Фармацевтическое консультирование

Дорогие друзья, доброго времени суток!

В прошлый раз мы с вами разбирали герпетическую инфекцию. Судя по некоторым вашим вопросам, этот разговор нужно продолжить, чем мы с вами и займемся в следующий раз.

А сегодня я предлагаю вашему вниманию три диалога фармацевта с покупателем на самую злободневную ныне тему – тему простуды.

На этих примерах я хочу показать вам рассуждения первостольника во время диалога с покупателем.

Ход мыслей фармацевта я выделю другим цветом.

По ходу чтения попробуйте представить себя в подобной ситуации. Как поступили бы ВЫ?

Диалог фармацевта и покупателя № 1

Покупатель – мужчина лет 60.

П. Здравствуйте, барышня!

Ф. Здравствуйте!

П. Мне что-нибудь от насморка.

Ф. Вы берете себе?

П. Да.

Ф. Что-то в нос уже капали?

П. Нет. Какой-то ингалятор дома от насморка нашел, дышал им. Но он не помогает.

Ф. Как проявляется насморк? Нос заложен или «течет»? («Дать сосудосуживающее или увлажняющее + противовоспалительное?»)

П. Днем течет, ночью заложен.

(«Значит, нужно и то, и то». )

Ф. Выделения из носа жидкие, как вода, или густые?

П. Не, точно не вода. Шмоток желтой слизи вылетает, когда высмаркиваюсь.

(«Раз желтая слизь, значит, насморк уже бактериальный. Предложу в нос антисептик»)

Ф. Что-то еще, помимо насморка, беспокоит? Температура, кашель. боли в горле?

П. Горло побаливает, но я полощу ромашкой.

(«Нужно предложить еще что-то для горла. Одной ромашки мало».)

Ф. У Вас какие-то хронические заболевания есть? Давление в порядке?

( «А можно ли ему сосудосуживающее»?)

П. Давление скачет. Пью Энап.

(«Приехали. Значит, сосудосуживающие отменяются. Что тогда? Предложу гипертонический раствор морской воды, чтобы снять заложенность, и если цена не смутит, антисептик, например, Сиалор протаргол»).

Ф. В таком случае я рекомендую Вам Отривин Море форте. Это спрей на основе натуральной морской воды с повышенным содержанием солей. Соли тянут на себя избыток воды, и за счет этого уменьшается отек, а значит уходит заложенность и выделения из носа. Он содержит также масло эвкалипта, которое оказывает антисептическое действие, т.е. уничтожает микробов. На эвкалипт аллергии нет?

П. До сего дня не было. И сколько это стоит?

Ф. ХХХ рублей.

П. Что-то очень дорого. А подешевле ничего? Помню, раньше назначали нафтизин, галазолин…

Ф. Да, было такое. Дело в том, что они вызывают сужение сосудов не только в носу, поэтому они могут повысить артериальное давление, которое у Вас и так повышено.

Но самое неприятное заключается в том, что если их капать часто и больше 5 дней, они вызывают привыкание, и после Вы без них не сможете обходиться. А насморк, если пользоваться только этими средствами, за 5 дней не проходит. К тому же они снимают только заложенность носа, а Вы говорите, что у Вас то течет из носа, то закладывает.

П. Ну да…

Ф. Почему я предлагаю Вам этот Отривин? Он и заложенность снимает, и «течь» из носа убирает, а за счет эвкалипта действует на причину насморка. Все это позволит Вам быстро от него избавиться.

П. Хорошо, Вы меня убедили.

Ф. Применяйте его до 6 раз в день. Перед использованием высморкайтесь.

(«Значит, для покупателя цена имеет значение. Пожалуй, оставлю для носа одно это средство: там есть антисептик эвкалипт, а общее состояние у него не нарушено».)

Разовые носовые платочки нужны? Они стоят ХХ руб. 10 штук.

П. Да, давайте пару упаковок.

(«Но антисептик для горла все-таки предложу»).

Ф. Таблетки для горла давать? Они быстрее ромашки снимут першение в горле.

П. Давайте, только что-нибудь не очень дорогое.

Ф. Даю Нео-ангин. Днем Вы можете рассасывать таблетки, а утром и вечером полоскать горло ромашкой.

П. Хорошо. Сколько с меня?

Ф. Энап не нужен?

П. Пока есть.

Ф. Итак, Вы берете Отривин Море форте, 2 упаковки разовых носовых платочков и Нео-ангин. Всего на ХХХ рублей.

П. Пожалуйста.

Ф. Вы мне даете ХХХХ рублей. Ваша сдача – ХХХ рублей, и вот Ваша покупка. Выздоравливайте!

П. Большое спасибо Вам, барышня!

Мой комментарий:

Как хорошо, когда фармацевт слышит покупателя! Даже про Энап уточнить не забыла.

Возражение про дешевые капли не было проигнорировано. К сожалению, в большинстве случаев первостольник просто переключается на более дешевые препараты и даже не пытается объяснить их вред для данного покупателя.

Диалог фармацевта и покупателя № 2

Покупательница — женщина средних лет.

Ф. Добрый день!

П. Посоветуйте что-нибудь от кашля. Совсем спать не могу.

Ф. Какой у Вас кашель: сухой или влажный?

П. Сухой. Приступами какими-то.

(«А нет ли здесь фарингита? По описанию похоже. В таком случае нужны таблетки для рассасывания».)

Ф. Горло не болит?

П. Першит, сильной боли нет.

Ф. Температура тела нормальная?

П. Я не измеряла, но, по-моему, нормальная.

Ф. Кашель глубокий?

П. А я и не знаю. (Кашляет). Это какой: глубокий?

(«Точно. Кашель поверхностный, как будто что-то в горле мешает».)

Ф. Нет, неглубокий. Скорее всего, Ваш кашель связан с горлом. Если есть воспаление задней стенки глотки, то холодный воздух, или перемена температуры воздуха, когда Вы заходите с улицы в помещение, или сухой воздух помещения вызывают раздражение воспаленной слизистой оболочки горла и сухой кашель.

П. Да я заглядывала себе в горло, оно красное.

(«На ангину не похоже. Иначе она бы сказала «глотать больно», а не «першит». Но все-таки уточню…»)

Ф. Налетов не увидели?

П. Нет.

Ф. В таком случае я рекомендую Вам, прежде всего противовоспалительное средство для горла. Что Вы предпочитаете: таблетки, раствор, спрей?

П. Таблетки.

Ф. Даю Вам Тантум Верде. Во-первых, он оказывает противовоспалительное действие, во-вторых, в отличие от других таблеток для горла, он принимается всего 3-4 раза в день. Таблетку нужно держать во рту до полного рассасывания.

П. ОК.

Ф. А на ночь я советую Вам принимать таблетку Либексина. Либексин снижает чувствительность рецепторов дыхательных путей к внешним раздражителям, и кашель ночью не будет Вас беспокоить.

П. Хорошо.

Ф. Дома жарко?

П. Да, очень.

Ф. Советую Вам приоткрывать окно на ночь. Как я уже сказала, сухой воздух в помещении может быть причиной кашля при заболевании дыхательных путей.

П. Угу.

Ф. Что-то еще? Насморка нет?

П. Из носа течет. Но я слышала, лечи его, не лечи, меньше, чем за 2 недели он не пройдет. Я промываю нос с мылом.

(«Раз течет, нужен изотонический раствор морской воды, чтобы очищать нос от избытка слизи».)

Ф. Лучше этого не делать. Мыло – это щелочь, и слизистая носа может из-за этого пострадать. Сейчас существует много безопасных средств, которые очищают нос от слизи, вирусов, аллергенов и позволяют быстрее избавиться от насморка. Например, Аквалор Норм на основе морской воды. Он очищает, увлажняет полость носа и ускоряет процессы восстановления слизистой оболочки за счет микроэлементов, которыми богата морская вода.

П. Хорошо, давайте.

Ф. Разовые носовые платочки нужны?

П. Да, хорошо, что напомнили.

Ф. Сколько упаковок? Там по 10 платочков в упаковке.

П. Давайте три штучки. Носовой платок не успеваю менять. Сколько с меня?

Ф. Считаем:

  1. Таблетки Тантум Верде ХХХ рублей.
  2. Таблетки Либексин ХХХ рублей.
  3. Аквалор Норм ХХХ рублей.
  4. Разовые носовые платочки ХХ рублей.

Всего – ХХХ рублей.

П. Пожалуйста.

Ф. Ваши ХХХ рублей. Сдача – ХХХ рублей. Всего Вам доброго. Поправляйтесь!

П. Спасибо!

Мой комментарий: Действительно, в 90% случаев кашель вызван воспалительной реакцией в ВЕРХНИХ дыхательных путях, когда по сути не нужны ни отхаркивающие, ни муколитики, ни противокашлевые. Но в данном случае человек из-за сухого кашля не может спать. Поэтому фармацевт рекомендовала на ночь принимать противокашлевой препарат.

По поводу ангины можно было не уточнять. Кашель для ангины не характерен.

Диалог фармацевта и покупателя № 3

В аптеку зашел молодой человек лет 25-27.

Ф. Добрый день!

П. Здравствуйте! Мне что-нибудь от простуды в пакетиках посильнее и получше.

Ф. Вы хотите снять симптомы или быстрее поправиться?

П. И то, и то.

Ф. Тогда Вам одних пакетиков будет недостаточно.

П. ???

Ф. Что Вас беспокоит?

П. Все! Температура 38, нос заложен, кашель, дерет горло. Болеть некогда. К врачу некогда. Поправиться нужно быстро.

Ф. А кашель сухой или влажный?

П. Что-то там хрипит, но откашляться не могу.

Ф. Итак, Вам нужен препарат, который снизит температуру, уберет заложенность носа, поможет откашливаться. При этом он не должен вызывать сонливости, иначе Вы не сможете нормально работать. Все правильно?

П. Да.

Ф. В таком случае Вам подойдет препарат Викс Актив Симптомакс плюс. За счет веществ, входящих в его состав, он оказывает жаропонижающее действие, уменьшает заложенность носа и разжижает мокроту, чтобы Вы могли откашливаться. И при этом не вызывает сонливости, как многие подобные средства. Разводите пакетик в стакане воды и принимайте 3-4 раза в день.

П. ОК.

Ф. От боли в горле я Вам советую Септолете плюс. Это пастилки для рассасывания, они содержат антибактериальный и обезболивающий компоненты. Рассасывать пастилку нужно каждые 2-3 часа.

П. ОК.

Ф. Но оба эти препарата лишь уменьшают симптомы простуды. Чтобы Вы поправились быстрее, рекомендую попить противовирусный препарат Кагоцел, который действует на причину заболевания. Принимается он всего 4 дня: первые два дня по 2 т. 3 раза в день, в последующие 2 дня – по 1 т. 3раза в день. На курс нужно 2 упаковки.

П. ОК.

Ф. Разовые носовые платочки нужны?

П. Да.

Ф. Сколько упаковок?

П. Давайте пока одну. Если что, зайду. Я тут рядом работаю.

Ф. Пока лЕчитесь, воздерживайтесь от употребления алкогольных напитков.

П. Печалька… Ну ладно, как-нибудь потерплю.

Ф. Если улучшения в течение трех дней не будет, я Вам советую все-таки показаться врачу.

П. Угу. Посчитайте.

Ф. Итак, Вы берете Викс Актив Симптомакс плюс ХХХ руб., Септолете плюс ХХХ руб., Кагоцел 2 упаковки ХХХ руб., разовые носовые платочки ХХ руб. Всего ХХХ руб.

П. Пожалуйста.

Ф. Вы даете мне ХХХХ рублей, Ваша сдача ХХХ рублей.

Будьте здоровы!

П. Спасибо!

Мой комментарий. Фармацевта не смутило то, что покупатель запросил только средство от простуды в пакетиках. И правильно! Откуда знать людям, далеким от медицины, состав и принцип действия этих препаратов? Первостольник услышал, что клиенту важно поправиться быстро, и исходил из этого. Как важно знать состав комбинированных средств от простуды! Здесь фармацевт оказался на высоте. Он предложил покупателю оптимальный в данном случае препарат. Помните, мы подробно говорили об этих средствах вот ?

Как вам понравились эти диалоги, друзья? Что бы вы сделали по-другому? Как Вы бы рассуждали во всех этих ситуациях?

Пишите, комментируйте, дополняйте, размышляйте.

Очень надеюсь, что какие-то моменты из этих диалогов вы возьмете себе в работу.

А я с вами прощаюсь до новой встречи на блоге «Аптека для Человека»!

С любовью к вам, Марина Кузнецова.

P.S. Если Вы хотите стать настоящим Профессионалом аптечных продаж, то Вам сюда…

P.P.S. Если вы еще не являетесь подписчиком блога, присоединяйтесь! Для этого нужно заполнить форму подписки, которая есть в конце каждой статьи и в верхней части боковой колонки и далее следовать инструкции. Это занимает всего минуты 3.

Через несколько минут после подписки вы получите от меня в подарок полезные для работы шпаргалки. Если что-то непонятно, вот инструкция.

И очень вас прошу: если вам понравилась эта статья, не забывайте кликать на кнопки соц. сетей, которые видите ниже.

Одним из основных участников фармацевтического рынка является аптека.

На сегодняшний день современная аптека — это совершенно новое предприятие, которое имеет самостоятельный юридический статус и в полной мере несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В то же время она должна полностью удовлетворять запросам населения в медицинских и фармацевтических товарах и услугах на высоком профессиональном уровне.

Роль различных социальных услуг, которые аптека может оказывать своим посетителям, значительно возрастает.

Содержание любой услуги заключается в полезной деятельности, удовлетворяющей потребности тех, кто нуждается в этой услуге. Качество этой услуги зависит от того, кто ее оказывает, а также от того, где, как и когда она была предоставлена.

Иными словами, качество услуги во многом зависит от личности исполнителя и обстоятельств, в которых она действует.

На данный момент возрастает роль фармацевтического персонала, занятых отпуском лекарственных препаратов: все более значимым становиться внимательное отношение к запросам (проблемам) клиента, умение осуществлять компетентные рекомендации при отпуске лекарственных препаратов, ИМН и других товаров аптечного ассортимента.

Некомпетентность, ошибки в отпуске лекарственных препаратов может повлечь за собой проявление побочных действий, лекарственного взаимодействия, что может привести не к выздоровлению, а ухудшению здоровья пациента.

Поэтому сегодня, когда собственники аптек в подавляющем большинстве не имеют фармацевтического образования, важно, чтобы фармспециалисты получали адекватную научно-обоснованную информацию.

Аптечные продажи относятся к числу наиболее сложных продаж. Зачастую в аптеку люди обращаются, минуя врачебное звено, и надеются, что фармацевт назначит лечение. А это означает, что первостольнику в одном лице приходится совмещать функции продавца, кассира, собственно фармацевта/провизора, психотерапевта и врача-консультанта.

Фармацевтическое консультирование является одним из базовых элементов концепции Надлежащей Аптечной Практики (НАП), которая во многих странах переживает новый этап своего развития.

Надлежащая аптечная практика (GPP) — правила организации аптечной деятельности в отношении:

  • изготовления и/или реализации лекарственных средств населению; 
  • обеспечения ответственного самолечения;
  • содействия надлежащему прописыванию и применению лекарственных средств; 
  • пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваемости.

Фармацевтическая помощь включает в себя:

  • обеспечение населения и конкретно каждого человека всеми товарами аптечного ассортимента;
  • оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по вопросу выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, способов хранения, использования, порядка приобретения;
  • удовлетворение пациента квалифицированной помощью в сфере здравоохранения (ВОЗ).

Фармацевтическая помощь/услуги фармацевтической помощи — это виды аптечной деятельности, обеспечивающие эффективное и безопасное применение лекарственных средств. Фармацевтическая помощь может предусматривать консультативную помощь, обучение и воспитание комплаентности* пациентов, пропаганду здорового образа жизни, профилактику злоупотребления лекарственными средствами, установление терапевтических взаимоотношений с врачом, другими наблюдающими пациента специалистами, лицами, опекающими пациента, участие в процессе управления лекарственной терапией.

* Комплаентность (от англ. patient compliance), приверженность лечению — степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача.

За последние десятилетия лет роль фармацевтического работника существенно трансформировалась в мире: вектор усилий его профессиональной деятельности сместился с изготовления и распространения лекарств на управление лекарственной терапией совместно с врачом или единолично.

В рамках этой концепции разрабатываются и реализуются различные программы повышения уровня профессиональной компетентности фармспециалистов в вопросах консультирования пациентов.

Основной акцент ориентирован на клинически сфокусированную роль фармацевтических работников, их участие в программах снижения веса, предотвращения злоупотреблений контролируемыми препаратами, помощи в борьбе с курением, в долгосрочных программах улучшения качества жизни и др.

Профессиональное консультирование в аптеке позволяет достичь многих целей:

  1. повысить эффективность и безопасность фармакотерапии;
  2. поднять уровень лояльности посетителей к аптеке;
  3. улучшить имидж и увеличить конкурентоспособность аптеки.


Наш эксперт: Армен Гукасян,
юрист, государственный советник I класса

После введения в России правил надлежащей аптечной практики фармацевтическое консультирование стало обязательным этапом процесса реализации товаров аптечного ассортимента. Какие требования законодательства должен соблюдать первостольник и чем могут грозить их нарушения?

По новым правилам

Нормативное определение термина «фармацевтическое консультирование» входит в понятийный аппарат Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения № 647н от 31.08.2016. Если ранее посетителей в аптеке могли консультировать в большем или меньшем объеме и не при каждом отпуске ЛС (нередко только при наличии конкретных вопросов), то в настоящее время консультирование необходимо осуществлять в обязательном порядке и в достаточно строго определенных рамках.

Подпункт «в» п. 8 приказа № 647н конкретизирует понятие фармацевтического консультирования, вменяя в обязанности руководителю аптечной организации обеспечение потребителя информацией «о порядке применения или использовании товаров аптечного ассортимента, в том числе правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях».

Приказ № 647н также включает фармацевтическое консультирование в программу актуализации знаний для вновь принятых на работу провизоров и фармацевтов (пп. «в» п. 14) и относит его к основным производственным функциям фармацевтических работников (пп. «б» п. 15). При составлении должностных инструкций фармацевтических работников это положение необходимо включать в раздел «Обязанности».

Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию в аптеке может быть выделена специальная зона, в том числе с установкой сидячих мест (п. 53). Кроме того, при реализации лекарственных препаратов работнику аптеки запрещается скрывать от покупателя информацию о наличии других препаратов со сходными МНН, а также о соотношении цен на эти ЛС (п. 54).

Особые случаи

Аптечный ассортимент включает не только лекарственные средства и медицинские изделия, но и другие товары, которые могут отпускаться специалистами без фармацевтического образования. Законодательство не запрещает нанимать для их реализации консультантов, не имеющих квалификации провизора либо фармацевта, решение вопроса о целесообразности такого кадрового решения остается на усмотрение руководства аптек.

Отметим, что товары, не являющиеся лекарственными средствами и медицинскими изделиями, с точки зрения приносимой прибыли играют, как правило, второстепенную роль. Для их реализации не требуется специальной подготовки, кругозор и профессиональные знания первостольников, безусловно, позволяют им успешно справляться с этой функцией.

В отсутствие аптечных организаций в населенных пунктах сельской местности фармацевтическое консультирование проводится медицинским персоналом амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики при условии наличия соответствующей подготовки.

Перечень товаров аптечного ассортимента приводится в ч. 7 ст. 55 закона № 61-ФЗ.
Помимо лекарственных средств и медицинских изделий, в него входят: дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, посуда для медицинских целей, предметы и средства для ухода за больными, новорожденными и детьми в возрасте до 3 лет, очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительские издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

На что обратить внимание

Приказ Министерства здравоохранения № 403н от 11.07.2017 «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов…» конкретизирует требования к консультированию при отпуске ЛС. Согласно п. 16 приказа, фармспециалист должен информировать покупателя препарата «о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами». Этим кратким перечнем и следует в настоящее время руководствоваться фармспециалистам.
Продолжительность консультирования и объем предоставляемой информации зависят от конкретных запросов покупателя, его образовательного и культурного уровня. Особое внимание должно быть уделено условиям хранения отпускаемого препарата в домашних условиях, невзирая на наличие или отсутствие соответствующих предупреждений и надписей на упаковке или в инструкции по применению. Консультация проводится с учетом лекарственной формы, особенностей упаковки, температуры воздуха в различное время года, защищенности от воздействия солнечных лучей, влажности и т.д. Особое внимание в нормативной документации уделяется соблюдению условий хранения иммунобиологических препаратов (п. 13 приказа МЗ № 403н).

Первостольник может отпустить их покупателю только при наличии у последнего специального термоконтейнера, при этом нужно разъяснить необходимость доставки препарата в медицинскую организацию в срок, не превышающий 48 часов.

К вопросу о санкциях

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением правительства РФ № 1081, включает в лицензионные требования к аптечным организациям соблюдение правил надлежащей аптечной практики (пп. «г», п. 5).
Пункт 6 данного положения относит несоблюдение этого требования к грубым нарушениям, квалифицируемым в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и влекущим:

  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф в размере от 4 до 8 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для должностных лиц – штраф от 5 до 10 тыс. руб.
  • Для юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Фармацевтическое консультирование осуществляется в пределах образовательного уровня фармспециалиста и ни в коем случае не должно подменять собой рекомендации лечащего врача. Нарушение этого принципа может привести к неумышленному причинению вреда здоровью посетителя, что влечет за собой гражданско-правовую или уголовную ответственность. Последствия зависят от степени вреда, причиненного здоровью (легкая, средняя или тяжелая, устанавливаются судебно-медицинской экспертизой), а также от обстоятельств совершения правонарушения.

Журнал «Российские аптеки» №4, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

По закону

Сверх нормы

Продолжительность рабочего дня, определенная Трудовым кодексом РФ, составляет 40 часов в неделю. Однако случается, что на работе приходится задерживаться, нередки такие ситуации и в аптека…

По закону

Специалист с функциями заведующей аптекой

Может ли в настоящее время специалист со средним фармацевтическим образованием выполнять функции заведующей аптекой?

По закону

Разметка в торговом зале

Возможны ли санкции со стороны проверяющих органов если люди это правило постоянно игнорируют?

По закону

Порядок действий аптеки, в случае если покупатель сообщает об ухудшении состояния здоровья после приема БАД

Каким должен быть порядок действий аптеки, в случае если покупатель сообщает об ухудшении состояния здоровья после приема биологически активной добавки?

По закону

Работники аптеки в период эпидемии должны быть обеспечены перчатками, масками и другими средствами защиты

Работники аптеки в период эпидемии должны быть обеспечены перчатками, масками и другими средствами защиты.

По закону

Спортивное питание в аптеке

Может ли аптека продавать спортивное питание: изотоники, белковые смеси для поддержания/наращивания мышечной массы, протеиновые, энергетические батончики и т.д.?

Введенные в России правила надлежащей аптечной практики предполагает обязательное консультирование покупателя в процессе отпуска (реализации) товаров аптечного ассортимента.

Нормативное определение термина «фармацевтическое консультирование» входит в понятийный аппарат Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения № 647н от 31.08.2016.

Фармацевтическое консультирование — доступ к информации о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях

Подпункт «в» п. 8 приказа № 647н конкретизирует понятие фармацевтического консультирования, вменяя в обязанности руководителю аптечной организации обеспечение потребителя информацией «о порядке применения или использовании товаров аптечного ассортимента, в том числе правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях».

Приказ Министерства здравоохранения № 403н от 11.07.2017 «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов» конкретизирует требования к консультированию при отпуске ЛС. Согласно п. 16 приказа, фармспециалист должен информировать покупателя препарата «о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами». Этим кратким перечнем и следует в настоящее время руководствоваться фармспециалистам.

В Приказе повторяются требования в отношении консультирования. Теперь фармацевтическое консультирование является неотъемлемой частью функциональных должностных инструкций фармацевтического работника, потому что в профессиональном стандарте есть требование, чтобы все фармработники имели в т.ч. доступ к информации и правилам по применению препарата.

Необходимая информация должна быть предоставлена потребителю, но если он не хочет слушать, надо предупредить о необходимости познакомиться с инструкцией, о режиме дозирования, о хранении лекарственного средства в домашних условиях в соответствии с рекомендациями производителя, указанными тем на упаковке.

Приказ № 647н также включает фармацевтическое консультирование в программу актуализации знаний для вновь принятых на работу провизоров и фармацевтов (пп. «в» п. 14) и относит его к основным производственным функциям фармацевтических работников (пп. «б» п. 15). При составлении должностных инструкций фармацевтических работников это положение необходимо включать в раздел «Обязанности».

Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию в аптеке может быть выделена специальная зона, в том числе с установкой сидячих мест (п. 53). Кроме того, при реализации лекарственных препаратов работнику аптеки запрещается скрывать от покупателя информацию о наличии других препаратов со сходными МНН, а также о соотношении цен на эти ЛС (п. 54).

Зона консультирования в аптеке с установкой сидячих мест

Аптечный ассортимент включает не только лекарственные средства и медицинские изделия, но и другие товары, которые могут отпускаться специалистами без фармацевтического образования. Законодательство не запрещает нанимать для их реализации консультантов, не имеющих квалификации провизора либо фармацевта, решение вопроса о целесообразности такого кадрового решения остается на усмотрение руководства аптек.

Товары, не являющиеся лекарственными средствами и медицинскими изделиями, с точки зрения приносимой прибыли играют, как правило, второстепенную роль. Для их реализации не требуется специальной подготовки, кругозор и профессиональные знания первостольников, безусловно, позволяют им успешно справляться с этой функцией.

В отсутствие аптечных организаций в населенных пунктах сельской местности фармацевтическое консультирование проводится медицинским персоналом амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики при условии наличия соответствующей подготовки.

Продолжительность консультирования и объем предоставляемой информации зависят от конкретных запросов покупателя, его образовательного и культурного уровня. Особое внимание должно быть уделено условиям хранения отпускаемого препарата в домашних условиях, невзирая на наличие или отсутствие соответствующих предупреждений и надписей на упаковке или в инструкции по применению. Консультация проводится с учетом лекарственной формы, особенностей упаковки, температуры воздуха в различное время года, защищенности от воздействия солнечных лучей, влажности и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *