Эвтаназию, что это?

Это понятие хорошо известно не только в медицинских кругах – что такое эвтаназия зачастую знают и обычные обыватели. Она нередко оказывается темой философских дискуссий и жарких споров, но чаще речь идет о теории. Люди, столкнувшиеся на практике с «Законом о добровольной смерти», обычно не знают, какое принять решение. Для начала следует подробно изучить вопрос.

Что такое эвтаназия?

Эвтаназия – это способ прерывания жизни человека по его же просьбе, столкнувшегося с неизлечимой болезнью и испытывающего из-за этого невыносимые мучения.

Иногда определение применяют, сталкиваясь с усыплением животных. Идея процедур обрела популярность еще в начале минувшего века в Европе. Все изменил период Второй мировой войны и нацисты, придумавшие программу Т-4. Эвтаназия перестала ассоциироваться с актом милосердия. Напомним, что в то время немцы массово убивали инвалидов, психически нездоровых и болезненных людей. Существовала и программа, предполагающая ликвидацию детей, столкнувшихся с наследственными болезнями.

Спустя десятилетия сторонники эвтаназии снова начали пропагандировать этот метод в Европе и Америке. У процедуры немало противников, но это не мешает ей набирать популярность.

Эвтаназия – это сложный выбор, но его приходится делать людям, переживающим сильные муки. Некоторые полагают, что такая медицинская услуга идет в разрез со знаменитой клятвой Гиппократа, где говорится: «Клянусь не давать смертельного лекарства, даже если меня об этом попросят». Противники «Закона о добровольной смерти» указывают и на принцип, обязывающий врачей бороться с недугом пациента до последнего вздоха.

Современная медицина способна продлить жизнь на длительный срок, и приверженцы умерщвления считают, что это делает больных заложниками сверхгуманизма. Бурные дискуссии продолжаются много лет.

«Эвтаназия» произошла от греческих слов «Смерть» и «хорошо». Впервые эти понятия в медицинском контексте были использованы ученым Фрэнсисом Бэконом в конце XVI века. Он заявил, что врач должен не лишь исцелять пациента, но и избавлять от мучений, вызванными недугами, от которых нет лечения.

Виды эвтаназии

В целом имеется два вида медицинского умерщвления.

Активная эвтаназия

Под активной эвтаназией подразумевается ситуация, когда некие действия, приближающие смерть пациента, совершаются по его просьбе. Например, смертельная инъекция. Укол делается медицинским работником – происходит «ассистированное самоубийство». Во втором варианте пациент сам принимает или вводит средство умерщвления.

Неоднозначные взгляды на процедуру со стороны медицины и общества породили и неоднозначность юридических оценок. При активной эвтаназии происходит преднамеренное действие с целью прерывания жизни, и это всегда трактуется двояко. Бывает умерщвление из сострадания — врач прерывает жизнь пациента, переносящего жуткие страдания и не имеющего надежды на исцеление. При добровольной эвтаназии – пациент уходит из жизни, воспользовавшись помощью медика.

Пассивная эвтаназия

При пассивной эвтаназии жизнеподдерживающее лечение не начинается или пациент отказывается от ранее намеченного курса лечения. Речь идет о недопустимости применения для сохранения жизни пациента экстраординарных или других средств, если он от них отказывается. Предполагается и отказ от дальнейшего лечения (в него не входит обезболивание). По желанию больного прекращаются искусственное питание, внутривенные вливания. При пассивном виде не предпринимаются попытки реанимации человека, если какой-то орган отказал и наступила смерть. Больной может покинуть лечебницу, чтобы скончаться дома, и ему в этом не препятствуют. Нередко практикуется в странах, где запрещена активная форма.

Под этим понятием подразумевается не просто безболезненная кончина, а смерть по желанию больного или его близких (если пациент безвозвратно потерял сознание) при активном или пассивном содействии медицинского работника. Эти темы затрагивают глубинные слои существования человечества, и общепризнанные общественные темы, что и придает остроту дискуссиям.

Ситуация в России

С начала 20-го века в отечественной медицине применима практика отказа от лечения. В 2011 году она получила подкрепление в виде Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно нему, у больного (или его представителя, если он в вегетативном состоянии) есть право отказаться от вмешательства медиков. Сюда входит и искусственное поддержание жизни: вентиляция легких, искусственное питание, сердечно-легочная реанимация и так далее.

Однако отказ от вмешательства врачей еще не является эвтаназией. В Российском законодательстве она запрещена законом. Что же ждет неизлечимо больных на финальной стадии? Приверженцы развития паллиативной медицины полагают, что пациент может достойно жить на заключительных этапах тяжелых недугов: это обеспечивается качественным уходом. Разграничивается желание умирающего уйти из жизни и избавиться от сильной боли. Упор делается на хорошо подобранное обезболивающее и доступность морфина по требованию – тогда пациента перестают преследовать навязчивые мысли о кончине.

В каких странах официально разрешена эвтаназия

Эвтаназия – это довольно спорный метод прерывания жизни, но есть страны, где он официально разрешается.

Нидерланды

Первая страна в мире, где эвтаназия легализована. В 2002 году большинство граждан государства положительно проголосовали за это решение. Ограничение в том, что пациенту не разрешено быстро реализовать это решение. Так и врач не может принять такой «заказ». Нужно дождаться одобрения решения от специального «комитета по этике».

Соблюдаются и прочие условия, необходимые для выдачи согласия комитета. Разрешение выдается лишь неизлечимо больным или страдающим от боли, ничем не заглушаемой. Врачу предстоит удостовериться в обдуманности и добровольности желания пациента. Закон действует лишь для нидерландцев – иностранцам услуга не предоставляется.

Швейцария

Популярна среди иностранцев, интересующихся эвтаназией. Процедура проводится не только представителям местного населения, но и иностранцам. В Швейцарии зарегистрированы шесть организаций, готовые решить все формальности с процедурой по умерщвлению людей. Большая часть работает исключительно с иностранными гражданами.

Прибыв в Цюрих, пациент попадает на осмотр к врачу, затем следует подписание документов. Эта же организации может позаботиться о похоронах.

Бельгия

Закон принят в 2002 году, вслед за Нидерландами. Доступно только бельгийцам, постоянно проживающим в государстве. Болезнь пациента, рассчитывающего на эвтаназию, должна быть неизлечимой и причинять нестерпимые муки – в противном случае в эвтаназии откажут.

Бельгия – первая страна, легализовавшая эвтаназию для детей любых возрастов. Закон приняли в начале 2014 года. Многие протестанты выразили мнение, что этим правительство не расширило, а ущемило права детей, не в полной мере осознающих силу подобных решений.

США

Процедура разрешается в нескольких штатах. В Орегоне «Закон о достойном уходе» был принят еще в середине 90-х. На легальную смерть могут рассчитывать пациенты, которым по заключению врача, осталось жить не больше полугода. Претендент на эвтаназию должен выразить свое желание в письменной или устной форме в присутствии незаинтересованных свидетелей, и повторить его через полмесяца.

В 2008 закон приняли в Вашингтоне, еще через год – в Монтане. Позже присоединились Вермонт и Калифорния.

Канада

Летом 2016 года стало известно о легализации эвтаназии на территории Канады. Несмотря на принятый закон, врачи не спешат соглашаться с ним. Отмечается, что процедура доступна психически здоровым людям, испытывающим нетерпимые муки. При этом смерть должна быть «обоснованно предсказуема». Докторов смущают формулировки, и риск неправильно интерпретировать слова «нетерпимые муки».

Мексика

В начале 2017 года Мексика решилась на легализацию «смерти по желанию». Тогда в Мехико приняли первую в истории Конституцию города, включающую «Закон о достойной смерти».

Как проходит данная процедура

Процедура предполагает соблюдение несколько пунктов, и лишь при их соблюдении она может осуществиться. Некогда появилось мнение, что после легализации эвтаназии, началось злоупотребление ею. Эта проблема присутствовала и в Нидерландах, первой стране, узаконившей добровольную смерть с помощью медицины. После длительного обсуждения в парламенте были согласованы критерии, необходимые при эвтаназии.

Большинство из них соблюдены и в других странах:

  • Врач должен убедиться в добровольности и обдуманности решения больного.
  • Врач должен увериться, что недуг неизлечим и физические муки пациента невыносимы. Важно удостовериться и в отсутствии другого способа избавить человека от мук.
  • Пациент должен быть полностью проинформирован о деталях текущего состояния его здоровья и прогнозах относительно оставшегося срока жизни.
  • Врач с пациентом совместно должны прийти к решению, что эвтаназия – лучший выход.
  • Это же заключение должен подтвердить другой доктор, работающий отдельно от лечащего врача, но знакомый с историей болезни пациента.
  • Процедуру проводит исключительно врач и лишь с применением медицинских средств.
  • В Нидерландах процедура добровольна для пациента и для врача. Никто не в праве требовать от медика ее проведения, если это противоречит его религиозным или другим убеждениям.

По данным многочисленных опросов, проводившихся в разных странах, врачи негативнее относятся к эвтаназии, чем население. При этом молодые медики более лояльны к ней, что говорит о том, что и в будущем отношение врачей у «умерщвлению по просьбе» будет терпимее.

Препараты для эвтаназии человека

Обычному покупателю в аптеке такие препараты недоступны. Даже если вы неизлечимо больны, все равно подобные «лекарства» вам не продадут, и рецепт на них не выпишут в больнице.

Эти медикаменты применяются лишь специалистами в медицинских учреждениях, допускающих такого рода процедуры. Некоторые доктора делают инъекции, в основе которых находится барбитуровая кислота. Она провоцирует спазмы дыхательных путей, что ведет к летальному исходу. Кислота для эвтаназии вводится в составе с другими препаратами.

Врач делает укол в качестве анестезии, дожидаясь глубокой фазы наркоза. После этого делается второй укол, расслабляющий мускулатуру. Межреберные мышцы и диафрагма перестают сокращаться – дыхание останавливается, наступает смерть. На сегодняшний день нет стопроцентных данных, что при этом пациент ничего не ощущает. По мнению некоторых специалистов, не исключено ощущение удушья.

При эвтаназии может применяться и другая комбинация препаратов. Сначала ставится укол барбитурата, потом вводятся антиаритмические препараты, останавливающие сердце. Это может сопровождаться судорогами, поэтому способ применяется реже. Врач самостоятельно определяет, какой препарат использовать при эвтаназии, основываясь на результатах анализов.

За и против

Мнения относительно эвтаназии разделены, и у приверженцев каждой стороны имеются свои доводы «за» и «против». Какие пункты называются той или иной стороной?

Доводы противников эвтаназии

  • Врачебные ошибки. Доктор может неверно диагностировать смертельный недуг, и человек, еще способный вылечиться, идет на эвтаназию.
  • Убийство. Некоторые считают эвтаназию убийством, которое могут провоцировать, например, родственники, заинтересованные в скорейшем получении наследства.
  • Несогласие с волей Бога. По убеждениям верующих, люди являются творением господним, что накладывает на них разные ограничения. Только Бог определяет продолжительность жизни человека, и то, как она будет закончена.
  • Необратимость. Пациент может попросить эвтаназию, и потом передумать, но процесс уже нельзя будет вернуть вспять.
  • Замедление прогресса. Узаконенная во всех странах эвтаназия перестанет стимулировать ученых на разработку новых препаратов, облегчающих боль и продлевающих жизнь.

Доводы приверженцев эвтаназии

  1. Гуманность. Предполагается, что эвтаназия переносится безболезненно, что делает такой уход из жизни весьма гуманным. Сторонники эвтаназии полагают, что лучше прекратить чужие страдания, а не продлевать мучения, поддерживая в пациенте жизнь.

  2. Право человека на смерть. Люди имеют право распоряжаться своей жизнью и телом, имея право выбрать день смерти. По мнению приверженцев эвтаназии, смерть – личное дело, и если она не несет никому вреда, то никто не имеет права мешать больному осуществить задуманное гуманным способом.

  3. Экономия медицинских препаратов. Справедливое распределение медицинских ресурсов. Многие медицинские препараты ограничены количеством. Нередко они тратятся на поддержание жизни пациента, желающего умереть и не имеющего шанс на выздоровление. В то же время больные, способные выжить, иногда остаются без нужных ресурсов.

Отношение россиян

В России «Закон о добровольном уходе их жизни» не действует, и местное население относится к нему неоднозначно. Согласно различным исследованиям, на постсоветском пространстве отношение к легализации процедуры преимущественно негативное. Например, в сознании некоторых респондентов присутствует установка, что в критическом положении их могут лишить жизни для минимизирования бюджетных расходов.

Максим Руднев, российский исследователь, решил выяснить, что влияет на отношение россиян к добровольному уходу из жизни в медицинских условиях. Проведенный репрезентативный опрос 1200 респондентов дал интересные результаты. Опрошенным предлагалось оценить три состояния больного – умирает, мучается, ощущает себя бременем. Состояния комбинировались с несколькими вариантами эвтаназиями (пассивная, активная, непрямая эвтаназия и ассистированное самоубийство). Опрошенным предлагалось ответить, нужно ли при желании пациента принять какой-то вид умерщвления.

Стало очевидно, что отношения к эвтаназии определяет доверие к медикам и системе здравоохранения. Менее половины респондентов ответили, что доверяют мнению врача в вопросах лечения. Выяснилось, что люди, не доверяющие врачам, в основном негативно относятся и к эвтаназии.

На мнение влияла и религиозность опрашиваемого. Чем религиознее человек, тем меньше он допускает возможность прерывания жизни с помощью докторов. Состояние больного при этом роли не играет.

Даже если пациент страдает от неизлечимой болезни и невыносимых мук, прося об эвтаназии, только 27% респондентов позволили бы врачам ввести близкому человеку смертельный препарат. При этом 36% согласились бы на пассивную эвтаназию (прекращение лечения).

Добровольная смерть и религия

Понятие эвтаназии существует давно, и мнения о ней складывались разные. Представители авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) полагают, что Бог даровал человеку жизнь и лишь он вправе ее забирать в нужный час. Соответственно, доктор прерывающий жизнь пациента, идет против божьего провидения и нарушает заповедь, запрещающую убивать.

Пациент, просящий о такой услуге, по убеждению верующих, делает это под действием разума, затуманенного муками, и, значит, соглашаться с его доводами нельзя. Никто не получает страданий больше, чем ему полагается для искупления грехов. Прекращение искусственного поддержания жизни не порицается.

Умерщвление человека не одобряется и буддистами, считающими его недопустимой в любой форме. По их мнению, если человек болен тяжело и неизлечимо, то на это имеется веская причина. Вмешательство в ход чужой жизни врачом чернит его карму, ведь смерть – этап перерождения, и если его прервать, то оно будет неблагоприятным. Схожим образом это трактуется и в индуизме.

Детская эвтаназия – понятие относительно новое, потому что в современном мире есть всего две страны, где данная процедура находит свое применение. Этими странами являются Нидерланды и Бельгия.

Эвтаназия детей в этих странах четко регламентируется на законодательном уровне. Чтобы ребенок мог быть подвергнут процедуре, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Несовершеннолетний должен пребывать в безнадежном состоянии, с медицинской точки зрения.
  • У него должны наблюдаться постоянные сильнейше боли, которые можно описать как «страдания».
  • Состояние пациента невозможно облегчить современными средствами, поэтому в скором времени болезнь неизбежно приведет к смерти.
  • Решение о проведении процедуры должно быть согласовано как с несовершеннолетним пациентом, так и с его родителями (неизвестно, как будут поступать в той ситуации, когда против процедуры будет выступать один из родителей, а второй будет за).
  • Узкоспециализированные врачи и психологи должны подтвердить необходимость проведения процедуры.

Достаточно сложно говорить о том, что такое эвтаназия детей, потому что даже в либеральной Бельгии данный вопрос, несмотря на наличие государственных санкций, вызывает у множества людей банальное неприятие.

В Бельгии осуществление последней процедуры легализовано с 2002 года. С тех пор ей были подвергнуты в общей сложности 8000 человек. В 2014 году местный парламент принял закон, в соответствии которым эвтаназия была разрешена для выполнения критически больным людям любого возраста.

Интересно: на протяжении 13 лет (с 2002 года) Нидерланды являлись единственной в мире страной, в которой была разрешена эвтаназия детей инвалидов.

Как к этому относятся в Европе?

Против нового бельгийского закона, в соответствии с которым эвтаназия несовершеннолетнего ребенка, на данный момент выступают многие медицинские специалисты, политики и общественные деятели Евро. Более того, не так давно было отправлено открытое письмо властям Бельгии от нескольких сотен педиатров со всего мира, в котором указано требование об отклонении этого закона.

При этом есть определенное количество и сторонников нового закона, которые отмечают необходимость его наличия. Их главный аргумент заключается в том, что детская эвтаназия в Европе распространена настолько слабо, что процедуре в Нидерландах ежегодно будут подвергаться считанное количество детей (несколько случаев ежегодно). И эти случаи таковы, что детям в данных ситуациях никак нельзя помочь, и они испытывают настоящие страдания.

Первый случай детской эвтаназии

Впервые ребенку сделали эвтаназию не так давно – в первом полугодии 2016-го года (точная дата официальными источниками не сообщается), но информации об этом случае крайне мало. Известно лишь то, что несовершеннолетнему пациенту на момент проведения последней процедуры было 17 полных лет. Его пол также не сообщается.

О проведенной процедуры общественности рассказал бельгийский чиновник Вим Дистельманс, который отметил, что первый случай эвтаназии ребенка в Бельгии был действительно «исключительным».

На данный момент допускается два основных способа выполнения процедуры в отношении несовершеннолетних. Это намеренное отключение от аппаратов жизнеобеспечение или введение смертельного медицинского препарата.

Неизвестно, как именно была выполнена первая детская эвтаназия, но зарубежные источники утверждают, что это была именно смертельная инъекция, которая позволила больному безболезненно уйти из жизни.

Разрешена ли эвтаназия в России? У врачей есть четкое понятие помочь больному уйти из жизни запрещено законом, но и мешать уходу тоже нельзя. Давайте вместе разбираться…

На данный момент – пока нет, но этот вопрос поднимался неоднократно на протяжении последних 20 лет. Над ним постоянно спорят медицинские работники и ученые, философы и юристы. Однако правовой нормы, которая устанавливает санкцию за осуществление ассистированной смерти, в законах нет.

Причины запрета

На вопрос: почему в России запрещена эвтаназия, — невозможно ответить точно и однозначно. Есть несколько причин:

  • большая вероятность мошенничества со стороны родственников тяжелобольных;
  • невозможность точно определить, насколько неизлечимо заболевание;
  • влияние христианства, которое отрицательно относится к любому виду самоубийства.

Закон о запрете эвтаназии

По существующеми закону УК РФ эвтаназию квалифицируют как убийство — это умышленное причинение смерти другому человеку ст. 105 УК РФ. Есть конечно и смягчающие обстоятельства наказания — учитывается мотив сострадания (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Со стороны юристов есть понимание, что эвтаназия — это удовлетворение просьбы больного — облегчить его муки и ускорить его наступающую смерть. Т.е. речь идет только о заведомо неизлечимых людях, которые сами готовы к процедуре и просят об этом или если человек в коме и нет никаких шансов — то по просьбе родственников.

Интересный момент: В Бельгии пациент подает дважды просьбу, заверенную нотариусом и существует специальная комиссия которая проверяет все досконально перед реализацией задуманного в течении 3 месяцев. Сама процедура входит в стандартный пакет страховки.

Вернемся к России! Запрет эвтаназии в РФ достаточно серьезен, поскольку несмотря на отсутствие преступления с такой формулировкой, помощь в активном или пассивном уходе из жизни будет рассмотрена как убийство. Хотя в 2006 году депутаты обсуждали возможность криминализации эвтаназии путем выделения ей статьи в УК РФ и назначения особой санкции (для врача это было бы ограничение свободы до 2 лет и лишение права заниматься медицинской деятельностью на 2 года), однако, эта инициатива не получила поддержки.

Эвтаназия в России: за и против

Пока не будет разработан достойный и обдуманный законопроект, в котором установят условия «хорошей смерти», принципы и процедуру ее осуществления, легализация эвтаназии в России невозможна.

Интересный случай: Российский врач, больной раком 4 стадии, знал об аллергии на препараты наркоза, ему предстояла операция, но он намеренно не предупредил анестезиолога о своей аллергии. Сразу после введения препаратов наркоза наступила остановка сердца и дыхания. Реанимационные мероприятия не смогли вернуть его к жизни. Только после вскрытия стало понятно решение пациента.

По определению право на жизнь должно предполагать и наличие права на смерть. Очевидно, что сохранение жизни умирающего любыми средствами, которые только продлевают его мучения, не имеет ничего общего с гуманностью, а действия врача должны быть направлено на то, чтобы состояние пациента улучшалось. В России возможность «хорошей смерти» поддерживается на данный момент в первую очередь организациями, которые ставят своей целью защиту прав пациентов. Основная же масса ученых и юристов считает, что социум не может пока взять на себя ответственность за ассистируемую смерть.

И если обсуждать вопрос: почему в России нет эвтаназии, — причины очевидны. Это и неорганизованность текущей законодательной базы, и невозможность согласовать все точки зрения, а также трудность решения, как именно осуществлять «хорошую смерть».

Законодательное закрепление

Правовое регулирование эвтаназии в России осуществляют несколько нормативно-правовых актов: это и Конституция, которая закрепляет право на жизнь, и Федеральный Закон в области охраны здоровья граждан. Последний в одной из статей закрепляет невозможность осуществления ассистированной смерти врачами: медицинскому персоналу также категорически запрещается прекращать меры по поддержанию жизни. Однако все не так просто с данным положением: другая норма этого же закона гласит, что граждане все же вправе отказаться от какого-либо медицинского вмешательства с объяснением всех возможных последствий, что очень напоминает пассивную форму ухода из жизни. В связи с этим возникает вопрос: а пассивная эвтаназия в Росии разрешена или нет? Определенных и четких пояснений законодатель не дает.

Очевидно, что из-за указанных нестыковок необходим специальный законопроект об эвтаназии в России, чтобы определить все понятия, связанные с этой процедурой и установить рамки ответственности.

Специального наказания, если была совершена активная эвтаназия – нет: статья УК РФ, устанавливающая санкцию за умышленное убийство, будет применяться в таком случае.

Проблемы эвтаназии в России

Основной проблемой в регулировании «хорошей смерти» является юридическая неясность при квалификации данного деяния. Все же если рассматривать, что убийство совершается из сострадания (в качестве мотива), то можно было бы считать это смягчающим обстоятельством. Также совершенно не предусмотрено наказание за склонение к эвтаназии, в уголовном законодательстве есть лишь доведение до самоубийство, но оно должно быть сопряжено с активными действиями преступника, а никак не советами.

Можно сказать, что проблемы эвтаназии в России и за рубежом сходны, поскольку мало в каких странах есть упоминание о «хорошей смерти» в нормах уголовного права, не говоря уж об издании специальных законов.

Случаи эвтаназии в России

Впервые об эвтаназии как о преступлении заговорили больше 10 лет назад. Тогда две девушки убили парализованную женщину. Сами они утверждали, что мотивом была жалость к состоянию больной. Однако это не стало причиной снисхождения, поскольку суд установил также, что у потерпевшей была депрессия, а также, что она заплатила за свое убийство золотыми украшениями. Девушки были приговорены к 5 годам лишения свободы.

Также в 2007 году в Архангельской области мужчиной была совершена эвтаназия неизлечимо больной женщины по ее просьбе. Суд приговорил его к 9 годам тюремного заключениям, поскольку было установлено, что она ему заплатила, а это уже считается убийством из корыстных побуждений.

Очевидно, что эвтаназия в России, примеры которой приведены выше, находится вне закона.

Нужна ли в России эвтаназия?

Трудно ответить определенно: столько нюансов заключено в этой процедуре. Однозначно можно сказать, что нужно гуманней относиться к тем, кто неизлечимо болен. Кроме того, двусмысленно определяя возможность пассивного ухода из жизни, законодатель не может точно решить легальна ли эвтаназия в России: закон о запрете отдельных ее форм, следовательно, точно необходим.

Интересно: изначальное значение эвтаназии состояло в том, чтобы обеспечить паллиативное лечение, то есть то, которое облегчает страдания пациента.

Право на смерть известно с глубокой древности. Некоторые первобытные племена имели обычай, согласно которому старики, ставшие обузой для семейства, выбирали смерть, уходя из племени. Самостоятельный уход из жизни поощрялся в Спарте, Древней Греции, допускался в Древнем Риме, осуждался в эпоху средневековья.

Эвтаназия относится к одной из остро обсуждаемых проблем права, биоэтики, философии и медицины, поскольку поднимает такие вопросы, как: имеет ли человек право добровольно распоряжаться своей жизнью, где граница между жизнью и смертью, является ли жизнь абсолютной ценностью, всегда ли сохранение жизни благо для человека и т. д.

Сегодня эвтаназия официально разрешена только в Голландии и Бельгии. Мировая общественность бурно обсуждает вопрос о ее допустимости. В прессе высказываются различные мнения по этому поводу. Во многих странах законопроекты о праве на смерть рассматриваются довольно часто, например, парламент Великобритании отвергал его более двадцати раз. Уже давно на Западе идет настоящая > между сторонниками и противниками эвтаназии. Разброс мнений варьируется от полного неприятия эвтаназии: никогда, ни при каких случаях она не может быть морально разрешаема, до прямо противоположной точки зрения: эвтаназия — благо, она должна быть не только разрешена, но ее следует приветствовать как избавление от ненужных страданий. Лежащие посередине более умеренные точки зрения предлагают внести уточнения и ограничения в каждую из крайностей, а также проработать детали, касающиеся контроля и обеспечения безопасности больных.

Юристы и философы множат аргументы «за» и «против» эвтаназии, выявляющие недостатки той и другой позиции. В это же время складывается парадоксальная ситуация: не решенная теоретически, продолжающая быть предметом дискуссии как проблема, эвтаназия уже внедряется в жизнь, в медицинскую практику, в юридические законы. Практика подгоняет теорию, опережает ее, не оставляет времени для долгого обсуждения, она опровергает теорию, корректирует ее, торопится апробировать все результаты. Подобное > приводит к большому количеству ошибок и злоупотреблений, того, чего можно избежать, подведя прочную теоретическую базу, придав легальный статус новому праву человека — >.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявить мнение разных возрастов современного общества на проблему эвтаназии. В настоящее время все большую дискуссионность приобретает проблема признания и законодательного закрепления права человека на смерть.

В пользу актуальности данного исследования можно привести цитату из статьи Г. Владимирова: >. На мой взгляд такая цифра заставит задуматься любого и не оставит равнодушным как сторонников, так и противников эвтаназии.

Проблема: Эвтаназия — это благо для человека или зло? Допустима ли она в современном обществе?

Эвтаназия (от греческого ευ- > + θάνατος >) — практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, для сокращения страданий.

> дает три значения слова >: первый — >, второе — >, третье — >.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). Пассивная эвтаназия означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание больного. К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, хотя это не значит, что она в этом случае противоречит его воле — просто он из-за болезни не может выразить свою волю и не сделал этого заранее; при этом те, кто принимают решения об эвтаназии предполагают, что, если бы больной мог выразить свою волю, он бы пожелал этого.

Сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это». С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти. Как нам следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов — или как к некой вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна на практике? Попробуем разобраться в этой вопросе.

История

В переводе с греческого «эвтаназия» — это «благая смерть». Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения «легкой», не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. В XIX веке эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости». Однако на протяжении веков этот термин обрастал оттенками, трактовался по-разному.

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм, принятых в Спарте, бросали в пропасть. Ещё Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а > следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У чукчей было принято убивать физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры. В случае если мать умерла при родах, а у неё или её мужа не было родственницы способной выкормить ребёнка, то новорождённый опять же убивался как неспособный выжить.

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия пользовалась достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако конкретные действия нацистов надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З. Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г. , прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

В нацистской Германии (1933 — 1945) использовалась стерилизация и умерщвление по отношению к >: психическим больным, гомосексуалистам, цыганам. Затем последовало их уничтожение, а также тотальное уничтожение евреев. Начиналось все — как привилегия для неизлечимых больных арийцев, желающих без страданий уйти из жизни. Но в октябре 1939 г. Гитлер подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии следовало подвергать все >. Государство создало шесть эвтаназийных центров, где в течение двух лет было уничтожено по одним источникам 100000 человек, по другим — 275000. Те, кто поддерживают эвтаназию, говорят, что это было чистейшее убийство и с эвтаназией ничего общего не имеет, а проблема была в нацизме и нацистской медицине.

Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.

В России эта проблема возникла не вдруг. При работе над данной темой я выяснила, что в Москве уже более восьмидесяти лет существует особый Институт комплексных проблем танатологии и эвтаназии. Получается, что эта проблема не просто абстрактно существует в обществе, а исследуется на государственном уровне.

Религия

Во многих странах мира население уже давно представляет собой разнородную смесь представителей различных культур и религий. В течение последующих 50 лет большинство американцев будут неевропейского происхождения, уже сейчас выходцы из Латинской Америки составляют примерно 13% от всего населения США, а афроамериканцы являются самой крупной расовой этнической группой. Ислам — это пример мировой религии: всего 18% из 1. 1 миллиарда мусульман живут в арабских странах. В Индонезии живут 213 миллионов мусульман, это 88 % населения страны, в Индии — 138 миллионов (12. 4% населения), в Китае 20 миллионов (1. 5% населения), а в Европе живут 15 миллионов мусульман — данные 1999 года.

Согласно последней переписи населения России в стране проживает 145 166 731 человек. Религиозный состав населения следующий. В России среди верующих преобладают православные, так как большинство славянских народов относят себя к приверженцам этой религии, а также осетины, чуваши, почти все финно-угорские народы. Среди тюркских народов есть представители всех трех мировых религий: якуты и чуваши — православные, тувинцы — буддисты, татары и башкиры, большинство народов Северного Кавказа — мусульмане. Мусульмане являются второй по численности группой верующих, причем их численность неуклонно растет из-за высокой рождаемости у этих народов. Буряты и калмыки чаще всего буддисты. На Северном Кавказе все народы (кроме осетин) — приверженцы ислама.

Именно поэтому я считаю тему моего исследования актуальной, т. к. очень скоро, и система здравоохранения, и врачи будут сталкиваться с самыми различными религиозными доктринами, причем как со стороны пациентов, так и со стороны врачей, которые относятся к другим религиозным и этническим группам.

Проведя исследование на основе религиозных Интернет порталов в таблице №2 представлены сводные мнения относительно терапии, направленной на поддержание жизни, лечения боли, смерти мозга, вопросов искусственного питания у пациентов в стойком вегетативном состоянии. Не у всех религиозных авторитетов есть четкие указания по данному вопросу, поэтому я ни в коем случае не считаю свой обзор полным.

Нельзя сказать, что точка зрения христиан на решения, принимаемые в конце жизни, едина — так как христианство — это разнообразные религиозные течения, начиная от православных, коими большинство нас являются, католиков, лютеран, и заканчивая Свидетелями Иеговы.

Точка зрения протестантов

Большинство протестантов принимают современный арсенал терапии, направленной на поддержание жизни, однако, если надежды на выздоровление мало, большинство понимают и принимают целесообразность прекращения лечения. Одним из примеров неоднородности мнения протестантов является вопрос эвтаназии. Евангелическая лютеранская церковь в Германии разработала подробные директивы относительно решений, принимающихся в конце жизни, но она отвергает эвтаназию, тогда как теологи реформисткой традиции, например, в Нидерландах, защищают активную эвтаназию.

Точка зрения православной церкви

Протоиерей Александр Макаров:

«С точки зрения церкви, эвтаназия — самоубийство, а значит, непростительный грех. Для верующего даже предсмертные страдания — благо, потому что это искупление грехов. Самоубийство — шаг отчаяния, отказ от веры и Бога. А надежда на чудо, на то, что медицина вдруг совершит прорыв, и человек будет спасен, должна быть всегда».

Точка зрения римской католической церкви

Папа Иоанн Павел II выразил официальное отношение церкви в своей работе, изданной в 1995 году. Вкратце, Римская Католическая Церковь позволяет воздерживаться и отменять направленную на сохранение жизни терапию, если она мучительна, опасна, или может иметь непредсказуемый исход. В 1980 году «Декларация об Эвтаназии» позволила проводить облегчение боли у умирающих, даже если это могло привести к сокращению жизни в качестве непреднамеренного побочного действия (двойной эффект), хотя боль в конце жизни могла иметь особое значение — это символизирует Христа, страдающего на кресте.

В цивилизованной стране с самого раннего детства религия воспитывает человека в том, что он обязательно умрет, и если он будет жить праведно, то его ожидает блаженство. Если он жил праведно, то не волнуется, что умирает, потому что он попадет на небо и ему там будет легче, в особенности, если его смерть сейчас сопровождается страданиями, не говоря уже о жизни. У нас вот проблема смерти вообще была запретной. Ее нельзя было обсуждать — «у нас же счастливая жизнь», какую смерть можно обсуждать? А воспитывать человека в том, что смерть неизбежна и нужно просто готовиться к ней морально и физически — такого воспитания не было и пока что нет.

Точка зрения иудаизма

Активная эвтаназия или самоубийство с помощью врача запрещены, даже если пациент просит об этом. Новый израильский закон в настоящее время балансирует между принципами святости жизни и желаниями пациента. Закон запрещает отменять терапию, направленную на поддержание жизни, но позволяет воздерживаться от дальнейшего лечения, однако только в том случае, если это соответствует ясно выраженному желанию пациента.

Пища и вода рассматриваются, как базовые потребности, а не лечение. Воздержание от пищи и воды у умирающих больных (или у пациентов с другими нарушениями) связано с процессом умирания и поэтому запрещено и рассматривается, как одна из форм эвтаназии. Это в основном касается невменяемых пациентов, и пациентов без сознания.

Точка зрения ислама

Исламская биоэтика является продолжением Шариата (Исламского закона), основанного на Коране (священной книге всех мусульман) и Суннах (Исламский закон, основанный на словах и действиях пророка Мухаммеда). Для мусульман должно быть сделано все возможное, чтобы предотвратить преждевременную смерть. Однако это не должно делаться любой ценой, и можно прекращать или воздерживаться от поддерживающего жизнь лечения у терминальных больных мусульман, когда врачи точно уверены в неизбежности смерти, и когда нет НИКАКОГО лечения, которое может улучшить состояние пациента или качество его жизни. Суть в том, что нельзя ускорять смерть, но можно отказываться от неэффективного лечения. Это основано на исламском принципе «la darar wa la dirar» (нет вреда и насилия).

Коран также делает акцент на том, что «на все воля Аллаха — давать жизнь или посылать смерть», поэтому эвтаназия невозможна ни при каких обстоятельствах.

Точка зрения индуистов и сикхов

Индуисты и сикхи значительно отличаются, однако у них один подход к жизни — основанный скорее на обязанностях, чем на правах, и те и другие верят в КАРМУ, — закон о том, что все действия и мысли человека имеют последствия: при хорошей карме у человека наступает хорошее перерождение, а при плохой — плохое. Религия борется со смертью путем ее отрицания — смерть — это просто переход в другую жизнь, но несвоевременная смерть — большое несчастье.

Обычно сам пациент или родственники подписывают запрет на проведение реанимации, так как смерть должна быть мирной, а искусственно поддерживаемая жизнь не имеет практически никакой ценности.

Эвтаназия в Индии нелегальна еще со времен английского уголовного кодекса 1860 года, но в обществе существует традиция суицида в строго определенных обстоятельствах — например, безнадежно больной человек может считать смерть духовным очищением для себя, но при этом не должно быть никаких признаков плохой смерти.

Точка зрения буддистов

Как и в индуизме, у буддистов нет централизованной религиозной власти, которая бы объявляла о доктрине и этике. Буддизм — это гибкая и умеренная религиозная система, и на практике местные обычаи порой будут играть куда более важную роль во взаимоотношениях врача и пациента, чем вся буддистская доктрина.

У буддистов нет морального требования и обязательств сохранять жизнь любой ценой — это отрицание общечеловеческих гуманитарных ценностей. Не существует какой-то особенной точки зрения буддистов на искусственное поддержание жизни, буддисты считают, что очень важно встретить смерть в ясном сознании. Поэтому некоторые из них отказываются от обезболивания. Эвтаназия или убийство из милосердия неприемлемы. Они поддерживают хосписное движение.

Законодательное регулирование

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон.

В России вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становился всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения > — при вполне возможной >.

Сегодня в нашем законодательстве существуют отчетливые противоречия. Например: в »Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» существует статья 45-я, которая категорически запрещает применение эвтаназии в любой ее форме. Вместе с тем, в этом же законодательстве существует 33-я статья, в соответствии с которой больной имеет право отказаться от любого вида лечения. Это, иначе говоря, умирающий больной, отказывающийся от любого лечения, разрешает подвергнуть себя пассивной эвтаназии. Поскольку это разрешается 33-й статьей и категорически запрещается 45-й статьей, то можно врачу мыслящему действовать в соответствии с 33-й статьей. И дальше пусть юристы, если не дай Бог возникнет судебный процесс, разбирают, правильно ли поступил этот врач, придерживаясь той или другой статьи. Итак, в одном и том же документе, с разницей в несколько статей и запрещается, и разрешается эвтаназия.

74 % педагогов выступили с резкой критикой эвтаназии. Эвтаназия по своей природе является нравственным злом. Она противоречит морально-этическим нормам общества и идет вразрез с гуманизацией как образования, так и всех сторон жизни общества. Относительно согласия на эвтаназию родственников 99% ответило отказом, аргументируя это тем, что когда эта проблему примерить на себя, то, вряд ли мы захотим принять «хорошую смерть» от руки ближнего. Человек рожден, чтобы жить, поэтому отношение к эвтаназии категорически отрицательное. Кроме того, на вопрос о легализации эвтаназии 92 % педагогов ответили, что мы не сможем контролировать исполнение даже самого безупречного закона об эвтаназии. Убийства, связанные с наследством, недвижимостью, с любой корыстью, получат законное прикрытие. Мы добьемся только того, что увеличится количество убийств.

Группа медицинских работников детского дома сформулировали свое отношение к данной проблеме так: >. А главный врач педиатр нашего медицинского отделения Базылева Елена Филипповна по вопросу о легализации эвтаназии высказалась так:

Вывод: Работая над проблемой эвтаназии, я коснулась только верхушки айсберга, не беря во внимание такие аспекты как аборты или клонирование. Круг респондентов и методы исследования ограничивались моими возможностями. Однако это дает мне возможность продолжить свое исследование более глубоко, включая лиц разных возрастов и профессий.

Заключение

В своей работе я ставила задачу рассмотреть две точки зрения. Первое: является ли эвтаназия (как пример умерщвления невинного) моральным злом и не должна быть допустима законом, даже в случаях, указанных в общепринятом разрешении. Второе: является ли эвтаназия благой смертью и допустима ли она в Российской Федерации.

Совет Федерации готовит законопроект, разрешающий эвтаназию в России. Как рассказала инициатор создания такого законопроекта, председатель комитета по социальной политике СФ Валентина Петренко, эвтаназию в России необходимо разрешить «для самых исключительных случаев». Однако я считаю и это подтверждают результаты моего исследования общепринятое разрешение на эвтаназию нестабильно и зависит от многих внешних внутренних факторов. На каждый аргумент > найдется свой аргумент >.

Сторонники эвтаназии говорят о возможности выбора, о том, что никто не вправе заставлять безнадежных больных испытывать жестокие мучения, о том, что растительное существование и боль лишают человека достоинства, о том, что сами больные, стремясь положить конец своим страданиям, зачастую прибегают к куда более ужасным способам самоубийства, чем безболезненная инъекция. Последнее — правда: моя дальняя родственница, будучи уже глубокой старухой, сломала шейку бедра и, не желая покрываться пролежнями и становиться обузой для родственников, уморила себя голодом.

Не менее серьезны и доводы тех, кто не считает эвтаназию допустимой. Например, по их мнению, нельзя взваливать на врачей ответственность за умерщвление человека. Они обращают внимание на то, что медицина развивается очень быстро, и сегодня найдены способы лечения болезней, еще недавно считавшихся безнадежными; таким образом, отключая пациента от систем жизнеобеспечения, мы лишаем его шанса дождаться появления лекарства от его недуга.

Велика также вероятность злоупотреблений со стороны родственников, оплачивающих лечение безнадежно больного (или ожидающих наследства, которое, разумеется, будет тем меньше, чем выше медицинские расходы владельца состояния). Жадные родственники могут вступить в сговор с медицинским персоналом и оказать давление на умирающего, чтобы представить его уход из жизни как добровольный, в то время как на самом деле согласие на эвтаназию будет добыто под давлением.

Но главная и действительно не решаемая этическая проблема встает в отношении больных, которые не в состоянии самостоятельно принять решение о том, чтобы перестать жить: находящихся в коме, умственно неполноценных, включая страдающих старческим маразмом, а также совсем маленьких детей. За них, если эвтаназию легализовать, будет решать кто-то другой. Кто — врачи, родственники или представители власти? И где гарантии, что их решение будет продиктовано соображениями гуманизма и интересами больного?

Я разделяю точку зрения врача хосписа Елизаветы Глинки:

У живых людей опыт смерти — заемный. Это — опыт чужой смерти, чаще всего близких: бабушки и дедушки, отца и матери. Так что, эвтаназию можно примерить на себя. Можно спросить: если бы от тебя лично зависело оборвать жизнь смертельно больной, страдающей бабушки, как бы ты поступил? Можно еще острей — если бы ты оказался на месте бабушки, что бы ты предпочел: страдание или уход из жизни? Но кто оценит личный выбор, кто услышит личные доводы в современном обществе? Одинокому голосу не перекричать богословов, политиков, философов, юристов, медиков. У всех этих кланов свои «за» и «против», причем веские, один другого умней, благородней. Каждый волен по-своему относиться к принятию голландским парламентом закона об эвтаназии. Как каждый по-своему относится к абортам или клонированию. Во многих древних обществах эвтаназия в тех или иных формах была нормой. То, что цивилизованное общество столь подробно, глубоко, эмоционально обсуждает способы умирания, говорит о том, как выросла цена отдельной человеческой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *