Эвтаназия разрешена

Поскольку процедура клинического лишения жизни является медикаментозным методом воздействия на человека, она осуществляется посредством введения в организм человека специальных средств, лекарств.

Приобрести их самостоятельно вряд ли представится возможным для простого обывателя. Даже человеку, который действительно находится в тяжёлом состоянии из-за неизлечимой болезни на последней её стадии, на руки такие специфические «лекарства», само собой, никто не выдаст, даже рецепт на них не выпишет ни один врач.

Так какие препараты вводят человеку при эвтаназии? Подобного рода серьёзные медикаменты получаются самостоятельно и применяются только специалистами — представителями медучреждений, где разрешено проведение соответствующих операций с их помощью. При получении таких медикаментов врач обязан предъявить лицензионный документ, подтверждающий его компетенцию.

Какие препараты вводят при эвтаназии?

Инъекции смерти делают на основе барбитуровой кислоты (барбитураты), она вызывает спазмы дыхательных путей, которые и приводят к смерти. Сейчас эту кислоту вводят только совместно с другими веществами, поскольку раньше действие можно было ждать до 5 дней.

Первый способ: Врач ставит укол барбитурата в качестве анестезии, дожидается глубокой фазы наркоза, делает повторный укол с большой дозой вещества, расслабляющего мускулатуру: перестают сокращаться диафрагма и межреберные мышцы — происходит остановка дыхания — наступает смерть.

До сих пор не доказано, что пациент ничего при этом не чувствует, некоторые специалисты говорят о том, что больной может ощущать удушье и боль.

Второй способ: Первым снова ставится укол барбитурата, чтобы погрузить человека в наркоз. Вторым уколом вводят антиаритмические препараты, которые останавливают сердце. При этом бывают сильные судороги, поэтому такой способ сейчас почти не применяется.

Какое медицинское лекарство будет использовано при эвтаназии – определяет врач, исходя из ранее проведённого курса лечения и результатов анализов и обследований больного.

Теперь вам известно, какими препаратами проводят эвтаназию.

Смерть обладает странной притягательностью. Люди боятся ее, но мысленно постоянно думают о ней. В последнее время человек отдалился от смерти, считая ее чужой своему естеству.

Думается, что такой страх не оправдан. Известно, что в средние века люди намеренно устраивали кладбища в центре городов, чтобы человек того времени не только не боялся смерти, но и со временем свыкся с ее будущей неотвратимостью, как с чем-то естественным и не обсуждаемым вовсе. Вопрос не в самом существовании неизбежности конца, а в том моменте времени, когда действительно наступит последняя минута биологической жизни человека. Дело во времени — потерянном или приобретенном до конечной точки. Надо сказать, что отношение к смерти зависит не только от множества интерпретаций ее образа в религиях и учениях мира, не только в чисто физической неприязни и страхе перед «старухой с клюкой».

Отношение к неизбежному концу не всегда однозначно и параллельно периодам настроения человека, которые могут быть объяснены с позиций современной психиатрии, а могут и не попадать под описание современного методологического и синдромологического аппарата, будучи слишком тонкими не только для анализа эксперта, но и для самооценки самой личностью, находящейся в центре «суицидального циклона». Иногда у постели больного врач выступает не только как человек, избавляющий от страданий, но и как друг, которому можно доверить самое сокровенное. Иногда, доктор выступает в роли случайного пассажира в купе на двоих, которому его попутчик невольно изливает все то самое сокровенное и горькое, что никогда бы не доверил другому, но, зная о скором расставании, без страха доверяется человеку в белом халате.

Возникает вопрос, всегда ли просьба пациента о добровольном лишении жизни вызвана лишь физическими страданиями. И кто поручится за то, что доктор, решившийся на данный шаг, является орудием суицида, творящегося не из-за болезни — факта в сфере медицинской, а из-за финансового или психологического компонентов.

Но не будем отвлекаться и вернемся в область этики и целесообразности эвтаназии в медицине. Недавно саратовский врач В. Левинский поделился в газете соображениями о том, как пациенты относятся к смерти.

Он считает, что больные не всегда склонны выполнять предписания врача и часто не верят его обещаниям. Большинство из них предпочитают знать правду о своей болезни, и если надежды на излечение не будет, а жизнь станет мучением, хотят получить от врача легкую смерть.

Люди меняются в течение жизни. Пока молоды и здоровы, им кажется, что если они тяжело заболеют, и впереди не будет ничего, кроме страданий, они добровольно уйдут из жизни. Но когда человек стареет и действительно начинает болеть, он привыкает к неудобствам своего нового состояния. Большинство людей живут до последней им минуты. Молодые в этом смысле плохо понимают стариков. В феврале 1998 г. были опубликованы данные американского исследования. Людей старше 80 лет спрашивали, на сколько месяцев совершенно здоровой жизни они променяли бы свой стариковский год. Оказалось, что в среднем — на 10 месяцев. В то же время их близкие ценили стариковскую жизнь гораздо меньше.

В декларации Всемирной медицинской ассоциации 1981 г. записано: «Пациент имеет право умереть достойно». Это подтверждает и Российский закон о медицинской помощи. К сожалению, это не осуществимо во многих странах с низким уровнем медицинской помощи.

Помочь человеку умереть достойно — одна из важнейших задач врача. В связи с этим важно понять, что такое эвтаназия. Это умерщвление пациента врачом при наличии смертельного заболевания в терминальной стадии, сопровождающегося мучительными болями, делающими жизнь больного невозможной.

Эвтаназию принято делить на добровольную и принудительную. Мы говорим о добровольном уходе из жизни. От эвтаназии следует отличать убийство из сочувствия — умерщвление страдающего без его просьбы. Которое Уголовным кодексом РФ классифицируется как убийство при смягчающих обстоятельствах.

Умерщвление страдающего человека по его просьбе эмоционально кажется оправданным. Как с позиций медицинской этики, так и по закону человек — хозяин своего тела. Значит, теперь речь пойдет только о том, что он обращается к врачу с последним распоряжением о своем теле. Почему же тогда врачи отказываются от эвтаназии? Дело не только в законе РФ, ее запрещающем. Тут возникают проблемы для врача.

Врач изначально — спаситель жизни. Умерщвление противоречит этой роли, как и противоречит оно религиозным традициям. Если мы даже признаем за больным право распоряжаться своей жизнью, то это не значит, что врач обязан выполнить его волю. Наконец, если человек может распоряжаться своей жизнью, он тем более сможет распоряжаться и чужой. Ведь он решился посягнуть на такую большую ценность, как собственная жизнь. Лишь святость является абсолютным препятствием для убийства. Важный аргумент сторонников эвтаназии состоит в том, что расходуются средства на поддержание жизни обреченных людей. Лучше было бы помочь действительно нуждающимся. Если следовать этой логике, то одни люди будут получать лечение, а другие — смертельную инъекцию.

Когда говорят, что нужно умерщвлять кого-то, чтобы сэкономить средства, то в первую очередь называют детей с врожденными дефектами. Почему именно больных детей? Потому что они не могут сопротивляться, они еще не знают в лицо свою мать, и что еще хуже всего, если за ними хорошенько ухаживать, они могут долго жить и в течение этой своей долгой жизни поглощают значительные ресурсы. Надо сказать, что возможность сэкономить на таких детях не упускают, например, в Германии, где эта проблема была решена в середине 30-х годов, или в Китае: детей с врожденными дефектами содержат в специализированных приютах, где за ними не ухаживают, плохо кормят. Это самый элементарный способ умерщвления — никто из таких детей не живет больше 2 мес.

Как только общество разрешает убивать, сразу появляется желание убивать все больше. Например, если взрослый человек сознательно идет на эвтаназию, то, как быть с детьми. Как определить, сильно мучается ребенок или не очень? Кто сказал, что мать, которая согласна на умерщвление ребенка, действительно действует в его интересах? В этом случае даже врачи иногда оправдывают идею эвтаназии желанием облегчить страдания «измучившихся родственников».

Главная причина, по которой эвтаназия не становится практикой, — это боязнь того, что не удастся защитить от умерщвления людей, которые этого не хотят.

В мире нет однозначного отношения к эвтаназии. Короткое время закон разрешал ее в СССР и в Австралии. По подзаконному акту – не закону! – она имела место в Третьем рейхе. Сегодня закон в России эвтаназию запрещает, Всемирная медицинская ассоциация запрещает, клятва Гиппократа запрещает, все религии мира запрещают. Лишь жизненный опыт людей, наблюдавших мучения умирающих, заставляет возвращаться к мысли о том, что надо бы помогать человеку умирать. Именно поэтому во всех странах законопроекты о введении эвтаназии рассматриваются опять и опять. Парламент Великобритании более 20 раз обсуждал проекты об эвтаназии, и каждый раз отвергал их из соображения морали и невозможности обеспечить защиту граждан. С июля 1996 г. В Австралии, в штате Северные территории, вступил в действие закон, разрешающий эвтаназию. Очень быстро вслед за этим сформировался «эвтаназийный туризм». Понадобилось всего 3-4 мес., чтобы больные со всей Австралии потянулись в Северные территории. К счастью, здравый смысл восторжествовал в 1997 г. Закон был приостановлен Парламентом страны.

В Нидерландах благодаря прецедентному праву эвтаназия практикуется, хотя и не разрешена законом. «Прецедентное право» означает, что некоторые действия признаются допустимыми не потому, что признаны законом, а потому, что суд, уже рассматривал такое дело ранее и вынес оправдательное решение. Врач может умерщвлять пациентов в Нидерландах с 1984 г. Из отчетов, опубликованных в 1991 и 1996 годах, следует, что эвтаназия в стране используется достаточно широко — до 2,5 % больных выбирают «легкую смерть», при этом в свидетельстве о смерти обычно нет указания на эвтаназию. Иногда больных умерщвляли без соблюдения оговоренных судом правил (ясное сознание пациента, консультация второго врача, контрольный срок между запросом на эвтаназию и ее осуществлением и др.) Выяснилось, что часть пациентов умерщвляли без их просьбы, по инициативе врача. Врач принимал за них это решение, так как они были без сознания. Налицо то, о чем предупреждали пессимисты: как только разрешают умерщвлять, так закон (в данном случае «прецедентное право») начинают нарушать.

Что будет с эвтаназией дальше? Надеюсь, что она не начнет свое победное шествие по миру. Врачи не должны инициировать споры об эвтаназии в обществе. Смерть — слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее обсуждение первому встречному.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Богомягкова, Елена Сергеевна, 2006 год

1. Аббуд Яссам. Жизнь и смерть как философско-этическая проблема, дис. канд. фил. наук. Киев. 1991.

3. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1997.

4. Акопов В.И. Проблемы эвтаназии в современном праве Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. №2.

6. Анохин A.M. Медицинская социология и проблема человека // Вестник АМН СССР. 1980. №4. С.36 42.

7. Ардашева Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. Тюмень, 1996.

8. Артемьев А.И. Социология личности. 2-е изд. М.: ООО «Арба Т -XXI», 2001.-256с.

9. Афанасьева Е.Г. Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США. М., 1993.

10. Бартко А.Н. Биомедицинская этика: к вопросу о философских основаниях концепций субъективности и современных теорий морали // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сб. научных трудов. М.: ММСИ, 1993.

13. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993.

18. Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина,1997.-224с.

20. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. М., 1995.

21. Биотехнология и общество. Реферативный сборник / Отв. ред. д. фил. наук Б.Г. Юдин. М., 1989.

22. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС,1998.-472с.

23. Биоэтика: проблемы и перспективы/ Под ред. А.П. Огурцова. М., 1992.

25. Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: концепция и измерение. М., 1998 20с.

26. Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. №6.

27. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. 2002. №5. С.76 80.

28. Бороноев А.О. Проблема личности: поиск социологического образа // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000.

29. Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науки об обществе // Социс. 1991. №5.

30. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: «Луч», 1997, 176с.

31. Браун Дж., Русинова Н.Л. Личностные связи в системе здравоохранения и карьера болезни // Социс. 1993. №3. С.ЗО 36.

32. Быкова С.В., Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Эвтаназия: мнения врачей/Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. С. 366-371.

33. Быкова С.Ю. Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии, дис. канд. фил. наук. М, 1993.

34. Ван Бален Г., Ван Дормел М. Профессионалы системы здравоохранения и потребители//Международный журнал социальных наук (Политика в области здравоохранения и социальные ценности). 2000. февраль. 28 е., С. 57-73

35. Введение в биоэтику. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-384с.

37. Ветрова Н.С. Американское здравоохранение // Полис. 1991. №6. С.139 -148

38. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. №3. С.67 76.

39. Власов В.В. Право на жизнь в предпочтениях граждан // Социс. 1999. №7. С. 58-61.

40. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999.

41. Волков Ю.Ф. Социальные отношения и социальная сфера // Социс. 2003. №4.

42. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998.

43. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996.

44. Газизов А.А., Ханов A.M., Вайсман М.А., Рудой С.В., Ибрагимов В.Ф. Боль у онкологических больных. Уфа, 1996.

45. Гейлин У., Касс Л., Пеллегрино Э., Синглер М. Врачи не должны убивать// Человек. 1993. №2.

47. Гефенидер В.Э. Нужен ли закон о биоэтике? // Московский журнал. 2001. №5. С. 43-45.

48. Глушков В.А. Социологические и правовые аспекты эвтаназии // Социс. 1992. №7. С. 12-20.

49. Гнездилов А.В. Путь на голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. СПб.: КЛИНТ, 1995. — 136 с.

50. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М.; Наука, 1994.

52. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социс. 2000. №9. с. 13-22.

55. Гусейнов А.А. О прикладной этике вообще и эвтаназии, в частности//Философские науки. 1990. №6. С. 82 84.

56. Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность? // Социс. 2003. №10. С. 3- 13.

57. Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерения качества жизни, М., Институт социологии РАН. 1993.

58. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.-208 с.

59. Деларю В.В. Социологические методы исследования в медицине. -Волгоград: Волг ГАСА, 2002. 68 с.

60. Демченко Т.А. Тенденции смертности в России 90-х годов//Социс. 2002.№10. С. 109-113.

61. Денисов И., Косарев И, Богорд И. Этические комитеты в системе отечественного здравоохранения//Медицинская газета. №47 от 25 июня 1997г.

62. Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии//Право и политика. 2000. №7.

63. Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья//Социс. 2003. №11. С.51 57.

66. Евтухов И.В. Медико-правовой справочник для населения (медицинское право в документах). Ростов н/Дону: Феникс, 2001.

67. Жаров JI.B. Медицина как феномен культуры // Вестник АМН СССР. 1990. №6. С. 70-73.

68. Заросковский Г.М. Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки/Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М., 2002. — 265с.

69. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Институт человека, 2003. 288с.

71. Зильбер А.П. Трактат об эйтаназии. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — 464 е., с илл., библ. 326 названий.

72. Зорза Р, Зорза В. Путь к смерти: жить до конца. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.- 248 с.

76. Иванова А.Е. Здоровье населения: понятийные, методические и информационные аспекты. М., 1996-43 с.

77. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН. 1982. 34. С. 29 36.

78. Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из Хосписа // Человек. 1994. №5. С.108 115.

79. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине (философские очерки) / АМН СССР. М., Медицина: 1990. — 224 с.

80. Ивашёв В.В. Как формулировать «смертный диагноз» // Вестник МГУ. Серия Психология. 1998. №4.

82. Идея смерти в российском менталитете/ Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999.-304с.

83. Изуткин A.M. Социология и здравоохранение. Волго-Вятское книжное издательство, 1967.

84. Изуткин A.M., Петленко В.П., Царегородцев В.И. Социология медицины. Киев, 1981.

85. Ипполитов Д.В. Биологические аспекты социологии//Социс. 2001. №10. С.119 -124.

86. Исакова М.Е., Павлова З.В., Лактионов К.П. Лечение болевого синдрома у онкологических больных. АМН СССР. М.: Медицина, 1994. -140с.

88. Ищенко П., Нелюбина Л. Этический аспект современной онкологии // Весь мир, 2002. — 40 с.

90. Казаренкова Т.Б. Социология здорового общества (образовательный аспект).- М.: Педагогика, 1999. 85с.

91. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. 512с.

92. Карп Л.Л, Потапчук Т.Б. Проблема эвтаназии: «за» и «против»//Социс. 2004. №2. С. 136 137.

93. Качество жизни: концепции и практика: Ред б./Отв. ред. Турусова Л.И. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. — 308 с.

94. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. №6.

96. Козлова О.В., Пилецкий С.Г. Биомедицинская этика. Учебное пособие. В 2-х частях. М.: Альпекс, 2001.

97. Коллахен Д. Этика биомедицинских исследований: Реферативный сборник. М.: Наука, 1987, с. 49 52.

99. Кони А.Ф. Собр. соч. в 8-ми томах. Т.4. М.: Юрид. лит., 1967.

100. Коновалова Л.В. Биоэтика в России: Трудности и перспективы//Вопросы философии. 1992. №10. С.21 -22.

102. Контексты современности II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и ред. С.А. Ерофеев. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. — 188 с.

103. Контексты современности/Хрестоматия. Пер. с англ. Казань: АБАК, 1998.- 152 с.

104. Красовский Б.П. Взаимоотношения врача и пациента на Западе//Социс. 2002. №6. С. 122 127.

105. Кутыряев В. «Полюбить жизнь больше смысла её»//Человек. 1992.4.

106. Кэндвелл Джон С. Можно ли изменить поведение с целью сохранить здоровье? // Международный журнал социальных наук (Политика в области здравоохранения и социальные ценности). 2000. февраль. С. 91 -99.

107. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Пер. с англ. К.: «София», 2001 -320 с.

108. Лаврикова И.Н. Молодёжь: отношение к смерти // Социс. 2001. №4. С.134 136.

110. Лаврикова И.Н. Тверские врачи: отношение к эвтаназии // Социс. 1999.№ С.95-98.

111. Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Моск. Рабочий, 1993 511с.

112. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. №5. С. 3 8.

113. Левченко И.Е. Феномен социальной смерти//Социс. 2001. №6. С. 22

115. Лисицын Ю.П. Современнее теории медицины. Изд-во «Медицина». М., 1968., 300 с.

116. Лисицын Ю.П. Теории медицины XX века. М.: Медицина, 1999.

117. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. СПб., 1992.

118. Лисицын Ю.П., Семёнова Л.П. К вопросу о медицинской социологии // Советское здравоохранение. 1983. — №6. С.51 — 54.

119. Лопухин Ю.М. Биоэтика: контуры проблемы // Вестник РАН. 1994. Т.64. №3.

120. Малая медицинская энциклопедия / Под ред. В.И. Покровского. -М., 1992.-Т. 3.

121. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.

122. Малеина М.Н.Уйти достойно//Человек. 1993. №2.

123. Малыгина Г. В. Принцип ценности человеческой жизни как регулятор нравственных отношений в медицине, дис. канд фил. наук. Омск, 1997., 140 с.

125. Марченко В.А., Петленко В.Ф., Сержантов В.Ф. Методологические основы клинической медицины. Киев: Здоровья, 1990.

126. Медицина и биология как социально-гуманитарные науки («круглый стол» редакции)//Социс. 1991. №1.С. 62 68.

127. Медицина и права человека: нормы и правила международного права. 1992.

128. Медицина и права человека: Пер. с франц. М.: А/О ИГ «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1992.-214с.

129. Медицина и право: Сборник учебно-методических и нормативных материалов по курсу «Правоведение» Ставрополь: Изд-во СГМА. 2001. -112с.

132. Мельников B.C. Социальные и правовые аспекты медицинской деятельности: Киров: Кировский государственный медицинский институт. -1997.- 190 с.

134. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура//Социс. 1992. №2. С. 118-124.

136. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. Отношение студентов-медиков к эвтаназии // Социологический журнал. 1996. №1-2. С. 190 193.

137. Миллард. Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии//Социальная и клиническая психиатрия. 1996. №4. С. 101 — 119.

138. Минина В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т1.№3. С. 74 90.

139. Мнацакян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность // Социс. 2003. №2. С. 21 28.

140. Мор Т. «Утопия» -М., 1978г.

141. Морозова Г.Ф. Здоровье человека в свете экологии//Социс. 1994.1.

142. Мур Дж. Принципы этики. М: Прогресс, 1984. -326с.

144. Назарова И.Б. Взаимоотношения «врач-пациент»: правовые и социальные аспекты // Социс. 2004. №9. С. 142 147.

145. Наследков В.Н. Системный подход в изучении медицинской культуры/Международная конференция «Смирновские чтения». М.: ИФРАН.1997.

147. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы, Казань, 1998.

148. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей/Под ред. С.И. Григорьева. М.; Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО. 2003.

149. Нелюбина JI. Онкология: некоторые нравственные аспекты//Врач. 2003. №4. С. 55-56.

150. Немировский В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. 196с.

151. Нилов В.М. Социология здоровья: Учеб. пособие/Петр ГУ. -Петрозаводск, 2002. 160 с.

152. Новгородцев П. «Право на достойное человеческое существование»//Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 127 -131.

154. Новиков Г.А., Прохоров Б.М. Вайсман В.А. Перспективы развития системы паллиативной помощи онкологическим больным в регионах Российской Федерации//Паллиативная медицина и реабилитация. 2001. № 34. С. 4.

156. Нугаев М.А., Нугаев Р.И. Здравоохранение на региональном уровне в контексте российских реформ // ОН и С. 1997. №5. С. 44 53.

157. Нугаев P.M., Нугаев М.А. Качество жизни в трудах социологов США // Социс. 2003. №6 С. 100 106.

158. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы //Вопросы философии. 1994. №3. С.49 — 62.

159. Орлов Н.Ф. Права пациента в онкологической клинике//Медицинская сестра, 2001, № 1. С. 29 30.

160. Орлова И.Б. Самоубийство явление социальное // Социс. 1998. №8. С. 69-73.

167. Пеллегрино Э. Медицинская этика в США: настоящее и будущее//Человек. 1990. №2. С.47 55.

169. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблема человека в теории медицины. Киев: Здоровье, 1984.

171. Петросян М.Е. Врач и пациент: этико-правовой аспект: Научно-аналитич. обзор. М., 1990. — 32 с.

172. Пименов Ю.С., Яковлев О.Г. Размышления о медицинской деонтологии и этике. Изд-во «Самарский дом печати» Самара, 1995. 96с.

173. Плавунов Н.Ф., Миллионщикова В.В. Хоспис и паллиативная помощь//Паллиативная медицина и реабилитация. 1997. № 3. С.5 9.

174. Поднебесная Е.Б. Психологическая помощь умирающим//Психология зрелости и старения. 2004. №2. С.74 84.

175. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона//Социс. 1992. №2. С. 114 117.

176. Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму//Вопросы философии. 1994. №3. С.73 77.

179. Права пациентов и некоторые проблемы медицинской этики в США: М., 1993.20 с.

183. Прохоров Б.Б. Популяционное здоровье во времени и в пространстве//Человек. 1995. №5.

184. Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание // Человек. 2001. №3 С.104 114.

185. Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000.

186. Решетников А.В. Социологическое осмысление медицины//Социология медицины. 2003. №1.

187. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. 976 с.

188. Розенбаум М.Д. Социальный статус медицинского работникаУ/Социс. 1993. №3. С. 36-40.

190. Руткевич М.Н. Естествознание и социология. О правомерности трансляции понятий // Социс. 2002. №3. С. 12 18.

191. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс. 1991. №7. С. 25 37.

192. Сабиров Х.Ф. Человек как социологическая проблема: теоретико-методологический аспект. Казань, 1972.

193. Сахно А.В. Медицинская социология. М.: Знание, 1987. — 64 с.

194. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ. Под ред. Ю.Д. Сергеева. М., 1995.

195. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Под редакцией В.Н. Уранова. М., ПАИМС, 1995. — 96 с.

196. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998 — 292с.

198. Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми. // Социс. 1997. №1. С. 56 64.

199. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М.: Грантъ, 2001.-154 с.

200. Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции//Человек. 1995. №5.

201. Силуянова И.В. Способна ли Россия воспринять биоэтику?//Независимая газета. 3218(894) от 15 ноября 1994г.

202. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989. -64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология».

203. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Нравственные аспекты эвтаназии // Вестник гипнологии и психотерапии. 1991. №1.

204. Смирнов И.Н. Философские измерения биоэтики//Вопросы философии. 1987. №12. С. 83-97.

205. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность//Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. Вып. 3.

206. Смирнов П.И.Социология личности: Учеб. пособие. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001. — 380с.

208. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. 2003. №СЛ04-114.

209. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М: Изд-во ВЦУЖ, 2001.

210. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.

211. Социальные и правовые аспекты медицинской деятельности. Киров. 1997.

212. Социальные последствия биомедицинских исследований//Человек. 1991. №4.

213. Социальные права российских граждан и их реализация: Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. №1. М.: Издательство РАГС, 199. 155с.

214. Социальные проблемы здравоохранения в странах Запада. Сборник обзоров. М, 1994. 160 с.

215. Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. Тезисы докладов на Международной научной конференции, Кобулети, 20-24 апреля 1990 г. М., 1990, 3 Выпуска.

216. Социология/Г.В. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Янковский. М.: Мысль, 1990.-446.

217. Социология: Хрестоматия/Сост. С.Н. Першуткин. Новосибирск: СПб АГС, 2000.-228 с.

221. Сухачев В.Я. Онкологическая помощь в Российской Федерации//Медицинская сестра. 2001. №1.

222. Сэв Л. Личность и биоэтика//ОН и С. 1993. №5. С.113 121.

223. Тихоненко В. Жизненный смысл выбора смерти//Человек. 1992.6.

224. Тищенко П.Д. Биоэтика и власть//Вопросы философии. 1992. №10. С.26-27.

226. Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994. №3. С. 62-67.

227. Тищенко П.Д. Право на помощь и право на жизнь // Человек. 1992. 36. С.26-31.

228. Тищенко П.Д. Проблемы человека и комплексный подход к феноменам «здоровье» и «болезнь» // Здоровье человека в условиях НТР: методологические аспекты. Сб. науч. тр. Новосибирск: наука. 1989. С. 49 -57.

229. Тищенко П.Д. Умру стоя // Человек. 1993. №3.

230. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. №3. С. 104-113.

232. Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма научного знания?//Социс. 1991. №7. С. 17 25.

233. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965.

234. Туровский М.Б. К вопросу о социальном содержании понятия «болезнь»//Теоретические проблемы медицины и советского здравоохранения. М., 1969.

235. Уильяме Алан. Экономика, этика и общественность в политике здравоохранения/Международный журнал социальных наук. Февраль. 2000. №28, С. 39 56.

236. Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование, М, 2001. 188с.

237. Философия и биомедицинская этика. Пособие для студентов С.-П. гос. мед. ун-та имени академика И.П. Павлова. СПб.: 1998. 106с.

238. Философия и нравственная культура врачевания / Комаров Ф.И., Петленко В.П., Шамов И.А. К.: Здоровье, 1988 — 160 с.

239. Философские и социально-экономические проблемы медицины и здравоохранения: Учебное пособие, в 2ч. Казань. ГИДУВ имени В.И. Ленина, 1990- 190с.

240. Фомин Э.А., Федорова Н.М. Стратегия в отношении здоровья//Социс. 1999. №11. С. 35 -40.

241. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559с.

242. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. №6. С.62 84.

244. Харакас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994. №2.

245. Харди И. Врач, сестра, больной Психология работы с больными. Изд-во Академии наук Венгрии. Будапешт, 1988.

247. Хетагурова А. Медицинская сестра и умирающий больной//Сестринское дело. 2002. №3. С.34.

250. Человек и медицина в современном праве. Изд-во «БЕК», М, 1995.

251. Человек: философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.

252. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М., 2002. — 265с.

253. Ченцов В.П. Современные взгляды врачей на традиционные нравственные ценности // Советское здравоохранение. 1990. №1. С.54 60.

254. Шаварский 3. Ответственность человека за своё здоровье//Человек. 1994. №2.

255. Шамов И.А. Врач и больной: н-п литература. М.: Изд-во УДК, 1986- 168с.

258. Шамшурина Н.Г. Предпринимательство в здравоохранении//Социс. 1993. №3. С. 40-45.

259. Шпакова Р.П. Тупики социологической теории в ФРГ. Изд-во ЛГУ, Л., 1981., 145 с.

261. Щвейцер А. Культура и этика. М.: Изд-во «Прогресс», 1973.- 345с.

262. Энциклопедический социологический словарь/Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

263. Этика биомедицинских исследований. Реферативный сборник. М., 1989. 175 с.

264. Этический комитет: миф и реальность//Медицинская газета. 1997. №96. С. 9.

265. Эутназия. Круглый стол журнала «Медицинская консультация»//Медицинская консультация. 1995. №4. С.2- 11.

266. Юдин Б. Г. Права человека и биомедицина / Бюллетень по правам человека. 1998. №10.

267. Юдин Б.Г. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

268. Юдин Б.Г. Введение в биоэтику. М., 1998.

269. Юдин Б.Г. Возможно ли «рациональное» самоубийство?//Человек. 1992. №6.

271. Юдин Б.Г. Здоровье человека в эпоху новых технологий/Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Институт человека, 2003. 288с.

272. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность//Мир психологии. 2000. №1. С. 554-568.

273. Юдин Б.Г. Предисловие//Этика биомедицинских исследований. М., 1989.

274. Юдин Б.Г. Принципы биоэтики/Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998 472с. — С.5 — 22.

275. Юдин Б.Г. Смерть и умирание. Эвтаназия // Введение в биоэтику. В соавт. Отв. ред. Б.Г. Юдин. М. 1998. С. 265-293.

276. Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики/Биоэтика: проблемы и перспективы. М.: ИФРАН, 1992. С. 112 123.

277. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии//Социс. 1990. №2. С. 3-16.

278. Яровинский М.Я. Биоэтические проблемы жизни и смерти//Медицинская помощь. 1996. №9. с. 35-42.

279. A Good Death, Taking More Control at the End of Your Life Choice in Dying, David Shirley, T. Patrick Hill, 1992.

281. Annandale Ellen. The Sociology of Health and Medicine. A Critical Introduction, 2005.

282. A prayer from the dying// British Medical Journal. Saturday 10 April 1999. p. 1084.

283. Asch D.A., Dekay M.L. Euthanasia among US critical care nurses// Med Care, 1997, v. 35, № 9, p. 890-900 Crit. Care Nurse.

284. Beauchamp T. L., Childress J. F. Principles of biomedical ethics 4th ed. N.Y., 1994.

285. Between hope and acceptance: the medicalisation of dying // British Medical Journal. 13 April 2002. No 7342. p.905 907.

286. Body Matters: Essays on Sociology of The Body/Su Scott, David Morgan, London, 1996.

287. Canadace Johnson Redaem. Health Care, Entitlement, and Citizenship, Toronto, 2002.

288. Cockerham, William C. Health and social change in Russian and Eastern Europe/William C. Cockerham, 1999.

289. Contemporary social problems/Ed. R. Nisbet, R. Merton, New York, 1987.

291. Encyclopedia of Bioethics/ V 1-5? Reich W. Th (Editor in- chief)? N.Y., 1995.

292. Euthanasia and Society . Essay The effect of euthanasia on society //http://www.geocities.com/aliflack/Pagel.html.

296. Katz, J. Easeful Death: Caring for Dying and Bereaved People, 1994.

297. Kevorkian and assisted death in the United States/ZBritish Medical Journal. Saturday 10 April 1999. p.953 954.

298. Kronenfeld, Jennie Jacobs. Controversial issues in health care policy/Jennie Jacobs Kronenfeld, 1993.

299. Legalizing active euthanasia and physician assisted suicide // British Medical Journal. 6 April 2002 No 7341. p.846 849.

300. Michale C. Kearl. Dying Well// American Behavioral Scientist. Volume 39. Number3.January. 1994, p. 336 343.

302. Parsons T. Action Theory and human Condition. N.Y.: Free Press. 1978.

304. Shildrish Margrit. Leaky Bodies and Boundaries. Feminism, Postmodernism, and (Bio) Ethics, 1997.

305. Social Science perspectives on medical ethics/edited by George Weisz. Kluwer Acad. Publishers, 1990.

306. Some US doctors would perform euthanasia // British Medical Journal. Volume 316, 2 May 1998. p. 1334.

307. Sontag Susan. Illness as metaphor; and AIDS and its metaphors, 1989.

308. The Body and Society/Bryan S. Turner, London, 1996.

310. The Politics of Indeterminacy and the Right to Health//Theory, Culture and Society. Volume 21. Number 6. December 2004.

311. The politics of Health in Europe, Manchester and New York, 2000.

312. The sociology and politics of health: a reader/edited by Michael Purdy and David Banks. London and New York, 2003.

313. Twaddle A., Hessler R. A sociology of health. New York. Mac Millan, 1987.

Разберемся где и в каких странах официально разрешена эвтаназия — мы подготовили полный список стран разрешающих легальный уход людей из жизни.

Совсем небольшое количество государств согласно дать человеку право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет. Впрочем, если у тяжелобольного есть финансовые возможности, то он вправе уехать туда, где ассистированный уход из жизни закреплен на законодательном уровне.

В каких странах полный список

В каких странах в каких странах разрешена легализована и узаконена эвтаназия людей полный список:

  • Бельгия легализовала «хорошую смерть» в 2002 году;
  • в том же 2002 году узаконили эвтаназию Нидерланды;
  • в Швейцарии есть несколько учреждений, где можно сделать эвтаназию даже для иностранцев;
  • несколько штатов США также разрешают оказание медицинской помощи в проведении самоубийства;
  • с 2009 года «легкую смерть» узаконили в Люксембурге;
  • Канада присоединилась к государствам, в которых возможно проведение ассистированной смерти, в 2016 году.

Пассивная эвтаназия есть и в других странах включая и Европу. Она не разрешена, но и не запрещена:

  • Германия;
  • Испания;
  • Франция;
  • Албания;
  • Израиль.

Пока мало где можно, но зачастую многие страны думают об этом. Например Канада приняла закон в 2016 году.

Стоимость добровольного ухода из жизни

При обсуждении вопроса о «хорошей смерти», нужно знать и то, сколько стоит эвтаназия и где разрешена ее организация: в больнице или возможно ее проведение на дому. Так, примерная стоимость проведения ассистированной смерти в Швейцарии составляет 4000 евро. Там существует несколько организаций, которые сопровождают больного с самого его приезда в страну, оказывая всю необходимую помощь: как юридическую, так и лечебную. В Бельгии, например, стоимость самой процедуры уже включена в пакет страховки гражданина, остается лишь купить набор стоимостью около €60(примерная цена 70$).

Эвтаназия в зарубежных странах мира: процедура

Важно знать, как происходит эта процедура в разных странах. Например, в Бельгии пациент, страдающий от неизлечимого заболевания, должен дважды подать заверенную нотариусом просьбу. Это заявление рассматривается специальной комиссией около 3 месяцев. Она должна проверить всю медицинскую документацию, ход лечения, выяснить, точно ли нет больше никаких методик, которые могли бы улучшить состояние пациента. В случае, если действительно сделать ничего нельзя, комиссия выносит заключение, которое впоследствии рассматривается судьей и другими специалистами. Если же и суд подтверждает решение комиссии, то больному сообщают, что его просьба подлежит удовлетворению. Кстати, у пациента есть право отказа.

Сама процедура эвтаназии достаточно проста: лекарство вводится путем постановки венозного катетера. Смертельная инъекция распространена и в других странах.

Ассистирование в смерти детей

Отдельного обсуждения заслуживает детская эвтаназия: в каких странах легализована, условия ее осуществления. Впервые в мировой практике умерщвление тяжелобольного ребенка было проведено в Бельгии. Ему было 17 лет, и, как говорят представители медицинской комиссии, это был исключительный случай, поскольку основными условиями проведения этой процедуры являются:

  • понимание ребенка, что будет происходить с ним;
  • документальное согласие на это его законных представителей.

Также следует отметить, в каких странах разрешена детская эвтаназия. На данный момент основным государством, где возможно проведение ассистированной смерти, является Бельгия. С 2002 года там действует закон, в соответствии с которым разрешена медицинская помощь по уходу из жизни больным, страдающим от неизлечимых заболеваний, а в 2014 году был подписан и правовой акт, закрепляющий возможность проведения «хорошей смерти» и для детей. Нельзя сказать, что в нем все однозначно, поскольку есть ряд нерешенных процедурных моментов, как то: что делать, если один из родителей или опекунов не согласен, но имеется выраженное согласие на это самого ребенка; как можно точно определить уровень понимания несовершеннолетнего и многое другое. Проведение эвтаназии с 12 лет также возможно и в Нидерландах.

Интересно: в более чем 200 аптеках Бельгии продают специальный набор для совершения эвтаназии, рецепт на который может выписать только лечащий врач с указанием точной дозировки смертельного вещества.

Запрещение эвтаназии

Статья 45 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» — «Запрещение эвтаназии»

1. Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни

2. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Много лет практически во всем мире, в том числе и в России, общество взбудоражено проблемой эвтаназии. При этом проблема в силу разных причин обычно преподносится эмоционально, с явными искажениями фактов.

Отношение отечественных законодателей к этому вопросу обозначено в ст. 45 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» («Запрещение эвтаназии»), которая однозначно запрещает эвтаназию в любых формах. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 105 УК РФ — «Убийство»).

Виды эвтаназии и право на эвтаназию В переводе с греческого слово «эвтаназия» означает «хорошая смерть». Следует различать активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии врач активно вмешивается в жизнь пациента (как правило, обреченного, страдающего от неизлечимого заболевания, близкого к естественной кончине), ускоряя данным вмешательством его смерть. При пассивной эвтаназии врач не вмешивается в жизнь пациента в целях ускорения его смерти, но и не оказывает, по просьбе больного, необходимую помощь для продления жизни. Активная эвтаназия по желанию пациента в нашей стране однозначно расценивается Законом как умышленное убийство (ст. 105 УК РФ).

Пассивная эвтаназия квалифицируется в зависимости от обстоятельств. Недобровольная эвтаназия по своей сути однозначно ничем не отличается от умышленного убийства, и здесь вряд ли применим сам термин «эвтаназия».

Во всем мире право человека на активную, а в России даже на пассивную эвтаназию является предметом дискуссий. Споры особо ужесточаются в случаях возбуждений уголовных дел против врачей и медицинских сестер, осуществлявших эвтаназию, при этом зачастую вскрывается противоречивость законов относительно данной проблемы. Огромное влияние на общественное сознание оказывают религиозные воззрения, бытующие в христианстве, исламе, иудаизме, препятствующие намеренному лишению жизни человека человеком. Однако имеются и обосновываются противоположные точки воззрений, в основу которых положены атеистические и гедонистические взгляды.

Не всех привлекает жизнь, полная страданий и унижений, без вселяющих надежду перспектив, как и не всем родителям нужен ребенок с наличием серьезных врожденных дефектов. Реальное благополучие личности, по мнению чуждых религиозности людей с гедонистическими установками, обычно заключается в другом. По существующему в некоторой части общества мнению, человек имеет право на достойную смерть, избавляющую его от унизительных страданий. Однако с любой точки зрения врач обязан облегчать страдания умирающего всеми доступными ему и законными способами.

Некоторые юристы и медики считают, что человек имеет право выбрать достойную смерть путем самоубийства и способ ее достижения, в том числе с помощью кого-либо, а все попытки других лип предотвратить самоубийство должны повлечь за собой гражданскую ответственность. Для этого необходимо юридическое признание права на самоубийство, однако уголовное законодательство некоторых стран запрещает любую форму участия в самоубийстве.

В принципе неизлечимый и жестоко страдающий больной, находящийся в ясном сознании, может обратиться для защиты своих интересов в суд.

В 1986 г. в одном из платов Америки имел место следующий прецедент — пациентка через суд добилась выполнения ее права требования отключения от аппарата искусственного дыхания. Суд обязал врачей осуществить требование больной на основании того, что «было бы слишком жестоко сохранять существование, переполненное болью».

«Декларация об эвтаназии» (октябрь 1987) Всемирной Медицинской Ассамблеи (ВМА) гласит, что эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, неэтична, но это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания.

Таким образом, Всемирная Медицинская Ассоциация, не одобряя активную эвтаназию, предусматривает и одобряет возможность применения пассивной эвтаназии. Представленное положение ВМА получило развитие в другом документе (сентябрь 1992) — «Заявлении о пособничестве врачей при самоубийствах».

В нем сказано, что в последнее время увеличилось количество случаев самоубийств при пособничестве врачей, которые даже конструируют специальные приспособления и инструктируют больных о том, как ими пользоваться. Иногда врач дает пациенту лекарство и информирует его о способе применения для достижения смерти. Речь обычно идет о смертельно больных, жестоко страдающих от боли людях, отдающих себе отчет в своих действиях и самостоятельно принявших решение о самоубийстве.

Подобно эвтаназии, самоубийство при пособничестве врача является неэтичным и подлежит осуждению со стороны медицинской общественности. Вместе с тем признается право пациента отказаться от медицинской помощи, а действия врача, направленные на уважение этого права, даже если они ведут к смерти пациента, вполне этичны.

Пассивная эвтаназия в большинстве стран мира разрешена, активная эвтаназия до недавнего времени не разрешалась, но и не преследовалась лишь в Нидерландах и на Австралийских северных территориях, где для этой процедуры было достаточно письменно оформленного решения консилиума врачей по поводу просьбы больного, находящегося в ясном сознании, а болезнь, полная страданий, неизлечима.

28 ноября 2000 г в Нидерландах впервые в мире был принят закон, разрешающий активную эвтаназию в случаях просьбы неизлечимого тяжелого больного. При этом государство обеспечило всю процедуру эвтаназии правовым контролем 16 мая 2002 г подобный закон был принят в Бельгии.

Эвтаназия, даже «из чувства сострадания», без письменного согласия пациента во всех странах расценивается как убийство. В любом случае медик стоит перед жесткой необходимостью выполнять действующий закон.

Активная эвтаназия и соучастие в ней уголовно наказуемы в соответствии со ст. 105 УК РФ — «Убийство»; пассивная эвтаназия в некоторых случаях, в зависимости от обстоятельств, может привести к уголовной ответственности за неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ).

Пособничество врача при самоубийстве трудно доказуемо, а в случаях доказанности не может расцениваться как доведение до самоубийства (ст. ПО УК РФ), но нам представляется вполне возможным применение ст. 125 УК РФ — «Оставление в опасности», так как своими действиями врач-пособник вместо иной помощи, указывая легкий путь к смерти, сам ставит пациента в опасное для жизни состояние и оставляет его в опасном для жизни положении.

Способы осуществления эвтаназии Способы осуществления эвтаназии разнообразны, при этом наблюдается тенденция к поиску врачами и медицинскими сестрами все более утонченных и трудно распознаваемых при судебно-медицинском исследовании способов. Так, например, при расследовании «нашумевшего» на весь мир уголовного дела медицинских сестер в г. Вене выяснилось, что они совершали незаконные акты эвтаназии (41 случай) без наличия соответствующих просьб, по своему усмотрению.

Рассматриваемая нами статья входит в противоречие со ст. 33 «Основ» — «Отказ от медицинского вмешательства», из которой следует, что гражданин вправе отказаться от подачи ему какой-либо помощи, а врач не имеет права нарушать его законное требование. Что это, как не пассивная эвтаназия? В данном случае важно лишь юридически правильно в письменном виде оформить отказ больного от вмешательства Очевидна необходимость доработки Закона относительно вопроса об эвтаназии.

Ситуационная задача

Неизлечимый больной 72 лет, страдающий раком прямой кишки, неоднократно просил врача ускорить наступление его смерти Родственники из сострадания обещали врачу вознаграждение за процедуру эвтаназии. Врач отказался выполнить акт эвтаназии сам, но проконсультировал сына больного о способе введения и дозе яда.

В отсутствие врача больному (с его согласия) была введена смертельная доза инсулина.

Вопрос «Нарушил ли врач закон? Если да, то какой?»

Показать ответ

Нарушена ст. 45 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Врач явился соучастником умышленного убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)/

Ввиду требований некоторой части общественности для обеспечения прав этой доли граждан несомненно, что право на эвтаназию должно быть не только провозглашено, но и обеспечено государством, ибо вся процедура требует процессуального оформления с участием в пей должностных лиц и представителей прокуратуры. При этом необходимо задокументировать и предоставить пациенту для ознакомления всю информацию о его заболевании, организовать обязательную консультационную беседу больного с психотерапевтом, предложить побеседовать со священником, гарантировать безболезненность кончины, обеспечить присутствие на процедуре работников прокуратуры, должностных лиц системы здравоохранения и близких. Подобное оформление процедуры позволит избежать злоупотреблений.

В настоящее время в практике принята тактика, направленная на облегчение физических и психических страданий умирающего при помощи медикаментов без умысла на сокращение жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *