Этапы развития воспитания

В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.

Выделяются три этапа нравственного развития ребенка.

Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет)

На этом этапе детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет)

Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет)

Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих.

Нравственность по-женски

Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин. Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития.

Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.

Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководство­ваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать челове­ка, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравствен­ности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность

На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.

На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование

Социальные нормы, которым боль­шей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходи­мостью выбора.

На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня само­пожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше при­нимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение

На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду челове­ческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания пере­растает уже в мораль непротивления.

Впоследствии Кольберг, автор «мужской» версии нравственного развития человека, впоследствии исключил из своей классификации постконвенциональную стадию, так как критики сочли ее чрезмерно «эгалитаристской» и носящей на себе слишком явную печать западной культуры.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Нравственное воспитание — это:

— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

— целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

— формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом — формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

— гуманности;

— трудолюбия;

— патриотизма;

— гражданственности;

— коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Таким образом, нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является; и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Введение

1. Понятие и этапы нравственного воспитания

2. Роль педагога в воспитании детей

3. Методы и средства нравственного воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На протяжении всей жизни человечества проблема нравственного воспитания вызывала особый интерес. В современном обществе все чаще встречается жестокость и насилие. Поколению подрастающих подростков свойственны бездуховность, безверие, агрессивность. Ввиду этого, актуальность проблемы воспитания младших школьников непосредственно связана со следующими аспектами:

— во-первых, современному обществу требуются образованные, высокодуховные люди, которые обладают не только знаниями, но и положительными чертами характера;

— во-вторых, на детей оказывают сильное влияние различные факторы, как позитивные, так и негативные;

— в-третьих, образование не гарантирует высокий уровень нравственной воспитанности, поскольку последняя представляет собой качество человека, которое в обыденной жизни определяет отношение личности к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому из них;

— в-четвертых, обладать нравственными знаниями важно и по той причине, что они не только знакомят младшего школьника с нормами и правилами поведения, которые установлены современным обществом, но и информируют о последствиях их.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме.

2.Определить сущность нравственного воспитания младших школьников.

1. Понятие и этапы нравственного воспитания

Согласно общепринятому определению, приведенному в педагогическом словаре, нравственное воспитание – это одна из форм наследования нравственности в обществе. Нравственность в понимании современного общества является синонимом морали и этики. Таким образом, под нравственным воспитанием можно понимать процесс целенаправленного формирования у ребенка моральных установок, а также закрепления привычек поведения, соответствующих нормам и морали, принятым в обществе.

В настоящее время, когда образцы жестокого обращения с людьми широко представлены в СМИ, развлекательных передачах и фильмах, а также в компьютерных играх, которые дети осваивают с дошкольного возраста, нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание. Кроме этого, можно отметить, что освоение, а впоследствии и закрепление, форм поведения происходит именно в детстве, а значит и образцы нравственного поведения, закрепление в сознании ребенка понятий о добре и зле, о дружбе, смелости и честности, о том, как вести себя хорошо, а как – плохо, также должно происходить именно в детстве. Большую роль в этой сфере может сыграть воспитатель.

Неслучайно У. Черчилль отмечал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». При этом в первую половину дня, когда взаимодействие детей со сверстником и взрослым регламентировано учебной деятельностью, а основное внимание преподавателя сконцентрировано на усвоении учащимися учебной программы, нравственное воспитание носит скорее ситуативный характер. Тогда как во вторую половину дня, то есть в группах продленного дня, возможно осуществление систематической и целенаправленной работы по закреплению нравственных форм поведения и становлению нравственного сознания детей.

Однако необходимо понимать, что ребенок не подобен чистому листу бумаги, на котором можно написать то, что хотелось бы педагогу. Наоборот, ребенок, приходящий в школу, уже имеет в своем, пока еще не очень богатом опыте, образцы поведения, которые считаются верными и правильными в семье, а также те, которые прививались ему в дошкольном образовательном учреждении, в том случае, если ребенок посещал сад. Согласно В.С. Мухиной, нравственное воспитание осуществляется поэтапно и включает в себя:

• Формирование нравственных чувств (закрепление в чувственном опыте определенных эмоциональных оценок тех или иных событий в жизни ребенка, поступков самого ребенка и окружающих людей)

• Формирование нравственных представлений (закрепление в сознании ребенка четкого понимания о понятиях «хорошо-плохо», «добро-зло», на основе которых впоследствии формируются мотивы поступков ребенка)

• Формирование привычки нравственного поведения

При этом к 7 годам первый этап детьми уже пройден, второй во многом освоен, и третий также начинает осваиваться. Это не значит, что нельзя, обратившись к эмоциональной сфере ребенка, вызвать у него новое чувство при оценке той или иной ситуации, но сделать это значительно сложнее. Конечно, в детском саду воспитатели руководствуются схожими со школьными правилами поведения в коллективе, взаимодействия с детьми и взрослыми, поэтому ребенок, воспитывающийся в саду, чаще всего, уже знаком с теми нормами и правилами поведения, которые предъявит к нему школа. В семье, где ребенок зачастую воспитывается множеством взрослых, но без коллектива сверстников, прививаемые ему представления и эмоциональные реакции на происходящее могут существенно отличаться от принятых в школе и в обществе. Некоторые дети, которые не имеют закрепленного представления «брать чужое – плохо», мотивируют свои действия личным желанием обладать данной вещью. Как правило, это объясняется особенностями воспитания в семье: либо ребенок всегда получает желаемое на правах младшего и любимого члена семьи, либо наоборот чрезмерно ограничивается в своих желаниях без объяснения причин. Можно также отметить, что в представлении таких детей чаще всего установка «брать чужое можно, если хочешь» действует в паре с установкой «чужой не может и не должен брать мое», особенно это характерно для единственного ребенка в большой семье.

Таким образом, ребенок, придя в школу, может оказаться в ситуации двойной морали, когда в семье требуют и внушают одно, а в школе – другое. Известно, что еще И.Г. Песталоцци называл лучшим воспитателем для ребенка – его собственную мать, а это значит, ни при каких условиях школьный учитель не станет для ребенка младшего школьного возраста авторитетнее и значимее, чем родители. В таких случаях, первым шагом воспитателя должно стать тесное общение с семьей. Необходимо, чтобы родители поняли: ребенок должен освоить принятые в школе правила поведения, они должны закрепиться в сознании ребенка, иначе ему будет сложно общаться со сверстниками, а в последствии сложно будет адаптироваться в обществе. Только при условии единства семьи и школы нравственное воспитание ребенка может быть эффективным и полным.

Начиная работу по нравственному воспитанию детей необходимо помнить, что целый ряд психологов придавал нравственности особое значение, так С.Л. Рубинштейн отмечал следующие уровни, без которых личность не является самостоятельной и полноценной:

1. Психический – специфичность психических процессов, присущих индивиду

2. Личностный – особенности характера и индивидуальных неврожденных черт

3. Жизненный – мировоззрение, жизненный опыт, ум и нравственность.

Таким образом, формируя нравственную сферу ребенка, педагог вносит изменения в его личность и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь индивидуума.

2. Роль педагога в воспитании детей

Работа воспитателя по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста начинается с первых дней обучения. При построении работы необходимо учитывать их возрастные особенности. Талантливые педагоги отмечают, что самое главное для детей младшего школьного возраста – это единство между сознанием, как надо поступать правильно, и собственно поведением ребенка, но для шестилетнего ребенка разрыв между сознанием и поведением нормален, так как дети этого возраста действуют спонтанно, не обдумывая предварительно своих действий.

Работая с детьми необходимо руководствоваться рядом принципов:

1. Ребенок всегда имеет право на ошибку.

2. Воспитание всегда должно сочетаться с игрой и улыбкой.

3. Воспитатель должен точно знать, чего именно он хочет от ребенка

4. В любой ситуации нравственное воспитание детей призвано установить гуманистические отношения в детском коллективе. То есть, прежде всего, дети должны стать друзьями. Этого легче всего достичь, привлекая детей к совместной деятельности, но и тут необходимо помнить, что педагог должен быть всегда рядом, и образец совместных игр чаще всего дает также педагог.

Также необходимо учитывать личный опыт ребенка, то есть рассмотреть и проанализировать примеры из жизни.

Средством воздействия является игра, так как она закрепляет навыки поведения со сверстниками, в игре проявляются личностные особенности каждого ребенка.

Действенным методом является пример рассуждения и поведения педагога. Однако необходимо избежать морализации, не поучать детей, а лучше рассказать какую-нибудь историю и оставить детям шанс самим обдумать ее. Педагог как учитель нужен в первую очередь на уроках, в группе продленного дня педагог скорее является старшим уважаемым товарищем.

В любой ситуации необходимо помнить, что дети ждут оценки от взрослого. Чем младше ребенок, тем больше эта оценка должна быть похожа на родительскую. Более взрослый ребенок нуждается в признании собственной индивидуальности, к нему можно апеллировать как к взрослому, обращаться за советом и помощью. Но нужно всегда предварительно проанализировать обстановку. В новой для себя ситуации, когда четвероклассник, например, сделал очень сложный моральный выбор, особенно, если это выбор не в его пользу, то есть был сопряжен с переживаниями, ребенок, чаще всего, ждет от педагога ласкового одобрения, как от мамы. В этом случае скупая фраза о том, что так и надо было поступить, недостаточное вознаграждение.

Какими бы приемами и средствами не пользовался воспитатель, в основе их, чаще всего, лежат четыре, перечисленные выше. При этом необходимо отметить, что он должен быть включенным, активным участником детской деятельности. Важно действительно хотеть рассказать им ту или иную историю, решить их проблему, разобраться в сложившейся ситуации. На мой взгляд, любая методика оживает только при желании педагога работать по ней, при готовности общаться с детьми, а иначе она остается лишь текстом, написанным на бумаге.

Нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.

3. Методы и средства нравственного воспитания

Процесс воспитания осуществляется в разных формах, используя различные методики, приемы и воспитательные средства.

Н.И. Болдырева отметил, что при организации нравственного воспитания необходимо отметить его инструментовку. Воспитатель может иметь непосредственное влияние на ученика, или же влиять через его товарищей, весь коллектив учеников.

Методом воспитания является способ воздействия воспитателей на своих воспитанников, а также на организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают в роли способов формирования нравственного сознания, способствуют развитию моральных чувств и выработке навыков и привычек поведения.

И.Ф.Харламов выделяет такие основные методы воспитания:

— убеждение;

— положительный пример;

— упражнение;

— одобрение;

— осуждение;

— требовании;

— контроль за поведением;

— переключение на иные виды деятельности.

Необходимо различать методы и средства воспитания.

Средства воспитания – это определенные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также наглядные пособия, использующиеся при реализации конкретного метода.

Характер методов такого воспитания может измениться в зависимости от развития коллектива детей. В еще несформированном коллективе, воспитатель может предъявлять категоричные требования ко всем детям. Когда заметную роль в коллективе начинают играть ученики, то методику необходимо менять.

В педагогической литературе описано много методов и приемов нравственного воспитания, которые по-разному способствуют формированию мотивов нравственного поведения. К примеру, метод воздействия разделяется на два класса:

— влияние, которое создает нравственные установки, мотивы, отношения, и формирует представления, понятия, идеи,

— влияние, которое создает привычки.

При выборе методы учитывается содержания воспитательной деятельности, и ее направленность. В процессе нравственного просвещения первое место занимает убеждение; при трудовом воспитании – упражнение; при дисциплинарном воспитании используют как основные методы, так и поощрение и наказание.

Существует классификация, разработанная Щукиной Г. И., выделяющая следующие группы методов:

— метод разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся для формирования нравственных взглядов и убеждений;

— метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— метод стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет собственную специфику и определенную область применения.

В младших классах широко используется рассказ на этическую тему, который является ярким эмоциональным изложением конкретных фактов и событий, которые имеют имеющих нравственное содержание. При воздействии на чувства, рассказ дает возможность воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Рассказ на этическую тему должен быть источником знаний, а также быть способом использования положительного примера в воспитании. Существуют некие условия для того, чтоб этот рассказ был эффективным, среди них: соответствие социальному опыту школьников, также рассказ должен сопровождаться иллюстрациями. Для усиленного эффекта можно применить хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Работая с учениками разных возрастов, часто используют этическую беседу, которая в педагогической литературе является методом привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и формированию нравственных оценок, а также формой разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, средством формирования системы моральных представлений и понятий, которые являются основой формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, которые предполагают участие как воспитателя, так и школьников. Для того, чтобы этическая беседа была эффективной, необходимо придерживаться некоторых важных условий, среди которых проблемный характер беседы, невозможность развития такой беседы по заранее спланированному сценарию, уважительное отношение к мнению других, недопустимость превращения беседы в лекцию.

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру, которая включает путь от анализа фактов, и их оценки до обобщения и самостоятельных итогов.

Разъяснение является еще одним методом эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важной отличающейся от объяснения и рассказа чертой явяляется ориентированность воздействия на конкретную группу или отдельную личность. При воспитании младших школьников пользуются элементарными приемами и средствами разъяснения.

Разъяснение применяется для:

а) формирования или закрепления новых моральных качество или форм поведения;

б) выработки корректного отношения воспитанников к какому-то совершенному поступку.

В практике школьного воспитания разъяснение очень близко к внушению, которое незаметно проникает в психику, воздействуют на личность, при этом создаются мотивы поведения. Так как младшие школьники очень внушительны, то воспитателю необходимо учитывать такую специфику психики, и применять такой способ, когда воспитаннику нужно принять конкретные установки.

Пример является воспитательным методом, который имеет исключительную силу.. Говоря о примерах, имеется в виду в первую очередь пример живых конкретных людей, таких как родители, воспитатели, друзья. Также огромную воспитательную силу имеет пример героев из книг, фильмов, или исторических деятелей и выдающихся ученых.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Психологи выделили, что симпатию школьников младшего возраста вызывают люди смелые, волевые, находчивые, которые обладают физической силой, приятной манерой общаться.

Воспитание зависит и от поведения, личного примера воспитателя, а также очень важен авторитет. Практически для всех младших школьников очень важен авторитет педагога, и они готовы во всем и всегда ему подражать.

В ходе исследования была изучена и проанализирована литература по теме: «нравственное воспитание младших школьников», что дало возможность полностью раскрыть сущность понятия нравственное воспитание, характеристики нравственного воспитания. В своей работе, главным образом, опиралась на труды ученых педагогов Л.И. Божович, И.Ф Харламова, Л.А Григорович, Н.И.Болдырева, В.А Сластенина. Из этого сделала вывод, что нравственное воспитание являет собой постоянный и систематический процесс.

Кроме теоретических аспектов, также были рассмотрены методы и средства нравственного воспитания. Действенными методами последнего считаются объекты материальной и духовной культуры (природа, искусство, детская литература), особым образом организованная педагогом деятельность (воспитательные дела, воспитательные ситуации, общение, трудовая деятельность), методы воспитания, формы воспитательной работы.

Важным элементом работы является изучение психологических особенностей младших школьников, которые необходимо обьективно оценивать. Возраст не дает определение психическим стандартам для детей, так как все дети развиваются индивидуально. Принимая это во внимание, воспитатель разрабатывает для каждого класса в отдельности свое содержание и методы нравственного воспитания младших школьников.

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников будет носить эффективный характер, если:

-на уроках чтения будет актуализирован нравственный аспект;

-воспитательные мероприятия будут содействовать нравственному воспитанию;

-в учебном процессе будет создана атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества.

Список использованной литературы

Психология нравственного воспитания

1. Современная социальная ситуация и нравственное воспитание.

2. Стратегия нравственного воспитания:

— формирование хороших привычек

— одухотворение пространства детской жизни

— связь добра и свободы

— духовно-эмоциональный консонанс — условие воспитания.

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Поэтому в своей основе нравственное воспитание делает акцент на поведенческой стороне. Известно, что внешнее поведение может быть обусловлено разными устремлениями. Учёт мотивов, устремлений, побуждений не охватывается таким подходом к воспитанию. Под нравственным воспитанием мы будем понимать прежде всего воспитание духовное, которое учитывает не только и не столько поведенческий, нормативный аспект, сколько аспект внутренний, смысловой, сообразный целям воспитания.

Предельно ясно обосновал цель нравственного воспитания В.В. Зеньковский. Смысл воспитания — это исцеление духовного начала. «Нельзя так жить как если не было бы смерти, но нельзя так и воспитывать как если не было бы смерти».

Игнорировать влияние социальной среды, в которой растёт человек нельзя. Она является условием нравственного воспитания. Первой и самой главной средой является семья. Если семья справляется с функцией нравственного воспитания, то негативная роль социальной среды может быть незначительной. Однако это не всегда так, тем более, что кризис социальной среды порождает кризис семьи.

Современную социальную ситуацию детей и подростков можно обозначить как качественно новую. О том, что сегодняшняя социальная ситуация детства является достаточно тревожной говорит целый ряд исследователей , которые связывают это: 1). С переходом на индивидуалистическую модель поведения, инверсионным типом половой социализации, «свободным» половым воспитанием, отчуждением детско-родительских отношений (А.А. Абраменкова); 2). С отсутствием идеалов и вакуумом духовности, заполняющимся прагматической идеологией. (Д.И. Фельдштейн); 3). С вестернизацией, развитием средств массовой информации (А.В. Сухарев); 4). С плюрализмом общественных норм, усложняющим процесс идентификации и приводящий к идентификационному кризису (Н.М Лебедева) и идентификационной неопределённости (Х. Ремшмидт).

Всё это порождают ряд таких негативных последствий как: этнофункциональное рассогласование, этнофункциональный дисонтогенез, социальноиндуцируемые неврозы, психическую дезинтеграцию. «Культурная дезинтеграция в современном мире обуславливает психическую дезинтеграцию, которая в свою очередь ведёт к психическим и психосоматическим расстройствам»

Понятие «Moral insanity» моральная дефективность возникло ещё в начале прошлого века, буквально это означает моральное безумие или помешательство. Это английское название моральной дефективности вызывает в самой крайней форме взгляд на данное состояние как на органическое заболевание.(Л. С. Выготский) Моральная дефективность может стать причиной психических заболеваний.

Плотникова Е.Е. исследовала особенности личности у больных неврастенией. Она пришла к выводу, что неврастения поражает людей честолюбивых и эгоцентричных. «…в приведенных случаях характерологические особенности больных (а именно честолюбие и эгоцентризм)… обусловили неустойчивость перед жизненными трудностями и последующее заболевание. Если же у человека в течении жизни были выработаны и преобладали коллективистские установки, то даже большой труд, требующий от человека напряжения … не приведёт его к заболеванию». В выводах она пишет: » Некоторые особенности характера как то: преобладание индивидуалистических тенденций, наличие впечатлительности и сенситивности играют особо важную роль в патогенезе невроза… При выборе терапевтических средств должна быть предусмотрена психотерапевтическая работа направленная на переделку личностных особенностей каждого заболевшего».

Где же искать истоки нравственности, если общество предлагает другие образы, принципы, ведь отменить процесс социализации никто не может. Возможно смысл социализации сейчас другой? В чём смысл социальной адаптации в современном мире? Актуальность этой проблемы вызвана ситуацией острого противоречия человека и современного общества, которая обусловлена не столько социально-политическими аспектами, сколько духовно-нравственными. «Увеличение случаев отклоняющегося поведения говорит об обострении противоречий между развитием личности и моралью общества».

Социальная адаптация (социализация) определяется как приспособление к социальным условиям. Различают две фазы приспособления: первая — это внешнее, формальное приспособление к новым социальным условиям, и вторая фаза интериоризации или включение социальных норм и ценностей во внутренний мир.

Если ценности социальной среды не соответствуют и даже противоречат смыслу и задачам развития личности, то вступление во вторую фазу может нанести непоправимый вред.

В идеальных условиях ценности и нормы общества должны быть согласованы с законами развития личности. Если такого не происходит, то говорить о социальной адаптации как процессе усвоения норм и ценностей общества, было бы неверно.

Как же должна пониматься социальная адаптация в наше время?

Был проведен письменный опрос студентов, по поводу их понимания сущности и смыла социальной адаптации в современных условиях общественного развития. Большей частью студентов (2/3 из числа опрошенных) ответ на этот вопрос, который, не взирая на различные формулировки, в основном своём смысле свёлся к простому и правильному решению: «Научиться жить среди людей, сохранив верность истине».

Где же лежат истоки истины, если их нет в современном мире?

Исследования образа человека о которых мы говорили выше ещё раз убеждают нас в том, что истоки нравственно начала в человеке лежат не в области социальных отношений, а внутри самого человека. В архетипической, культурой обусловленной памяти человека, заложенной духовным опытом предшествующих поколений, отменить которую не может никто. Её можно только вытеснить, создав внутренний конфликт, последствия которого настолько сейчас очевидны. Поэтому, возвращаясь к нашим исследованиям образа человека , напомним, что содержание этих представлений весьма нравственно, хотя они и входят в противоречие с «законами» современного общества. Люди по-прежнему считают, что человек должен быть добрым и честным, что основным источником счастья является другой человек: семья, близкие, что смысл жизни связан с вкладом в других людей: помощью и заботой о других людях, близких. Это тот нравственный закон, находящейся внутри человека, который позволяет человеку остаться человеком во время соблазнов, потери ориентиров, стирания граней между добром и злом. Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.

Попытаемся определить стратегию нравственного воспитания в создавшихся условиях.

Нравственный опыт: знания и привычки

1. Самая лучшее лечение болезни – её профилактика. Привитие с детских лет добрых привычек, способность различать добро и зло, а так же опыт проживания этих знаний. Это не будет формальным, если в семье, все стараются жить по совести. Тогда ребёнок, столкнувшись с соблазнами пропустит их сквозь своё «сито», и не потеряв духовной связи с родителями придёт к ним за советом, условием чего, конечно, является наличие родительского авторитета. Но при этом: «Добродетель заключается не в поведении, а духовном пламенении; и если добродетель может быть скучной, тусклой. Может вести к очерствению сердца; то это значит, что она касается лишь поведения и периферии души и не затрагивала сердца и его глубины»

Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.

2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал… употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены»

К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: » Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому» В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.

Создание достойных альтернатив

3. Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла. Грех преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы святыни» (С.Л. Франк) Наглядным примером может быть случай, рассказанный мне знакомым преподавателем Киевской консерватории. Студент консерватории для индивидуальных занятий выбирает в репертуар эстрадную музыку, увидев безапелляционность студента, преподаватель соглашается … и взяв в репертуар эстраду, постепенно включает наиболее популярные классические произведения, доля которых к концу года становиться значительно больше, чем эстрадных. Затем вопрос репертуара решается сам собой: студент выбирает классическую музыку. Мудрость преподавателя проявилась в том, что предлагая доброе, не нужное разрушилось само собой. Идти напролом сейчас, когда главным лозунгом жизни стала своеобразно понимаемая свобода, не всегда разумно.

Связь добра и свободы

4. Связь добра и свободы является необходимым условием нравственного становления. Однако лишь правильное понимание свободы даёт силу добру. Эту мысль прекрасно выразил В.В. Зеньковский: «… «освободить» дитя значит дать ему силу самообладания, возможность подниматься над случайными периферическими желаниями». «Если нельзя ставить задачу воспитания … вне связи со сферой смыслов, — то ещё менее можно развивать свободу не обеспечивая её связи с добром… Но развивать свободу не значит углублять в детях право выбора возможности ухода в сторону зла.»

«…как обеспечить связь свободы и добра?» На этот сложнейший вопрос он отвечает:»Добро должно стать собственной изнутри дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребёнка — и то, что добро нельзя «вложить», что никакая привычка, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни…. Есть какая-то непобедимая пошлость в том, чтобы в воспитании забыть о центральности, существенности темы добра…обеспечение связи добра и свободы должно составлять цель воспитания». Такой взгляд основан на безграничной вере в человека, что является основой христианской антропологии.

Однако необходимость свободы нравственного выбора вовсе не предполагает допустимость произвола. «Для нравственной жизни – читаем у К.Д. Ушинского, — свобода так же необходима, как кислород для физической, но кислород воздуха, освобождённый от азота, сжёг бы лёгкие, так и свобода, освобождённая от деятельности, губит нравственного человека. В самостоятельной, излюбленной деятельности только человек выучивается обходиться с элементами свободы».

5. Особенностью нравственного воспитания является то, что тяга к добру может развиться тогда, когда добро будет более привлекательным, чем зло, когда добро вызывает в сердце радостный отклик, а не отторжение. Поэтому «… созидательной силой воспитание обладает лишь тогда, когда оно может зажечь сердце..» (В.В. Зеньковский) .

В психологии эту идею Л.И. Божович выразила так : «Борьба мотивов должна закончиться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально». Л.И.Божович отмечает, что формирование устойчивого нравственного поведения и возникновение соответствующих качеств личности протекает успешно лишь в том случае если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения. «Нравственные формы развития личности невозможны путем принуждения”. . Эту мысль подтверждает С.Л. Франк: «Внешняя принудительная борьба с проявлением злой воли может устранить или уменьшить страдания и расстройство жизни, причиняемые злой волей, но оно ни в малейшей мере не преодолевает саму греховную волю. Никакое принуждение не уничтожает ни атома зла. Ибо грех, будучи как бы сущим небытием преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы — святыни» .

Конечно, было бы наивным утверждать что в воспитании можно обойтись без наказания и поощрения. Что на первых этапах вполне допустимо, когда ребёнок не может понять долгих объяснений, почему необходимо так или иначе поступать. Когда ещё не привит вкус к добру, не развит внутренний стыд, который развивается под влиянием внешнего, социального стыда. Но всё же главное в нравственном воспитании — опора на положительный мотив, когда поступая хорошо ребёнок радуется, ему хорошо. Вначале потому что взрослые этого ожидают и радуются, затем потому что он горд самим собой (это в раннем детстве, и у дошкольника), позднее, получив вкус к добру и желание ему следовать, он не может поступать иначе. Такая мотивация может стать альтернативой в мире соблазнов куда позднее попадёт подросток и юноша.

Консонанс — созидательная сила воспитания

Ещё одним условием «созидательной силы воспитания» является так называемый «консонанс» или наличие духовно — эмоционального созвучия. «Частое бессилие самых горячих речей. Искренних обращений и призывов объясняется именно отсутствием такого духовно — эмоционального созвучия или наличностью негативного (духовно-эмоционального тоже) отношения к словам говорящего» Чтобы к родителям не было негативного отношения так важно не утрачивать духовную связь с ребёнком, понимать его, быть деликатным, находить время для общения с ним (особенно когда у него есть потребность в этом), чутко относится к его переживаниям.

Психологически целесообразным будет опора на особенности развития личности в разные возрастные периоды: это учёт ведущих потребностей в каждом возрасте. Если у дошкольника ведущей потребностью является потребность в признании взрослого, а основной задачей развития является формирование внутренней моральной инстанции, то у подростка — это потребность в признании со стороны сверстников, развитие самосознания и социализация. Поэтому, конечно, и подходы должны быть разные, учитывающие возрастные особенности. В связи этим рассмотрим особенности воспитания в разные возрастные периоды

Практическое задание

1. В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.

Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием?

А вы как думаете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *