Еврейская секта

Политические партии представлены в кнессете 14 созыва следующим образом:

ЛИКУД — 30 мандатов
Партия — лидер национального лагеря. Признавая территориальный компромисс как необходимую реальность, является противником создания Палестинского государства. Выступает против раздела Иерусалима и ухода с Голан. В области экономики — сторонники либеральных реформ и приватизации. Проводит очень жесткую монетарную политику.
Блок Ликуд — наследники партии Херут и последователи Зеева Жаботинского — впервые пришли к власти в 1977 году во многом благодаря личности ее лидера Менахама Бегина, привлекшего в ряды партии жителей районов бедноты и добившегося поддержки религиознывх жителей.
В дальнейшем Ликуд руководил страной иногда самостоятельно, иногда в коалиции с Аводой, пока не проиграл выборы 1992 года. И сразу партия попала в тяжелое положение. В ней было много принцев, желавших возглавить партию — и Меридор, и Бени Бегин, и Давид Леви, и Ольмерт… (Давид Леви, правда, не принц, но самолюбие и честолюбие у него королевские). А в партии была пустая касса и разброд в отношениях.
Мое мнение — Ликуд проиграл во многом из-за новых репатринтов из СНГ, не разбиравшихся еще в политике и поверивших демагогии Эхуда Барака.
Дальше был тяжелый подьем наверх, лидерство и уход в Кадиму Ариеля Шарона, фактически разгром, когда партия имела 12 мандатов. И снова Ликуд поднимался вверх.
Сейчас лидерство Нетаниягу выглядит достаточно твердо, хотя есть немало людей, не голосующих за Ликуд из-за Нетаниягу. Но есть много людей, голосующих за Ликуд только из-за Нетаниягу.
Сионистский лагерь — 24 мандата
Блок состоит из партии Авода под руководством Герцога партии Тнуа под руководством Ципы Ливни.
Тнуа — просто осколок партии Кадима , созданной Шароном под себя и развалившейся после его смерти.
В отличие от нее партия Авода имеет давнюю историю.
Социал-демократическая партия. Выступает за компромисс с арабами, территориальные уступки и создание палестинского государства. Допускает уход с Голанских высот. В экономической сфере отстаивает интересы государственного сектора, профсоюзов и киббуцев. В области финансов — допускает высокую инфляцию для обеспечения роста доходов населения и занятости. Партия труда — Авода руководила страной непрерывно с момента ее создания в 1948 году до 1977 года и в 1992 — 1996 годах.
К этой партии принадлежали отцы — основатели страны — Бен-Гурион и Вайцман. К этой партии принадлежали и хорошо известные в России Голда Меир и Моше Даян.
Можно по-разному относиться к строю, созданному в стране, можно отмечать его достоинства и недостатки, но все это — детище этой партии.
С одной стороны, высокий уровень социальной защищенности работников государственных и профсоюзных предприятий, киббуцы — сельскохозяйственные коммуны, с другой — неэффективная экономика, высокий уровень бюрократии, пренебрежение основными принципами капитализма. Думаю, это близко к ленинской мечте. В 1989 (!) году учебник истории для 5 класса, по которому учился мой сын, был посвящен, в основном, восхвалению сталинского периода в СССР.
Период правления 1992-1996 года прошел в острой политической борьбе.В вопросах, судьбоносных для страны — соглашения с палестинцами в Осло — и народ, и кнессет раскололись на 2 части. Рабин, по-моему, сделал решающую ошибку, не пойдя на референдум по этому вопросу и добившись ратификации этого договора в кнессете с преимуществом в 1 голос, переманив для этого двух человек из оппозиционной партии Цомет — Сегеву дали должность министра, а Гольдфарбу — зам.министра и персональные «Мицубиси».
Можно быть левым, можно быть правым, но этого делать нельзя.
Ко всему арабы, почувствовав слабость и уступчивость правительства Израиля, совершили несколько террористических актов с очень тяжелыми последствиями. Цель этих актов была очевидной — усилить давление и вынудить нас на новые уступки. Вместо мира мы получили террор.
Начались массовые демонстрации протеста. Страсти все накалялись, и все кончилось выстрелами на площади Царей Израиля — Ицхак Рабин был убит фанатиком.
Шимон Перес, новый лидер партии, опытнейший и искуснейший в политике человек, не смог воспользоваться создавшимся политическим положением и в 1996 году проиграл на выборах. Партия перешла в оппозицию.
После 3 лет в оппозиции Эхуд Барак избран премьер-министром в мае 1999 года. На следующих выборах Авода вновь проиграла и больше к руководству страной не возвращалась.
В настоящее время партия переживает острый кризис доверия — народ Израиля, в основном, уже не верит в красивую сказку про мир с палестинцами.

Объединенный арабский список — 14 мандатов

3 арабские партии с красивыми названиями, рассчитаннми на европейцев:
— Хадаш (Демократический фронт за мир и равенство) (коммунисты),
— Блок, в состав которого входят Объединённый арабский список (PAAM) и Тааль (Арабское движение за обновление)
— Балад (религиозная резко антисионистская партия)
набирали каждая по 3-4 мандата, что давало им 10-11 мест в каждом составе кнессета.
Если бы все арабы голосовали за арабские партии , они набрали бы порядка 20 мандатов.
Но часть арабов голосует за еврейские партии.
Три партии вынуждены были обьединиться после принятия Кнессетом закона об увеличении проходного барьера до 3 мандатов.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
В результате принятия этого закона в кнессет не прошли одна правая партия и достаточно правая религиозная партия евреев сефардов Эли Ишая.
Зато обьединенный арабский список укрепился на 3 мандата.
И «благодарить» за это надо Авигдора Либермана ,автора этого закона.

Еш атид — 11 мандатов.

Партия создана 6 лет назад молодым харизматическим телеведущим Яиром Лапидом, прочно вошла в политическую жизнь страны.
В области отношений с арабами партия занимает центристские позиции между Ликудом и Аводой, выступая за мирный договор и создание палестинского государства, но ставя на первый план вопросы безопасности Израиля.
В экономической сфере выступает за меры, направленные на снижение цен.
Проблема только в том, что Лапид недостаточно опытен в экономике и некоторые с виду очень хорошие проекты (например, продажа новых квартир молодым семьям без налогв НДС) могут привести к противоположным результатам.
В отношении религиозных жителей партия выступает за безусловную службу в армии еврейских ортодоксов.
Эту каденцию партия проводит в оппозиции, Лапид выступает как повзрослевший и уже опытный лидер, и, по прогнозам, партия может чуть ли не вдвое увеличить свой состав в следующем составе кнессета.
Но это партия (как и некоторые другие) одного человека и существует только пока он ее лидер.

Кулану — 10 мандатов

Моше Кахлон был в 18 сессии кнессета министром связи и прославился тем, что выпустил на рынок связи несколько новых телефонных кампаний.
Эти кампании, не имевшие своих антенн и арендующие антенны трех китов (Оранж, Пелефон, Селком), начали резко сбивать цены, предлагая дешевые пакеты, содержащие услуги телефонии и интернета.
Киты под угрозой ухода клиентов вынуждены были тоже предлагать дешевые пакеты.
В результате стоимость телефонных разговоров для израильских семей уменьшилась в 3-4 раза.
Естественно, популярность Кахлона возросла до небес.
Народ стал верить, что аналогичные революционные законы Кахлон может принять и в других отраслях экономики, где монополии сегодня диктуют свои цены.
В результате Кахлон вышел из Ликуда и основал свою партию.
Эта партия тоже партия одного человека.
В основном, она действует в области принятия законов , направленных на снижение цен. Главная забота — снижение цен на квартирном рынке.
И, хотя Кахлон министр финансов и все рычаги по решению жилищного кризиса в его руках, цены продолжают расти и популярность партии падает.

Еврейский дом — 8 мандатов

Возросшей популярности партия обязана ее лидеру — молодому энергичному Нафтали Беннету.
Партия представляет сторонников религиозного сионизма (кипот сругот , т.е. вязаные кипы) — религиозных сторонников заселения всей Эрец Исраель еврейскими поселенцами, противниками палестинского государства.
Религиозные сионисты служат в армии, составляя ее боевой костяк (в отличие от еврейских ортодоксов, которые служить, в основном, отказываются).
Партия возникла в прошлом составе кнессета на базе партии МАФДАЛЬ и некоторых небольших правых партий.
Партия выступает также за изменения в области культуры и юриспруденции, пронизанных левым истеблишментом.
В результате левые ее остро ненавидят.
К сожалению, не складываются отношения Бенета с Нетаниягу, который видит в партии Еврейский Дом электоральную угрозу и всячески ее топит.
В последнее время в Еврейский Дом переходят многие светские, недовольные сдвигом Нетаниягу влево.

ШАС — 7 мандатов

Партия ШАС представляет интересы сефардов (выходцев из стран востока).
Не обладая определенной политической направленностью, ШАС рассматривает Кнессет как средство для выбивания денег для своего электората. И день утверждения бюджета — для них самый важный. Они способны измочалить любое правительство, пока не добьются своего. Но они действительно заботятся о своем электорате. Мой племянник ходил в детский сад, финансируемый ШАС, и этот сад несравненно лучше, чем муниципальные и частные сады, в которые он ходил раньше.
Они финансируют школы, помогают бедным и попавшим в беду, и, в результате, они привлекли в свои ряды и многих нерелигиозных.
Вопреки распространенному в Израиле мнению, сторонники ШАС служат в армии (кроме учеников ашкеназийских ешив).
Из маленькой партии сефардских ультраортодоксов за короткое время партия превратилась в крупное социальное движение, включающее и светских евреев, и арабов. ШАС — это даже не партия, это образ мышления. Находится в состоянии острого конфликта со светскими левыми.
Лидер партии в кнессете раввин Арье Дери был приговорен судом к 4 годам тюремного заключения за взятки, отсидел, прошел 7 лет отлучения от политики, и теперь, после смерти раввина Овадия Йосефа, возглавляет партию.
Арье Дери находится в состоянии острого конфликта с Эли Ишаем, который возглавлял партию, пока Дери сидел.
В результате партия раскололась на две. Шас потерял 4 мандата, а партия Эли Ишая не прошла электоральный барьер.
Перспективы ШАС на будущее, как мне кажется, не очень радужные. Наряду со снижением рождаемости среди сефардов растет число тех, кто вырывается из этого тесного мира и полагается в экономике на свои силы.

Яадут ха-Тора — 7 мандатов

Блок нескольких партий ультрарелигиозных ашкеназийских евреев.
В политических вопросах всегда поддерживали правые партии, никогда не переходя на крайние позиции.
Вместе с партиями ШАС и Еврейский дом имеют в Кнессете мощное лоби, усиливающее религиозный характер государства.
Имеют свой надежный электорат.
Рождаемость в секторе очень высока (до 10-12 детей в семье), поэтому количество мандатов постепенно растет.
В армии, в основном, не служат, за что подвергаются острой критике в стране. Правда, эта критика их совсем не волнует.
Многие отцы семейств учатся всю жизнь в ешиве, предпочитая бедную жизнь на государственном пособии работе.
В последнее время многие девушки из ультрарелигиозных семей получили компьютерные специальности, работают, причем очень хорошо, растят кучу детей и очень гордятся тем, что их мужья целый день учатся в ешиве.
Мне их как-то очень трудно понять, у них другие предпочтения в жизни, чем у светских.

Наш дом — Израиль — 6 мандатов

Партия одного человека — Авигдора Либермана — в основном, представляет новых репатриантов из стран СНГ.
Ее цель — создание конституции и изменение существующих властных структур, борьба с полицейским произволом.
Либерман постоянно меняет политическую направленность партии.
То они представляют новых репатриантов, то становятся общеизраильской партией.
То они очень умеренны, входя во вполне устраивающее их правительство Аводы, то они ультраправы, ежедневно критикуя Ликуд справа.
В отношении принятия законов постоянно предлагают популистские законопроекты, не имеющие шансов на принятие, но благотворно влияющие на настроение электората.
Основной электорат партии — русскоязычные пенсионеры — постепенно уменьшается , уменьшая количество мандатов в кнессете.
Кто Либермана остро ненавидит — так это полиция и прокуратура. 15 лет велось полицейское расследование против Либермана, возникали большие пузыри, которые затем громко лопались.
Но перед каждыми выборами полиция возобновляла старые расследования и начинала новые.
Возникла даже примета в изрильском обществе — если пресса возобновляет слив материалов против Либермана из прократуры — значит, грядут новые выборы.
Кончилось все это тем, что в дело вмешался Верховнгый Суд, оправдавший Либермана по всем позициям.
Но полиция не успокоилась и в преддверии последних выборов нанесла новый удар — на этот раз не по Либерману, а по ключевым членам кнессета от партии, обвинив их в коррупции.
В результате партия резко уменьшила представительство в Кнессете.
Верны ли обвинения — не могу судить, после выборов дело где-то заглохло, о нем ничего не слышно.
Не без оснований считаю, что оно снова займет место в СМИ перед следующими выборами.

МЕРЕЦ — 4 мандата

Партия выступает в защиту арабов — за раздел Иерусалима, большое палестинское государство, ярые противники еврейских религиозных партий. Поддерживает либеральые ценности, солидаризируясь с европейскими левыми партиями.

Христианские апологеты часто предлагают смотреть на христианство как на нечто неизменное, то есть организацию «истинно верующих», заветы которым надиктовал сам господь бог.

Однако история этого явления интересная, поскольку не было такого, что религия возникает «вдруг», у нее всегда есть история. Апологеты же не очень любят рассматривать явление в истории, подмечая противоречия, а выдают все в выгодном для религиозной организации свете, любые противоречия либо замалчиваются, либо их называют «метафорами», либо придумывают другие способы защитить религиозное учение.

Естественно, в богословских трудах, особенно в период средневековья, искать источники по истории христианства не очень разумно, потому что там как будто сразу появляется церковь, затем гонения, а потом большинство понимает истинность учения Христа и все в дальнейшем хорошо (для служителей культа, ведь они писали подобные труды).

Но в данном случае хотелось бы все-таки обратиться к истории и искать источник христианского культа не в божественных откровениях мифического персонажа, превращающего воду и вино и воскресающего после смерти, а в тех материалах, что доступны сегодня в исторической литературе.

I. Иудеи под гнетом Рима

На короткий период в Иудее после восстаний IIв. до н. э. евреи сумели стабилизировать ситуацию, обрести частичную независимость. В этот момент происходит значительная ассимиляции, поскольку к еврейскому народу присоединяются другие представители семитских народов, находящихся под влиянием эллинизма. Именно в этот момент появляются радикальные реформистские течения в иудаизме.

После того, как римляне захватили Иудею, начались волнения. Дело в том, что формальным правителем, ставленником Рима, стал иноверец Ирод, который затем при поддержке Рима подчинил себе Иерусалим, пообещав своим покровителям лояльность со стороны евреев.

Естественно, положение евреев было ужасным (за исключением высшем знати, которая служила Риму). Их, с одной стороны, угнетали, с другой – пытались подчинить религии. Ирод, например, активно строил культовые сооружения, где рассказывали, что в Риме живут истинные правители земли, и это, естественно, воля бога.

После смерти Ирода еврейская знать считала, что будет и дальше служить Риму верой и правдой, получая награду только за посредничество. Однако власти метрополии посчитали, что им такие посредники не нужны, выгоднее поставить своего человека, избавиться от лишней знати, ведущей паразитический образ жизни за счет Рима.

Это, понятно дело, только усугубило ситуацию, поскольку посредники хотя бы были «своими» в плане религиозном и национальном, тут же правителями стали римские чиновники, которые устраивали произвол в своих интересах, не считаясь вообще ни с чем, так как их задача в основном была простая – выкачивание максимальной прибыли с покоренных народов.

Вот с этого момента секты получили куда большее влияние, а господствующая версия иудаизма, которая обслуживала интересы власть имущих, теряла позиции. Большое распространение получила идея мессианизма. Иудейские секты считали, что мессия придет, и евреи вновь обретут независимость. В этот момент укрепилась связь между еврейскими диаспорами, из разных городов римской империи приезжали в Иерусалим евреи, часто они знакомили своих единоверцев с новыми знаниями, в том числе философскими идеями тех лет, которые несомненно оказывали влияние на население.

В скором времени сформировалось национально-освободительное движение, которое отметилось многочисленными стычками с властями и даже войнами. В такой ситуации можно говорить о беспощадности властей, которые, подавляя восстание, уничтожали часто и мирных жителей, чем вызывали еще большую ненависть со стороны евреев да и угнетенных в целом.

II. Иудейские секты

Религиозные формы отражают реальные условия жизни, материальные интересы той или иной группы. В условиях национально-освободительной борьбы появились многочисленные секты, которые вобрали в себя различные учения, обосновывая в конечном счете все тем, что сектанты – представители богоизбранного народа и мессия освободит именно их.

Не всегда были именно такие формы. Дело в том, что многие понимали бессмысленность борьбы с империей, поэтому сектанты либо просто ждали прихода мессии, либо организовывали нечто наподобие коммуны, где приветствовался аскетизм и религиозный фанатизм. В таких условиях можно ожидать скорый конец света.

Конечно, говорить обо всех неортодоксальных объединениях в одной статье не совсем правильно. Но некоторых «сектантов» можно и упомянуть, поскольку они внесли значительный вклад в формирование христианского культа.

Один из наиболее интересных источников по теме — Кумранские рукописи. Дело в том, что их обнаружили только в середине прошлого века. Там были тексты разных периодов (250 года до н. э до 68 года н. э.). Это, несомненно, помогает узнать, как трансформировалось сознание подобных групп.

Авторы текстов – ессеи. Они известны как сектанты от иудаизма. Если их можно сравнивать с кем-то, то, вероятно, самый понятный вариант – монастырь. Это было что-то вроде закрытого ордена. Идеи, которые разделялись подобными людьми, походили на христианские, поскольку ессеи верили в конец света и в мессию.

В общине главенствовал некий «учитель праведности», который утверждал о том, что современный иудаизм «осквернен», и только они, ессеи, придерживаются истинного учения. Собственно, это типичная история. Вот только «истинность» уж слишком далеко уходила за рамки иудейского культа.

Нельзя не отметить известное влияние на иудеев со стороны секты зелотов (римляне их называли убийцами). Эти люди хотели обрести независимость любой ценой, и поскольку часто ортодоксы выступали против сопротивления властям, то они, в свою очередь, противопоставили свое учение иудаизму, также подчеркивая, что именно их вариант и есть истина в последней инстанции.

Подобных сект было немало, они радикально влияли на ортодоксальный иудаизм, который не давал никаких ответов на вызовы современности.

Следующей ступенью была уже работа радикальных проповедников и даже философов. Некая смесь иудаизма и греческой философии также может быть отнесена к предыстории христианства.

Один из ярчайших представителей нового философского учения – Филон Александрийский, он как бы удовлетворил насущные запросы со стороны иудейской интеллигенции.

Ему удалось объединить дремучие догмы иудаизма с учением Платона и Пифагора, добавляя, конечно, кое-что и от себя. Он, в частности, заявил в новом учении, что у бога имеется «наместник», то есть Логос. Конечно, идея, почерпнутая из греческой философии, однако среди иудейских сектантов она быстро нашла поддержку, поскольку за логосом затем скрывался мессия. Тем более что Логос – отражение бога, посредник между миром потусторонним и посюсторонним (иногда его прямо называли наместником бога на земле).

Впоследствии Филон начал толковать библейские тексты, называя их, с одной стороны истиной, с другой – аллегорией. По факту он подстраивал библию под греческую философию, считая, что там заключены те же истины, которые высказывались Платоном.

Подобная «ересь» позволила сектам свободнее толковать «священные тексты». Это стало общим местом, и утверждалось уже прямо, что тексты библии не такие уж и обязательные для исполнения, их можно толковать как угодно.

В ту пору (конец и начало Iвека н. э.) появлялось много «мессий». Любой противник власти, местный «вождь» секты, мог провозгласить себя мессией, заявлять, что он получает прямые указания от бога и что он пришел для того, чтобы спасти свой народ.

Условия жизни под гнетом Рима создавали реальную основу для формирования подобных идей, особенно идей о великом «освободителе», или мессии, о скором конце света и проч. В общем, в скором времени такая смесь из иудаизма, греческой философии, а иногда и языческих учений самых разных народов распространялась во всех уголках империи.

III. Откровение Иоанна Богослова

Есть все основания считать, что из библейских текстов именно откровение Иоанна Богослова выделяется. Дело в том, что, в отличие от других официальных текстов, у Иоанна заметно влияние греческой философии (Логос – это Иисус), даже несмотря на тот факт, что евангелия официальные редактировались. Достаточно просто сравнить его с другими новозаветными текстами (все различаются, но тут различия самые значительные).

Примечательно то, что в книге всегда указывается на то, что речь идет об иудеях. Более того, Иоанн, прямо как типичный представитель иудейских радикальных сект, обвиняет всех остальных в том, что у них неверный иудаизм:

«Они говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское».

В книге (между прочим последней в Новом завете) нигде не говорится ни о крещении, ни о других типичных культовых обрядах вроде причащения, характерных для ранних христиан. Вероятно, данный текст был написан именно в период формирования уже чисто христианской секты, а до этого речь шла о секте иудейской с мессией, а мессий этих было очень много. Текст был влиятелен в среде самых разных еретических течений.

Книга вызывала споры на официальных христианских соборах. Многие последователи христианства (например, Григорий Богослов), когда уже был сформирован культ, считали, что данный текст – ересь. Каноничным его признали позже остальных – только на Иппонским соборе в 383 году. Притом что все-таки противников было немало, пришлось также дополнительно на Карфагенском соборе (419 год) подтверждать это решение, поскольку не везде текст почитался как каноничный. В восточной церкви откровение вообще не входило в богослужебную практику.

Вообще, если вернуться к периоду формирования христианства, то данная книга отвечала всем критериям, поскольку там довольно-таки ярко описывалось то, что будет во время так называемого апокалипсиса с намеком, что это будет довольно-таки скоро.

IV. Первые христиане

Христианство – это не просто секта, отколовшаяся от иудаизма, но скорее секта, отколовшаяся от иудейских радикальных сект. Причем, что важно заметить, это не одна секта, а также куча различных сект. Причем тут уже радикальное отличие в том, что последователями этого течения могли быть совершенно разные люди – и эллины, и иудеи; и рабы, и патриции.

Новое течение, пока еще не сформировавшееся полностью, перенимало не только традиции радикальных иудейских сект (а вместе с этим греческой философии, преимущественно неоплатонизма), но и языческих культов, распространенных в разных уголках империи, а затем и в центре, когда предпринимались неудачные попытки объединить языческие культы, создавая Пантеон.

Культ был опасен именно по той причине, что он объединял недовольных, идеологически обосновывал приход нового времени. Причем поначалу среди первых христиан была распространена идея близкого конца света, то есть речь шла о людях, которым терять нечего.

В самом начале сект христианских было очень много, везде были свои особенности. Но структура, как правило, была одинаковой. То есть были последователи и апостолы-проповедники. Перейти от группы последователей к проповедникам было очень просто – достаточно лишь ознакомиться с основами учения и заниматься пропагандой.

Ситуация позволяла действовать активно. Гражданские и военные римские власти буквально разоряли территорию, которую контролировали. Поначалу грабили города, а затем награбленное давали взаймы под ростовщические проценты. Это было особенно опасно для жителей, где ранее вообще было развито только натуральное хозяйство, поскольку часто они не могли платить вовремя и из-за этого становились рабами.

Идея о жизни после смерти все актуальнее, она даже распространяется среди римской знати (например, философия Сенеки, которая почитала даже среди первых апологетов христианства вроде Тертуллиана). В том же «откровении» Иоанна указано:

«Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего, ибо время близко».

Вера в то, что Иисус очень скоро вернется, имела ключевое значение в плане распространения именно христианства, а не любой другой иудейской секты или аналогичного течения.

Отдельные секты напоминали современных исламистов, поскольку них была «истина» и они не боялись умереть во имя идеи. В большей мере «гонения» обусловлены именно тем, что отдельные лица, относящие себя к христианству, были не просто мелкими нарушителями закона, а представляли опасность для существования империи, так как явление имело место во многих городах, а фанатики не только уничтожали изображения языческих богов, но иногда занимались разбоем (жить ведь скрывающимся фанатикам на что-то надо, святой дух материально не обеспечивал).

В ту пору в империи было много различных религиозных течений, поэтому организовывать гонения только потому, что люди верят в некое мифическое существо — нелепо. В целом христианство выступало в империи не только как религиозное течение, но и как политическое, поскольку вся деятельность была рассчитана на радикальные преобразования в обществе, в то время как другие религии легко подстраивались под ситуацию и обслуживали интересы правящего класса.

Поначалу стоял простой выбор: либо физически уничтожить врагов империи, либо договориться с ними. Второй вариант поначалу не рассматривался, поскольку договор с опасными элементами – часто рабами – не особо почетное дело для воинственной империи, тем более что договор будет в интересах христиан, а требования к обществу у них были радикальные.

Со временем стало ясно, что победить христианство при помощи оружия невозможно. Единственный вариант, известный с давних пор – «Не можешь победить – возглавь». Такие идеи имели место задолго до первого собора в 325 году, поскольку уже во II – IIIвв. к христианам присоединялись представители аристократии, которые впоследствии часто становились епископами, то есть держали у себя материальные средства общины, а подчас таким образом становились лидерами сект.

Христианство нужно было преобразовать таким образом, чтоб оно могло заменить Пантеон, чтоб христианство было инструментом римской власти для централизации и унификации, инструментом эффективным. Так что в итоге предпочтение отдавали определенным сектам, которые могли со временем объединиться, чтобы затем создать нормальную структуру, а гонения полностью не прекратились, просто со временем уничтожать стали «неправильных сектантов», которых контролировать не получилось.

Затем, как известно, христиане добились свободы вероисповедания, а еще через несколько лет стали государственной религией, а их конкуренты, в том числе представители римского язычества, стали гонимыми, и у них уже не было ни одного шанса дать отпор, отсутствовала социальная база.

Новый культ действительно стал инструментом государства, из враждебного он стал лояльным. На первом соборе христианство сделали «абсолютной истиной», утвердили каноны голосованием в интересах римской власти (ранее «священные тексты», где активно выступали против власти, признали ересью и уничтожили), и в храмах с тех пор стали говорить о том, что власть от бога. Иногда даже больше: что представители римской знати – предки библейских пророков, что они умеют при помощи божественной силы исцелять больных и воскрешать усопших. Такая «традиция», характерная для первых веков официального христианства, дольше всего сохранялась во Франции, где считалось, что король исцеляет прикосновением. В Российской империи это (культ верховной власти) выражалось так:

«Образ царя земного в нашем государстве взят с образа царя небесного, так что кто противится власти царской и власти начальников, от него поставленных, тот противится божию установлению» (Вера и разум, 1905, № 2).

Патриарх Кирилл. Фото: Ekaterina Shtukina / Reuters

Влияние религии на политику в России очевидно, но при этом никак не регламентируется законами. Политики и чиновники ничуть не скрываясь выступают проводниками конфессиональных общественно-политических доктрин, при этом по конституции России остается светским государством, а создание религиозных партий и вовсе запрещено законом. С этим что-то надо делать, а для начала – начать открытую дискуссию по вопросам отношения религии и политики в современном российском обществе.

Странные запреты

Третья статья действующего закона «О политических партиях» гласит: «Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Далее законодательная мысль поясняется следующим образом: «Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии».

Возникает вопрос: а почему, собственно? Предположим, с защитой профессиональных целей все понятно – для этого есть профсоюзы, хотя почему не могут существовать условная Крестьянская или Офисно-менеджерская партии, ставящие своей целью защиту политических интересов представителей одной конкретной профессии – все равно непонятно.

Про защиту расовых и национальных интересов – вопрос более скользкий, и тут, очевидно, законодателями двигал страх, что в итоге национальные (например, «Башкирская партия») или расовые партии («Всероссийская Партия Монголоидов»?) займутся не столько защитой интересов титульной нации или расы, сколько распространением ненависти к другим нациям и расам. Можно, конечно, сказать, что вообще-то этот вопрос регулируется другими кодексами и органами, и если вместо защиты прав и интересов татар условная «Татарская партия» займется насаждением чего-то иного, всегда есть способ найти управу, но лучше мы эту тему оставим.

Поговорим подробно о законодательном запрете религиозных партий, потому что он самый странный.

Теоретическое оправдание запрета можно найти: дескать, если появится Православная партия, и руководство РПЦ призовет голосовать за нее, то верующие будут фактически лишены выбора, что неправильно. Опять же, как можно обеспечить демократию внутри партии, если существует конфессиональная иерархия? С другой стороны, нынешняя власть боится политического ислама, который воспринимается как угроза – а ведь разреши православную партию, придется разрешать и мусульманскую!

Тем не менее, остается непонятным, почему действующие политики и партии могут включать в свои программы конфессиональный компонент, а создавать политические партии по конфессиональному принципу законодательно запрещено. В конце концов, если православный человек хочет проголосовать за свою партию, то почему его лишают такого права?

Плохая норма

Законодательная норма о запрете религиозных партий плоха со всех сторон. С одной стороны, она не дает религиозной части общества защищать свои политические интересы непосредственно, а не с помощью ситуативных союзников из числа избранных по спискам светских партий депутатов и политиков. Впрочем, для того все и сделано, чтоб воцерковленные граждане голосовали за «партию власти», которая за все хорошее, за православие, за ислам, за нефть, за газ, за Северный Кавказ и за родной спецназ.

По учебникам средневековой истории многие, вероятно, помнят, что такое «пляска святого Витта». Это — судорожные, конвульсивные подергивания, напоминавшие танец. Они проявлялись у паломников от чрезмерной экзальтации, возникли в Чехии у собора Св. Витта и постепенно охватили всю Европу.
Кто бы мог подумать, что в XXI веке Израиль, эту «нацию старт-апов», тоже охватит эпидемия религиозной экзальтации?
Однако начнем с самого начала. Около 18 лет назад одна женщина, живущая в религиозном районе Иерусалима, посчитала, что обычные ультраортодоксы одеваются «недостаточно скромно». И напялила на себя балохон, полностью закрывающий все тело. Как ни странно, ее примеру последовали другие женщины – в основном, «вернувшиеся в лоно иудаизма».
Эта женщина не только сама была завернута в балахон, но и заставляла так одеваться своих детей, за что получила в израильской прессе прозвище «мамаша Талибан». А плюс к этому – тюремное заключение сроком на четыре года за издевательства над детьми. Отсидела частично, вышла по условно-досрочному.
Тем временем — это началось примерно шесть лет назад — последовательницы «мамаши Талибан» стали закрывать не только все тело, но и лицо. Так даже не все мусульманки себя ведут – разве что самые ортодоксальные шииты. Например, в арабских районах Израиля вы не увидите женщин, полностью завернутых в черное, с закрытым лицом.
Одевающиеся подобным образом женщины получили в Израиле название «секты шалей».
Об этой секте мы решили поговорить с раввином Менахемом Блоем, которого никак нельзя обвинить в неортодоксальности. Он вырос в иерусалимском районе «Меа Шеарим», а его дядя Амром Блой основал секту «Нетурей карта». Хотя сам рав Менахем Блой служил в армии, и по своим взглядам относится к хасидизму ХАБАДа — все «закоулки» израильской ультраортодоксии известны ему до тонкостей.
— Реб Менахем, что вы можете сказать о «секте шалей»? Насколько это явление приемлемо с точки зрения Галахи?
— Еврейский закон построен таким образом, чтобы человек мог себя хорошо чувствовать. Невозможно каждый день устраивать Йом Кипур; невозможно круглый год не есть хлеб, как на Песах. Вместе с тем, если человек хочет вводить для себя устрожения, мы не вправе ему мешать.
Еврейский закон требует, чтобы у женщины рукава были длиной чуть ниже локтя. Но женщины хасидского двора «Толдот Аарон» носят рукава, как минимум, до середины предплечья. В общине «Бейт-Яков» — до запястья. А в «секте шалей» рукава спускаются даже ниже кончиков пальцев! Еврейские законоведы шутят, что при таком одеянии «смешивается мясное с молочным»: такой рукав может нечаянно окунуться в мясной бульон, а потом – в чашку с молоком. Но это — личные устрожения, никак не связанные с Галахой.
— Эти женщины принадлежат к какому-то определенному двору, направлению?
— Нет. Вся секта, если так можно выразиться, состоит исключительно из женщин. Мало того – далеко не все мужья довольны тем, что делают их жены. А женщины и в самом деле доходят до безумия. Скажем, когда они женят своих детей, во время хупы между женихом и невестой ставят непроницаемый черный экран, в котором есть только одна дырочка – чтобы невеста могла просунуть палец, на который жених наденет кольцо. Они препятствуют контакту между братьями и сестрами: дескать, это нескромно. Своих дочерей члены «секты шалей» с шести лет полностью закутывают в «бурку» (так у арабов называется закрывающая лицо и тело одежда). Ничего подобного Галаха не требует, и таких устрожений не знает.
Самое ужасное, что «секта шалей» не пускает своих детей в обычные школы — под «обычными» имеются в виду ультраортодоксальные учебные заведения для девочек. Им приходится открывать собственные учебные классы, но какое образование могут там получить их дети?
— Существуют какие-то раввины, которые поддерживают это движение?
— Без раввина еврейская община существовать не может. Всегда имеются какие-то вопросы, на которые дать ответ, имеющий форму постановления – как поступать в данном конкретном случае – может только раввин. Однако на сей день ни один известный раввин, и ни один адмор не поддержал «секту шалей». Мне известно, что у них есть «тайные раввины» — то есть, в конкретных случаях они обращаются за советами к каким-то людям, имеющим раввинский диплом. Кто эти люди – держится в тайне. В любом случае, речь не идет о каких-то известных раввинах.
— Если посмотреть на старые фотографии «Меа Шераим», Еврейского квартала в Старом городе Иерусалима, легко обратить внимание, что еврейские женщины так не выглядели ни 50, ни 150 лет тому назад…
— Да, это явление относительно новое, ему порядка 10-15 лет. Еврейки никогда не закрывали лицо. Даже в Средней Азии, где евреи жили среди мусульман, чьи жены носили паранджу – еврейки паранджи не носили. Максимум, когда шли на базар – прикрывали лицо полой халата. Но это тоже было лет сто назад. Здесь же речь идет, в основном, о женщинах ашкеназского происхождения, которые никогда не закрывали лица.
— «Сектой шалей» их назвали СМИ. А как себя называют сами сектантки
— Мне это неизвестно. Учтите, что речь идет о сугубо женской секте, к тому же одержимой понятием «скромности». Мужчина не может туда «втереться и подслушать». Может быть, что-то знают их мужья, но они воздерживаются от таких разговоров.
Сегодня число сектанток оценивается в несколько сотен. Но оно постоянно растет за счет высокой рождаемости в ультраортодоксальной среде. Министерству образования известно о четырех учебных классах, где занимаются только дети «секты шалей».
У нас на глазах создается новый Талибан, на этот раз еврейский. Не исключено, что дети, растущие внутри такой семьи, получают непоправимую душевную травму. Хочу подчеркнуть, что их соседи, дети из обычных ультраортодоксальных семей, так не одеваются и подобным образом не выглядят. Речь идет об опасном приступе массового помешательства на религиозной почве – своего рода еврейской «пляске святого Витта».
Александр Рыбалка, «Детали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *