Епархия витебская

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая. У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор.

Православный собор

Свято-Николаевский собор

белор. Свята-Мікалаеўскі сабор


Костел святого Стефана и коллегиум иезуитов в Полоцке (Свято-Николаевский собор). Рисунок Наполеон Орда (1875—1876)

Страна

Белоруссия

Город

Полоцк

Конфессия

Католицизм, впоследствии — Православие

Епархия

Витебский диоцез

Орденская принадлежность

Иезуиты, впоследствии — Пиары

Тип здания

Костел, впоследствии — Собор (храм)

Архитектурный стиль

Барокко

Дата основания

1579 год

Строительство

1733—1745 годы

Основные даты

  • 1833 год — православное освящение
  • 1964 год — взорван

Состояние

взорван

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Николаевский собор — взорванный в 1964 году памятник виленского барокко, находившийся в Полоцке. До 1820 года — католическая церковь святого Стефана иезуитского коллегиума. С 1820 по 1830 принадлежал пиарам, потом был переделан в православный храм.

Римско-католический храм Святого Стефана

Во время Ливонской войны Полоцк в 1563—1579 годах занимали русские войска. В 1579 году после упорной осады город взял Стефан Баторий. В 1580 году он пригласил в город иезуитов, в числе которых был известный проповедник П. Скарга. Иезуитам было передано большинство православных церквей и монастырей с их имуществом.

Первый иезуитский храм был деревянным. Строительство велось под началом уроженца Мазовии Валенты Будака. Принимал участие в строительстве и архитектор из Восточной Пруссии Освальд Крюгер.

После взятия Полоцка (1663) войсками царя Алексей Михайловича «православные жители города и духовенство разобрали иезиутский костёл и из добытого материала выстроили двор для владыки». В 1733 году иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В 1733—1735 гг. строительство велось под началом уроженца Вармии архитектора Казимира Мателаковского (1671—1740), каменные стены на ранее заложенном фундаменте возводил немецкий каменных дел мастер Бенедикт Месмер.

В своём окончательном виде храм святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Российской империи. Церковь в 1822 году передана монахам ордена пиаров, а после 1830 года — православной церкви.

Внешний вид храма Святого Стефана

Католическая церковь Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов.

Реконструкция храма

Свято-Николаевский собор и Полоцкий кадетский корпус, 1910

Проект переделки поиезуитского храма датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешёл к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

Производилась замена храмовых икон, церковной утвари. Некоторые полотна церковной живописи (в частности, произведение художника середины XVII века Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.

Православный Свято-Николаевский собор

Освящение Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля 1833 года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839 году собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 году храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.

Католическая кафедра, оставшаяся в Свято-Николаевском соборе (Полоцк, Беларусь) с того времени, когда он был костелом (фото С. М. Прокудин-Горский, 1912)

Уничтожение храма

После установления советской власти собор был вскоре закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году были разобраны два верхних яруса обеих колоколен храма, при этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены ещё в начале 30-х годов XX века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили гигантский портрет Иосифа Сталина.

Войну и бомбардировки города авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941—1944 годов храм выстоял. Во время оккупации в нём производились богослужения.

В 60-е годы XX века СССР захлестнула последняя волна «борьбы с религией». Её жертвой пал Свято-Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного храма в 1976—1979 годах был построен многоквартирный дом.

См. также

  • Полоцкий иезуитский коллегиум

Примечания

  1. Квитницкая Е. Д. Коллегиумы Белоруссии XVII в. // Архитектурное наследство, № 18, 1969.
  2. Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. — М., 2002, с. 319
  3. 1 2 Слюнькова И. Н. О реконструкции церковного наследия Белоруссии в XIX в.: «исправление» полоцкого костела иезуитов (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июня 2010. Архивировано 5 октября 2010 года.
  4. Иезуиты в Полоцке : 1580—1820 гг.: Часть 2 / Сост. Л. Данько. — Полоцк, издатель А. И. Судник, 2005. — 48 с.

Литература

  • Страчаная спадчына / Уклад. Т. В. Габрусь. — Минск : Беларусь, 2003.— 351 с.

Сегодня в нашем городе действует более 20 православных храмов и 4 католических. К сожалению, большинство из них — новостройки, а старых храмов сохранилось мало.

1. Благовещенская церковь.

По праву считается не только старейшим витебским храмом, но одним из самых старых зданий города. В древних письменных источниках время ее возведения приводится неоднозначно. Археологи, проведя анализ архитектурных форм, установили, что церковь была построена между 1120 и 1130 годами. Храм неоднократно менял «хозяев» (так, в 1619 году его передали униатам) и перестраивался. В декабре 1961 года местные власти, несмотря на многочисленные ходатайства ученых о сохранении памятника, взорвали церковь. И только в 1993 году церковь начали восстанавливать на руинах.

2. Успенский собор.

Появился, если верить историческим документам, в начале 15 века. А до того времени на Лысой горе (старинное название Успенской) существовало языческое капище, где поклонялись славянской богине плодородия Макоши. В 1619 году, как и Благовещенская церковь, был передан униатам. В церковном доме при соборе жил Иосафат Кунцевич. Здесь же его и убили. Позже храм пережил немало трагедий: его то разоряли местные жители, то жгли казаки Петра Первого. К 1777 году храм был выстроен на горе заново, в сентябре 1936 года взорван большевиками. И только в июне 2000 года начались строительные работы по восстановлению храма. Первая служба прошла в апреле 2011 года.

3. Воскресенская (Рынковая) церковь.

Впервые была упомянута в древнем листке за 1558 год как церковь деревянная. Что случилось с первым зданием, неизвестно. Но новое, каменное, было выстроено в 1772 году на деньги купца Николая Смыка. Сперва храм был униатским, а с 1834 года был передан православным. В январе 1936 года церковь разрушили, мотивировав данное варварство тем, что здание храма мешало движению транспорта.

В 2001 году храм было решено восстановить. Помогали собрать средства простые горожане, и в 2009 году здесь возобновились богослужения.

4. Казанская церковь.

Единственная из сохранившихся церквей Маркова монастыря была возведена в 1760 году. Первоначально называлась Покровской. В советское время здесь располагался то детский дом для голодающих ребят Поволжья, то союз молодежи. В годы немецкой оккупации в церкви проходили службы. В 2000 году церковь начали реставрировать.

5. Костел Святой Варвары.

Этот католический храм был выстроен возле кладбища в 1785 году. Назвали его в честь великомученицы Варвары неслучайно. Именно эта святая защищает от мгновенной смерти. Поскольку количество прихожан костела постоянно росло, в 1885 году место небольшого деревянного храма заняло просторное здание из камня. В 1935 году большевики устроили в церкви склад удобрений. В войну храм был частично разрушен, восстановлен лишь в 1988-м.

6. Покровский собор.

Был возведен в 1821 году как католический костел при монастыре тринитариев. После 1831 года закрыт. В здании располагались то приют для детей-сирот, то женская тюрьма, пока в 1858 году здание не отдали православной церкви. В 1931 году собор был закрыт большевиками и как Казанская церковь возобновил службы во время немецкой оккупации. Во время войны здание значительно пострадало, и городские власти хотели его уничтожить, но вмешательство интеллигенции спасло храм. В 1987 году начались реставрационные работы, и на праздник Покрова в 1990-м в храме прошло первое богослужение.

7. Успенская церковь.

Была построена в 1852 году. В 1954 здание отдали педагогическому институту. В апреле 1991 года был зарегистрирован приход Свято-Успенской церкви, и с 1997 года храм стал принадлежать приходу.

Нельзя забывать и о том, что в Витебске проживало множество евреев, исповедующих иудаизм. К сожалению, старинная синагога, построенная на Революционной улице в начале 20 века, практически полностью разрушена. Остались целыми лишь фасад и стены. А ведь в этом храме молился отец Марка Шагала!

Первыми, как видно, в Витебске появились храмы православные. А до них в городе располагались языческие капища. Наши предки верили и в домовых, и в крупеничек, а в качестве амулетов использовали куриных богов.

Из фондов районного краеведческого музея.

Интересный факт: в Витебске существовала православная инквизиция, которая боролась… нет, не с ведьмами, а с иноверцами. Из старинных документов известно, что в 1716 году инквизиция рассматривала дело Марины Сыровайцевой, дочери православного священника, которая добровольно перешла в иудаизм. Ее приговорили к пытке клещами и сожжению на костре. Тогда же рассматривалось дело и другой Марины — Войцеховны, обвенчавшейся с евреем. Женщина раскаялась после пыток, но все равно была приговорена к сожжению.

Инквизиция. Из фондов районного краеведческого музея.

А узнать подробнее о храмах и монастырях, существовавших в Витебске и окрестностях, можно на постоянной экспозиции «Религиозная жизнь Витебщины» в Витебском районном краеведческом музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *