вместе гулять, играть, кушать, смеяться! Мы будем ездить в гости к друзьям, родственникам и в зоопарк к зверушкам! Мы будем вместе открывать целый мир!

Чтобы малыш нас «услышал», можно использовать одну из народных примет или сразу несколько из них. Собраны они с форумов планирующих женщин, т.е. это фольклор планюшек.

Фэн-шуй и общие приметы для женщин, планирующих ЭКО, всегда актуальны. Вот некоторые из них.

  1. 1. Положить под матрас своей кровати рыбок. Неважно, каких – бумажных, нарисованных или пластмассовых, рыбки – это всегда к детям.
  2. 2. Купить баночку витаминов, налепить на нее бумажку со словом «заберемениватель». Пейте витаминки и верьте, что тем самым готовится домик (в животе у мамы) для малыша.
  3. 3. Купить прокладок побольше или, наоборот, выбросить их все с глаз долой. Статистика в этом случае примерно одинаковая. Кто-то покупает прокладки, думая, что надо ждать их, «монстров”, а они не приходят. А кто-то, наоборот, все выбрасывает с твердой уверенностью, что на ближайший год прокладки не пригодятся. И оказывается прав! Как поступить вам, решайте сами.
  4. 4. Мы ждем «полосатый» тест, поэтому нужно купить или сделать что-то полосатое и положить на видное место. Например, плед в разноцветную полоску.
  5. 5. Купить что-то для малыша: пинетки, костюмчик, соску, бутылочку, резиновые игрушки, яркую книжку. А можно сразу все из перечисленного.

Полный список общих примет для всех планирующих можно посмотреть здесь. А теперь узнаем приметы для удачного ЭКО.

  1. 1. Верующим женщинам перед протоколом может помочь молитва и беседа со священником. А в семьях мусульман режут барана.
  2. 2. Собираясь на пункцию, а потом на подсадку, наденьте что-нибудь красное. Белье, рубашку, кофту, обувь. Логика проста: красный цвет – это первый цвет, который начинает различать новорожденный. Да и вообще, красный – это самый яркий цвет в палитре. Малыш обязательно обратит на него внимание.
  3. 3. На самом переносе нужно абсолютно ни о чем не думать. В голове должно быть пусто, как в кошельке перед зарплатой.
  4. 4. И после переноса не мучьте себя вопросами «да» или «нет», не подгоняйте дни – «скорее бы день Х, чтобы можно было замочить тестик». Живите так, как будто ничего особенного не произошло.
  5. 5. Предлагается еще такой вариант: придя домой после переноса, лягте на диван, ноги держите раздельно, руки вдоль тела. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, думайте о бабочках в животе. Полное спокойствие и релакс.
  6. 6. После подсадки садимся за вышивку и говорим такую фразу: «Бусинка, я пришиваю тебя к себе, никому тебя не отдам!»
  7. 7. Совет врача из Мексики: после переноса придти домой, сразу набрать стакан соли и поставить под кровать.
  8. 8. Чтобы эмбриончики прикрепились, нужно попросить беременную женщину что-нибудь завязать – ленточку какую-нибудь, веревочку, ниточку – и отдать узелки будущей маме.

Живите полной жизнью, планируйте поездки, покупки, ремонты, кредиты. Как правило, чем больше планируешь, тем чаще приходит «облом» в виде положительного теста на беременность.

Напоследок хотелось бы сказать, что результаты процедуры ЭКО бывают разными. У кого-то получается забеременеть с первого раза, кому-то придется сходить на подсадку еще раз. Но в любом случае, на 99% точно, все становятся мамами.

Будьте терпеливы, верьте в своего малыша, и у вас обязательно все получится!

23 января 2016 – 21:13

24 января 2016 – 20:38

25 января 2016 – 19:28

25 января 2016 – 22:45

26 января 2016 – 22:49

Антицарапки под матрасом с полгода лежали до протокола. В протокол еще и полосатые носки принято надевать – надевала))) Прокладок в доме куча)) Не знаю что помогло, но сработало))

28 января 2016 – 22:06

30 января 2016 – 18:02

30 января 2016 – 18:12

11 февраля 2016 – 22:09

11 февраля 2016 – 22:11

20 марта 2016 – 13:22

21 марта 2016 – 11:38

20 мая 2016 – 23:24

21 мая 2016 – 08:37

5 июня 2016 – 10:39

22 июля 2016 – 14:42

27 июля 2017 – 15:50

16 августа 2017 – 06:22

27 августа 2017 – 18:35

31 августа 2017 – 17:12

9 октября 2017 – 08:52

19 октября 2017 – 14:10

20 октября 2017 – 19:15

Живые темы на форуме

Муж трубку не берет. Не знаю, что делать. Девочки, кто помнит, сколько Дюфастона надо пить сразу.

rioconte, спасибо ОГРОМНОЕ Уже клексан отменили. добавили прогестерон 1 укол в день. + то, что бы.

Лелишна31, я б сегодня и завтра колола точно ещё без дивигеля. Для фолликов 14мм эндик 5 это норм.

Мысли вслух. Планируем больше года. Не сказать, что бы прям очень активно., хотя смотря с чем с.

Привет всем! Навеяно темами о внешности. Девочки, сижу в декрете, особо не хожу пока никуда, но с.

Девочки, у меня такой вопрос-как выглядел ваш график бт если вдруг у вас обнаружили полип эндомет.

Интересные фото в галерее

До М ещё несколько дней, а он вот такой вот реагент рисует) нижний только-только сделанный Би_шур.

Прощальный тестик!!! С утра ворвалась красная гвардия

Срок 38-39 недель. Первая ПДР в 38 недель уже пришла к нам. Скоро Рождество, хочется родить. 🙂 З.

Лучшие статьи в библиотеке

Вы – мама двойни? Вы – счастливая мама! У вас сразу две пахучие макушки, две пары любимых гла.

Как сказать мужу о том, что он станет папой? Вы так часто мечтали об этом, рисовали картины в сво.

Воспроизведение материалов сайта возможно только с активной прямой ссылкой на www.babyplan.ru

© 2004 – 2017, BabyPlan®.

ECOFORUM.KZ

Портал об экстракорпоральном оплодотворении

Консультации докторов Подготовка к ЭКО

Суррогатное материнство Донорство

Сайт ECOFORUM.KZ

Информационная площадка для будущих родителей

Информация о Казахстанских клиниках

Ведущие врачи Казахстанских клиник

молитвы наположительный результат после эко

Re: молитвы наположительный результат после эко

Во имя Отца и Сына и Святого духа.

Чистая кровь небесная!

Слово его к делу

А наш заговор к новому телу.

Помоги, Господи, рабам крещенным,

Матушкой с отцом поожденным,

Девять месяцев спустя.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Добываю я себе помощника. Ручкам толстеть, телу ядренеть, ножкам стучать, дитем зачать. Как Месяц Месяцевич растет, прибывает, так и плод у рабы Божьей ( имя) зачинает. Во имя Христа Спасителя. Аминь. Аминь. Аминь.

Господа Бога Мать, Пресвятую Богородицу на помощь призываю и все скорби и боли убираю.

Эти заговоры мне на работе девочка дала перед протоколом (казашка кстати ). Я их читала,не знаю что именно, но мне помогло и я родила девочку!

О блажЕнная мАти МатрОно, душЕю на НебесИ пред ПрестОлом БОжиим предстоЯщи, тЕлом же на землИ почивАющи и дАнною ти свЫше благодАтию разлИчная чудесА источАющи, прИзри нЫне мИлостивным твоИм Оком на ны грЕшныя, в скОрбех, болЕзнех и грехОвных искушЕниях дни своЯ иждивАющия, утЕши ны, отчАянныя, исцелИ недУги нАши лЮтыя, от БОга нам по грехОм нАшим попущАемыя, избАви нас от мнОгих бед и обстоЯний, умолИ ГОспода нАшего ИисУса ХристА простИти нам всЯ нАша согрешЕния, беззакОния и грехопадЕния, Имиже мы от Юности нАшея дАже до настоЯщаго дне и часА согрешИхом, да твоИми молИтвами получИвше благодАть и вЕлию мИлость, прослАвим в ТрОице ЕдИнаго Бога, ОтцА, и СЫна, и СвятАго ДУха, нЫне и прИсно, и во вЕки векОв. АмИнь.

Пусть и Ваши мечты исполняются.

я тоже задавалась таким вопросом как-то и в росс пробирке нашла сообщение девушки мусульманки:

Вы можете молиться, как молился Закарийа (мир ему), который сказал:

رَبِّ لا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنْتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ

«Рабби ля тазарни фардан ва анта хайр уль-ваарисиин» (О, Господь, не оставляй меня бездетным, ведь ты лучший из наследующих…)

Это прекрасная молитва, которая подходит в любых ситуациях.

Также можно читать другую молитву Закариййи:

رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

«Рабби хаб ли минлядунка зуррийатан тайибатан иннака сами удуаа» (Господи, Пошли мне праведное потомство, Поистине, ты Слышаший дуа).

Вы можете молиться, как молился Закарийа (мир ему), который сказал:

رَبِّ لا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنْتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ

«Рабби ля тазарни фардан ва анта хайр уль-ваарисиин» (О, Господь, не оставляй меня бездетным, ведь ты лучший из наследующих…)

Это прекрасная молитва, которая подходит в любых ситуациях.

Также можно читать другую молитву Закариййи:

رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

«Рабби хаб ли минлядунка зуррийатан тайибатан иннака сами удуаа» (Господи, Пошли мне праведное потомство, Поистине, ты Слышаший дуа).

2й крио протокол – пролет (Экоцентр Алматы).

3й протокол – родилась дочка (ПМЦ, Москва)

Фэрдун хэйун хэкимун худдулун куддусун

Фэтан зэла аллаху саки натаху галеихи.

первая строка понятна а дальше нет)) просто если значение есть..то и запомнить как бы легче

первая строка понятна а дальше нет)) просто если значение есть..то и запомнить как бы легче

Заклинание чтобы иметь ребенка тоже на арабском языке и тоже читают

Аллах (9 раз) Хай (3 раза)

Салла Аллаху хайри халкихи Мухаммад уа лаху уа асхабихи ажмаъин бирахматика архамаррахимин

Дуан банди забан душман уа адмиан уа пириан хасди душман кунанд натаванди илаж кардан уа байин дуа бадшман ъалиб айад. Амин.

ААААПППППЧЧЧХИИИИИИИИИИИИИ на Умитжан-солнышко заразнюче-прилипуче-беременное. От Glukoza

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

  • Удалить cookies форума
  • Часовой пояс: UTC+06:00 UTC+6

Коллектив единомышленников, реально столкнувшихся с данной проблемой, решил создать ресурс, который мог бы помочь семейным парам обрести долгожданных детишек.

Тогда то и родилась идея сообщества, в котором любой человек может проконсультироваться, получить информацию, выбрать Клинику и получить поддержку

Проблема экстракорпорального или искусственного оплодотворения является актуальной для верующих. Дело в том, что православная церковь во многих случаях считает, что искусственное оплодотворение — это грех. Разберемся, так ли это на самом деле и можно ли верующему человеку применять такой способ зарождения новой жизни.

Как церковь относится к искусственному оплодотворению

Православная церковь рассматривает искусственное и экстракорпоральное оплодотворение со стороны моральности и соответствия основным церковным заповедям. Отношение к искусственному оплодотворению, мягко говоря, является неоднозначным. Если зачатие вне тела делает женщину счастливой, то почему бы не разрешить ей такое зачатие?

Церковь полагает, что зарождение жизни таким образом вполне допустимо. Но вот методы экстракорпорального зачатия она считает нравственно недопустимыми с православной точки зрения, грехом. Допускается только оплодотворение, когда гаметы подсаживаются в матку. Это, как считают духовные проповедники, максимально приближает оплодотворение к природному зачатию и не ломает семейных устоев.

При зачатии экстракорпоральным ЭКО происходит донорство гамет, а поэтому такое оплодотворение церковь считает неправильным, грешным. Дело в том, что это допускает вмешательство третьих лиц, нарушает единство брака, его неповторимость. Более того, мнение отдельных проповедников состоит в том, что ребенок, родившийся от донора, лишен права расти и воспитываться с биологическими отцом, матерью.

По тем же причинам отрицается и суррогатное материнство. Считается, что во время вынашивания ребенку передаются все эмоции суррогатной матери. Малыш переживает чудовищный стресс, когда попадает в руки истинных родителей.

Позиция православной церкви

В концепции Русской православной церкви есть раздел, который прямо относится к искусственному оплодотворению. Считается, что этот грех угрожает духовной целостности человека, сущности взаимоотношений между людьми.

Считается, что возможность иметь детей — это желаемый плод супружества, но далеко не его цель. Некоторые способы зарождения жизни могут считаться несовместимыми с волей Творца. Если случается, что муж или жена не могут иметь детей по каким-либо причинам, а технологии искусственного оплодотворения не приносят ожидаемого результата, то в таком случае надо принять бездетность как жизненное призвание. Пастырь может посоветовать удочерить или усыновить ребенка.

Допустимо оплодотворение гаметами мужа. В первую очередь, речь идет о способе ИКСИ, когда происходит введение сперматозоида в яйцеклетку. Этот способ не нарушает супружеских основ семьи.

Что делать в случае многоплодной беременности? Церковь считает ее нормальной, если при оплодотворении использовались гаметы мужа, а не третьих лиц.

Когда церковь одобряет ЭКО

Многих женщин интересует, когда одобряется ЭКО, не считается грехом и как церковь относится к искусственному оплодотворению, если оно было проведено с помощью такой процедуры. Отношение к экстракорпоральному оплодотворению бывает положительным лишь в том случае, если осеменение не нарушает целостность и моральные нормы брака.

То есть, парам, у которых нет детей, можно применять подобный способ забеременеть только с использованием клеток мужа. В таком случае прикрепление эмбриона к слизистой матки практически ничем не отличается от естественного оплодотворения. Конечно же, если у мужа имеются тяжелые патологии, нарушающие состав спермы, или по каким-либо причинам в ней нет сперматозоидов, то ЭКО не используется.

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно

Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.

  1. Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
  2. Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
  3. Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
  4. Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
  5. Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.

Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.

Крещение детей рожденных в результате ЭКО

Отдельные служители культа могут отказывать в крещении тех детей, которые были рождены в результате искусственной инсеминации. Но мнение православной церкви относительно этого вопроса едино: дети должны быть крещены, каким бы методом они ни были рождены.

Отказ в проведении обряда крещения таких детей неверен и аморален. Согласно учению православной церкви и Библии, дети не могут нести ответственность за деяния своих родителей. И отказ крестить ребенка рассматривается как угроза православной вере и нарушение прав самого ребенка.

Все это говорит о том, что верующим женщинам надо сознательно подходить к процедуре искусственного оплодотворения. У нее есть возможность поговорить со священником и задать ему все интересующие вопросы.

Рекомендации духовных наставников

Итак, отдельные процедуры искусственного оплодотворения рассматриваются православной церковью как греховные. В первую очередь, это такие методики, которые связаны с вмешательством в таинство зачатия третьих лиц. Речь идет о получении донорской спермы или яйцеклеток. Священнослужители напоминают о том, что подобные манипуляции подрывают целостность и уникальность брачного союза мужчины и женщины.

Искусственное осеменение не рекомендуется и в тех случаях, когда во время получения гамет используется рукоблудие или же предполагается заморозка эмбрионов. Они связаны с нарушением нравственных норм и догматических уставов христианства, а поэтому рассматриваются не только как греховные, но и недопустимые.

Но что же делать, если у женщины бесплодие, не поддающееся терапии? В таком случае следует прибегать к инсеминации, которая не нарушает моральных норм и не противоречат таинству зачатия. Если же и эти меры являются безрезультатными, то необходимо принять бездетность как особенность жизненного призвания. Некоторые священнослужители рекомендуют таким супружеским парам усыновить или удочерить ребенка.

Метод ЭКО или экстракорпоральное оплодотворение после его открытия дало реальный шанс стать настоящими родителями миллионам бесплодных пар во всем мире. Оно эффективно при самых разных формах бесплодия у женщин, а в случае бездетности из-за проблем у мужчины, ЭКО – порой единственный способ зачатия ребёнка.

Сам термин «экстракорпоральное» означает дословно «оплодотворение вне тела» или in vitro, то есть зачатие происходит вне организма – как многие говорят, «в пробирке». Прибегают к такому методу лечения бесплодия, если встреча половых клеток мужчины и женщины «в природной среде» (в половых женских путях) физическая невозможна. Важным моментом при этом остаётся способность женщины выносить и родить малыша.

Рекомендуем прочитать: — Бесплодие у женщин: основные виды и причины заболевания — Современные методики лечения женского бесплодия — Полная схема диагностики женского бесплодия

Метод ЭКО – это организация оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, в результате чего формируется эмбрион, который подсаживают в матку в его «естественную среду». Доказано, что дети, родившиеся в результате экстракорпорального оплодотворения, ничем не отличаются от малышей, зачатых естественным путем: зачатие в пробирке никаким образом не отражается на их здоровье или интеллектуальных способностях.

Обратите внимание: следует учитывать, что к данной процедуре имеется перечень показаний и целый список противопоказаний. ЭКО не проводят только по желанию пары; это очень сложная процедура, которая показана в случае тяжелого бесплодия, не подающегося консервативному и хирургическому лечению.

Оглавление: Показания к ЭКО при бесплодии Противопоказания к ЭКО Подготовка к ЭКО Процедура ЭКО — Допустимое количество попыток ЭКО 5. Лекарственные препараты для ЭКО 6. Проблемные моменты после ЭКО — Редукция ненужных эмбрионов — ЭКО у женщин после 45 — Многоплодная беременность 7. Как себя вести после ЭКО

Показания к ЭКО при бесплодии

Наличие определенных патологий репродуктивной сферы и состояний у женщины или мужчины может стать показанием для проведения программы ЭКО.

К ним относятся:

  • Нарушение проходимости маточных труб или их отсутствие. В результате воспалительного процесса в трубах часто образуются спайки, которые препятствуют естественной встрече яйцеклетки со сперматозоидом. Если их невозможно удалить или трубы отсутствуют вовсе, то ЭКО – единственный способ забеременеть.
  • Мужское бесплодие. Плохое качество эякулята, отсутствие в нем достаточного числа здоровых сперматозоидов и т. д. – это наиболее частые причины бесплодия у мужчин, справиться с которым поможет экстракорпоральное оплодотворение.
  • Эндометриоз. ЭКО в данном случае проводят в тяжелой стадии болезни, при неэффективности оперативного лечения.
  • Возрастное бесплодие. После 40 лет фертильность как женщины, так и мужчины снижается. Если возрастные изменения нельзя преодолеть другими способами, то паре предлагается ЭКО.
  • Отсутствие овуляции. Если эффекта от стимуляции овуляции препаратами нет, то экстракорпоральное оплодотворение может обеспечить высокие шансы на зачатие. У женщин с ановуляцией данная процедура проходит максимально эффективно.

Бесплодие по невыясненной причине. Приблизительно у каждой 10-ой бесплодной пары не удаётся установить причину. При неэффективности других методов лечения бесплодия, им также показано ЭКО.

Противопоказания к ЭКО

Несмотря на высокие технологии и широкие возможности современной репродуктологии, к процедуре ЭКО при бесплодии, к сожалению, также имеются противопоказания.

Они классифицируются на:

  • абсолютные
  • относительные

Абсолютные противопоказания к ЭКО включают в себя:

  • патологии развития матки (отсутствие, двурогая матка, «детская матка», двойная матка);
  • рак шейки матки, аномалии матки, яичников;
  • системные заболевания – лейкоз, пороки сердца, лимфому, гиперпаратиреоз, рассеянный склероз, апластическая анемия, кардиомиопатия, сахарный диабет с осложнениями, почечная недостаточность, лимфогранулематоз, шизофрения в тяжелой стадии, инсульт в анамнезе;

При абсолютных противопоказаниях применять ЭКО нецелесообразно, потому что существует прямая угроза жизни матери, так как ее болезнь может начать прогрессировать или же сама процедура будет нерезультативной.

В перечень относительных противопоказаний попали:

  • опухоли матки доброкачественного характера;
  • гепатиты, сифилис, активный туберкулез и т.д.;
  • инфекционные болезни в острой стадии;
  • ВИЧ;
  • обострение хронических патологий.

В случае относительных противопоказаний, ЭКО возможно после пройденной терапии, или перехода болезни в стадию ремиссии.

Важно: только врач вправе решить подходит ли бездетной паре ЭКО или стоит рассмотреть альтернативные варианты (суррогатное материнство, усыновление). Заключение дается несколькими специалистами, которые сообща принимают решение в случае каждой отдельной пары.

Подготовка к ЭКО

Этап подготовки женщин и мужчины к данной процедуре начинается за 3-6 месяцев. Женщина должна пройти обследование при бесплодии перед ЭКО, которое включает такие процедуры:

  • трансвагинальная ультразвуковая диагностика матки и яичников;
  • гистеросальпингография или лапароскопия для оценки проходимости труб;
  • гистероскопия, биопсия эндометрия (при необходимости);
  • общие анализы крови и мочи, биохимия крови, анализ на коагулограмму;
  • микроскопия мазка из влагалища;
  • цитология клеток шейки матки;
  • уровень эстрогенов и прогестерона;
  • анализ на уровень антител М, G к вирусу краснухи;
  • посев на бакфлору из влагалища;
  • флюорография легких;
  • электрокардиограмма;
  • консультация генетика и кариотипирование при наличии в семье случаев врожденных аномалий или болезней;
  • консультация терапевта;
  • кольпоскопия (чтобы исключить рак шейки матки);
  • маммография (для тех, кому за 35 лет) или УЗД груди;
  • УЗД надпочечников, щитовидной, паращитовидных желез.

Мужчине назначают следующие диагностические процедуры:

  • спермограмма (очень информативное исследование, которое дает полноценную картину состояния спермы партнёра и позволяет оценить его уровень фертильности);
  • УЗИ мошонки, предстательной железы;
  • микроскопия отделяемого из уретры;
  • кариотипирование;
  • фрагментация ДНК сперматозоидов;
  • консультация андролога;
  • консультация генетика;
  • консультация уролога.

Общие анализы при бесплодии для мужчины и женщины – это исследования на наличие урогенитальных инфекций.

  • антитела к бледной трепонеме;
  • М, G антитела к ВИЧ, гепатитам, герпесу, цитомегаловирусу;
  • анализы на трихомонаду, грибы рода кандида, микоплазму, гонококк, хламидию, уреаплазму.

Обратите внимание: после проведения полной программы обследования женщине выполняют гормональное стимулирование препаратами. Их задача обеспечить рост и созревание фолликулов в яичниках. При этом их дозреет одновременно несколько, а не 1, как при физиологическом цикле. Это необходимо для оплодотворения нескольких эмбрионов, так как успешность ЭКО не 100%. Длительность такой стимуляции до 14 дней, и проводиться она может на основе 3 протоколов (длинного, короткого, супердлинного).

Процедура ЭКО

Само оплодотворение in vitro происходит в несколько этапов:

  • Получение яйцеклеток. После гормональной стимуляции проводят забор фолликулов у женщины под УЗИ-контролем. Это осуществляют посредством трансвагинального или лапароскопического доступа в виде пункции яичников. Яйцеклетку вместе с фолликулярной жидкостью извлекают пункционной иглой из каждого фолликула.
  • Получение сперматозоидов от мужчины и их тщательная подготовка.
  • Культивирование эмбрионов. Сперму специально обрабатывают и соединяют ее с яйцеклеткой (до 300000 мужских клеток на 1 яйцеклетку). Материал помещают в условия инкубатора на срок до 6 дней, где есть питательная среда, которая обеспечивает оплодотворение и развитие будущих эмбрионов.
  • Трансплантация эмбрионов в маточную полость. Готовый эмбрион подсаживают в дно матки с помощью стерильного катетера через цервикальный канал. Процедура полностью безболезненная и проводится под контролем УЗИ.
  • Поддержка эмбриона. Женщине вводят препараты для создания оптимальных условий имплантации и развития эмбриона.
  • Диагностика беременности. Через 12 дней после этапа переноса целесообразно провести анализ крови на ХГЧ, который считается наиболее достоверным в плане ранней диагностики беременности.

Допустимое количество попыток ЭКО

ЭКО имеет всего около 33% успешности, поэтому вопрос о количестве попыток появляется у каждой пары, которая на него решилась, ведь сама процедура недешевая. Данный вопрос в компетенции решить только врач индивидуально в каждом случае с учетом разумного предела количества процедур. Известны случаи, когда беременность наступала только с 10-ой попытки ЭКО. При этом процедура полностью безопасна для организма и может быть продублирована много раз.

Лекарственные препараты для ЭКО

Без них наступление беременности при лечении бесплодия с помощью ЭКО маловероятно, потому что лекарства используются для создания необходимого гормонального фона. Последний является почвой для созревания и получения нормальных фолликулов, а также залогом следующей физиологической имплантации эмбриона и его дальнейшего развития.

Задача всех используемых медикаментов – оптимальная подготовка организма женщины к беременности.

При этом используются:

  • Агонисты гонадотропин-рилизинг гормона. Это средства для подготовки яичников к стимуляции (Золадекс,Декапептил, Люкрин, Диферелин).
  • Лекарства гонадотропных гормонов.Они стимулируют и регулируют рост фолликулов (Пурегон, Перговерис, Менопур).
  • Антагонисты гонадотропин-рилизинг гормона. Они подавляют секрецию лютеинизирующего гормона, чем предотвращают преждевременную овуляцию (Цетрореликс, Оргалутран, Цетротид).
  • Препараты эстрогенов.Их задача – стимуляция роста эндометрия, посредством улучшения кровоснабжения матки (Дивигель, Прогинова).
  • Прогестероновые препараты.Эти средства активизируют секреторную трансформацию эндометрия, чем оптимально подготавливают его к будущему переносу эмбрионов (Дюфастон, Лютеин, Утрожестан, Кринон).

Проблемные моменты после ЭКО

Существуют некоторые вопросы, возникающие уже после зачатия методом ЭКО при бесплодии.

Редукция ненужных эмбрионов

Если женщина решает оставить 1 ли 2 плода, а прижилось больше, то лишние удаляют под УЗД-контролем. Прибегают не к удалению непосредственно, а к особой процедуре. Во время ее проведения в плод вводят специальные вещества, которые останавливают его рост, развитие и он постепенно рассасывается.

ЭКО у женщин после 45

Доказано, что с возрастом успешность ЭКО снижается, а после 45 лет возраста его эффективность равна 1,5%, хотя до 40 этот показатель равен еще около 25%. В данном случае проблема в большей степени заключается не в возрастной категории женщины, а в возрасте ее яйцеклетки. Именно поэтому пациенткам после 45 рекомендуют использовать донорскую яйцеклетку. Но решение всегда принимает женщина: использовать ей свой материал, но с низкой вероятностью зачатия, или чужой, но с более высоким процентом успешности ЭКО.

Обратите внимание: при этом следует учитывать тот фактор, что с возрастом у женщины увеличивается риск возникновения в эмбрионе хромосомных аномалий.

Многоплодная беременность

Медики отмечают тот факт, что после ЭКО вероятность зачатия двойни, тройни и даже четверни возрастает на 50%. Стоит помнить, что многоплодие – это всегда высокий риск для матери, а также для самих будущих малышей. Оно может спровоцировать преждевременные роды, замирание беременности и т.д.

Как себя вести после ЭКО

Не стоит ограничивать сильно свою жизнь после переноса эмбриона. Но при этом важно избегать некоторых вещей, которые могут повлечь за собой стресс для организма, особенно в первые 12 дней.

В частности, женщине после ЭКО лучше на время отказаться от таких физических нагрузок и привычек как:

  • фитнес;
  • бег;
  • силовые тренировки;
  • курение.

Стоит вести спокойную и размеренную жизнь, больше гулять на свежем воздухе, меньше находиться в помещениях, где есть скопление людей. Важно полноценно и регулярно питаться, придерживаться питьевого режима, но не нужно садиться на диету или есть очень много. По желанию женщины половая жизнь может быть ограничена.

Важно: полностью переходить на постельный режим после ЭКО – неправильно, так как неподвижность организма ухудшает кровообращение в тазу, т.е. матка и эмбрион не будут получать необходимое количество кислорода. В итоге это может негативно повлиять на процесс имплантации.

Больше информации о методике экстракорпорального оплодотворения вы получите, просмотрев данный видео-обзор:

Викторова Юлия, акушер-гинеколог

15,085 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *