Ектения оглашенных

Все знают, что посещая церковь и присутствуя на богослужениях, люди не только молятся перед иконами святых, но и подают прошения за здоровье своих близких, поминают умерших. Желая усилить молитвенное воздействие, они заказывают особые богослужения, в число которых входит, в частности, и сугубая молитва о здравии. Что это такое, однако, известно далеко не всем.


Что такое «помянник» и ектения?
В прошлые времена у людей существовали специальные тетрадки, куда они записывали имена своих родственников, которых потом могли упомянуть в своих молитвах: как за здравие, так и за упокой. Они и назывались помянниками.
В настоящее время для этой цели используются в основном церковные записки, представляющие собой, можно сказать, их разовый вариант, однако значение их при этом не умаляется.
Поминовение осуществляется как в храме, так и дома. Существуют разные молитвы, которые произносятся только в помещении церкви во время особых видов богослужений.
Поминовение осуществляется священниками на проскомидии во время литургии, а также во время молебнов или панихид.
Есть еще специальная молитва ектения, относящаяся к числу особо усердных, что заключено и в смысле ее названия (в плане перевода с греческого). Она бывает четырех основных видов и именуется, соответственно, великой, сугубой (то есть усиленной), просительной и малой.
Главная ее особенность состоит в том, что после каждого прошения вступает хор со словами «Господи, помилуй», а в случае сугубой ектении эта фраза произносится трижды.
Книжка помянник
Как правильно подать заказную записочку «О здравии»?
По-другому они называются сугубыми:
Подают их до начала службы. В случае, если не успели, то на следующее богослужение. По церковным уставам, сначала пишутся имена святых, церковных руководителей, потом упоминаются родители, пишется свое имя, детей, супругов, родственников – все в родительном падеже.
Указанные имена будут прочитаны во время литургии после Евангелия, во время сугубой ектении, в ряду многочисленных молитвенных прошений. Во время этой процедуры дьяконом произносятся имена, а священником молитвы, а затем он также повторяет имена из записок. Аналогичный процесс происходит при служении молебнов (если таковые заказаны), частью которых также является усиленное общее моление. В этом случае в записке указывается имя святого, в честь которого заказывается служба, уточняется, за здравие или упокоение, а также имена людей, для которых это делается;
Можно также заказать сорокоуст, как за упокой, так и за здравие (особенно в случаях тяжелой болезни), когда молитвы за человека будут возноситься во время литургии в течение сорока дней.
Читает заказной сорокоуст
Сугубая молитва о здравии жены
Для ее прочтения необходимо подать в храме соответствующее прошение:
Заказ делается по конкретному поводу. Например, если вы желаете выздоровления заболевшей супруги или просто хотите, чтобы болезнь обошла ее стороной, надо сообщить об этой цели служащему свечной лавки. Он внесет ее имя в отдельный специальный список, и церковь будет об этом за нее молиться;

Вы также можете заказать требу на проскомидию (1-я часть литургии) или сугубое прошение, которое будет исполнено еще и во время ектении неоднократным поминовением со стороны дьякона и священника в усиленном варианте, с помощью трехкратного пения хором молитвы «Господи помилуй» или другой, подходящей по смыслу. Если вы закажете для жены сорокоуст о здравии, то вышеописанная процедура будет повторяться в храме в течение сорока дней;
В соответствии с церковными уставами, сугубые моления произносятся не просто за крещенных людей, но за верных христиан, то есть за верующих, которые постоянно ходят в храм и участвуют в таинствах (исповедуются и причащаются). В других случаях лучше заказать молебен за здравие. Он будет отслужен независимо от литургии, в храме или дома.
Молитва о здравии жены
Сугубая молитва в монастыре
Из имеющегося здесь перечня молитвенных служб, можно заказать следующие:
Литургию о здравии с разными требованиями, в которые входят: проскомидия, чтение усиленных молитв на ектении, служение Заказных Литургий для одного конкретного человека или с отдельно зачитываемыми батюшкой прошениями, однако не всем храмам это разрешено. Для этого требуется благословение архиерея, поэтому надо уточнять о такой возможности непосредственно в храме;
Есть такие разновидности поминовения за здравие, как девятница или сорокоуст, когда моление проводится за кого-то в течение 9 или 40 дней во время литургии;
За здравие также служатся разные виды молебнов, в которые входит ектения (типа вышеописанного);
В память об умерших заказывают литургию, сорокоуст, панихиду, литию;
В монастырях имеется особый вид молитвы, где также можно упоминать имена, называемый Неусыпаемой Псалтирью. Ее читают круглосуточно и без перерыва. Она является очень сильной, отгоняет от человека бесов и помогает, как считает Церковь, даже вывести из ада грешников.
Священник в монастыре
Подробнее о проскомидии «За здравие»
Это поминовение церковью очень ценится, и на него записочки подаются отдельно:
Оно является первой частью Литургии, произносится священником вполголоса и заключается в приготовлении им на жертвеннике просфор и вина, символизирующих тело и кровь Христа. Из них вынимаются частицы отдельно за каждого крещеного, указанного в записке. Потом эти частички помещаются в Святую Чашу и используются в процедуре причастия;
Термин «Здравие» толкуется несколько шире обычного пожелания человеку здоровья или излечения от болезни. Сюда включается и просьба о его душевном и даже материальном благополучии. Согласно Божьим заповедям, молиться о нем можно и за своих недругов или врагов. В этом случае вы будете желать им достичь духовного равновесия и переменить свой негативный настрой на позитивный. «Здравие» означает приближение к внутренней гармонии и благоденствию.
Интересно то, что для души человека полезно молиться за недоброжелателей и даже вписывать их в записки о здравии по соседству со своим именем. Имеется достаточно случаев прекращения взаимной вражды в этом случае.
Бывают ситуации, когда человеку требуется очень сильная молитва, особенно при тяжелой болезни. В этом случае применяется сугубая молитва о здравии. Что же это такое и как ее можно заказать для нуждающегося в помощи, мы рассказали в данной статье.





Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

«Все предано Мне Отцем Моим». Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу – Он не отринет нас и даст нам все необходимое – потому что все предано Ему и Он – Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли – в руке Его.

У Спасителя нашего – сокровеннейшее знание Отца. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно также утверждает, что Он – единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Иисуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии.

«Никто не знает Отца, кроме Сына, – говорит Христос, – и тех, кому Сын благоволит открыть». Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (2 Кор. 4, 6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он открывается Сам.

Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой – только в Боге, в Его любви.

«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. В начале вам может быть немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение.

Христос – наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова – школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (Еф 4, 20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он – всяческая во всем.

Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он – милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар – учиться в такой школе с таким Учителем!

«Вы найдете покой душам вашим», – говорит Он. Покой для души – самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой – сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Иисуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Иисуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой.

Ектении об оглашенных.

После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих имена того или иного апостола и Апостольских постановлений, в которых ектении и молитвы об оглашенных соответствовали действительной потребности Церкви того времени. Кроме того, были специальные ектении и молитвы об одержимых, кающихся и т. д. Все это Церковью было введено и сохранялось, пока соответствовало реальной нужде. Но со временем ослабела покаянная дисциплина; кающиеся перестали проходить свой путь покаяния по разрядам плачущих, припадающих и т. д. Исповедь из явной, с институтом покаянного пресвитера (??????????? ??? ???????????? ), следившего за правильным прохождением покаянных ступеней, заменилась тайным исповеданием своих грехов не перед всей Церковью, a только перед свидетелем Церкви, священником. Естественно, что и ектении, и молитвы о кающихся были опущены из чина литургии. Рука литургиста-реформатора сочла это полезным, нужным и отвечающим реальной обстановке. Так же точно и с институтом одержимых: харизматический институт экзорцистов-заклинателей прекратил свое существование; вместе с ним исчезли из состава литургии и молитвы и ектении об энергуменах. Что же касается ектений и молитв об оглашенных, то церковная традиция не дерзает сделать вывода, подобного тому, как она сделала с упомянутыми только что разрядами верующих. Оглашения не происходят в Церкви, как они происходили в первое время. Крещение несознательных младенцев заменило крещение взрослых. Самих оглашенных в Церкви не стало. Редкими исключениями готовящихся принять христианство евреев, мусульман или язычников в некоторых областях земного шара вряд ли можно оправдать существование и по сию пору ектений об оглашенных повсеместно. Тем не менее страх нарушить какую-то традицию, a, вернее, известная косность и, может быть, недомыслие мешают сделать соответствующие выводы. Неизвестно, о ком молится церковная община, когда диакон возглашает: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви … да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды» и т. д. Неизвестно, кого же диакон просит покинуть молитвенное собрание, когда он говорит: «Оглашеннии, изыдите: елицы оглашеннии, изыдите» и т. д. Оглашенных нет, a молитва и ектения произносится о тех, кого Церковь и не имеет в ряду своих сочленов, и, вообще, даже не имеет в виду оглашать, просвещать и крещать. Особенно это становится ясным в Литургию светлого дня Cвятой Пасхи. В древности пост был временем подготовки к крещению, временем оглашения; и во дни Лазаревой субботы или Великой Субботы эти катихумены и крещались. Естественно думать, что за неимением больше готовящихся ко крещению людей Церковь в светлые дни Пасхи и не произносила этих ектений, ибо они в противном случае не отвечали бы действительности. Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, все же у нас сохраняют место в чине литургии. Греки в этом отношении более решительны, и во многих церквях у них по будним дням, a кое-где и навсегда, ектении об оглашенных упразднены. После Евангелия и проповеди у них сугубая ектения заканчивается обычно возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними…», — и певцы поют Херувимскую песнь. Рассуждения большинства церковных консерваторов о тoм, что и мы по смирению должны и применять к себе слова прошения об оглашенных, и приравнивать себя к ним, думается, в достаточной мере натянуты. Главное, что сохранением этих прошений Церковь свидетельствует, что в ее жизни есть что-то не соответствующее действительности, что-то титулярное, ненастоящее. Конечно, возможность исключения в будущем этих прошений может быть проведена только от лица высшей церковной власти, от епископата в его соборной полноте, a не являться личным произволением того или иного священника, желающего быть более популярным в народе, более передовым, приблизить Литургию к современности и пр. Лишний раз исповедуем свою непримиримость к подобным самовольным выступлениям реформаторов-одиночек.

О желательности упразднить чтение ектений об оглашенных говорилось и в Русской Церкви. В подготовительной работе ко Всероссийскому Поместному Собору в начале настоящего века ряд епархиальных преосвященных в своих докладах высказался за это сокращение. Упоминаем еп. Константина Самарского, еп. Евлогия Холмского, еп. Иоанна Полтавского, еп. Назария Нижегородского, еп. Тихона Костромского (доклады их напечатаны в сборнике «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». СПб, 1906, вып. I, стр. 441; II, 286 и след.; II, 333 и след.; II, 461).

Повторяем, что существующая практика установила на четвертом прошении ектении об оглашенных, т. е. на «Открыет им Евангелие правды», открывать последнюю, верхнюю сторону антиминса, оставшуюся еще нераскрытой. Начиная с молитвы об оглашенных текст молитв на литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста разнится. Приводим их параллельно:

Литургия святого Иоанна Златоуста:

«Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй (Пс. 112: 5-6), Иже спасение роду человеческому низпославый, Единороднаго Сына Твоего (Гал. 4:4. 1 Ин. 4:9 ) и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшыя Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия (Тит. 3:5), оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей, Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду».

Литургия святого Василия Великого:

В обеих литургиях эта молитва оканчивается возгласом иерея: «Да и тии (т. е. оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губу (мусу) и, осенив ею крестообразно антиминс и приложившись к ней, кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса.

Как видно, содержание молитв в обеих Византийских литургиях одинаково. В них священник молится о том же, о чем гласно произносил ектению диакон, т. е. о причтении готовящихся к Святому Крещению к Церкви, об удостоении их «бани пакибытия», о прощении их грехов и о познании истинного Бога. И в одной, и в другой упомянуто о преклоненных выях оглашенных, к чему призывал и диакон в последнем прошении ектении. В древних Литургиях было, как указывалось выше, и особое рукопростирание епископа над оглашенными, равно как и над кающимися, одержимыми и проч.

По 19 прав. Лаодикийского Собора (364 г.), «после бесед епископских сначала совершается молитва оглашенных, a потом, по выходе оглашенных, следует молитва кающихся: когда же и сии, приняв возложение руки, удалятся, тогда совершаются три молитвы верных».

То же совершалось и во всех храмах древнего мира. Так по чину оглашения Великой Константинопольской церкви, по «О6ряднику византийского двора», после окончания оглашения Патриарх уходит в алтарь, читает там молитву о готовящихся к просвещению, диакон говорит соответствующую ектению. Потом Патриарх благословляет каждого оглашенного, читается молитва главопреклонения и произносится «аминь». После диаконского возгласа «с миром изыдем» певцы отвечают: «О имени Господнем», — и затем «дается время», и совершается Божественная Литургия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *