Евангельских христиан баптистов

Евангельско-баптистское движение в России недавно отметило свое 135-летие. Именно тогда в 60-х годах XIX-го века, Россия, только что покончившая с крепостничеством, вступила на путь духовных исканий. Как писал об этом живший в пореформенную эпоху православный епископ Алексий Дородницын:

«Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов. Он осознал себя как личность, почувствовав прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в духовной жизни народа».

Этому процессу в значительной степени способствовал начавшийся в это время процесс проникновения Слова Божия — Библии в широкие слои российского общества, что стало возможным благодаря переводу сначала только Нового Завета, а затем и всего текста Священного Писания на современный (для того времени) русский язык. Этот перевод (известный нам сейчас под названием Синодальный), который до сих пор остается общепризнанным и широко распространенным среди российских христиан самых разных деноминаций, заставил многих людей, принадлежавших к самым разным сословиям и социальным группам, по-новому открыть для себя подлинную сущность христианства, через личное знакомство с библейским учением. Многие люди, не удовлетворенные лишь внешней церковной обрядностью, обрели смысл в живом общении с Иисусом Христом, открывшимся им со страниц Библии.

Тогда в самых различных регионах огромной Российской Империи, от центра до окраинных губерний, создаются и развиваются различные группы, кружки и общины, ставившие своей целью проповедовать чистое, неискаженное Евангелие и жить в нравственной чистоте, основываясь на библейских заповедях и принципах. Именно эти, сначала немногочисленные и нередко стихийно организовавшиеся группы, стали первоначальным базисом, на котором выросло мощное евангельско-баптистское движение в нашей стране.

Духовными предшественниками первых российских христиан-протестантов (баптистов и евангельских христиан) были, не только и не столько проповедники иностранного происхождения, (роль которых, как в прошлом так и сейчас излишне переоценивается многими противниками российского протестантизма), а такие течения русской религиозной жизни как молоканство и штундизм, развившиеся на отечественной почве. Молокане представляли из себя вообще чисто русский национальный феномен, никак не связанный ни с каким иностранным влиянием. Молокане еще в середине XVIII века оформились как самостоятельное религиозное направление, противопоставившее себя официальному православию, что прежде всего выражалось в полном отказе от внешней обрядности в пользу простых, основанных исключительно на Библии, принципов нравственной чистоты и доступных форм молитвы и богопочитания. Именно из среды молокан вышли многие пионеры евангельско-баптистского движения в России.

Что же касается российского штундизма, то хотя он несомненно возник не без влияния немецких колонистов, однако носил ярко выраженные национальные черты и кроме того развивался на первых порах как движение внутри православной церкви. Штундисты, оставаясь в лоне православия и участвуя в православных обрядах и богослужениях, дополнительно собирались для совместного изучения Библии и духовного общения.

Иностранное влияние на процесс духовного обновления середины-конца прошлого века в Российской Империи со всей очевидностью прослеживается лишь в начавшемся в 70-х годах евангельском пробуждении в Санкт-Петербурге, связанным с деятельностью английского проповедника лорда Редстока. Именно с ним связаны, наделавшие много шума в верхних эшелонах тогдашней российской власти, многочисленные обращения к живой вере во Христа среди элиты российской аристократии. Однако, и в этом случае не следует упускать из вида то обстоятельство, что приезд лорда Редстока в Россию осуществился по приглашению уже ранее уверовавших представителей знатных дворянских семей и, следовательно, его деятельность никак нельзя считать спланированной западной духовной экспансией.

Отправной точкой в истории собственно евангельско-баптистского братства в России принято считать 20 августа 1867 года. В этот день в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в реке Куре по сознательной вере во Христа, как своего личного Спасителя, крестился первый русский баптист, выходец из молокан Никита Исаевич Воронин. Там же в Тифлисе в скором времени образовалась и стала расти первая русская баптистская община. Во время начавшейся в 1877 году русско-турецкой войны она прекрасно зарекомендовала себя, активно участвуя в оказании помощи раненым. Баптистское движение, будучи наиболее последовательным в своих евангельских взглядах, а также отличавшееся духовной дисциплиной и упорядоченностью церковного устройства, начало объединять вокруг себя евангельских верующих и духовно ищущих людей на Кавказе, Украине, в Центральной России и других регионах Империи. Важными вехами в истории российского евангельско-баптистского движения стали состоявшийся в начале апреля 1884 года в Петербурге съезд христиан евангельских исповеданий (включая баптистов) и проведенный вслед за ним с 30 апреля по 1 мая того же года в селе Нововасильевске в Таврической губернии 1-й съезд русских баптистов. Начиная с этого времени евангельско-баптистское движение в России начинает приобретать все более организованные формы.

Начиная с первых шагов Российское евангельско-баптистское движение встречало массу трудностей связанных с негативной реакцией на свою деятельность со стороны реакционной части православного Духовенства и некоторых государственных чиновников. Однако, это противодействие поначалу не носило организованного и повсеместного характера. Положение ухудшилось когда синод русской православной церкви возглавил К. П. Победоносцев. В 1883 г. было опубликовано так называемое «мнение Госсовета о даровании раскольникам всех сект прав богослужения», в котором было прямо записано: «…преследование за распространение своих заблуждений между православными…». Прежде всего жертвами новой государственной политики стали Петербургские верующие, которых по имени их тогдашнего лидера, богатейшего дворянина России В.Пашкова именовали «пашковцами». Наиболее активные руководители и деятели Петербургской общины В.Пашков, граф М.Корф, а затем граф А.Бобринский были высланы из России.

3 сентября 1894 г. Министерство Внутренних Дел выпускает циркуляр, с которого начался длительный период государственных преследований евангельских верующих, включая русских баптистов. В 1887 г. и 1891 г. по инициативе К. П. Победоносцева было проведено два так называемых противосектантских съезда православных миссионеров, на которых обсуждались меры, в том числе и уголовные, с помощью которых планировалось предотвратить «совращение» православных в другие исповедания. На местах духовенство часто натравливало своих прихожан на односельчан-евангелистов, что нередко приводило к погромам, издевательствам, пыткам, а также попыткам насильственного возвращения в лоно православия, насильственное крещение детей евангельских верующих и т. п.

Такое положение дел сохранялось до событий 1905 г. Результатом первой русской революции стало завоевание некоторых гражданских и религиозных свобод, что было связано с желанием самодержавной власти получить поддержку со стороны как можно более широких слоев российского общества. 17 апреля 1905 г. был обнародован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», который положил конец многолетнему периоду преследований и притеснений «инославных» верующих.

Начиная с этого времени и вплоть до периода предшествующего первой мировой войне, общины русских баптистов и родственных им евангельских христиан легально существовали и осуществляли активную евангелизационную работу в среде многонационального населения Российской Империи. Именно в этот период возникают и начинают действовать на постоянных началах община евангельских христиан и община баптистов в Москве. В начале века Москва представляла собой быстро растущий город с населением, перевалившим за миллион человек, с быстро развивающейся экономикой и огромным количеством неразрешенных социальных проблем, главной из которых было большое количество бедных и обездоленных людей. Кроме того, Москва традиционно являлась ведущим центром религиозной жизни, где не было недостатка в людях, живущих религиозными изысканиями. Поэтому евангельская проповедь нашла в Москве благодатную почву. Прежде всего она коснулась сердец простого народа. Это было отличительной чертой первых шагов евангельского благовестия в Москве по отношению к Петербургу, где пробуждение прежде всего затронуло аристократические круги. В Москве высшие слои общества практически остались равнодушными к евангельской проповеди.

Около 1914 г. в жизни евангельских верущих в России появились новые неприятные изменения, связанные с началом первой мировой войны. Видный деятель российского евангельско-баптистского движения Иван Степанович Проханов, вспоминая об этом времени писал: «В августе 1914 г. жизнь в России немедленно изменилась.

Первой из мер правительства была в ограничении для всех обществ и собраний, как гражданских так и религиозных. Наши недруги использовали эти военные условия, чтобы начать новые преследования. Церковные руководители стали писать в газетах, что евангельские христиане, имеющие веру, которая отличается от православной, не надежные люди и представляют политическую опасность. Конечно это была ложь. Тем не менее, их гонения на нас таким образом были оправданы в глазах многих православных людей, которые не знали подлинной истины… Во многих местах не только евангельские церкви были закрыты, но и их проповедники и служители арестовывались и ссылались в Сибирь. Многие из ссыльных были направлены в Нарым, район в центральной части Сибири, отличающийся холодом и суровым климатом. Тем не менее, евангельские верующие, несмотря на негативное отношение государства, господствующей церкви и находящейся под их влиянием значительной части общества, продолжали вести евангелизационную и благотворительную работу, призванную прежде всего оказать помощь нуждающимся и особенно раненым».

Положительные изменения в отношении к евангельским христианам и баптистам произошли в связи с революционными потрясениями 1917 г. Февральская революция положила конец монопольному положению Русской Православной Церкви в стране и обществе. С этого времени в жизни верующих начинается период оптимизма.

Октябрьская революция поначалу не принесла российским верующим особого беспокойства. Декрет «Об отделении церкви от государства» предусматривавший равные права для всех граждан в независимости от их отношения к религии и не вмешательства церкви и государства в дела друг друга, как тогда многим казалось, самым наилучшим образом должен был сказаться на положении верующих. Надо сказать, что первые годы Советской власти были отмечены для евангельских верующих невиданной доселе свободой проповеди Евангелия. В период гражданской войны и последующие несколько лет общее количество евангельских верующих в России значительно увеличилось.

Этот период замечателен еще и тем, что как никогда ранее происходил контакт между верующими различных конфессий и направлений, в том числе между евангельскими и православными верующими. И. С. Проханов вспоминая о событиях 1923 г. писал: «Я пригласил митрополита Антония и других священников посетить наше молитвенное богослужение, которое было назначено на 2 ноября в зале нашей московской церкви. На этих двух торжественных богослужениях, которые были одно в Москве, а другое в Петроградской церкви, собрания проходили особенно благословенно. Эти богослужения произвели глубокое и продолжительное впечатление в обеих столицах. Новость стала постепенно распространяться по всей стране, как духовное пробуждение, которое дало возможность многим православным священникам и опекаемым ими людям достичь большего понимания между православными и евангельскими движениями в церквах. В это время мнение о нас всех групп православной церкви изменилось в лучшую сторону. Первый раз священники поняли те мотивы и планы, которые руководили евангельскими группами».

Однако, и в начале 20-х годов взаимоотношения между евангельскими христианами и баптистами с одной стороны и представителями большевистской власти с другой стороны нельзя было назвать безоблачными. В этот период ВЧК и позднее ГПУ преследовали отдельных верующих, активно выступавших против вмешательства государства в дела церкви. Уже тогда стало очевидно, что в целом политика новой власти отличается антирелигиозным характером, и направлена не только против «реакционного» (прежде всего православного) духовенства, но вообще ориентировано на построение общества свободного от всякой религиозной идеологии, т. е. атеистического общества. Кроме того, власти были обеспокоены быстрым ростом евангельских общин и тем, что под их влияние попадают не только рабочие и крестьяне, но и студенты, а также красноармейцы и даже некоторые сотрудники ВЧК. Особое беспокойство у атеистических руководителей страны вызывала активная евангелизационная работа евангельских верующих в среде молодежи, где проповедь спасения через Христа часто достигала своей цели, поскольку именно молодежь, воспитанная в новом коммунистическом духе, мыслилась основной опорой нового режима.

Переломным моментом в отношениях между верующими и государством стал 1929 г. С 1928 г. в различных периодических изданиях стали появляться грубые нападки на верующих евангельских исповеданий. 1 марта 1929 г. к «антисектантской» кампании подключились профсоюзы. Циркуляр ВЦСПС № 53 — «Об усилении антирелигиозной пропаганды» среди прочего провозглашал: «…с развитием баптизма, учением евангелистов и т.п. В настоящий момент церковь и различные религиозные секты служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов в стране и международной буржуазии». Решительную войну «сектантству» объявил прошедший в апреле 1929 г. второй всесоюзный съезд воинствующих безбожников. 8 апреля того же года вышло печально известное постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», согласно которому всякая религиозная деятельность отныне проходила под жестким контролем государства. Причем, религиозным организациям отныне запрещалось вести, по сути дела, всякую миссионерскую, детскую, благотворительную и, вообще, активную работу.

В целях прекращения всякой евангелизационной деятельности в мае 1929 г. было даже внесено изменение в конституцию РСФСР, из которой было изъято разрешение на религиозную пропаганду. В следующем 1929 г. начались первые репрессии против активной деятельности евангельского бапгистского движения. Из-за массовых арестов и препятствий чинимых властями как в центре, так и на местах была практически парализована деятельность как региональных, так и центральных структур Союза баптистов и Союза евангельских христиан. Новая волна репрессий началась с 1935 г. В конце 30-х годов репрессии особенно больно ударили по служителям поместных церквей и членам их семей.

Великая Отечественная война заставила власти изменить свое отношение к верующим. К середине войны стало очевидным, что руководство страны взяло курс на нормализацию отношений с церквами. С 26 по 29 октября 1944 г. в здании Московской церкви евангельских христиан с разрешения властей было проведено совместное Всесоюзное совещание (съезд) представителей баптистов и евангельских христиан, на котором было принято решение об объединении двух родственных союзов в единое братство с единым руководящим органом — Всесоюзным советом евангельских христиан и баптистов. Начиная с этого времени и по сей день евангельские христиане-баптисты стали единой деноминацией.

Послевоенное время было очень благословенным для евангельско-баптистского движения в нашей стране. Почувствовав некоторую свободу, верующие вновь активно занялись проповедью Евангелия. Практически во всех регионах страны церкви активно пополнялись за счет вчерашних атеистов.

К началу 60-х годов власть вновь обеспокоилась сильным распространением религии среди населения страны. Годы правления Н. С. Хрущева стали новым испытанием для всех верующих в Советском Союзе особенно сложными для евангельских верующих. Выдвинутая КПСС и советским правительством программа построения коммунизма предусматривала полное и окончательное преодоление «религиозных предрассудков». По всей стране была развернута злобная антирелигиозная кампания, носившая клеветнический характер и рассчитанная на полную дискредитацию верующих перед общественным мнением; проводились показательные «антисектантские» процессы. Активные верующие, не исключая женщин, приговаривались к различным срокам тюремного заключения. Благодаря грубому вмешательству органов государственной власти в работу ВСЕХБ и жизнь поместных церквей, удалось внести определенные расколы и непонимание в среде верующих. Вместе с тем, как в сохранившихся церквах, так и в общинах действующих нелегально, не прекращалась активная духовная жизнь.

Конец 60-х, 70-ые и первая половина 80-х годов ознаменовались периодом относительного затишья в религиозных преследованиях. Верующие редко подвергались арестам и тюремному заключению, на смену которым пришли штрафы и краткосрочные административные аресты. Более «цивилизованные» формы приобрела атеистическая пропаганда. Но вместе с тем власти по-прежнему жестко пресекали все попытки проповеди Евангелия среди населения и особенно жестко относились к «вовлечению» молодежи в духовную жизнь, не стеснялись закрывать и без того немногие, официально разрешенные церкви и всячески препятствовали регистрации новых общин. Несмотря на это духовная и административная жизнь церквей не прекращалась, регулярно проводились пленумы и съезды ВСЕХБ. Московскую церковь евангельских христиан-баптистов посещали видные зарубежные политические и духовные деятели.

Поворотным пунктом в современной истории евангельских христиан-баптистов стала перестройка, начатая М.С. Горбачевым в 1985 г. Ветер перемен, однако, поначалу мало коснулся религиозной жизни в СССР. В период между 1985 и 1988 годами о религии стали говорить больше, но коренных изменений в отношениях между верующими и государством не произошло. Переломным стал 1988 год, когда празднованию 1000-летия Крещения Руси был придан статус общенародного, а не сугубо религиозного торжества. Наметились тенденции к допущению религии в общественную жизнь. Началась регистрация новых религиозных обьединений. В 1988 году евангельские христиане-баптисты в Москве, как и в других городах России, проводили торжественные юбилейные богослужения. Стало возможным проведение евангелизационных мероприятий, где тысячи тысяч знакомились с евангельской историей. Изменения в отношениях с государством были связаны с положительными тенденциями демократизации и построения правового общества. Стало возможным совершать крещение в открытых водоемах при большом стечении народа. В кратчайшие сроки возникла и развилась отечественная издательская база для печати и распространения христианской литературы.

Положительная тенденция в отношениях между государством и верующими сохранилась и после распада СССР. Новое российское руководство было верно принципам свободы совести и религиозного равноправия, что отвечало не только вероучению и жизненным чаяниям христиан евангельско-баптистского исповедания, но и интересам других религиозных групп и деноминаций в Российской Федерации. Действо-вавшее до сих пор религиозное законодательство, пришедшее на смену ранее существующему дискриминационному постановлению ВЦИК РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», гарантировало полное соблюдение прав верующих и всех религиозных объединений.

Наметившаяся в последнее время тенденция к ограничению деятельности малых религиозных организаций, действующих в нашей стране, попытки принять новый вариант законодательства о свободе совести, который по сути своей ставит крест на равноправии религиозных конфессий — это серьезное предупреждение всем, кому не безразлично будущее нашего народа. Нам хорошо известно из нашей истории, чем грозит идеологическая монополия. Ограничение религиозных свобод может стать ничем иным как началом возвращения в тоталитарное прошлое.

Евангельские христиане-баптисты, испытав на себе все тяготы существования в тоталитарном обществе, с воодушевлением восприняли демократические перемены в жизни общества и государства. В период острых политических кризисов 1991-го и 1993-го годов множество баптистов молилось, а многие как могли прикладывали усилия для сохранения демократии. Демократическая ориентация евангельских христиан-баптистов коренится в вероучении и демократических началах, лежащих в основе их внутренней, общинной жизни.

Для того, чтобы понять каким образом и почему евангельские христиане-баптисты стремятся оказать оздоровливающее влияние на жизнь общества, стоит обратиться к «Евангельским принципам жизни в России», составленным И. С. Прохановым, в 1929 году. Вот некоторые из тезисов актуальных и поныне:

…Каждый евангельский христианин в России должен быть примером во всех случаях личной жизни. 1-е Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, но будь образцом для верных в Слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в истине…».

…Поведение должно базироваться на учении Иисуса Христа, на любви к Господу и Его Слову, и к друзьям, и к недругам. Высшей целью жизни христианина должно быть воспроизведение жизни Христа. Вместо слов «человек человеку — волк» истиный христианин должен держаться принципа Христова повеления «человек есть брат другому человеку…».

… Евангелие должно оказывать влияние на науку, евангельские христиане должны изучать все научные достижения, по возможности, как сами, так и их дети, а также принимать участие в распространении научных знаний. Среди нас не должно быть ни одного неграмотного мужчины или женщины (это правило было особенно подчеркнуто. Те, которые присоединились к нам будучи неграмотными, обучались чтению и письму). Все члены, родители и дети, должны пытаться достичь высшего образования и обогащаться знаниями любыми средствами….

…Евангелие должно найти выражение и в развитии искусств, таких как литература, музыка, архитектура, живопись и скульптура….

«…Евангелие должно влиять на практическую жизнь человека. Две черты особенно важны в этом деле. Во-первых, улучшать все сферы промышленности чрез изобретения и применения новых методов в работе. Во-вторых, Евангелие должно иметь свое влияние на сельское хозяйство….

…Порядок и красота повсюду — вот христианский стиль жизни….

…Постоянное воздержание от всяких деяний, которые вредят здоровью. Алкоголь в любой форме не должен употребляться. Молодое поколение особенно должно знать о злых последствиях алкоголя на организм….

…Великой заботой должно быть упражнение в нашей благочестивости, чтобы никто среди нас не имел недостатка….

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

ОРГАНИЗАЦИИ

Россия/CCCР
Союз баптистов · РБО
МСЦ ЕХБ · ВСЕХБ · РС ЕХБ
ВСЕХ · РЕС · СРУ

Политические партии
Партия Воскресение
Союз свободы, истины и мира

Зарубежные
ШАМО · ЮБК
Союз ЕХБ Азербайджана · ВСЦ ЕХБ
Союз ЕХБ Белоруссии
Союз ЕХБ Киргизии · СЦ ЕХБ Армении
Союз ЕХБ Таджикистана

Международные
ВБА · ВЕА · ЕБФ
Всемирный союз ЕХ
Евреи за Иисуса · ЕААА · ЕАФ

Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ; бывший СЦ ЕХБ) — объединение церквей евангельских христиан-баптистов, существующее с 1961 года. Председателем СЦ ЕХБ в настоящее время является Николай Степанович Антонюк.

Неофициально членов церквей, входящих в МСЦ ЕХБ, иногда называют «отделённые» или «нерегистрированные» баптисты, ранее именовались также «инициативниками».

История

Основная статья Разделение ЕХБ

С конца 1950-х годов, когда в стране начала разворачиваться широкомасштабная хрущёвская антирелигиозная кампания в среде верующих стало расти недовольство уступками государству руководителей ВСЕХБ. Особенное возмущение вызвали принятые под нажимом государства два нормативных документа жестко ограничивающих жизнь поместных церквей: «Положение ВСЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», которые очень жестко ограничивали жизнь местных общин ЕХБ.

Эти документы привели к открытому выступлению внутрицерковной оппозиции, которую возглавили А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков, Г. П. Винс, Б. М. Здоровец и другие. В соответствии с действующим советским законодательством они организовали «Инициативную группу» по созыву съезда представителей поместных церквей ВСЕХБ (такой съезд не проводился с 1944 года).

25 февраля 1962 года «Инициативная группа» была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Движение инициативников (как их тогда называли) поддержала значительная часть поместных церквей. Точных данных о численности участинков движения нет. По оценке советского религиоведа Л. Н. Митрохина, оно составляло 20-30 тысяч человек.

В 1963 году руководство СССР, встревоженное размахом протестного движения, дало разрешение на проведение ВСЕХБ съезда поместных общин. Представителей Оргкомитета пригласили на съезд, однако они проигнорировали приглашение и позднее не признали этого съезда. На съезде было принято решение об отмене двух документов ВСЕХБ, вызвавших волну возмущения.

В 1964 году вышла брошюра Оргкомитета «О святости и освящении», основной идеей которого стало «отделение от мира», которое в общинах трактовалось как полное неприятие светской культуры и литературы и вообще враждебность по отношению ко всему «мирскому». После выхода издания в общинах началась компания «освящения» в рамках которой каждый верующий на богослужебном собрании должен был засвидетельствовать свое «отделение от мира» и «вручение себя Богу» путем публичного исповедания грехов и покаяния. Если община оценивала слова верующего как неискренние, на него налагали взыскание — вплоть до отлучения.

В сентябре 1965 года Оргкомитетом было принято решение о создании альтернативного ВСЕХБ объединения церквей — Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ).

В 1960-х годах власти стали выборочно регистрировать общины, входящие в СЦ ЕХБ, но как «автономные». Это ставило их в более выгодные условия, чем нерегистрированные церкви. Руководители СЦ ЕХБ (Г. К. Крючков и Г. П. Винс) вели переговоры со светскими властями о регистрации самого Совета церквей, но получали неизменный отказ (однако на сами переговоры власти шли с удовольствием, поскольку они дискредитировали руководителей инициативников в глазах верующих).

В ответ руководством СЦ ЕХБ было принято решение о принципиальном отказе общин от регистрации.

На проятжении всей истории СЦ ЕХБ попытки руководителей ВСЕХБ разрешить конфликт и воссоединить разделенное братство ЕХБ руководителями СЦ ЕХБ отвергались.

С середины 1960-х годов Совет церквей ЕХБ наладил регулярный выпуск журналов, а затем и Библий, песенных сборников и другой духовной литературы. В 1971 году СЦ ЕХБ создало нелегальное издательство «Христианин», которое печатало духовную литературу на сравнительно высоком полиграфическом уровне.

СЦ ЕХБ не было признано советскими властными структурами и его участники подвергались репрессиям, включавшим осуждение к лишению свободы, применение административных арестов и штрафов, увольнение с работы. Имели место факты лишения родительских прав за воспитание детей в религиозном духе. Собрания, проводимые нерегистрированными общинами, разгонялись, дома верующих, которые они предоставляли для проведения богослужений, конфисковались. Преследования начались с 1961 года и продолжались вплоть до конца 1980-х гг.

Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за десятилетие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 году было 48 арестов, в 1972 — 53, в 1973—1975 гг. — 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 года их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

Л. Н. Митрохин отмечает, что при безусловной бесцеремонности и жесткости властей в преследованиях верующих, нередко лидеры и активисты СЦ ЕХБ сами провоцировали эксцессы и столкновения.

После распада СССР Совет церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный совет церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада).

Общины МСЦ ЕХБ и сегодня не принимают государственную регистрацию.

15 июля 2007 года в городе Туле на 81-м году жизни, после перенесенного за полтора года до этого инфаркта, скончался руководитель Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Геннадий Константинович Крючков.

В январе 2008 года Совет церквей назначил временно исполнять обязанности председателя Николая Степановича Антонюка, представлявшего Кавказское объединение МСЦ. 10 октября 2009 года он был избран председателем в ходе 6-го съезда МСЦ ЕХБ..

Духовная литература

Мерилом по всем вопросам церковного и семейного устройства, а также личной жизни является Священное Писание — каноническая Библия, включающая 66 книг Ветхого и Нового Завета. Неканонические книги (включённые в православные издания Библии) как авторитетный источник не используются и таковым не считаются.

Вероучительные документы МСЦ ЕХБ

  • Брошюра «Об освящении» — духовный сборник 1960-х годов для церковного использования, состоящий из трёх основных частей. В первой части раскрывается цель и смысл освящения (освящение состоит из трёх этапов покаяние-очищение-посвящение), во второй — порядок совершения освящения, в третьей — разъяснение о грехах со ссылками из Библии.
  • «Вероучение евангельских христиан-баптистов». Принято общебратским съездом Союза церквей евангельских христиан-баптистов 9 октября 1997 года.
  • «Устав МСЦ ЕХБ». Пересмотрен на съезде представителей церквей МСЦ ЕХБ 10-11 октября 2001 года, 5-6 октября 2005 года внесены дополнения в параграфы 3,35,37.

Периодические издания

  • Журнал «Вестник истины» (6 номеров в год и одно приложение для ищущих Бога), духовно-назидательного характера.
  • «Братский листок» (как правило, 6 выпусков в год или по мере необходимости), информативное издание для поместных церквей, содержащее праздничные приветствия, отчёты съездов.
  • «Срочные сообщения отдела заступничества МСЦ ЕХБ»: периодически по мере необходимости отдел заступничества МСЦ ЕХБ издает срочные сообщения о гонимых в различных странах.
  • Детский журнал «Светильник» МСЦ ЕХБ: В детском христианском журнале «Светильник» издательства «Христианин» печатаются детские рассказы, песни, стихи и многое другое, «указывая нашим детям путь к Господу Иисусу, вечному источнику любви и света».

Сборники песен

  • Песнь возрождения: Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. / Музыкально-хоровой отдел МСЦ ЕХБ. — Издание второе, переработанное и дополненное — Христианин, 2002. — 542 с. — 800 песен — Стандартный сборник общего пения. Представляет собой значительно переработанный сборник первой редакции 1978 года, ранее считавшийся стандартным. Сборники редакции 1978 года вышли из употребления в богослужении.
  • Юность Иисусу: Сборник духовных песен для молодёжи / Музыкально-хоровой отдел СЦ ЕХБ — Христианин, 1992. — 489 с. — 300 песен.
  • Утро жизни: Сборник христианских песен для детей / Музыкально-хоровой отдел МСЦ ЕХБ — Христианин, 2003. — 259 с. — 200 песен.

Отдельные книги

  • «Только Христос!». Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления Г. К. Крючкова
  • «Подражайте вере их» Книга «Подражайте вере их, 40 лет пробужденному братству». Издание СЦ ЕХБ, 2001.
  • «Церковь должна оставаться Церковью» Исторические материалы, архивные документы, «потерянные десятилетия» 1917—1937 гг.
  • «По пути возрождения» Слово на юбилей председателя Совета церквей ЕХБ Г. К. Крючкова, 1989 г.
  • Материал «Дом Божий и служение в нём» — сборник Н. П. Храпова 1972-74 гг. Руководство по внутреннему устройству общин, проведению праздников, свадеб и похорон, а также церковной дисциплине.

Численность

По данным ВСЕХБ на 1 января 1970 года СЦ ЕХБ насчитывал 458 церквей и групп общей численностью около 17 тысяч человек, на 1 января 1974 года — 452 группы и церкви с числом верующих 18 тысяч человек.

По данным МСЦ ЕХБ в 2008 году в союз входило 2 964 церкви и группы верующих, около 68 000 членов церкви и 40 000 детей.

Территориальная структура

МСЦ ЕХБ состоит из 15 объединений:

  • Северного,
  • Московско-Приволжского,
  • Курско-Рязанского,
  • Ростовско-Донецкого,
  • Уральского,
  • Сибирского,
  • Среднеазиатского,
  • Кавказского,
  • Молдавского,
  • Белорусского,
  • Киевского,
  • Харьковского,
  • Одесского,
  • Западноукраинского,
  • Американского.

Члены и сотрудники Международного совета церквей ЕХБ

В состав Международного совета церквей ЕХБ входят 25 членов Совета и 15 его сотрудников, которые несут ответственность за деятельность братства в межсъездный период.

Примечания

Ссылки

Руководители МСЦ ЕХБ неоднократно заявляли, что у МСЦ ЕХБ никогда не было, и на данный момент нет никаких официальных сайтов или сайтов, которые работают по их поручению. Все нижеприведённые сайты представляются как созданные по личной инициативе отдельными людьми, не уполномоченными на это МСЦ ЕХБ.

  • Голос страждущего — сайт Служения заступничества церквей МСЦ ЕХБ в Америке, распространяет сведения о гонениях и притеснениях верующих, которые являются членами церквей, объединённых служением МСЦ ЕХБ
  • Христианский сайт «Капли дождя» с материалами МСЦ ЕХБ — проповеди, стихи, книги, детские рассказы, музыка МХО МСЦ ЕХБ, документы МСЦ ЕХБ
  • Propovednik.com — записи проповедей и конференций МСЦ ЕХБ
  • Медиатека Тянова — архив мультимедиа с материалами МСЦ ЕХБ: песен и музыки, аудиокниг, проповедей, записей конференций, слайд- и видеофильмов, фотографий, электронных книг и других материалов.

Принцип 1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

Писание является высшим и совершенным откровением Бога о материальном и духовном мире, о Самом Себе и об Иисусе Христе, данном человечеству. Другими словами, баптисты верят в то, что Бог не только создал вселенную и самого человека, но и захотел открыться ему. Конечно, мы можем многое узнать о Господе через изучение Его творения, но такое понимание Бога сильно ограничено и неоднозначно, поэтому Он дал нам гораздо большее. Он открылся нам через записанное людьми откровение, то есть Библию. Апостол Петр о библейских пророчествах писал так: «Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:19-21).

Таким образом, Библия становиться единственно непогрешимым и достаточным правилом веры и поведения для людей. Иначе говоря, раз Писание является Словом Божьим, мы можем полностью ему доверять и в соответствии с ним выстраивать своё учение, а также систему ценностей, причем Библии вполне достаточно для формирования правильного представления о Боге и Его воле. Конечно, мы доверяем и используем также другие источники информации, но в тех случаях, когда между ними возникает конфликт, предпочтение отдается Библии.

В заключение хочется сказать, что свой высший авторитет Писание получило не от Церкви или традиции, а от Самого Бога. Именно Он вдохновил, сформировал и сохранил эту книгу на протяжении многих веков гонений и попыток её уничтожить.

Библейские тексты для изучения: Евр.1:1-2; 1Кор.2:12-13, 14:36-38; 1Фес.2:13; Иер.1:9.

Принцип 2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.

Само слово «церковь» (греч. ekklesia — собрание) означает общину христиан. Однако мы считаем, что для того, чтобы стать христианином недостаточно родиться в «христианском” народе, называть себя верующим или время от времени посещать церковь. Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином и соответственно частью церкви Христовой. Таким образом, баптистские церкви открыты для всех людей, но членами церкви считаются лишь возрожденные христиане, т.е. те, чье мировоззрение и жизнь, под воздействием Духа Божьего, изменились. Иоан.1:2-13, 3:3-5.

Принцип 3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня есть заповеди Иисуса Христа. Водное Крещение это осознанное подтверждение веры и принадлежности Христу (Мат.28:19; Деян.2:41), это своего рода образное свидетельство о смерти (погружении в воду) для греха и воскресении (выходе из воды) для новой жизни с Богом (Рим.6:3-10). Поэтому баптисты не крестят не только младенцев, но и взрослых людей, не переживших духовного возрождения (Деян. 8:36,37).

О Вечере Господней (причастии или хлебопреломлении) апостол Павел учил церковь такими словами: «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:23-25).

Таким образом, хлеб и вино на причастии указывают на распятое Тело и пролитую Кровь Иисуса Христа, и тем самым на великое дело омытия грехов и спасения человечества. Кроме того, в символе разделения хлеба между многими и одной чаши для всех содержится идея единения не только с Господом, но и между собой. На эту же идею указал Христос, омыв ноги ученикам в начале вечери. Он, показав им пример смирения и любви, призвал поступать также по отношению друг к другу (Иоан.13:1-17).

Следовательно, участвующие в Вечере вспоминают, размышляют, делают выводы, принимают решения, свидетельствуют о своем единении (причащении) с Господом, а также с церковью, т.е. христианами. Поэтому участвовать в хлебопреломлении могут только те люди, для которых Голгофа не пустой звук, которые уверовали и приняли этот дар прощения Иисуса Христа и находятся в мире друг с другом (Мат.26:26-28).

Полезно было бы прочитать весь отрывок 1Кор.11:17-34, написанный Павлом о Вечере.

Принцип 4. Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Каждая поместная Церковь самостоятельно решает все внутренние вопросы как то, избрание и переизбрание пресвитеров, диаконов и других служителей, приём и исключение членов церкви, наложение дисциплинарных взысканий, хозяйственно-финансовые и другие вопросы. Общее собрание членов церкви является высшим органом управления поместной церковью. Ни одна вышестоящая инстанция, как то руководство союзом или объединением, не могут отменить решения церкви, но это не значит, что церковь не прислушивается к мнению руководящего органа, она стремиться «…сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).

Принцип 5. Равноправие всех членов поместной церкви.

Иисус Христос даровал Своим ученикам и последователям высокое звание царственного священства (1Пет.2:9). Таким образом, все христиане равны между собой. Каждый член церкви

  • имеет возможность без посредников обращаться к Богу или изучать Библию;
  • призван служить людям своими способностями (как в церкви, так в мире) и свидетельствовать о своей вере во Христа;
  • несет ответственность за духовное и материальное состояние церкви;
  • имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений.

Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Однако подобное равноправие не отвергает функциональные различия в церкви, т.е. каждый христианин имеет свое призвание и служение. Руководящих служителей церкви, пресвитеров и дьяконов необходимо слушать и уважать. Они же в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.

Принцип 6. Свобода совести для всех.

Человеку предоставлена свобода духовного выбора Самим Богом, поэтому баптисты отвергают всякое насилие над совестью человека. Отношения между Богом и человеком, область личных убеждений являются делом каждого, в них не имеют права насильно вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений.

Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другими людьми.

Принцип 7. Отделение церкви от государства.

Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей. Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей:

— соблюдение порядка и мира в обществе;

— ограничение зла;

— поощрения добродетели.

Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений. Церковь и государство могут и должны сотрудничать в различных областях на благо всего общества, однако смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводят к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.

Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга: «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21; Рим.13:1-7).

К. Р. (Великий князь Константин Константинович Романов)

Молитва
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью, —
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
4 сентября 1886
Надпись в Евангелие
Пусть эта книга священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,
Как отголоски небесные
В грустной юдоли земной,
Пусть в ваше сердце вливаются, —
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой.

С нами Бог! Владимир Соловьев (1892)

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился с — нами — Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.
но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временом оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.
Да! С нами Бог — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь: средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны — с нами Бог!

Ода «БОГ»
Гавриил Романович Державин (1784)
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой – как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой – ничто.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!
Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить

Молитва (Павловск, 4 сентября 1886)
К.Р.

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Молитва женщин. Любовь Васенина

Молились женщины: одна, вторая, третья…
И мимо каждой проходил Христос.
На все вопросы первой Он ответил
И осушил глаза ее от слез.

Он говорил с ней долго, мягко, нежно
И улыбался ей, и утешал.
Он ждал, когда засветиться надеждой
Молящаяся женская душа…

Вот с женщиной второй Христос встал рядом
И положил ей руку на плечо,
Ободрил душу любящим Он взглядом,
Когда она молилась горячо…

И третья женщина склонилась низко,
Слова слетали тихо с уст.
Но к ней не подошел Спаситель близко,
Не вымолвил ни слова Иисус…

На три молитвы Бог дал три ответа-
Для каждой женщины ответ был свой:
Одной досталось много света,
Другой — чуть меньше, третьей- ничего…

Господь мой, как же так? Мне не понятно:
Ты на молитву третьей промолчал!
Любовь не может быть лицеприятной,
Ты – Бог любви и Ты не отвечал?

Господь открыл мне то, что тайной было:
«Когда молилась первая душа,
Я должен был умножить ее силы,
Чтобы она могла свой путь свершать.

Должны окрепнуть крылья ее веры,
Чтобы взлететь могла под небеса.
Мне нужно рядом быть с душою первой,
С ней долго говорить, смотреть в глаза.

Душе второй еще нужна опора,
Но вера этой женщины сильна!
Достаточно ей любящего взора —
Я знаю, что поймет Меня она.

Но иногда гнетут ее сомненья,
Когда услышит грозной бури шум,
И ей необходимо подкрепленье, —
К душе второй на помощь Я спешу.

А третья … Много лет мы с ней знакомы,
Преграды никакой меж нами нет,
И дом ее давно Моим стал домом —
Она всецело доверяет Мне!

Душа прошла чрез испытаний школу,
Я труд доверить ей могу любой,
Я провожу ее путем тяжелым,
Я с ней бываю мягок и суров.

Она теперь нисколько не смутится
И в час нелегкий духом не падет,
Но будет верить, верить и молиться,
Ни слов, ни взгляда Моего не ждет.

Та, третья, знает, что Я с нею буду,
До вечной цели доведу ее.
И как бы ни было ей в жизни трудно,
Она поймет молчание Мое.

Моя любовь превыше слов и взглядов,
Несет благословение она.
И тот, кто стал однажды Божьим чадом,
Научится Мне доверять сполна.

Новый Завет. Иван Никитин
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожные муки
Как скоро смиряют они!..
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И Вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!

* * *
Сверкает запад озлащенный
Над Иудейскою землей,
И на окрестность вечер сонный
С прозрачною нисходит мглой.
Спокойно высясь над полями,
Закатом солнца освящен,
Стоит высокий Елеон
С благоуханными садами.
Темнеет… Всюду тишина…
Вот ночи вспыхнули светила,
И ярко полная луна
Сад Гефсиманский осветила.
И вот Спаситель опять пришел к ученикам,
И в это чудное мгновенье,
Как был Он истинно велик,
Каким огнем одушевленья
Горел Его прекрасный лик,
И вот Учитель сказал ученикам:
Вставайте, близок день печали,
И час предательства настал.
И звук мечей остроконечных
Сад Гефсиманский пробудил,
И отблеск факелов зловещих
Лицо Иуды осветил.

Август. Борис Пастернак (1953)
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Хочу быть там, где Иисус!
Светлана Коняева, Сыктывкар

Отрезок жизни впереди короче
Все меньше дни, но все длиннее ночи.
С бессонницей веду я разговоры.
Но мучают меня не совести укоры.
Как быстро жизнь земная промелькнула…
Но, слава Богу, на Христа взглянула
Душа моя и, получив прощенье
И от грехов земных освобожденье,
Хвалу поет Создателю и Богу,
Стремясь дойти к Небесному чертогу.
Но труден путь сквозь тесные врата.
И не всегда нас окружает красота.
Встречаю боль, обиды и страданья,
Порой иду долиной испытанья.
Бывает, что болезнь уложит на кровать
И только милости могу я ожидать
От Господа. И я склоняюсь в прах.
Меня Он видит и в решеньях прав.
Шлифует душу Бог и очищает,
Все уголки укромные Он знает.
Наряд белее снега предлагает мне,
За это благодарна я вдвойне.
Хоть недостойна милостей Твоих,
Не перечесть проблем моих земных.
Любовь все побеждает, все прощает
И жизнь в веках на небе предлагает.
Хочу быть там, где Иисус, и я
И где большая ждет искупленных семья!

ОДИНОЧЕСТВО. Любовь Васенина
Томлюсь в оковах одиночества, и в сердце ночь.
Как разорвать мне цепи хочется, увы! не смочь.
Пойти ль к порогу материнскому, печаль излить?
Но трудно даже сердцу близкому печаль открыть.
Не огорчу слезами жалости седую мать.
И друга нет – от мысли сжалась я, — чтоб мог понять.
Чтобы пришел и на столе моем зажёг свечу,
И мы могли бы помолчать вдвоем, плечо к плечу.
Нет, не пойду за утешением ни в чьи дома,
Огонь я спичкою последнею зажгу сама.
И, может, кто-нибудь нечаянно на свет в окне
С бедой, похожей на отчаянье, зайдет ко мне.
Часы проходят в ожидании: «Где ты, мой друг?!»
Вдруг слышу, затаив дыхание, негромкий стук.
Спешу открыть и вижу Странника, стоит босой,
Одежда кажется мне странною, а взгляд родной.
И показались мне знакомыми Его черты,
Спросила Путника я скромного: «Скажи, Кто Ты?»
А Он с улыбкой смотрит ласково, молчат уста.
Смутившись, узнаю: не сказка ли? – лицо Христа!
Вошел ко мне лучом надежды Он, сел у огня
И, как отец, рукою нежною обнял меня.
И озарился светом радости мой тёмный дом.
Как было хорошо и сладостно с Христом вдвоём!
Я видела любовь безмерную в Его глазах,
Он словно враз все раны сердца мне перевязал.
И открывалась перед Господом моя душа,
Учил меня легко и просто Он и утешал.
Исчезла боль в груди моей, ушла печаль,
Хотелось мне минуты дивные не замечать…
О, если б Ты, Христос, Спаситель мой, не уходил!
Мне жить одной в земной обители не хватит сил!
Я одиночеством не сломлена, но слаб мой дух.
Христос ответил тихо: «Снова Я к тебе приду.
Приду опять, когда увижу Я свечу в окне,
Дом одиноких и обиженных так близок Мне.
Пусть будет дверь всегда открытою, и в трудный час
Ты позови Меня молитвою, — услышу глас
И не оставлю в одиночестве Я никогда,
Все сыновья Мои и дочери со Мной всегда!»
И Он ушел, как дуновение, исчезла тень,
Но мне осталось утешение, и в сердце – день.
ХРИСТИАНСКОЕ СЧАСТЬЕ, ИЛИ РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ
Валентина Малаева, г. Ташкент,
19 октября, 2001 год

Нет у меня брата по крови родного,
И сестры нет тоже; мамы уже нет;
Но коль спросят: счастлива, без родства прямого?
Я скажу, что счастлива, искренне в ответ.
– Счастлива? Но как же, если одиночество –
Самый тяжкий недуг, вводящий нас в грех?
– Я не одинока и родство имею
С теми, кто по духу стал мне ближе всех!
– Что родство, по-твоему?
– Это – общность цели, боль переживаний,
Радость бытия с теми, кто по духу стал родней родных,
С теми, кто, по сути, – братья и друзья.
Разве мало радости пережито вместе?
Разве мало грешников прощено при нас?
Разве мало искренне каялись пред Богом,
Изменяясь в корне, зримо, без прикрас?
Разных нас по возрасту, вкусам и привычкам
Всех объединила вера во Христа.
Если мы пребудем в единенье веры,
Церковь не расколют лживые уста.
Вспомните апостолов: сборщика налогов,
Зилота, раввина, просто рыбака —
Как они разнились! Но в любви к Иисусу
Их родство творила Божия рука.
Так и мы когда-то, где-то, как-то жили,
Господа не зная, делали грехи,
Миру мы служили. Счастливы ли были?
Вспомните, узнайте счастия черты!
Счастья нет без близких, единых по духу.
Родственные души – вот, в чем счастья суть.
Если мы пребудем в единенье веры,
Нам тогда откроется к счастью верный путь.
Ощутим же счастье! Ведь его так много,
В церкви столько братьев и сестер родных!
Будем постоянно прибегать к Иисусу,
Чтоб на счастье тратить время выходных.
БОГ ВЕЛИК И ДОСТОХВАЛЕН!

Автор неизвестен

Заставляет подводить итог
Уходящий год, что быстро тает.
Что бы ни было — храни нас, Бог
В том, что есть и в том, что ожидает.
Жизни, судьбы разные у всех,
В каждом доме и печаль, и радость.
Мы не любим этих, любим тех,
А ведь нам дана такая малость!
Подводя итог, себе ответь —
Как душа и сердце изменились?
Неприступны, словно лед и твердь,
Или с кем-то вместе прослезились?
Жизнь не слишком легкая у нас,
И беда приходит, где не ждали.
Так давайте помнить каждый час:
Без любви мы выживем едва ли.
Заставляет подводить итог
Уходящий год, что быстро тает.
Что бы ни было, — храни нас Бог
В том, что есть и в том, что ожидает!

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Автор неизвестен

Мы в Рождестве Христовом зрим
Подарок Божий для души.
Он – Жизнь и Свет! Блажен, кто с Ним,
В союз святой вступить решил.
О Нем – благая весть в стране,
Мы этим даром дорожим.
И ты, стоящий в стороне,
Не будь для Господа чужим.
Бог и тебе желает дать
Спасение, и свет, и жизнь.
Не уходи во тьму опять,
И от Христа не отвернись!
СПЕШИТ К НАМ РОЖДЕСТВО
Автор неизвестен

Пусть ветер злится, бьет в окно,
Пускай крыльцо заносит снегом.
По замороженному следу,
Спешит к нам праздник «Рождество».
Он возвращается к нам снова,
Чудесный, светлый, ясный миг,
Который осчастливил мир –
Святое Рождество Христово!
И песнопенья и молитвы,
И пряных яств огромный стол,
На праздничное торжество…
И души счастьем залиты.
Рождественская ночь чиста,
Светла, как мирный сон младенца.
Ликует разум! Радость в сердце,
Ведь то – РОЖДЕНИЕ ХРИСТА!
АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ
Лев Матвеев
Мой Ангел, мой Хранитель!
Пойми меня, пойми.
Меня на тонкой нити
Над миром подними.
Чтоб прошлого не зная
И сдерживая крик,
Душа моя больная
Забылась хоть на миг.
Забылась сном неспешным
И думой неземной.
Товарищ мой нездешний,
Хоть час побудь со мной!
Поплачь со мною рядом,
О прошлом не виня,
Хоть медом или ядом,
Но вылечи меня.
Я знаю, в час разлуки
С привычкой к бытию
Свои протянешь руки
И примешь жизнь мою.
Войду в твою обитель,
Дабы произнести:
«Мой Ангел, мой хранитель,
Прости меня, прости!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *