Этапы развития речи ребенка

22.08.2010 44476

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Исследователи выделяют 3 этапа в развитии детской речи:

1. Доречевой этап (первый год жизни) – периоды гуления и лепета.

2. Этап первичного освоения языка (дограмматический; второй год жизни).

3. Этап усвоения грамматики (третий год жизни).

1. Доречевой этап.

Сразу после рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции – крик и плач, как рефлекторные реакции. Крик сопровождается коротким вдохом и удлиненным выдохом, продолжительностью 1-2 секунды. К голосовым реакциям также относят кашель, чихание, звуки при сосании и зевании. Временами дети в конце первого месяца издают отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы «протоязыка» (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта (универсального предметного кода) (Е. И. Исенина, Н. И. Жинкин).

На втором месяце жизни появляется гуканье, радостное повизгивание. На попытки взрослого вступить в контакт с младенцем, ребенок отвечает тихими, протяжными звуками типа «гу-у», или короткими типа «кх». В конце второго месяца жизни ребенка появляются дифференциация крика в зависимости от вызывающей его причины, интонации гнева и протеста.

Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. Звуки гуления – согласные, имеющие гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение и обычно палатализованные: «ги», «ге», «эге», «агу». В это время продолжается тренировка артикуляционного, дыхательного и слухового аппаратов. Речевые звуки в этот период лишены своих важных особенностей – коррелированности, локализованности по артикуляции, константности (по артикуляции), релевантности (соотнесения артикуляции с определенным языком). В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). Е. И. Исенина отмечает, что накапливаемый малышом коммуникативно-познавательный опыт, эмоциональное отношение матери к его поведенческим реакциям усложняют мотивационную сферу ребенка. С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением. К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает (А. Д. Салахова, 1973).

Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Особенности речевых звуков постепенно начинают проявляться. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление «протосогласного» (губного или небного) и «протогласного», распадения потока речи на слоговые кванты (ма, па, ба, ва). Фонетические характеристики первых лепетных сегментов отличаются нестабильностью: вокализации могут произноситься ребенком с различной длительностью, громкостью, последний сегмент серии может заменяться (ма-ма-ма-ба). Лепетные сегменты произносятся ребенком эхолалически (он воспроизводит внешние слуховые раздражения, похожие на его собственные звуки). По мере автоматизации лепета начинает развиваться синтагматическая организация речи (появляется ритмический рисунок речи).

Псевдослово появляется в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. Псевдослово не имеет предметной отнесенности и служит для выражения потребности или отношения. В этот период у звуков появляется константность. Благодаря развитию когнитивной сферы, коммуникативных функций и слухового восприятия ребенок с 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых. Он узнает голоса окружающих близких людей, реагирует на свое имя, активно прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией (А. Д. Салахова, 1973; М. И. Лисина, 1985; Е. И. Исенина, 1986).

Первые слова, предметно отнесенные, появляются после 8 месяцев. В это время дети понимают отдельные слова в знакомых сочетаниях, по просьбе взрослого находят взглядом предмет, неоднократно показываемый и называемый. К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний, которые употребляют взрослые в знакомом ему контексте (Н. Х. Швачкин, 1948). В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание. К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис, что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Благодаря систематическому и эмоциональному речевому выделению взрослыми различных объектов ребенок усваивает звуковые образы предметов и, подражая, начинает произносить лепетные цепочки (А. А. Леонтьев, 1999). Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения (по схеме Л. С. Выготского они соответствуют синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам). Появляется языковой знак. Ребенок «означивает» окружающий мир, звуковым сочетанием обозначает предмет. Речь становится словесной.

2. Этап первичного усвоения языка.

К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). Первые слова характеризуются полисемантизмом – одно и то же звукосочетание может выражать разные значения. Развивается синтагматическая фонетика – воспроизведение общего облика слова, его унификация. Артикуляции уже соотносятся со звуками определенного языка, но ребенок испытывает трудности при точной передаче звукового состава слов, поэтому стремиться к воспроизведению ритмико-слоговых и интонационных характеристик словесного материала. Постепенно на основе практических действий с предметами ребенок переходит от многозначности слов к первым функциональным обобщениям.

Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Появляется парадигматическая фонетика – звуки перестают уподобляться, ребенок начинает использовать различные артикуляции для более точного отождествления слов. Новые слова усваиваются путем уподобления их готовой фонетической модели. Происходит усвоение однословных предложений. Каждое слово на этой стадии равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны и связаны с конкретной ситуацией и отражают лишь некоторые ведущие признаки предметов. Ситуативная речь эмоциональна, дополняется жестами и мимикой.

С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить двух- и трехсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом – безударные слоги) (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин). Происходит усвоение предложений из нескольких последовательных слов-корней, не связанных грамматической связью. При нормальном развитии речи, грамматически правильно построенные фразы возникают при наличии у ребенка 50-80 слов. Первые двучленные предложения простые, неполные (отсутствуют либо подлежащее, либо сказуемое). В этот период в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.

3. Этап усвоения грамматики.

В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма, когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. Затем он выделяет в слове отдельные морфемы и образует слова по аналогии, возникает словотворчество. Ребенок пользуется двухсловными и осваивает трех- и четырехсловные предложения. Развивается описательная форма речи – ребенок рассказывает обо всем, что воспринимает: предметы и люди, признаки предметов, действия, услышанные сказки, стихи. Ребенок выражает свои желания, требования, переживания.

В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В это время происходит качественный скачек в развитии речи. Речь ребенка используется для сопровождения действий, включается в игру; развивается способность разговаривать с персонажем. Дети начинают общаться друг с другом. Дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Появляются слова с обобщающим значением – развивается обобщающая функция речи. Дети начинают понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа). Во втором полугодии третьего года жизни дети уже способны понимать смысл рассказов взрослого о событиях и явлениях, не бывших в их личном опыте, но состоящих из знакомых элементов. К трем годам формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие, слово). Речь ребенка приобретает черты связности. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого.

В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка. Закрепляются грамматические навыки. Совершенствуется произношение. Дети активно усваивают конструкции предложений, развиваются связные высказывания. К концу дошкольного возраста фразовая речь у детей в основном сформирована.

Известно, что умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Серьезные речевые недостатки негативно отражаются на умственном развитии ребенка, приводят к вторичному отставанию в интеллектуальном развитии.

Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом. Для нормального развития речи ребенка также необходимы: взаимодействие со взрослыми во всех доступных ребенку сферах и видах деятельности, общение со сверстниками и другими детьми, специальные игры и упражнения по развитию речи, которые обеспечат взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития, разнообразие и содержательность образовательного материала (игрушки, книги, картинки и др.).

Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи со всей психикой ребенка, с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и чем богаче этот опыт, тем лучше происходит усвоение речи, что в свою очередь способствует более полному познанию мира.

Список литературы:

1. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение; Учебный лист, 1996. – 158 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с.
3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Дис. … канд. пед. наук / ИКП РАО. – М., 2003. – 234 с.
4. Деmская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. / Ле¬нинградский государственный педагогический ин-т им. А. И. Герцена. – М., 1989. – 159 с.
5. Журба, Л. Т., Мастюкова, Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с.
6. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с.
7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287 с.
8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
9. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии; Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
10. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
11. Мастюкова, Е. М, Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвеще-ние, 1985. – 192 с.
12. Негневицкая, Е. И., Шахнарович, А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 111 с.
13. Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13. – с. 101-132.

Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).

К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

Восприятие речи у ребенка формируется рано. Выделяют дофонемный период (до 1 года) и период различения фонем (после 1 года).

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

1г.8м. — 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба — ди (Бабушка, иди!).

Кука — бух (Кукла упала!).

Да яба — Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. — 80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.

К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

2 этап ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

— еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Развитие речи малыша начинается еще до его рождения. Физическое и психическое здоровье плода зависит от ответственности матери. Маму называют первой вселенной ребенка. И в ней он ведет активный образ жизни. Учеными доказано, что во время внутриутробного развития малыш уже привыкает к голосу матери и отца. Поэтому так важно разговаривать с еще не родившимся ребенком, читать ему стихи. Аудиолог Мишель Клементе в ходе исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть уже своя любимая и нелюбимая музыка.

  • Первый год жизни малыша играет огромную роль в его речевом развитии. Младенцы в моменты радости демонстрируют гуканье – короткие гортанные звуки гы, кхы.
  • Со второго месяца жизни — гуление – произнесение гласных звуков. Чуть позже появляются сочетания гласных а-ау, уа, затем сочетание гласных и согласных агу, агы.
  • После 6 месяцев ребенок проходит стадию лепета – повторения слогов.
  • К концу первого года жизни появляются первые осмысленные слова мама, баба, папа, да.
  • К 1 году 3 мес. у ребенка появляются односложные предложения. В роли предложений выступают отдельные слова. Малыш называет предметы. В его словаре около 22 существительных. Вскоре появляются названия действий «бух», «ди» и др. На данном этапе усваиваются следующие звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
  • 1 год 8 мес. — время появления предложения из двух слов. Ребенок произносит слова, состоящие из двух слогов. Появляются звуки хь, ць,й.
  • Начиная с 1 года 10 мес. возрастает число слов в предложении до 3-4. Начинают появляться прилагательные, местоимения: вот, там, где (де), еще, хорошо (ласо), не надо, надо и др. Ребенок путается в местоимениях (о себе говорит в 3 лице). Пока нет предлогов и союзов. Осваивает звуки н, т, д.
  • Период с 2 лет до 2 лет 6 мес. знаменуется скачком в развитии речи. Продолжается рост простого предложения. Появляются сложные предложения. Ребенок активно усваивает существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия: больше, меньше, короче, скорее, служебные части речи: появляются предлоги — в, на, у, с; союзы — и, то, а, потому что, тогда, когда. Согласует их в предложениях. Больше не путается в личных местоимениях. Появляются звуки с, л, ы, в, р, з.
  • До 3 лет продолжается развитие сложного предложения. Усваиваются звуки ч, ш, ж, щ, твердый ц. Так к 3 годам звуковая сторона речи ребенка усвоена. Важным моментом после 3 лет является возникновение у ребенка потребности задавать вопросы о значение непонятного слова. Часто сам пытается дать объяснение (детское словотворчество). Теперь малыш сам может оценить свое и чужое произношение.
  • 3 — 4 года — период дальнейшего усвоение частей речи и усложнения предложений.
  • К 6 годам сформированы все основные грамматические категории. Но в речи неизбежны незначительные ошибки в согласовании частей речи.

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирования звука еще не закончен.

Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

  • Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
  • В процессе занятий у ребенка растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй речи, произношение.
  • Начинайте заниматься дома с самого знакомого, затем переходите к более сложным упражнениям.
  • Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку.
  • Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно.

Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другому материалу. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились.

  • Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже знакомый материал. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка.
  • Чаще задавайте вопрос «Почему?». Не раздражайтесь если ребенок, не понял вас с первого раза. Помогите наводящими вопросами.

Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребѐнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.Успехов Вам!!!

У нас во рту живет язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему:

«вода, утенок, небо, нет и да».

Но пусть он скажет: «Черепаха!»

Не задрожит ли он от страха?

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте

Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые могут стать препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность, а помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знает.
  • Ребенок многие звуки произносит мягко, как — будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как — будто у него акцент.
  • При произношении слов вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при прозношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук,при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.У него красивый грассирующий звук.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *