Епископ гермоген тобольский

Сщмч. Ермоген (Долганёв)

Ермоген (Долганёв) (1858 — 1918), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик

Память 16 июня в день кончины, 20 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Московских, Одесских и Саратовских святых

В миру Долганёв Георгий Ефремович, родился 25 апреля 1858 года, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда одноименной губернии. Сын единоверческого протоиерея Ефрема Павловича Долганёва (впоследствии архимандрита Иннокентия), брат протоиерея священномученика Ефрема Долганёва. Поступил в Николаевское мореходное училище, но вскоре был определен отцом в Одесское духовное училище, по окончании которого начал учебу в Одесской духовной семинарии. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский университет в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывший семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии города Ананьева для поступления вновь в Новороссийский университет. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению.

Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский архиепископ Никанор (Бровкович), посоветовавший ему завершить обучение в университете и поступить в духовную академию. В 1889 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митрополита Исидора (Никольского) и Афонского иеросхимонаха Евгения.

1 декабря 1890 года, во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с в честь мученика Ермогена Александрийского.

2 декабря 1890 года был рукоположен во иеродиакона ректором академии Выборгским епископом Антонием (Вадковским), а 15 марта 1892 года был рукоположен во иеромонаха. Отец Ермоген окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Христианское нравоучение в православном богослужении».

Служение в Грузии

17 сентября 1893 года был утвержден в должности инспектора Тифлисской духовной семинарии. 11 июля 1898 года был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита.

Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник. Среди отчисленных им семинаристов был Иосиф Джугашвили. Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Отец Ермоген стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета.

С 1898 года являлся председателем Грузинского епархиального училищного совета, членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензором проповедей и редактором журнала «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил грузинский язык, занимался историей Православия в Грузии. Много ездил по Кавказу, знакомился с христианскими святынями. Принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении района Тифлиса Колючая балка.

Архиерей в Саратовской епархии

Рвение отца Ермогена было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера он был избран кандидатом на замещение Вольского викариатства Саратовской епархии.

12 января 1901 года был наречен, а 14 января — хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Феогност (Лебедев). Местопребыванием владыки был определен Саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при епископе Палладии (Добронравове).

В годы служения епископа Ермогена на викарной кафедре в сентябре 1901 года в Вольске было открыто женское епархиальное училище; начато строительство нового здания для Вольского мужского духовного училища; новый домовый храм освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 года он посетил Хвалынский уезд и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря.

Епископ Ермоген являлся председателем Саратовского епархиального училищного совета. Выступил с инициативой учреждения в епархии церковно-учительской семинарии и строительства в Саратове комплекса церковных и учебных зданий. Высказался за организацию в Саратове внебогослужебных собеседований, открытие чайных-столовых для народа. Деятельная работа владыки Ермогена была особенно заметна в сопоставлении с деятельностью слабого здоровьем Саратовского епископа Иоанна (Кратирова). Епископ Ермоген временно управлял епархией во время отпуска епархиального архиерея в июне-июле 1901 года, а также с осени 1902 года, когда епископ Иоанн был вызван для присутствия в Синод.

После высочайшего утверждения 21 марта 1903 года синодального доклада о перемещении Вольского викария на самостоятельную кафедру владыка Ермоген стал епископом Саратовским и Царицынским.

Находясь на Саратовской кафедре, уделял большое внимание строительству храмов. При нем в епархии освятили более 50 церквей — среди них одну из первых в России церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Он неоднократно поднимал вопрос о реконструкции Саратовского кафедрального Александро-Невского собора, который уже не вмещал население города, но несмотря на старания владыки, реконструкция так и не началась. В то же время при нем было ускорено строительство городского собора в Царицыне, освящен новый Михаило-Архангельский собор в Сердобске, отремонтированы соборы в Кузнецке и Хвалынске.

В области устроения жизни монастырей епархии епископ Ермоген проводил идею об обителях как о миссионерских форпостах, был сторонником монашеского служения миру. При нем в Саратовской епархии возникли новые обители: Сердобская Казанская Сергиево-Алексиевская мужская пустынь; мужской монастырь близ села Н. Липовка Кузнецкого уезда, посвященный памяти Иоанна Кронштадтского; Свято-Духов монастырь в Царицыне; Таловский Благовещенский женский монастырь Аткарского уезда. Кроме того, были освящены новые церкви в женских монастырях — Пановском Сердобского уезда и Краишевском Аткарского уезда. В главную обитель епархии — Саратовский Преображенский мужской монастырь — владыка пригласил иноков с Афона, с Нового Афона и из Киевской епархии. Стараниями владыки Ермогена были открыты служившие миссионерским целям специальные школы в Хвалынском уезде — противораскольническая в селе Сосновая Маза и противомусульманская в деревне Подлесное.

По общему признанию современников, владыка был большим молитвенником и постником. Его богослужения почти всегда были уставными, длились 5-6 и более часов. Он служил не только в воскресные, праздничные и торжественные дни, но и регулярно по будням. По средам он почти на протяжении всего пребывания в Саратове служил в Троицком соборе вечерни с акафистом. После будничных служб устраивались религиозно-нравственные собеседования, которые посещали не только саратовцы, но и приезжие.

Владыка также уделял большое внимание проблемам духовного образования, не только решая практические проблемы находящейся в его ведении Саратовской духовной семинарии, но и выступая с теоретическими соображениями по вопросу о том, как духовная школа может выйти из кризиса, суть которого видел главным образом в обострившемся противоречии между задачами этой школы и стремлением значительного числа ее воспитанников к получению светского образования. Епископ Ермоген считал принципиально важным усиление в семинариях воспитательной части. Семинарское начальство должно было, по его мнению, иметь гарантии, что воспитанники собираются впоследствии принять священный сан.

Развил широкую общественно-политическую деятельность. В конце 1904 года он основал епархиальную газету «Братский листок» (в 1907-1908 — «Россиянин»), которая сразу вступила в полемику с местными светскими газетами различных политических направлений. В периоды подъема рабочего и крестьянского движения епископ Ермоген постоянно призывал народ к социальному миру, беспрестанно проповедовал сам и давал духовенству распоряжения проповедовать на современные темы, проводил торжественные крестные ходы, а также благословлял публикацию статей на актуальные темы в «Братском листке». В октябре 1905 года оказался практически единственным представителем власти в Саратове, который открыто встал на путь борьбы с революцией. Вопреки обвинениям большевиков в причастности епископа Ермогена к погромам евреев в Саратове 19-20 октября того года, владыка был решительным противником погромных действий и в конце месяца учредил комитет помощи пострадавшим в ходе погромов. При этом епископу Ермогену действительно была свойственна антиеврейская настроенность, о которой он регулярно открыто заявлял.

Политическая позиция епископа Ермогена выражалась в неприятии не только революции, но и любых отличных от монархической позиций и доктрин. Осенью 1905 года епископ Ермоген благословил деятельность созданной в Саратове Народно-монархической партии. 27 марта 1906 года она была преобразована в местный отдел партии Союз русского народа, в работе которого епископ Ермоген постепенно принимал все большее участие. В апреле 1907 года он направил в адрес проходившего в Москве Всероссийского съезда русских людей обращение, в котором писал о необходимости вхождения СРН в церковную ограду, т. е. о том, чтобы приравнять статус правой политической партии к статусу церковного братства. Съезд отверг подобные предложения, а печатный орган СРН осудил обращение владыки Ермогена, который после этого решил создать собственную политическую партию. Уже в мае 1907 года он призывал в проповедях вступать в число членов Православного всероссийского братского союза русского народа. Летом того же года партия была оформлена организационно. Членами партии могли стать только православные, а ее почетным покровителем и председателем объявлялся сам епископ Ермоген, который на деле был руководителем партии. Среди саратовских правых произошел раскол между «братчиками» (членами ПВБСРН) и «союзниками» (членами местного отдела СРН).

Епископ Ермоген в большинстве случаев присутствовал на собраниях ПВБСРН. Часто партийные собрания совмещались с религиозно-нравственными чтениями, инициатором организации которых в Саратове также был епископ Ермоген. В 1907-1911 годах владыка и его ближайшие сотрудники по ПВБСРН провели несколько крупных публичных выступлений против современных им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л. Н. Толстого. В 1907 году епископ Ермоген публично выступил против постановки на саратовской сцене пьес В. В. Протопопова «Черные вороны» и Ф. Ведекинда «Пробуждение весны», и преуспел в снятии первой с репертуара театров. В 1909-1910 годах добивался запрещения постановки в Саратове пьес Л. Н. Андреева «Анатэма» и «Анфиса». Он предлагал Святейшему Синоду отлучить от Церкви целый ряд известных писателей, а их произведения подвергнуть запрету. Публичные выступления епископа Ермогена на эти темы были предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства.

Как правящий архиерей проявил себя властным и жестким администратором, деятельность которого вызывала много нареканий. Нередко он перемещал священнослужителей, включая видных священников, прослуживших не одно десятилетие в своих приходах, из городских приходов в сельские без видимых причин. При нем пришло в расстройство епархиальное делопроизводство, как распорядительное, так и финансовое. Сборы и расходы на епархиальные нужды проводились небрежно, без должного учета, что порождало злоупотребления. Многие указы Святейшего Синода не передавались епископом в духовную консисторию и не исполнялись. Роль духовной консистории в епархиальном управлении была практически сведена к нулю. Из-за вмешательства епископа произошел упадок благотворительной деятельности Саратовского братства Святого Креста. При этом епископом было основано Христорождественское братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих.

Епископ Ермоген был склонен доверять и оказывать поддержку известным своей радикальностью иеромонаху Илиодору (Труфанову), Григорию Распутину и им подобным. Неприятие им формализма высшего церковного управления и вторжений светских властей, независимый стиль руководства создавали напряженность в его взаимоотношениях с Синодом и мирским начальством. Наибольшей остроты достиг конфликт между епископом Ермогеном и Саратовским губернатором С. С. Татищевым из-за иеромонаха Илиодора, чьи скандальные выступления подрывали престиж власти. Последовавшую в 1910 году отставку Татищева связывали с конфликтом с епархиальным архиереем.

Смещение на покой

Осенью 1911 года епископ Ермоген был вызван для присутствия в Святейший Синод, что, очевидно, было связано с желанием властей удалить архиерея из Саратова. Владыка решительно выступил против обсуждавшихся в Синоде проектов введения в Русской Церкви чина диаконисс и богослужебного чина отпевания инославных. Не ограничившись подачей особого мнения по поводу этих проектов на заседаниях Синода, 15 декабря того же года епископ Ермоген послал телеграмму с протестом императору страстотерпцу Николаю II.

В это же время обострился конфликт епископа с Распутиным, так как владыка изменил прежде положительное отношение к нему на прямо противоположное. 16 декабря 1911 года Распутин был приглашен в покои епископа Ермогена на Ярославском синодальном подворье. При разговоре присутствовали иеромонах Илиодор и известный юродивый Д. А. Знобишин («блаженный Митя»), а также в качестве свидетелей двое священников из Саратовской епархии. Епископ Ермоген запретил Распутину общаться с царской семьей и принудил поклясться в этом перед иконой. Оскорбленный Распутин послал императору и императрице телеграмму, в которой писал, что епископ Ермоген и иеромонах Илиодор якобы пытались лишить его жизни.

3 января 1912 года было высочайше удовлетворено представленное обер-прокурором В. К. Саблером постановление об увольнении епископа Ермогена от присутствия в Синоде. 7 января члены Синода подписали соответствующий указ, который в тот же день был вручен владыке. Однако епископ медлил с отъездом из столицы в епархию, давал интервью журналистам столичных газет.

Члены Синода и высшая светская власть были возмущены тем, что архиерей вынес конфликт на суд общественности. 12 января Синод новым указом объявил епископу Ермогену порицание за «голословное опорочение перед Государем Императором постановлений и суждений Святейшего Синода». 15 января обер-прокурор Саблер получил от императора телеграмму: «Надеюсь, что Святейший Синод сумеет настоять на немедленном отъезде епископа Гермогена и восстановить нарушенный порядок и спокойствие». Несмотря на воскресный день, обер-прокурор срочно созвал членов Синода, и они оформили «походный журнал», в котором епископу Ермогену предписывалось не позднее 16 января отбыть из Петербурга во вверенную ему епархию вместе с иеромонахом Илиодором. Однако ни указ Синода, ни уговоры посетивших Ярославское подворье Полтавского архиепископа Назария, Вологодского епископа Никона и обер-прокурора Саблера не заставили его подчиниться высшей духовной власти.

17 января члены Синода приняли решение об увольнении епископа Ермогена на покой с пребыванием в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии. В Саратов решено было направить чиновника П. В. Мудролюбова для ревизии епархии. В тот же день синодальное решение было утверждено императором. 22 января епископ Ермоген выехал из Петербурга в Слоним, откуда 24 января отправился в Жировицкий монастырь.

«Дело» епископа Ермогена, широко освещавшееся в прессе, вызвало резонанс в российском обществе. Отдельные дискуссии о нем прошли в Государственной думе в связи с рассмотрением сметы Святейшего Синода. Решения и действия Синода критиковали представители практически всех думских политических партий.

В Жировицком монастыре епископу Ермогену отвели 2 комнаты. Одну из них позднее соединили с Никольским храмом, а в ее стене было устроено окно, через которое в сильные морозы можно было слушать богослужение. В Жировицах владыка занимался врачеванием и даже устроил палату для больных, специально приезжавших к нему. Его регулярно посещали саратовские почитатели, которые сожалели о его удалении с кафедры. Епископ Ермоген проповедовал в монастырском храме и выезжал с этой целью в близлежащие храмы.

Ввиду приближения фронта по просьбе главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, оказывавшего епископу Ермогену покровительство, 25 августа 1915 году ему был назначен местопребыванием Угрешский Никольский мужской монастырь Московской епархии. В ноябре 1916 года епископ Ермоген самовольно выехал из Николо-Угрешского монастыря в Саратовскую епархию. Поездка была связана с деятельностью бывшего иеромонаха Илиодора, который после отречения от сана объявил себя основателем новой религии. Узнав о деятельности расстриги, епископ Ермоген составил воззвание и отправился в Саратовскую епархию, чтобы сообщить своей бывшей пастве о заблуждениях Илиодора.

Деятельность на Тобольской кафедре

8 марта 1917 года владыка Ермоген был утвержден епископом Тобольским и Сибирским. Февральскую революцию 1917 года владыка встретил настороженно. Он писал:

«Я ни благословляю случившегося переворота, ни праздную мнимой еще «пасхи» (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, ни лобзаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей родине, особенно же Церкви Божией завтра».

Сохранился текст его «Толкования на «Откровение» Иоанна Богослова», написанный в Москве и датированный 5 мая 1917 года.

В июне епископ Ермоген присутствовал в Тобольске на торжествах в честь 1-й годовщины прославления святителя Иоанна Тобольского, однако большую часть 1917 года он провел за пределами своей новой епархии. Принимал участие в работе 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Был заместителем председателя соборного Отдела высшего церковного управления. Выступал за участие членов Собора в Предпарламенте, хотя и считал его «болезненным, противоречивым государственным учреждением». Наблюдал своими глазами захват власти большевиками в Москве, что не могло не сформировать его отрицательного отношения к новой власти. В начале декабря 1917 года выехал из Москвы в Тобольск.

В деле управления Тобольской епархией епископ Ермоген обратился к собственному опыту организации религиозно-нравственных и внебогослужебных бесед в Саратове. 21 декабря 1917 года в здании Тобольского общественного собрания он провел чтение о необходимости церковных Соборов «как средства для упорядочения пришедших в расстройство дел церковных». С начала 1918 года в городских храмах Тобольска были организованы постоянные церковные беседы, которые велись проповедническим кружком, состоявшим не только из духовенства, но и из мирян. Кроме того, предполагалось организовать лекции по церковно-общественным вопросам и даже провести систематический круг лекционных чтений (в частности, по истории Русской Церкви). Епископ Ермоген принимал активное участие в деятельности Тобольского Иоанно-Димитриевского братства, уделяя особое внимание необходимости оказания помощи солдатам-фронтовикам. Он резко отреагировал на декрет об отделении Церкви от государства в январе 1918 года, обратившись к народу с воззванием, которое заканчивалось призывом встать на защиту веры.

Архиерейское служение владыки Ермогена в Тобольске совпало с пребыванием там в заточении по решению Временного правительства императорской семьи. Епископ Ермоген установил негласную связь с царской семьей, духовно поддерживал ее. 25 декабря 1917 года, после литургии в 1-й день Рождества, в Покровском соборе Тобольска в присутствии царской семьи было провозглашено им многолетие с титулованием императора и императрицы «величествами», а царских детей — «высочествами». Местные власти возбудили по этому поводу следствие. Из-за угроз революционно настроенных солдат расправиться с диаконом и священником Покровской церкви владыка отправил их в близлежащий Абалакский Знаменский монастырь.

Сщмч. Ермоген Тобольский. Икона, 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва.

Арест и мученичество

В марте 1918 года Тобольский совет полностью перешел под контроль большевиков, которые старались доказать причастность епископа к «монархическому заговору». 22 апреля в Тобольск прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК К. А. Мячин для осуществления перевозки царской семьи в Екатеринбург. По предложению комиссара был произведен обыск в архиерейских покоях. Члены совета Иоанно-Димитриевского братства, опасавшиеся за жизнь архиерея, предложили епископу ночевать в Тобольском Знаменском монастыре, где находились покои викария Тобольской епархии, Берёзовского епископа Иринарха. Поэтому епископ в ночь на 27 апреля не присутствовал во время обыска в архиерейском доме, когда была осквернена домовая церковь. При обыске была найдена «переписка» епископа «с членами императорского дома», представлявшая собой записку с подписью: «Мария». Эта записка была названа принадлежащей перу императрицы Марии Феодоровны, хотя настоящий ее автор, некая Мария, даже указала свой домашний адрес.

27 апреля на заседание Тобольского епархиального совета, проходившее под председательством епископа Иринарха, пришли члены Тобольского исполкома во главе с матросом Хохряковым и потребовали передать епископу Ермогену, чтобы он явился на допрос, обещая архиерею неприкосновенность.

Утром 28 апреля владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовали оба епископа, все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.

С 1 мая содержался в Екатеринбургской тюрьме по обвинению в контрреволюционных действиях. В Екатеринбург прибыли представители Тобольского епархиального управления протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный мученик Константин Минятов. Их попытки вызволить епископа из заточения не увенчались успехом. После передачи собранного по требованию властей денежного залога за освобождение епископа члены делегации были арестованы и вскоре расстреляны. 24 июня, в день Святого Духа, красноармейцы разрешили епископу Ермогену совершить молебен в камере. Вместе с ним молились почти все заключенные. На следующий день владыка и 8 или 9 заключенных (в т. ч. священник Тобольской епархии Петр Карелин) были доставлены на вокзал, откуда поездом под конвоем направлены в Тюмень.

В Тюмени заключенных посадили на пароход «Ермак». У села Покровского мирян перевели на пароход «Ока» и вскоре высадили на берег и расстреляли. Епископ Ермоген и священник Петр остались на «Ермаке». Красноармейцы в это время готовились к сражениям с войсками Временного Сибирского правительства, поэтому обоих священнослужителей привлекли к строительству укреплений. Епископ Ермоген был изнурен физически, но даже в этих обстоятельствах бодрость духа не покидала его. Таская землю и распиливая доски, он пел пасхальные песнопения. Вечером 28 июня владыку и священника посадили в трюм парохода «Ока», который шел вниз по реке Тобол по направлению к Тобольску, занятому уже белыми. Вскоре священника Петра Карелина вывели из трюма и сбросили в воду, привязав к телу камни. Когда «Ока» подошла к деревне Карбаны, в 173 верстах от Тюмени, на реке впереди показался корабль «Мария» белой флотилии. Красный пароход стал разворачиваться.

В 30 минут пополуночи 29 июня 1918 епископа Ермогена вывели на нос парохода, связали руки, прикрепили к ним камень и столкнули в воду. До самого последнего момента священномученик непрестанно молился и благословлял своих палачей.

Сщмч. Гермоген Тобольский

Мощи и почитание

Тело епископа Ермогена было обнаружено крестьянами села Усалка и похоронено неопознанным во временной могиле. В августе 1918 года, в ходе поисков тела епископа, останки были осмотрены приехавшей из Тобольска следственной комиссией, перевезены в село Покровское и временно захоронены в церковной ограде. Затем тело священномученика было облачено в архиерейские одежды и отправлено в Тобольск, где его торжественно встретили крестным ходом из всех городских церквей. У гроба епископа, установленного в Тобольском кафедральном соборе, служились панихиды и парастасы, к останкам, не поддававшимся тлению, прикладывались верующие. 15 августа епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) совершил отпевание. Епископ Ермоген был погребен в Иоанно-Златоустовском приделе собора на месте, где до обретения мощей находилась могила святителя Иоанна Тобольского.

Подвиг сщмчч. Андроника Пермского и Гермогена Тобольского. 4-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

23 июня 1998 года священномученик Ермоген был прославлен Тобольским епископом Димитрием (Капалиным) в лике местночтимых святых Тобольской епархии. Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной в то время, мученическая кончина святого Ермогена была изображена в нежней части четвёртого клейма.

Летом 2005 года, при ремонте кафедрального собора в Тобольске, был обнаружен склеп, в котором покоились останки священномученика Ермогена. 2-3 сентября того же года состоялись торжества по случаю обретения его святых мощей и перенесение их в Покровский собор . Празднование обретения мощей сщмч. Ермогена — 20 августа — внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 28 ноября 2011 года .

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Во святи́телех ди́вен показа́лся еси, / ре́вностию по Бозе окрыля́ем, священному́чениче Гермогене. / И пастве Сибирстей путево́ждь во страда́ниих являя́ся, / с ца́рственными страстоте́рпцами узы и заключе́ния разделя́я, / и страда́льчески путь сконча́вше: / на небесе́х мзду трудов твоих восприя́л еси, // молися за народ наш ко Господу.

Кондак, глас 5

Утвержде́ние веры правосла́вныя, / и любви Христовой пропове́дание, / паствы Сибирския похвало, Церкви Русския славо, / исповедничество и мученичество за Христа подъя́л еси, / свидетельствуя даже до смерти пред лицем богоборцев, / молитвенно в руце Божии душу свою предав, / священномучениче Гермогене, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин кондак, глас 4

Подвиг святительский добре сверши́вшаго / и течение мученическое мужественно сконча́вшаго, / прославля́ем тя, священномучениче Гермогене, / яко предста́теля пред Господем // за страну Российскую.

Награды

  • ордена Российской империи св. Анны 3-й (1897), 2-й (1900) и 1-й (1907) степени; св. Владимира 3-й (1902) и 2-й (1911) степени.

Труды

Документы, литература

Использованные материалы

Основная версия по статье Православной энциклопедии. Вариант фамилии — Долганов.

В Тобольском кремле проходят торжества, посвященные обретению мощей священномученика Ермогена, епископа Тобольского и Сибирского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 2 сентября 2005 года:

Официальный церковный календарь РПЦ —

Священническая хиротония: 1994
День Ангела: 21 мая (прославление свт. Гермогена, Патриарха Московского)
Юрисдикция: Русская Православная Церковь

Архимандрит Гермоген (Еремеев) родился в России, а именно в п. Черноисточинск Свердловской обл. С детства посещал Петро-Павловскую церковь. С ранних лет знал на память Шестопсамие. С тех времен полюбил пение.

После школы поступиЕл в Нижнетагильское музыкальное училище. Там же пел на клиросе Казанского собора. В 1984 был принят на роботу в Свердловский оперный театр, где проработал 5 лет. Одновременно пел в церкви Иоанна Предтечи. Затем уехал в Германию, где работал в военном ансамбле. На Немецкой земле посещал Александро-Невский храм в Потсдаме.

В 1990 принял дьяконский сан, в 1994 – монашество и сан священника. Учился в Московской семинарии.

Был старшим священником строящегося Иоанно-Предтеченского собора Екатеринбурга. Затем назначен настоятелем разрушенного Крестовоздвиженского храма Екатеринбурга, который пришлось восстанавливать. Некоторое время был клириком Ульяновской епархии, где исполнял послушание ключаря кафедрального собора иконы «Неопалимая Купина». Возвратившись в Екатеринбург, снова назначен старшим священником кафедрального собора. Несколько лет служил на новом приходе во имя Стефана Великопермского.

Указом правящего архиерея был назначен руководителем отдела милосердия Екатеринбургской епархии, клириком Иоанно-Предтеченского собора и настоятелем нового прихода в честь преподобного Серафима Саровского. В 2001 был заложен первый камень на месте Серафимовской церкви. С 2006 года курировал строительство церкви Иоанна Воина в г. Березовский.

При храме организовал сестричество милосердия в честь преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, школу в честь святого Царевича Алексия и молодежный отдел.

В 2010 возведен в сан архимандрита. В 2012 назначен благочинным Березовского округа. Является духовником областного управления ГИБДД.

Отец Гермоген известный вокалист и автор стихов. Ученик и друг народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. В 2015 дал в Екатеринбурге юбилейный концерт в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

Икона священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ГЕРМОГЕНУ ЕПИСКОПУ ТОБОЛЬСКОМУ

В нашем храме находится частица мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.

Каждый пришедший в храм может обратиться с молитвенной

помощью к святому, заказать молебен.

Святитель Гермоген (в миру — Георгий Ефремович Долганов, 1858-1918 гг.) управлял Тобольской епархией в 1917-1918 гг. и принял мученическую смерть от большевиков летом 1918 г. в с. Покровское близ Тобольска. Мученическую кончину предрекал ему в 1906 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский, который писал: «Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».

На Архиерейском соборе 2000 года епископ Тобольский и Сибирский Гермоген был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Молитва священномученику Гермогену, епископу Тобольскому и Сибирскому.

Частица мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

О, пастырю добрый, священномучениче Гермогене, ты бо Христа Иисуса всею душею возлюбил еси, и от юности тому усердно послужив, в учительстве добре подвизался еси и епископство достойно восприяв, Церкви Православной послужив, многие скорби претерпел еси веру сохранив и Бога прославив, напоследок же мученическим венцем венчался еси и ныне в Небесных обителях пребываяй паству свою назираеши и духовно окормляеши. Услыши молебный глас чад своих, пред святым твоим образом предстоящих и место погребения твоего чтущих, и заступника и ходатая тя пред Господом ведуще, умоли Господа, да утвердит в стране Российской веру православную, да дарует пастырем и пастве ревность о благочестии и спасении, отроком учащимся наук разумение, всем же друг ко другу любовь и согласие, заблудших да обратит и соединит Церкви Своей святей, ереси, расколы да упразднит, и вся православныя христианы да спасет и помилует и сподобит Небесного Царствия, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа, в безконечные веки. Аминь.

Тропарь свщ. мч. Гермогену Тобольскому, гл. 7
Во святителех дивен показался еси / ревностию по Бозе окрыляем священномучениче Гермогене. / И пастве Сибирстей путевождь во страданиях являяся / с Державнствующим узы и заключения разделяя / и страдальчески путь скончавши / на небесех мзду трудов твоих восприял еси / молися за народ наш ко Господу.

Кондак свщ. мч. Гермогену Тобольскому, гл. 4
Подвиг святительский добре свершившего / и течение мученическое мужественно скончавшаго / прославляем тя Священномучениче Гермогене яко предстателя тя пред Господем / за страну Российскую.

Величание:
Величаем тя / священномучениче Гермогене / и чтим честная страдания твоя / яже за Христа претерпел еси.

Житие священномученика Гермогена Тобольского

«Исполненный глубокой, пламенной веры, он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым, практическим деятелем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы, не находящим себе ни минуты покоя, жаждущим быть на народе, молиться с ним, утешать его, наставлять его, нести на себе его немощи и болезни. Это Архипастырь, по преимуществу, народный, и народ саратовский полюбил и оценил его…»

Протоиерей Сергий Четвериков, 1911 г.

Будущий свт. Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев) родился 25 апреля 1858г. в семье священника Херсонской епархии. Георгий окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошел курсы математического и историко-филологического факультетов. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где и принял монашество с именем Гермоген.

В 1892 г. он рукоположен в сан иеромонаха. В 1893г. окончил академию и был назначен инспектором, а затем и ректором Тифлисской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Деятельность Гермогена на Кавказе, распространившаяся гораздо далее семинарских стен, стала подготовкой к его святительскому служению.

14 января 1901 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архим. Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. На Вольской кафедре владыка Гермоген пребывает два года, и это время связано со значительным оживлением церковной жизни в Вольске. 21 марта 1903 г. он назначен епископом Саратовским и Царицынским и вызван для присутствия в Святейшем Синоде.

Служение владыки на Саратовской кафедре отличалось неослабевающим го-рением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам владыка, он же и руководил ими. Владыка часто объезжал приходы епархии и служил с таким благоговением, трепетом и молитвенным настроем, что многие плакали от умиления и духовной радости. Большое число верующих собиралось на вечерни с акафистом пред чудотворным образом Спаса Нерукотворного, совершаемые им по средам в Троицком соборе Саратова.

Особое значение епископ придавал печатному слову. В епархии была создана комиссия по изданию брошюр, листков, картин и изображений духовного и религиознонравственного содержания для распространения их в народе. Был преобразован и расширен епархиальный печатный орган «Саратовский духовный вестник», учрежден еженедельный «Братский листок». Широко развивалась благотворительная деятельность – помощь неимущим, голодающим, сиротам.

В это же время интенсивно строились храмы, монастыри, церковно-приходские и миссионерские школы. В 1903–1912 гг. в епархии было освящено 50 храмов, основано или восстановлено 8 монастырей и подворий… Трудно назвать область деятельности, где владыка не стремился бы свойственные ему упорство, актив-ность, ревностность употребить во благо Церкви.

Пекущийся о спасении душ, архипастырь не боялся враждующего против Истины мира и, подобно свтт. Василию Великому и Иоанну Златоусту, защищал православие от проповедей безбожия и разврата, которые стали тогда громко раздаваться с театральных подмостков. В 1907 г. саратовское духовенство выразило протест против зрелищ, имеющих безнравственный и богохульный характер, и было поддержано преосвященным Гермогеном.

С большой любовью и уважением относился к владыке Гермогену праведный Иоанн Кронштадтский, говоривший, что за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину святителя, он писал ему в 1906 г.: «Вы в подвиге, Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».

Протоиерей Сергий Четвериков так вспоминал о служении преосвященного Гермогена в Саратове: «С первых же дней моего пребывания в Саратове я узнал владыку Гермогена как народного молитвенника и народного наставника. Потом еще я узнал его как щедрого благотворителя… Особенно поражала в нем совершенно юношеская отзывчивость на всякое доброе начинание и полное пренебрежение к своему собственному удобству и покою. Он себе не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, и он выходил к ним беседовать… он мог поехать в гости к какому-нибудь мещанину… Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал навестить меня…»

В своей жизни епископ Гермоген был прост и нестяжателен. У него не было ничего своего, белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, ему выдавали другой из тех, которыми пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы; все определенные ему законом средства и те, что ему жертвовали, целиком отдавал на церковные нужды и раздавал неимущим. Его называли архиереем-аскетом.

Не для всех владыка был «удобен» в общении. Как человек прямой и нелицеприятный, он говорил всегда то, что считал нужным для пользы дела, невзирая на саны, титулы и могущие для него быть последствия. Защищая Церковь, мог быть резким, «непокладистым» и бескомпромиссным.

В конце 1911 г. на очередном заседании Св. Синода владыка резко разошелся во мнениях с обер-прокурором В. К. Саблером, который с молчаливого согласия многих архиереев спешно проводил некоторые учреждения и определения противоканонического характера (введение чина диаконис и богослужебного чина отпевания инославных). 7 января преосвященному Гермогену был объявлен указ за подписью Государя об увольнении от присутствия в Св. Синоде, 17 января 1912 г. последовало увольнение от управления епархией и направление на покой в Жировицкий монастырь Гродненской епархии. Одной из причин этой ссылки было резко отрицательное отношение владыки к Г. Распутину.

Начальник департамента полиции С. П. Белецкий писал, что, пребывая в Жировицах, «владыка смиренно переносил все невзгоды, служил в церкви, не отапливаемой зимой, с разбитыми рамами, жил, во всем себе отказывая, а на присылаемые ему изредка его попечителями деньги содержал фельдшера и аптеку, помогая фельдшеру, оказывая и сам медицинскую помощь всем, приходившим за таковой».

Святитель часто скорбел о будущем Церкви, Царя и Отечества и, плача, говорил: «Идет, идет девятый вал, сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь – погубят Царя… непременно погубят».

В августе 1915 г. владыку перевели в НиколоУгрешский монастырь Московской епархии, где его ссылка и вынужденный «покой» продолжились…

Возвращение свт. Гермогена к активной деятельности практически совпало с отречением Николая II от престола: в начале марта 1917 г. владыка был назначен на Тобольскую кафедру и вновь стал епархиальным архиереем. Непоколебимо отстаивая истину во времена монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою тобольскую паству он призывал «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена пред идолами революции и их… жрецами…» В то время Тобольск был местом заточения царственных узников; святитель как пастырь негласно оказывал им духовную поддержку, а большевики собирали на него «досье», намереваясь обвинить его в контрреволюционном монархическом заговоре – в условиях революционной России это могло стать самым тяжким преступлением.

Власти готовились к аресту владыки, а он, невзирая на это, назначил на Вербное воскресение 15 апреля 1918 г. крестный ход, перед началом которого призвал всех вознести всенародное моление Господу Богу о спасении погибающей Родины… После крестного хода его арестовали и заключили в Екатеринбургскую тюрьму. От ареста до мученической гибели оставался короткий период в 2 месяца. В одном из писем святитель писал: «Не скорбите обо мне по поводу моего заключения. Это мое училище духовное. Слава Богу, дающему столь мудрые и благотворные испытания мне, крайне нуждающемуся в строгих и крайних мерах воздействия на мой внутренний духовный мир».

Продержав владыку некоторое время в заточении, власти потребовали выкуп, но, получив его, вместо освобождения епископа арестовали членов делегации: протоиерея Ефрема Долганева, иерея Михаила Макарова и Константина Минятова. Их мученическая кончина предварила кончину владыки.

Вскоре владыку в числе других заключенных перевезли в Тюмень и доставили на пароходе к селу Покровское. Всех расстреляли, кроме епископа Гермогена и священника Петра Карелина. Их бросили в трюм, и пароход направился к Тобольску. Вечером 15 июня, когда священномучеников переводили с одного корабля на другой, владыка, подойдя к трапу, тихо сказал лоцману: «Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтобы обо мне помолились Богу».

Около полуночи с 15 на 16 июня на палубу парохода «Ока» сначала вывели иерея Петра Карелина, привязали к нему два больших гранитных камня и сбросили в воды реки. Та же участь постигла и владыку, до последней минуты непрестанно молившегося и благословлявшего палачей…

Честные останки епископа вместе с камнем весом более пуда были вынесены на берег реки, 3 июля обнаружены крестьянами и захоронены на месте обретения. 2 августа состоялось торжественное погребение сщмч. Гермогена в Софийско-Успенском соборе г. Тобольска.

Сщмчч. Гермоген, Ефрем, Михаил, Петр и мч. Константин причислены к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

3 сентября 2005 г. обретены мощи сщмч. Гермогена и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля. В 2011 г. частица мощей святителя передана в Свято-Троицкий собор г. Саратова. Жители и гости города имеют счастливую возможность, приходя сюда, поклониться святому, который оказался готовым принять смерть, чтобы засвидетельствовать свою веру.

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ

3октября 2005 года

Обретены мощи священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

Как рассказал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), было известно, что святитель захоронен в северном приделе кафедрального Софийско-Успенского собора Тобольского кремля, однако точное место захоронения было неизвестно. При ремонте собора в 1995 г. было найдено десять захоронений архипастырей, относящихся к XVIII-XIX вв., а также цементный склеп, в котором находился гроб, запаянный в металл. Тут и возникло предположение, что это склеп священномученика (так как цемент — строительный материал ХХ века), однако чтобы удостовериться в этом, пришлось не один год изучать все относящиеся к делу архивные материалы, проводить изыскания и исследования, в которых принимали участие студенты Тобольской духовной семинарии. Окончательной идентификации места захоронения помогла трещина в стене собора, которая, согласно старым описаниям, стала основной приметой искомого места.

Получив благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вскрытие захоронения, при большом стечении верующих, в присутствии архиереев мощи были вскрыты. По словам Тобольского архиерея, все детали подтверждали, что найдены останки именно святителя Гермогена, причем тело и облачения хорошо сохранились, но были несколько увлажненными из-за проводимых некогда в соборе работ по осушению крипты. Последним и окончательным доказательством стали зубы почившего: по свидетельству архиепископа Димитрия, «они были как пилка» — известно, что когда архипастыря предавали мученической кончине, он пел «Христос воскресе!», и палачи били его прикладами по лицу, сбив зубы.

От гроба с телом исходило благоухание. Крестным ходом он был обнесен вокруг двора Тобольского кремля и помещен в Покровский храм, где была отслужена Божественная литургия. Сейчас мощи открыты для поклонения верующих.

Акафист священномученику Гермогену епископу Тобольскому

Для келейного чтения

Кондак 1
Взбранный воине Царя Небесного / и Христова стада наставниче, / добрый и изрядный пастырю священномучениче Гермогене / возсиявый на земли Сибирстей яко звезда Богосветлая / тем же яко имея дерзновение ко Господу, / просвещение нам даруй, да зовем ти: /
Радуйся, священномучениче Гермогене, / Сибирския земли светильниче.

Икос 1
Ангелов Творец, в Троице славимый, предуведевый чистого сердца твоего изволение, показа тя мирови быти истинного ревнителя благочестия и любви Христовой воплощение. Ведуще тя инока славна и пастыря предобра, дарова тебе подвигом добрым подвизатися и течение жизни временныя мужественно скончати, нас же научая тебе воспевать таковая:
Радуйся, Богом избранный наш пастырю;
Радуйся, увенчанный архиерейской благодатию;
Радуйся, чистым разумом Бога возлюбивый;
Радуйся, Господу усердно послуживый;
Радуйся, сердце твое в незлобии хранивый;
Радуйся, иго Христово от юности восприявый;
Радуйся, земли Сибирстей благодатное дарование;
Радуйся, со всеми святыми неба Церковного украшение;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 2
Видя благопромыслитель Господь души твоея доброту, направил твой помысл ко исканию единаго на потребу; ты же спасение души возжелав, навыкл еси взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум божественный имея, всю суету привременныя жизни презрел еси, тем же оставив мир и вся яже в мире, приял еси чин ангельский, возрадовав и родителя своего в иерейском чине Богу служившего, сие изволение твое восхваляюще глаголем ти тако:
Радуйся, путем правым шествовал еси;
Радуйся, Царствие Божие обрел еси;
Радуйся, дом родительский оставивый;
Радуйся, за Христом последовавый;
Радуйся, образе кротости и смирения;
Радуйся, восприемниче Христова терпения;
Радуйся, яко Исаак в руки Божий себе отдавый;
Радуйся, любовию к небеси воспаривый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 3
Силою Божиею укрепляем, в иноческом подвизе потщался еси Христу Богу непорочным житием благоугодити, в Троице певаемому Богу, яко орган златострунный, взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3
Имея благодать священства, добре носиму в благоухающем сосуде души твоея, во граде Тифлисе нраву чистому и благочестию церковному, отроков юных научал еси, тем же видя тя, ревностью учительства пламенеющего, вопием ти сицевая:
Радуйся, помощи Божией непрестанное призывание;
Радуйся, отроков учащихся доброе воспитание;
Радуйся, юности присное вразумление;
Радуйся, буйства ея премудрое исправление;
Радуйся, страху Божию научаяй,
Радуйся, юные сердца благодатию исполняяй;
Радуйся, к жизни вечной руководствуяй;
Радуйся, от смерти греховныя спасаяй;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 4
Борения сердечныя и печаль душевную претерпел еси, священномучениче Гермогене, в подвизе учительстем неленостно пребывая, юноши к церковному служению уготовляя и преуспевати в житии благонравием, отечески наставляя, они же в грядущее жития своего время, с благодарностью пели Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Видя премногия труды твоя, Предвечный Архиерей наш, Господь Иисус Христос, жезл архипастырский и паству Саратовскую смотрению твоему вручи. Мы же о сем веселящеся, глаголем ти таковая:
Радуйся, вся степени иночества прошедый;
Радуйся, на престоле святительском возседый;
Радуйся, страже Церкви неустрашимый;
Радуйся, делателю винограда Христова неутомимый;
Радуйся, словам жизни научающий;
Радуйся, овцы заблудшие ко Христу призывающий;
Радуйся, во тьме седящия просветивый;
Радуйся, от погибели их сохранивый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 5
Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников, Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царство православное и путеводствуя ко угождению Единому Богу, во еже воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше тя Россия, яко дерзновеннаго служителя в годину тяжкую для Церкви и народа православного, возвышающаго голос свой за веру и Отечество и сохранение в чистоте заветов апостольских, дивишася подвигу твоему, сего ради и мы до сего дне озаряеми светом твоим, взываем ти:
Радуйся, молитвами сердце свое освятивый;
Радуйся, умныя очеса твоя к небесем возводивый;
Радуйся, вечное спасение возвестивый;
Радуйся, добрый воине Христов явивыйся;
Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый;
Радуйся, в Едином Бозе спасение улучивый;
Радуйся, устами твоими премудрость глаголавый;
Радуйся, светильниче, во тьме века сего возсиявый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 6
Проповедник Евангелия и ревнитель благочестия, словом и житием твоим был еси святителю Гермогене. Не устрашился еси поношения человеческого и нападений вражиих. С кротостию и долготерпением принимал еси их яко из руки Божии, Ему же и взывал еси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси на тверди церковней яко светильниче Божий, отче Гермогене, в пастве твоей явился еси наставниче веры, высоты духа и крепосте благочестия. Во граде Саратове и Царицыне во всенародном пении, ходы Крестные и Богослужения непрестанныя, совершал еси, предъуведа времена смутныя. Тем же достойно славим тя:
Радуйся, пастырю не себе угождаяй;
Радуйся, стадо Христово добре сохраняяй;
Радуйся, жезлом правды нечестие сокрушивый,
Радуйся, врагов церкви ревностно обличивый;
Радуйся, ограда крепкая неправедно обидимым; (или:
Радуйся, Иоанном Кронштадтским благословенный;)
Радуйся, защищение, правды ради ненавидимым; (или:
Радуйся, защищение страждущим усердный;)
Радуйся, меча духовнаго в ножны не вложивый;
Радуйся, венец мученичества от Господа получивый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь, испытати тя яко злато в горниле, разлучив тя от паствы Саратовския и в обитель Жировицкую всели, идеже всецело предавшись подвигу и молитве, братиею возлюблен был еси, за вся благодаря Бога и радостно вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 7
Новая и необоримая стена и ограждение нерушимое обители Жировицкия дарова тя Господь, яко подвижника благочестия, преподобне Гермогене. В молитве и плаче о неведущих и заблудших, непоколебимо подвизался еси, и в подобие Христово облеклся еси. Сего ради молитвами твоими свободи нас от работы вражия и научи нас Единому Богу служити, восхваляющих тя сице:
Радуйся, ангелов житием удививый;
Радуйся, от страстей себя свободивый;
Радуйся, горняя мудрствовати научивый;
Радуйся, человечество во Христе прославивый;
Радуйся, Христовых заповедей исполнителю;
Радуйся, благочестия ревнителю;
Радуйся, непреклонный Православия исповедниче;
Радуйся, иноческих уставов защитниче;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 8
Смутное время бед и скорбей попусти Господь народу Русскому, хотя отделити пшеницу от плевел и прославити рабов своих, мы же терпению их непоколебимому за веру Православную научаемся, славяще Христа Бога, дивного во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 8
Вся премудро устрояя, Господь, дарова тя архипастыря земли Сибирския, быти уставам церковным хранителю и в дни смуты для всех покровителю, радующееся о твоем к нам пришествии, воспеваем ти таковая:
Радуйся, веры утверждение
Радуйся, надежды вселение;
Радуйся, любовь Христову являяй;
Радуйся, Богомудрыя умы услаждаяй;
Радуйся, Боголюбивых душ увеселение;
Радуйся, телес наших исцеление;
Радуйся, об отечестве нашем печальниче;
Радуйся, Тобольския кафедры священноначальниче;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 9
Вси люди паствы Тобольския видевши тя, святителю, немолчного проповедника и щедрого благотворителя, любовию Христовою, яко отца о чадех своих исполненного, и пред престолом Божиим о нас предстателя, единогласно воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Витийство песненное наше не возможет по достоянию изрещи труды твоя, святителю Гермогене, подвигом бо добрым подвизался, службы Божественныя совершая, благочестие проповедал и любовию ко Господу Иисусу горя, сего ради прими от нас похвалы сия:
Радуйся, святыя молитвы совершаяй;
Радуйся, в трудах неленостных пребываяй;
Радуйся, яко во бдениих усердствовал еси;
Радуйся, яко бесстрастие Христово стяжал еси;
Радуйся, смирения и незлобия учителю;
Радуйся, терпения и миролюбия хранителю;
Радуйся, враги своя любити научаяй;
Радуйся, любовию вражду побеждаяй;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 10
Спасение вечное всем устрояя, определи тебе Господь краткое время святительства твоего на земли Сибирстей, идеже волны нестроений и междуусобныя брани воздвизаемые врагом спасения быша. Ты же, яко адамант веры непоколебимо пребыл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда и град необорим пребывая прещения мучителей не убоялся еси, святителю, крестным ходом град Тобольск освящая и царственных узников с высоты Кремля благословляя. Мы же дивящеся крепости духа твоего поем тебе таковая:
Радуйся, Царя Небеснаго добрый воителю;
Радуйся, царя земнаго верный служителю;
Радуйся, мирскаго мятежа укрощение;
Радуйся, христианскаго подвига возвышение;
Радуйся, мучителем посмеявшийся;
Радуйся, за подвиг исповедничества крепко взявшийся;
Радуйся, сие до конца претерпевший;
Радуйся, верным чадам образ добрый явивший;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 11
Подвиг мученический, оковы тяжкие, изгнание дальнее и заключение темничное претерпел еси, святителю, егда на мученичество взят был еси людьми злонравными и неверными и во единем граде, во едино время с царственными страстотерпцами пребывал еси, дондеже достигл еси восхода на Голгофу страданий твоих, поя укрепляющему тебя Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Слышавши, верныя чада твоя о узах твоих во Екатеринограде, потщашася о освобождении твоем, но не возмогоша преодолети коварство мучителей и от них пострадавши победными почестьми от Господа венчалися есте, положивше души своя вкупе с пастырем своим. Мы же подвиг ваш восхваляющее вопием вам сице: Радуйтеся, священномученицы: Ефреме, Петре, Михаиле, подвиг свой совершившии; Радуйтеся, мучителевым обманам пренебрегши.
Радуйся, мучениче Константине, на подвиг себе отдавый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, за Господа пострадавый.
Радуйся, за Камень веры, Христа, в воду вверженный.
Радуйся, с каменем на персех твоих обретенный;
Радуйся, яко тело твое нетленно явися; Радуйтеся, яко Царствие Божие вам верно дадеся;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 12
Благодарение возсылая Богу и путь земного жития мученически скончавая, кротко молился еси с пострадавшими с тобою в реце Туре и по мале времени, нетленно обретается на брезе речнем тело твое и честне во град Тобольск приносится и во гробе святителя Иоанна погребается, и ныне прославляется от христианских родов, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Пение у гроба твоего, угодниче Божий святителю Гермогене, прими от нас, совершающих память твою, аще и на многая лета сокрыта бысть память твоя, но невозможно есть укрытися светильнику под спудом. Богу же вся мудро устрояющему и светильник веры твоей на свешнице поставляющий и скорого помощника нам являющаго, да вопием тебе таковая:
Радуйся, добрый подвиг совершивший;
Радуйся, тело нетленное благодатию явивший;
Радуйся, яко сие честне в церкви погребеся; ,
Радуйся, яко оное на исцеление верным дадеся;
Радуйся, яко силу воскресения Христова являеши;
Радуйся, яко зарю всеобщего воскресения показуеши;
Радуйся, истины Православия несомненное уверение;
Радуйся, веры благодатной неложное извещение;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.

Кондак 13
О священная главо, святый священномучениче Гермогене, ты бо Господа Иисуса Христа всею душею возлюбил еси и за веру Православную и Церковь святую пострадати изволил еси и на небесех мзду трудов твоих восприял еси, но и нас на земли тебе чтущих не оставил еси, услыши нас прославляющих и молящих Тя: да умножится в нас благодать Божия очищающая и освящающая души наша, да улучивши спасение вечное благодарственная вопием Богу: Аллилуиа.
Сей Кондак читается трижды. Посем Икос 1 и Кондак 1

Подготовлено по материалам:

по книге «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», составленные игум. Дамаскиным (Орловским), июнь

Православного церковного календаря — azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *