Епархиальный архиерей

Содержание

Устав

Устав Религиозной организации «Отрадненская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

I. Общие положения
1. Религиозная организация «Отрадненская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», именуемая в дальнейшем тексте Устава «Епархия», является централизованной религиозной организацией и объединяет в целях совместного исповедания и распространения православной веры местные религиозные организации и религиозные организации, учрежденные Епархией (в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты), именуемые в дальнейшем тексте настоящего Устава канонические подразделения Епархии.

2. Епархия входит в иерархическую структуру Религиозной организации Русская Православная Церковь, именуемая в дальнейшем тексте Устава «Русская Православная Церковь», и является ее каноническим подразделением.
Епархию возглавляет Епархиальный архиерей.

3. Епархия осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (именуемая далее в тексте настоящего Устава — «Канонический Устав Православной Церкви»), и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, а также в соответствии с гражданским Уставом Русской Православной Церкви, Уставом Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви, постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, решениями Епархиального собрания и Епархиального совета, а также настоящим Уставом.
Епархия соблюдает законодательство Российской Федерации.

4. Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на оном имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. На принадлежащее Епархии движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов Епархии.
Епархия может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Епархия открывает банковские, в том числе валютные, счета в банках и иных кредитных организациях.

5. При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Епархия в установленном законом порядке уведомляет об этом орган государственной регистрации. Епархия ежегодно информирует орган государственной регистрации о продолжении своей деятельности, а также о продолжении деятельности религиозных организаций, входящих в структуру Епархии.

6. Епархия не участвует в деятельности политических партий и политических движений, а также не оказывает им материальную и иную помощь и поддержку.

7. Епархия вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, относящихся к деятельности Епархии.

8. Епархия имеет бланк (штамп) и печать со своим полным наименованием или религиозной символикой. Образец печати утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

9. Полное наименование Епархии: Религиозная организация «Отрадненская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа Епархии (Епархиального совета во главе с Епархиальным архиереем) — Самарская область, город Отрадный.
При осуществлении уставной деятельности Епархия указывает свое полное наименование, предусмотренное настоящим Уставом.
Вероисповедание Епархии — православное.

II. Цели, задачи и формы деятельности
10. В целях совместного исповедания и распространения веры и для достижения задач совместной реализации гражданами права на свободу исповедания и распространения православной веры Епархия осуществляет:
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях сооружениях, а также на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей, в местах религиозного почитания (паломничества), в организациях, созданных Епархией и (или) иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, а также в жилых помещениях;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии вне территории культовых здания и сооружений, мест религиозного почитания (паломничества) и иных мест, предоставленных для этих целей — в установленном законом порядке;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домов, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы — по просьбе находящихся в них граждан и по согласованию с администрацией соответствующих учреждений;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в воинских частях и на кораблях в порядке, установленном законодательство, и с учетом требований воинских уставов;
— распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные;
— миссионерскую деятельность;
— благотворительную деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов;
— религиозное образование и воспитание, обучение религии;
— организацию паломничества, прием религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведение национальных или международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;
— производство, приобретение, распространение, религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
— экспорт, импорт, реализацию (передачу для собственных нужд) религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
— издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации;
— изготовление, распространение, реализацию предметов религиозного назначения (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней;
— деятельность по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения в установленном законом порядке, при осуществлении которой Епархия вправе выступать в качестве заказчика;
— осуществления телерадиовещания и оказание услуг связи для целей телерадиовещания;
Епархия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности Епархии, предусмотренным настоящим Уставом, и направленную на достижение этих целей.
Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Епархия получает соответствующую лицензию в установленном порядке.
Для осуществления предусмотренных настоящим пунктом Устава видов деятельности Епархия вправе создавать структурные подразделения (без прав юридического лица).

11. Епархия вправе создавать организации для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и полиграфической, художественной, предпринимательской, производственной деятельности, а также для осуществления деятельности в сфере социального обслуживания, сельского хозяйства и деятельности по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений.
Епархия вправе учреждать средства массовой информации.
Организации созданные Епархией, могут действовать как структурные подразделения Епархии (без прав юридического лица) либо в качестве самостоятельных юридических лиц.

12. Епархия вправе обращаться в государственные органы за финансовой, материальной и иной помощью в осуществлении реставрации, содержания и охраны зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в обеспечении преподавании общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных Епархией и иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, действующими на территории Епархии, в осуществлении благотворительной деятельности, в реализации общественно значимых социальных или культурно-просветительских программ и мероприятий.

13. Епархия вправе обучать основам православной веры несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений по заявлению родителей (законных представителей) в установленном законом порядке.

14. Епархия может обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления с предложением о создании православных вероисповедальных кладбищ.

III. Создание епархии
15. Епархия образована в 2012 г.

16. Епархия учреждена по решению Священного Синода Русской Православной Церкви.
Территориальная сфера деятельности Епархии — Самарская область.
Епархия может, по согласованию с Епархиальными архиереями соответствующих Епархий, иметь подворья на территории других субъектов Российской Федерации.

17. Устав Епархии с изменениями (дополнениями) принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

IV. Структура и органы управления
18. В состав Епархии входят иерархически подчиненные ей канонические подразделения, в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты, часовни.
Канонические подразделения Епархии могут создаваться в качестве юридических лиц (религиозных организаций) либо без прав юридического лица.

19. Высшим (руководящим) органом управления Епархии в период между заседаниями Поместного Собора Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В период заседаний Поместного Собора Русской Православной Церкви высшим органом управления Епархии является Поместный Собор Русской Православной Церкви.
Руководящим органом Епархии является Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Органами управления Епархии являются: руководитель Епархии — Епархиальный архиерей, Епархиальное собрание.
Постоянно действующими исполнительными органами Епархии являются Епархиальный совет, а также Епархиальное управление.

V. Епархиальный архиерей
20. Епархиальный архиерей (митрополит, архиепископ или епископ) избирается (отстраняется от должности) Священным Синодом Русской Православной Церкви. получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси. Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) Епархии, возглавляет Епархию и управляет ею.
Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени Епархии.
Епархиальный архиерей по должности и сану является председателем Епархиального собрания, Епархиального совета и Епархиального управления.

21. В полномочия Епархиального архиерея входит:
— наблюдение за исправным, соответствующим церковному уставу совершением каноническими подразделениями Епархии богослужений и иных религиозных обрядов;
— созыв и проведение Епархиального собрания и заседаний Епархиального сонета;
— право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей спорного вопроса на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви;
— осуществление общего руководства каноническими подразделениями Епархии, а также высшего начальственного наблюдения за их деятельностью;
— утверждение подлежащих государственной регистрации уставов канонических подразделений Епархии с изменениями (дополнениями);
— подтверждение принадлежности к Епархии входящих в ее структуру религиозных организаций, в том числе на стадии их создания;
— назначение (освобождение от должности), а также наблюдение и контроль за деятельностью настоятелей и причта приходов Епархии, представление на утверждение Священного Синода Русской Православной Церкви кандидатур ректоров духовных образовательных учреждений, а также кандидатур настоятелей (настоятельниц) монастырей, входящих в структуру Епархии; направление кандидатов для поступления в духовные образовательные учреждения;
— направление Патриарху Московскому и всея Руси ходатайств о награждении достойных клириков и мирян церковными наградами и награждение их в установленном порядке;
— осуществление полномочий в сфере управления каноническими подразделениями Епархии в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и гражданскими уставами соответствующих канонических подразделений;
— утверждение решений Епархиального совета и Епархиального управления;
— издание распорядительных документов по всем вопросам деятельности Епархии, включая кадровые вопросы, в рамках своей компетенции;
— привлечение в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви клириков и мирян к ответственности; передача соответствующих дел на рассмотрение церковного суда; принятие решения о создании епархиального суда и утверждение его решений;
— выдача в установленном порядке подтверждений о вхождении местных религиозных организаций, в том числе приходов, в структуру Епархии;
— благословение на строительство, ремонт, реставрацию и реконструкцию храмов, часовен и иных зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническим подразделениям Епархии; утверждение соответствующих инвестиционных проектов;
— направление в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций (граждан) ходатайств о передаче Епархии и ее каноническим подразделениям храмов и иного имущества религиозного назначения;
— осуществление полномочий представителя Русской Православной Церкви перед Соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к деятельности Епархии;
— распоряжение имуществом и финансовыми средствами Епархии в порядке. предусмотренном настоящим Уставом;
— совершение сделок от имени Епархии, в том числе заключение договоров, выдача доверенностей, открытие банковских счетов, право первой подписи финансовых документов (право второй подписи данных документов принадлежит главному бухгалтеру Епархии);
— прием и увольнение работников Епархии; утверждение штатного расписания Епархии;
— осуществление контроля за религиозной, административной, финансовой и хозяйственной деятельностью канонических подразделений Епархии;
— решение иных вопросов в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.
Предусмотренные настоящим пунктом Устава полномочия (полностью или частично) может осуществлять Викарий Епархиального архиерея на основании соответствующей доверенности, выданной Епархиальным архиереем.

22. В своей деятельности Епархиальный архиерей подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

VI. Епархиальное собрание
23. Епархиальное собрание, возглавляемое Епархиальным архиереем, состоит из клиpа, монашествующих и мирян, проживающих на территории Епархии и представляющих канонические подразделения Епархии по представлению Епархиального совета и в установленном им количестве.

24. Председателем Епархиального собрания является Епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя собрания и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по поручению председателя.
Кворум Епархиального собрания составляет более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Епархиального собрания. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.
Епархиальное собрание осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным им регламентом.

25. Епархиальное собрание созывается не реже одного раза в год Епархиальным архиереем по его усмотрению, по решению Епархиального совета или по требованию не менее одной трети состава Епархиального собрания.

26. В полномочия Епархиального собрания входит:
— избрание делегатов на Поместный Собор Русской Православной Церкви;
— избрание членов Епархиального совета и Епархиального суда;
— рассмотрение ежегодных отчетов о деятельности Епархиального Совета;
— решение иных вопросов в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

27. Постановления Епархиального собрания подписывают Епархиальный архиерей, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

VII. Епархиальный совет
28. Председателем Епархиального совета является Епархиальный архиерей.

29. Епархиальный совет образуется по благословению Епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане. Общее число членов Епархиального совета должно быть четным. Половина состава Епархиального совета назначается Епархиальным архиереем, остальные члены совета избираются Епархиальным собранием сроком на три года.
Полномочия членов Епархиального совета, назначенных Епархиальным архиереем, могут быть досрочно прекращены по решению Епархиального архиерея.
Полномочия членов Епархиального совета, избранных Епархиальным собранием, могут быть досрочно прекращены, но решению Епархиального собрания.
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий членов Епархиального сонета определены Каноническим уставом Русской Православной Церкви.

30. Заседания Епархиального совета проводятся не реже одного раза в полгода. Кворум Епархиального совета составляет более половины его членов. Повестка заседаний определяется председателем совета. Председатель ведет заседание в соответствия с утвержденным им регламентам. Председатель назначает секретаря сонета из числа его членов.
Если при рассмотрении вопроса па заседании совета возникают разногласия, вопрос решается большинством голосов присутствующих на заседании членов совета. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

31. Епархиальный совет в соответствии с указаниями Епархиального архиерея:
— выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, и отчитывается перед ним о проделанной работе;
— устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания; подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения к повестке дня;
— рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины; при отсутствии в Епархии епархиального суда выполняет функции епархиального суда;
— рассматривает вопросы, связанные с созданием входящих в структуру Епархии местных религиозных организаций, в том числе приходов;
— принимает в установленном порядке решения о создании религиозных и иных организаций, учреждаемых Епархией, а также структурных подразделений Епархии;
— определяет источники финансирования Епархии, a в необходимых случаях и канонических подразделений Епархии;
— рассматривает отчеты o деятельности канонических подразделений Епархии, принимает по ним решения;
— рассматривает планы строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации храмов и иных зданий (сооружений) религиозного назначения принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническими подразделениями Епархии; рассматривает соответствующие инвестиционные проекты;
— ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской православной Церкви, в том числе имущества Епархии и ее канонических подразделений;<
— в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные c владением, пользованием и распоряжением имуществом канонических подразделений Епархии;
— осуществляет ревизию канонических подразделений Епархии;<
— создаст комиссии для осуществления отдельных направлений деятельности Епархиального совета;
— ежегодно отчитывается перед Епархиальным собранием o своей деятельности;
— решает иные вопросы по указанию Епархиального архиерея и в соответствии c Каноническим уставом Русской Православной Церкви, a также настоящим Уставом.

32. Решения Епархиального совета подписываются всеми членами совета и утверждаются Епархиальным архиереем.
Решения Епархиального совета вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

VIII. Епархиальное управление
33. Епархиальное управление является исполнительным органом Епархии.

34. Непосредственное руководство Епархиальным управлением осуществляет Епархиальный архиерей.

35. Порядок образования и деятельности, a также структура Епархиального управления определяется Положением, утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви, и распоряжениями Епархиального архиерея.
В структуру Епархиального управления могут входить отделы и иные подразделения без прав юридического лица.
Решения Епархиального управления вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

IХ. Имущество и финансовые средства Епархии
36. Финансовые средства Епархии образуются из:
— пожертвований, поступивших в связи c совершением богослужений, таинств, чинопоследований и обрядов;
— пожертвований в связи c распространением предметов религиозного назначения и религиозной литературы (книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет и т.п.);
— иных пожертвований российских и иностранных граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований;
— доходов, полученных от деятельности учрежденных Епархией юридических лиц, направляемых на уставные цели Епархии;
— отчислений канонических подразделений Епархии в размерах, согласованных c Епархиальным архиереем;
— поступлений в связи c реализацией (передачей для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
— иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, в том числе доходов по ценным бумагам и банковским вкладам.

37. Финансовыми средствами Епархии распоряжается Епархиальный архиерей.
Епархия вправе приобретать акции и иные ценные бумаги.
Доходы от предпринимательской деятельности Епархии направляются на реализацию целей и задач деятельности Епархии, предусмотренных настоящим Уставом.

38. Епархия отчисляет финансовые средства в бюджет Русской Православной Церкви в размерах, определяемых Священным Синодом Русском Православном Церкви.

39. На территории Российской Федерации и за границей Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Епархии, в том числе, относящееся к памятникам истории и культуры.
Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности.
Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве транспортные средства для осуществления и обеспечения уставной деятельности.
Епархия вправе выступать заказчиком строительства зданий и сооружений, жилых домов, помещений хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации

40. Епархия вправе получать безвозмездно в собственность или пользование находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения, сооружения и иное недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, a также религиозного образования и иной религиозной деятельности.

41. Имущество, принадлежащее Епархии и ее каноническим подразделениям на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом Русской Православной Церкви.

42. Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает Единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом Епархии и ее канонических подразделений.
Критерии отнесения имущества Епархии и ее канонических подразделений к особо ценному движимому имуществу устанавливаются Священным Синодом Русской Православной Церкви.
Епархия осуществляет впадение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим Епархии на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества) на основе канонической и материальной подотчетности Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви.

43. Епархия не вправе совершать сделки по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен, a также особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества), за исключением сделок по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) канонических подразделений Епархии либо Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви на основании указа Епархиального архиерея либо распоряжения Священного Синода Русской Православной Церкви.

44. Имущество Русской Православной Церкви, которым обладает Епархиальный архиерей в силу своей должности, после смерти Епархиального архиерея вносится в инвентарную книгу Епархии и передается в собственность Епархии.

45. Епархия пользуется налоговыми и иными льготами, предоставленными государством, а также финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране памятниками истории и культуры, находящихся в собственности Епархии или принадлежащими ей на ином имущественном праве.

46. В случае ликвидации Епархии все имущество Епархии, принадлежащее ей на праве собственности, переходит и собственность Русской Православной Церкви в лице Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви.
В случае ликвидации Епархии все имущество, переданное в пользование Епархии Русской Православной Церковью или ее каноническими подразделениями, возвращается Русской Православной Церкви в лице Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви либо соответствующим каноническим подразделениям.

47. Казначей Епархии осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений. Главный бухгалтер Епархии составляет годовой финансовый отчет; ведет бухгалтерскую отчетность Епархии; имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов (право первой подписи принадлежит Епархиальному архиерею). Главный бухгалтер Епархии может одновременно занимать должность казначея.

X. Заключительные положения
48. Работники Епархии обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, учитывающего особенности условий труда в религиозной организации Русской Православной Церкви, на них распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. Епархия вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Епархии.

49. Документы, относящиеся к работникам и священнослужителям Епархии, хранится в Епархии.

50. Работники и священнослужители Епархии в установленном законодательством порядке подлежат социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению.
Епархия может пользоваться аналогичными фондами Русской Православной Церкви в порядке, установленном Священным Синодом Русской Православной Церкви.

51. Епархия, как юридическое лицо, может быть ликвидирована по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, c последующим утверждением решения Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, a также по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви o ликвидации Епархии утверждается ликвидационная комиссия (ликвидатор), сроки ликвидации, утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
Данное решение направляется в орган государственной регистрации для исключения Епархии из единого государственного реестра юридических лиц.

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над пресвитерской и диаконской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, папы, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й (греч. ἀρχιερεύς). В греческом православии общим термином обычно является греч. ιεράρχης’ (иера́рх — «священнонача́льник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвяще́нником) по чину Мелхиседекову во веки»: греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα» (Евр. 6:20).

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим пять упоминаний слова «епископ» (греч. ἐπίσκοπος):

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем (в подлиннике — „Епископ“) душ Ваших» (1 Петр 2, 25): греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами) — минимум двумя епископами (Первое Апостольское Правило).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестой»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа». В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму. Примерно в это же время исчезли хорепископы — епископы сельских округов и отдельных приходов (епископы, не имеющие ни епархий, ни высоких должностей).

Епископ в православии

Епископство в России

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

В истории Русской церкви было несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал митрополита Киевского Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха. За приверженность церковной дисциплине епископа Новгородского Нифонта во время киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и великими князьями Московскими в XIV—XV веках.

Избрание в Москве епископа Рязанского Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 году ознаменовало фактическую автокефализацию Московской церкви (северо-восточной части Русской церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривал минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата) во епископы, а в исключительных случаях — 25-летний.

В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему синоду. После падения монархии (1917) в течение нескольких лет имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной Русской православной церкви архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода, наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности. Порядок совершения церковного поставления во епископа находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.

Епископ в Римско-католической церкви

Герб епископа. Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей.

С началом эпохи Реформации служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — «жертвенное служение», но как «ministerium» — «обслуживающее служение», которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании (артикул V) служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta» — «служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств», которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются также председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на конференциях, делать назначения и рукополагать в диаконы и в пресвитеры и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчинённой ему епархии.

Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (например, Англиканская церковь), где епископы, как и в Католической церкви, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.

Митрополит Вятский и Слободской МАРК

  • Служение
  • Послания и обращения

Дата рождения: 26 сентября 1961 г.

Дата хиротонии: 3 сентября 1995 г.

День ангела: 17 января

Родился 26 сентября 1961 г. в г. Москве.

В 1978 году окончил в Москве среднюю школу.

В 1978-1979 гг. работал чертежником-конструктором в ПИ-2 Госстроя СССР.

В 1979-1981 гг. служил в Вооруженных силах СССР.

В 1981-1985 гг. работал в Гидрометцентре СССР электромехаником ЭВМ 6-го разряда. В это же время учился в Финансово-экономическом институте.

В 1986-1988 гг. работал в «Интуристе».

В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 году, и был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1994 году.

Во время учебы в духовных школах был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру и в 1991 году пострижен в монашество с именем Марк.

18 июля 1992 года был рукоположен во иеродиакона Святейшим патриархом Алексием II.

В ноябре 1992 года был направлен на послушание в Астраханскую епархию. В том же году епископом Астраханским Ионой рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Астрахани.

1 января 1993 г. назначен наместником Успенского кафедрального собора Астраханского кремля. Одновременно выполнял обязанности делопроизводителя епархии, войскового священника Астраханского казачьего войска, входил в состав исполнительного органа консультативного совета при главе администрации Астраханской области, являлся членом Епархиального совета.

Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года избран епископом Хабаровским и Приамурским.

3 сентября 1995 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Богоявленском Кафедральном соборе города Москвы хиротонисан во епископа Хабаровского и Приамурского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Истринский Арсений, епископ Бронницкий Тихон, епископ Абаканский и Кызылский Викентий, епископ Дмитровский Иннокентий, епископ Астроханский и Енотаевский Иона, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископ Верейский Евгений и епископ Орехово-Зуевский Алексий.

28 июня 2008 года Священный Синод, во исполнение Определения Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, постановил уволить епископа Анадырского и Чукотского Диомида от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении (журнал № 56). Временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку.

6 октября 2008 года Священный Синод постановил считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу. Архиепископу Марку было предписано продолжить управление Анадырской и Чукотской епархией на правах правящего архиерея, включая принятие всех канонических мер в отношении нарушителей церковной дисциплины, как священнослужителей, так и мирян (журнал № 90).

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года (журнал № 20) освобожден от управления Анадырской епархией.

Решением Священного Синода от 22 Марта 2011 Года (Журнал № 15) назначен на Вятскую и Слободскую кафедру.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 Года (Журнал № 92) образована Вятская Митрополия, главой которой назначен Преосвященнейший Вятский и Слободской Марк.

8 октября 2012 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан митрополита архиепископа Вятского и Слободского Марка.

Должность главного священника с древности известна повсеместно: в Египте, Вавилоне и у первых христиан

Главный священник — древняя должность. Ещё в Ветхом Завете можно прочесть про таких людей. Например, у пророка Иеремии:

Пророк Иеремия

«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии». (Иер. 20:1)

Слово «епископ», кстати, так и переводится — надзирающий.

Ещё раньше, в Древнем Египте, существовал институт жречества. Верховный жрец Амона/Атона и т.д. — высшие духовные должности страны фараонов.

Имелись подобные священники и в Вавилоне, и Греции. По мере становления христианства аналогичное звание появилось и в нём. Есть пять упоминаний епископов в Новом завете. Например:

(Филп. 1:1)

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».

При этом Библия не объясняет нам, кто же такой епископ. Очевидно, в среде первых христиан суть этой должности понимали все. Новый Завет также ничего не сообщает о том, как избирали первых епископов. Но мы точно знаем, что это было далеко не единственное духовное звание. Упомянуты: «старцы», «имеющие дар управления», «предстоятели» и «пастыри».

На основе цитаты из послания к филиппийцам ясно, что в раннем христианстве епископы были не тем, чем являются сегодня. В небольшом полисе находилось сразу несколько епископов, так как употреблено множественное число. Есть мнение, что епископы и диаконы — это не ступени иерархии, а функции, которыми могли наделять всех членов общины.

В «Учении Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе) упоминаются архиереи — ими названы учителя и пророки.

Из-за этого довольно сложно утверждать что-то конкретное о церковной иерархии I века.

К III–IV вв. сформировалась должность епархиального архиерея — епископа во главе епархии

Во II–III вв. функция епископа в христианстве обретает большую чёткость. По крайней мере, так это выглядит сегодня, сквозь столетия. Источники понятно описывают, что такое епископ, — это иерархическая степень духовенства, которое возглавляет духовное учреждение управлявшее епархией. Священник такого уровня управляет Церковью, наставляет других и совершает таинства. Также он – председатель на Соборах. Мы точно знаем, что в каждой Церкви надлежало быть лишь одному епископу.

О епископе первых веков мы можем выделить такие сведения:

  • Его избирает народ по воле Святого Духа.
  • Епископ не может быть женатым.
  • Кандидату минимум 50 лет.
  • Епископ хранит Церковь от расколов.
  • Он — представитель Христа.

Наконец, со временем утверждаются епархии. Епархия — это церковная административно-территориальная единица, которой управляет епископ. Она не обязательно территориально совпадает с городской общиной и способна объединять несколько таких областей. Либо, напротив, область может делиться на отдельные епархии.

Появляются разновидности епископов:

  • Правящий архиерей,
  • Викарий, то есть епископ без территории. Он выполняет функции архиерея (литургические, учительские и т.д.), но подчиняется правящему архиерею.

На заметку: между понятиями епархиальный архиерей и епископ не всегда можно поставить знак равенства.

Епископ — это духовный сан. Он не обязательно подразумевает управление какой-либо епархией, хотя чаще всего именно этой деятельностью и занимаются епископы.

Епархиальный архиерей — это, скорее, должность, род деятельности. Любого, кого назначают на неё, обязаны сперва посвятить в епископы.

К III–IV связь между церквями становится теснее, поэтому епископ — уже не самая главная должность. Возникают объединённые окружные епархии — митрополии. Их главы — митрополиты. В тот же период окончательно сформированы основные церковные регламенты и принципы церковной иерархии.

Епархиальный архиерей управляет церковными, хозяйственными, финансовыми и юридическими делами епархии

Сегодня в русской православной церкви епархиальный архиерей осуществляет епархиальное управление. Это общая формулировка. Что же за ней кроется?

Епископ должен добросовестно исполнять свои обязанности, ориентируясь на законы РПЦ, уставы приходов, постановления Священного Синода и Соборов.

Епархиальный архиерей это одновременно и духовное лицо, и административный управляющий церкви.

Епархиальный архиерей издаёт исполнительно-распорядительные акты, касающиеся жизни епархии.

Канонические нормы и уставы дают епархиальному архиерею право использовать церковные санкции к священнослужителям и мирянам. Например, такие:

  • Отлучение от церкви
  • Временное запрещение в священнослужители

Основная деятельность епархиального архиерея — это управление клириками, входящими в его епархию: назначение настоятелей и священников.

Также епископ, как представитель высшей церковной власти:

  • благословляет:
  • на монашеские постриги,
  • на строительство храмов;
  • освещает:
  • храмы,
  • святое миро,
  • антиминсы;
  • направляет Священному Синоду для утверждения:
    • ректоров учебных заведений,
    • настоятелей монастырей;
  • утверждает:
    • председателей приходских советов,
    • составы приходского собрания,
    • уставы приходов,
    • протоколы приходских собраний;
  • созывает:
    • епархиальный совет,
    • епархиальное собрание;
  • председательствует на них;
  • осуществляет контроль над:
  • уровнем образования служителей епархии,
  • финансовой деятельностью епархии,
  • деятельностью органов епархиального управления и подчинённых им подразделений,
  • состоянием церковного и хозяйственного имущества епархии,
  • правильностью богослужений;
  • обращается с посланиями к клиру и мирянам;
  • управляет:
  • финансами епархии,
  • имуществом епархии;
  • представляет Церковь перед государственной властью.

Епископ имеет право принять в свою епархию духовенство из других епархий. Но для этого необходимо наличие отпускных грамот. Соответственно, он сам может позволять духовенству из своих епархиальных учреждений переходить в чужие епархии.

Для епархиального архиерея нет ограничений в том, какие службы он совершает. Священнослужитель такой высокой должности правомочен проводить любое церковное таинство или обряд. Соответственно, епархиальный архиерей имеет право посвящать в священников.

Богослужебное облачение русского православного епископа

Епархиальный архиерей может награждать мирян и клириков на своё усмотрение.

Этим не исчерпывается его деятельность. В соответствии с канонами, епископ должен заботиться о прочих епархиальных нуждах — каких именно, не уточняется. Подразумевается, что список обязанностей может расширяться, исходя из обстоятельств.

Епископ получает материальное содержание из средств церкви на время управления епархией. Размер этого жалования определяет Священный Синод. После того, как епископ уходит на покой, ему назначают архиерейскую пенсию.

В случае правонарушений епархиальный архиерей несёт как церковную, так и юридическую ответственность. Жалобы на епископов подают на имя Патриарха Московского и всея Руси.

Священный Синод пожизненно избирает епархиальным архиереем монаха с безупречной репутацией и отличными познаниями в богословии

Епархиальным архиереем может стать человек с безупречной репутацией. Он должен отлично разбираться в богословии, давно состоять в лоне православной церкви. Обязательно безбрачие. Перед избранием епископом священнослужителю необходимо принять монашеский постриг, если он ещё не является монахом.

Епархиального архиерея избирает Священный Синод, а председательствует при этом патриарх.

Выборы надлежит проводить в течение сорока дней, как только появилось вакантное место епархиального архиерея. Человека, которого избрали, необходимо сперва посвятить в епископы. Рукоположение производят минимум два епископа.

Епархиальный архиерей избирается пожизненно. Его могут переместить в другую епархию, но не убрать с должности. Для этого нужно решение высшей церковной власти.

Но от каждого епархиального архиерея требуют, чтобы он подавал патриарху прошение об уходе на покой в 75 лет.

Заменить епархиального архиерея на нового могут только в тех случаях, если прежний епископ:

  • Умер.
  • Добровольно отказался от полномочий.
  • Лишён сана из-за правонарушений.
  • Без уважительной причины не появляется в епархии полгода.
  • Замещён решением высшей церковной власти.

Библия. Новый Завет. Послание апостола Иакова

История создания

Поместный собор Православной российской церкви (1917—1918) принял ряд решений о управлении Российской церкви, завершив синодальный период её истории; значительная часть определений Собора стала неосуществима в условиях, сложившихся для Церкви в СССР.

31 января 1945 года Поместный собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое действовало до 1988 года. В 1961 году гражданская власть настояла на созыве Архиерейского собора, который внёс изменение в раздел «Положения», касающийся приходов, и утвердил решение Синода от 18 апреля 1961 года о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством о религиозных объединениях в СССР. В результате духовенство оказалось отстранённым от руководства приходами, ответственность за хозяйственно-финансовую деятельность полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, а контроль за хозяйственной деятельностью приходов со стороны епархиального архиерея исключался. Пересмотр этих разделов «Положения об управлении Русской Православной Церкви» оставался невозможным до 1988 года.

Работу над новым «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» возглавил архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев). Устав 1945 года, который создавался срочно во время войны, где многие вопросы не были определены, был признан абсолютно устаревшим. Предложенный проект, по мнению архиепископа Кирилла, находился в преемственной связи с определениями Собора 1917—1918 годов. Проект Устава обсуждался на Архиерейском предсоборном совещании 28—31 марта 1988 года и был принят 9 июня 1988 года на Поместном соборе. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского собора 1961 года об отстранении настоятелей приходов от финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, важным было введение обязательности созыва Поместного собора, который определялся как орган высшей власти в РПЦ в области вероучения, церковного управления и церковного суда, — «не реже одного раза в пять лет» (II, 2.) Тем не менее, с 1990 до 2000 года, когда был принят новый Устав РПЦ, Поместный собор не созывался ни разу.

«Устав об управлении РПЦ» действовал до Юбилейного Архиерейского собора 2000 года (с поправками, внесёнными в 1990 и 1994 годах).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *