Епархия Мордовии

Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова

Саранская и Мордовская епархия Мордовской митрополии Русской Православной Церкви.

Начало Православия в Мордовии

Хотя первый, точно датированный храм, был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, несомненно, что существовал православный приход в Темникове, основанном в 1536 году, и в русском селе Старый Город, существовавшем еще в XV веке.

Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья — Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.

С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. Свидетельство тому — значительное количество монахов, выходцев из мордвы. Среди первых насельников Саровской пустыни, судя по спискам 1731 г., не менее трети были мокшане Арзамасского и Темниковского уездов.

В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области.

За 40 лет до основания Саранска патриарх Иов благословил обывателей деревни Ивановской на возведение храма во имя св. ап. Иоанна Богослова (ныне кафедральный собор): так первосвятитель предопределил появление современной столицы Мордовии.

С отменой патриаршества мордовский край духовно окормлялся местоблюстителями Патриаршего престола. Впоследствии в разное время приходы Мордовских земель входили в состав Казанской, Пензенской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской и Нижегородской епархий.

В составе Пензенской епархии

Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской епархии в 1799 г. В неё были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.

Всего за 300 лет на территории Мордовии появились 42 монастыря и около 650 храмов. В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.

Годы лихолетья

Если до революции на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая, и за год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека, то в первые годы советской власти тюрьма уже была заполнена до отказа. Затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма. В 1920 году появилась загородная тюрьма, занявшая три келейных корпуса Чуфаровского монастыря. Следом были открыты тюрьма в Липках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темниковском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались — тюрьмы открывались.

В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. До этого в 1918-1921 гг. советская власть несколько раз проводила реквизиции земельных владений (прежде всего монастырских) и храмовых ценностей — богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов. Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК.

В 1924 г. за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт Чуфаровский монастырь, в 1926 г. — Куриловский, в 1928 г. — Зиновский, Краснослободские Успенский и Спасо-Преображенский, Темниковский женский. Началось повсеместное закрытие приходских храмов. Церковный совет Саранской Иоанно-Богословской церкви 11 лет боролся за свой храм — и отстоял его чудом. Во многих селах крестьяне поднимали бунты в защиту храма, но переломить силу большевистской власти, не стеснявшейся в средствах давления и устрашения, не удалось. В 1930 г. снесли Спасский собор г. Саранска. Из икон Ардатовского Троицкого собора сделали школьные парты, образа монастырей шли на столярные изделия, колокола сбрасывались и отправлялись на переплавку. По самым скромным подсчетам, на территории Мордовии было уничтожено около 35 тыс. икон, 3500 колоколов, 65 тыс. богослужебных и церковных книг, а подсчитать утраты ризниц нельзя даже приблизительно.

Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек — Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или в сильно перестроенном виде.

Основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 г., когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей. В 1930-36 гг. были закрыты еще 75 церквей, в 1937-38 гг. — все остальные.

Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного прихода.

Аресты по делам веры приобрели массовый характер. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках. Последнего отшельника, скрывавшегося в Сайнинском лесу, люди похоронили в 1971 г.

В годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей — в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке.

Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой. Всего к 1991 г. в Мордовии было 46 приходов, 41 священник, и ни одного монастыря. В такой обстановке и произошло учреждение Саранской епархии.

Епархия сегодня

Создание Саранской епархии последовало 8 июня 1990 года, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР.

17 февраля 1999 года, как религиозный орган перерегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации, свидетельство № 422.

Не смотря на многочисленные трудности, епархия с первых месяцев зажила полнокровной жизнью. С апреля 1991 г. стала выходить газета «Саранские епархиальные ведомости». 7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей, в следующее пятилетие открылись еще пять монастырей.

Появились первые опыты храмоздательства, значительно вырос и клир. В 1998 году состоялся первый выпуск Саранского духовного училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Многие воспитанники училища успешно продолжили свое образование в семинариях или уже приняли священный сан.

Мордовская митрополия по состоянию на 6 октября 2011 года. Карта с сайта Саранской епархии.

В связи с продолжавшмся ростом епархии и необходимостью уделять больше внимания приходам 30 мая 2011 года из Саранской епархии были выделены самостоятельные Краснослободская и Ардатовская епархии, оставив в составе Саранской епархии Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский районы в центральной части Мордовии.

6 октября 2011 года Саранская епархия вошла в состав Мордовской митрополии.

Статистика

  • 2000 — 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских — 223 чел., мокши и эрзи — 83 чел.
  • 1 января 2005 — 255 храмов (230 обслуживаемых приходов, 25 вакантных), 17 домовых храмов и часовен, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, 1 духовное училище, 4 административные здания епархиального управления в Саранске. Более 153 приходов имеют типовые храмы, остальные – молитвенные дома. Епархия делится на 22 благочиния, в которых подвизаются 339 священнослужителей (258 приходских священников и диаконов, 81 монастырских)
  • 30 мая 2011, ко времени разделения епархии — 22 благочиния, 301 приход, 13 монастырей
  • январь 2013 — 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков

Архиереи

викариатство Пензенской епархии

Саранская епархия

  • Варсонофий (Судаков) (8 февраля 1991 — 19 марта 2014)
  • Зиновий (Корзинкин) (с 19 марта 2014)

Викарные епархии

  • Рузаевская (недейств.)

Монастыри

  • Инсарский Ольгинский (женский)
  • Кимляйский Александро-Невский (мужской)
  • Куриловский Тихвинский (женский)
  • Пайгарминский Параскево-Вознесенский (женский)
  • Саранский Иоанно-Богословский, Макаровский (мужской)
  • Чуфаровский Троицкий (мужской)

Учебные заведения

  • Саранская духовная семинария
  • Саранское духовное училище (недейств.)

Периодические издания

  • «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал)
  • «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви
  • Страница сайта Русское Православие

Троицкая церковь в Саранске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Одна из старейших церквей города, Троицкая, была выстроена ориентировочно в 1700 г. Предполагают, что постройку сразу стали возводить из камня, и наиболее древняя часть конструкции относится именно к этому периоду. Завершена церковь была в 1771 г., но с тех пор её множество раз перестраивали. К зданию добавились приделы, часовенка, колокольня и трапезная. Открытая в 1896 г. при церкви церковно-приходская школа считалась одной из лучших губернских.

В 1931 г. Троицкую церковь, как и другие в то время, закрыли, и какое-то время она стояла пустой. Позднее в ней разместилась столярная мастерская. Только на рубеже веков церкви было возвращено её истинное значение, и сегодня она действует, несмотря на масштабные реставрационные работы, которые продолжают здесь вестись. Это небольшое изящное белое здание классических стройных форм с пристроенной колокольней, тёмно-зелёными кровлями и двумя небольшими золочёными главками, увенчанными крестами.

Это небольшое изящное белое здание классических стройных форм с пристроенной колокольней, тёмно-зелёными кровлями и двумя небольшими золочёными главками.

Согласно историческим изысканиям, инициаторами постройки церкви стали два местных казака, которые подали ходатайство патриарху московскому Адриану ещё в 1690 г. Придел архистратига Михаила был добавлен к ней в 1778 г., придел иконы Божьей Матери — в 1817 г. Часовню из дерева поставили близ церкви в 1827 г., а в 1849 г. здание обнесли оградой из камня с решёткой. Ещё позднее при церкви была выстроена богадельня. Сегодня Троицкая церковь является подворьем Санаксарского Богородице-Рождественского мужского монастыря.

Во второй половине 19 века в Троицкой церкви служил отец Алексий Масловский, замечательный краевед.

В архитектурном смысле Троицкая церковь довольно проста: это двусветный четверик, поверх которого стоят два небольших восьмерика. В церкви три престола: главный освящён в честь Троицы Живоначальной, придельные — в честь архистратига Михаила и иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Практическая информация

Адрес: ул. Володарского, 55.

Церковь стоит на углу улиц Володарского и Б. Хмельницкого, примерно в километре к востоку от кафедрального собора, но до железнодорожных путей.

Саранская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Мордовская митрополия
Дата создания:
29 января 1991 г.
Первые точно датированные сведения о строительстве православного храма в Мордовии относятся к 1591 году. В период ордынского ига мордовская земля входила в состав Сарской, а после ее преобразования — Крутицкой епархии.
С 1593 году Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошло в Патриаршую (позднее Синодальную) область. В дальнейшем приходы Мордовии относились к ведению Казанских, Владимиро-Суздальских, Воронежских, Тамбовских, Нижегородских, Саратовских и Пензенских архиереев.
В 1923 году был назначен епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.
Самостоятельная Саранская и Мордовская епархия была создана 29 января 1991 года.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 41) из состава Саранской епархии выделены Краснослободская и Ардатовская епархии. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года (журнал № 132) включена в состав Мордовской митрополии.

Границы епархии:
Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский р-ны Мордовии

Правящий архиерей:
Зиновий, архиепископ Саранский и Мордовский (Корзинкин Анатолий Алексеевич)

Статистика:
Количество приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях — 150.
Послушание несут 148 клириков.

Благочиния и благочинные
г. Саранска:
Центральное (Ленинский район) — протоиерей Георгий Сакович
Северо-восточное (Пролетарский район) — протоиерей Сергий Калаганов
Юго-западное (Ленинский район) — протоиерей Андрей Копейкин
Восточное (Октябрьский район) — игумен Мелетий (Кисняшкин)
Южное (села городского типа: Ремзавод, Луховка, Горяйновка) — иеромонах Даниил (Пьянзин)
районов:
Инсарское — протоиерей Сергий Лошаков
Ичалковское — протоиерей Иоанн Просвирнин
Кадошкинское — протоиерей Сергий Лошаков
Кочкуровское — протоиерей Геннадий Охотников
I Ковылкинское — протоиерей Олег Букарев
II Ковылкинское — протоиерей Василий Лысенко
Лямбирское — протоиерей Олег Копылов
Ромодановское — протоиерей Владимир Кугушев
I Рузаевское — протоиерей Геннадий Позоров
II Рузаевское — протоиерей Григорий Черепанов

Средства массовой информации

  • официальный сайт Саранской епархии
  • «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал)
  • «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии)
  • сайт Свято-Феодоровского кафедрального собора
  • сайт отдела по благотворительности и социальному служению
  • сайт миссионерского отдела
  • сайт епархиального отдела по культуре
  • сайт Центрального благочиния г. Саранска
  • сайт Юго-западного благочиния г. Саранска
  • сайт Восточного благочиния г. Саранска
  • сайт Южного благочиния г. Саранска
  • сайт I благочиния Рузаевского округа
  • сайт II благочиния Рузаевского округа
  • сайт I благочиния Ковылкинского округа
  • сайт II благочиния Ковылкинского округа
  • сайт Лямбирского благочиния
  • сайт Ичалковского благочиния
  • сайт Ромодановского благочиния

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *