Евреи и мусульмане

Если интересно, вот отрывок из статьи об исламе из Еврейской электронной энциклопедии — как сами евреи смотрят на ислам:
«
Проповедь Мухаммада основывалась на его убеждении в близости страшного суда и глубокой вере в единого Бога. Взгляды пророка сформировались под влиянием непосредственных контактов с представителями двух старших монотеистических религий и, прежде всего, с евреями Аравийского полуострова. Мухаммад вначале не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о содержании которых он имел, однако, неполное и подчас искаженное представление.
Основное положение ИСЛАМа о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам рассматривается как основатель монотеизма и одновременно основатель Ка‘бы («Черного камня») — древнего святилища в Мекке, почитание которого восходит к доИСЛАМским временам. Себя Мухаммад рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков, оставивших людям боговдохновенные книги. К числу этих пророков он относил Адама, Ноя, Моисея, Давида, Соломона и Иисуса.
Вообще пророчество играет в ИСЛАМе значительно большую роль, чем в христианстве. Многие библейские персонажи именуются в Коране пророками, хотя в Библии они не носят этого имени. Мухаммад выступает в ИСЛАМе как последний из пророков, «печать пророков». Представление о том, что пророчество в позднейшее время прекратилось, заимствовано Мухаммадом из иудаизма (Иома 9б). Подобно иудаизму и в противоположность христианству ИСЛАМ подчеркивает совершенную трансцендентность Бога и отрицает боговоплощение. От иудаизма заимствовано также представление о том, что Бог открывается людям не только непосредственно или через пророков, но и при посредстве книги (китаб).
Первоначально Мухаммад ставил Тору выше Корана, и лишь позднее он пришел к выводу о равноценности обеих книг или даже превосходстве Корана над Торой, которая, по его мнению, в своем нынешнем виде не соответствует книге, дарованной Моисею, но является результатом позднейшей фальсификации.
Ухудшение отношения Мухаммада к иудаизму связано с крушением его надежд на то, что богатые и влиятельные евреи Медины признают его посланцем Божьим, пришествие которого обещано в Писании. С этими надеждами связывался ряд введенных Мухаммадом заимствований из еврейского ритуала: обращение в сторону Иерусалима во время молитвы (кибла), пост в десятый день первого лунного месяца (ашура), запрет употребления в пищу свинины, введенный наряду со специфическим для ИСЛАМа запретом употребления вина. Обычай обрезания, издавна практиковавшийся арабами, не носит в ИСЛАМе того исключительно религиозного значения, которое придается ему иудаизмом.
Ввиду упорной оппозиции евреев его проповеди, Мухаммад ввел ритуальные новшества, подчеркивающие отличие ИСЛАМа от иудаизма. Он предписал обращаться во время молитвы в сторону Мекки (Коран, сура 2:136–139), перенес пост на месяц рамадан, отменил большую часть еврейских пищевых запретов (см. Кашрут), сохранив лишь запрет на употребление свинины, крови, падали и мяса, предназначенного в жертву языческим богам, а также упрощенную процедуру ритуального убоя.
Он отменил обязательный субботний отдых, мотивируя это тем, что Бог не нуждался в отдыхе после сотворения мира (сура 50:37), и объявил пятницу днем молитвенного собрания, не связанным, однако, с запрещением работать. Эти отличия мусульманского ритуала от еврейского являются в то же время свидетельством связи ИСЛАМа с еврейской религией.
Наряду с еврейским религиозным законодательством, на священную книгу ИСЛАМа оказал большое влияние аггадический материал мидрашей. Для понимания многих частностей в изложении Мухаммадом библейских рассказов необходимо знакомство с Аггадой. Пророк уделяет особое внимание библейским героям, судьба которых представляется ему сходной с его собственной (Ной, Лот, Моисей). Особой любовью Мухаммада пользуется Авраам (Ибрахим) — отец Исмаила, легендарного родоначальника арабов, — первый, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога.
Жизнь Авраама рисуется в Коране в соответствии с аггадическим преданием (Быт. Р. 38:13), слегка видоизмененным и приближенным к обстоятельствам жизни Мухаммада (см. суры 6:74–82; 21:52–69; 22:43; 39:15–23; 37:81–95; 43:25–285, и т. д.), причем неясно, кто из сыновей Авраама — Исаак или Исмаил, — должен был быть принесен в жертву (см. Акеда). Аггадические мотивы обнаруживаются в повествовании Корана о жизни Моисея, в рассказах о Соломоне и его власти над миром духов (см. суры 21:81–82; 34:11–12; 38:35–39), в подробном описании приключений пророка Ионы (Юнис).
Относясь с глубочайшим уважением к личности и учению Иисуса, Мухаммад, тем не менее, не считает его сыном Божьим и подчеркивает в позднейших сурах, что Всемилосердный (рахман) не имеет детей, но «у Него есть достойные почитания слуги» (см. сура 21:26–30).
К священным местам ИСЛАМа относятся легендарные гробницы библейских патриархов (см. Махпела пещера), а также Храмовая гора в Иерусалиме, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся на небо.
Фундаментальное сходство ИСЛАМа с иудаизмом проявляется в свойственном обоим неразрывном переплетении религии и закона. С самого начала ИСЛАМ представлял собой синтез религии, политических норм и права, синтез, в котором религии принадлежала ведущая роль. Подобно иудаизму после разрушения Храма, ИСЛАМ в принципе не знает иерархии священников; роль профессиональных законоведов-теологов (факихов) в ИСЛАМе подобна роли раввинов в иудаизме.
Некоторую параллель христианским священникам можно усмотреть в той роли, которая приписывается в шиизме имамам (см. ниже). Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ИСЛАМ основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию.
Подобно иудаизму, ИСЛАМ возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ИСЛАМа и его сподвижников. Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма).
Право самостоятельного суждения по вопросам религиозного закона, основанного на ревностном изучении его источников (джтихад), признавалось лишь за учеными первых поколений. В ортодоксальном течении ИСЛАМа (суннизм) возобладало мнение о неоспоримости суждений ранних авторитетов; в другом его течении (шиизм) право интерпретации религиозного закона предоставляется потомку Мухаммада — имаму — и от его имени — богословам-муджтахидам.
Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с Галахой и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе. Фундаментальное сходство между иудаизмом и ИСЛАМом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия.
Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ИСЛАМ, была так называемая литература исраилият. К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии; 2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ИСЛАМа к бану Исра‘ил (`народу Израиля`).
Результатом отказа евреев признать миссию Мухаммада явились враждебные высказывания в Коране в адрес евреев (сура 5:15–16, 65–69 и другие). В качестве одного из главных антиеврейских мотивов в Коране обычно цитируется сура 2:58, где говорится о тех, кого Божий гнев покарал унижениями и нищетой за то, что они не верили Божьим знамениям и убивали безвинных пророков, были мятежны и непокорны. Эти слова, вырванные из контекста, использовались на протяжении веков для антиеврейской полемики; им придавалось вечное, неисторическое значение.
Недоброжелательное отношение к евреям нашло еще более резкое выражение в старых хадисах. Под влиянием столь авторитетных для них высказываний многие мусульмане прониклись фанатической ненавистью к евреям. Эта ненависть отразилась в легенде, запечатленной в памятниках старинной мусульманской письменности и повествующей о том, как в последний день мира правоверные будут сражаться с евреями. Тогда камни будут говорить: «За мной скрывается еврей! О, мусульманин, порази его!»
Упрочение ИСЛАМа и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям. Уже Мухаммад провозгласил терпимость по отношению к «народам Писания» (ахл ал-китаб) — евреям и христианам. Евреи не рассматривались как неверные, против которых следует вести священную войну, но, вместе с христианами и другими представителями монотеистических религий, как «подопечные», «находящиеся под покровительством» (см. Зимми). Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья)»

Не является секретом, что между мусульманами и евреями существует серьезное противостояние. Вражда эта настолько сильная, что когда в соседней с Израилем Сирии две мусульманские ветви, сунниты и шииты, нападают одна другую, во всем происходящем они все равно винят евреев. Как же так сложилось? Ведь если обратиться к истории, выяснится, что ислам базируется на основных постулатах иудаизма и является всего лишь еще одним вариантом авраамической религии. Да, по сути, и арабы являются представителями семитских народов, а их язык относится к группе семитских.
Данный вопрос требует серьезного рассмотрения. Чтобы увидеть истоки проблемы следует отправиться на несколько тысяч лет назад, во времена прародителя евреев Авраама. Согласно текстам Ветхого Завета, у Авраама и его жены Сары долго не было детей. Чтобы хоть как-то утешить супруга, она предложила мужу в качестве наложницы свою рабыню Агарь. От этой связи родился сын Измаил. Но учитывая, что Агарь не была еврейкой, то и сын от нее не мог претендовать на звание еврея, поэтому он стал прародителем арабов. Продолжателем же еврейского народа оказался следующий сын Авраама – Исаак.
И вот уже в продолжение тысяч лет мусульманские и иудейские теологи спорят, кто же из сыновей Авраама имеет большую божественную суть: Измаил или Исаак. Впрочем, согласно тех же ветхозаветных текстов, была предсказана вражда между потомками двух сводных братьев. Удивительно, что данное предсказание записано тысячи лет назад, когда ислама не существовало в принципе. Появление же на мировой арене этой религии лишь узаконило эту вражду.
Человек, обладающий знаниями истории на уровне школьного учебника, может задать вполне закономерный вопрос: «А как же уживались добрых полторы тысячи лет две антагонистически настроенные ветви семитского народа?» Ведь евреи-сефарды, в основном, как раз и проживали на территории мусульманских стран. Конечно же, для них существовали некоторые ограничения в правах и возможностях вести бизнес, но о полной ликвидации евреев как народа речи не шло. И вот здесь следует обратиться за помощью к теологам – знатокам религиозных книг и законов.
Если вчитаться в библейские тексты, то в них можно найти много примеров применения евреями насилия по отношению к другим народам. Пожалуй, наиболее жестоким случаем является уничтожение Ханаанских городов-государств вместе с их населением, чтобы освободить эти земли для евреев. Но что интересно. Все, о чем рассказывается в Библии, носит исключительно описательный характер. То есть, то, что произошло в отношении других людей или народностей, больше никогда не повторялось (по крайней мере, в аналогичном виде).
Совсем иная ситуация вырисовывается при чтении Корана. И хотя сами мусульмане говорят, что их религия не проповедует насилие, и в их Священной книге ничего подобного библейским текстам нет, они немного лукавят. Во-первых, согласно текстам Корана, истинный мусульманин не может дружить ни с иудеями, ни с христианами. Однако это лучший из вариантов. Те же, которых правоверные посчитают язычниками, обязаны просто умереть. Так называемые «строки меча» из Корана напрямую приказывают мусульманам бороться против иноверцев. И это должно происходить постоянно.
Как раз в этом проявляется доктринальное различие между христианско-иудейской, с одной стороны, и исламской, с другой стороны, религиями. В Библии насилие описывалось как необходимое действо в конкретный момент времени, в конкретном месте, направленное против конкретных людей. Мусульманам предписывается бороться против иноверцев в любом месте, в любое время и любыми способами. И борьба эта должна продолжаться либо до того момента, пока не восторжествуют идеи ислама, либо, как минимум, тот, против кого направлено насилие, не примет ислам.
И еще одна тонкость в различиях религий. Христианская мораль не требует любой ценой внедрить свою веру другому народу. Миссионеры могут только проповедовать и рекомендовать вступать в нее. То есть, их религия должна распространиться на другие народы мирно ценой простого убеждения. А у иудеев вообще нет миссионеров, т.к. они считают, что еврей только тот, у кого мать еврейка. И история иудейства этот постулат подтверждает: единожды применив насилие, евреи больше никогда силой не принуждали другие народы к переходу в свою веру. Христианство зачастую внедрялось более жесткими методами, но и здесь пропагандировалось, прежде всего, убеждение.
Совсем другая картина наблюдается в исламском лагере. Насилие там стандартизировано, оно должно постоянно применяться против отступников, безбожников и иноверцев. Главное – заставить неверных перейти в ислам. В противном случае лучшим из вариантов окажется пожизненное рабство. Худшим – смерть. Этому действию есть одно название – джихад. Впервые эта война, освященная Аллахом, разгорелась еще во времена Мухаммеда, когда мусульмане стали достаточно сильными, чтобы начать атаковать своих соседей, христиан и идолопоклонников. В дальнейшем джихад стал фундаментальным действием по отношению к «неверным».
Сомневающиеся могут возразить: ведь жили же представители других религий в продолжение столетий вместе с мусульманами, при этом даже сохраняя свою веру. Мало того, те же сефарды в ряде случаев добивались в мусульманском окружении весьма значительных постов. Однако эти люди упускают из виду одну крайне важную деталь. Все иноверцы проживали в местах абсолютного владычества ислама и подчинялись его законам. При этом факта дискриминации по религиозному признаку никто не отменял. И это было законно, ведь так сказано в Коране.
Такое относительно мирное сосуществование евреев на территории мусульманских стран действительно продолжалось столетиями. Однако этого нельзя сказать о границах пределов исламского мира. А там постоянно шли войны, в которых правоверные силой оружия «убеждали» неверных перейти в мусульманство, попутно захватывая их ценности и рабов. Ситуация кардинально изменилась с падением последней мусульманской империи – Оттоманской. Исламский мир окончательно перестал сопротивляться вторжению на его территорию христиан. Однако это произошло вовсе не потому, что мусульмане смирились. Они просто проиграли в технологиях.
Исламу потребовалось совсем немного времени, чтобы вновь собраться с силами и сообща начать новое наступление. Требовался только повод, и он нашелся в 1948 году. На территории Палестины, которую на протяжении полутора тысяч лет считали своей и евреи и мусульмане, образовалось независимое еврейское государство. Немедленно был собран едва ли не весь арабский мир, и армии сразу 5 мусульманских стран, кстати, самих совершенно недавно получивших независимость, вооружившись идеями джихада, отправились «усмирять» неверных. Чем это закончилось, все знают.
Но ведь те самые суры Корана, призывавшие, если не уговорами, то мечом обращать мир в ислам, никто не отменял. И проще всего воплощать данную идею за счет Израиля, являющимся лишь небольшим анклавом в окружении стран, исповедующих ислам. Подливает масла в огонь войны и ситуация с палестинскими беженцами, которые в период активной фазы противостояния вынуждены были покинуть места своего постоянного проживания. Собственно говоря, ислам как религию мало интересует судьба отдельных палестинцев, пусть и попавших в проблемную ситуацию. С появлением Израиля в мусульманском мире образовалась брешь, которую необходимо ликвидировать. А все аргументы, кто из сыновей Авраама был обетованным, это от лукавого.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Многие люди сегодня между словами «мусульманин” и «антисемит” ставят знак равенства. Разумеется, этот стереотип выгоден, в первую очередь, исламофобам всех мастей — еще один повод обвинить последователей ислама в ненависти ко всему живому. Однако несостоятельность их очевидна. Мусульмане по определению не могут быть антисемитами хотя бы потому, что пророк Мухаммад (мир ему) был семитом, как, впрочем, и все арабы.

Зададим более примитивный вопрос: как мусульмане относятся к евреям? Ответ очень прост: нормально. Да, мы не довольны политикой Израиля по отношению к представителям ислама и вообще к неевреям и неиудеям, но к евреям как к людям, как к последователям одной из авраамических религий это отношения не имеет. Почему? Все кроется в нашей истории и вере.

Мусульмане и евреи. Предательство

Мусульман любят упрекать инцидентом с племенем Бану Курайза, обвиняя в излишней жесткости. Но давайте по порядку. В 622 году последователи Пророка (мир ему) заключили с этим племенем союзный договор. Удивительный для многих факт, но мусульмано-иудейское соглашение, отраженное в тексте, позже названном Мединской конституцией, лежало в основе первого исламского государства! Документ был основан на равенстве всех перед законом и принципах религиозного плюрализма.

В критический момент, во время нападения язычников, бывшие союзники предали мусульман и попытались нанести им удар в спину. Они подставили под угрозу не только воинов, но женщин и детей. В конечном итоге последователи Ислама одержали победу. Но оставлять безнаказанным грубое нарушение договора было нельзя. Правоверные пошли на штурм крепости предателей. Во время непродолжительной осады, когда защитники поняли, что сопротивление более не имеет смысла, они решили договориться.

Бану Круайза капитулировали, но одним из условий было то, что судить их должен был араб из союзного с ними племени Аус, вождь Саад ибн Муаз (да будет доволен им Аллах). И он рассудил, предложив наказать иудеев Бану Курайза по законам Торы. А она предписывала: за вероломство казнить всех совершеннолетних мужчин, а женщин и детей обратить в рабство. Следует отметить, что те, кто принял ислам, и их семьи были помилованы. Были отпущены и те из Бану Курайза, кто изначально не был причастен к вероломному предательству. Однако даже эта непростая страница истории взаимоотношений впоследствии не сняла с мусульман обязательств по защите иудеев.

Евреи в Халифате

Во времена Халифата евреи (как и христиане) получили статус ахль аз-зимма – «Люди договора”, «покровительствуемые”, «те, кто под защитой”. Согласно Корану, они считались «ахль аль-Китаб» («люди Книги”). Их никто не мог принудить перейти в ислам, но они должны были придерживаться определенных правил. Например, в то время как богатые мусульмане платили закят, они облагались специальным налогом — джизья. За это зимми освобождались от службы в армии и им обеспечивалась защита в случае нападения внешнего врага.

Многие евреи принимали участие в управлении государством и занимали даже высокие посты. Их знали как ремесленников, врачей, переводчиков и, конечно, торговцев. Еврейские купцы смогли скопить большой капитал, будучи гражданами Халифата.

Интересный факт: до завоевания Иерусалима иудеям целых пятьсот лет было запрещено там селиться. Именно мусульмане открыли врата священного для них города. И впоследствии они бок о бок защищали его от крестоносцев. Причина ясна: при римском и византийском владычестве евреи были людьми второго сорта. Мусульмане освободили их от многовекового гнета.

Евреи в Андалусии

В 711-714 гг. мусульмане завоевали большую часть Пиренейского полуострова (фактически нынешней Испании и Португалии). По словам французского философа и историка Гюстава Лебона, отношение исламских правителей к местному населению было «справедливым». Исламские правители оставляли их имущество, церкви, законы, право быть судимыми собственными судьями. Условия, в том числе «уплата небольшой годовой дани», показались людям «столь легкими, что они без возмущений приняли их». Еврейские источники, в том числе Электронная еврейская энциклопедия, констатируют, что со взятием Гранады «арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию», функционировали «еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы». Получив возможность «заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях». С Х века «начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании».

Интересно, что евреи и сами признают: благодаря мусульманским завоеваниям иудаизм исповедовали на огромной территории. Более того — мусульманские термины и понятия вошли и в саму ткань иудейской культуры. Отныне евреи и разговаривали, и писали на арабском языке. Им оказались доступны тонны литературы, от которой раньше они были отгорожены. В той же мусульманской Испании расцвела еврейская поэзия, где за основу были взяты арабские вирши. Есть свидетельства того, как исламская мысль влияла на еврейские метафизические учения. К примеру, рав Садия опирался на доктрину каламистов и попытался применить ее к Торе. Он же первым перевел Библию на арабский. Про писавшего по-арабски великого еврейского богослова и философа Маймонида и говорить излишне.

Этот период совместной исламо-еврейской истории подробно еще в начале 20 века описал выдающийся историк-востоковед Адам Мец в своей блистательной работе «Мусульманский ренессанс”.

Евреи в Османской империи

Во времена Реконкисты евреи оказались изгнаны из Испании вместе с арабами. В 15 веке они нашли приют в Османской империи. По распоряжению султана Баязида 2-го, тысячи иудеев прибыли в турецкое государство. Здесь их приняли так, как они не могли и мечтать. Вот, что пишет известный европейский ориенталист Бернард Льюис: «Евреям не просто разрешили поселиться в Османской империи, но всячески помогали и поддерживали”. Показательно, что османы дали иудеям возможность развивать свое религиозное учение. Вчерашние испанские иудеи, поселившиеся в городе Цфат на севере нынешнего Израиля, создали там главный центр изучения Каббалы. А политика терпимости великого османского султана Сулеймана даже стала легендарной (смотрите в видео).

Так же, как когда-то и в арабском Халифате, в Османской империи евреи могли сделать головокружительную карьеру. К примеру, многие из них становились «аскери”, то есть привилегированными представителями армии. Знаменитый врач-еврей маэстро Якопо, или Хеким Якуп-паша, пользовался огромным авторитетом — в честь него был назван целый район в Стамбуле. Еще один иудей, Якуб Махаллеси, дошел в Османской империи до вершин власти. История помнит имена известных раввинов Стамбула, а также иудеев-банкиров и чиновников.

Это длилось вплоть до падения Османов. Даже когда в Блистательную Порту из Европы, где иудеев в судах обвиняли в использовании крови христианских детей для приготовления мацы, стали проникать антисемитские идеи, за них вступился султан Абдулмеджит. Он издал указ, в котором говорилось:

«Мы не можем позволить преследовать евреев и мучить их по ложным обвинениям. Их невиновность доказана”.

Только с провозглашением Турецкой республики многие евреи вынуждены были покинуть страну из-за националистической политики нового государства и сионистской пропаганды.

Отношение мусульман к евреям в 20 веке

Новые гонения начались на расселившихся по миру иудеев в годы Второй Мировой. И снова на помощь пришли мусульмане. Яркий пример — защита евреев от бесчинств нацистов. Так, главный имам Великой мечети Парижа Си Каддур Бенгабрит выдал 100 евреям свидетельства о том, что они мусульмане, тем самым спасая их от преследований Гитлера. Также он укрывал в мечети евреев от облав, что грозило самому имаму смертью. Еще один пример — албанское еврейство – единственная еврейская община Европы, которая даже выросла численно во время Второй Мировой. Масса случаев спасения евреев зафиксирована в северной Африке. Так, например, житель Туниса Си Али Саккат приютил на своей ферме 60 евреев, бежавших из нацистского трудового лагеря, и прятал их до прихода войск союзников, рискуя своей жизнью. Другой тунисец – Халид Абд уль-Ваххаб также спас на своей ферме два десятка еврейских семей. И это только зафиксированные случаи.

То же происходило и в Советском Союзе. В оккупированных немцами регионах Северного Кавказа карачаевцы и черкесы скрывали в своих домах местных евреев, выдавая их за мусульман или вовсе пряча в подвалах. Также было в Крыму, в Белоруссии, везде, где рядом жили последователи ислама и иудеи.

Полтора тысячелетия истории показывают: тем, кто исповедует ислам, не свойственен антисемитизм. Скорее, это порождение именно западной цивилизации. Рядом с мусульманами евреи всегда чувствовали себя свободными и защищенными.

Все тот же Бернард Льюис написал:

В отличие от христианства, ислам не считает убийство его божественного основателя главной идеей веры и, в сущности, в качестве «одного из народов Библии» евреи хорошо уживались с мусульманами в Средние века и в период Оттоманской империи… В истории ислама нет ничего аналогичного изгнанию из Испании, инквизиции или еврейским погромам в России, не говоря уже о нацистском Холокосте.

Бернард Льюис, «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм»

Антисемитизм в исламе

Факт принципиального отторжения антисемитизма в среде мусульман понимают даже многие современные евреи. Израильский поэт и общественный деятель Шмуэль Ерушалми пишет:

К сожалению, с усилением влияния западного империализма, а особенно с укреплением сионизма, в определенную часть мусульманского мира начали проникать и антисемитские идеи тоже. Но даже сегодня на фоне противостояния между еврейским израильским населением и окружающими арабами большинство мусульман не стали антисемитами или иудофобами.

yasin все записи автора 1. Как глубоко заблуждается тот, кто считает Ислам неотъемлемым атрибутом восточной культуры и культуры национальных меньшинств России! Ислам основан на Откровении Единого Бога, обращенном ко всему человечеству, поэтому не вмещается в рамки той или иной культуры, даже цивилизации. Наоборот — здоровое ядро любой культуры, любого народа становилось и может стать достойным атрибутом Великой Традиции Единобожия.
2. Ислам — это не просто одна религия из множества других, и Пророк Мухаммад никогда не претендовал на создание новой религии. Пророк Мухаммад был послан Богом для того, чтобы подтвердить все предыдущие пророческие послания, дополнить их и очистить от наносных искажений и лжетолкований. Ислам — это изначальная фундаментальная религия, открытая человеку с того момента, как Бог «вдохнул в него от Духа Своего» (Св. Коран 25:29) — то есть идущая еще со времен Адама. В отличии от иудаизма и христианства Ислам полностью отвергает учение о «первородном грехе», в рабство которого Адам «запродал» все последующие поколения людей. Согласно Исламу каждый человек рождается ЧИСТЫМ и приходит в этот мир, дабы выдержать духовный экзамен и стать достойным обетования Вечной Жизни в Раю.
3. Почитая Иисуса Христа как Величайшего Пророка Божьего и матерь его Марию — как «избранную пред женщинами миров» (Св. Коран 3:42), мусульмане считают нелепым заблуждением думать, что Всевышний Бог принес в жертву «сына своего» Иисуса Христа Самому Себе, таким образом, удовлетворив Свое Собственное чувство гнева.

4. Бог никогда не проклинал Своих Творений и для мира человека с Богом не нужны никакие искупительные жертвоприношения. Ведь
>Ислам (от корня «са-ля-ма») — это и есть, буквально, МИР С БОГОМ! А мир с Богом означает прежде всего ПОКОРНОСТЬ ВОЛЕ ВСЕВЫШНЕГО. Каждый человек, покорный Воле Всевышнего, и является МУСУЛЬМАНИНОМ. Но такого рода покорность суть активная жизненная позиция, так как Воля Божия, Его Закон требует от человека никогда и ни при каких обстоятельствах НЕ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ ПРОИЗВОЛА! Произвола глупости и пошлости, произвола невежества и мракобесия, наконец, произвола «власть имущих» и «власть имеющих». Вот что такое настоящий ДЖИХАД. В одном из своих изречений Пророк Мухаммад сказал: «лучший джихад есть тот, когда человек говорит правду в лицо правящему тирану».
5. Поэтому Ислам — религия сильной личности, отстаивающей благородные идеалы СВОБОДЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ. Исламу абсолютно чужд образ человека, который сначала взял в руки оружие, а потом заявил, что он уверовал. Поощряя мужскую силу, доблесть и честь, Ислам не приемлет насилие! Когда Бог говорит в Коране: «нет принуждения в религии», Он не только исключает физическое насилие, но и насилие духовное: «Скажи: Правда — от Господа вашего. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Св. Коран 18:29). Также в Коране сказано, что Бог сделал человека Своим «халифом» (наместником) на земле. «Халиф» — не подчиненный и не пассивный исполнитель; он ответственный управляющий, имеющий право принимать решения. Это предписание — не прерогатива избранных индивидов, а миссия, возложенная на каждого мусульманина.
7. Мусульманин никогда не впадает в крайности. ИСЛАМ — ЭТО ПУТЬ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (Св. Коран 2:143).
Во-первых, Ислам отрицает своеволие, но, постулируя Предопределение Всевышнего, акцентирует внимание на свободе воли. В Коране сказано: «Аллах ничего не изменит, пока люди не изменятся сами».
Во-вторых, Ислам отрицает, что каждый человек рождается грешником, но не признает и другую крайность, что человек — это подобие Бога, крайность, которая не редко приводит к «человекопоклонству».
В-третьих, следуя высоким нормам внутренней и внешней чистоты, Ислам осуждает монашество, чрезмерный аскетизм, но ратует за идеалы крепкой семьи и здоровых сексуальных отношений, которые существуют не только для продолжения рода, но и для наслаждения любящих друг друга супругов.
В-четвертых, мусульманин пять раз в день совершает молитву, что ошибочно нас отсылает к глаголу «молить», то есть просить, даже слезно «клянчить» или «замаливать грехи». Молитва в Исламе это, прежде всего, акт ДУХОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, СЛАВОСЛОВИЕ ВСЕВЫШНЕМУ, СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВЕРЕ, о внутренней трезвости и стойкости духа. Молитва есть также ПРИВЕТСТВИЕ как Пророку Всевышнего, так и всем своим братьям и сестрам по вере.
В-пятых, в Исламе ценится авторитет ученых богословов («алимов»), но не существует особой корпорации профессиональных священнослужителей — духовенства. «Они взяли своих священников и монахов и Иисуса сына Марии себе за господ вместо Бога, хотя им было приказано поклоняться Единому Богу» — так сказано в Священном Коране о заблуждении христиан (Св. Коран 9:31). Мулла — это не священник, скорее чиновник, администратор. Мулла, имам или муфтий никоим образом не является посредниками между Богом и общиной верующих.
В-шестых, на сегодняшний день Ислам исповедуют почти 1,5 млрд. человек. Все они принадлежат к разным племенам и народам, при этом все они полностью сохранили свою этническую, культурную идентичность, оставаясь единой интернациональной общиной. Для Ислама не приемлем ни «махровый» национализм и шовинизм, ни безродный космополитизм. «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» — так сказано в Священном Коране.
В-седьмых, в Исламе полностью сняты противоречия и границы между светским и духовным, политическим и религиозным. Ислам далеко выходит за рамки практики коленопреклонений «за священной оградой». Неотъемлемым делом веры и поклонения мусульман являются: любовь к Родине, участие в социально-политической жизни, честный труд, поиск новых знаний.
Настало время узнать правду об Исламе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *