Елец вознесенский собор

Вознесенский собор города Ельца, один из самых красивых в России храмов. На его строительство ушло 44 года. Участие в сборе средств принимали все жители города. Храм давно передан верующим, но в настоящее время не до конца восстановлен.

История постройки

Старинный город Елец — ровесник Москве, первое упоминание о нем в летописях относится к 1146 г. Город купеческий, процветающий и славящийся благочестием своих жителей, в нём было 38 храмов и два монастыря. Но среди всех храмов своей красотой особенно выделялся в г. Ельце Вознесенский собор.

Вознесенский кафедральный собор в Ельце, Липецкая область

  1. В XVIII веке на месте собора был приходской храм в честь святителя Николая Чудотворца. К концу века он уже не вмещал всех прихожан и в 1800 году у ктитора возникла мысль построить большой и красивый собор.
  2. Было разработано два проекта архитекторами Даниловым и Брычковым, но оба они были по разным причинам отвергнуты. И тогда обратились к Константину Тону, он и разработал проект Вознесенского собора
  3. В 1845 году приступили к строительству собора, а освятили его только в 1889 году. Но и в этот год осталась недостроенной колокольня, а также так и не построили два крыльца с северной и южной стороны.
  4. Храм был действующим до 1934 года. После закрытия все, что было металлического в храме (оклады, паникадила, подсвечники) переплавлено, такая же участь постигла и колокола. Великолепный иконостас уничтожен.
  5. После закрытия храма в нем было устроено зернохранилище, прямо в собор въезжали грузовики и трактора, но чудом уникальный мозаичный пол уцелел.

В 1947 году Вознесенский собор передан елецкой православной общине.

Интересные факты! Собор прекрасно расписан академиками А. И. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Пол выложен флорентийской мозаикой, в орнаменте вплетена цифра 1888 — год, когда мозаика сделана. Двери храма весили больше 8 тонн.

Описание архитектуры

Собор построен в самом центре Ельца и впечатляет своими размерами: его высота 74 м, а длина 84 м, ширина соответственно 34 м.

Интерьер Вознесенского собора

В архитектурном плане храм представляет собой:

  • кубовидный четверик;
  • на нем пять глав луковичной формы;
  • они размещены на барабанах восьмигранниках;
  • к четверику примыкает трапезная и колокольня;
  • в главной части храма помещено 220 росписей в трапезной их 150.

Собор расположен на высоком берегу реки Сосны и виден далеко при въезде в город. Сам собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля, зачинателем которого был К. Тон.

Престольные праздники

Огромный храм, рассчитанный на несколько тысяч прихожан, состоит на нескольких частей: зимней, летней и нижней. В каждой части освящены престолы, главный, расположенный в летней части, в честь Вознесения Господня, остальные распределены так:

  • в летней стороне собора еще два придела: правый в честь Казанской иконы Божией Матери, левый в честь св. блгв. князя Александра Невского;
  • в зимней части правый придел в честь свт. Николая Чудотворца, а левый в честь свт. Димитрия Ростовского;

Придел св. Дмитрия Ростовского в Елецком Вознесенском соборе

  • в нижней части центральный придел в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый в честь свт. Тихона Задонского, а левый в честь святителя Митрофана Воронежского.

Понятно, что такое количество престолов, это большое количество праздников:

  • Вознесение Господне — 40-й день после Св. Пасхи;
  • Казанская икона Божией Матери — 21 июля и 4 ноября;
  • св. блгв. кн. Александр Невский — 12 сентября;
  • свт. Николай Чудотворец — 22 мая и 19 декабря;
  • свт. Димитрий Ростовский — 8 ноября;
  • Елецкая икона Божией Матери — 11 января;
  • свт. Тихон Задонский — 26 августа;
  • свт. Митрофан Воронежский — 6 декабря.

Важно! Вознесенский собор является доминантой города и важнейшим церковным памятником XIX века. Его мощь и совершенство не оставляют равнодушным ни одного человека.

Святыни

Несмотря на то что храм Вознесения Господня в г. Ельце стал уникальным памятником, его возраст сравнительно небольшой. После своего возведения он действовал 45 лет, почти столько, сколько строился, затем был большой перерыв на 13 лет и вновь в соборе возобновились службы.

Богослужение в Вознесенском соборе

В 2019 году храму исполнится 130 лет. За это время Вознесенский собор не обрел собственных значимых святынь, но имеет иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского и свт. Тихона Задонского, а также часть Животворящего древа Креста Господня.

И это также значительные святыни, приобретенные в те годы, когда храм был открыт.

Как добраться

На сегодняшний день Елец центр епархии, а Вознесенский собор кафедральный храм и настоятель в нем правящий епископ Елецкий и Лебедянский. Духовенство Вознесенского храма опекает православную гимназию г. Ельца имени свт. Тихона Задонского, при соборе также есть своя воскресная школа.

Другие православные храмы:

  • Задонский Тихоновский Преображенский монастырь
  • Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Адрес Вознесенского собора г. Елец, ул. Красная площадь, 1. Город находится в Липецкой области, позвонить в храм можно по телефону: +7 (47467) 2-64-61. Добраться до собора можно несколькими способами:

  • на автомобиле по трассе М4 «Дон», Елец расположен в нескольких километрах от нее;
  • из Москвы от Павелецкого вокзала, станций метро «Кантемировская», «Красногвардейская» ездят автобусы до Воронежа и Липецка, на них можно добраться до Ельца;

Есть вариант доехать на поезде с Павелецкого, а летом Курского вокзалов. А уже в самом Ельце добраться до собора на автобусе маршрутов № 1 и 2.

Вознесенский собор в Ельце

Духовным центром города Ельца по праву считается Вознесенский собор, который вот уже более века украшает город, являясь центром восхитительной панорамы, открывающейся с правого берега реки Быстрой Сосны.
Построенный в 1889 году на месте, благословленном в середине XIV века митрополитом Алексием для возрождения сожженного в татарское нашествие древнего Ельца, Вознесенский собор воспринимается жителями и гостями города как начало начал: от главного входа собора расходятся дороги в важнейших направлениях. Вознесенский собор является организующим звеном градостроительной структуры, он виден с очень больших расстояний при подъезде к городу, радуя сердце каждого ельчанина после дальнего пути: «Слава Богу, дома!»
Строительство Вознесенского собора началось в 1845 году. За 44 года (вместо 7, как предполагалось по смете) в строительных работах приняли участие практически все ельчане: именитые граждане содействовали постройке капиталом, простые горожане – личным участием. Однако первое место среди всех, несомненно, принадлежит представителям нескольких поколений купцов Петровых, обеспечивавших строительство не только личными вкладами, но и взявших на себя многолетний труд по осуществлению общего надзора за строительными работами.
Проект Вознесенского собора был разработан академиком К. Тоном, автором многочисленных выдающихся по архитектуре сооружений, в том числе храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи даже при беглом взгляде на Вознесенский собор в Ельце отмечают его внешнюю схожесть с храмом Христа Спасителя. Действительно, оба храма – и елецкий, и московский – спланированы в одном русско-византийском стиле, оба являются пятикупольными, стоят на излучинах высоких берегов рек и вписываются в сложившиеся системы вертикалей своих городов и панорамы их парадных, обращенных к рекам ансамблей, оба являются архитектурными доминантами городских центров – окружающая застройка тяготеет к их мощным объемам. Высота Вознесенского собора с крестом составляет 74 м, длина – 94 м., ширина – 34 м.
Освящение Вознесенского собора состоялось 21 августа 1889 года и стало значительным событием в истории города Ельца. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Во всенощном бдении принимало участие духовенство столицы и соседних епархий. Собор, несмотря на его величину, не смог вместить желающих, и вся площадь вокруг него была заполнена народом. Так, с августа 1889 г. новый Вознесенский собор начал свою непростую жизнь.
Одна из славных страниц истории собора связана с пребыванием в нем архимандрита Исакия Виноградова, который с 1958 года до своей смерти в 1981 году был его настоятелем. Могила архимандрита Исакия, выдающегося проповедника, награжденного Патриаршим посохом, на елецком городском кладбище почитается верующими, её посещают паломники из разных концов страны и из-за границы.
Были в истории Вознесенского собора и трагические страницы. В годы антирелигиозной кампании XX века с временной деревянной колокольни (каменная так и не была построена) были сняты колокола – самый большой из 16-ти колоколов весил 706 пудов. Были сорваны, разбиты и сданы на металлолом бронзовые люстры собора, с икон снимались оклады, смывалось кислотой сусальное золото, разбивалась резьба деревянных иконостасов и киотов. Собор превратили в хранилище овощей и зерна.
Восстановление Вознесенского собора началось лишь в 1947 году. Ельчане принесли множество домашних икон, в то время еще живые мастера резали деревянный иконостас по прежним образцам, собрав его частично из деталей иконостасов других церквей. От подлинного иконостаса сохранились лишь верхние элементы. И все-таки, несмотря на утраты, Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией: только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей и живописных полотен, большинство из которых принадлежит выдающимся русским художникам – А.И. Корзухину и К.В. Лебедеву.
В настоящее время Вознесенский собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма – труд архитектора А.С. Каминского – трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.
У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.
В 2013 году храм начал новую страницу своей истории: с открытием в году Елецкой и Лебедянской епархии Вознесенский собор стал кафедральным. Это огромной важности событие дает ельчанам надежду на развитие церковной жизни в городе, на скорейшее возрождение многочисленных городских храмов и обретение новых святынь.

Дмитрий Перцев

1) Прикосновение к истории города Ельца Липецкой области начнём с рассказа об основной городской доминанте, Собор Вознесения Господня, спроектированном зачинателем «русско-византийского стиля» Константином Тоном. В этой записи я расскажу Вам о самой личности архитектора, некоторых чертах псевдорусского стиля, второго названия вышеназванного направления в архитектуре середины XIX века, снискавшим расцвет во время правления Николая I.

2) Итак, Константин Андреевич Тон ( 1794 — 1881) — российский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец, Петропавловская церковь в моё родном городе Клинцы Брянской области, здания Московского и Ленинградского вокзалов-близнецов в Москве и Санкт-Петербурге.
Он родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Учился в школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла с 1801 по 1804 год.
В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина (автора Казанского Собора, здания Горного института). В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1 степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным на европейскую стажировку.
В Риме К. Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты воссоздания храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

3) в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Эта задача была возложена на Тона с условием, чтобы новый храм имел старинный русский стиль. Императору Николаю I очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю дальнейшую жизнь последнего.
Одновременно с проектом московского храма, Тон руководил устройством гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полно и ярко выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество,чтобы впоследствии архитекторы всей империи обязательно придерживались их форм и стиля.
В 1847—1851 К. Тон руководит строительством Николаевского вокзала (нынешний Московский вокзал) в Петербурге, а в 1845—1852 Николаевский вокзал в Москве (в настоящее время, Ленинградский вокзал), 1839-1849 гг. возводится Большой Кремлевский дворец.
Типичными чертами Русско-Византийского стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма):
-исчезновение портиков и других классических форм с фасадов
-употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.)
-нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
-более измельченный характер обработки фасадов.

4) Теперь концентрированно расскажу Вам о Соборе Вознесения Господня в Ельце, который также принадлежит авторству Константина Тона.
25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794 — 1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».
Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. В России этот Собор 4-й по величине: больше его Исаакиевский собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженский собор в городе Верхотурье Свердловской области.
Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов.

5) Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.

6) В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти художников-передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.

7) На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

8) Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.

9)
10)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *