Ессеи, это кто?

Вопрос:

Отче, меня интересует следующий вопрос – кем были ессеи и являлись ли они сектантами? У меня один из моих родственником увлекся изучением их текстов, не будет ли это для него душевредным чтением? Спаси Господи!

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.

Первые упоминания об ессеях относятся ко времени правления первосвященника Ионафана из рода Маккавеев (160-143 гг. до Р.Х.). Сведения о них имеются у Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. У последнего есть сообщение, что ессеи жили близ Мертвого моря. Это дало возможность большинству исследователей отождествить их с общиной, которая жила в районе Вади-Кумран. Среди найденных в 1947 и последующих годах свитков имеются документы достаточно полно характеризующих жизнь поселенцев. Община просуществовала до 68 года и в ходе Иудейской войны была полностью уничтожена Десятым римским легионом.

Отличительной чертой ессеев была обособленность. Они избегали встречи с остальными соплеменниками, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. Иосиф Флавий пишет, что они владели общей собственностью. Они не приносили жертв в Храме, а совершали собственные очистительные жертвоприношения. По мнению некоторых исследователей, ессеи, возможно, испытывали влияние зороастрийской религиозной мысли, поскольку мир представлялся им ареной борьбы между силами добра и зла, света и тьмы, истины и лжи. Это ярко выразилось в свитке из 1-й пещеры Кумрана, найденного в 1947 году, «Война сынов Света против сынов тьмы» (1Q М и 4Q Ма).

Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по по­рядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом <…> Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто при­нимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения <…> После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя : кто хулит его, тот наказывается смертью. Повино­ваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону <…> Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев.

Не трудно увидеть принципиальные расхождения между христианами и ессеями. Последние, несмотря на строгую мораль, доходившую до аскетизма, стояли на почве ветхого закона. Они искали спасения в Законе Моисея. Им была недоступна новозаветная спасительная благодать. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк.2:22).

Увлечение подобными текстами, также как и повышенный интерес к апокрифам, порождая иллюзию духовной жизни, дает удобный повод не радеть о своем исправлении и спасении.

Поделиться:

Согласно модным теориям, Иешуа а-Ноцри (Иисус Назаретянин) был ессеем, Иоаханан Окунатель — ещё каким ессеем! А Иаков, брат Иисуса, ни больше ни меньше был лидером кумранской общины, тем самым неизвестным «Учителем праведности», фигурирующем в кумранских свитках.

Давайте рассмотрим столь смелое утверждение! Но для начала стоит попытаться понять, кто такие загадочные ессеи, о которых упоминали Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший.

Проблема в том, что название общины, обитавшей, по словам вышеупомянутых древних историков, в районе Мертвого моря, существует только на греческом и латинских языках. Талмуд ессеев не упоминает, Новый Завет тоже. Ни один еврейский источник о них не знает.

А может, и не существовало никаких ессеев? Они всего лишь плод воображения Филона Александрийского, мечтавшего об утопическом обществе стоиков, отвергающих соблазны мира?

Или ессеи – манипуляции хитроумного Иосифа Флавия, который начитался Филона и хотел показать римскому миру, что среди иудеев тоже существуют свои пифагорейцы, спартанцы, избегающие женщин?

Сообщение Флавия: «они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недоразумениям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу» (Иуд. др, Кн.18 гл.1:5) не соответствует археологическим данным. На кумранском кладбище похоронены не только мужчины, но и женщины, и дети.

Вместе с этим, Флавий в другой своей книге писал и об иной ветви ессеев, которые вступают в брак ради продолжения рода: «Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого назначения — насаждение потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все так поступали» (Иуд. война. Вт. кн. гл. 8:13).

Как правило, дыма без огня не бывает. Ессеи могли фигурировать в иудейской литературе под другим названием, но образ их жизни и мышления был искажён Флавием, который мог знать о них только по слухам.

В Маккавейских книгах упоминаются некие «асидеи». Вероятно, речь идёт о хасидеях, т.е. хасидах (благочестивых), последователях Иуды Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восставших против селевкидского режима.

«И так называемые из Иудеев Асидеи (хасидеи — хасиды), вождём которых Иуда Маккавей, поддерживают войну и воздвигают мятеж, не давая царству достигнуть благосостояния» (2 кн. Мак. 14:6).

В Мишне, иудейском своде религиозных правил, составленном в конце второго века н.э., упоминаются некие «Товлей шахарит» (Окунающиеся утром), что в принципе похоже на рассказ Флавия о ессеях и косвенно соответствует современным данным о кумранской общине, в которой, судя по миквам (ритуальные бассейны), огромное значение придавалось ритуальному омовению.

Можно предположить, что между хасидеями и общиной «Яхад», устав которой был найден в кумранских пещерах, существует связь. Вместе с этим, в текстах самой общины хасидеи, а уж тем более ессеи, не упоминаются.

Название религиозной общины, основателями которой были сыны Цадока (о которых расскажу ниже), — «Яхад» (дословно: «Вместе»). Вполне возможно, оно связано со строками из псалма Давида: «Смотри, как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе (яхад)» (Пс. 133:12).

Я могу допустить, что «Вместе» означает не только единение с братьями, но и с ангелами, которые в кумранских свитках имеют важную составляющую, что напрочь отвергает версию происхождения саддукеев от потомков первосвященника Цадока, так как эллинизированные цдуким (саддукеи) в ангелов не верили.

Благодаря самой важной и случайной находке бедуинов, в кумранских пещерах (район Мертвого моря) c 1947 года по 1956 год было обнаружено около тысячи бесценных свитков, имевших для библеистики огромное значение.

Теперь мы можем прочитать самые древние манускрипты, вошедшие в ТАНАХ (Ветхий завет), за исключением книги Эстер (Эсфирь).

Некоторые свитки, например «Книга пророка Исайи», дошли до нас практически неповреждёнными.

Кумранские манускрипты, согласно палеографическим данным и радиоуглеродному анализу, датируются между III веком до н.э. и I веком н.э. (вплоть до разрушения Второго Храма в 70 году). Большинство свитков написано на иврите, около 15% — на арамейском языке и несколько небольших фрагментов — на греческом. Все 940 текстов, найденных в Кумране, – религиозного значения, кроме «Медного свитка» — списка спрятанных сокровищ.

Свитки можно разделить на три группы.

1. Библейские» рукописи — канонические тексты.

2. Небиблейские рукописи – апокрифические религиозные тексты эпохи Второго Храма.

3. Рукописи «Яхад» и другие тексты, описывающие воззрения и обряды этой религиозной общины.

Именно по «сектантским» текстам общины «Яхад» многие исследователи отождествили Яхад с ессеями, образ жизни которых описывал Иосиф Флавий.

Однако Флавий, живший во второй половине первого века н.э., писал о ессеях лишь спустя почти 250 лет после основания «Яхад». Он, как и другие историки, не был знаком с реалиями, в которых создавалась апокрифическая литература и религиозные тексты Общины.

Впрочем, можно ли назвать «кумранитов» сектантами? Может быть, они правы, обвиняя иудейских первосвященников в отступлении от Торы? А что если именно «сектанты» придерживались древней библейской традиции, а остальные от неё отступили?

Например, в Кумране были найдены солнечные часы, по которым члены общины вычисляли время.

Фотография Управления Древностей Израиля: Солнечные часы из Кумрана (I век до н.э. — I век н.э.).

Писание рассказывает о солнечных часах, построенных царём Ахазом в Иерусалиме: «Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило» (Ис. 38:8).

Речь, очевидно, идёт о способе наблюдения за движением солнца; время определялось по длине и продвижению тени, отбрасываемой столбиком, установленным посередине круга, который был размечен сложными кривыми.

Более того, Кумранская община придерживалась древнего 364-дневного солнечного календаря, самого простого и точного для исполнения заповедей о субботах и праздниках. Например, если разделить число 364 на семь и четыре, праздники и субботы всегда будут выпадать на один и тот же день. Таким образом, это позволяет избежать ситуации, когда праздник выпадает на субботу, как это часто бывает в лунном календаре, который требует довольно сложных наблюдений.

В книге Бытие написано, что 17 числа второго месяца начался потоп (Быт. 7:11), а закончился через 150 дней (Быт. 7:24), авторы уточняют, что в 17 день седьмого месяца остановился ковчег на горах Арарата (Быт. 8:4). Итак, прошло 5 месяцев от начала потопа до его конца, что свидетельствует о простом подсчёте месяцев по солнечному календарю.

Можно предположить, что именно кумраниты являлись хранителями первоначального предания. Причем календарные вычисления были столь важны только для одной группы – потомков древних священников, в обязанность которых входило определение святых дней.

Как известно, после вавилонского пленения произошла не только замена названий месяцев, но и изменилась структура наблюдения за календарным циклом. Год в вавилонском календаре образовывался из 12 месяцев, состоящих из 29 и 30 дней попеременно, т.е. речь идёт о лунно-солнечном календаре. Начало года приходилось на неомению (новая Луна), ближайшую к весеннему равноденствию, для чего время от времени вводился дополнительный месяц. До V в. до н. э. их вводили по специальному распоряжению властей.

Древние иудейские названия заменили на вавилонские. Например, седьмой месяц стали называть тишрей, от вавилолонского «tashritu».

Вместе с этим, даже после вавилонского пленения, первым месяцем года всё равно был нисан. В книге Эстер (Есфирь) написано, что Адар – это двенадцатый месяц (Есф. 9:1). Значит, первый месяц – весенний нисан.

В период правления Селевкидов Антиох IV Епифан (215-164 гг. до н.э.) продолжил политику Александра Македонского по эллинизации покорённых территорий. Он решил, что вся Сирия-Палестина, включая Израиль, должна принять греческий лунный календарь, о котором упоминал Геродот (Геродот II. 4). Антиох повелел начинать год с осеннего месяца «диос», соответствующего седьмому осеннему месяцу «тишрей», который и стал первым месяцем иудейского календаря.

Согласно «Исходу» бегство из Египта произошло в первый, весенний, месяц библейского календаря: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12:2).

Из Второзакония мы узнаём, что первый месяц назвался Авив: «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1).

Во времена царя Соломона седьмой месяц носил название «атаним»: «И собрались к царю Соломону на праздник все сыны Израиля в месяце атаним, который есть Седьмой месяц» (3 кн. Цар. 8:2). В Писании упоминаются еще два месяца «бул» (3 Цар. 6:38) и «зиф» (3 Цар.6:1), а из писем Арада нам стало известно о летнем месяце под названием «цах».

Авторы Книги Царств поясняют для читателей, что общепринятые месяцы года имели лишь порядковый номер, а при Соломоне — определённые названия.

Но проблема была не только в замене календаря, но и в незыблемом институте жречества. Отстраненный Антиохом Епифаном за несогласие с его политикой первосвященник Хонио (Ония) был потомком Цадока Ахитува, который помазал Соломона на царство. Династия первосвященников, происходящих от самого Аарона, по линии Элиэзера, называлась «сыны Цадока».

Первосвященник назначал преемником своего старшего сына, и такой порядок существовал чуть ли не тысячу лет, пока Антиох Епифан не изменил его.

Священство теперь можно было купить за взятку, чем и воспользовался Ясон, предложив Епифану большую сумму денег и свою лояльность нововведениям селевкидского правителя.

Сыны Цадока, которых отстранили от службы в Храме, ушли в оппозицию, прокляли отступников, обвинив их в служении Велиалу, князю Тьмы.

Священники создали впечатляющие тексты, в которых поведали о настоящем положении дел, откровениях, полученных от ангелов, правилах очищения, циклах солнечного календаря; подробно рассказали, как должна проходить храмовая служба, какие жертвы и как их следует приносить (Храмовый свиток) и что такое настоящая святость.

Скорее всего, именно они и основали протестное движение, часть представителей которого осела в Кумране.

Если же во время правления Хасмонеев, которые изгнали греко-сирийских ставленников, первосвященники пользовались уважением в народе, то в дни Ирода Великого уже нет. Царь назначал на пост первосвященников своих приближённых и менял их по своему усмотрению. Первосвященник превратился в государственного чиновника, приложением к великолепному Храму, построенному Иродом, после смерти которого профанация института священства лишь усилилась.

С 37 года до н.э. по 66 год н.э. были назначены 28 первосвященников, можно сравнить с эпохой Хасмонеев, за 115 лет которой всего лишь 7 человек занимали этот пост.

В Тосефте (сборник таннаических учений) повествуется о забавном случае избрания на должность первосвященника каменщика, который, естественно, не мог разбираться в священных обязанностях:

«О Пинхасе из Хаваты сказано, что выпал ему жребий быть первосвященником. Пришли к нему казначеи и управляющие и увидели, что он рубит камень. Вырубленное пространство наполнили над ним золотыми монетами. Рабби Ханаания, сын Гамлиила, сказал: не каменщик он, а наш господин он, но нашли его пашущим, как сказано об Элише: двеннадцать пар животных, и он в двенадцатой» (Тосефта, Иом а-кипурим, 1:6).

В кумранском «Комментарии на книгу пророка Аввакума» рассказывается о конфликте между Учителем Праведности (Морэ а-Цедек) и Нечестивым священником (а-Коэн а-Раша), преследовавшим основателя общины.

«Имеется в виду Нечестивый Священник, который преследовал Учителя Праведности, чтобы поглотить его в гневе пыла своего, в доме его изгнания, и в конце праздника Покоя, дня Йом Киппур он появился среди них, чтобы поглотить их, и чтобы заставить их споткнуться в день поста, субботы их покоя» (1Q pHab).

Авторы текстов кумранской общины не разгласили имена этих двух заклятых врагов – Учителя Праведности и Нечестивого Священника, поэтому существуют разные предположения, кто скрывается за этими прозвищами: Иуда Маккавей, его братья Ионатан или Шимон, Александр Янай или его потомки, Йоаханан Гиркан, ах да, ещё священник Анания, приказавший убить Иакова Праведника, брата Иисуса.

Однако наиболее реальной и возможно единственно верной версией является отождествление Нечестивого Священника с Ионатаном из династии Хасмонеев.

В 152 году до н. э. Ионатан приступил к отправлению функций первосвященника, положив тем самым начало первосвященнической династии Хасмонеев. Ионатан расширил границы страны, укрепил Иерусалим, а также и другие стратегические города, возобновил союз с Римом и заключил договор со Спартой. Селевкидский военачальник Трифон рассматривал укрепление Иудеи как угрозу власти, поэтому хитростью захватил Ионатана во время его визита в Акко и выступил против Иерусалима, но потерпев неудачу, приказал казнить заложника.

Согласно «Толкованию на Книгу пророка Аввакума» Нечестивый Священник «впервые был облечён своим саном» и «был предан Богом в руки врагов на мучения».

Эти два факта указывают именно на Ионатана Хасмонея, другие претенденты на роль «Нечестивого Священника» не подходят.

«Толкование этого: это относится к Нечестивому Священнику, который был призван во имя истины, впервые был облечён своим саном. Но когда правил в Израиле, вознеслось сердце его, и он оставил Бога и изменил законам из-за богатства; и он грабил и собирал богатства людей насилия, восставших против Бога, и имущество народов отбирал, чтобы умножить грех своего преступления, и путями мзости он действовал во всей скверне нечистоты… Толкование этого: к Нестивому Священнику, которого за вину (перед) Учителем Праведности и людей его общины Бог предал в ругов его, чтобы истязать его мукой и изнурить в горестях души за то, что он осудил избранника Его» (1Q pHab).

Кроме Нечестивого Священника у Учителя Праведности был ещё один враг – Человек Лжи.

«Истолкование этого: имеется в виду «дом Авессалома» и люди их совета, которые молчали, когда обличали Учителя Праведности и не помогли ему против Человека лжи, который презрел Учение перед лицом всей их об» (1Q pHab).

Вполне вероятно, речь идет о лидере зарождающейся общины фарисеев, известных широкому читателю по Евангелиям. Может быть, Человек Лжи – это Иоси бен Йозер, иш Цреда, упоминаемый в Мишне. Возможно, кто-то другой, но живший во времена Учителя Праведности.

К сожалению, неизвестно имя самого Учителя Праведности. Единственно, что можно сказать более-менее определённо, что он был из древней священнической династии сынов Цадока и жил во времена Нечестивого Священника – Ионатана Хасмонея, убитого в 143 году до н.э., который и был его гонителем.

Текст устава общины «Яхад» абсолютно явно говорит, кто является главой общины: «Вот Устав для людей общины, предавшихся отказу от всякого зла, с тем чтобы держаться всего, что (Он) приказал, по Его воле, чтоб отделиться от общества людей Кривды, чтобы быть вместе в Торе и в имуществе и повиноваться словам сыновей Цадока, священников, хранящих Завет, и слову большинства людей общины, держащихся Завета» (Устав общины 5:1, 1QS).

Итак, все те, кто отказался следовать злу, должны во всём повиноваться потомкам Цадока.

Кто такие Ессеи? Они представляли собой членов кумранской общины. Известно об этом от Филона Иудейского или Александрийского (25 до н. э. – 50 н. э.) и Иосифа Флавия (37-100). Об общине также упоминает Плиний Старший (23-79). По сути, община являлась иудейской сектой. Её возникновение датируется 20-ми годами II века до н. э.

Представители секты жили в городах и селениях на землях Иудеи. Объединяло этих людей единство религиозных взглядов и образ жизни. Они оказывали яростное сопротивление эллинизму. Это значит, что ессеи выступали против распространения греческого языка и насаждения греческой культуры в тех странах, которые после смерти Александра Македонского стали вотчинами его военачальников (диадохов).

Проповедник ессей призывает людей к праведной жизни

Видимо борьба ессеев не увенчалась успехом, так как они вынуждены были покинуть города и деревни. Чтобы сохранить самобытность и традиции, этот древний народ основал отдельную колонию на северо-западном берегу Мёртвого моря. На новых землях переселенцы жили замкнутой жизнью, не пуская к себе чужаков.

Об устройстве общины

Во главе сообщества стоял праведный учитель. В его задачу входило подготовить путь для мессии. Последний должен был появиться в «конце дней». Конец же наступал после 40-летней войны. Её исходом должна была стать победа «сынов света» над «сынами тьмы».

Все представители общины давали обет безбрачия. Но чтобы сообщество, в конце концов, не выродилось, ессеи брали на воспитание чужих детей. Им с детских лет прививалось соответствующее мировоззрение. В коллектив колонии мог также попасть любой желающий, разделяющий взгляды её членов. При этом назначался испытательный срок. Продолжался он три года.

При вступлении в сообщество давалась клятва. Новичок торжественно обещал почитать Бога, не приносить никому вред, не выделяться среди других одеждой и не носить украшения. Он также заверял членов братства, что неустанно будет обличать тех, чьи уста глаголют ложь, и искренне любить истину. Никогда не посмеет воспользоваться незаконной прибылью и ни слова не скажет посторонним о делах и устремлениях сообщества.

Человек, нарушивший клятву, изгонялся из колонии. В этом случае он не имел права принимать пищу, так как это категорически запрещалось делать вне сообщества. Умирая от голода, несчастный просил, чтобы его взяли обратно. В большинстве случаев просьба удовлетворялась. Нарушитель возвращался в родной коллектив, и считалось, что он искренне раскаялся.

Всё сообщество делилось на общины. Это были как бы отдельные семьи. Каждая из них жила в одном доме. В большинстве случаев членов общины не связывали родственные отношения. Просто люди объединялись в группу и сосуществовали вместе. В таких семьях столовались все за одним столом, а дети почитали старших, как своих отцов, оказывая им соответствующие почести.

Ессеи исключали из жизни саму её основу — семью

Безбрачие члены общины считали выше по статусу, нежели брак. Поэтому семьи создавались лишь в те годы, когда пожилых людей становилось слишком много. В этом случае половые отношения продолжались лишь до тех пор, пока женщина не беременела. После этого всякие интимные контакты прекращались.

Ессеи чётко разделялись на четыре касты. Совершенствуясь душой, любой член сообщества мог подняться от самой низшей касты до высшей. Пройдя весь путь и оказавшись на вершине иерархической лестницы, человек обретал определённые способности и мог предсказывать будущее. Эти люди также становились странниками. Шли они в города и деревни, чтобы обратить в свою веру заблудших.

Иоанн Креститель

Ярким представителем кумранской общины являлся Иоанн Креститель, живший в 6 году до н. э. – 30 году н. э. Именно он крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. В это можно верить, можно не верить, но в любом случае что-то было в то далёкое время. И именно это что-то оставило неизгладимый след на всей дальнейшей истории человеческой цивилизации.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель входил в высшую касту ессеев. Он оставил общину и пошёл к людям. Призывал их к раскаянию, убеждал смирить гордыню и умерить алчность. Долго жил в пустыне, довольствуясь малым. Конец его жизненного пути был трагичен. Благодаря козням царицы Иродиады, Иоанну Крестителю отрубили голову. Он считается последним из пророков, предвещавших появление мессии.

Трагически сложилась судьба и всей кумранской общины. Она также носит названия общины Мёртвого моря и общины обновлённого завета. В 37 году до н. э. римляне захватили Иерусалим. В 66 году вспыхнуло восстание против захватчиков. Ессеи принимали в нём активное участие.

Римские легионеры значительно превосходили по численности восставших, и те были вытеснены из своих поселений. Спасались они в пещерах, но, в конечном счете, были все истреблены. Память об общине померкла, и вообще исчезла бы из памяти людей, если бы не мальчишки пастухи. Они абсолютно случайно обнаружили пергаментные свитки в пустынной местности Вади-Кумран в 1947 году. Именно эти древние манускрипты и раскрыли тайну загадочного народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *