Эпоха крестовых походов продолжалась

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В XI-XIII ВВ.

ИНКВИЗИЦИЯ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Цели урока:

  1. Рассмотреть причины роста средневековых городов и их последствия;

  2. Выяснить причины обострения конфликтов между церковной и светской властью.

  3. Определить причины, цели и итоги крестовых походов.

  4. Показать роль инквизиции в европейском Средневековье.

  5. Продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, делать выводы, работать с исторической картой.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: крестовый поход, инквизиция.

Ход урока

Оргмомент.

  1. Проверка знаний учащихся. Беседа по вопросам:

  • В каком году произошел раскол христианства на католичество и православие?

  • В чем вы видите причины этого раскола?

II.Актуализация новой темы.

В XI-XIII вв. Западная Европа переживала период обострения внутренних противоречий между светской и духовной властью, императорами и папами. Этот конфликт не ограничился рамками Европейского континента. Его продолжением стали Крестовые походы, положившие начало европейской экспансии на другие континенты.

III. Изучение новой темы.

ПЛАН

  1. Рост городов в Западной Европе: причины и последствия.

  2. Конфликт светской и духовной власти в Западной Европе.

  3. Крестовые походы и инквизиция.

1. Рост городов в Западной Европе: причины и последствия.

Изучение новой темы начинается с рассказа учителя.

В раннее Средневековье в странах, входивших до этого в состав Римской империи, сохранялись уцелевшие во время варварских вторжений города. Но многие из них потеряли свое былое значение и служили только резиденциями королей и феодалов. Лишь в Византии, Италии и Испании города продолжали играть роль центров торговли и ремесла.

В X-XI вв. число городов в Европе стало быстро расти. Это было обусловлено ростом производительных сил, прежде всего в сельском хозяйстве: осваивались новые земли, улучшалась их обработка, распространялось трехполье.

Возникли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, выращивание масличных культур. У крестьянина стали скапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые он мог обменять на изделия ремесла, вместо того чтобы изготавливать эти изделия самому. Ремесленник получил возможность прокормиться только своим ремеслом. Так развитие сельского хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.

Вещи, сделанные ремесленниками-профессионалами, были сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. Ремесленники, наряду с купцами, составляли основное население средневековых городов.

Вопрос: в каких местах где возникали города?

Города возникали около замков и крепостей, стены которых могли служить защитой в случае опасности, вокруг монастырей, куда приходило большое количество паломников, близ мостов и переправ.

Развивалось разделение труда между городом и деревней: жители деревни занимались сельским хозяйством, горожане — ремеслом и торговлей.

По внешнему виду средневековые города сильно отличались от современных. Они были окружены высокими стенами и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений. На ночь городские ворота запирались. По мере притока населения территория становилась тесна, возникали предместья, со временем строилось второе кольцо укреплений.

Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тыс. человек. Большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80—100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).

Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было самоуправление горожан, еще и ратуша (здание городского совета).

Поскольку стены мешали городу расти вширь, улицы делались крайне узкими (по закону «не шире длины копья»). Дома тесно примыкали друг к другу. Уличного освещении не существовало, как и канализации. Мусор, остатки пищи, нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Здесь же бродил мелкий скот, рылись куры и гуси. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в городах вспыхивали опустошительные эпидемии, часто случались пожары.

Средневековые города возникали на земле королей, а также феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в зависимости от сеньора. По мере того как города росли и богатели, сеньоры начинали их притеснять.

Горожане начали борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения сеньориального города в вольный, а его жителей — в свободных граждан. Они требовали экономических привилегий. Позднее города стали бороться и за политические привилегии — за право на самоуправление.

Вопрос: какими способами можно было этого добиться этих привилегий?

1. Откупиться от сеньора, уплатив крупную сумму денег.

2. Вооруженные выступления.

Добившиеся самоуправления города назывались коммунами. Во главе завоевавшего независимость города стоял городской совет (магистратура). Его глава назывался в Англии мэром, в Германии — бургомистром.

Все горожане получили личную свободу. Во многих городах Европы действовало правило, согласно которому беглый крестьянин, проживший в городе год и один день, становился свободным. Отсюда поговорка — «городской воздух делает свободным».

2. Конфликт светской и духовной власти в Западной Европе.

В ХI веке обострилась не только коммунальная борьба, но и борьба между светскими и духовными властями.

Дать свою оценку на эти события:

Кто прав по-вашему в этом конфликте?

Григорий VII, избранный папой в 1073 г., запретил светским властям осуществлять назначение епископов, а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык. Папа очень упорно и яро боролся за то, чтобы освободить церковь от влияния императоров, что получил прозвище «Святой Сатана». Действия Григория VII вызвали протест германского императора Генриха IV, который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на эго церковным проклятием, освободив подданных Генриха от присяги, принесенной королю. Генрих, опасаясь восстания, подчинился и как кающийся грешник направился 27 января 1077 г. в Каноссу, где находился Григорий VII. Три дня он ждал аудиенции. Папа отпустил раскаявшемуся императору грехи, думая, что окончательно уничтожил его амбиции. Генрих IV не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Но германские власти выступили против императора. Лишь со смертью обоих властителей данный конфликт был урегулирован. Однако борьба между светской и духовной властью продолжалась.

Работа с документом. стр. 174.

3. Крестовые походы. Дайте определение этому термину.

Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество. Классической эпохой Крестовых походов считают XI—XIII вв.

Первые Крестовые походы отличались массовостью и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей в них принимали участие крестьяне и купечество. Постепенно социальная база движения сужалась и они становились рыцарскими экспедициями.

Назовите причины крестовых походов?

Работа с доп.материалом в маршрутном листе.

Причинами походов был большой комплекс экономических, социальных, внешнеполитических и религиозно-психологических факторов. Существовало право майората, когда лишь старшие сыновья знатных сеньоров получали отцовские земли, а младшие должны были сами заботиться о приобретении средств к жизни, содействовало росту агрессивных настроений рыцарской молодежи.

Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на востоке. Итальянские купцы привозили на Запад драгоценности и специи, шелковые ткани, парадное вооружение и многие предметы роскоши. Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока— дело отнюдь не невозможное и даже богоугодное. Первые успехи Реконкисты на Пиренеях уже готовили почву для еще более широких движений под лозунгом священной войны ради Господа. Демографический подъем, переживаемый Европой, не был решающим фактором Крестовых походов, но он создал возможности участия значительных масс народа в дальних экспедициях.

Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им не только лозунги и оформление, но и саму нравственную и психологическую, а нередко и материальную основу. Сам канун Крестовых походов был тяжелым временем смут и голода («семь тощих лет»), эпидемий чумы и других болезней. К этому добавлялись и стихийные бедствия, особенно небывало суровые зимы и наводнения в Северной Европе в 1089—1094 гг.

Во всей Европе распространялись ожидания скорого конца света. Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением. Возвращавшиеся пилигримы распространяли преувеличенные слухи о преследовании христиан тюрками-сельджуками в Палестине, где находилась главная святыня — Гроб Господень.

Из мифологизированных представлений о Востоке и его богатствах и отождествления его с библейской Землей Обетованной, ставшей достоянием неверных, и родилась идея особого, священного паломничества, войны ради Господа и освобождения его Гроба.

Клермонский Собор. Папа выступил 27 ноября 1095 г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и клириков в соборе Клермона (Франция). Сказанное папой проповедники передавали из уст в уста.

Фулькерий Шартрский так передает слова папы: «О, сыны Божьи! Необходимо, чтобы вы как можно скорее поспешили на выручку ваших братьев, обитающих на Востоке. Сам Христос повелевает изгнать язычников из христианских земель. Это дело людей всякого звания, богатых и бедных. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются с варварами те, кто раньше сражался против братьев и сородичей. Так хочет Бог!», — в едином порыве повторяли слова папы все собравшиеся.

Проповедь войны с неверными была сразу же подхвачена сотнями проповедников. Люди собирались в отряды, вооружались кто чем мог, нашивали на одежду кресты. Чтобы отправиться в поход, бедняки, не имевшие лошадей, подковывали быков. Чтобы собрать необходимое для похода, продавали имущество. Аббат Гвиберт Ножанский писал, что «в прежнее время ни темницы, ни пытки не могли бы исторгнуть у них того, что теперь сполна отдавалось за безделицу». Мечты об искупительном подвиге сочетались и с надеждами на обретение земли, которая, по Писанию, «течет медом и молоком».

Видеофрагмент «Крестовые походы».

Работа с картой. Отметьте на контурной карте государства крестоносцев.

Крестовый поход детей. Хронисты повествуют, о том, что в народе распространялось представление, что только чудо, совершенное безгрешными детьми, освободит Иерусалим. В 1212 г. в Северной Франции и в области Кёльна тысячи юношей и подростков, в основном из крестьянских семей, собирались в отряды, желая идти в Святую Землю. Часть из них прибыла в Марсель, где алчные судовладельцы продали детей в рабство мусульманам. Так бесславно и трагично закончился полулегендарный Крестовый поход детей.

«Северные» крестовые походы. В XII—XIII вв. немецкие, датские и шведские феодалы организовывали «северные» крестовые походы в Восточную Прибалтику против «язычников». Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Берлин, Ревель , Выборг и др.

Давайте назовем итоги этих походов?

Работа с доп.материалом в маршрутном листе.

Итоги Крестовых походов. Крестовые походы повлекли большие жертвы как среди населения государств Востока, так и среди их участников. Гибли многие культурные ценности, дворцы, памятники и библиотеки. Особенно сильно пострадал Константинополь, никогда не вернувший себе былой красоты и величия после латинского разгрома. Вместе с тем они расширили горизонты, впервые после времен античности привели в близкое соприкосновение Европу и Восток. Результаты их неоднозначны.

Вырос товарообмен между Западом и Востоком. Большую выгоду извлекли для себя итальянские морские республики — Генуя, Венеция. Усилился вывоз западноевропейских товаров на Восток. Некоторые технологические новинки и сельскохозяйственные культуры: арбузы, абрикосы, лимоны были завезены в ту эпоху с Востока. Крестоносцы познакомились с производством сахара, голубиной почтой. Предметы восточного быта, оружие, редкостные изделия, ковры, сладкие вина и пряности входили в моду.

Крестовые походы содействовали укреплению централизации Франции и Англии, оттоку наиболее беспокойных элементов рыцарской вольницы. Со времен Крестовых походов ведут отсчет интересы Франции и Англии на Востоке

Католическая церковь расширила зону своего влияния, создала новые структуры в виде духовнорыцарских орденов. Вместе с тем Крестовые походы усилили конфронтацию Запада и Востока. Они активизировали джихад как ответную агрессивную реакцию мусульманского мира. Четвертый крестовый поход гораздо в большей мере, чем схизма 1054 г., разделил христианские церкви. Они укрепили на Западе психологический стереотип, компонентой которого были недоверие и враждебность не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Инквизиция. В XII в. представители самых широких слоев населения обращаются к поискам индивидуального пути к Богу. Пробуждается интерес к Священному Писанию, миряне стремятся познакомиться с ним не через посредство клира, знающего латынь, а самостоятельно. Библия начинает переводиться на народные языки. Массовый религиозный подъем породил множество еретических учений во второй половине XII — XIII в

Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися в XII — XIII в., явились ереси вальденсов и катаров. Первоначально они возникли в городах юга Франции и оттуда распространились по всей Европе. Знакомство с Евангелием приводило к выводу, что католическая церковь давно забыла заветы святой бедности и служит не Христу, а земным благам.

Основатель ереси вальденсов, лионский купец Пьер Вальдо, отказался от принадлежавшего ему имущества, чтобы жить в бедности и подобно апостолам бродить по дорогам, проповедуя Евангелие и призывая народ к покаянию. Позднее вальденсы сформулировали тезис о том, что развращенная богатством римская церковь потеряла святость и отправляемые ею таинства не имеют силы. Поэтому вальденсы считали, что право совершать таинства имеет не тот, кто получил священнический сан, а любой мирянин, который, согласно заповедям Христа, ведет нищенский образ жизни, лишен крыши над головой.

Значительно дальше пошли катары. Католическую церковь катары объявляли творением сатаны. Этой «грязной» церкви катары противопоставляли свою «чистую» церковь, основанную на принципах суровой аскетизма и нестяжательства. Особенного успеха церковь катаров достигла в районе между Тулузой и Альби, где к ней примкнули не только горожане, но и представители высшего дворянства. По названию одного из центров катаров — города Альби — их стали именовать альбигойцами.

Распространение еретических движений во многих странах Западной Европы, их массовый характер заставили католическую церковь прибегнуть к чрезвычайным мерам, таким, как провозглашение крестового похода против альбигойцев и учреждение системы папской инквизиции в 30-е гг. XIII в. Теперь во всех епископствах вводилась особая должность папского инквизитора, которому надлежало единолично вести следствие по всем делам, относящимся к ереси, вплоть до вынесения окончательного приговора. Решение папского инквизитора были обязательны как для местных епископов, так и для светской власти, которым еретик передавался для исполнения приговора. Обычным наказанием по обвинению инквизиции стало сожжение на костре, якобы очищающее еретиков от их заблуждений.

Работа с документом.

Из сочинения монаха Цезария Гейстербахского «О ереси альбигойской» (XIII в.).

» И настолько усилилось заблуждение альбигойское, что вскоре заразило почти тысячу городов, и если бы не было подавлено мечом верных, то захватило бы и всю Европу… В год Господа нашего 1210-й проповедовали по всей Германии и Франции принять крест против альбигойцев, и в следующем году поднялись против них… многие разного чина и звания; И пришли они к большому городу по названию Безье, в котором было более 100 тыс. человек, и стали его осаждать… некоторые воины, подставили лестницы и бесстрашно взошли на стены, открыли ворота и город был взят. Узнав из возгласов, что там вместе с еретиками находятся и правоверные, они сказали аббату: «Что нам делать, отче? Не умеем мы различить добрых от злых”. И вот аббат, боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись правоверными, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал: «Бейте их всех, ибо Господь познает своих”. И перебито было великое множество».

Используя источник, объясните, в чем организаторы крестового похода видели опасность альбигойства. Как вы оцените позицию аббата?

ПОЗИЦИОННАЯ ДИСКУССИЯ.

IV.Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам.

  • Почему обостряется конфликт между церковной и светской властями?

  • Назовите причины Крестовых походов.

  • Составить синквейн по теме урока.

V.Подведение итогов урока.

VI.Выставление оценок.

VII.Рефлексия.

Последний крестовый поход был восьмым по счету. Он практически не принес результатов и в очередной раз напомнил, что христианские государства на Востоке обречены на захват мусульманами.

Подготовка последнего крестового похода

В августе 1266 г. папа Римский Климент IV начал подготовку к новому крестовому походу. Пятидесятилетний Людовик IX выразил горячее желание вновь принять крест.

Французский король начал тщательную подготовку. За это время к походу присоединились будущий король Англии Эдуард I и Карл Анжуйский.

Существуют разногласия по поводу того, в каком году состоялся последний крестовый поход. Одни историки рассматривают экспедиции Людовика IX (1270 г.) и Эдуарда Английского (1271-1272 гг.) отдельно (Восьмой и Девятый крестовые походы); другие объединяют их вместе.

Действия Людовика IX

В начале июля 1270 г. армия Людовика IX отплыла из Эгморта. На военном совете было принято решение направиться в Тунис, которым правил эмир Абу Абдалла.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Крестовый поход детей
  • 2. Крестовые походы (6 класс)
  • 3. Седьмой крестовый поход
  • 4. 13 век, кто правил на Руси?

Рис. 1. Людовик IX плывет в Святую Землю. Миниатюра, XIV в..

19-20 июля 1270 г. в двух сражениях крестоносцы с легкостью разбили тунисские войска. Однако король не стал развивать успех, а занялся укреплением лагеря. Невыносимая жара привела к эпидемии, от которой умер сам Людовик IX.

Согласно легенде, последним словом умирающего французского короля было: «Иерусалим”.

Рис. 2. Людовик IX на смертном одре.

У наследника Людовика IX Филиппа III не было никакого желания продолжать крестовый поход. 30 октября 1270 г. он заключил с тунисским эмиром мирный договор, содержащий следующие пункты:

  • свободное передвижение и торговля на территориях, подвластных договаривающимся сторонам;
  • христианское духовенство может строить церкви и заниматься миссионерством на землях Туниса;
  • крестоносцы немедленно отплывают из Туниса;
  • эмир возмещает все военные издержки (210000 унций золота).

Первый год последнего крестового похода (1270) принес хоть какие-то результаты.

Действия Эдуарда I

Английские крестоносцы прибыли в Тунис позднее. Они практически не пострадали от эпидемии и не участвовали в крупных сражениях. Поэтому, вернувшись на Сицилию, Эдуард решил продолжить поход после зимовки.

Весной 1271 г. английская армия на тринадцати кораблях отплыла в Акру. Английский командующий был умелым военачальником, но в его руках находились крайне ограниченные силы. Поэтому он мог проводить только незначительные рейды по территории противника.

Так или иначе присутствие английских крестоносцев беспокоило султана Бейбарса. 21 апреля 1272 г. он подписал десятилетний мирный договор с Иерусалимским королевством. Для христиан результаты оказались ничтожны: незначительные политические уступки и обещание султана разрешить доступ паломников в Назарет.

Чтобы избавиться от Эдуарда, Бейбарс даже нанял ассасина (наемного убийцу). Но англичанин оказал сопротивление и получил незначительное ранение.

Эдуард покинул Ближний Восток в сентябре 1272 г., что считается конечной датой последнего крестового похода.

Рис. 3. Эдуард I.

Что мы узнали?

Последний крестовый поход состоял из экспедиций Людовика IX и Эдуарда Английского. Французский король умер во время похода, а английский лорд провел несколько незначительных операций. Эти экспедиции уже ничего не могли изменить. До падения последнего оплота крестоносцев на Ближнем Востоке оставалось чуть менее 20 лет.

Тест по теме

Оценка доклада

Крестовое движение: предпосылки и причины

Процесс, начатый в конце XI столетия и переломивший ход европейской истории, отнюдь не ограничивался только ближневосточным регионом. Крестовая экспансия шла по всем направлениям, выходя за рамки христианского мира. На севере и северо-востоке Европы крестоносцы осваивали Прибалтику, Карелию и прусские земли. На юге борьба шла за освобождение Пиренейского полуострова от мавров (она же Реконкиста). И, конечно же, Ближний Восток, завоевание которого стало отправной точкой истории крестового движения. Считается, что оно утратило свою силу уже в XIII-XIV веках, но, это, мягко говоря, не совсем верно.

Продолжение этого процесса мы найдем и в географических экспедициях раннего Нового Времени. Великие путешественники Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Америго Веспуччи и Васко да Гама во многом выступали как христианские миссионеры, которые водружали крест на новых землях.

Христианский мир закономерно расширял свои границы. Но и внутри Европы приходилось бороться с еретическими движениями и отступниками от истинной веры.

Духовной основой европейской экспансии на Восток стала знаменитая Клюнийская реформа X-XI веков: «обновленный» клир считал, что общество должно объединяться вокруг идеи всеобщего спасения и создания достойных условий проживания в границах христианского мира. Истоки движения и в паломничестве. Люди Средневековья всегда хотели воочию увидеть свои духовные ориентиры: побывать в святых местах и дотронуться до реликвий христианского мира.

Карта Средневекового мира. Источник: pinterest.com

Среди прочих Иерусалим был святыней № 1: это не только место, где разворачивалась новозаветная история и прошла земная жизнь Христа, но и модель идеального мира — Царства небесного. Средневековый человек всегда противопоставлял греховному Вавилону святой Иерусалим, подобно тьме ночи свет дня. Царство небесное в понимании людей той эпохи должно было иметь абсолютно земную структуру и доступные для простого человека порядки. Всё это олицетворял «земной» Иерусалим. Даже на картографических материалах Средневековья этот город является центром христианского мира.

По логике вещей, на рубеже X-XI столетий была неминуема священная война, ведь главная святыня христианского мира находилась в руках иноверцев. А кто будет воевать во имя мира? Конечно же, знать, чьи германские воинские доблести постоянно пытались вместить в границы христианской конфессии. Рыцарь — защитник веры и церкви. Меч — подобие латинского креста. Крест как символ на одежде появляется ещё в середине XI века, когда европейские вооружённые пилигримы идут на помощь к своим братьям по вере в Испании и Португалии.

Хронология крестовых походов: Ближний Восток

На настоящий момент принято считать, что Крестовых походов в Святую Землю было около 9. Взгляд современных исследователей и просто любителей истории вполне понятен, но он нуждается в определённых коррективах. Современники же полагали, что крестовый поход был всегда один, который увенчался взятием Иерусалима в 1099 году. С него начинается история государств крестоносцев на Ближнем Востоке и в особенности Иерусалимского королевства. Европа ощущает на себе очень сильное культурное влияние Востока с начала XII века. Да и на экономику и демографию Европы крестовое движение оказало положительный эффект. Все последующие походы в средневековых хрониках освещались лишь как отдельные экспедиции на помощь пилигримам на Востоке.

Маршруты крестовых походов. (pinterest.com)

В порядковой классификации выделяются 4 крестовых похода, как наиболее крупные и значимые для истории Средних Веков. С чего же всё начиналось?

А началось всё в ноябре 1095 года в городе Клермон на юге Франции. Римский Папа Урбан II, активный сторонник Клюнийской реформы, собрал очередной церковный собор. Современники отмечали, что участников мероприятия было столько, что понтифику пришлось выступать на поле рядом с кафедральным собором. Поводов собраться было предостаточно: восстановить мир и прекратить смуты знати, свести счеты с противниками апостольского престола из Германии (вспоминаем борьбу за инвеституру Генриха IV и папы Григория VII). Но в повестку собора вносит изменение Византия: император Алексей I Комнин просит римского понтифика помочь в борьбе с турками-сельджуками, которые вторглись в Малую Азию и на Ближний Восток из среднеазиатских степей в середине XI века. Византийская империя теряла провинции на Востоке: в 1071 году в битве при Манцикерте император Роман IV Диоген угодил в плен к сельджукскому султану Альп-Арслану. Да и на Ближнем Востоке мусульманские князьки то и дело покушались на христианские святыни. Наместник бога на земле призвал идти к святым местам и защищать их.

Папа Урбан II на Клермонском соборе. (pinterest.com)

Первый и единственный поход (1096−1099 гг.) принято делить на две фазы: поход «бедноты», начатый весной 1096 года, и поход знати, который взял старт через год. Элита готовилась больше времени, чем простой люд. Народные проповедники, такие как Пётр Пустынник или немецкий священник Ботшанк, призывали бросать всё и идти в Святую Землю.

Пётр Пустынник. (pinterest.com)

Знать объединяется вокруг Готфрида Бульонгского из Лотарингии и его брата Балдуина, Раймунда Тулузского, Роберта Коротконого (сына Вильгельма Завоевателя) и Боэмунда Тарентского. Нормандцы, лотарингцы, французы и немцы составляют костяк воинства господ.

Осенью 1096 года толпа оборванцев во главе с Петром Амьенским (он же Пустынник) через Венгрию достигает массивных укреплений города императора Константина Великого. Цивилизованные византийцы были так напуганы количеством оголтелой бедноты под стенами города, что решили пропускать их по группам. Переправившись через Босфор, простолюдины осадили Никею и были разбиты турками. Из 20 тысяч пилигримов выжило всего 3 тысячи. В их смерти были повинны не только мусульмане: крестьяне умирали от голода, жары и болезней.

Весной 1097 года закованные в стальные доспехи всадники прибывают в Константинополь. Но император Алексей I не спешит пускать крестоносцев дальше: византийцы пытаются склонить предводителей похода к присяге на верность басилевсу и добиться от них полной лояльности. Греки желают вернуть утраченное руками крестоносцев, однако Готфрид и его братья по оружию не спешат принимать присягу. Заключив довольно ненадёжное соглашение, военная машина европейцев берёт штурмом Никею и отправляется к заветной цели похода. Неся тяжкие потери, воинство Христа в 1098 году берет Антиохию и захватывает Эдессу. Крестоносцы закрепляются на Ближнем Востоке и формируют первые княжества.

Битва крестоносцев с турками. Источник: pinterest.com

В июле 1099 года вооруженные пилигримы берут штурмом Иерусалим. 17 июля город пал, и Готфрид Бульонский, как гласит легенда, у гробницы Иисуса приносит клятву — теперь он главный защитник христиан на Святой Земле. К 1101 году крестоносцы дойдут до берегов Красного моря и начнут строить первые укрепления по периметру занятых территорий. Были образованы графство Эдесса, княжество Антиохийское, графство Триполи и, конечно же, Иерусалимское королевство. Для защиты территорий христиан на Ближнем Востоке создаются духовно-рыцарские ордена и возводится ряд твердынь по периметру границ государств «франжей» (так арабы называли крестоносцев).

Государства крестоносцев. (pinterest.com)

В первой четверти XII века в правление Балдуина I обстановка на Ближнем Востоке была относительно спокойной. Мусульманские правители постепенно набирали силы для ответного удара. В 1144 году один из атабеков Месопотамии, эмир Мосула Занги, штурмом овладел Эдессой: первое графство крестоносцев пало. Апостольский престол отреагировал на этот вопиющий акт и решил оказать помощь пилигримам на Востоке. Во главе новой экспедиции стояли уже европейские монархи — французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Также во втором крестовом походе принял участие герцог Швабии, будущий император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса. Всё началось с рождественской проповеди Бернара Клервоского, которая сподвигла жителей немецких и французских земель отправиться на помощь братьям по вере.

Второй крестовый поход. (pinterest.com)

В мае 1147 года крестоносцы выступили из Регенсбурга. Вторая экспедиция оказалась крайне неудачной: после высадки на Ближний Восток французский монарх принимает решение ударить по Дамаску, хотя основная опасность исходила от эмира Халеба Нур-ад-Дина. Огромная армия была истощена длительными перемещениями по Малой Азии, пятимесячная осада Дамаска не принесла никаких результатов. Армия сельджукского атабека разгромила крестоносцев под стенами сирийской столицы. В 1149 году силы Второго крестового похода покинули Ближний Восток. Лидеры остались ни с чем.

В правление Балдуина IV Прокажённого, в 70−80ые гг. XII века, Иерусалимское королевство достигает своего расцвета. Это период относительной стабильности и череды важных побед. Но и мир ислама наращивал силы: племянник курдского военачальника по имени Салах ад-Дин в 1171 году, скинув с престола шиитскую династию Фатимидов в Египте, стал полноправным правителем страны долины Нила. Вскоре и Дамаск открыл перед ним ворота. Такая рокировка на ближневосточном театре очень сильно осложнило положение крестоносцев. В 1177 году в битве при Монжизаре иерусалимский король, молодой Балдуин IV, одолел войска Саладина. Блестящая победа христианского оружия остудила замыслы мусульман о священной войне против неверных. Между Саладином и Балдуином было заключено перемирие. Но, к сожалению, юный король скончался в 1185 году и за иерусалимский трон началась ожесточённая борьба.

Салах ад-Дин. (pinterest.com)

Победителями из распри вышли самые дерзкие крестоносцы Ги де Лузиньян и Рейнальд де Шатильон. Первый был мужем сестры короля Иерусалима, храбрым воином, но безобразным дипломатом. Он рассорился не только со своими вассалами, но ещё и с Саладином. Перемирие нарушалось и в 1185, и 1186 году. Второй же персонаж — главный символ раздора, вероломный налётчик, отряды которого не давали покоя караванам торговцев, которые совершали поездки в Саудовскую Аравию. Терпение у Саладина лопнуло быстро, ведь с зачинщиком подобных безобразий новоиспечённый король Иерусалима Ги де Лузиньян ничего сделать не мог. Опасность заставляет государства крестоносцев сплотиться и выступить единым фронтом на встречу к врагу. Военный совет рекомендовал подготовить запасы и дождаться осени для наступления, но король категорически отвергает подобное предложение. 3 июля 1187 года пилигримы выступают к Саладину. Жара усугубляет положение крестоносцев: 3 дня они пытаются пройти к Тивериадскому озеру, но безуспешно. Пилигримы без запасов воды укрепляются у кишлака Хаттин, где несут потери от постоянных ночных атак Саладина. 5 июля Ги де Лузиньян решается на атаку вместе с тамплиерами. Тяжелое и изнурительно сражение закончилось для крестоносцев полным провалом. На поле битвы остался цвет латинского рыцарства, многие попали в плен. Султан был достаточно великодушен к пленным, но дерзкие поступки Шатильона заставили Саладина сменить милость на гнев. Саладин попросту отрубил голову зарвавшемуся Рейнальду. В октябре 1187 год Салах ад-Дин вступает в Иерусалим. Крестоносцы переходят в глухую оборону и сдерживают мавров у стен Тира.

Взятие Иерусалима мусульманами заставляет Рим принять решительные действия. Собирается третья экспедиция в Святую землю — пожалуй, самый «звёздный» крестовый поход. Фридрих I Барбаросса из династии Штауфенов — государь Священной Римской Империи, прославленный воин, который уже бывал на Святой Земле ранее. Филипп II Август — французский король, предприимчивый и хитрый стратег. И, конечно же, символ этой экспедиции — английский монарх Ричард I Львиное Сердце. Из десяти лет своего правления он проведёт всего полтора года в Англии. Его войско первым прибывает в Тир в 1189 году.

Император Фридрих Барбаросса двинулся в Святую Землю чуть позже, но, будучи уже в почтенном возрасте (77 лет), он утонет в малоазийской речке Салеф. Немецкие отряды дойдут к Акре уже с его сыном — Филиппом, герцогом Швабским. Филипп II Август прибудет в Святую Землю последним. Осада крепости Акра — первая серьёзная победа христиан в третьем крестовом походе. Многие пилигримы после взятия твердыни решили вернуться назад в Западную Европу. Ричард Львиное Сердце полтора года пытается вернуть Святой Град в руки крестоносцев. В сентябре 1191 года он одержал победу над Саладином при Арсуфе и в июле 1192 года разгромил армию мусульман у Яффы. Стороны пошли на примирение: Салах ад-Дин позволил христианским паломникам посещать Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а Ричард вернул Акру мусульманам. Крестоносцы спасли Иерусалимское королевство от полного разгрома.

В последнее десятилетие XII века апостольский престол призывает к оказанию помощи христианам на Ближнем Востоке. Силы собирают к 1202 году: было принято решение ударить по Египту, со стороны которого во время предыдущей акции исходила опасность.

Единственный момент — нехватка средств на новую крестовую экспедицию. Обозначился круг главных участников, в который входили две ключевые фигуры: граф Балдуин Фландрский и маркраф Бонифаций Монферратский. Именно они приводят к Венеции наиболее многочисленный и приспособленный контингент. С деньгами помог венецианский дож Энрике Донгола, но поставил условие крестоносцам: захватить город Задар на адриатическом побережье. Также в Италию прибывают послы от опального византийского царевича Алексея, сына ослеплённого императора Исаака II Ангела, которые просили помощи в восстановлении своего господина на престоле в Константинополе. Византийцы посулили крупную сумму пилигримам за военную поддержку. Папа Иннокентий III решил протянуть руку помощи грекам дабы добиться согласия между двумя церквями. Задар был взят, на византийском троне был утверждён Исаак II Ангел, а финансы крестоносцев всё также пели романсы. Венецианский дож также ждал возвращения своих инвестиций. 50 тысяч золотых и серебряных марок — сумма очень внушительная. Терпение у крестоносцев лопнуло через год: в апреле 1204 года Константинополь берётся штурмом. Собственно, с 1204 по 1261 год будет существовать Латинская Империя. Очередная экспедиция пилигримов не достигла своей поставленной цели.

XIII век также отличился несколькими военными экспедициями в Святую Землю. Печально известный крестовый поход детей в 1212 году окончился полным провалом. Эта акция очень напоминала первый поход бедноты в 1096 году тем, что во главе экспедиции стояли народные проповедники и монахи. Детей попросту ввели в заблуждение, и они не смогли добраться даже до ближневосточных владений христиан. Их просто продали в рабство.

Без единой капли христианской крови в 1228 году император Священной Римской Империи Фридрих II из династии Штауфенов договорился с айюбидским султаном о возвращении Иерусалима с рядом святынь европейцам. Но, к сожалению, подобной дипломатической победой не смогли воспользоваться правители Иерусалимского королевства. На руинах былого Царства небесного продолжались междоусобные склоки. В 1244 году Иерусалим окончательно попал в руки мусульман.

В 1248 и 1249 году французский король Людовик IX Святой, один из самых популярных монархов средневековой Европы, инициирует две крестовые экспедиции в Египет. К сожалению, обе оказались неудачными для пилигримов: королевское войско было разбито, а сам государь даже попал в плен. В конце 1260-х христиане высаживаются в Тунисе, но опять безуспешно.

Взятие мусульманами в 1291 году Акры станет последней точкой в истории ближневосточных крестовых походов. Иерусалимский король переносит свою резиденцию на Кипр, а духовно-рыцарские ордена перемещаются на острова Греческого архипелага и на территорию Восточной Европы.

Крестовые походы на Ближний Восток окончились неудачей. Западный мир не смог оставить за собой главную святыню — Иерусалим. Но это совершенно не значило, что была исчерпана сама идея паломничества к святым местам и в целом идея крестовой миссии.

Крестоносцы: Drang nach Osten, Реконкиста

В XII-XIII столетиях христианский мир расширяет свои границы на северо-востоке и на юго-западе. Датчане осваивают языческий север Германии, а шведы христианизируют Финляндию и Карельский перешеек. В 1219 году король Дании Вальдемар IV Аттердаг основал крепость Ревель в земле эстов. Немецкие миссионеры в 1201 году основали в устье Западной Двины город Рига. На прибалтийских землях появляется орден Меченосцев, который в 1226 году был усилен и вошёл в состав Немецкого ордена. Тевтонцы, покинувшие Палестину, уже тогда владели территориями на севере Польши и завоёвывали Пруссию. Появление на восточных рубежах Европы могущественной организации с филиалами в Пруссии, Ливонии и Германии несколько изменит баланс сил в регионе. Военные акции будут продолжаться и в XIV, и XV веке.

Пиренейская Реконкиста ещё XI веке набирала обороты: кастильские и леонские отряды начинали теснить мавров и постепенно шаг за шагом отбивать завоёванные арабами в VIII веке территории. В 1085 году кастильцы берут древнюю столицу вестготов Толедо. В первой половине XII века южнофранцузское рыцарство участвует в освобождении земель будущего Португальского королевства. Летом 1147 года они захватывают Лиссабон. А королевство Арагон в 1118 году отбивает Сарагосу.

В решающей битве у Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году кастильско-арагонские воины громят мусульман и открывают себе путь на юг Испании. Окончательно же власть мавров в Испании падёт в 1492 году, когда будет разрушен Гранадский эмират.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
(1095-1291), ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.
Причины крестовых походов. Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.
Завоевания турок-сельджуков. Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.
Религиозные мотивы. Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в 10-11 вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в 11 в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.
Экономические стимулы. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж — все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из западного Средиземноморья в восточное.
НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.
Первые крестоносцы. Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
1-й крестовый поход (1096-1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню — копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.
1-й крестовый поход, 1096-1099
Иерусалимское королевство. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.
Государства крестоносцев, 1096 — 1289
Население. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.
Прибрежные города. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.
Духовно-рыцарские ордены. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена — рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в 12-13 вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
2-й крестовый поход (1147-1149). Когда в 1144 Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138-1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137-1180) предпринять новый крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.
2-й крестовый поход, 1147-1149
3-й крестовый поход (1187-1192). Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. 3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152-1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180-1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189-1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское. Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489.
3-й крестовый поход, 1187-1192
4-й крестовый поход (1202-1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-й крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна Завоевание Константинополя — первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.
4-й крестовый поход, 1202-1204
Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.
5-й крестовый поход (1217-1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.
6-й крестовый поход (1228-1229). Этот крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.
7-й крестовый поход (1248-1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.
8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Однако в Средние века понятие «крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте — продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.
ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.
Византийская империя. Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.
Торговля. Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши — шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
Феодализм и церковь. В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны (Estoire de la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson d’Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184 (год смерти автора).
ЛИТЕРАТУРА
Эпоха крестовых походов. М., 1914 Заборов М. Крестовые походы. М., 1956 Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966 Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971 Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977 Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *