Экстремизм

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10)

УДК 323.22 © Г.В. Елисеева

Г.В. Елисеева

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Проблема распространения среди молодежи экстремистских настроений становится достаточно актуальной в последнее время. В данной статье рассмотрены и проанализированы основные причины зарождения и распространения политического экстремизма в молодежной среде. Приводятся различные мнения российских исследователей по поводу причин возникновения молодежного экстремизма.

Ключевые слова: политический экстремизм, молодежь, политическая нестабильность, межнациональные конфликты, ксенофобия.

На сегодняшний день наше государство переживает достаточно сложный период — период нестабильности, социально-экономических и политических противоречий. В условиях сложившейся ситуации неудивительным является факт возросшей экстремистской направленности в поведении населения, особенно в молодежной среде. Для того чтобы понять истоки экстремизма, необходимо осознать тот факт, что в самой природе человека заложено стремление к постоянному движению и развитию. Наряду с этим экстремизм всегда несет с собою личностное начало, а экстремистское поведение всегда отмечено своевластием и эгоцентризмом. Экстремизм характеризует не наличие насилия как такового, а его крайних форм.

Само определение экстремизма отражает его суть как нельзя лучше. Экстремизм выступает как приверженность к крайним взглядам и мерам, особенно в политической среде. Нельзя не констатировать тот факт, что большинство молодых людей на сегодняшний день, так или иначе, подвержены политическому экстремизму и радикализму, особенно в свете последних событий в мире, например, происходящих на Украине. Российская молодежь больше не может оставаться безучастной ко всему, что происходит в современном мире, комментируя происходящее и стараясь повлиять на сложившуюся ситуацию различными методами, не всегда легальными. Политический молодежный экстремизм приобретает угрожающие масштабы. В чем же причины этого негативного и быстро распространяющегося явления? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

Конечно, причины распространения экстремизма в молодежной среде не могут быть только политическими, в первую очередь, это социальные причины. О.В. Попов и О.О. Попова выделяют в своей статье следующие причины экстремистского поведения молодежи:

— ослабление и отсутствие воспитательной работы в школах, училищах, институтах и на предприятиях;

— упразднение массовых детских и молодежных общественных организаций;

— разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности;

— снижение уровня жизни;

— смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми, суррогатными;

— отсутствие высоких идеалов у молодежи и взрослого населения;

— массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

— уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы,

— массовая безработица;

— общее снижение культурного уровня;

— массовая миграция населения

— политическая нестабильность

— снижение политической активности молодёжи, отказ от участия в политических партиях и движениях умеренной направленности и.т.д.

Нельзя не согласиться с мнением авторов по поводу причин распространения экстремизма в молодежной среде, особенно по поводу влияния СМИ на молодежь. Можно отметить огромное влияние сети Интернет на молодых граждан, ведь большинство информации обо всей ситуации в мире молодежь получает из данной информационной сети. Но всегда ли такая информация оказывает положительное влияние на молодое поколение? Конечно же, нет. Большинство информации имеет недостоверный характер, зачастую негативный, оказывая пагубное влияние на молодежь. Особенно в последнее время стало заметным усиление пропаганды ксенофобии в отношении, в частности, выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии, отсюда мы можем наблюдать шовинистический настрой молодежи, что, несомненно, ведет к распространению экс-

тремистских идеалов политической направленности в молодежной среде.

Особенность политического экстремизма в молодежной среде отражается в объектах его направленности, а это, как правило, борьба за власть и изменение социально-политического устройства общества или политики государства. В данном случае экстремизм превращается в войну за идеалы, которые молодое поколение хочет претворить в жизнь, пусть и насильственным путем. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Исследователь поясняет: «Экстремизм как наиболее быстрый и прямой путь к изменению существующей реальности и к переходу в новую эпоху, в которой насилие будет недопустимым. То есть экстремизм — это временная и вынужденная мера для перехода в новое общество. Но для того, чтобы построить новое общество, необходимо до основания разрушить все наработки предыдущего. Следовательно, оппонент и его позиция подлежит полному уничтожению. В результате, экстремисты, использующие эту аргументацию для своих поступков, являются наиболее разрушительными» .

Интересно мнение данного автора и по поводу национальной причины распространения политического экстремизма. Исследователь полагает, что в РФ молодежный экстремизм имеет и другие причины. Корни проблемы российского молодежного экстремизма лежат также в экономическом и государственном кризисе, охватившем Россию с момента развала СССР. Ликвидировав коммунистическую идеологию, а с ней и советский патриотизм, новая власть не предложила ничего взамен. Однако своими антинациональными действиями она создала почву для различных националистических группировок. И молодежь не видит реальной альтернативы политическому экстремизму. Собственное государство не задается проблемами патриотизма и подъемом национального самосознания, вместо него, а не вместе с ним, это делает молодежь .

Как отмечалось выше, одними из основных причин появления и распространения политического экстремизма среди молодежи, являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений. Справедливо отмечает Б.М. Омаров: «Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, конфликты на почве национальной,

этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта — процесс длительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и движений. Для каждого общества случай проявления национализма и ксенофобии следует рассматривать как особый сигнал беспо-койствия и тревожности, так как за этим может следовать открытое противостояние, в том числе и вооруженное. Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению межнациональных обострений» .

Действительно, проблемы национального экстремизма стоят достаточно остро в нашей многонациональной стране. Молодежи совершенно неведомо значение слова «толерантность». Как отмечает М.Ф. Мусаелян, характерными особенностями современного молодежного экстремизма являются:

-активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-расширение географии экстремисткой угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма;

-совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной деятельностью определенных групп лиц;

-стремление экстремистско-

националистических движений вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц ранее судимых;

-наличие у неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности признака вооруженности, в том числе наличие взрывчатых веществ .

Политический экстремизм — сложное социально-политическое явление, не сводимое только к более или менее многочисленным насильственным акциям, преследующим социально-политические цели. В последние годы в России

наблюдается во всех регионах страны возрастание активности политического экстремизма, во всех составляющих его элементах: в сфере массового сознания, организованных связей между сторонниками, в области непосредственного, практического использования насилия или угрозы его применения для достижения социально-политических целей различными субъектами политического экстремизма. Развитие политического экстремизма в современной России свидетельствует о расширении практики применения экстремистскими силами всё новых форм нелегитимной насильственной деятельности. Между тем общая организация противодействия политическому экстремизму и разрешения социально-политических кризисов, возникающих на основе его распространения, не является в настоящий момент оптимальной.

Современное законодательство не обеспечивает упреждающей, достаточно полной и систематической криминализации существующих и возникающих форм политического экстремизма, в том числе в той части, которая касается противодействия терроризму, бандитско-повстанческой деятельности, экстремистской пропаганде. В деятельности правоохранительных органов далеко не всегда учитываются существенные различия в содержании и формах проявления различных видов политического экстремизма, что приводит нередко к неадекватному реагированию на возникающие насильственные угрозы для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В настоящее время законодательство Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Основными нормативными актами, определяющими правовые основы борьбы с экстремизмом, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года, которым определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также установлена ответственность за ее осуществление .

Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений — Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 82-

ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Однако в российских условиях нормативно-правовые акты (в первую очередь Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и связанные с ним законодательные нормы) рассматривают экстремизм как набор строго определенных составов преступления. На практике подобное означает фактическую невозможность эффективной профилактики экстремизма, поскольку правоохранительная система борется со следствиями, а не с причиной .

Подобная трактовка экстремистской деятельности делает невозможным создание системы комплексного противодействия экстремизму, которая в обязательном порядке должна включать меры экономического и социально-культурного характера. Также необходимо отметить, что, так как для современной России характерна картина неоднородного распространения молодежного экстремизма (и даже его форм) в различных регионах, то целесообразно формирование стратегии контроля и профилактики экстремизма не только на общенациональном, но и региональном уровнях. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития, поэтому программы, реализующие стратегическую концепцию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призваны создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе.

Как отмечает Бааль Н.Б. в своей диссертации: «Экстремизм молодежи является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение (репрессивно-правовыми, экономическими или социально-культурными) методами невозможно. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны» .

Также автор говорит о том, что «проблема молодежного экстремизма это, прежде всего, проблема государственного уровня. Государство не может позволить себе «отмахнуться» от того, в чьи руки перейдет власть в условиях отсутствия надежного «противовеса» в лице среднего слоя и достаточно высокой политической индифферентности основной части населения страны.

Наиболее важной стратегией в этом смысле является политика государственного воздействия, в том числе правового преследования тех форм экстремизма, которые должны наказываться по закону. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму криминальной направленности. Оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам этого явления правовые действия по защите общества. В целом для эффективного противодействия экстремизму в России необходима разработка и реализация специальной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и другие аспекты. Необходимо взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении данной проблемы» .

Таким образом, можно сделать определенные выводы — причин появления и распространения политического экстремизма в молодежной среде достаточно много. Наиболее значимыми

из них являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии, политическая нестабильность российского общества, низкий уровень правовой культуры среди молодежи, политическая пропаганда СМИ, не всегда соответствующая действительности, сведение к минимуму положительного взаимодействия государства и молодежных организаций и.т.д. Это, разумеется, далеко не полный перечень причин, которые способствуют увеличению среди молодежи леворадикальных настроений и, как следствие, распространению политического экстремизма. Сложившаяся ситуация требует активизации деятельности субъектов «государственного характера» в лице государственных учреждений органов по делам молодежи. Создаваемые в интересах молодого поколения, они всегда были важнейшими компонентами государственной молодежной политики в России. Государству необходимо понять, что сотрудничество с молодежью — единственный путь к развитию и процветанию страны и единственный выход к устранению причин дальнейшего распространения экстремизма в молодежной среде.

Библиографический список

CAUSES OF POLITICAL EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

Galina V. Eliseeva, senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Keywords: political extremism, youth, political instability, ethnic conflicts and xenophobia.

Cведения об авторе:

Елисеева Галина Валерьевна — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: margosmokyeyes@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 мая 2018

Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство — развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи.

Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Экстремизм, и его крайняя форма – терроризм, – это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны.

В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом.

Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

В соответствии с Федеральным Законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.

Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом. Главное – работать на опережение, чтобы потом не бороться с последствиями.

Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде.

Участие гражданского общества в проти­водействии экстремизму и терроризму состоит главное в том, чтобы раскрыть назначе­ние и сущность того, что выдается за «конфликт», а по сути, является преступностью и бандитизмом.

Гражданскому обществу важно осознать, что экстремисты и террористы и их по­собники живут в самом этом обществе, подвержены его информационно­му, эмоциональному и психологическому воздействию. А само это информационно-психологическое влияние общества мо­жет быть по своей форме различным. Важно, чтобы это воздействие и влияние было направлено на нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности экстремизма и терроризма.

Противодействие идеологии насилия в условиях современного демократического строя, безусловно, не может быть задачей только самого государства. Идеология насилия – это тот комплекс идей, который воспроизводится именно внутри общества. Для того чтобы конкретный человек или группа людей восприняли эти идеи, нужен целый комплекс факторов, носящих как объективный (состояние экономики, уровень преступности, занятость населения и т.д.), так и субъективный характер (личная неудовлетворенность, сложная жизненная ситуация). Значительную часть указанных проблем может и должно решать государство, но следует признать, что оно не может и не должно безгранично вторгаться во все ниши общественной жизни.

Восприятие государства как института, находящегося в ответе за все происходящее в стране в корне противоречит идее демократии. Демократия предполагает активную позицию общества. При этом государство выступает как регулятор общественных отношений. Задача государства – создавать организационные и правовые условия, а также выполнять ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его природой. Вместе с тем отечественный и мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму показывает, что идеология насилия начинает широко распространяться тогда, когда она находит поддержку в обществе.

Таким образом, основная задача в современных условиях – создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

Указанные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор инструментов воздействия на общественное сознание, порой больший, чем государство. Кроме того, привлечение общества к рассмотрению вопросов противодействия идеологии насилия позволяет максимально выверять применяемый инструментарий, не допускать нарушений прав и интересов граждан.

На современном этапе задача заключается в том, чтобы наши институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могли бы более активно подключиться к анти экстремисткой и антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты граждан России от экстремистских и террористических посягательств.

Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния

Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.

Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений, изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами. Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий. Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать.

На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др.
Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные
экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.
Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость копределенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов — на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В.В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.

Ксенофобия – протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц.

Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений — зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета.

Д.А. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема – это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы.

Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.

Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости.

Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций.

Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а) политические – проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б) социально-психологические – применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в) социально-экономические (материальное неравенство, страх перед будущим);г) идеологические (отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества); д) информационные; е) социально-исторические (последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т.д.).

Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России.

В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные (способ зарабатывать) и бескорыстные – идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности.

В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.

Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде.

При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности – воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача – пресечение преступлений экстремистской направленности (выявление и раскрытие) и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.

Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.

Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Скажи экстремизму — НЕТ!

Экстремизм сегодня все более грозно заявляет о себе, нарушая важ­нейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность. Он становится одной из важнейших проблем современного мира, что вызывает особые опасения в век высоких военных технологий, когда личность, становится способной направить весь арсенал современных достижений науки для ре­шения собственных целей и задач. Принятый 25.07.2002 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» устранил ранее существовавший пробел в трактовке данного понятия.

За осуществление экстремистской деятельности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Новым и наиболее интересным направлением противодействия экстремистской деятельности является борьба с распространением экстремистских материалов. Так, в соответствии со ст. 1 названного закона экстремистские материалы это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии со ст. 13 закона, информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Буквальное толкование названной нормы закона позволяет прийти к выводу, что труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии и фашистской партии Италии напрямую запрещены действующим законодательством и не требуют реализации механизма, предусмотренного ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В каждом случае, при принятии решения о признании информационного материала экстремистским судом оцениваются результаты проведенного социогуманитарного исследования содержания и направленности данных материалов», которые могут быть представлены не только в виде печатной, но и в виде аудио-визуальной продукции.

Как было сказано выше, за распространение экстремистских материалов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Так, ст. 20.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за массовое распространение информационных материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения,

Таким образом, обязательным условием действия названной статьи является признак массовости.

Наибольшее количество деяний, связанных с распространением экстремистских материалов квалифицируется по ст. 282 УК РФ — «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». При проведении проверки и производстве расследования уголовных дел обязательному выяснению подлежит осведомленность лица о содержании распространяемых им экстремистских материалов, желании распространить содержащиеся в них идеи среди иных лиц.

В том случае, когда в силу объективных обстоятельств лицо не было осведомлено о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании распространяемого им материала экстремистским и не знакомо с его содержанием, говорить об уголовной ответственности в данном случае не представляется возможным.

В период с 14 по 23 марта 2016 г. в пяти образовательных учреждениях

г. Липецка Центром по противодействию экстремизму УМВД России по Липецкой области и Департаментом образования администрации г. Липецка было проведено анонимное анкетирование школьников по проблеме экстремистских проявлений в подростковой среде «Экстремизм глазами школьников».

Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Данный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

Проблема профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде актуальна. Экстремистская деятельность — деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций по планированию, организации и совершению противоправных действий. Особенно остро на проявления экстремисткой деятельности реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости.

Цель исследования:

Изучение потенциала, причин, форм и специфики экстремистских проявлений учащихся в образовательных учреждениях г. Липецка (далее — ОУ).

Задачи исследования:

  1. Исследовать факторы, способствующие проявлению экстремистских проявлений учащихся ОУ г. Липецка.
  2. Исследовать формы экстремистских проявлений учащихся ОУ

г. Липецка.

  1. Исследовать отношения старшеклассников к проблеме межнациональных отношений ОУ г. Липецка.
  2. Исследовать общественное мнение школьников о проблемах и причинах, способствующих возникновению экстремистских проявлений и правонарушений экстремисткой направленности и участию несовершеннолетних в объединениях экстремисткой направленности, в ОУ г. Липецка.
  3. Создать и апробировать инструментарий (пакет документов) для проведения мониторинговых исследований по данной проблеме.

В анонимном анкетировании приняли участие 237 респондентов, из них:

13-15 лет – 68 (28,6%);

15-18 -169 (71 %).

Анализ результатов анкетирования показывает, что большинство респондентов знакомы с понятием «экстремизм» — 196 школьников (82%). 14 (6%) человек указали на то, что данное понятие им не знакомо. Полученная информация позволяет сделать вывод об актуальности и, как следствие, информированности школьников по данному направлению, однако для 12% респондентов эта проблема является за «гранью понимания» или идет смешение понятий, т.е. в действиях данного направления школьники не видят состава уголовно- наказуемого или общественно опасного деяния.

Иерархия ответов респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?» выглядит следующим образом:

— сталкиваюсь достаточно часто – 6 (2,5%);

— сталкивался несколько раз – 25 (10,4%);

— сталкивался однажды- 42 (17,7%);

— не приходилось сталкиваться – 135 (57%).

Названные факторы свидетельствуют о том, что 73 учащихся (30,8%) сталкивались с проявлениями экстремизма в повседневной жизни. Данные показатели позволяют говорить о необходимости усиления в школьной среде норм толерантного поведения.

Ответы на вопрос 3 «Как Вы считаете, наблюдаются ли проявления экстремизма на территории г. Липецка (Липецкой области)?» предполагали анализ ситуации экстремистских проявлений на уровне региона. С ответом «да, часто» заявил себя 21 респондент (8,8%) , «иногда» — 96 (40,5%), «не встречал» — 120 (50,5%). Общий положительный количественный показатель заявленных проявлений экстремизма на территории г. Липецка (Липецкой области) составил 117 (49,3%), что позволяет сделать косвенный вывод на уровне прогноза о возможности интенсификации проблем в сфере межнациональных отношений в подростковой среде.

Большинство старшеклассников сегодня не относят себя к участникам неформальных молодежных организаций – 198 (83,5%). Это не может оцениваться однозначно «хорошо» или «плохо». С одной стороны, это показывает невысокую заинтересованность большинства респондентов в участии в деятельности неформальных молодежных объединений. С другой стороны, «новизна» идей некоторых неформальных организаций может вызвать отдельный интерес к ним у части старшеклассников. Варианты распределения участия школьников в неформальных организациях:

— футбольные фанаты- 22 (9,2%);

— религиозные секты – 2 (0,84%);

— скинхеды- 2 (0,84%);

— антифашисты- 1(0,42%);

— эмо, готы- 6 (2,5%);

Свой вариант ответа:

-эндуристы- 2 (0,84%);

-растафарианство- 1 (0,42%);

-стрэйт-эйдж- 1 (0,42%);

-неформальные группировки иные (без конкретного направления) – 2 (0,84%).

Представленная аналитика указывает на то, что 39 респондентов (16,4%) относят себя к представителям различных неформальных молодежных объединений. Данная градация является необходимым инструментарием при организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними, как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны межведомственных структур.

Участие школьников в конфликтах на национальной почве представлено в следующих показателях:

— приходилось участвовать: 23 (9,7%);

— не приходилось участвовать: 181 (76,3%)

9,7 % — это тот процент опрошенных респондентов, который указывает на определенную сопричастность к экстремистским взглядам и свидетельствует о существовании потенциальной возможности развития экстремизма на национальной почве в образовательных учреждениях г. Липецка.

У 52 опрошенных респондентов (22%) есть знакомые, разделяющие экстремистские взгляды, 114 школьников (48%) не имеют в своём окружении знакомых, сопричастных с данной проблемой. Окружающий социум является важным вектором при определении ребенком выбора его друзей, увлечений, взглядов. В связи с этим 22 % из числа опрошенных, ответивших положительно на представленный вопрос, потенциально могут способствовать появлению и активации экстремистских проявлений в подростковой среде.

Отношение школьников к людям другой национальности представлено положительно: 105 (44,3%) участников не испытывают раздражения или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. Однако 30 респондентов (12,6%) испытывают неприязнь к представителям какой-либо национальности; 2 учащихся (0,84%) испытывают подобное отношение к представителям кавказских национальностей. Положительно 78 респондентов (33%) указали на одинаковое отношение к представителям всех национальностей. 183 школьника позитивно относятся к людям другой национальности, что создает хороший потенциал межкультурного взаимодействия в образовательных учреждениях г. Липецка. Однако 12, 6%, определивших отрицательное отношение, указывают на необходимость усиления проведения профилактических мероприятий межэтнического характера.

Более 70% (165) школьников знают, куда необходимо обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма, при этом 15,6 % (37) респондентов не владеют данной информацией.

Влияние организаций экстремистского толка на молодежь можно пока считать незначительным. Тем не менее, такие организации и их деятельность привлекают внимание учащихся, о чем свидетельствуют приведенные данные. Так, в повседневной жизни в большинстве случаев учащиеся сталкиваются с проявлениями экстремистской направленности в сети Интернет – 110 школьников (46,4%), на улице- 61 (25,7%). В школе с подобной проблемой сталкиваются 5 опрошенных респондентов (2,1%), в компании друзей -2 (0,84%). Противостоять реализации данного потенциала может интенсификация воспитательной и профилактической работы в образовательных учреждениях г. Липецка. Данные цифровые показатели позволяют подчеркнуть необходимость объединения усилий всех участников образовательных отношений для решения проблем молодежного экстремизма. Представленная аналитика свидетельствует о необходимости актуализации внимания школьников со стороны различных институтов образования и воспитания, объединения усилий всех структур для повышения эффективности профилактики экстремизма.

Основная масса респондентов 167 (более 70%) нейтрально относится к проявлениям экстремистской направленности, при этом 65 школьников (27,4%) осуждают подобные проявления в обществе, поддерживают 5 участников опроса (2,1%). Отношение школьников к проблематике, отражающей различные аспекты межнациональных отношений, неоднородно. Данная аналитическая информация указывает на то, что определенная часть респондентов, возможно, имеет потенциал недовольства, связанного с фактическим социальным неравенством, что также может способствовать появлению и активизации экстремистских проявлений.

Результаты анонимного анкетирования «Экстремизм глазами школьников» указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения.

Начальник ЦПЭ УМВД России по Липецкой области А.Ю. Душкин

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.

Экстремизм — это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта — демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1.​ Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.

2.​ Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма — это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1.​ Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2.​ Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3.​ Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4.​ Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5.​ Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6.​ Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7.​ Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8.​ Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9.​ Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *