Энциклопедическое изложение масонской

Поль Арнольд«История розенкрейцеров и истоки франкмасонства»

Главная «» Книги «» История розенкрейцеров и истоки франкмасонства

полистать

Страниц: 336
Обложка: твердая, 7Бц
Формат: 84х108/32
ISBN: 978-5-94698-088-3
Перевод: перевод с французского
Стандарт: 14

Эта книга исследователя оккультных традиций Поля Арнольда (1909—1992) интересна новым взглядом на историю возникновения розенкрейцерского движения и истоки франкмасонства, а также роль И. В. Андреэ. Автор проштудировал и проанализировал огромный пласт розенкрейцерской литературы, исторических свидетельств, переписки и других малоизвестных и труднодоступных источников. Выводы, к которым приходит независимый историк, отличаются от популярных теорий и от официальной версии организаций масонского толка, склонных мифологизировать свою историю.

ВСТУПЛЕНИЕ

Дело о парижских листовках (1623 год) — Откровения «Ужасающего соглашения» — Расследование Габриэля Ноде — Мнение отцов Голтье и Гарасса, мнение Ришелье — Мнение Жака Дюпюи — Изменение позиции и фальсификации школы Папюса

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ИСТОКИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА

Глава I. ПЕРВЫЕ МАНИФЕСТЫ РОЗЫ И КРЕСТА

Предисловие к Fama — Анализ и смысл «Всеобщей Реформации» — Мнение Юлиана Кампийского о двух сочинениях — Анализ Fama: вступление, продвижение наук, возврат к язычеству, жизнь Христиана Розенкрейца, обнаружение склепа, призыв к христианам — Ответ Адама Хазельмайера — Анализ «Исповедания» — Общедоступность манифестов — Вопрос об источниках и авторах манифестов

Глава II . ТЮБИНГЕНСКИЙ КРУЖОК

Якоб Андреэ — Юность Иоганна-Валентина Андреэ — Его первые путешествия — Ополчение — Путешествие в Швейцарию и Италию — Возвращение в Тюбинген и христианские союзы — Внешность — Христиан Безольд — Вейгель, Беме и «энтузиасты» — Иоганн Арндт — Вильгельм Вензе — Жизнь Кампанеллы — Тобиас Адами, переводчик трудов Кампанеллы — Идеи Кампанеллы — Кампанелла, Боккалини и испанцы — Их участие в розенкрейцеровском движении

Глава III. МИФ О ХРИСТИАНЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕ И ПОДДЕЛЬНЫЕ ПРЕДАНИЯ

Откровения брата Синтетикуса — Мнение Майера и анонимного автора трактата 1624 года — Предшественники, мнение Агноста, Майера, Элифаса Леви — История Ордена под пером Кизеветтера и Папюса — Другие поддельные предания — Вероятная дата написания Fama

Глава IV. АВТОРЫ МАНИФЕСТОВ И ОСНОВАТЕЛИ РОЗЫ И КРЕСТА

Бездоказательные гипотезы относительно авторов манифестов — Выводы, сделанные Кинастом на основании филологических исследований манифестов — Критические выводы: продукт совместного творчества — Публикации того времени, указывающие на Андреэ как главу движения — Завуалированные признания Андреэ — Причины его скрытности — Группа из тридцати лютеран — Список Андреэ (письмо от 27 июня 1642 года) — Иоганн Герхардт и Беллармино — Поликарп Лизер-старший — Поликарп Лизер-младший и Вегелин — Хайнлин, Шикард — Бернеггер и учение Таулера — Ревностные защитники Розы и Креста: Швайгхардт, Юлиан Кампийский и Агностус — Выводы

Глава V. ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Предвестники, Иоахим Флорский, его пророчества: три эпохи, четыре империи, возвращение Илии, биография Розенкрейца — От святого Франциска до бегардов — Экхарт и Рюйсбрук — Друзья Бога, Таулер, Рульман Мерсвин и светские братья Зеленого Острова — Гроот Флорентикус и Братья Общей Жизни — Фома Кемпийский, даты рождения и смерти Розенкрейца и формулировки манифестов — Парацельс и Илия Художник — «Энтузиасты», Студион, Фигулус и алюмбрадос — Источники манифестов

Глава VI. ДРУЗЬЯ И НЕДРУГИ РОЗЫ И КРЕСТА

Нападки на розенкрейцеров — Их возражения — Михаэль Майер и Роберт Фладд — Михаэль Потье

Глава VII. НЕБЕСНОЕ БРАТСТВО

Ludibrium и fictitia — Сведения Раленбека — Никто не называет себя розенкрейцером — Способ привлечения новых братьев — Условия допуска — Субботы — Истинный смысл розенкрейцеровской притчи и объяснение очевидных фактов: несуществующее братство

Глава VIII. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

Зарождение духа и монизм — Посредник алхимиков и Михаэля Майера — Смерть в Боге — Три ступени лествицы к совершенству — Обитель Духа Святого — Знак Розы и Креста и знак алхимиков — Вероятное происхождение названия Розы и Креста

Глава IX. ДУХОВНАЯ СВАДЬБА ХРИСТИАНА РОЗЕНКРЕЙЦА

Мнения о «Химической свадьбе» Андреэ — Анализ произведения — Аналогии с «Королевой фей» Спенсера и анализ поэмы — Общие источники

Глава X. ЗАКАТ ДВИЖЕНИЯ

Различные мнения — Смута 1617 года — Свидетельства Андреэ и Коменского — Христианские союзы — Последние всплески в Германии — Роза и Крест во Франции и Голландии: Торрентиус — В Англии

Глава XI. ХРИСТИАНСКИЕ СОЮЗЫ

Признания Андреэ в надгробном слове Вензе — Христианское общество 1617 года и приглашение в Христово Братство — Dextra porrecta — Проект истинного союза в Иисусе Христе — Переиздание «Приглашения» в 1628 году — Немецкая Антилия — Английская Антилия — Братство Святого Креста — Заключение, замечание Коменского

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

СОВРЕМЕННЫЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ

Глава I. ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА

Собрания алхимиков и сходки тайных обществ — Палата парламента Гермеса — Астральные ученики Парацельса — Призыв Барно

Глава II. РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО И ФРАНКМАСОНСТВО

Лондонские ложи. Дезагюлье, Рамсей и распространение франкмасонства — Тамплиеры, Жак Моле — Оперативные и спекулятивные ложи — Франкмасонство и розенкрейцерство — Книга Стоу — Ашмол — Книга Плота: 1686 год — Сходство обрядов — Миф о Хираме — Инициатические беседы

Глава III. СОВРЕМЕННОЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО

Томас Воган по прозванию Евгений Филалет — Старки, он же Ириней Филалет — Реабилитация движения в Германии в 1660 году — В Голландии, во Франции — Столетие Fama: Самуил Рихтер, или Ренатус Сансерус и орден розенкрейцеров — Фридрих Розе и опала Розенкрейца — Фиктульд и реформа обрядов — Борьба розенкрейцерства с франкмасонством — Мартинес де Паскуалли и Виллермоз — Элифас Леви, Папюс, Станислас де Гуайта и каббалистический орден Розы и Креста — Жозефен Пеладан и Орден Розового Креста, Храма и Грааля — Конституция ордена — Провал движения и перспективы на возрождение

ДОПОЛНЕНИЕ

ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ АДЕПТЫ РОЗЫ И КРЕСТА
В XVII ВЕКЕ

  1. Декарт — Его связи с Фаульхабером и розенкрейцеровским движением в Германии — Обвинения против Декарта во Франции — Его мнение о розенкрейцерстве — Новые мемуары Даниэля Юэ — Высказанные предположения — «Сны» Декарта — Параллели с розенкрейцеровскими мифами и, прежде всего, с «Химической свадьбой» Андреэ — Декарт и Бекман
  2. Фрэнсис Бэкон — Фладд и Бэкон — «Новая Атлантида»
  3. Коменский
  4. Спиноза
  5. Лейбниц

Темы: тайные общества

Другие работы автора:

«Эзотеризм Шекспира» (скоро)

Герметизм.

Гермети́зм, герметика, или гермети́ческая филосо́фия — магико-оккультное учение, течение эпохи эллинизма и поздней античности, изучавшее тексты с сокровенными знаниями, приписываемые мифической личности — олицетворению древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота, звавшегося у греков богом Гермесом, — мудрецу Гермесу Трисмегисту, от имени которого и произошло название течения.

Благодаря переводам текстов в XII и XV веках, в Средние века и период Возрождения герметизм становился доктриной европейских алхимиков. Учение носило эзотерический (скрытый, открытый только избранным) характер и сочетало элементы популярной древнегреческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и древнеегипетской алхимии.

Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

Отсюда герметический — сокровенный, и в обыденном смысле герметичный — закрытый плотно, наглухо.

В Средние века герметизм получил своё развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католической Европе в виде алхимии. Труды ранних Отцов церкви обнаруживают определённые переклички с герметическими трактатами, но намечается и тенденция к размежеванию герметизма и христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 году, когда на Никейском соборе было принято церковное решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 году астрологии дьявольским занятием. Таким образом, герметизм оказался под формальным запретом со стороны католической Церкви.

«Герметический корпус».

Средневековое изображение Гермеса Трисмегиста

После столетий забвения, герметизм возродился на Западе в 1460 г., когда монах по имени Леонардо, бывший одним из многочисленных агентов, посланных Козимо Медичи на поиски затерянных в европейских монастырях древних рукописей, принёс в Пистойю копии герметических трактатов на греческом языке, вывезенные из Константинополя. Впоследствии эти трактаты, переведённые на латинский язык в 1461 г. Марсилио Фичино, способствовавшие вспышке интереса к герметизму в эпоху Возрождения, и сложили «Герметический корпус».

В 1614 г. швейцарский филолог Исаак де Казобон, проанализировав герметические тексты с точки зрения содержания, текстологической связи с другими текстами и языка, пришёл к выводу, что герметические труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту, не были работами древнеегипетского жреца, а фактически были написаны уже во времена христианской эпохи.

В 1945 г. писания герметического толка, написанные на коптском языке, были найдены возле Наг-Хаммади (см. Библиотека Наг-Хаммади). Они были оформлены в виде посвятительной речи между Гермесом и Асклепием из «Герметического корпуса» и текста, описывающего мистическую школу герметизма, «Трактат Восьмой и Девятый».

Герметизм как религия.

Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.

В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется Богом, Единым, или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.

Религиозные и философские тексты.

Герметический корпус — основополагающая и самая широко известная работа. Она состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса. Первая книга затрагивает дискуссию между Пэмандром (так же известным как Нус, ум) и Гермесом, которая, по общему мнению, явилась результатом медитации Гермеса и его первого контакта с Богом. Отличительной чертой этого трактата является то, что в нём Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем своих собеседников.

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста — короткая работа, которая является первоисточником известной оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Изумрудная скрижаль так же намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил своё имя Трисмегист. История сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена Александром Великим в Хевроне, по общему мнению, в гробнице Гермеса.

Кибалион — книга, посвящённая герметической философии. Она была издана в 1912 г. тремя анонимными авторами, назвавшимися «тремя посвящёнными».

В этой книге приведены и прокомментированы семь принципов герметизма:

Принцип ментализма, согласно которому вселенная есть мысленный образ Единого;
Принцип соответствия или аналогии, согласно которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
Принцип вибрации, согласно которому всё проявленное и что ни существует (материя или энергия): всё является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
Принцип полярности провозглашает, что всё имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, «две стороны одной медали», которые всегда могут быть примирены одним парадоксом;
Принцип ритма, утверждающий что всё находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую;
Принцип Причины и Следствия, согласно которому всё имеет свою причину и своё следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»;
Принцип пола, согласно которому все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал.

Трёхчастная мудрость.

Одно из объяснений того, как Гермес получил имя «Трисмегист», т. е. «Трижды величайший», даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которой это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.

Существуют различные уровни понимания того, что имеется в виду под этими «тремя частями». Применительно к оккультному знанию это выливается в представление о трёх основных дисциплинах герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии, которые соответствуют трём частям макрокосма: миру физическому, миру астральному и миру духовному, или трём частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.

Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял, что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра. Герметической мыслью принимается, что движение планет оказывает влияние на Землю посредством символических (архетипических) законов, лежащих по ту сторону физической реальности. Астрологическая мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях планет на Землю и человека, уметь распознавать неблагоприятные и благоприятные моменты времени и места, и посредством этого знания управлять судьбой, избегая опасных ситуаций или используя астрологические влияния во благо.

Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и её существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), т. е. Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в отличие от профанной алхимии, истинная алхимия никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой души (т. е. его натуры, природы).

Теургия или Операция звёзд. Существуют два различных типа магии, противоположных друг другу: гоетия — чёрная магия, черпающая силу из союза со злыми демонами, и теургия — божественная магия, черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы и т. п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство Божественного Делания» и является практическим аспектом алхимического искусства. Кроме того, алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к собеседованию с высшим началом человека (гением), именуемым также ангелом-хранителем, или, иными словами, ведущей человека к достижению божественного (космического) сознания.

Пантеон:

Гермес Трисмегист

Тот

Гермес

Главные книги:

Герметический Корпус (Corpus Hermeticum)

1 Поймандр

2 Вселенская речь

3 Изумрудная Скрижаль

4 Священная Речь Гермеса Трисмегиста

5 Кубок, или единство

6 О том, что благо существует только в Боге одном, и нигде более

7 О том, что наибольшее зло для людей есть незнание бога

8 О том, что ни одно из существ не погибает

9 О мышлении и об ощущении

10 Ключ

11 Ум к Гермесу

12 О всеобщем уме

13 Тайная проповедь на горе о возрождении и правиле молчания

14 Здоровье Души

15 Определения

16 диалог между Татом и царем Аммоном (трактат XVII)

17 О волнениях тела, сковывающих душу

Кибалион

Космоконцепция розенкрейцеров

Источники мудрости мира:

Алхимия

Астрология

Теургия

Hermes Trismegistus The Divine Pymander 1650

Hermes Trismegistus Asclepius 1657

Джордж Роберт Стоу Мид (англ. George Robert Stowe Mead; 1863, Нанитон — 1933, Лондон) — британский писатель, переводчик, активный сотрудник лондонской штаб-квартиры Теософского общества, учёный секретарь Е. П. Блаватской, посвятивший многие годы исследованию гностицизма и истоков христианства.

Thrice Greatest Hermes Vol I, Vol II, Vol III

Герметические движения:

Орден Розы и Креста (Орден розенкрейцеров)

Мемфис-Мицраим

Орден Золотой Зари

Aurum Solis

Последователи учения:

Джон Ди

Уильям Йейтс

Парацельс

Алессандро Калиостро

Джордано Бруно

Мартинес де Паскуалис

Сэмуэль Лиддел Мазерс

Франц Бардон

Роберт Фладд

Фулканелли

Макс Гендель

Герметические тексты

Литература

Асклепий «Герметический апокалипсис»

Асклепий «Герметический свод»

Кибалион. Учение герметической философии Древнего Египта и Греции. Трое Посвященных

Книга Магов (Александрийская библиотека)

Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога. Пимандер.

Лиможон де Сен-Дидье «Герметический Триумф или Победоносный Философский Камень»

Мид Дж. Р. С. «Трижды Величайший Гермес»

Морозов В. Н. «Золотой трактат Гермеса (Гермес Трисмегист. Aureus Tractatus)»

Пернети Дом Антуан-Жозеф «Мифо-герметический словарь»

Пикатрикс

Поймандр

Ян Ван Рэйкенборг «Египетский Первоначальный Гнозис» Т. 1-4

Ян Ван Рэйкенборг «Изумрудная скрижаль и герметический свод Гермеса Трисмегиста» Т 1-2

Средневековый герметический трактат Книга двадцати четырёх философов

Тексты VI кодекса библиотеки Наг-Хаммади

Центилоквиум Гермеса Трисмегиста

Оккультные документы:

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАСОНСКОЙ, ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ, КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Предисловие переводчика

В ряду книг по мистицизму и оккультизму предлагаемый читателю труд занимает особое место. Само название говорит об энциклопедическом характере рассматриваемого в книге материала. Составление любой энциклопедии представляет гигантский труд, но в случае, когда систематизируется материал, столь разнообразный и противоречивый, как мистические учения, труд этот еще более усложняется. Усилия автора книги Мэнли Палмера Холла были оценены немедленно. Виднейший авторитет Марк Эдмунд Джоунз в своей книге «Оккультная философия» (Боулдер, 1977) дает следующую лестную оценку Холлу: «Мадам Блаватская остается одной из важнейших фигур в области оккультизма, ее сочинения продолжают быть главным источником для исследователя в этой области, и главным среди них является “Тайная доктрина”. Наравне с ней стоят два менее известных широкой публике, но равных ей по значимости и осведомленности в основных аспектах оккультной традиции автора. Первым из них является Уильям Уилберфорс Колвилл, чья работа “Универсальный спиритуализм” (Нью-Йорк, 1906) является до сих пор эзотерической книгой-справочником по сравнительному религиоведению… Другой, Мэнли Палмер Холл, еще относительно молодой человек, предпринял воистину огромные усилия в сохранении оккультной литературы и приспособлении ее принципов к изменяющимся временам. Им опубликована книга “Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии”. Это впечатляющая и монументальная компиляция!»

Сам автор формулирует свою задачу довольно четко: «…ввести читателя в круг гипотез, полностью находящихся за пределами материалистической теологии, философии и науки». В книге дается материал, который отбрасывается или игнорируется «софистами XX века» и который важен тем, кто не может ограничить свою пытливость стандартными ответами в духе материалистической традиции. Правда, автор тут же отмечает, что «многие утверждения, содержащиеся в этой книге, могут показаться дикими и фантастическими». Но таков жанр оккультной литературы, и среди огромного количества книг «Энциклопедическое изложение…» все-таки выделяется рядом «рационалистических» черт, что и привлекло наше внимание к этой книге и побудило предложить ее русскоязычному читателю.

Во-первых, это научный характер преподнесения материала. Ни в одном месте автор не впадает в догматизм и там. где это возможно, предлагает несколько версий и интерпретаций материала. Энтузиазм автора в преподнесении высоких тем вполне уживается со скептицизмом, а возвышенный тон часто уступает место трезвому описанию.

Во-вторых, несмотря на то что, по признанию самого автора, «масса неясного материала, содержащегося на этих страницах, не поддается четкой организации», Холл все-таки через все «Энциклопедическое изложение…» провел свою концепцию единого происхождения тайного знания, являющегося предметом мистицизма, восходящего к античным философским школам, или мистериям. Отстаивая свою точку зрения, автор принужден был прибегнуть ко многим натяжкам и преувеличениям, но, несмотря на это, сумел достичь относительно последовательного видения взаимоотношений важнейших областей человеческой культуры — религии, мифа и науки. Утверждение примата языческих традиций в последующих мистических учениях у Холла является нитью, проходящей через все «Изложение…».

В-третьих, достоинством книги является ее документальный характер. Подлинные тексты мистических сочинений, рассыпанные по всей книге, дают, безусловно, гораздо больше для понимания сути мистических доктрин, нежели их пересказ. В этом отношении, с моей точки зрения, весьма интересны документы розенкрейцеров, рецепты алхимиков, каббалистические правила и т. д. Дополнительный интерес представляют иллюстрации, которые несут большую смысловую нагрузку в процессе соприкосновения читателя с подлинным духом эпохи и учений того времени.

В-четвертых, основное внимание автор книги уделяет аллегорическому и символическому значению действующих лиц и историй, категорически отказываясь от буквальною толкования, которое часто ставит в тупик тех, кто склонен к мистицизму, но тем не менее не готов к принятию чудес и излишнему иррационализму. В этом отношении книга выгодно отличается от подавляющего числа оккультных книг, в которых мистицизм является синонимом иррационализма. Выдающиеся мистики никогда не ставили знака равенства между двумя этими понятиями, и само различение истины для профанов и истины для посвященных дает основание считать, что восприятие событий как абсурдных и сверхъестественных — это лишь одна плоскость понимания их, события имеют более глубокий смысл, аллегорический по характеру, анализ которого является вполне рациональным процессом.

В-пятых, в этой книге не найти практических советов по использованию оккультного знания, например, астрологических предсказаний, алхимических инструкций, правил церемониальной магии и т. п. Автор книги считает, что прагматический подход к оккультному знанию является профанацией его. Есть глубокая разница между философией мистицизма и оккультной практикой, и, не пытаясь характеризовать последнюю, отмечу только, что книга Холла, по большому счету, философская, хотя в ней присутствует более широкий круг вопросов, нежели принято в «философии профессоров», как часто называют философию нынешнего века. В современной терминологии это означает, что книга Холла посвящена сравнительной религии, теории и практике символизма, собственно оккультизму, секретным обществам и многому другому. Кроме того, это действительно энциклопедия, где можно найти самые разные сведения о странных путях человеческой культуры.

Короче, у этой книги много достоинств, которые, я надеюсь, русскоязычный читатель оценит. Свои цели автор книги достаточно ясно изложил в предисловии, и поэтому мне осталось упомянуть лишь о некоторых особенностях русского издания. Автор жалуется, что в английском языке часто отсутствуют термины, необходимые для передачи абстрактных философских понятий, и поэтому необходимо интуитивное схватывание значений, скрытых за употреблением неадекватных слов. Нет нужды говорить, что в этом отношении у переводчика были свои сложности.

Еще одна вольность при переводе состояла в передаче на русском языке того, что автор оставлял на латинском, будь это название книги, фраза или отдельные слова. Цитирование религиозных источников осуществлялось по каноническим русским изданиям. Переводчик стремился сохранить единообразие терминологии во всей книге, хотя в некоторых случаях это представлялось неестественным: ведь автор к такому единообразию не стремился. Транскрибирование греческих и еврейских слов и имен осуществлялось по английскому образцу, если не было очевидного или общепринятого русского эквивалента. В предлагаемом издании была полностью сохранена авторская система выделения отдельных слов и частей текста. Книга никоим образом не предполагает «легкого» чтения, и, вообще говоря, она для подготовленного читателя, знакомого с мифологией, историей, философией, религией и другими областями человеческой культуры. Вместе с тем сведений из энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1988) вполне достаточно для понимания почти всего текста.

В.В. Целищев

доктор философских наук

Из предисловия автора

Много книг написано в качестве комментариев к секретным системам философии античности, но нестареющие истины жизни, подобно многим величайшим земным мыслителям, одеты в поношенные одежды. Настоящая работа представляет собой попытку дать книгу, достойную тех пророков и мудрецов, чьи мысли изложены на этих страницах. Осуществить такое сочетание Красоты и Истины оказалось делом весьма трудным. Но я верю, что влияние, которое эти мысли окажут на читателя, окупит затраченный труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *