Этические проблемы аборта

Федеральное агентство по образованию РФ

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Институт устойчивого развития

Кафедра «Социальные технологии»

Курсовая работа

Морально-этические и медицинские проблемы аборта

Выполнила: студентка О/О

2 курса Дамбиева Т.А.

Проверила: доктор

медицинских наук

Шурыгина Ю.Ю.

Улан-Удэ, 2009г.

Введение.

Глава 1. Понятие «аборт» и его профилактика

1.1 Аборт и его виды

1.2 Методы профилактики искусственного прерывания беременности

Глава 2. Проблемы, вызываемые абортом

2.1 Медицинские последствия абортов

2.2 Морально-этические проблемы искусственного прерывания беременности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы. Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственным прерыванием беременности.

Для верного понимания морального аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной, а с другой – это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу «меньшего зла», следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека.

Искусственное прерывание беременности распространенно в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов – материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые – проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.

Цель курсовой работы – рассмотретьморально-этические и медицинские проблемы, вызванные искусственным прерыванием беременности.

Для достижения данной цели нужно изучить следующие задачи:

· Рассмотреть различные виды искусственного прерывания беременности.

· Выявить медицинские последствия аборта и его влияние не репродуктивную функцию женщины.

· Рассмотреть методы профилактики искусственного прерывания беременности.

· Выявить морально-этические проблемы аборта.

Объектом курсовой работы является аборт.

Предмет курсовой работы – морально-этические и медицинские проблемы аборта.

Разработанность темы.

Дискуссии о моральном праве на прерывание беременности имеет глубокую историю. Аристотель говорил: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать и жить».

Цицерон же считал, что: «… женщина должна быть наказана за изгнание плода, если она крадет у республики предназначенного для нее гражданина…».

Что же касается современного мира, то был проведен опрос в Госдуме РФ, вопрос был таким: «А вы против абортов?»

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы: «Я за легальные аборты. Невозможно заставить рожать женщину, если она того не хочет. Этой мерой можно добиться увеличения числа криминальных абортов.»

Андрей Ковалев, депутат Мосгордумы, лидер рок-группы «Пилигрим»: «Я против абортов. Понимаю женщину, которая может оказаться в сложной ситуации, но по-человечески это противно. Нам нужно создавать условия, чтобы женщина рожала, даже если она и не хочет потом оставлять у себя ребенка. У нас огромное число семей, которые жаждут усыновить ребенка, но дети почему-то достаются одним иностранцам».

Александр Чуев, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Я, как православный, против абортов, потому что это узаконенное детоубийство.Конечно, сразу запрещать аборты не стоит, но нужно поэтапно снижать их уровень, например, проводя разъяснительную работу. Многие даже не понимают, какой вред наносят аборты физическому, духовному и нравственному здоровью человека».

Глава 1. Понятие «аборт» и его профилактика

аборт беременность моральный этический

1.1 Аборт и его виды

Абортв переводе с латинского означает «выкидыш». Аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Самопроизвольные выкидыши происходят извне. Искусственный аборт – медикаментозное или хирургическое вмешательство, с помощью которого производится прерывание беременности.

По данным Российской ассоциации «Планирование семьи», Россия удерживает второе место в мире по числу абортов – на 100 родов приходится 208 абортов. К сожалению, не смотря на то, что в арсенале врачей-гинекологов имеется огромное количество средств контрацепции, аборт по-прежнему остается основным методом планирования семьи. Выбор метода прерывания беременности, как правило, определяет женщина вместе с врачом в соответствии со сроком беременности и материальными возможностями женщины .

Существуют различные виды выполнения операций по прерыванию беременности, при этом каждая операция предназначена для выполнения лишь на определенном сроке беременности и отличается своими особенностями и осложнениями.

Мини-аборт – этот метод применяется до срока 4 недель беременности. В ходе такой операции в шейку матки последовательно вводятся металлические расширители, при этом каждый следующий инструмент больше предыдущего по диаметру. После этих манипуляций в матку вводится трубка от вакуумного аспиратора. Создавшееся отрицательное давление способствует отсасыванию внутреннего слоя матки (эндометрия) и организма плода. Если аборт выполняется при сроке более 4 недель, плод при этом разрывается на части.

Лучше всего проводить его при 4-5-недельной беременности. При мини-аборте от металлических расширителей отказываются, то есть не подвергают риску травмы мышечный аппарат шейки матки, тогда реже возникают осложнения, которые в дальнейшем нередко становятся причиной невынашивания, если женщина захочет родить .

Существует также так называемый классический аборт. К сожалению, для многих женщин этот метод является главным средством прерывания беременности. За год в мире 60 млн. представительниц прекрасного пола проходит через абортарий. Из трех беременностей лишь одна заканчивается родами, а две – абортами.

Процесс подготовки более сложен: в стационаре врач-гинеколог осматривает женщину, уточняет срок последней менструации, устанавливает предполагаемый срок беременности. Заводится специальная медицинская карточка. Кроме того от женщины получается письменное подтверждение о согласии но операцию и о том, что она предупреждена о возможных осложнениях. Затем женщину консультирует врач-анестезиолог и получает подтверждение от женщины о том, что она предупреждена о возможных осложнениях.

Суть аборта заключается в удалении из матки оплодотворенной яйцеклетки. Вначале влагалище обеззараживается спиртом и йодом. Затем специальными «пулевыми» щипцами наружу из влагалища вытаскивают шейку матки.

Чтобы попасть внутрь матки, растягивают канал шейки матки специальными расширителями, по-научному расширители Гегара. Вводят сначала самый тонкий расширитель, а затем заменяют его на более толстые. Затем врач проникает в матку и специальным пробором под название кюретка срезает внутренний слой матки с оплодотворенной яйцеклеткой. О том, что аборт закончен, свидетельствует специфический хруст, создающийся при трении кюретки о внутреннюю поверхность матки.

После выскабливания проводят очистку полости матки при помощи вакуум-экстрактора. В идеале после проведения аборта нужно произвести гистероскопию или контрольный ультразвук, чтобы убедиться, что аборт прошел хорошо. Также необходим массаж матки, особенно при первом аборте и назначение диадинамических токов. Дополнительные исследования и физиотерапевтические процедуры позволяют предупредить осложнения аборта .

На сроке 18-27 недель часто применяется метод интраамниального введения жидкостей. После расширения шеечного канала в матку вводится длинная толстая игла, которая прокалывает плодный пузырь и отсасывает некоторое количество околоплодных вод. После этого по этой игле в матку вводится равный объем концентрированного раствора поваренной соли и глюкозы. Согласно научным данным, на этих сроках у ребенка уже появляется чувствительность, и смерть подобным образом является для него наиболее мучительной. Тельца младенцев чернеют и сморщиваются от обезвоживания и ожога концентрированным раствором соли. Через несколько часов после гибели ребенка начинается родовая деятельность и организм женщины избавляется от мертвого плода.

При сроке беременности до 27 недель может применятся метод внутривенного введения простогландинов, вызывающих родовую деятельность. На таком сроке младенцы рождаются жизнеспособными, но врачи не применяют никаких терапевтических мероприятий по отношению к ним, оставляя младенцев умирать. Однако применение простогландинов в нужных дозах часто вызывает резкие нарушения в организме женщины.

Операция малого кесарева сечения также является одним из методов искусственного прерывания беременности. Обычно применяется на сроке 18-27 недель, однако при необходимости может быть использована при сроке от 13 недель до самых последних дней беременности. При проведении этой операции на поздних сроках плод обычно уже бывает жизнеспособен. В этом случае ребенка кладут на окна между рамами или в холодильник с тем, чтобы он погиб от переохлаждения.

К сожалению, в наши дни существует так называемый криминальный аборт. С точки зрения современного российского законодательства данным абортом считается искусственное прерывание беременности, произведенное лицом, не имеющим медицинского сертификата по специальности «врач акушер-гинеколог». То есть, если в условиях стационара медицинского центра или сельской больницы беременность прервет врач-специалист, не являющийся гинекологом, то это будет квалифицированно, как преступление. Но с другой стороны, если акушер-гинеколог предложит произвести прерывание беременности, к примеру, в сарае собственной дачи, то нарушением это являться не будет .

В частной переписке некоторых акушеров-гинекологов нередко встречаются вопросы о том, как самостоятельно прервать беременность, но ранних сроках. Поэтому многие врачи рассказывают о доступных в быту способах прерывания беременности и о непоправимом вреде здоровью, которые они наносят.

Одним из популярных методов был подробно описан в повести А. Приставкина «Дети Арбата». Этот метод заключается в общем воздействии на организм. Чтобы вызвать плодоизгнание женщина принимает горячую ванну или душ, обклеивает себя горчичниками. В ряде случаев манипуляции вызывают сокращения матки и выкидыш. К этому же методу можно отнести умышленное падение на живот, к примеру, со шкафа, сдавлевание матки руками. Опасность заключается в развитии маточных кровотечений, которые достаточно трудно остановить. В зависимости от методики самостоятельного аборта летальность (женская смертность) колеблется от 25 до 40% .

В заключении можно добавить, что искусственное прерывание беременности является серьезным испытанием для организма женщины репродуктивного возраста. С развитием медицины угроза здоровью и жизни во время беременности и родов существенно уменьшилась, но все больше женщин сталкиваются с риском, связанным с искусственным прерыванием беременности .

Для того, чтобы не испытывать моральных и физических мук, необходимо помнить, что существует огромное количество методов и средств для предупреждения нежелательной беременности .

1.2 Методы профилактики искусственного прерывания беременности

К методам профилактики абортов относятся контрацепция и планирование семьи.

Планирование семьи следует рассматривать как один из важных путей сохранения здоровья населения. Поэтому чрезвычайную важность приобретают адекватные медико-социальные мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, начиная с самого раннего детства .

Отсюда следует, что планирование семьи – это комплекс медико-социальных мероприятий, позволяющий предупредить нежелательную беременность, обеспечить оптимальные интервалы между родами с учётом возраста женщины, её здоровья, количества детей в семье и других факторов, т.е. предупреждение слишком ранних, поздних и частых родов. Правильно подобранные средства контрацепции помимо контрацептивного эффекта, оказывают лечебное действие, могут предупреждать заболевания передаваемые половым путём .

Работа по планированию семьи может осуществляться:

· Индивидуально;

· На уровне семьи;

· На уровне коллектива;

· Путем реализации соответствующих муниципальных и федеральных программ .

Контрацепция (от лат. Contraceptio – против зачатия) – предохранение от зачатия. На современном рынке медицинских и фармацевтических услуг существует огромное количество методов и средств для предотвращения нежелательной беременности или контрацепции .

Существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод, который известен в литературе как календарный (температурный) метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС) .

Выделяют несколько видов контрацепции:

· Механическая с использованием презервативов, которая является еще и средством предохранения от венерических заболеваний и ВИЧ;

· Химическая, которая основана на подкислении среды влагалища с помощью специальных свечей, таблеток, кремов, оказывающих губительное действие на сперматозоиды;

· Физиологический метод, учитывающий фазы менструального цикла женщин;

· Внутриматочная контрацепция с применением внутриматочных спиралей – инородных для организма тел, которые держат матку в тонусе и не дают прикрепиться к ней оплодотворенной яйцеклетке;

· Гормональный метод, основанный на введении в организм женщины определенных половых гормонов, которые прекращают овуляцию на период приема таблеток, на три месяца при применение инъекции «Депо-провина» или на пять лет после вшиваний капсул «Норплант»; в эту же группу входит метод экстренной контрацепции, разработанный для женщин, подвергшихся изнасилованию, с помощью таблеток «Постинор» и др.;

· Прерванное половое сношение является одним из распространенных методов контрацепции, но он нарушает физиологию полового акта и отрицательно влияет на мужской и женский оргазм;

· Хирургические методы добровольной стерилизации мужчин и женщин применяются не часто, что связано с невозможностью в большинстве случаев после операции восстановить репродуктивную функцию, если в ней возникнет необходимость;

· Метод лактационной аменореи (если женщина кормит грудью, у нее отсутствуют менструации, а возраст ребенка меньше 6 месяцев) .

Изучение эпидемиологии контрацепции показало, что у нас в стране отношение к современным методам контрацепции, особенно гормональной, остаётся настороженным, в результате чего более половины женщин используют традиционные барьерные противозачаточные средства. К сожалению, существует обратная зависимость между эффективностью метода и частотой его использования .

Глава 2. Проблемы, вызываемые абортом

2.1 Медицинские последствия абортов

Любой аборт, проводимый как хирургическим, так и нехирургическим способом, неизбежно несет за собой риск осложнений и нежелательных последствий. Если аборта не избежать, лучше воспользоваться нехирургическими способами прерывания беременности, так как они сводят к минимуму вероятность возможных осложнений. При нехирургических методах прерывания беременности нет проникновения инструментов в матку, следовательно, нет ее механических травм, нет воспалительных осложнений и нет осложнений, связанных с применением наркоза .

Однако, даже при самых лучших условиях, когда аборт произведен в клинике опытным специалистом, не исключены негативные последствия для здоровья в результате осложнений.

Осложнения со стороны матки — в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки «вслепую», вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие .

Воспалительные процессы в малом тазу — параметрит (воспаление околоматочной клетчатки), аднексит (воспаление придатков матки), пельвиоперитонит и перитонит (воспаление тазовой брюшины и всей брюшины), — все эти заболевания могут развиваться в результате инфицирования в ходе операции по искусственному прерыванию беременности. Исходом этих заболеваний может стать бесплодие женщины, а в отдельных случаях даже ее гибель .

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18% женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% — эрозия шейки матки, у 7% — эндоцервицит, у 4% — различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз .

Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака груди. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака груди увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз.Понять, почему так происходит, достаточно просто. Первая беременность начинает особым образом переформировывать и перестраивать клетки молочных желез, подготавливая их к доселе неиспользованной функции — выработке грудного молока и кормлению ребенка. Формирование клеток идет практически на протяжении всей беременности, и заканчивается уже к самым родам. Если же женщина делает аборт и прерывает беременность таким образом (то же самое относится, к сожалению, и к самопроизвольному прерыванию беременности), то клетки грудных желез остаются несформированными, их развитие не завершается. Такие клетки имеют значительно большую способность к раковому перерождению, нежели сформированные окончательно, равно как и еще не начавшие свое формирование. Риск возрастает тем больше, чем больше времени пройдет до момента следующей беременности и родов, которые позволят завершить перестроение клеток молочных желез.

Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т.д.

Ученые, занимающиеся волной генетикой, считают, что после аборта в матке остается информационный след – память о ребенке, который был «удален» до рождения, и этот след влияет на психику последующих детей и на их отношения с родителями. Женщины, которые сделали аборт, имеют намного большие проблемы со своим следующим ребенком, часто не готовы кормить их грудью .

К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде .

2.2 Морально-этические проблемы искусственного прерывания беременности

Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: «Аборт — это медицинская проблема”. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом — сложнейшая. Ведь прежде, чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства .

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: «Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?»

Противники абортов считают совершенно несостоятельной концепцию жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во-первых, с их точки зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во-вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия «жизнеспособность». В-третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 420, 360 гр.

Так же они анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, сделавших аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства.

На основании подобных аргументов противники искусственного прерывания беременности как морального допустимого вмешательства настаивают, что аборт – это жестокое убийство невинного человеческого существа.

В современном мире существуют три основные позиции, которых придерживаются люди в отношении к искусственному аборту:

· Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тел матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

· Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

· Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода.

Однозначно вопросы о недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают противниками аборта .

В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выносит своего ребенка».

Согласно, буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии».

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание .

В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.

Заключение

Аборт (от лат. Abortus – выкидыш), как репродуктивные технологии, является проблемой биомедицинской этики. Абортом называют всякое (в том числе и естественное) прерывание беременности. В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона .

Аборты бывают:

· Естественные, называемые выкидышами;

· Криминальные, проводимые вне стен медицинского учреждения и дающие наибольшее число серьезных осложнений;

· Медицинские – искусственное прерывание беременности на разных сроках:

1. мини-аборты (вакуум-аспрация) – в сроки до трех недель задержки менструации;

2. инструментальные аборты – до 12 недель беременности;

3. на сроке 22-24 недели производят искусственные роды в соответствии с медицинскими или социальными показаниями;

· Фармакологический аборт на сроке до 42 дней аменореи с применением мифепристона, являющийся перспективным методом относительно безопасного прерывания беременности.

Методы искусственного прерывания беременности являются причиной бесплодия, невынашивания и других осложнений беременности и родов, высоких показателей материнской и младенческой смертности. Аборт ни в коем случае не должен быть средством регулирования репродуктивной функции женщины и рассматриваться как метод планирования семьи .

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. С точки зрения морали аборт – это всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина, решающаяся на искусственное прерывание беременности, всякий раз стремится избежать «большего зла».

Традиционно выделяют три позиции отношения людей к абортам:

1. либеральная;

2. умеренная;

3. консервативная .

Показатель числа абортов в России на 1000 женщин фертильного возраста в 2002 году составил 45,8, в США – 21,3, в Финляндии – 11,7. и хотя в России в последние годы отмечается некоторое снижение количества абортов и повышение рождаемости, демографическая ситуация в стране остается критической .

Список литературы

1. Антология гендерной теории : сборник / сост. и коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – 384 с.

2. Антуфьева, Н.М. Кровь абортов залила Россию / Надежда Антуфьева // Центр Азия газ. – 2002. – 11 ноября – с. 13

3. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг / перевод с англ. – М.: Мир, 1997 – 368 с.

4. Блиев, Ю. Высвобождая женщину от народного хозяйства… / Юрий Блиев // Медицинская газ. – 2009. – 25 сентября – с. 20

5. Запрет на плод // АиФ газ. – 2008. – 13 февраля – с. 14

6. Зима, Т. Ахиллесова пята России / Татьяна Зима // РФ сегодня жур. – 2007 – 15 февраля – с. 5-6.

9. Куприянова, Е. Минздравсоцразвития приняло меры по ужесточению правил проведения абортов / Елена Куприянова // Жить долго и счастливо жур.сет. – 2004. – 5 февраля

10. Марданов, Р.А. Скажи абортам «нет» / Рафаэль Марданов // Женское здоровье жур. – 2006.- 24 июня – 17 с.

11. Новая иллюстрированная энциклопедия, Кн. 1, Аа-Ар – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 255 с.

12. Соколова, Н.А. Аборту — приоритет? / Н.А. Соколова, Ю.С. Массина // Дуэль газ. – 2009. – 27 января – с. 10

14. Шурыгина, Ю.Ю. Научные концепции здорового образа жизни / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 – С. 148-155.

16. Шурыгина, Ю.Ю. Социально-медицинская работа в РБ : Монография / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 – 214 с.

Вмешательство в репродуктивную сферу человека может осуществляться в виде распространения средств, способствующих возникновению жизни (вспомогательные репродуктивные технологии), а также через внедрение мер по ограничению рождаемости. К таким мерам можно отнести искусственные аборты, контрацепцию и стерилизацию. Проблема аборта как средства искусственного прерывания беременности возникла достаточно давно, но с появлением биоэтики получили широкое распространение дискуссии по этому поводу, в которых более четко обозначились позиции как сторонников, так и противников аборта. Пока еще существует точка зрения, что аборт — это только медицинская проблема, суть которой заключается в избавлении от ненужной, мешающей, неожиданно появившейся «части тела» женщины. Такая позиция характеризует низкий уровень правового и морального сознания. В рамках биоэтики аборт может рассматриваться только как социокультурная, моральная и правовая проблема.

Исторический экскурс

В Древней Греции и Древнем Риме аборты производились достаточно часто, но уже были объектом моральной и правовой оценки. Так, в этическом кодексе Гиппократа не рекомендуется участие врача в процессе прерывания беременности. Аристотель допускал произведение аборта с целью планирования семьи и регулирования роста населения, но ограничивал его сроками формирования двигательной активности и чувствительности. В Древнем Риме постепенно созревали представлении о наличии у плода прав, так как он мог рассматриваться как некий потенциальный гражданин.

В культуре Средневековья происходит переоценка отношения к искусственному аборту. Аборт приравнивается к убийству, так как плод обладает богоподобной душой. Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы», так как самому рождению полагается препятствие1. Святой Василий Великий (330— 379) писал: «Преднамеренно истребившая плод да подвергнется равному наказанию с убийцей и мы не различаем, сформирован или не сформирован был плод» . Произведение аборта в Средние века каралось смертной казнью.

Впоследствии смертная казнь за проведение аборта была отменена, но законодательно аборты были запрещены до XX в. Представители европейского медицинского сообщества демонстрировали отрицательное отношение к искусственному аборту вплоть до середины XIX в., но после дискуссии в Парижской медицинской академии в 1852 г. в качестве основания для аборта было признано спасение жизни матери, и гем самым был открыт путь для его легализации. Однако аборт но просьбе женщины осуждался. За возможность расширения применения аборта активно выступали представители феминистских движений, настаивая на праве женщин свободно принимать решения в сфере деторождения. В XX в. в ряде европейских стран были сняты или ослаблены законодательные запреты искусственного прерывания беременности (Швеция, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания). В Соединенных Штатах Америки, несмотря на сильные позиции противников абортов, в 1973 г. они были легализованы. В этой стране законодательство об абортах, как правило, является причиной жестких идеологических столкновений между республиканской и демократической партиями.

В царской России существовал весьма жесткий закон об абортах. В 1649 г. за плодоизгнание была введена смертная казнь. В дальнейшем она была заменена каторжными работами, тюремным заключением или ссылкой.

В России, как и в западноевропейских странах, развивалось общественное движение за либерализацию абортного законодательства. После революции, в 1920 г., в Советской России на волне борьбы за раскрепощение женщины был принят один из самых либеральных законов, который допускал бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке больницы, где может быть обеспечена максимальная безвредность. Закон гарантировал полное освобождение врачей и женщин от уголовной ответственности. Однако в 1936 г. аборты снова оказались под запретом, так как в стране сложилась неблагоприятная демографическая обстановка в связи с большими потерями населения в результате голода, репрессий, а также опасностью надвигающейся войны. В 1955 г. аборты снова были разрешены, и их число стало неуклонно возрастать, достигнув к 1964 г. 5,6 млн. К 1980-м гг. XX в. СССР стал мировым лидером по количеству абортов среди женщин фертильного возраста. Примерно с этого времени в Советском Союзе стали внедряться концепции планирования семьи, основанные на применении контрацепции. Проблема аборта все более стала осознаваться как моральная, и, возможно, поэтому количество абортов стало сокращаться. Так, в 2012 г. было произведено 935 509 абортов. Законодательство Российской Федерации остается весьма либеральным: на сроке беременности до 12 недель аборт может быть произведен по желанию женщины, на сроке до 22 недель — по социальным показаниям. Однако, аборт при отсутствии медицинских показаний теперь не может производиться в день обращения. Реклама абортов запрещена.

Проблема аборта уже давно стала одной из важнейших в биоэтике. Смысловой центр этой проблемы находится в пространстве жизни и смерти потенциальной матери и человека в процессе развития — эмбриона и плода. В дискуссиях по абортам обсуждаются следующие вопросы: определение критериев жизни; статус и права эмбриона и плода; является ли аборт убийством и можно ли считать его оправданным; насколько свободным может быть репродуктивный выбор.

Репродуктивный выбор может осуществлять автономная личность, решая вопрос о приоритетах в сфере сексуальности и рождения детей. Сохранению репродуктивного благополучия способствует применение методов планирования семьи. К сожалению, многие продолжают считать аборт одним из таких методов. Повышение сексуальной и этической культуры может способствовать вытеснению аборта из сферы регулирования фертильности. Однако запрет на аборт приведет к ограничению прав женщины и нарушению принципа автономии личности. При этом аборт всегда должен быть объектом моральной оценки.

Важно отметить

Искусственный аборт можно рассматривать как убийство живого человеческого существа, не обладающего личностным статусом, но находящегося в процессе развития.

с принципом «не навреди». Вред наносится не только плоду, но и здоровью самой женщины, которая может утратить возможность стать матерью в будущем. Кроме того, поднимается вопрос о необходимости обезболивания плода, хотя сторонники абортов высказывают сомнения в его способности испытывать боль на ранних сроках беременности. Между тем, трудно сомневаться в том, что зародыш во время манипуляции находится в состоянии сильного дискомфорта.

Проблема допустимости аборта подчеркивает важность обсуждения принципа справедливости. Насколько справедлив выбор в пользу рационально понимаемого блага автономной личности женщины? Справедливо ли пренебрежение возможностью появления нового человека? Справедливо ли привлечение к операции по уничтожению живого существа медицинских специалистов? И, наконец, может ли быть справедливым общество, законы которого позволяют массовое уничтожение человеческих существ в процессе развития?

В дискуссиях по проблеме искусственного аборта можно выделить три позиции: либеральную, консервативную и умеренную.

Аргументы сторонников либеральной позиции выстраиваются вокруг положения об отрицании не только личностного статуса плода, но и отказа считать его человеческим существом. Эмбрион и плод можно считать частью организма женщины, и поэтому у него нет ни морального, ни правового статуса. Нельзя считать убийством действие по извлечению ненужной части тела автономной личности, осознанно выразившей нежелание стать матерью. Потенциальная мать обладает правом собственности на биологический материал, который мог образоваться случайно, и его дальнейшее пребывание в теле женщины может нарушить ее жизненные планы. Сторонники абортов нередко сравнивают осуществление репродуктивной функции человека с размножением растений: ветер разносит семена деревьев, и вероятность развития семени в дерево крайне низкая. Границу превращения возможности в действительность, как правило, устанавливает сама природа. Человек может культивировать определенные виды растений, создавать благоприятные условия для их роста, т.е. усиливать степень вероятности появления сформировавшегося растения. Когда рождение ребенка нежелательно и, следовательно, не создаются условия для его развития, тогда рационально уничтожить саму вероятность жизни. Сторонники либеральной позиции стремятся вывести аборт из сферы моральных оценок независимо от срока беременности.

Защитники искусственного аборта усиливают свою позицию, предлагая ввести критерии морального статуса личности. Самый низкий критерий — наличие реакции на раздражители, болевая чувствительность. Предлагаются также такие критерии, как автономное существование, способность к коммуникации, способность решать новые проблемы, рациональность, самосознание. По-видимому, «работающими» можно признать критерии «наличие реакции на раздражители» и «автономное существование». Остальные критерии неприменимы и к новорожденным младенцам, и к пациентам на грани жизни и смерти, и к животным, что приводит к исключению их из сферы моральных оценок.

Рассуждения о таких критериях статуса плода, как реакции на раздражители, способность ощущать боль и испытывать удовольствие характерны для сторонников умеренной позиции. Они подчеркивают постепенный характер развития эмбриона (до восьми недель) и плода в полноценный человеческий организм, способный стать личностью. Такой подход учитывает принятое разделение периода беременности на триместры, в течение которых формируется сложная целостность, способная к дифференцированным реакциям и автономному существованию вне тела матери. Законодательство об абортах опирается на процессуальный характер развития человеческого существа и проводит границу юридического регулирования во втором триместре беременности. В первом триместре аборт правомерен и морально допустим, в третьем триместре должно быть признано право плода на жизнь, которое может быть нарушено при наличии угрозы жизни матери.

Представители умеренной позиции в целом рассматривают аборт как нежелательное явление, но допускают его при определенных условиях:

  • — продолжение беременности угрожает жизни матери или может нанести ее здоровью значительный вред;
  • — высокая вероятность рождения неполноценного ребенка;
  • — беременность в результате изнасилования;
  • — отсутствие материальной базы для рождения ребенка;
  • — угроза социальной репутации женщины.

Последние две причины можно отнести к социальным показаниям, их обоснованность может вызывать сомнения.

Сторонники консервативной позиции осуждают аборт на любых стадиях беременности, а представители жесткого консерватизма призывают не учитывать никаких смягчающих обстоятельств. Таким образом, аборт неприемлем даже при угрозе жизни матери, при беременности в результате изнасилования и даже в случае инцеста. Противники аборта часто используют термин «нерожденный ребенок» и полагают, что он не должен страдать из-за проблем матери и обстоятельств зачатия. После рождения ребенок может воспитываться в семье приемных родителей или в специальных учреждениях.

Представители консервативной точки зрения утверждают, что зародыш есть человек и потенциальная личность, поэтому покушение на его жизнь следует квалифицировать как убийство. Вина за убийство усугублена тем, что существо находится в беспомощном состоянии и полностью зависит от матери, которая должна отвечать за его безопасность.

«Консерваторы» так же, как и «либералы» поднимают тему возможности развития жизни и превращения ее в действительность — автономную личность. Однако противники аборта склонны предполагать осуществление этой возможности в наилучшем варианте — рождение выдающихся ученых, деятелей искусства, политиков. Аборт в этом случае предстает как грубый обрыв нитей возможностей появления двигателей общественного прогресса.

Противники оправдания аборта всегда поднимают вопрос о нанесении вреда физическому и психическому здоровью матери и указывают на онасность будущего бесплодия. Таким образом, выбор «меньшего зла» может привести к «наибольшему злу» — утрате репродуктивного здоровья.

Аборты производятся врачами в стенах медицинских учреждений, и это, с точки зрения противников абортов, дискредитирует моральный статус профессии. В США нередко после проведения антиабортных демонстраций происходят нападения на клиники и на врачей, делающих аборты.

Представители религиозных конфессий также выступают против искусственных абортов и, как правило, придерживаются умеренно консервативной позиции. Христианская церковь (католическая, православная, протестантская) осуждает аборт как греховное, богопротивное деяние. В Исламском кодексе медицинской этики утверждается священность жизни человека, включая эмбрион и плод. В буддизме аборт рассматривается как уничтожение жизни человека. Аборт может быть допустим при угрозе жизни матери или ее здоровью, т.е. религиозная этика допускает аборт только по медицинским показаниям. Проблема аборта в результате изнасилования решается неоднозначно.

Представители католической этики связывают аборт и контрацептивные методы и считают, что они «являются плодами одного и того же дерева — того дерева, что своими корнями уходит в гедонистический и безответственный образ мыслей в отношении сексуальной жизни, который предполагает эгоистическую концепцию свободы и носители которого в размножении видят препятствие для того, чтобы свободно распоряжаться собственной личностью. Жизнь становится врагом, от которого любой ценой надо избавиться»1. По статистике, большинство абортов производится по социальным показаниям, и в жертву эгоистическим целям приносится огромное количество жизней. Будущий ребенок вверен матери, он не есть ее тело, она должна заботиться о нем, «само русское слово «беременность” уходит корнями в древние слова «бремя”, » беру”, в которых сохраняется значение «нести” и «сохранять”» . Убийство матерью своего ребенка нарушает как ветхозаветную заповедь «не убий», так и заповедь любви Нового Завета.

Важным аспектом проблемы искусственного аборта является отношение к нему врачей. В Венецианской декларации Всемирной медицинской ассамблеи о медицинских абортах (1983) указано следующее.

  • 1. Основополагающий моральный принцип врача — уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.
  • 2. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее не родившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранять беременность или преднамеренно ее прервать.
  • 3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.
  • 4. Определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.
  • 5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.
  • 6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

По-видимому, врач должен иметь право не участвовать в проведении аборта из соображений совести, но только в том случае, если здоровью и жизни пациентки не угрожает опасность и если есть возможность обратиться к другому врачу.

Исторически сложилось, что аборт в разные времена имел различную социальную опасность. Во времена царской России аборт считался тяжким преступлением, за которое давали немалые сроки лишения свободы либо назначалась смертная казнь. В Советском союзе аборт был легализован. Его проводили в больничных условиях за определенную плату. Согласно законам РФ искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. В наше время аборт является обычной медицинской процедурой, однако общественность продолжает бурно обсуждать и ставить данное явление как проблему и угрозу нашего поколения.

Аборт – это любое прерывание беременности. От латинского «abortus» — выкидыш. Различают аборт самопроизвольный и искусственный, который бывает больничным и внебольничным (криминальным). Самопроизвольный случается без влияния внешних факторов и несмотря на желание женщины. Искусственный аборт это целенаправленное прерывание беременности. Основные моральные и медико-правовые проблемы связаны с искусственным прерыванием беременности.

В рамках решения общей проблемы абортов есть множество вопросов, ответы на которые, как правило, будут иметь проблемный характер с точки зрения морали, права и медицины:

• Что лежит в основе нашей оценки и отношения к аборту?

• Что разделяет нас на сторонников и противников аборта?

• Чем является право на жизнь и выбор для беременной женщины и для эмбриона — плода?

• Всегда ли является приоритетным право на жизнь и выбор для беременной женщины? Чье право можно считать приоритетным и в каких случаях?

• Что должно быть защищено в первую очередь: жизнь человеческого существа (эмбриона — плода) или право беременной женщины на выбор?

• В чем сущность репродуктивной свободы и персональной репродуктивной ответственности?

• Можно ли считать аборт одним из методов планирования семьи?

• В чем сущность персонального ответственного родительства?

• Является ли аборт убийством человека?

• С какого момента зародыш можно считать живым человеческим существом?

Итак, что лежит в основе оценки и отношения к аборту?

Во-первых, вопрос об абортах – это часть вопросов о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека.

1.Репродуктивное здоровье предполагает и означает:

• Способность производить потомство;

• Безопасную и удовлетворительную половую жизнь.

2.Репродуктивный выбор –

• Это проявление репродуктивной свободы и персональной репродуктивной ответственности. То есть – это основа персонального ответственного родительства.

3. Репродуктивное право –

• Это выражение состояния, условий и предпосылок (социально – экономических, культурных и медицинских), обеспечивающих репродуктивное здоровье и репродуктивный выбор.

Можно утверждать, что женщине необходимо обладать доступом к социальному просвещению, материальной обеспеченности и правовой защищенности, чтобы иметь возможность выбора: либо безопасный и легальный аборт, либо рождение ребенка и его достойное воспитание.

Во вторых, каждое человеческое существо наделено неотчуждаемым правом на жизнь, выбор и согласие. В этой связи есть два вопроса:

• Чем является это право для беременной женщины и для эмбриона-плода?

• Чье право можно считать приоритетным, когда и при каких обстоятельствах?

«Все равны перед законом и имеют право на защиту со стороны закона».

В-третьих, оценка и отношение к аборту зависит от решения вопроса:

Аборт – это собственно медицинская проблема или это прежде всего проблема нравственного выбора?

И первая и вторая позиции, думается, в решающей степени определяются как приоритетные в зависимости от медицинской, социально-психологической и культурной ситуации, в которой находится беременная женщина, а также медицинский работник.

В-четвертых, решение проблемы аборта во многом зависит от содержательного определения понятий «человек» и «человеческое существо».

Эмбрион или плод – это человеческое существо. С этим согласны все. Но содержательно «человеческий зародыш» и «человек» — понятия разные. Отсюда и аргументы относительно оценки аборта строятся по–разному.

В нашем обществе существует три мнения по поводу абортов:

· Одни считают, что жизнь имеет право на существование при любых обстоятельствах.

· Другие сторонники свободного права выбора. Каждый имеет возможность и право на прерывание беременности по своему желанию.

· Третьи говорят о аборте только в исключительных случаях: угроза здоровью и жизни матери, изнасилование и инцест.

Позиции всех сторон в оценке абортов, как правило, обосновываются аргументами через вопросы и определения. Так, противники абортов, хорошо организованные и политически активные (католическая церковь, православные христиане, ислам) выдвигают следующие аргументы:

· Бог дает каждому существу жизнь и никто не в праве отнимать ее.

· Человек существует с момента зачатия.

· Проведение аборта подразумевает под собой лишение жизни безвинного человека.

· Никто не просит чтобы ему давали жизнь. Однако уже зачатый имеет право на существование.

· Решением проблемы аборта может стать усыновление нежеланного ребенка.

Сторонники аборта выдвигают следующие этические аргументы:

· Каждая женщина имеет право выбора сохранять ей беременность или нет, и никто не может принудить ее сделать это.

· Лучше сделать аборт, чем родить нежеланного ребенка.

· Причина запрета аборта — мужская законодательная власть.

· Закон не должен стоять на пути в случае возникновения угрозы здоровью и жизни женщины.

Главный аргумент противников аборта — это его последствия, такие как: гормональный сбой, развитие доброкачественных и злокачественных опухолей, соматических заболеваний, воспалительных процессов, которые являются причиной вторичного бесплодия и внематочной беременности, перфорация матки и крупных сосудов, кровотечения, обострение хронических заболеваний. Самым частым осложнением является постабортный синдром — это комплекс психических и нравственных проблем и осложнений, не проходящих с годами.

По моему мнению, в современном мире понятие аборта имеет легкомысленное значение для большинства. Для сведения к минимуму данного явления необходимо проводить просветительскую работу с молодежью в виде занятий на темы: морально-этические проблемы аборта, последствия искусственного прерывания беременности, аборт — не метод контрацепции.

Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности (утв. приказом Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484)

ЮНЕСКО «Право быть человеком»,Т.2, С.662

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *