Эммануэль имя значение

Много ли вы встречали в жизни людей с именем Эммануэль или Эммануил? Сегодня это очень редко встречающееся имя, и тем оно еще более необычно и интересно.

Это имя – древнееврейское, библейское. Так называет пророк Исайя в Библии младенца Иисуса, когда предрекает его рождение. В переводе с древнееврейского значение имени Эммануил – «с нами Господь».

Люди, носящие это имя, отмечают именины 26 марта. Оно полное, причем значение имени Эммануэль такое же, как Эммануил, это синонимы. Есть еще формы этого имени: Иммануил, Мануэль, Мануэл, Маноло, Маноле. Краткие, ласкательные формы: Мануилушка, Ману, Эмик, Эмчик, Ман, Маник.

Характер человека и его судьба

В детстве мальчик, чье имя Эммануил, очень упрям и настойчив. С ранних лет у него проявляются качества мужчины: твердый характер, упрямство, умение достигать своих целей, сила воли. Если этот мальчик что-то решил, пообещал, задумал – точно сделает, чего бы это ему ни стоило.

Для него чрезвычайно важно собственное слово и уж тем более обещание, так что за ценой он не постоит. Бывает непослушным, упрямым, обиды помнит долго, потому что очень болезненно воспринимает несправедливость. Злобы в нем нет, но он не даст себя в обиду и умеет защитить тех, кто меньше и слабее.

Мальчик, который носит имя Эммануил, любит быть в центре внимания. В школе у него много друзей, его знают все. Учится ребенок по настроению, хотя он очень умный и способный. Если предмет ему интересен или он просто уважает преподавателя, то будет учиться с неустанным рвением.

Больше склонен к точным наукам, к технике и с ранних лет проявляет эту склонность в своих хобби. Он не быстро чем-то увлекается, никогда не меняет своих интересов, верен своему увлечению. Часто оно с детства «растет» вместе с мальчиком и постепенно перерастает в дело всей его жизни.

Рекомендуем: Как выбрать православное имя?

В общении со сверстниками он смел, дерзок, всегда найдет о чем поговорить, оригинально шутит и нравится всем. С девушками тоже умеет себя вести легко и непринужденно. При этом каждое лучшее мужское качество в нем есть еще с юности: честь, достоинство, галантность, умение ждать и красиво ухаживать, без грубости и настойчивости.

Правда, есть у Эммануила одна особенность – он не всегда умеет понимать и видеть, что чувствуют другие люди. Но он всегда внимательно выслушает, обдумает, проанализирует, и если оказался не прав, то всегда принесет свои извинения.

Он умеет вести себя в любом обществе, подстраиваться под людей и говорить то, что уместно в данной компании. Поэтому у парня много друзей и приятелей, девушкам он нравится, но серьезные отношения не торопится заводить.

Женится Эммануил лишь после того, как повзрослеет и встанет на ноги прочно. Он не торопится не потому, что хочет наслаждаться беспечной свободой, а только лишь из-за собственной ответственности.

Рекомендуем: Как расшифровать линию любви на ладони?

Ведь человек, чье имя Эммануил, не склонен делать ошибки и о чем-либо жалеть. Так что, сделав женщине предложение и женившись, он уже не разрушит свою семью никогда, будет верным мужем и прекрасным семьянином всегда.

Этот мужчина – трудолюбивый, иногда даже слишком. Может работать, забыв обо всем, пока не начнет «валиться с ног». Даже в простой и скромной профессии Эммануэль достигает хороших результатов благодаря своему невиданному упорству и трудолюбию, так что голодать его семья точно не будет.

Рекомендуем: Как добиться успеха?

Он может стать инженером или разработчиком, моряком, строителем, военным, менеджером, может открыть собственную фирму. Очень хорошо работает руками, способен починить или смастерить что угодно.

За это его ценят, а также – за невероятную ответственность и трудолюбие. Без работы Эммануил не останется никогда и будет всегда расти в своей карьере, пока не достигнет вершины благополучия.

О любви и совместимости

Нельзя сказать, что у Эммануила простой характер. Он всегда ставит себе высокие и сложные цели, достигает их и ставит следующие. А вот его семья – это место, где мужчина сможет отдохнуть от постоянной спешки и борьбы, расслабиться и не стремиться быть лучше остальных.

Ему нужна девушка умная, уступчивая, спокойная и очень хозяйственная, которая превратит дом в уютное и светлое гнездышко, будет поддерживать красоту и порядок. Она должна любить его, не «пилить» и не перечить, но при этом не быть тихоней и рохлей. Кроме того, Эммануил – ревнивый собственник, так что его дама не должна давать поводов для ревности.

1. Идеальная совместимость Эммануила с именами: Татьяна, Ярослава, Ираида, Юлия, Светлана, Ольга, Тамила, Дарья, Оксана.

2. Хорошая совместимость, есть совместное будущее: Варвара, Елена, Галина, Луиза, Снежана, Маргарита, Ирина, Полина.

3. Несовместимость имен: Екатерина, Наталья, Антонина, Эмма, Елизавета, Рената.

Эммануил – мужчина волевой, сильный и мужественный. Пусть не всегда с ним легко, он не всегда покладист, зато на него можно положиться, доверить ему любые тайны и просить о любой помощи. А женщина с ним – словно за каменной стеной! Этот мужчина будет счастлив сам и принесет счастье своим близким людям. Василина Серова

В Славянске в конце мая стартовала уникальная для Украины летняя миссионерская школа, ориентированная на работу-служение в прифронтовых городах. Основная идея миссионерской школы изложена в лозунге: «Мы идем туда, где боль, чтобы провозгласить правду Божию и восстановить разрушенное».

Студенты месяц учатся в Славянске и три месяца проходят практику в прифронтовых городах. Там они общаются с местными жителями, служат физическим трудом, раздают хлеб, продуктовые наборы, одежду, медикаменты, а также рассказывают об Иисусе Христе, вместе молятся, вместе поют и славят Бога.

Основные вдохновители школы – местная славянская церковь «Добрая Весть», общественная организация «Ассоциация «Еммануил», немецкая миссия «Неемия». Однако к сотрудничеству призывают всех христиан, кому не безразлична судьба жителей прифронтовых городов. По словам организаторов, работа миссионерских групп является эффективной и актуальной. Уже в августе начнется еще один набор в миссионерскую школу для прифронтовых городов.

Почему возникла необходимость в такой школе, как происходит учебный процесс, об особенностях прохождения практики в прифронтовых городах и почему студенты решили идти учиться в миссионерскую школу читайте в репортаже нашего корреспондента.

О возникновении идеи миссионерской школы для прифронтовых городов

«Мы в очередной раз возвращались из Авдеевки, где раздавали людям хлеб и пакеты с продуктами. У меня было смешанное чувство. Там большинство людей постоянно под обстрелами. Было пасмурно, шел дождь, и те, кого мы встретили, практически все были пьяны. У меня была смесь мыслей: надо этим людям помогать… ты им помогаешь, а они пьяные. Я не знал, как справиться с этими чувствами. Однако Бог в тот момент, там, на дороге, проговорил ко мне, сказал, что вот таких Я их и люблю…», — вспоминает Петр Дудник, пастор церкви «Добрая Весть», один из основателей миссионерской школы для прифронтовых городов. Священнослужитель тогда подумал, что если Бог любит этих людей такими, то он должен что-то делать.

Вместе с Петром Дудником в машине из поездки возвращался Павел Штурц, руководитель Международной миссии помощи AVC-Nehemia (Германия). Он сказал Петру: «Петр, тебе нужна миссионерская школа, тебе нужны люди, которые пойдут в эти города и будут там». «Я человек вежливый, тогда промолчал и ничего не ответил Павлу, но я подумал: «Какая миссионерская школа???» — рассказывает пастор-волонтер. — Объем работы, который мы делаем, огромен. Мы были на пределе. Каждый день мы разъезжались в прифронтовые города, развозили хлеб, продукты, другие необходимые вещи. И миссионерская школа – это еще большая нагрузка…».

Однако впоследствии, размышляя о миссионерской школе, о ее преимуществах, а больше о необходимости миссионеров в прифронтовых городах, советуясь с другими служителями церквей, с помощниками, с волонтерской командой, было решено все же разработать проект миссионерской школы и набирать людей на обучение. «Я начал думать о том, что если будут у нас миссионеры, посвященные люди, команды по четыре-пять человек, и они будут жить в этих городах, мы будем помогать им, привозить продукты, хлеб, эти люди будут не просто раздавать продуктовые наборы, а сеять слово Божие в сердца жителей этих городов. Тогда будет результат. А так мы просто кормим голодного – и ничего не происходит», — объясняет Петр Дудник.Несмотря на то, что миссионерская школа возникла при церкви «Добрая Весть», ее организаторы не хотят, чтобы это была школа какой-то конкретной церкви. «Это школа не какой-то деноминации или конкретной церкви, а школа, которая может объединить церкви, служителей, которые разделяют видение миссионерства, служения в прифронтовых городах», — отмечает Петр Дудник.

Об учебном процессе

Обучение в школе началось 23 мая. Длилось месяц. Четыре дня — понедельник, вторник, среда, четверг — учебный процесс. Остальные три — пятница, суббота, воскресенье — студенты проводили в разъездах на практику в прифронтовые города. После четырех недель сформированные команды выехали на три месяца на практику в города у линии фронта.

В течение месяца обучения студенты учили как предметы, которые помогут лучше служить людям, так и предметы, которые необходимы для выживания в условиях войны. К первым относятся основы христианства, гомилетика, формирование команды и лидерство, навыки благовестия и миссионерской работы, работа с людьми, которые получили психологические травмы и другие. Ко вторым — правила оказания первой домедицинской помощи, правила укрытия во время обстрелов, прохождения минных полей. Кроме этого опытные волонтеры учили студентов, как правильно раздавать гуманитарную помощь и вести связанные с этим необходимые отчеты. Также всем желающим преподавали музыку и на каждую сформированную команду купили гитару.

После еженедельной трехдневной практики студентов собирали вместе и обсуждали их успехи, промахи, студенты делились своими впечатлениями и приобретенным опытом.

После обучения студенты разъехались в пять прифронтовых городов — Мироновский, Светлодарск, Попасная, Золотое, Авдеевка. Шестой город — Красногоровка, там организаторы миссионерской школы и ее партнеры тесно сотрудничают с местной общиной «Церковь Христа Спасителя». В будущем планируют охватить еще четырнадцать населенных пунктов.

«Видение наше такое: если в городе есть церковь, которая ориентирована на благовестие, ориентирована на помощь нуждающимся, мы согласны как миссионерская команда работать на расширение этой церкви. Очень удачный опыт вышел в Красногоровке. Пастор был ориентирован на служение горожанам, и нам не пришлось ничего начинать своего, просто надо было ему помогать, чтобы это все развивалось. Мы не отправляли туда миссионерскую команду, просто сотрудничаем», — объясняет пастор Петр Дудник.

В остальных пяти населенных точках миссионерам нужно было начинать свою деятельность с начала, или же продолжать ту, которую начали волонтеры еще до старта миссионерской школы.

Студентов-миссионеров сейчас 22. Есть из Бердичева и Одессы, из Симферополя и Александрии, из Днепропетровска и Донецкой области, из Славянского района. Самому младшему всего 18, самому старшему — за 60. Кто-то из студентов уже имел опыт волонтерства в прифронтовых городах, а кто-то получил его только во время обучения в школе.

Александр из Симферополя уже более месяца в Авдеевке. В Славянск приехал еще в октябре. Тогда он прочитал пост Петра Дудника в Facebook о том, что в Славянске нужны волонтеры.

Написал Петру и приехал. Приехал на две недели, а задержался уже на девять месяцев. Саша помогал восстанавливать детский приют «Паруса надежды», жил в Мироновском, был там волонтером, ездил в прифронтовые города и помогал раздавать хлеб и продуктовые наборы, а затем пошел учиться в миссионерскую школу для прифронтовых городов. Теперь полученные знания использует на практике в Авдеевке.

«Я думал: две недели помогу – и поеду домой. Но остался на месяц. Мы помогали

восстанавливать детский приют. Задержался, потому что мне понравилось. А потом я начал молиться, спрашивал, что мне делать дальше, оставаться здесь или ехать в Симферополь. Ведь в Симферополе у ​​меня семья, служение, и все остальное. Я чувствовал в сердце, что у меня есть желание остаться здесь и послужить. Бог мне ответил на молитву. Нам предложили вступить в команду волонтеров-миссионеров», — рассказывает Саша.

Среди всех миссионерских точек в Авдеевке сейчас горячее всего. Город постоянно обстреливают. За три дня до того, как студенты-миссионеры приехали сюда на практику, в соседний дом попал снаряд. Еще один попал в школу, тоже поблизости. Обычно обстреливают окраины города, однако недавно снова сильно обстреляли жилые районы города, в том числе и тот, где проживают миссионеры.

Андрей из Бердичева раньше миссионерского опыта не имел. Хотел приехать помогать по хозяйственной части, ведь слышал, что Ассоциация «Еммануил» вместе с местной славянской церковью «Добрая Весть» собирает команды и восстанавливает дома, поврежденные или разрушенные от войны. Однако в церкви ICA (International Christian Assembly), что в Киеве, ему предложили поехать учиться в школу и быть миссионером в прифронтовых городах. Андрей думал только полдня и согласился. Сейчас в Светлодарске. О том, что придется служить так близко к фронту, понял только в школе:

«Я не до конца осознавал куда еду. Уже в школе узнал, что буду очень близко к линии фронта. Думал, может километров 10-15, а здесь 3. Из квартиры, где мы живем, видно ночью, как летают снаряды, слышать взрывы. Во время учебы я ездил на практику в Золотое, там было тихо, когда же приехал в Светлодарск, то тут уже часто обстреливают, обычно окраины». Несмотря на близость к линии фронта, Андрей все же видит потребность быть здесь: «Мы не просто раздаем хлеб, распространяем продукты, мы говорим людям о Христе, молимся за них. То есть не только физическую пищу приносим, ​​но и приходим с миром и делимся духовной пищей».

Служение в прифронтовых городах

Миссионеры находятся в прифронтовых городах уже больше месяца. Кто-то уже был вынужден прятаться от обстрелов, кто-то видел только вспышки от снарядов в ночном небе, кто-то слышал лишь звуки от выстрелов.

«Мы часто слышим обстрелы, порой очень далеко, порой ближе. Для меня ответ Божий очень спокойный. Возможно для кого-то это не чудо, но было несколько случаев, когда мы начинали молиться — и все заканчивалось, стихало. И мы ложились и спали спокойно», — рассказывает Татьяна из миссионерской команды в Светлодарске.

Одна из важных задач волонтеров — накормить голодного. В каждом из городов, поговорив с местными властями и узнав, кто не получает никакой помощи, ни от государства, ни от других организаций, волонтеры выделили категорию людей, которая больше всего нуждается в помощи.

Хлеб, продуктовые наборы, одежду и медикаменты на миссионерские пункты привозит церковь «Добрая Весть» из Славянска и Ассоциация «Еммануил». Также часто присоединяются различные организации и церкви со всей Украины, помощь также привозят из США, Канады и Германии.

Чтобы люди, оставшиеся без работы, однако которые могут работать, получали продуктовые наборы не даром, миссионерская команда в Мироновском инициировала проект по облагораживанию города. Такие проекты пытаются сейчас воплотить и в других населенных пунктах.

Если людей приучить к тому, что просто постоянно кормить их хлебом, то они будут деградировать

«Потому что им бесплатно дают хлеб, им не надо работать, и им не надо беспокоиться ни о каких ценностях в жизни. Людям нужна социальная адаптация. То есть, чтобы люди могли не просто бесплатно получать хлеб и ничего не делать, но чтобы могли как-то понять, что в обществе надо работать. Чтобы государство работало, надо проводить какие-то работы, должно быть какое-то преобразование общества», — объясняет мне Виталий, студент миссионерской школы, волонтер в Мироновском.

С этой инициативой, поговорив с представителями Красного Креста, миссионерская команда обратилась к представителям власти. Мэр города идею поддержал, они договорились о сотрудничестве. «Городская власть развешивает объявления о том, что будут проводиться добровольные социальные работы по улучшению состояния города, то есть почистить, убрать, покрасить. Таким образом люди, которые остались без работы, без какой-то финансовой помощи, будут привлечены к этой работе и, конечно, как награду за эту работу они будут получать продуктовые наборы. Во-первых, они себя больше уважать будут, во-вторых, они получат пищу. И это будет служить на пользу обществу и для улучшения города», — рассказывает Виталий.

Миссионеры также много работают с детьми и инвалидами. Недавно в Мироновском, Золотом и Красногоровке благотворительный проект «Школа жизни» провел 10-дневные детские лагеря.

Цель — хотя бы на несколько дней подарить детям беззаботное детство, вернуть их в мирную жизнь, подарить радость и много веселья. Дети учились дружить, работать, ценить семью, общаться между собой и благодарить. Миссионерские команды активно включились в эти лагеря.

Еще один Виталий, сейчас миссионер в Светлодарске, приехал из Казахстана. Ранее он учился в Донецком христианском университете (ДХУ). Когда увидел, что происходит на востоке Украины (в ДХУ была база террористов), он решил приехать снова в Украину и помогать тем, кто нуждается.

Сейчас в Светлодарске он работает с детьми и инвалидами. «Я собираю детей, провожу для них игры. Сначала с детьми о вопросах войны не стоит говорить. Надо, чтобы они забыли на время, что есть война, выстрелы. Игры их отвлекают, ведь все дети любят играть. Я даю им задание: рассказать стихотворение, спеть песню, подпрыгнуть, рассказать историю», — делится Виталий. Во время игр миссионер задает детям вопросы на библейскую тематику. И ответы бывают очень неожиданные. «На вопрос «кто такой Иисус?» были разные ответы, один мальчик даже сказал, что Иисус вырвал сердце и подарил его людям», — вспоминает миссионер.

Кроме детей Виталий еще помогает и инвалидам. «Я взял на себя ответственность за инвалидов. Я общаюсь с ними, молюсь, пою, играю на гитаре, просто слушаю, потому что эти люди нуждаются в общении. Я просто сижу рядом, слушаю, улыбаюсь. Когда смотришь на их счастливые лица, то думаешь: как мало надо для людей, чтобы они были счастливы. Просто, чтобы кто-то пришел к ним, посидел рядом и послушал их рассказы о себе. Я живу один, я из детдома, поэтому мне проще с инвалидами, я их понимаю, я знаю, что такое одиночество, и они меня понимают».

Кроме раздачи хлеба, продуктовых наборов, лекарств, одежды, работы с детьми, с инвалидами, с сиротами, с бедными, волонтеры проводят богослужения и домашние группы. Как отмечают волонтеры, кроме физической, материальной помощи, людям несут еще и духовную поддержку и помощь.

«Перед нами всегда стояли задачи более широкие, чем просто развезти хлеб и продукты. Когда мы привозили еду, раздавали ее или через церковь, или через волонтеров, которые каким-то образом имели отношение к церкви. То есть духовный план не снимался никогда. Сегодня же возникла потребность в более широком духовном служении», — объясняет мне Геннадий Лысенко.

Во время оккупации Славянская, приобщившись к вывозу людей из города, Геннадий волонтерит уже больше года. Сейчас еще и курирует авдеевскую команду.

Каждая из пяти миссионерских групп имеет своих кураторов. Кураторы не живут в прифронтовых городах, большинство из них в Славянске. Их задача — поддерживать свою команду, обеспечивать всем необходимым, привозить продуктовые наборы, хлеб, другие необходимые вещи, духовно наставлять.

По словам организаторов школы, они хотят немного подтолкнуть людей к духовному. Чтобы люди знали, что есть Бог, Который любит человека, к Которому они могут прийти, обратиться, положиться на Него. И знать, что они не одиноки. Людям надо научиться молиться и доверять Богу.

Важно то, что при раздаче продуктов, хлеба, миссионеры не считаются с тем, ходит человек к ним на богослужение, молится, — помогают всем, кто нуждается. Духовную помощь не навязывают, а предлагают.

Икона «Спас Эммануил» после реставрации

В зале № 20 Государственного Исторического музея, оборудованном специально замутненными стеклами, не пропускающими яркого света, «прописалась» после почти 10-летней реставрации уникальная икона «Спас Эммануил» – значительных размеров (2,24 м х 1,2 м), выполненная в редчайшей технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию, и… таящая многие не разгаданные еще загадки.

В 1925 году через Воскресенские ворота, пока еще не снесенные большевиками, продвигался кортеж машин с необычным грузом: везли из Высоко-Петровского монастыря в Государственный Исторический музей четыре огромные композиции, выполненные в редкой технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию. Это были образ «Спас Эммануил», портрет патриарха Никона (он сейчас располагается в соседнем зале музея) и еще два панно – «Богоявление» и «Проповедь Иоанна Предтечи». Все они были определены в так называемый Отдел религиозного быта (ныне Отдел древнерусской живописи) и на долгие десятилетия погребены в запасниках.

Увы, произведения, выполненные в подобной технике, обычно чрезвычайно хрупки. И когда в начале нашего столетия современные мастера приступили к реставрации иконы «Спас Эммануил», та была в очень тяжелом состоянии. Одновременно группа специалистов занялась исследовательской работой. Дело в том, что неясно происхождение этого выдающегося памятника русской иконописи конца ХVII века. Для какого храма и в каком году был написан образ «Спас Эммануил»? Кто писал этот образ? Каковы первоначальные этапы истории ее бытования?

Заведующая Отделом древнерусской живописи Государственного Исторического музея Людмила Тарасенко с компьютерной реконструкцией иконы

Вот что рассказывает Людмила Тарасенко, заведующая Отделом древнерусской живописи музея, кандидат искусствоведения:

– С памятниками такого уровня всегда проводится очень серьезная, тщательная работа. В данном случае у нас до сих пор нет точных данных о том, когда, кем и для какого заказчика была сделана икона «Спас Эммануил». Это требует комплексных работ, которые еще продолжаются. Чтобы выяснить, например, какими материалами пользовался мастер, производились макросъемка, рентгенографирование, колористическая реконструкция, необходимая из-за значительных изменений цвета тканевой основы. Только после этого можно попытаться найти аналоги в иконописи того времени, чтобы определить авторский почерк иконописца.

Очевидно, что иконография данной иконы выходит за рамки русской традиции. С одной стороны, в православном искусстве с древности были распространены образы Христа в отроческом возрасте, которые и представляют иконографический тип, называемый «Спас Эммануил». Это имя связано с пророчеством Исаии и в переводе означает «С нами Бог». Однако в данном случае мы видим введение новых деталей, имеющих явное западное происхождение, что характерно для русского искусства того времени.

Сравнительно недавно было высказано предположение, что автор данной иконы – Богдан Салтанов, известный царский иконописец (конец ХVII века, состоял в штате живописной мастерской Оружейной палаты). Среди возможных авторов называется также поляк Василий Познанский, родом, возможно, из Познани. Как он оказался в России, неизвестно, но в 1670 году он числился учеником в мастерской русского живописца Ивана Безмина, а вскоре стал работать самостоятельно.

Надо сказать, что в минувшем веке информации об авторстве поступивших в музей работ было просто недостаточно. Сейчас у нас иная техника, больше документов, поэтому и выводы наши будут более корректными.

Мы изучали, как попали в Высоко-Петровский монастырь те произведения, которые оказались в нашем музее. В 1873 году архимандрит Григорий, писавший историю этого монастыря, отмечал, что портрет патриарха Никона поступил из дома князя Василия Голицына, могущественного главы Посольского приказа. Однако другие вещи, которые в то время находились в Высоко-Петровском монастыре, он почему-то не связывает с домом Голицына.

Тем не менее, изучение различных документов и описей монастыря позволяет сделать предположение, что все эти иконы находились в доме Голицына и были переданы Петром I в Высоко-Петровский монастырь, когда сам Голицын оказался в ссылке после воцарения Петра и, соответственно, завершения своей активной государственной деятельности. Известно, что со стороны самого царя и его родственников по матери было особое внимание к этой обители. Здесь, в Боголюбской церкви, были похоронены члены семьи Нарышкиных, в том числе убитые во время стрелецкого бунта 1682 года братья царицы Наталии Кирилловны.

Остаются вопросы, которые пока трудно решить, в том числе следующие: кто был заказчиком этих огромных икон – «Спаса Эммануила», «Богоявления» и «Проповеди Иоанна Предтечи»? Трудно представить, что такие иконы были написаны просто для частного дома. Наиболее убедительные предположения, наверное, со временем будут приняты, но подтверждающих документов пока не найдено.

О портрете патриарха Никона можно сказать следующее. В 1681 году умирает патриарх Никон, в 1682 году, скорее всего, пишется его портрет. Царь Федор Алексеевич возобновил работы в Новоиерусалимском монастыре; кроме того, он очень почтительно относился к патриарху Никону, настоял, чтобы отпели того по патриаршему чину; ходатайствовал перед восточными патриархами о том, чтобы поминать Никона именно как патриарха. Вполне реально, что он мог заказать портрет патриарха Никона в это время.

При этом в то же время – в 1681–1682 годах – ведутся работы в храме Воздвижения Креста Господня (Распятском храме Московского Кремля). Там делается и уникальный, широко известный иконостас, выполненный в той же технике, что и обретенные нами иконы. Вполне возможно, что параллельно делаются и те иконы, о которых мы сейчас говорим. В Распятской церкви был очень похожий образ аналогичной иконографии и такого же размера. То есть вполне возможно, что работы шли одновременно, но мы не знаем, для какого храма. Существуют и другие версии, но каждая из них не имеет пока доказательной базы.

Сегодня можно с уверенностью сказать одно: икона «Спас Эммануил» требует огромной исследовательской работы, которая будет продолжена нашим музеем.

Бригадой реставраторов, работавших над восстановлением иконы, руководила Ольга Лантратова, заместитель заведующего Отделом реставрации фондов Исторического музея, кандидат химических наук.

– Икона «Спас Эммануил» выполнена в технике многокомпонентной аппликации из тканей, тесьмы, золоченой бумаги и фрагментов иконописи на атласном шелке, смонтированных на деревянной основе; такую технику принято называть «тафтяной», – говорит она. – В отдел реставрации икона поступила, можно сказать, в аварийном состоянии: сквозные трещины деревянной основы, многочисленные потертости, вздутия, сечения, выпадения и утраты шелковых аппликаций, следы ржавых канцелярских кнопок на ткани, значительное поверхностное загрязнение. На многих текстильных аппликациях искажен авторский колорит. Кроме того, во время реставрации памятник попал в экстремальные условия в связи с протечкой.

Была проделана, действительно, титаническая работа. Приведу лишь такой пример: мы создали компьютерную реконструкцию иконы, и остатки красителей, находившихся на ней, позволили определить ее цвета того времени – красно-синие. По контуру иконы идет широкая тесьма, которая имитировала раму. Так вот, на реконструкции опять же все это воссоздается в ярких тонах. Но реставраторы не имеют право вносить исправления, и сейчас все оставлено здесь в золотых, а не красно-синих тонах, потому что цвета совершенно выгорели.

Доктор исторических наук Вадим Егоров, заместитель директора Исторического музея по научной работе, обратился к фотокорреспондентам, присутствовавшим на презентации иконы «Спас Эммануил», с просьбой меньше фотографировать со вспышкой: чем меньше света будет получать эта икона, тем больше она сохранится, – так сказали реставраторы.

– Мы являемся свидетелями уникального события в жизни Исторического музея – возвращения бесценного памятника русской культуры, – подчеркнул он. – Для этого были привлечены лучшие реставрационные силы страны. И в итоге мы имеем одно из высочайших достижений не только нашего музея, но и – не побоюсь сказать – мировой реставрации. Мы предпринимаем серьезные усилия, чтобы сохранить эту икону для грядущих поколений; поэтому будут созданы дополнительные, особые условия ее демонстрации.

К Спасу Эммануилу обращены склоненные архангелы Гавриил и Михаил. Христос-отрок в темно-охристом хитоне, разделанном тонким золотым асистом, который плохо сохранился. В волосах у архангелов — голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Нимбы некогда были розовых тонов, а фон золотым. Фрагменты нимбов сохранились по контурам голов. Первоначальный золотой фон проглядывает над плечами архангелов.

В строгом смысле композицию нельзя рассматривать как «Деисус», что делает ряд исследователей вслед за Н. П. Кондаковым, так как Христос в этом изводе представлен отроком Эммануилом, а не Пантократором во время Страшного Суда. По мнению В. И. Антоновой, «это изображение — древнейший тип Троицы, восходящий к VII—VIII вв. В то время самое изображение иногда заменялось монограммой ХМГ — начальные буквы имен Христа, Михаила и Гавриила» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. С. 63.). Образ Спаса Эммануила символически указывает на евхаристическую жертву Христа и имеет, в первую очередь, литургическое значение. Неслучайно «Спас Эммануил c архангелами» помещался в алтарном пространстве перед жертвенником.

Распространение данной иконографии в XII столетии вызвано богословскими дискуссиями на поместных Константинопольских соборах той эпохи о природе боговоплощения и принесения евхаристической жертвы

БИБЛИОГРАФИЯ: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. — М., 1963; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — М., 1995; Кирпичников А. Деисус на Востоке и Западе и его литературные параллели // Журнал министерства народного просвещения. 1893. Ноябрь; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — СПб., 1905; Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII-XIII веков. (К истории иконостаса) // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. — М., 1970; Лифшиц Л. И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Рус // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988; Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. — М.; Л. 1958; Масленицын С. Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. — М.: Изобр. ис-во, 1998; Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. — М., 1937; Описи московского Успенского собора от начала ХVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. Т. 3. — СПб., 1876; Попова О. С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины ХIII века. — М., 1988; Яковлева А. И. Техника живописи иконы «Эммануил с архангелами» второй половины XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи // Музей 8: Художественные собрания СССР. — М., 1987

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *