Элладская православная церковь

Содержание

Греческая православная Церковь возникла по политическим, а не богословским причинам, и сегодня находится на обеспечении государства

1822 в этом году произошел раскол Греции, в связи с этим провозгласили автокефалию Греческой Церкви

Православные греки прежде были под юрисдикцией Константинопольской православной Церкви.

Быть может, так бы продолжалось и дальше. Вера у греков не претерпела никаких изменений, ведь христианство в Греции процветало уже много столетий. Раскол случился по политическим причинам. 1822 году Греция получала независимость, а через 10 лет появилось Греческое королевство.

В связи с этим провозгласили автокефалию Греческой Церкви. Но Константинопольская Церковь не признала этого одностороннего решения. Его поддержали и другие поместные Церкви.

Греческий кафедральный собор в Афинах

Лишь в 1850 году патриарх Анфим IV всё-таки пошёл навстречу и провозгласил, что Элладская Церковь на территории Греции юрисдикционно независима. Главное условие — особый статус Вселенской патриархии для греков.

В 1928 году Константинопольская и Элладская Церковь столкнулись с проблемой: 36 епархий стали политически принадлежать Греции, хотя оставались в юрисдикции Константинопольской Церкви. В итоге обе стороны заключили устраивающее их соглашение.

О 36 епархиях у Греческой и Константинопольской Церквей есть особое соглашение.

Но не все конфликты удалось решить также просто. В 1935 году разгорелись разногласия внутри Церкви по вопросу, какой греческий православный календарь использовать. Это привело к тому, что греческое православие обрело ещё одну Церковь — старостильное движение. Сегодня оно раздробленно на кучу мелких течений.

В 1949 году Греция, как православная страна, на государственном уровне стала финансировать духовенство.

14 отличий Греческой Церкви от русской касаются внешней стороны христианства, но не учения

Чем отличается от Русской Греческая православная Церковь? В основном мелочами.

Отличие 1. Использование креста священнослужителями

Крест — это не только символ христианства, но ещё и атрибут, опознавательный признак для различного духовенства. Но в Русской православной Церкви к нему отношение более будничное. Ты священник — значит, должен носить крест. Это как погон у военного — должен быть, и ничего не попишешь.

Если человека полагают в иерея, ему тут же должны выдать наперсный крест.

В Греческой Церкви отношение к кресту иное. Там он — награда, которую носить в повседневности не рекомендуется. Надевают его только по особым поводам, например, на службы.

Соответственно, в Русской православной Церкви есть разные кресты:

  • Николаевский

Николаевский крест

  • Павловский

Павловский крест

  • С украшениями

Крест с украшениями

Так удобнее различать священников. А вот у Греков крест только один.

Греческий крест

Отличие 2. Использование свечей

В греческом православном храме перед иконами свечи не ставят. Для этого не предусмотрены подсвечники. А сделать это можно в притворе. Там оборудована специальная вытяжка. Это мера безопасности, ведь в Греции очень много старинных храмов, где возгорание может принести не только материальный, но и значительный культурный урон.

Убранство греческого православного храма: перед иконами нет подсвечников

В греческих храмах нет лавок со свечами. Они просто лежат — бери и ставь, столько хочешь! Всё бесплатно. Если же мучает совесть, то можно сделать пожертвование суммы на своё усмотрение.

Отличие 3. Статус

У Греческой православной Церкви государственный статус. Она сотрудничает с общественными организациями. До сих пор сохранились церковные суды.

Но это различие может очень скоро исчезнуть. Церковь и государство всё больше дистанцируется друг от друга. Новостной ресурс BBC NEWS сообщает следующее:

BBC News (Британская компания)

«Руководители государства и церкви сообщили, что государство будет выделять субсидии, которые пойдут на зарплаты священству, но те утратят статус госслужащих.

Греция, в последние годы вынужденная существовать на международные займы, прилагает немалые усилия для сокращения расходов на госсектор. В 2015 году на государство работали 18% всех работников в стране».

Отличие 4. Отношения мирян и священников

Русский священник часто воспринимается чем-то диковинным, когда оказывается в обществе. На него озираются, тычут пальцами. Это нечто эдакое, будто из другой реальности. Да и сами священники формируют некую изолированную касту, которая прямо общается с людьми только в храме. Это в большинстве случаев.

В Греческой православной Церкви священник — это такой же представитель народа.

Между ним и окружающими нет никаких преград, ступеней. Он везде свой, с ним могут свободно заговорить незнакомые люди.

Но и уважения больше. Православный священник может стоять, как невидимка, в общественном транспорте. В Греции ему, даже молодому, обязательно уступят место. Вот такое оно, православие по-гречески.

Отличие 5. Требования к священнику

Греческий священник не может:

  • иметь добрачных отношений;
  • состоять во втором браке;
  • быть разведённым.

Таких людей просто не рукополагают.

Отличие 6. Крестный ход

У Греков Крестный ход намного торжественнее. Может присутствовать духовой оркестр, и вообще всё напоминает парад. Люди поют, несут свечи. Ходят не вокруг храма, а по городским улицам. Причём движутся в центральную площадь. Там сжигают чучело Иуды. Затем наступает шумное празднование с хлопушками.

Отличие 7. Иерархия

Епископ в Греческой Церкви становится сперва митрополитом, а потом архиепископом. У нас — митрополит старше архиепископа.

Отличие 8. Роль схимы

В Русской православной Церкви есть малая схима, а следом великая схима. Схимник не имеет права принимать священные саны.

У греков великая схима — одно из условий принятия священного сана.

У греков схима — обязательное условие для священного сана.

Схима — это высшая монашеская степень. Сопровождается обетом следовать аскетическому образу жизни.

Отличие 9. Организация богослужений

В Греции не приняты пышные службы. Там всё умерено, богослужения непродолжительны. Церковь старается быть ближе к народу, все процедуры проводить на виду. Дьяконам можно причащать мирян.

Отличие 10. Камилавка

Это головной убор. Он широко распространён в Греческой православной Церкви, а вот в России считается церковной наградой. При этом они значительно отличаются внешне. В частности, у русских этот убор цветной, а у греков — только чёрный.

Греческая камилавка имеет поля и бывает только чёрной

Отличие 11. Священное Писание

Состав книг у Церквей различается. У греков нет 3-й книги Ездры, зато есть 4-ая Маккавейская. Значительных разногласий в богословских догматах это не создаёт. Ни одна из сторон не придаёт этим книгам большого значения.

Отличие 12. Регулярность таинств

Греки причащаются очень часто. Самые рьяные из верующих стараются не пропускать ни одного воскресения. А вот исповедуются они реже — около трёх раз за год.

Отличие 13. Запись на исповедь

У греков нет очередей. Верующие предварительно записываются к священнику, как к врачу, на конкретное время.

Отличие 14. Календарь

Греки используют григорианским календарём. Так что все празднования у них на 13 дней раньше, чем у нас.

Святые Греческого православия: 7 мучеников Керкирских,

В Греческой православной Церкви есть свои святые. Вот некоторые из них.

7 святых разбойников Керкирских. Жили эти люди во II веке и по обвинению в преступлении попали в темницу. Там случай сделал их сокамерниками двух апостолов от семидесяти: Сосипатра и Иасона.

За время совместного пребывания в заключении апостолы смогли обратить бандитов в христианскую веру. Участь семерых заключённых была ужасна: их вывели за город и сворили в кипящих котлах. Предание сохранило имена святых:

  • Сатурнин;
  • Иакисхол;
  • Фавстиан;
  • Иануарий;
  • Марсалий;
  • Евфрасий;
  • Маммий.

Преподобный Лука Елладский. Греческий монах X века. Известен благодаря аскетическим подвигам. Он основал монастырь Осиос Лукас.

Лука Елладский — греческий святой

Лупп Солунский. Был рабом другого мученика — Димитрия Солунского. После смерти своего хозяина взял его окровавленную ризу и при её помощи сотворил много чудес. Проповедовал, за что его казнил император Максимилиан.

Мученик Лупп Солунский

Дева Миропия — мученица III века. Ухаживала за могилой дочери апостола Филиппа. Брала оттуда миро и им лечила людей. Погребла воина Исидора, в чём призналась и за что попала в темницу. По преданию, святой Исидор забрал мученицу в другой мир, позволив умереть мирно, а не на казни. Страж, который увидел это чудо, стал приверженцем христианства и тоже принял мученическую смерть.

Греческая святая Дева Миропия

Православие — не единственная религия в Греции, есть католики, мусульмане, иудеи и др.

Нельзя однозначно сказать, какой веры греки. Эта страна с множеством культур. Православие преобладает, но есть и представители других религий. Ряд источников, ссылаясь на греческий сайт, приводит такую статистику:

Верховный Совет Этнических Эллинов Официальный сайт где приведена статистика

  • мусульмане — 230000 человек;
  • католики — 58000 человек;
  • протестанты — 400000 человек;
  • свидетелей Иеговы — 30000 человек;
  • иудеев — 5000 тысяч человек.

Свидетели Иеговы здесь не случайно названы не сектой, а религией. Отношение к тому или иному вероучению и исповедующей его организации определяет государство. В России они запрещены, Греция придерживается своей позиции.

Также есть 2 тысячи человек, которые следует этнической религии Греции — поклоняются Зевсу, Гере и т.д.

Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели


#‎Музей имени Андрея ‪#‎Рублева. Греция оскорблена – Путин разжег «священную войну», как пишут греческие СМИ (см. фото), между Вселенским патриархатом и РПЦ! Похоже, теперешние правители российского государства и Церкви решили вконец рассорить русских со всеми братскими православными народами: http://www.zougla.gr/kosmos/article/ieros-polemos-1340393

Вначале «врагами» были объявлены кровные нам украинцы, и уже в начале июня 2016 г. «Левада-центр» огорошил данными последнего соцопроса, согласно которым второе место в списке «врагов» россияне якобы отвели … братской Украине — 48%?! Впрочем, чему удивляться, если совсем недавно патриарх Кирилл лично объявил войну в Украине «священной» (sacra bellum). 14 августа 2014 г. в 19:55 мск. на официальных сайтах РПЦ МП и ОВЦС МП было опубликовано послание патриарха Кирилла (Гундяева) к Предстоятелям Поместных Православных Церквей: «Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплека. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны» («With the beginning of hostilities, the Uniates and schismatics, having been given arms, under the pretext of antiterrorist operation, began an outright aggression against the clergy of the canonical Ukrainian Orthodox Church in the east of the country»): https://youtu.be/T40kkgM2MIE


Потом обиделись болгары, когда стали объектом всеобщих насмешек во всей православной ойкумене из-за того, что официальное заявление Синода Болгарской православной Церкви (БПЦ) под председательством патриарха Болгарского Неофита от 1 июня 2016 г. с отказом от участия во Всеправославном Cоборе на Крите под надуманным предлогом «не так сели» слово в слово совпало с письмом патриарха Кирилла Константинопольскому патриарху Варфоломею I, адресованном в тот же день 1 июня)))

Об этом сообщила греческая газета To Vima, сообщение которой было переведено на болгарский церковным интернет-изданием «Двери православия», выразившим сильное недовольство тем, что патриарх Кирилл не только продублировал ряд требований болгар, но и сделал вид, будто ничего об их выступлении не знает)))
В Константинопольской и Элладской Церквах самоотвод болгар напрямую связывают с «коварством» главы РПЦ: например, митрополит Иерапитны и Ситии Евгений Политис (Критская православная Церковь) заявил, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл «ведет себя как царь» и что это он заставил болгар бойкотировать Собор! Митрополит Мессинский Хризостом Савватос (Элладская православная Церковь) в эфире греческого радио 9.84FM также высказал убеждение, что именно Московский патриархат специально создал проблему.

Теперь взялись за сербов, которых официальные российские СМИ наперебой взялись обвинять чуть ли не в предательстве и упрекать в «пересмотре своего решения под давлением Фанара»?! Якобы именно «заявление Сербской церкви стало одной из причин отказа Московского патриархата послать свою делегацию на Собор»: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=63407


Зачем же валить с больной головы на здоровую, если уже накануне скандального заявления Синода РПЦ от 13 июня 2016 г. с отказом ехать на Всеправославный собор было известно, что предстоятель Сербской Церкви патриарх Ириней в своем поздравлении патриарху Варфоломею по случаю тезоименитства (см. фото) 11 июня 2016 г. (!) заверил Вселенского патриарха, что Сербская Церковь обязательно примет участие в Критском Соборе!

Сразу же по прибытии на Крит 15 июня 2016 г. патриарх Варфоломей I возложил ответственность за срыв Всеправославного Собора на предстоятелей «некоторых церквей», внезапно отказавшихся от своих подписей под общим решением о проведении Собора на Крите, принятом 5 месяцев назад в Женеве «επισκιάζει η απόφαση ορισμένων εκκλησιών να μην προσέλθουν και να μην συμμετάσχουν στην Αγία και Μεγάλη Σύνοδο. Η ευθύνη για την απόφαση τους, βαρύνει τας ιδίας τας εκκλησίας αυτάς και τους Προκαθημένους των, διότι μόλις προ πενταμήνου εις την Γενεύην, κατά την σύναξη των Ορθοδόξων Προκαθημένων, αποφασίσαμε και υπογράψαμε να έρθουμε τον Ιούνιο στην Κρήτη και να πραγματοποιήσομε αυτό το πολυχρόνιο όραμα που έχουμε όλες οι Εκκλησίες προς διακήρυξην και διαδήλωσην της ενότητας της Ορθοδόξου Εκκλησίας και εις εξέταση και απόφαση,από κοινού, για τα προβλήματα, τα οποία απασχολούν σήμερα τον Ορθόδοξο κόσμο»: https://youtu.be/lJKW5LTws4k

Как пишут греческие СМИ, «был выбран именно Крит как место встречи для удовлетворения требований Русской Церкви, которая не захотела приезжать в Константинополь из-за известных проблем в отношениях между Россией и Турцией. Вселенский патриарх Варфоломей сделал всё возможное для участия Русской Церкви. Сразу же по прибытии на Крит Вселенский патриарх вновь призвал всех «отказников» приехать. Конечно, это не произойдет. И не произойдет, потому что их отказ был вызван не духовными, а политическими и геополитическими причинами. В частности, очевидно, что г-н Путин считает, что проведение такого Всеправославного церковного Собора под эгидой Вселенского Патриархата – это поражение Кремля в его конкуренции с Западом. Конечно, как и во многих других линиях его поведения ему не хватает серьезности, но это автоматически лишает серьезности и церковь, чьим краеугольным камнем является Истина, которая, конечно, не имеет ничего общего с политическим и геополитическим соперничеством. Больно видеть, как президент России, Церковь и народ страны не предпринимают ничего для успеха проведения Собора Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем. Ибо в то время как Вселенский патриарх ратует за единство православных, г-н Путин и патриарх РПЦ будут взирать издалека за ходом событий»: http://www.ekirikas.com/%CF%84%CE%B1-%CF%80%CE%B1%CE%B9%CF%87%CE%BD%CE%AF%CE%B4%CE%B9%CE%B1-%CF%80%CE%BF%CF%8D%CF%84%CE%B9%CE%BD-%CE%BA%CE%B1%CE%B9-%CE%B7-%CE%BC%CE%B5%CE%B3%CE%AC%CE%BB%CE%B7-%CF%83%CF%8D%CE%BD%CE%BF%CE%B4/

В официальном заявлении МИД Греции подчеркнуто, что Священный Собор на Крите «является самым важным событием православной Церкви за последние 1300 лет»: http://www.real.gr/DefaultArthro.aspx?page=arthro&id=514954&catID=3

Одновременно источники в МИД Греции сообщили мировым СМИ, что Посольство Российской Федерации в Афинах направило устную ноту в Министерство иностранных дел № 1166 … об участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Священном Соборе Православной Церкви. В частности, г-н Кирилл должен прибыть в аэропорт Ханьи на Крите в четверг 16/06/2016 специальным рейсом из Москвы и отправиться обратно в воскресенье 26.06.2016 из того же самого аэропорта» …

История

Юрисдикции православных церквей на территории Греции (Элладская, Константинопольская, Афон, Критская)

Исторически, православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской церкви.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году, такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, на территориях, окончательно отошедших Греции по Лозаннскому договору. Согласно Патриаршему и Синодальному акту, епархии Новых земель (на территориях Эпира, Македонии, Западной Фракии, островов), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквями старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо было пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных храмов. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.

Устройство и управление

Конституция Греции, вступившая в силу 11 июня 1975 года (с позднейшими поправками), в статье 3-й (раздела II «Отношения Церкви и государства») гласит:

  1. Господствующей в Греции религией является религия Восточной Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно вероучительно связана с Великой Церковью Константинополя и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создаётся в порядке, определяемом уставом Церкви, в соответствии с положениями Патриаршего Томоса от 29 июня 1850 года и Деяния Синода от 4 сентября 1928 года.
  2. Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

<…>

— Конституция Греции

Высшая власть в Элладской церкви принадлежит Священному собору епископов (Ιερά Σύνοδος της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит архиепископ Афинский и всея Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании в течение пяти дней президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος της Εκκλησίας της Ελλάδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из архиепископа и двенадцати митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного синода один срок на сменной основе.

Современное состояние

Старая церковь «Καλαμιώτου» на улице Эрмо, АфиныСвятая Марина

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так называемые «Новые территории») номинально — в юрисдикции патриарха Константинопольского. Шестеро из 12 митрополитов Постоянного синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией патриарха Константинопольского и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек, из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Митрополии Элладской церкви

  • Александрупольская митрополия
  • Арголидская митрополия
  • Артская митрополия
  • Афинская архиепископия
  • Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия
  • Гифийская и Итилская митрополия
  • Глифадская митрополия
  • Гортинская и Мегалопольская митрополия
  • Гревенская митрополия
  • Гуменисская, Аксиопольская и Поликастрская митрополия
  • Дидимотихская и Орестиадская митрополия
  • Димитриадская и Алмиросская митрополия
  • Драмская митрополия
  • Дриинупольская, Погонианийская и Коницийская митрополия
  • Закинфская митрополия
  • Зихнийская и Неврокопская митрополия
  • Идрская, Спетская и Эгинская митрополия
  • Иерисская, Святогорская и Ардамерийская митрополия
  • Илийская митрополия
  • Иоаннинская митрополия
  • Калавритская и Эгиалийская митрополия
  • Каристийская и Скиросская митрополия
  • Карпенисионская митрополия
  • Кассандрийская митрополия
  • Касторийская митрополия
  • Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов митрополия
  • Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия
  • Кефаллинийская митрополия
  • Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия
  • Кифирская митрополия
  • Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия
  • Ксанфийская и Перифеорийская митрополия
  • Ланкадасская митрополия
  • Ларисская и Тирнавосская митрополия
  • Левкасская и Ифакийская митрополия
  • Лимносская и Святого Евстратия митрополия
  • Мантинийская и Кинурийская митрополия
  • Маронийская и Комотинийская митрополия
  • Мегарская и Саламинская митрополия
  • Месогейская и Лавреотикийская митрополия
  • Мессинийская митрополия
  • Митилинская, Эресосская и Пломарионская митрополия
  • Митрополия Илиона, Ахарне и Петруполиса (фр.)русск.
  • Митрополия Кифисьи, Амарусиона и Оропоса (фр.)русск.
  • Мифимнийская митрополия
  • Монемвасийская и Спартская митрополия
  • Навпактская и Святого Власия митрополия
  • Неакринийская и Каламарийская митрополия
  • Неапольская и Ставрупольская митрополия
  • Никейская митрополия
  • Никопольская и Превезийская митрополия
  • Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия
  • Ново-Смирнская митрополия
  • Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия
  • Паронаксийская митрополия
  • Патрская митрополия
  • Перистерионская митрополия
  • Пирейская митрополия
  • Полианская и Килкисская митрополия (греч.)русск.
  • Самосская и Икарийская митрополия
  • Сервийская и Козанийская митрополия
  • Серрская и Нигритская митрополия
  • Сидирокастронская митрополия
  • Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия
  • Сисанийская и Сьятистская митрополия
  • Стагонская и Метеорская митрополия
  • Триккийская и Стагонская митрополия
  • Трифилийская и Олимпийская митрополия
  • Фессалиотидская и Фанариоферсальская митрополия
  • Фессалоникийская митрополия
  • Фивская и Левадийская митрополия
  • Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия
  • Фирская, Аморгосская и Островов митрополия
  • Флоринская, Пресская и Эордейская митрополия
  • Фокидская митрополия
  • Фтиотидская митрополия
  • Халкидская митрополия
  • Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия
  • Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия
  • Элассонская митрополия
  • Элевферупольская митрополия
  • Этолийская и Акарнанийская митрополия

Блохин В. С.
История Поместных Православных Церквей

После окончания Первой Мировой войны греческие иерархи начинают движение за освобождение от государственной опеки.

В 1923 г. был созван собор Элладской Православной Церкви, который внес изменения в устройство Церкви. Отныне Церковью стал управлять Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа с титулом «Блаженнейший» (до этого был митрополит), а все епархиальные архиереи получили титул митрополитов. Этот порядок сохраняется и поныне.

В 1925 г. в Греции установилась диктатура Теодороса Пангалоса. Он издал новый церковный закон, где повторил основные положения закона 1852 г. Был учрежден Постоянный Синод (7 членов-архиереев), обладающий высшей административной церковной властью. В Синод Пангалос назначил государственного комиссара, который утверждал синодальные постановления, за исключением тех, которые касались веры и богослужения. Вскоре число членов Синода было увеличено до 13. Это положение действовало до 1967 г.

В апреле 1967 г. в Греции произошел военный переворот. В мае 1967 г. греческое правительство вынесло ряд постановлений, касающихся церковной жизни. Был распущен прежний состав Синода, количество его членов сократилось до 9. Была упразднена должность правительственного уполномоченного при Священном Синоде. Епископом Элладской Церкви отныне мог быть только грек. Была определена граница возраста для митрополитов и Афинских Архиепископов – 80 лет. Это вынудило уйти на покой 89-летнего Архиепископа Хризостома II (1962 – 1967). Безусловно, такое грубое и неоправданное вмешательство правительства в церковные дела вызвало огорчение и недовольство не только в самой Греции, но и остального Православного мира, так как выше названные решения правительство приняло без учета мнений всего епископата Элладской Церкви.

По результатам выборов нового предстоятеля в 1967 г. главой Элладской Церкви стал Архиепископ Афинский Иероним (1967 – 1973) – один из образованнейших иерархов Греческой Церкви. Окончил Богословский факультет Афинского университета, учился также в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. В 1950 – 1956 гг. был Генеральным Секретарем Комиссии Освобождения Кипра. С 1952 г – член ЦК ВСЦ, проявил себя активным экуменическим деятелем. Архиепископ Иероним представлял Элладскую Православную Церковь на различных межхристианских совещаниях в странах Западной Европы, Америки, странах Африки и Ближнего Востока. 17 мая 1967 г. состоялась интронизация архимандрита Иеронима в Архиепископа Афинского.

После своего вступления на Афинскую кафедру Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, включавший четкое установление границ митрополий. В июне 1967 г. Архиепископ Иероним находился в Константинополе. Во время встречи с Патриархом Афинагором шел разговор о будущем Православия и сношениях с католицизмом. Архиепископ Иероним подчеркивал, что Православные Церкви идут вместе по пути решения современных проблем. Патриарх Афинагор и Архиепископ Иероним установили курс на совместные действия в отношении экуменических инициатив.

За время своего предстоятельства Архиепископ Иероним посетил Константинопольскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (19690, Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви.

25 ноября 1973 г. произошел очередной военный переворот и новая смена правительства. Архиепископ Иероним 9 декабря 1973 г. заявил публично о своем решении уйти в отставку, которая последовала 19 декабря того же года.

Перед Элладской Церковью встал вопрос об избрании нового предстоятеля. 11 января 1974 г. вышел закон «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел», согласно которому определялся новый состав Синода, в который вошли из 66-ти возможных митрополитов только 32, и должно было состояться незамедлительное избрание Предстоятеля Элладской Православной Церкви в присутствии министра образования и религии. 12 января 1974 г. в монастыре Петраки (Афины) состоялось заседание Синода, на котором большинством голосов на пост главы Церкви был избран Архиепископ Серафим, возглавлявший Элладскую Православную Церковь до 1998 г.

С 1998 г. по настоящее время главой Элладской Церкви является Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (в миру – Христос Параскевиадис). Он родился в 1939 г. в г. Ксанфи (Греция). Окончил юридический и богословский факультеты Афинского университета. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию в области церковного права и получил ученую степень профессора богословия. В 1974 г. был избран митрополитом Димитриадским и Альмирским с кафедрой в г. Волос. Архиепископ Христодул является одним из образованнейших иерархов Элладской Православной Церкви. Он свободно владеет четырьмя иностранными языками, преподает каноническое право в Фессалоникийском университете. Научные труды Архиепископа высоко ценятся в научном мире.

Принцип подчинения Элладской Православной Церкви, как учреждения, греческому правительству, заложенный еще в XIX в., продолжает действовать и сегодня. Особенно это заметно при возникающей время от времени смене правительства Греции. Ярким подтверждением может служить следующий факт. В 1987 г. парламент страны принял закон о церковном имуществе. Церковь в Греции владела крупными земельными участками и недвижимостью. Новый закон лишил Элладскую Церковь права на владение собственностью, а управление митрополичьими и приходскими советами передал в руки местных властей, что грубо нарушало независимость Церкви. Священноначалие заявило о своем решительном протесте. Экстренное заседание Синода расценило это как прямое вмешательство в дела Церкви с целью лишить ее самостоятельности. В итоге в 1988 г. злополучный закон был отменен, и правительство заключило с Церковью соглашение о невмешательстве в ее дела.

Высшими административными органами управления Элладской Православной Церковью являются:

1. Священный Синод Иерархов, состоящий из всех правящих архиереев;

2. Постоянный Священный Синод, в который входят 12 архиереев; он заседает в промежутках между сессиями Священного Синода Иерархии;

3. Генеральная Церковная Ассамблея (Общее Церковное Собрание), состоящая из постоянных (архиереев и представителей церковных организаций) и выборных (по одному мирянину от каждой епархии на 3 года) членов. Созывается 1 раз в год и решает главным образом финансовые вопросы.

Высшими исполнительными органами Элладской Церкви являются:

1. Центральный Церковный Совет, состоящий из постоянных и выборных членов и осуществляющий часть функций Генеральной Церковной Ассамблеи в период между ее заседаниями;

2. Синодальная Администрация, состоящая из различных комитетов (Главного секретариата Священного Синода; по вопросам догматическим и каноническим; по церковному законодательству; по внешним церковным сношениям и т. д.).

Все решения церковных административных органов обязательны для исполнения церковными властями с момента их опубликования в официальном органе Элладской Православной Церкви «Экклисия».

Председателем всех административных и исполнительных органов Элладской Церкви является Архиепископ Афинский и всей Эллады.

В систему церковного управления входят также Синодальные Суды. Канцелярия Священного Синода, различные церковные организации, среди которых Богословский интернат, Духовный институт клира, Апостольская Диакония. Последняя организация – Апостольская Диакония – было создана в 1936 г. В ее задачи входят систематическое изучение и распространение Св. Евангелия на все области общественной жизни, активизация деятельности и подготовки духовников, распространение и сохранение всеми возможными средствами православного сознания у христианской паствы и издательская деятельность. Апостольская Диакония создает школы проповедников и катехизации, способствуя повышению духовного образования.

Иерархи Греческой Церкви делятся на две группы: 1) иерархи Элладской Церкви (митрополии в «Старой Греции») и 2) иерархи Вселенского престола (на так называемых «новых территориях» – «нэон хорон»). Таким образом, Элладская Православная Церковь включает в себя, во-первых, Автокефальную Церковь Эллады и, во-вторых, входящие в нее митрополии Вселенского Патриархата, за исключением Критской Церкви (которая является автономной в канонической зависимости от Вселенского Патриарха) и монастырей Святой Горы Афон (также находятся в юрисдикции Патриарха Константинопольского).

Элладская Православная Церковь ведет большую просветительскую работу, имеет широкую сеть духовных учебных заведений: 2 Богословских факультета (при университетах в Афинах и Фессалонике), 8 Духовных Семинарий с шестилетним курсом обучения, школу учителей Закона Божия.

В 1970 г. по решению Священного Синода Элладской Церкви был основан Институт Византийского музыковедения, где изучаются источники византийской музыки и развитие византийского нотного письма.

Немаловажным выглядит и тот факт, что в Греции Церковь неотделима от средней общеобразовательной школы, и изучение православной веры является обязательным для всех учащихся.

Элладская Православная Церковь активно занимается издательской деятельностью. С 1923 г. Священный Синод Элладской Церкви издает журнал «Богословие». Официальным бюллетенем Элладской Церкви является журнал «Экклисиа» («Церковь), издаваемый с 1923 г., а с 1952 г. к нему издается приложение – журнал «Священник». Помимо этого Священный Синод ежегодно издает «Календарь Элладской Церкви» (с 1954 г.).

Апостольская Диакония издает журналы «Радостный Дом», предназначенный для чтения христианской семье, «Радостные дети» – для детей церковно-приходских школ и «Церковный календарь», где помещаются ежедневные проповеди для греческой семьи.

Большинство митрополий издают свои бюллетени и издания.

Монашество и монастыри. Сегодня монашество в Греции переживает свой расцвет. Каждый год открываются десятки новых монастырей.

До 1833 г. в Греции было 3 вида монастырей:

– ставропигиальные, подчиненные непосредственно Константинопольскому Патриарху;

– епархиальные, зависящие от местных епископов;

– частные (ктиторские), принадлежащие отдельным лицам, и находящиеся под властью Вселенского Патриарха.

До 30-х гг. XIX в. монастыри были двух типов: киновийные и идиоритмические. В начале 1830-х гг. правительство постановило, чтобы в Греции сохранились только киновийные монастыри. Каждая киновия должна была иметь не менее 30 монахов. Вступать в монашество разрешалось только после 30 лет.

По состоянию на 1991 г. в Греции, за исключением Афона, насчитывалось ок. 200 мужских и 150 женских монастырей. В основном, это небольшие обители по 5 – 10 иноков.

Самым крупным монастырем в Греции является монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В 1971 г. здесь был открыт «Межправославный Афинский центр», цель которого – укрепление взаимосвязей Православный Церквей путем общего изучения проблем, встречающихся сегодня в мире.

За 1960 – 1990 гг. Элладская Церковь причислила к лику святых новых угодников Божиих. Например, в 1960 г. чудесным образом были найдены и прославлены мощи преподобномучеников Рафаила, Николая и отроковицы Ирины, пострадавших за веру Христову в XV в. на острове Митилини. В 1961 г. был канонизирован святитель Нектарий, епископ Пентапольский (ум. 1920).

Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции. Епископат Элладской Церкви насчитывает 93 архиерея (2000 г.). Численность верующих – ок. 9 млн. человек (1996 г.).

Очень прочными являются связи Элладской Православной Церкви и Русской. В последнее время контакты между двумя Церквами поддерживаются активно на всех уровнях, начиная с официальных визитов делегаций Церквей и заканчивая паломническими поездками. Из последних официальных визитов можно назвать визит Архиепископа Христодула в Москву в мае 2001 г.

Элладская православная церковь
Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος

Благовещенский собор в Афинах

Основная информация
Основатели святой апостол Павел
Автокефалия 29 июня 1850
Предстоятель в настоящее время Иероним II (Лиапис)
Центр Афины, Греция
Резиденция Предстоятеля Афины
Юрисдикция (территория) Греция
Церковь-мать Константинопольская православная церковь
Музыкальная традиция византийская
Календарь новоюлианский
Численность
Епархий 81
Монастырей 200
Верующих 9 246 230
Сайт www.ecclesia.gr

Элла́дская (Греческая) правосла́вная це́рковь (Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

История обособления

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Вселенского престола.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков. В 1935 году три епископа объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. Новые территории) номинально — в юрисдикции Вселенского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — под прямой юрисдикцией Вселенского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви

Старая церковь «Καλαμιώτου» на ул. Эрмо, АфиныСв. МаринаВознесенская церковь, Афины Митрополиты Афинские

  • Неофит V (Метаксас) (1833—1861)
  • Мисаил IV (Апостолидис) (1861—1862)
  • Феофил (Влаксопападопулос) (1862—1873)
  • Прокопий I (Георгиадис) (1874—1889)
  • Герман II (Каллигас) (19 июля 1889 — 18 января 1896)
  • Прокопий II (Экономидис) (11 октября 1896 — 8 ноября 1901)
  • Феоклит I (Минопулос) (1902—1917)
  • Мелетий III (Метаксакис) (1918—1920)
  • Феоклит I (Минопулос) (1920—1922) повторно

Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923)

  • Хризостом I (Пападопулос) (8 марта 1923 — 22 октября 1938)
  • Хрисанф (Филиппидис) (12 декабря — 2 июня 1941)
  • Дамаскин (Папандреу) (2 июня 1941 — 20 мая 1949)
  • Спиридон (Влахос) (4 июня 1949 — 21 марта 1956)
  • Дорофей III (Коттарас) (1 апреля 1956 — 26 июля 1957)
  • Феоклит II (Панагиотопулос) (1957 — 8 января 1962)
  • Иаков III (Ваванатос) (13 января 1962 — 25 января 1962)
  • Хризостом II (Хатзиставру) (14 февраля 1962 — 11 мая 1967)
  • Иероним I (Коцонис) (14 мая 1967 — 12 декабря 1973)
  • Серафим (Тикас) (12 января 1973 — апрель 1998)
  • Христодул (Параскеваидис) (28 апреля 1998 — 28 января 2008)
  • Иероним II (Лиапис) (с 7 февраля 2008)

> См. также

  • Греческое православие
  • Список бывших русских православных храмов в Греции

Элладская православная церковь на Викискладе

  • Официальный сайт Элладской Православной Церкви
  • Скурат К. Е. Элладская Православная Церковь
  • Правила избрания Архиепископа Афинского и всея Эллады. РИАН 07/ 02/ 2008.
  • «Мы, как государство, находимся под оккупацией…» Воззвание к народу Элладской православной Церкви // Священноначалие Элладской Церкви (перевод О. Н. Решетниковой) stoletie.ru 25.03.2011
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Православие в мире

Америка

Аргентина · Багамские Острова · Белиз · Боливия · Бразилия · Венесуэла · Республика Гаити · Гватемала · Гондурас · Доминиканская Республика · Канада · Колумбия · Коста-Рика · Куба · Мексика · Никарагуа · Панама · Парагвай · Перу · США · Уругвай · Чили · Эквадор

Европа

Австрия · Азербайджан · Албания · Белоруссия · Бельгия · Болгария · Босния и Герцеговина · Великобритания · Венгрия · Германия · Греция · Грузия · Дания · Ирландия · Исландия · Испания · Италия · Казахстан · Латвия · Литва · Лихтенштейн · Люксембург · Македония · Мальта · Молдавия · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · Турция · Украина · Финляндия · Франция · Хорватия · Черногория · Чехия · Швейцария · Швеция · Эстония

Азия

Азербайджан · Армения · Афганистан · Бангладеш · Бахрейн · Вьетнам · Грузия · Египет · Израиль · Индия · Индонезия · Иордания · Ирак · Иран · Йемен · Казахстан · Камбоджа · Катар · Кипр · Киргизия · КНР · КНДР · Кувейт · Республика Корея · Ливан · Монголия · ОАЭ · Оман · Пакистан · Россия · Сингапур · Сирия · Таджикистан · Таиланд · Туркмения · Турция · Узбекистан · Филиппины · Япония

Африка

Алжир · Ангола · Бенин · Ботсвана · Бурунди · Гамбия · Гана · Демократическая Республика Конго · Египет · Замбия · Зимбабве · Камерун · Кения · Кот-д’Ивуар · Маврикий · Мадагаскар · Малави · Марокко · Мозамбик · Нигерия · Республика Конго · Судан · Сьерра-Леоне · Танзания · Тунис · Уганда · ЦАР · ЮАР · Эфиопия

Океания

Австралия · Новая Зеландия

Антарктида

Церковь Святой Троицы (Антарктика)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *