Эрос агапе

Эрос — Людус — Сторге — Филия — Мания — Агапэ — Прагма

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.
Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.
Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.
Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.
Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:
Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.
Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.
Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с) источник
* для меня любовь — очень сильное желание помогать
кому-то в развитии. и успешная его реализация. а для вас?

15 Авг

  • Flammia Svart
  • 0

С появлением интереса к Античности и качественных переводов греко-римской литературы многие западные мыслители обратили внимание на то, что любовь у них понималась совсем иначе. Западный (и русский) человек привык к одному слову, которое может обозначать очень разные вещи — от любви к еде до любви к Родине, и от любви к одному человеку до любви всеобщей или к Богу. Как же понимали любовь древние греки и сколько всего типов у них было.
Особенно четко акцентировал внимание на этом различии Фрейд, который заметил, что современный человек слишком сильно переносит значимость в любви на объект. Тем самым получается, что сам объект любви задает те чувства, которые вы переживаете. Античные люди напротив уделяли больше внимания на сам характер чувств, понимая что объект может оказаться случайным.

Итак, давайте сперва разберемся с видами любви. Уже у Платона упоминается различие трех видов любви, каждый их которых отличается прежде всего тональностью, эмоциональным окрасом. Вот эти три вида: эрос, сторге и людус.

Иногда к ним добавляют еще греческое слово «филиа», которое также переводят как «любовь». Но все-таки для греков вопрос любви — это прежде всего что-то что касается телесной любви двух живых существ. Филиа в данном случае стоит в стороне, так как это слово более абстрактное и лучше перевести как «принятие», «расположение». Именно поэтому корень «-фил-» активно вошел во все научные названия. Философия и филокартия, библиофил, хлорофил и гидрофильность — все эти слова означают не столько «любовь к чему-то», сколько расположение. Поэтому сами греки филией называли главным образом либо отношения братьев и сестер (приязнь, принятие близости здесь обусловлено фактом рождения, но не отменяет конкуренции, зависти и даже ненависти), либо что-то совершенно отвлеченное — любовь к искусству, мудрости, музе.

Что же представляют собой оставшиеся три вида любви. Их стоит описать как три разных состояния желания (это то, что упущено в некоторых описаниях).

Эрос — это эгоистичная любовь, любовь-жажда. Говоря терминами психологии — это романтическая влюбленность, в которой очень важны новизна, динамика, еще не в полной мере удовлетворенное желание обладания. Эрос всегда строится на некоторой идеализации объекта, что заставляет чувствовать себя лишенным чего-то, что может дать только возлюбленный/ая. При этом греки считали, что именно эрос управляет продолжением рода.

Людус — это любовь-времяпрепровождение, любовь-игра. Людус для греков — это аналог слова «забава» (или play в англ.). Людус не превозносит свой объект, он скорее акцентирован на себе — своем увлечении, своем умении добиться. При этом людус не ревнив и не требует обладания, а вот там, где возникает элемент состязания — чувства будут довольно сильны.

Сторге — это любовь-забота, любовь-нежность. Во многих описаниях ее почему-то называют любовью-дружбой, что все-таки крайне неточно. Сторге — скорее любовь равных, в которой нет элемента достижения. Вероятно она строится на некотором элементе интеллектуального принятия личности другого человека, что остужает страсти и эмоции. Также именно в сторге наиболее ощутим социальный момент — это может быть любовь в силу принадлежность возлюбленного к опредленным роду или группе.

Также иногда встречается идея о соединении двух видов любви, что порождает еще три смежных формы: мания, агапэ и прагма.

Манией можно назвать пересечение эроса и людуса. Это любовь-наваждение, в которой незвоможно заполучить желаемое. Это сильное чувство, раскачивающее психику как качели — от маниакальной эйфории до тяжелейшей депрессии. Греки считали такое чувство наказанием богов.

Агапэ — это гармоничный союз эроса и сторге. Это любовь-преданность. Иногда ее называют самопожертвованием, но этот смысл привнесло в слово агапэ христианство. Греки вероятно смотрели на это проще: они считали, что это любовь, которая начинается со страсти, но затем смягчает свой эгоизм и переходит к уважению и желанию скорее отдавать партнеру и развивать его.

Прагма возникает на основе людуса и сторге. Это любовь-обмен. Ее опять-таки несправедливо называют корыстной или любовью по расчету. Подобные вещи греки просто не называли любовью. Прагма — это спокойное чувство, строящееся на чувстве собственного достоинства и требовательная к партнеру. Прагма — не от слова «прагматизм», а от слова «действие». В такой любви партнеры ищут удовлетворения своих потребностей, поэтому она существует только если каждый что-то делает для другого.

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.
(с) с просторов инета

Метки: Психология, Размышлизмы, Любовь, Любовная магия
Поделится этой записью:

Л.Ф. Шеховцова

Потребность любви глубоко заложена в природе человека. В IV в. святые отцы писали, что личностное проявление Бога-Троицы, образ отношений внутри Троицы представляет общение-любовь. Внутритроичные отношения любви в византийском богословии описываются понятием перихорезис (περιχώρησις), буквальный смысл которого «обходить по кругу». У человека, как образа и подобия Божия, любовь тоже является его главной потребностью и сущностным свойством.

Можно полагать, и в нас как Образе Божием, наличествует эта неосознаваемая потребность в перихоресисе – взаимопроникновении и взаимообмене, как отражении способа существования Лиц Троицы в Общении-Любви.

Человеческая личность также не может существовать вне общения. В общении – любви, осуществляемой по образу бытия Самой Пресвятой Троицы, человек достигает личностного совершенства, в полной мере реализуя такие личностные характеристики как свобода, открытость, уникальность

«Естественным основанием любви, – писал профессор СПбДА С.М. Зарин, – является единство происхождения людей, тождество общечеловеческой душевно-телесной природы всех людей». Каждый человек, будучи лишь «частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности» чувствует, с одной стороны, неполноту, недостаточность своей личной жизни в ее отдельности, обособленности от других личных человеческих жизней. Человек стремится к восполнению этой недостаточности психическим содержанием других личностей во взаимообщении с ними. С другой стороны, он ощущает потребность поделиться с другими людьми своими личными природными дарами, – тем особенным, что он получил от Творца. Влечение одной личности к другой для возможного тесного объединения их жизней в целях взаимного восполнения – составляет природу и сущность естественной любви.

Любовь касается каждого. О любви написано много; и описано много разных представлений, образов, понятий, видов любви. О любви мужчины и любви женщины. О любви матери и любви сына. О любви отца и любви дочери. О Любви к другу и любви к ближнему. И совершенно особо – о любви к Богу.

Одна ли это и та же любовь, или все-таки нет?

Любовь может выражаться по-разному:

  • страстным влечением обладать любимым,
  • словами,
  • заботой,
  • преодолением своего эгоизма и самости,
  • разделением совместного бытия, взаимопроникновением во внутренний мир любимого,
  • самопожертвованием.

Помехой к любви являются эгоизм и самолюбие, окаменелое нечувствие, равнодушие.

Греки писали о разных видах любви: эросе и сторгэ, филиа и агапэ…

Любовь-эрос (ἔρως) – это не просто физическое влечение, но нечто более чувственное и душевное, это стихийная, восторженная влюбленность, увлеченность другим человеком. Некоторые отцы-исихасты, говоря о взаимоотношениях человека с Богом в умной молитве, используют термин «Божественный эрос».

Любовь-филиа (φιλία) – это увлечение психическими, душевными качествами любимого, любящий человек «видит», уважает личность другого, это любовь-дружба. На вопрос Христа «Любишь ли ты меня?», Петр отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.» (Ин.21:15) И если в вопросе Господа используется глагол αγαπαω, то в ответе Петра мы видим как раз глагол φιλέω, родственный любви-филиа. Сам Господь говорит ученикам » Я уже не называю вас рабами, <…> но Я назвал вас друзьями (φίλους)» (Ин.15:15).

Любовь-сторгэ (στοργή) – это родственная любовь, которую родители испытывают по отношению к детям.

Любовь-агапэ (ἀγάπη) – наиболее возвышенная из всех видов любви, самоотверженная, бескорыстная, доходящая до полного самоотречения любовь к ближнему независимо от его цвета кожи, пола, возраста или положения в обществе. Это любовь, в которой проявляется готовность служить другому человеку, помогать ему и жертвовать для него.

А Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, понимал агапэ так. Эта любовь представляет конечную стадию эротического отношения, только она проникает наиболее глубоко в личностную структуру любимого, вступает в отношения с ним, как с духовным существом. Взгляд того, кто любит, проникает через физическое и психическое «одеяние» духовного ядра до незаменимой и несравнимой ни с кем сердцевины другого существа.

Человек – целостность тела-души-духа, и полнота любви должна тоже проявиться на всех уровнях такой тройственности. Душа, психика человека выстраивается на фундаменте материнской любви.

Совершенно особое значение имеет любовь в христианстве, которое называют религией любви. Христианство явилось именно как откровение о любви, но такой любви, какой еще никогда прежде не знал мир.

Целостная христианская любовь-агапе возможна только тогда, когда человек любит Бога всей своей душой в ее целостности и всеми отдельными ее частями: эмоциями, чувствами, разумом, волей и т. д. То есть христианская любовь-агапе не только эмоция, но это и разум, и воля и все остальное вместе и целостно. Фактически, это есть отношение целостного человека к другому человеку, как целостности, по большому счету, это есть отношение человека как личности к другому человеку как личности (и к Богу, как Личности).

Для верующего человека важна любовь Бога.

Для христианина любовь – главная заповедь его жизни: «Возлюби Бога всем сердцем твоим, и всею душою, и всем помышлением твоим» (Мф.22:32). И «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф.22:39). Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого чувства. Христианская любовь жертвенна. И высочайший пример этому – смерть на кресте Иисуса Христа.

Гуманистическая психология утверждает, что главная потребность человека – это потребность самоосуществления, самореализации, которая в наибольшей степени реализуется во «вкладе» одной личности в другую. А. В. Петровский назвал это потребностью в персонализации – быть личностью и оставить след своего существования в другой личности (это глубинная и не всегда осознаваемая основа таких неутилитарных форм общения как альтруизм, признание, сопереживание, эмпатия и помощь другому человеку, служение). Петровский называет такое самоосуществление инобытием личности.

Можно ли этот вклад назвать любовью? Или это осуществление самости?

Любви идентична свобода, полагает митр. Иоанн Зизиулас. «Мы можем любить, только если мы представляем собой личности, то есть, если мы позволяем другому быть по настоящему другим, вместе с тем пребывая в общении с ним. Если мы любим другого несмотря на то, что он отличается от нас – или, точнее, он совсем другой, не такой как мы, – то тогда мы переживаем свободу как любовь и любовь как свободу».

Архимандрит Софроний (Сахаров) по этому поводу размышляет так: «любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мной лиц – становится содержанием моей жизни».

Святые отцы писали о перихорезесе Троицы – Их взаимопроникновении Друг в Друга как способе Существования. А вот как о «человеческом» перихорезесе пишет Мартин Бубер. Глубокое понимание любви к другому у Мартина Бубера, вероятно, можно рассматривать как проекцию Божественной Любви Троицы на человеческие отношения.

Мартин Бубер описал два типа отношений между людьми : Я-ОНО и Я-ТЫ.

Я-ОНО – это когда один человек для Другого является средством, функцией без взаимности. «Я» в этом случае – наблюдатель, «ОНО» – анализируется. Здесь нет равенства, взаимности, это – иерархические, вертикальные взаимоотношения.

Отношения Я-ТЫ – это взаимное переживание ДРУГОГО, эмпатическое отношение «Я» к ДРУГОМУ. Здесь нет » Я», есть – «Я-ТЫ». С каждым «ТЫ» в каждое мгновение отношений » Я» создается заново. «Я» нуждается в «ТЫ» для своего становления. «Я» формируюсь ответом Другого. «Я» слышу «ТЫ». Отношения «Я-ТЫ» – это горизонталь, не иерархия, это – равенство, и форма этого равенства – диалог. Бубер далее пишет: человеку приходится жить главным образом в мире Я-ОНО; живя исключительно в ТЫ-мире, мы бы сгорели в белом пламени.

Вступления в отношения » Я-Ты» говорит о взаимном перихоральном намерении позволить своему «Я» узнать бытие «Ты» и обратиться вновь к самому себе .

Любовь мужчины, как правило, более объектна, сосредоточена на внешних проявлениях любимой женщины. Любовь женщины более субъектна – для нее, как правило, более важен и значим внутренний мир другого- кто он и какой?

Митрополит Антоний Сурожский в книге «Любовь и интимность: поиски духовного смысла» подробно анализирует фразу «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ». Я – то, что пишется обычно крупным шрифтом, ЛЮБЛЮ – просто союз, ТЕБЯ – что-то относительное. Процесс связи должен быть таким: «Я» и «ТЕБЯ» уравновешиваются по мере того, как «ЛЮБЛЮ» перестает быть союзом, перемычкой, соединяющей два местоимения и обретает качество. Качество, изменяющее сами отношения. Бывает момент, когда отношения настолько уравновешиваются, что тот, кто любит, ощущает себя со всей интенсивностью, но с той же интенсивностью и другого, придает ему ценность; а затем, если чувство становится более глубоким…, то наступает момент, когда мы понимаем, что мы стали точкой на периферии, а он – центром… Отношения – это не – друг на друга смотреть; это отношения между Одним, абсолютно центральным, и Другим, существующим только для первого… в направлении к нему. Теперь в этом «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» – «Я» так сузилось, что существует лишь объективно, а субъективно человек уже забыл себя. Теперь имеет значение слово «ЛЮБЛЮ», в которое включено и «Я», ибо центром стало «ТЫ-ДРУГОЙ».

Бывает и так. Я тебя люблю, с ударением на слове «Я». Ты – предмет моей любви, а любовь-цепь, которой я тебя держу в плену; удочка, на которую пойман раб. Надо осознать ужас того положения, когда все рассматривается с точки зрения моей выгоды! Первое, что мы должны сделать: оторвать свое внимание от себя и обратить его на Бога и на человека – на все, только бы не заглядеться на себя- предостерегает митрополит Антоний.

Возможен вариант, размышляет Мартин Бубер, когда «Я» уже не нуждаюсь в «Тебе» – это когда человек превосходит себя, выходит за пределы себя к Богу. Божественное ТЫ вспыхивает в человеческих отношения, когда они становятся взаимными, жертвенными и подлинными. Каждое ТЫ – это мгновенный отблеск вечного ТЫ .

Любовь не может заключаться в себе самой. Ибо основное свойство ее – изливаться на кого-нибудь. Не нуждаясь ни в ком, Бог по преизбытку своей благодати создает человека и мир. Христианская, проникнутая смирением любовь к ближним простирается на всех людей без различия их национальности, убеждений, образа жизни и поведения. Подвижник любит и грешников, и всех людей видит хорошими. При таком настроении он проникается жалостью не только ко всем людям, но и ко всему творению, имеет «сердце милующее».

По определению св. Климента Александрийского, христианская любовь есть «постоянная, разумная, дружественная и предупредительная готовность содействовать пользе других людей». Таким образом мы видим, что христианская любовь к Другому шире представления о любви, М. Бубера (скорее супружеской) – здесь всякий другой – ближний. И нет выше той любви, если положишь жизнь за ближних своих.

Стереотип восприятия любви только как эмоции или чувства, преобладающий в обыденном сознании и психологии, неверен. Если любовь – это взаимопроникновение, вклад в другого, то это больше, чем просто чувство. Любовь – это духовное состояние человека во всей его целостности.

Любовь – состояние всего существа. Любовь начинается тогда, когда я постигаю всем своим существом, прозреваю глубинную сущность другого. Любая красота может быть изуродована, испорчена. И дело любви – посмотреть на человека и одновременно увидеть в нем его неотъемлемую красоту – и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него. Любовь – и боль о несовершенстве человека, и ликование о его красоте. Любить, значит дать возможность человеку раскрыться в полноте. Любить не за добродетели, а несмотря на несовершенства, любить просто потому, что он – человек. Это очень важно, особенно в браке – только любовь может ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог.

Таким образом, любовь представляет собой сложный душевно-духовный феномен, в котором принимают участие и разум, и чувство, и стремление. Любовь – это личностное состояние, состояние, которое отражает духовный уровень развития человека. Состояние, которое проливается на все и всея, на каждого вокруг любящей личности, не насилуя и не подавляя других. «Словом Господним небеса утвердились, и духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, сотворен мир.

Давайте немного пофилософствуем и вспомним древних мудрецов. Итак, любовь – это достаточно ёмкое и обширное слово, включающее в себя массу оттенков и нюансов. Её трактовкой и классификацией весьма скрупулезно занимались Аристотель и Платон. Основываясь на работах этих философов, можно выделить следующие типы любви:

● Эрос

Эрос – это страсть и безудержное сексуальное влечение. В греческой мифологии, однако, этот тип любви трактуется как форма безумия, являющаяся результатом попадания в вас стрелы Амура.

● Филия

Это любовь-дружба, в основе которой лежит доверие и добрая воля. Иначе говоря, это принятие себя, своего партнера и окружающего мира в целом. Кстати, Филия способна превратить Эрос из пылкой страсти в общение и взаимопонимание — это пример того, как могут быть связаны разные типы любви. Настоящие друзья открыты друг другу. Их дружба подразумевает помощь, поддержку и мотивацию к позитивным изменениям и развитию.

● Сторге

Как один из примеров, это любовь между детьми и их родителями. В целом Сторге – это безусловная любовь или же любовь, возникшая от зависимой привязанности. В отличие от Филии или Эроса, Сторге никак не связана с нашими личными человеческими качествами. Люди с самого начала отношений ожидают безусловного Сторге, но чаще всего возникает потребность Эроса, и, в некоторых случаях, сознательность Филии. Кстати, со временем Эрос может трансформироваться в Сторге: от пылкой страсти к безусловной привязанности.

● Агапе

Агапе – вселенская универсальная любовь: к незнакомым людям, окружающей природе или Творцу. Другие типы любви связаны с конкретными людьми, а у Агапе нет таких ограничений. Более того, в отличие от Сторге, такая любовь не зависит ни от чего. Агапе затрагивает концепцию альтруизма, то есть бескорыстной заботы о чужом благополучии. Альтруизм приносит нам эйфорическое ощущение собственной полезности. В дальнейшем же альтруизм связан с укреплением здоровья: психического, эмоционального и физического. К тому же, альтруизм (или назовем его Агапе) оберегает, поддерживает и духовно обогащает человека. Кстати, учитывая состояние нашей общей планеты и уровень негатива в социуме, все мы могли бы стать намного лучше при наличии Агапе.

● Людус

Это игривая любовь, которая ни к чему не обязывает. В неё входят такие действия, как поддразнивание, флирт, откровенные танцы, соблазнение. Основной акцент на приятном времяпровождении, но без привязанности и ответственности. Людус-отношения случайны, непритязательны и просты, хотя могут быть на удивление весьма длительными. Людус продолжается дольше всего, когда оба партнера – зрелые и самодостаточные люди.

● Прагма

Как ни странно, не все типы любви связаны с чувствами. Прагма — это абсолютно практичная любовь, которая зиждется на разуме, долге и совместных интересах. В этом случае физическая привлекательность отходит на задний план, уступая место личным качествам и общим целям. Прагма – это типичный брак по расчёту. Хотя он якобы всячески порицается в обществе, он существует повсеместно, и это более всего заметно среди бизнесменов, знаменитостей и политиков. Немало отношений, начавшихся как Эрос или Людус, далее развиваются в различные комбинации Сторге и Прагмы.

● Филаутия

Это любовь к себе, и она может быть нездоровой или здоровой. Высокомерие, надменность и гонор (нездоровая Филаутия) означают завышенную оценку собственного статуса, умений или достижений, что ведёт к конфликтным ситуациям, разногласиям и откровенной враждебности. Здоровая любовь к себе заключается в самоуважении, то есть верной оценке нашей личностной ценности, невзирая на оценку окружающих. Это та матрица, с помощью которой мы способны адекватно мыслить, чувствовать и действовать, отражать и определять отношение к себе самим, к социуму и ко всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *