Энциклопедия брокгауза и эфрона

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ)

Коллекция из 86 томов Брокгауза и Ефрона

см. текст

Жанр:

универсальная энциклопедия

Язык оригинала:

русский

Издательство:

АО «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон»

Страниц:

86 томов, 121 240 статей, 7800 иллюстраций и 235 карт

Электронная версия в Викитеке

Титульные листы томов Ia и XXV.

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (ЭСБЕ) — универсальная энциклопедия на русском языке, изданная в Российской империи.

Выпущена акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 годах. Издание выходило в двух вариантах — 41 основной том и 2 дополнительных (меньшая часть тиража) и 82 основных и 4 дополнительных полутома. Полутома имеют двойную нумерацию — например, полутома 49 и 50 (номера на корешке) на титульных листах нумеруются XXV и XXVа.

Первые 8 полутомов были изданы под редакцией И. Е. Андреевского, остальные — под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. Энциклопедия содержит 121 240 статей, 7800 иллюстраций и 235 карт.

В 1899—1902 годах выпускался «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (МЭСБЕ) (в 3 томах); в 1907—1909 годах вышло его второе издание в 4 томах.

В 1911—1916 годах выпускался «Новый энциклопедический словарь» (НЭС) (вышло 29 томов из намеченных 48, последнее слово — «Отто»). В РНБ хранятся корректурные экземпляры 30-го («Падалка» — «Пермская епархия»; неполный, без начала) и 31-го томов («Пермская система» — «Познанское великое княжество»).

История создания

Первоначально энциклопедия содержала в основном переводы на русский язык статей энциклопедии Брокгауза с небольшой адаптацией для русского читателя. Первые 8 томов (до буквы «В») вышли под общей редакцией профессора И. Е. Андреевского. Эти тома вызвали массу претензий к качеству перевода, общее руководство изданием также оставляло желать лучшего.

Новый период в истории энциклопедии начался с приглашения в состав редакции многих выдающихся учёных и философов того времени: Д. И. Менделеева, Вл. С. Соловьёва, С. А. Венгерова, А. Н. Бекетова, А. И. Воейкова и многих других. С этого момента энциклопедия начинает пополняться оригинальными статьями, и основное внимание уделяется вопросам, относящимся к истории, культуре и географии России. Вытеснение переводных статей оригинальными, появление новых авторов сказалось на самом характере издания: из тривиальной энциклопедии оно превратилось в собрание новейших достижений и открытий во всех областях науки и техники.

Д. И. Менделеев был не только автором статей, но и отредактировал многие из них, заведуя химико-техническим и фабрично-заводским отделами энциклопедии. При этом все статьи, написанные им лично или в соавторстве, были помечены не именем, а греческой буквой дельта (Δ). Только статья «Периодическая законность химических элементов» завершалась словами:

Словом, широкая приложимость П. закона при отсутствии понимания его причины — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении.

— Д. Менделеев.

Периодическая система продолжала строиться и пополняться на глазах автора: иллюстрацией этому служит статья «дидимий». В ней, упоминая о том, что Ауэр фон Вельсбах уже разложил этот мнимый элемент на празеодим и неодим (в 1882 году), Менделеев приводит ещё старые раскладки, завершая их выводом:

По совокупности всех приведённых данных, если рассматривать Д. как химический индивидуальный элемент, то его надо бы поместить в пятой группе системы Д. И. Менделеева.

Ещё одна особенность энциклопедии — свободная манера изложения. Элементы беллетристики встречаются не только в биографических статьях, многие из которых читаются как захватывающие рассказы, но и в научных. Во многом такая раскованность в подаче материала — тоже следствие привлечения к написанию статей виднейших учёных того времени, ведь, как известно, наиболее доходчиво что-либо объяснить может только тот, кто сам свободно ориентируется в данной области. К тому же тогда не было принято редактировать статьи, «причёсывая» их под одну гребёнку, и авторский стиль оставался нетронутым. Следует заметить, однако, что в статьях на темы из истории, искусства, литературы и т. д. такая манера иной раз сочетается с нарушением принципа объективности: так что в освещение вопроса авторы привносят расхожие для того времени или свои собственные оценки.

Ныне материалы ЭСБЕ — общественное достояние; хотя в научно-техническом плане и в освещении многих гуманитарных вопросов энциклопедия уже сильно устарела, многие её статьи по-прежнему представляют исключительную информационную, культурную и историческую ценность. Несмотря на наличие значительных альтернативных проектов, вроде энциклопедии Гранат или «Большой энциклопедии под редакцией Южакова», ЭСБЕ признаётся лучшей дореволюционной российской энциклопедией.

При создании ЭСБЕ не обошлось без опечаток, повторов (статьи: «Амслер Самуэль» и «Амзлер Самуил»; «Анидрозис» и «Ангидроз или анидроз»; «Антонский-Прокопович Антон Антонович» и «Прокопович-Антонский, Антон Антонович» и др.), а также курьёзов, наиболее известный из которых именуют «Беспамятная собака».

Авторы и редакторы

Основная статья: Список редакторов и авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»

Ошибки и неточности в ЭСБЕ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

География

Статьи о политике, географии и народонаселении в ЭСБЕ сегодня следует считать сильно устаревшими. За сто лет политическое устройство мира изменилось кардинально. Многие страны и колонии исчезли, появились новые образования, в большинстве стран изменился конституционный строй, изменились границы государств и т. д. К примеру, Россия: во времена написания статьи в ЭСБЕ страна была монархией, затем либеральной республикой, федеративным государством советского типа и, наконец, президентской республикой.

Медицина

Важнейшей причиной смертности во времена ЭСБЕ был туберкулёз. На долю туберкулёза приходилось порядка 20 % всех смертей — больше, чем от любого другого заболевания. Никаких лекарств от туберкулёза не было. Единственным средством было лечение в санатории; но и оно излечивало, по сведениям ЭСБЕ, лишь 27 % больных на первой стадии заболевания, 7 % — на второй, 1 % — на третьей. Кроме того, большинству больных санатории были недоступны; в лучшем случае они могли вместить лишь 5 % всех больных.

Немалый вклад в смертность вносило также воспаление лёгких — до 7 %.

В статье «Замерзание и отморожение» даются вредные и опасные советы. В частности, рекомендуется растирать отмороженные части тела снегом. По современным представлениям, делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку снег охлаждает и без того замёрзшую кожу, вода увеличивает теплоотдачу, а кристаллики льда ещё и ранят кожу, создавая условия для инфекции. Затем отмороженные части тела рекомендуется обёртывать полотенцами с холодной водой и холодными компрессами. В действительности отмороженные части тела следует согревать тёплой водой.

В статье «Белая горячка» утверждается, что причина белой горячки — отравление алкоголем, причём, вероятно, главную роль играет отравление сивушным маслом. В действительности белая горячка является абстинентным синдромом, то есть возникает у алкоголика, который некоторое время не пил. При этом лечение предписывается правильное — применение снотворного.

В статье «Рак» предписывается радикальная операция и говорится, что никакими другими способами рак излечить невозможно. К настоящему времени разработано значительное количество других способов лечения.

В статье «Цинга» утверждается:

О сущности цинги до сих пор существуют разногласия. В новейшее время больше склоняются к инфекционной теории скорбута, придавая другим моментам, таким, как плохое питание, сырое жильё, лишь значение предрасполагающих причин.

В 1932 году доказано, что цинга вызвана исключительно недостатком витамина C и ничем иным.

В статье «Пеллагра» утверждается:

Полагают, что только испорченный маис вызывает П.; некоторые видят причину этой порчи маиса в развитии на нём особого паразитарного грибка (Sporisorium maidis), но это не всеми признаётся. Лечение П. должно состоять в прекращении употребления кукурузы и в общем улучшении питания.

Американский профессор Джозеф Гольдбергер в 1916 году опроверг мнение об её инфекционной природе.

Кокаин и морфий, согласно ЭСБЕ, являются средствами от ОРВИ (в терминах ЭСБЕ «острого насморка»).

Издания

Энциклопедический словарь

Дополнительные тома:

Новый энциклопедический словарь

Малый энциклопедический словарь (1907—1909)

Современные переиздания

Примечания

  • Кауфман И. М. Русские энциклопедии. Вып. 1. Общие энциклопедии. — М., 1960. — 103 с.

Ссылки

ЭСБЕ в Викитеке

ЭСБЕ на Викискладе

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — статья из Большой советской энциклопедии

Тексты словаря в Интернете

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на сайте «Руниверс».
  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Русские универсальные энциклопедии

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | Большая энциклопедия Южакова | Энциклопедический словарь Гранат
Большая советская энциклопедия | Малая советская энциклопедия
Большая российская энциклопедия | Краткая российская энциклопедия
Новая российская энциклопедия | Большая энциклопедия «Терра»
Энциклопедия «Кругосвет» | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | Русская Википедия
Большая иллюстрированная энциклопедия (Комсомольская правда | Аргументы и факты)

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Майер.

Генрих Майер

Генрих Майер (нем. Heinrich Maier; 05.02.1867, Хайденхайм-на-Бренце — 28.11.1933, Берлин) — немецкий философ.

Учился философии и богословию в Тюбингене.

С 1900 г. преподаватель университета в Цюрихе, с 1902 г. — в Тюбингене, с 1911 г. — в Геттингене, с 1918 г. — в Гейдельберге (здесь в должности его сменил Ясперс, Карл Теодор), с 1922 г. и до конца жизни — в Берлинском университете.

Почётный доктор права (Тюбинген, 1927).

Женился на дочери Христофа фон Зигварта. Его дочь de:Anneliese Maier также стала философом.

Труды

Напишите отзыв о статье «Майер, Генрих»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Майер, Генрих

Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.

Время безжалостно. В его течении исчезли многочисленные государства и племена. Исчезли гунны, половцы, асаны, булгары, и только евреи сохранились как народ… Книга поможет читателю узнать о нем немного больше.

Предисловие

Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до нашей эры.

Наиболее многочисленные еврейские популяции – ашкеназы, сефарды и мизрахи. Первые – это евреи Восточной и Центральной Европы, вторые – турецкие, итальянские и греческие евреи, третьи – евреи Сирии, Ирака и Ирана. Все евреи, независимо от популяций, генетически почти одинаковы – как братья или сёстры и выступают как единый народ.

История развития еврейского народа сложилась так, что им постоянно необходимо было приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить, постоянно учиться, перенимать опыт других, примерять на себя их взгляды, быт.

В условиях гонений и скитаний евреям удалось сохраниться как народу, им удалось сохранить свою уникальность.

Через особую культуру воспитания они бережно хранили преемственность. Это особый способ взаимоотношений, основанный на взаимной поддержке и общем поручительстве. Именно этот принцип провозглашал Авраам. Знать и понимать, что весь Исраэль – это одно целое, существующее лишь в постоянной заботе друг о друге, как о себе самом, – именно этому он учил свой народ.

Время безжалостно. Во времени исчезли многочисленные государства, племена и народы. Исчезли гунны, половцы, асаны, булгары, и только евреи сохранились как народ. Они соблюдали традиции своей веры в тяжёлые времена, например, в период гонений и инквизиции в Испании.

Евреи стараются жить, четко выполняя обычаи и традиции своего народа.

Еврей – символ вечности.

А

ААРОН – брат пророка Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном. После построения скинии Аарон был помазан в первосвященники с тем, чтобы первосвященническое достоинство в роду его передавалось по наследству от отца к сыну по старшей линии. Особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости. Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей – коэнов. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, на 40-м году по Исходе евреев из Египта.

А-БАЙТ А-ЙЕГУДИ АНШАЛЕМ – в современном иудаизме движение, которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего периода, в течение которого было запрещено многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».

АБРАБАНЕАЬ (Абарбанель) – сефардский знатный род, выдвинувший ряд исторических деятелей. В роде Абра-банель сохранилось предание о происхождении его от потомков царя Давида, переселившихся в Испанию после разрушения Иерусалима римлянами. Первые представители рода Абрабанель встречаются в XIV веке в Кастилии (Севилья); «Севильская резня» 1391 года заставляет их эмигрировать в Португалию, а в 1483 году политические причины гонят их потомков обратно в Кастилию, которую они покидают через несколько лет вследствие изгнания евреев из Испании (1492). В XVI веке род Абрабанель сосредоточен главным образом в Италии (Исаак Абрабанель, его дети и внуки). С XVII века представители его встречаются в Голландии, Англии и Турции как центрах сефардизма.

АВ (ов) – пятый месяц еврейского календаря, насчитывает 30 дней, приходится на июль – август общегражданского календаря.

ABBA (Abba, отец, отче) – иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ. В западной церкви латинская форма этого слова «Abbas» (отсюда франц. АЬЬй, англ. Abbot, итальянск. Abbate, нем. Abt) обозначает настоятеля монастыря, тогда как на востоке, а именно в коптских и сирийских церквах, оно сохранилось как название, даваемое епископам и пастырям церкви. В Абиссинии глава эфиопской церкви называется Abuna, т. е. отец наш.

АВРААМ из Беи – ученый еврей, живший в Алемтеджо (Португалия) во второй половине XV века. Постоянно путешествуя по разным отдаленным странам, он знал много языков, вследствие чего король Иоанн II поручил ему принять участие в экспедиции другого еврейского путешественника, Иосифа Сапатейро из Ламего.

АГАБ – иерусалимский иудей, один из пророков, пришедших в Антиохию после рассеяния первых последователей Иисуса. Он является представителем группы мистиков, способствовавших новой вере.

АГАСФЕР – вечный странник. Когда Христа вели, чтобы предать его мучительной казни, орудие казни, тяжелый деревянный крест, он нес на себе. Путь его к месту распятия был тяжел и долог. Изнемогающий Христос хотел было прислониться к стене одного из домов чтобы передохнуть, но хозяин этого дома по имени Агасфер не разрешил ему. «Иди! Иди! – прикрикнул он под одобрительные взгляды фарисеев. – Нечего отдыхать!» – «Хорошо, – разжал спекшиеся губы Христос, – но и ты тоже всю жизнь будешь идти. Ты будешь скитаться в мире вечно, и никогда не будет тебе ни покоя ни смерти». Таким образом Агасфер стал обречен на вечное людское презрение и безостановочные скитания из века в век по земле до Второго пришествия Христа.

АГГАДА (повествование) – большая область талмудической литературы (Устного Закона), содержащая афоризмы и притчи религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, предназначенные облегчить обязательное применение «кодекса законов» – Галахи. Аггадист – изучающий Аггаду; в отличие от галахиста, изучающего другую часть Талмуда – законодательную Галаху.

АГУНА – соломенная вдова, покинутая. Так называется женщина, не живущая с мужем, но не получившая гета – формального разводного письма. Такая ситуация может возникнуть, например, если муж пропал без вести; если он отказывается дать гет; если он стал юридически недееспособным – лишился рассудка, впал в кому и т. и. Женщина в статусе агуна не может выйти замуж, пока ее ситуация не прояснится – либо муж даст ей гет, либо появится достоверная, с точки зрения еврейского законодательства, информация о его смерти. Таким образом, агуна оказывается в ущемленном положении по сравнению с мужчиной. Ведь тот, теоретически, в подобной ситуации мог бы взять себе вторую жену – Тора не запрещает мужчинам полигамию.

АДАМ И ЕВА – первые люди. На закате шестого дня творения Бог из земного праха сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни. Человек был создан по образу и подобию Божьему и получил такую душу, благодаря которой по уму и пониманию превосходил всех животных – земных, водных и летающих. Имя ему было Адам.

Бог насадил райский сад в Едеме на востоке, взял Адама и поселил его в раю, чтобы он возделывал и хранил его. И были там всякие деревья приятные на вид и хорошие для пищи.

Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному – сотворим ему помощника, такого же как он!» Бог навёл на Адама крепкий сон; а когда он уснул, взял одно из его рёбер и создал из него женщину. Так стали они жить вдвоём – Адам и его жена, наречённая Евой, что значит «Жизнь», ибо ей предстояло стать матерью всех живущих. Оба были наги, но не стыдились этого, потому что не знали, что такое зло. Сотворенный Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева – чуть ниже Адама, благородна и прекрасна.

Дерево познания Добра и Зла было посажено Богом посреди Эдемского сада. Оно символизирует познание прежде всего этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом. Однажды змей сказал женщине: «Почему вы не едите плодов с дерева познания добра и зла?» – «Оттого, – отвечала она, – что нам запретил это Господь, мы умрём, едва попробуем их». Но змей возразил: «Нет, не умрёте». И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее вливается какая-то живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Испытывая какое-то странное, неестественное возбуждение, Ева набрала плодов с запретного дерева и отправилась искать в саду мужа. Она дала также мужу своему, и он ел. Взглянув друг на друга, мужчина и женщина увидели вдруг, что наги, и устыдились. Они сшили смоковные листья и сделали себе пояса.

Господь сказал человеку: «За то, что ты послушался жены и съел запретный плод, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни твоей жизни; в поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься!» И выслал Господь Адама из Едема, повелев ему возделывать землю, из которой он взят. А у райского сада поставил херувима с пламенным мечом – охранять путь к дереву жизни.

Ева зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына – Авеля. Затем она родила дочь свою Аван. В 130 лет у Адама и Евы родился третий сын – Сиф.

Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности, либо его детям – изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

АЗАЗЕЛЬ – в Библии имя сверхъестественного существа, упоминаемое в связи с ритуалом Иом-Киппура. Единственный намек на Азазела следующий: в десятый день Тишри первосвященник, совершив предписанные жертвоприношения за себя и за свою семью, приносил жертвы за грехи народа. Это были: баран для всесожжения и два молодых козла в жертву за грехи. Принеся козлов пред Господом ко входу скинии, он бросал о них жребии – один «Господу», а другой «Азазелу». Козел, выпавший Богу, приносился в народную жертву за грехи, а с козлом Азазель поступал так: первосвященник возлагал руки на его голову и исповедовал грехи народа, после чего козел передавался нарочному послу, нагруженный предполагаемыми грехами народа, уводился в одинокое место и там отпускался в пустыню (отсюда название – «козел отпущения»).

Азазель, по-видимому, был вначале у евреев предметом ужаса; в качестве демона пустыни он как бы гармонировал с гористою местностью Иерусалима и, несомненно, имел древнее, доизраильское происхождение.

АЛИЯ (восхождение, возвышение) – переселение евреев на родину. В древности этим термином обозначалось переселение в Израиль из Египта и Вавилона, поскольку географически Израиль находится выше (севернее) этих стран. С тех пор алия стала постоянной, а во времена рассеяния по миру в Святую землю стала восприниматься в еврейской традиции как духовное восхождение и моральное возвышение. В сионистском движении алия означает личное участие сиониста в деле возрождения еврейского народа на родине, при этом подразумевается, что он может пожертвовать личными интересами ради идеалов.

Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом олё. Подавляющее большинство израильских евреев сегодня – либо олим, либо потомки совершивших алию.

АЛЬГАМБРСКИЙ ЭДИКТ – изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической.

После брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в 1469 году в Испании началась активная христианизация. Завершалась Реконкиста, то есть отвоевание испанских земель у мавров. Заодно решили насильно крестить иудеев и мусульман, чтобы превратить Испанию в католическое королевство.

Причем даже крещеных евреев могли подозревать в тайном исповедовании иудаизма, и таких отдавали святой инквизиции. Имущество осужденных шло на финансирование войны с Гранадой. Доносчики получали свою часть имущества.

При этом, как следует из архивов инквизиции, из 49 092 дела только 1,9 % закончились смертным приговором, остальные 98,1 % были либо оправданы, либо получали нефатальное наказание (штраф, покаяние, паломничество).

Однако еврейская община оставалась достаточно сильной и богатой. А евреям Гранады по договору о капитуляции этого города была предоставлена полная религиозная и гражданская свобода.

И только по окончании Реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 года об изгнании всех евреев из обоих королевств – Кастилии и Арагона. Как сказано, из-за «великого ущерба для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры и отдалить их от нее и привлечь и совратить их в свою нечестивую веру»

Евреям был дан срок до конца июля, причем им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать все свое имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Евреям приходилось быстро и с большим ущербом продавать свое имущество, к тому же им запрещалось вывозить из Испании «золото, серебро, иную чеканную монету и другие вещи, запрещенные к вывозу законами нашего королевства, кроме товаров, не запрещенных или не приобретенных путем обмена».

Многие евреи старались обойти закон, делая денежные переводы за границу, в знакомые еврейские общины, знакомым купцам. 14 мая по просьбе самих изгнанников была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев. До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлен до 2 августа.

Покрестившихся евреев стали называть марранами. Часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм, что считалось клятвопреступлением, и когда это раскрывалось, таких людей предавали суду инквизиции.

Число изгнанников оценивается разными историками от 50 до 150 тысяч и более. Евреи бежали либо в Португалию (откуда их изгнали 4 года спустя), а оттуда – на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки.

АНДРЕЙ (апостол, брат Петра) – родился в деревушке Вифсаиде, рыбак по профессии. Был также учеником Иоанна Крестителя. Был замучен на кресте в Ахее.

АНУСИМ (принужденные) – евреи, которые были вынуждены принять другую религию, однако в той или иной мере соблюдавшие предписания иудаизма.

АРУСА – обрученная.

АССИРИЙСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ – массовая насильственная депортация евреев из Северного Израильского царства и из Иудейского царства ассирийцами во внутренние области Ассирийской державы.

В VIII веке до нашей эры Ассирия стала самым мощным государством на Ближнем Востоке и подчинила себе большую часть земель. Подчинение Израильского царства началось при иудейском царе Менахеме (763–753 годах до нашей эры). Асирийский царь Тиглатпаласар III решил завоевать земли Израиля, но Менахем откупился от него тысячей талантов серебра, разложив эти деньги на всех богатых людей страны по 50 сиклей серебра на каждого.

Однако несколько лет спустя против ассирийцев восстал царь Арам-Даммесек Рецин, и его союзником был израильский царь Пеках (библ. Факия) (735–733 годы до нашей эры). Тиглатпаласар III подавил восстание и начал завоевание и еврейских земель. А мятежных израильтян переселил во внутренние области Ассирии. Одна из частично сохранившихся надписей Тиглатпаласара III упоминает 13 520 изгнанников, которых он увел из восьми городов Галилеи. В Библии упоминается, что их расселили на реке Гозан и в других областях, но до сих пор не установлено, что это конкретно за местности. Есть самые разные предположения на этот счет, от Месопотамии и Армении до Бухары и Афганистана.

В 722 году до нашей эры во время очередного восстания против Ассирии сын Тиглатпаласара, Салманасар V после двухлетней осады взял столицу Израильского царства Самарию. Он также переселил мятежников с их земель, часть у реки Гозан, а часть в горах Мидийских, то есть на западе нынешнего Ирана.

Спустя два года Саргон II, преемник Салманасара, угнал в Ассирию почти все население Самарии, а на его место поселил другие покоренные народы, среди которых Библия называет изгнанников из Вавилона, Хамата, Куты, Аввы и Сепарваима. Эти нееврейские переселенцы постепенно смешались с евреями и переняли иудаизм. Их потомки образовали новый народ, называемый самаритянами.

В 701 году до нашей эры, после подавления восстания иудейского царя Хизкияху, ассирийский царь Санхерив угнал в Ассирию 200 тысяч человек, «взрослых и детей, мужчин и женщин». Однако ассирийцы так и не смогли взять Иерусалим и сместить царя.

В основном израильтяне были расселены в двух районах, обезлюдевших за время длительных войн и восстаний: к востоку и северо-востоку от Ассирии (область Халах) и вдоль реки Хавор, то есть к западу от Ассирии. А часть евреев, имевших нужные профессии, поселили в столице. С течением времени некоторые изгнанники смогли сделать карьеру, так что среди высокопоставленных чиновников встречаются люди с типичными еврейскими именами, а на барельефах царского дворца изображена стража в характерных одеждах.

Предполагается, что большая часть уведенных в Ассирию евреев ассимилировалась. Некоторые же сохранили язык и культуру, поддерживала связи с Эрец-Исраэль, а позднее слилась с вавилонскими изгнанниками, вместе с которыми и вернулись на родину.

АТАФАТ ДАМ-БРИТ – символическое выпускание нескольких капель крови небольшим проколом в том месте, где обычно делают обрезание. Если кандидат был обрезан ранее, ему надлежит пройти процедуру атафат дам-брит вместо брит-милы, чтобы совершить гиюр. Проводится в присутствии судей бейт-дина .

АШКЕНАЗЫ – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I веке Иудею. Еврейские общины широко распространяются по городам Империи.

Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш, принадлежащий германской ветви индоевропейской языковой семьи.

По состоянию на конец XX века, ашкеназы составляют большую часть (около 80 %) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около половины еврейского населения.

Б

БААЛ ТОКЕА (лицо трубящее) – название служителя, исполняющего обряд трубления в шофар .

БААЛ – еврейское обозначение владельца или собственника предмета. В связи с различными другими терминами баал выражает всевозможные отношения человека к предмету.

БААЛИМ (беалим) – множественное число от имени семитического бога Баал. Имя встречается в Библии, главным образом, в поэтических книгах. Но так как нет данных, чтобы в Израиле когда-либо существовал один центр для культа Баала, и известно, что местные ханаа-нейские божества, которым израильтяне открыто поклонялись, носили название Баал, то, очевидно, выражение баалим относится к тем божествам, культ которых был распространен в разных местах.

БААНА – сын Ахилуда, один из двенадцати комиссаров Соломона, на обязанности которых лежало поставлять к царскому столу провизию из разных областей Палестины.

БАБА (дверь, ворота) – в переносном смысле означает часть или отдел какой-нибудь книги или трактата. Баба иногда употребляется в смысле отдельной части параграфа, если он может быть разделен на два или более законченных периодов.

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894–1940) – советский писатель. Исаак Бабель родился в Одессе. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл был одним из 300 убитых евреев. Отец писателя умер в 1924 году, после этого мать Бабеля и его сестра Мария с мужем эмигрировали и жили в Бельгии.

В 1916 году петроградской полицией Бабелю было выдано разрешение проживать в городе только на время учёбы. Ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института. Редакторы петербургских литературных журналов советовали Бабелю бросить писательство и заняться торговлей. Однако в итоге его произведения попали к Горькому в журнал «Летопись». Там и были опубликованы некоторые рассказы. За них Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию.

Февральская революция спасла его от суда, который уже был назначен на март 1917 года.

Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, дезертировал и пробрался в Петроград. В декабре 1917 года он пошёл работать в ЧК, а затем в Наркомпрос и в продовольственные экспедиции.

Весной 1920 года Бабель был направлен в Первую Конную армию под командованием Будённого в качестве военного корреспондента, был там бойцом и политработником. Писатель вёл записи («Конармейский дневник», 1920 год), послужившие основой для будущего сборника рассказов «Конармия». Печатался в газете политотдела Первой Конармии «Красный кавалерист». Писатель получил широкое признание как блестящий мастер слова. Уже в первых своих рассказах он стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. Его первая книга «Рассказы» вышла в 1925 году в издательстве «Огонёк». В 1926 году увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного.

С ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Занимался переводами с языка идиш – переводческая деятельность в то время становилась спасением для многих литераторов. Обстановка в стране менялась, революция теряла романтический окрас даже для тех, кто до сих пор свято верил в нее. Пытаясь обезопасить себя, Бабель написал статью «Ложь, предательство и смердяковщина» (1937 год), прославляющую показательные процессы над «врагами народа». В 1939 году 15 мая Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). 27 января 1940 года Бабель был расстрелян. В 1954 году писатель был посмертно реабилитирован.

БАБИЙ ЯР – урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых казней гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.

БАДЕКЕНИШ – закрывание лица невесты. Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд бадекениш – покрыть лицо невесты фатой. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.

БАДХАН (бадхен) – шут, скоморох. Свадебный шут. Профессиональные бадханы веселили гостей на свадьбах, организовывали и участвовали также в других радостных событиях, например, празднование Хануки, семейных торжествах.

БАКБУК – глава семьи, из которой вербовались храмовые служители.

БАЛЕГОЛЕ (балегуле) – владелец повозки. Местный извозчик, биндюжник. Теперь употребляется в значении грубый, неотесанный мужик.

БАЛАК – (в Библии) сын Циппоры (жены Моисея), был царем моабитян во время завоевания евреями Заиорданской области.

БАЛЛАРАТ – город в Виктории (Австралия). Еврейская община возникла здесь в 1851 году, три года спустя после того как были найдены золотые прииски; ее первым председателем был Г. Гаррис; в 1852 году была основана синагога Mount Zion, а в 1861 году построена более обширная синагога, с помещениями для администрации и еврейского училища, на месте, уступленном с этой целью правительством.

БАМНИ Иссахар-Бер (1824–1888) – еврейский ученый и филантроп из Минска. Бамии обладал большими знаниями в талмудической и раввинской письменности.

БАР-КОХБЫ ВОССТАНИЕ – антиримское восстание в Иудее в 132–135 годах нашей эры Известно также под названием Иудейской войны II.

О вожде восстания известно очень мало. Вероятно, его звали Шимон бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски «сын звезды») он получил от народа уже во время восстания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль («князь Израиля»).

О восстании данные также отрывочны. Поводом стал декрет римского императора Адриана о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера. Когда летом 132 года император уехал из Палестины в Грецию, началось восстание.

Евреи захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан отправил на подавление своего военачальника Юлия Севера, вызвав его из Британии. Римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тысяч человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян. Это восстание могло угрожать самому существованию Римской империи. Отряды легионеров прибывали из всех частей империи. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, но в итоге их выбили отовсюду, и последней их крепостью стала Бетар в Иудейских горах. После ее падения отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря. В крепости Бетар погиб и Бар-Кохба.

В еврейской традиции падение Бетара считается несчастьем, равным разрушению Первого и Второго Храма. Во время последующих репрессий большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевших продавали в рабство или выселяли из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость.

БАР-МИЦВА – совершеннолетний. По достижении 13-ти лет каждый мальчик называется бар-мицвой, что выражается во время обрядов. И если раннее за все поступки ребенка отвечали родители, то с этого возраста юноша сам несет ответственность за соблюдение религиозных и морально-этических требований общины, должен исполнять свои обещания и имеет право жениться. Также мальчики допускаются к чтению Торы. Первое чтение новоявленный мужчина осуществляет во время обряда, а перед этим отец возносит благодарственную молитву Творцу за то, что снимает с себя ответственность за отпрыска. В 83 года еврей имеет право заново пройти этот обряд. Среди большинства иудейских общин считается, что жизнь человека длится 70 лет. Если же получается прожить дольше – значит, человеку дарована возможность начать жизнь по новому кругу, соответственно к 83-м годам он достигает второго совершеннолетия.

БЕГИН Менахем (1913–1992) – премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира 1978 года.

Менахем (Вольфович) Бегин родился в Брест-Литовске. Он с 10-летнего возраста состоял в детской сионистской организации «Хашомер-Хацаир», целью которой была подготовка еврейской молодёжи к переселению в Землю Обетованную и к жизни в кибуце. В 1935 году Бегин окончил юридический факультет Варшавского университета со степенью магистра права.

Бегин вступает в молодёжную организацию ревизионистов Бейтар. Бейтар имела цели создать еврейскую легальную армию для защиты еврейского населения подмандатной Палестины. Бейтар воспитывал у своих членов стремление лично активно участвовать в еврейской самообороне. Став руководителем Бейтара, Бегин тотчас начинает формировать ячейки боевой организациии Иргун и одновременно пытается организовать как можно более массовый выезд польских евреев в Палестину. В 1939 году, после учиненных арабами еврейских погромов в подмандатной Палестине, Бегин организовал массовую манифестацию протеста у британского посольства в Варшаве, за что был арестован польской полицией и провел несколько недель в заключении.

Когда нацистская Германия вторглась в Польшу, Бегин бежал в Вильнюс. Там в сентябре 1940 года был арестован советскими властями, приговорен к восьми годам заключения за сионистскую деятельность и послан отбывать заключение в один из лагерей Печорлага. Из лагеря был выпущен и в составе сформированной в Советском Союзе польской армии Андерса прибыл в 1942 году в Палестину. Он полностью посвятил себя борьбе за создание еврейского государства. В декабре 1943 года Бегин стал руководителем подпольной организации Иргун и в этом качестве провозгласил восстание против английского мандата, начав нападения и террористические акции против английских войск, властей и учреждений.

После провозглашения Государства Израиль Бегин объявил о роспуске Иргун; по инициативе Бегина между Иргун и временным правительством еврейского государства было достигнуто соглашение, согласно которому отряды Иргун общей численностью в десять тысяч бойцов были включены в состав формирующейся израильской армии по всей территории страны.

В 1973 году в парламенте возник Блок «Ликуд» как альянс израильских правых и либеральных партий. Бегин возглавил этот блок и в результате его победы на выборах в 1977 году сформировал первое в истории Израиля правое (несоциалистическое) правительство. Правительство выступило инициатором широких мероприятий в экономической, социальной и политической сферах.

Библейская Энциклопедия Брокгауза – cамое большое на сегодняшний день издание Библейской энциклопедии на русском языке, созданное на основе достижений современной библеистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

  • более 6 000 статей по истории, археологии и географии; описание всех ее персонажей, мест, городов, животных и растений;
  • обзорные статьи ко всем книгам Священного Писания;
  • объяснение важнейших библейских богословских понятий;
  • около 200 цветных иллюстраций (в печатном издании);
  • более 400 карт, рисунков и схем (в печатном издании);

Перевод с немецкого. Оригинальное издание: Lexikon zur Bibel © 1994 Brokhaus Verlag Wuppertal

Предисловие издателя

Библейский словарь Фрица Ринекера призван помочь людям, читающим Библию, лучше понять библейский текст и содействовать его углубленному изучению. И предлагаемое новое издание также преследует эту цель.

Мы предприняли попытку выявить значение библейских понятий и слов, рассмотрев все возможные случаи их ситуативного и контекстуального употребления в Священном Писании. Данным изданием мы предлагаем читателям ознакомиться с результатами нашего исследования. Издание является исправленным и дополненным. Все изменения и дополнения продиктованы стремлением издателей исправить замеченные неточности, сохранив при этом первоначальную форму и структуру словаря Ринекера, и сделать максимально доступными для читателей теологические и исторические сведения.

К изданию и переизданию научно-богословской библейской литературы издатели предъявляют максимально высокие требования, которые рассматривают как основное условие своей книгоиздательской деятельности. Священное Писание обладает непревзойденным авторитетом, будучи Словом Божьим. Оно возникло как проявление суверенной воли Бога, Который претворил Свое Слово в слово человеческое и постоянно сохраняет и утверждает его как Свое Слово. Этот принцип отношения к Библии изложен в статье «Священное Писание”. Именно поэтому полемика и размежевание с религиозно-научными и литературно-критическими тезисами были сознательно ограничены в данном издании.

Наш словарь призван прежде всего вызвать радостное ощущение истинности Благой Вести. При этом тот, кто стремится объективно и честно подходить к изучению Писания, должен допускать в определенных случаях возможность нескольких параллельных толкований.

Мы глубоко благодарны Фрицу Ринекеру за его личный труд и за то, что он вовлек в него других. И сегодня еще явственно ощущается благодатный след этого труда. Мне хотелось бы, чтобы новое издание Словаря хранило эту благодатную традицию и передавало её дальше.

Приношу особую благодарность всем, кто принимал такое горячее участие в редактировании нового издания: Томасу Биндеру, Хансу-Вернеру Дюрау, Винфреду Глатцу, Клаусу Гюнтеру, Франку Коппелину. Читатель может лишь догадываться, каких усилий, труда и самоотдачи потребовала эта работа. Это их заслуга, что новое издание смогло увидеть свет.

Издательство взяло на себя смелость и труд по осуществлению этого нового издания. Читателям решать, увенчался ли этот труд успехом. Ведь дело отнюдь не в том, чтобы «составлять много книг”, от чего нас, собственно, и предостерегает Экклесиаст (Еккл 12:12), а в том, чтобы сказать вслед за Псалмопевцем: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль” (Пс 118:162).

Как пользоваться Словарем

Заглавные слова и орфография Словаря соответствуют тексту Синодального перевода. Имена собственные и географические названия также приводятся в соответствии с библейским текстом в Синодальном переводе. В некоторых случаях параллельно с библейским дается современное географическое название.

При отсылках стрелка всегда стоит непосредственно перед тем заглавным словом, к которому отсылается читатель: -> Отец -> Имена Бога. Римские или арабские цифры и буквы после заглавного слова (-> Сын, I,2а) указывают на соответствующий раздел словарной статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *