Феодора стратилата

Содержание

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат про­ис­хо­дил из го­ро­да Ев­ха­ит. Он был на­де­лен мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми и пре­крас­ной внеш­но­стью. За ми­ло­сер­дие Бог про­све­тил его со­вер­шен­ным по­зна­ни­ем хри­сти­ан­ской ис­ти­ны. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла из­вест­на мно­гим по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­та. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, во­ору­жив­шись ме­чом и мо­лит­вой ко Гос­по­ду, по­бе­дил его, про­сла­вив сре­ди лю­дей Имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком (стра­ти­ла­том) в го­ро­де Ге­рак­лее, где нес как бы двой­ное по­слу­ша­ние, со­че­тая свое от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая убеж­ден­ность, под­креп­лен­ная лич­ным при­ме­ром хри­сти­ан­ской жиз­ни, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ной «лжи без­бо­жия». Вско­ре по­чти вся Ге­рак­лея при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

В это вре­мя им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324) на­чал же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан. Же­лая обез­гла­вить но­вую ве­ру, он об­ру­шил пре­сле­до­ва­ния на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых не без ос­но­ва­ния ви­дел ос­нов­ную угро­зу для уми­ра­ю­ще­го язы­че­ства. В их чис­ле ока­зал­ся и свя­той Фе­о­дор. Свя­той сам при­гла­сил Ли­ки­ния в Ге­рак­лею, по­обе­щав ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Для со­вер­ше­ния этой пыш­ной це­ре­мо­нии он по­же­лал со­брать в сво­ем до­ме все зо­ло­тые и се­реб­ря­ные из­ва­я­ния бо­гов, ко­то­рые име­лись в Ге­рак­лее. Ослеп­лен­ный нена­ви­стью к хри­сти­ан­ству, Ли­ки­ний по­ве­рил сло­вам свя­то­го. Од­на­ко его ожи­да­ния бы­ли об­ма­ну­ты: за­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на кус­ки и раз­дал ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и бук­валь­но на об­лом­ках язы­че­ства утвер­дил за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия.

Свя­той Фе­о­дор был схва­чен и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Их сви­де­те­лем был раб свя­то­го Фе­о­до­ра, свя­той Уар, ко­то­рый ед­ва на­хо­дил в се­бе си­лы опи­сы­вать неимо­вер­ные му­че­ния сво­е­го гос­по­ди­на. Пред­чув­ствуя близ­кую смерть, свя­той Фе­о­дор уже об­ра­щал к Бо­гу по­след­ние мо­лит­вы, го­во­ря: «Гос­по­ди, ре­кл ми еси пер­вее, Аз есмь с то­бою, ныне же поч­то оста­вил мя еси? Виждь, Гос­по­ди, яко зве­рие ди­вии рас­тер­за­ша мя Те­бе ра­ди, из­бо­де­ны суть зе­ни­цы очес мо­их, плоть моя ра­на­ми раз­дроб­ля­ет­ся, уязв­ля­ет­ся ли­це, со­кру­ша­ют­ся зу­бы, еди­ны то­чию на­гие ко­сти на кре­сте ви­сят: по­мя­ни мя, Гос­по­ди, пре­тер­пе­ва­ю­ще­го крест Те­бе ра­ди, же­ле­зо, и огнь, и гвоз­дие подъ­ях за Тя: про­чее же при­и­ми дух мой, уже бо от­хо­жду от жиз­ни сей».

Од­на­ко Бог, по ве­ли­кой Сво­ей ми­ло­сти, по­же­лал, чтобы кон­чи­на свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ла так же пло­до­твор­на для его ближ­них, как и вся его жизнь: Он ис­це­лил ис­тер­зан­ное те­ло свя­то­го и свел его с кре­ста, на ко­то­ром тот был остав­лен на всю ночь. Утром цар­ские во­и­ны за­ста­ли свя­то­го Фе­о­до­ра жи­вым и невре­ди­мым; убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое Кре­ще­ние. Так свя­той Фе­о­дор явил­ся, «яко день све­то­за­рен», для пре­бы­вав­ших во тьме идо­ло­по­клон­ства языч­ни­ков и про­све­тил их ду­ши «свет­лы­ми сво­е­го стра­да­ния лу­ча­ми». Не же­лая из­бе­жать му­че­ни­че­ской смер­ти за Хри­ста, свя­той Фе­о­дор доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки Ли­ки­ния, оста­но­вив вос­став­ший про­тив му­чи­те­лей на­род, уве­ро­вав­ший во Хри­ста, сло­ва­ми: «Пе­ре­стань­те, воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на Кре­сте, удер­жи­вал Ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Идя на казнь, свя­той му­че­ник од­ним сло­вом от­во­рял тем­нич­ные две­ри и осво­бож­дал за­клю­чен­ных от уз. Лю­ди, при­ка­са­ю­щи­е­ся к его ри­зам и чу­дом Бо­жи­им об­нов­лен­но­му те­лу, мгно­вен­но ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. По при­ка­зу ца­ря свя­той Фе­о­дор был усе­чен ме­чом.

Пе­ред смерт­ной каз­нью он ска­зал Уа­ру: «Не ле­нись за­пи­сать день кон­чи­ны мо­ей, а те­ло мое по­ло­жи в Ев­ха­и­тах». Эти­ми сло­ва­ми он про­сил еже­год­но­го по­ми­но­ве­ния. За­тем, ска­зав «аминь», он пре­кло­нил го­ло­ву под меч. Это со­вер­ши­лось 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да, в суб­бо­ту, в тре­тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти в 319 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом. В до­слов­ном пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во «стра­ти­лат» озна­ча­ет «вы­со­кий во­ин», в ли­те­ра­тур­ном пе­ре­во­де – «во­е­во­да», «во­е­на­чаль­ник». Про­ис­хо­дил свя­той Фе­о­дор из го­ро­да Ев­ха­и­ты, ныне Мар­си­ан на се­ве­ре Ма­ло­ази­ат­ско­го на­го­рья в Тур­ции. Бла­гая весть свя­то­го Еван­ге­лия в эти ме­ста при­не­се­на еще в апо­столь­ские вре­ме­на.

Свя­той Фе­о­дор был на­де­лен от Гос­по­да мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Его вы­де­ля­ли сре­ди окру­жа­ю­щих при­род­ная кра­со­та, ве­ли­ко­душ­ное серд­це, глу­бо­кое по­зна­ние хри­сти­ан­ских ис­тин, муд­рость и крас­но­ре­чие. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла мно­гим из­вест­на по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­ты. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, ни­ко­му ни­че­го не го­во­ря, взяв с со­бой свое обыч­ное ору­жие и имея на гру­ди крест, дви­нул­ся в путь. До­е­хав до по­ля вбли­зи про­па­сти, где жил змей во­ин Хри­стов слез с ко­ня и лег от­дох­нуть. В этих ме­стах про­жи­ва­ла некая бла­го­че­сти­вая же­на по име­ни Ев­се­вия. Она бы­ла пре­клон­ная ле­та­ми. За несколь­ко лет пе­ред этим она ис­про­си­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Фе­до­ра Ти­ро­на, несго­рев­шее на ко­ст­ре во вре­мя каз­ни, по­греб­ла его око­ло сво­е­го до­ма и каж­дый год празд­но­ва­ла его па­мять в день пре­став­ле­ния 17 фев­ра­ля (2 мар­та). Бла­го­че­сти­вая Ев­се­вия, уви­дев спя­ще­го во­и­на Хри­сто­ва Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, раз­бу­ди­ла его и пы­та­лась убе­дить уй­ти из этих мест, чтобы не по­стра­дать от змея. Му­же­ствен­ный во­ин Хри­стов Фе­о­дор от­ве­чал ей: «Отой­ди и стань по­даль­ше от ме­ста се­го, и ты уви­дишь си­лу Хри­ста мо­е­го». Жен­щи­на ото­шла и ста­ла мо­лить­ся к Спа­си­те­лю о да­ро­ва­нии по­бе­ды сме­ло­му во­и­ну. Об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду и свя­той Фе­о­дор: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, вос­си­яв­ший от От­че­го Су­ще­ства, по­мо­гав­ший мне в бит­вах и да­вав­ший по­бе­ду на со­про­тив­ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос­по­ди Хри­сте Бо­же, по­шли мне по­бе­ду с вы­со­ты Тво­ей свя­той». Свя­той Фе­о­дор по­бе­дил чу­до­ви­ще, про­сла­вив сре­ди лю­дей имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­ро­де Ге­рак­лее близ Чер­но­го мо­ря, неда­ле­ко от Ев­ха­ит. Здесь свя­той Фе­о­дор со­че­тал от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая ве­ра, под­креп­лен­ная лич­ным хри­сти­ан­ским при­ме­ром, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ных при­вы­чек. В ре­зуль­та­те по­чти все жи­те­ли Ге­рак­леи при­ня­ли хри­сти­ан­ство.

В это вре­мя на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на хри­сти­ан. Им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324 гг.), умерт­вив­ший со­рок му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, об­ру­шил свои го­не­ния не на про­стой на­род, а на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых ви­дел се­рьез­ную угро­зу для от­ми­рав­ше­го язы­че­ства. Про­слы­шав о храб­ром во­е­на­чаль­ни­ке, им­пе­ра­тор за­хо­тел его уви­деть и по­слал за ним сво­их при­бли­жен­ных. Свя­той Фе­о­дор при­нял по­слов с че­стью, но не хо­тел остав­лять сво­е­го го­ро­да. Пред­ви­дя на­ме­ре­ния им­пе­ра­то­ра, му­че­ник Хри­стов хо­тел по­стра­дать в сво­ем го­ро­де, по­это­му он от­ве­тил им­пе­ра­то­ру, что не мо­жет сей­час по­ки­нуть Ге­рак­лию и про­сит его по­жа­ло­вать к нему. На­ка­нуне при­бы­тия нече­сти­во­го пра­ви­те­ля свя­той Фе­о­дор удо­сто­ил­ся чу­дес­но­го ви­де­ния. Во вре­мя мо­лит­вы он вдруг уви­дел се­бя в хра­ме, кры­ша ко­то­ро­го раз­верз­лась, над хра­мом вос­си­ял небес­ный свет и раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай, Фе­о­дор, Я с то­бою!». Укреп­лен­ный ви­де­ни­ем, свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся к Гос­по­ду с го­ря­чей мо­лит­вой, про­ся Его укре­пить свои си­лы для пред­сто­я­ще­го по­дви­га. Им­пе­ра­тор при­е­хал, за­хва­тив с со­бой зо­ло­тых и се­реб­ря­ных идо­лов. Он бла­го­склон­но от­нес­ся к свя­то­му Фе­о­до­ру, хва­лил его за хо­ро­шее управ­ле­ние го­ро­дом и по­ве­лел ему при­не­сти пе­ред на­ро­дом жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил им­пе­ра­то­ра оста­вить идо­лов на ночь в сво­ем до­ме. Им­пе­ра­тор со­гла­сил­ся. За­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на мно­гие ча­сти и раз­дал ку­соч­ки зо­ло­та и се­реб­ра ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и на об­лом­ках язы­че­ства утвер­ждал за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия. Му­че­ник Хри­стов по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра был схва­чен, и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Му­чи­те­ли би­ли его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и оло­вян­ны­ми пру­тья­ми, тер­за­ли его те­ло гвоз­дя­ми и па­ли­ли ог­нем. Все это свя­той му­че­ник пе­ре­но­сил с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем и толь­ко по­вто­рял: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш!» По­сле му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в тем­ни­цу, и пять дней про­дер­жа­ли там без пи­щи и во­ды, а за­тем ис­тер­зан­но­го свя­то­го при­гвоз­ди­ли к кре­сту и оста­ви­ли на ночь. Му­чи­те­ли на­де­я­лись, что он умрет но­чью на кре­сте. Од­на­ко Гос­подь ре­шил про­сла­вить сво­е­го свя­то­го пе­ред все­ми жи­те­ля­ми Ге­рак­лии. Утром во­и­ны, участ­во­вав­шие в каз­ни уви­де­ли свя­то­го му­че­ни­ка жи­вым и невре­ди­мым. Убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Му­че­ник Фе­о­дор удер­жал жи­те­лей и во­и­нов, уве­ро­вав­ших во Хри­ста от мя­те­жа, го­во­ря им: «Пе­ре­стань­те воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на кре­сте, удер­жи­вал ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Му­че­ник Хри­стов доб­ро­воль­но от­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей. Идя на казнь, свя­той од­ним сло­вом от­кры­вал две­ри тем­ниц и осво­бож­дал уз­ни­ков. Жи­те­ли Ге­рак­лии, при­ка­сав­ши­е­ся к его одеж­де, ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. Пе­ред тем как пре­дать се­бя в ру­ки па­ла­ча, му­че­ник Фе­о­дор за­ве­щал по­хо­ро­нить свое те­ло в Ев­ха­и­тах в име­нии ро­ди­те­лей. Сво­е­му слу­ге Уа­ру при­ка­зал за­пи­сать все му­че­ния, ко­то­рым он был под­верг­нут, для на­зи­да­ния бу­ду­щих по­ко­ле­ний хри­сти­ан. За­тем му­че­ник Хри­стов дол­го мо­лил­ся и, на­ко­нец, про­из­не­ся сло­во «аминь», пре­кло­нил под меч свою чест­ную и свя­тую гла­ву. Казнь со­вер­ши­лась 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да в суб­бо­ту, в тре­тий час дня. На­род ока­зал ве­ли­кие по­че­сти свя­тым остан­кам му­че­ни­ка. 8 (21) июня то­го же го­да они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Ев­ха­и­ты. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния те­ла свя­то­го и уже в са­мом го­ро­де со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са во сла­ву Хри­ста Бо­га, Ему же со От­цем и Свя­тым Ду­хом, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат, вер­ный до смер­ти Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, бес­страш­ный и жерт­вен­ный во­е­на­чаль­ник, храб­рый сол­дат, из­древ­ле по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель пра­во­слав­но­го во­ин­ства.

В па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та стро­и­лись хра­мы во всех пра­во­слав­ных стра­нах. По мо­лит­вам к нему, от Его икон со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са. Так свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (599 г.) и Иоанн Да­мас­кин (ок. 780 г.) упо­ми­на­ют о чу­де, про­изо­шед­шем в хра­ме Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та неда­ле­ко от Да­мас­ка в ме­стеч­ке Кар­са­та в Си­рии. Ко­гда эти ме­ста бы­ли за­хва­че­ны са­ра­ци­на­ми, храм был ра­зо­рен и в даль­ней­шем под­верг­ся осквер­не­нию. В зда­нии по­се­ли­лись са­ра­ци­ны. Од­на­жды один из них, взяв лук, пу­стил стре­лу в на­пи­сан­ное крас­ка­ми на стене изо­бра­же­ние свя­то­го Фе­о­до­ра. Стре­ла по­па­ла в пра­вое пле­чо свя­то­го, и тот­час по стене по­тек­ла струй­ка жи­вой кро­ви. Нече­стив­цы уди­ви­лись это­му, но храм не по­ки­ну­ли. Все­го в церк­ви про­жи­ва­ло око­ло два­дца­ти се­мейств. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни, все они скон­ча­лись по неиз­вест­ной при­чине. Мор на­пал на свя­то­тат­цев, в то вре­мя как их со­пле­мен­ни­ки, жив­шие вне хра­ма, не по­стра­да­ли.

См. так­же: «Стра­да­ние св. вмч. Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Пе­ре­не­се­ние мо­щей св. в­м­ч. Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 — 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря:

«Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару:

Все Бандалак

  • Бандалак Авраам
  • Бандалак Адам
  • Бандалак Адриан
  • Бандалак Александр
  • Бандалак Алексей
  • Бандалак Анатолий
  • Бандалак Андрей
  • Бандалак Антон
  • Бандалак Аристарх
  • Бандалак Аркадий
  • Бандалак Арсений
  • Бандалак Артем
  • Бандалак Артемий
  • Бандалак Архип
  • Бандалак Афанасий
  • Бандалак Богдан
  • Бандалак Борис
  • Бандалак Вадим
  • Бандалак Валентин
  • Бандалак Валерий
  • Бандалак Василий
  • Бандалак Вениамин
  • Бандалак Викентий
  • Бандалак Виктор
  • Бандалак Вилли
  • Бандалак Виссарион
  • Бандалак Виталий
  • Бандалак Владимир
  • Бандалак Владислав
  • Бандалак Всеволод
  • Бандалак Вячеслав
  • Бандалак Гавриил
  • Бандалак Галактион
  • Бандалак Геннадий
  • Бандалак Георгий
  • Бандалак Герасим
  • Бандалак Герман
  • Бандалак Глеб
  • Бандалак Гордей
  • Бандалак Григорий
  • Бандалак Давид
  • Бандалак Даниил
  • Бандалак Денис
  • Бандалак Дмитрий
  • Бандалак Евгений
  • Бандалак Евдоким
  • Бандалак Емельян
  • Бандалак Ефим
  • Бандалак Захар
  • Бандалак Зиновий
  • Бандалак Иван
  • Бандалак Игнатий
  • Бандалак Игорь
  • Бандалак Иларион
  • Бандалак Илья
  • Бандалак Иннокентий
  • Бандалак Иосиф
  • Бандалак Ираклий
  • Бандалак Исаакий
  • Бандалак Казимир
  • Бандалак Карп
  • Бандалак Кирилл
  • Бандалак Клемент
  • Бандалак Клим
  • Бандалак Кондрат
  • Бандалак Константин
  • Бандалак Корнилий
  • Бандалак Кузьма
  • Бандалак Лазарь
  • Бандалак Лев
  • Бандалак Леонид
  • Бандалак Леонтий
  • Бандалак Лукьян
  • Бандалак Макар
  • Бандалак Максим
  • Бандалак Максимилиан
  • Бандалак Марк
  • Бандалак Мартин
  • Бандалак Матвей
  • Бандалак Мечислав
  • Бандалак Мирон
  • Бандалак Митрофан
  • Бандалак Михаил
  • Бандалак Модест
  • Бандалак Моисей
  • Бандалак Назар
  • Бандалак Наум
  • Бандалак Никанор
  • Бандалак Никита
  • Бандалак Николай
  • Бандалак Нисон
  • Бандалак Олег
  • Бандалак Орест
  • Бандалак Осип
  • Бандалак Павел
  • Бандалак Памфил
  • Бандалак Парамон
  • Бандалак Петр
  • Бандалак Платон
  • Бандалак Порфирий
  • Бандалак Прокофий
  • Бандалак Прохор
  • Бандалак Рафаил
  • Бандалак Роман
  • Бандалак Ростислав
  • Бандалак Савелий
  • Бандалак Самсон
  • Бандалак Самуил
  • Бандалак Святослав
  • Бандалак Севастьян
  • Бандалак Сергей
  • Бандалак Степан
  • Бандалак Тарас
  • Бандалак Терентий
  • Бандалак Тимофей
  • Бандалак Тихон
  • Бандалак Трофим
  • Бандалак Фаддей
  • Бандалак Федор
  • Бандалак Федот
  • Бандалак Феликс
  • Бандалак Фома
  • Бандалак Юлиан
  • Бандалак Юрий
  • Бандалак Ярослав
  • Бандалак Агния
  • Бандалак Аза
  • Бандалак Акулина
  • Бандалак Алевтина
  • Бандалак Александра
  • Бандалак Алла
  • Бандалак Анастасия
  • Бандалак Ангелина
  • Бандалак Анна
  • Бандалак Антонина
  • Бандалак Анфиса
  • Бандалак Ариадна
  • Бандалак Валентина
  • Бандалак Валерия
  • Бандалак Варвара
  • Бандалак Василиса
  • Бандалак Вера
  • Бандалак Вероника
  • Бандалак Виктория
  • Бандалак Виталина
  • Бандалак Владислава
  • Бандалак Галина
  • Бандалак Гелена
  • Бандалак Гелла
  • Бандалак Генриетта
  • Бандалак Гертруда
  • Бандалак Глафира
  • Бандалак Глория
  • Бандалак Грета
  • Бандалак Данута
  • Бандалак Дарья
  • Бандалак Джульетта
  • Бандалак Диана
  • Бандалак Дина
  • Бандалак Доля
  • Бандалак Доминика
  • Бандалак Ева
  • Бандалак Евгения
  • Бандалак Евдокия
  • Бандалак Екатерина
  • Бандалак Елена
  • Бандалак Елизавета
  • Бандалак Зинаида
  • Бандалак Зоя
  • Бандалак Инна
  • Бандалак Ираида
  • Бандалак Ирина
  • Бандалак Ия
  • Бандалак Калерия
  • Бандалак Капитолина
  • Бандалак Кира
  • Бандалак Клавдия
  • Бандалак Кристина
  • Бандалак Ксения
  • Бандалак Лариса
  • Бандалак Лидия
  • Бандалак Любовь
  • Бандалак Людмила
  • Бандалак Маргарита
  • Бандалак Марианна
  • Бандалак Марина
  • Бандалак Мария
  • Бандалак Марфа
  • Бандалак Мирра
  • Бандалак Муза
  • Бандалак Надежда
  • Бандалак Наталья
  • Бандалак Неонила
  • Бандалак Ника
  • Бандалак Нина
  • Бандалак Нонна
  • Бандалак Оксана
  • Бандалак Ольга
  • Бандалак Пелагея
  • Бандалак Полина
  • Бандалак Прасковья
  • Бандалак Раиса
  • Бандалак Римма
  • Бандалак Светлана
  • Бандалак Серафима
  • Бандалак Софья
  • Бандалак Сусанна
  • Бандалак Таисия
  • Бандалак Тамара
  • Бандалак Татьяна
  • Бандалак Фаина
  • Бандалак Фекла
  • Бандалак Харита
  • Бандалак Юлия

Читать дальше…

Икона святого Феодора Стратилата

Самая древняя икона святого была написана два века назад в мастерской, которая находится рядом с Новгородом. На ней изображен воин, держащий в одной руке копье, в другой — щит. Его лик в православии изображен как героического воина и защитника. Это не случайно. Ведь при жизни он был военачальником. Под его руководством был побежден злобный змей, который напал на город и пожирал все что попадалось на его пути.

Среди всех жителей города только Феодор проявил храбрость и пошел на сражение. В результате змей был побежден, а святого все запомнили как храброго и доброго военачальника. Прошло не много времени как был утвержден орден святого Феодора Стратилата. Его вручали воинам только за особые заслуги во время службы. За проявления храбрости, мужества и отваги.

Сегодня существует достаточно много различных образов святого. Его могут изображать и как на древней иконе со щитом в руке, а могут и с крестом. В случае покупки иконы Феодора Стратилата небольших размеров, ее можно сделать как оберег. Молитва перед святым помогает:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Более того св. Стратилат является покровителем военных. Отправляясь на службу каждый из служащих старается приобрести себе небольшую иконку с ликом, чтобы она оберегала от всего плохого и опасного, прося благословение на хорошую службу.

При наличии в семье тяжелобольных или одержимых бесами и другими дьявольскими силами, священнослужители рекомендуют родственникам обращаться к Феодору прося об исцелении и защите.

Расклад: «хирургическая операция»

  1. Таро
  2. Расклады Таро карт

Случается, что в какой-то момент проблемы со здоровьем становятся столь серьезными, что операция или хирургическое вмешательство представляются уже единственным выходом из ситуации. Чтобы быть уверенным в этом, надо разложить расклад «Операция», который не только развеет сомнения, но и покажет эффективность возможного вмешательства. Значения соответствующих карт в раскладе:S — Сигнификатор.1 — необходима ли операция?2 — общее физическое состояние читать полностью →

Расклад: «родственная душа»

  1. Таро
  2. Расклады Таро карт

Этот расклад показывает этапы развития отношений с представителями противоположного пола, начиная от раннего детского опыта отношений с родителями, воспитателями и другими любимыми или авторитетными людьми, и позволяет определить их влияние на подсознательно сформировавшееся у данного человека представление о себе. Одновременно этот расклад показывает идеальный путь поисков родственной души, человека, с которым можно создать настоящий зрелый и па читать полностью →

Расклад: «невыясненное»

  1. Таро
  2. Расклады Таро карт

Иногда бывает так, что проблема уже разрешилась, но причины ее возникновения и выводы, которые следовало бы сделать из этой ситуации, не были выяснены. Чтобы сориентироваться, что было поводом данной ситуации, а также какой жизненный опыт должен вынести из нее человек, надо использовать расклад «Невыясненное». Расклад интерпретируется так:S — Сигнификатор.1 — скрытые причины возникновения проблемы;2 — явные, хотя и непонятные вопрошающему причины читать полностью →

Гадание на любовь

  1. Таро
  2. Статьи по таро
  3. Гадания на картах

Возьмите колоду из 36 карт, вынуть из нее всех валетов и загадать на них мужчин, на которых имеются определенные виды. Валеты перетасовать и выложить в ряд рубашками вверх. Колоду перетасовать и разложить под валетами в четыре стопки. читать полностью →

Расклад: «дом»

  1. Таро
  2. Расклады Таро карт

Этот расклад используется в тех случаях, когда вопрошающий хочет подробно рассмотреть дела, связанные с домом или квартирой, прежде всего в контексте материальных проблем, которые могут появиться, или перемен, которые, как боится вопрошающий, могут произойти в его материальном положении, а также в связи с его планами в этой сфере и способом их реализации. Интерпретация проводится с помощью следующего ключа:S — Сигнификатор.1 — отношение вопрошающ читать полностью →

Великомученик Федор Тирон

2-е марта (17 февр. церк.кал.)

В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиа́на (286–305 г.) воин Федор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище «ти́рон” по-латыни значит «новобранец”). Отказавшись исполнить это, Федор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через несколько времени мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Федор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305-го года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.

Лет 50 после кончины святого Федора император Юлиа́н Отступник (361–363 г.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Федору Тирону и благословляется кутья.

Тропарь:
Ве́лия веры испра́вление, во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ успокое́ния, святой мученик Фео́дор ра́довашеся: огне́м бо всесожже́гся, яко хлеб сла́дкий Троице принесе́ся. Того́ моли́твами, Христе́ Боже, спаси́ ду́ши наша.

Император Старец

Попытки идентификации старца Феодора Томского как императора Александра I

Слухи о том, что под видом старца Феодора Томского скрывается инсценировавший свою смерть император Александр I, в последние годы своего царствования явным образом тяготившийся собственной властью, появились уже в первые годы пребывания святого в Сибири. Будто бы некоторые казаки, служившие ранее в Петербурге и видевшие царя, опознали в подвижнике последнего. «Узнаванием», к слову, объясняют и то, что, проживая в Зерцалах, Феодор Кузьмич старался лишний раз не встречаться с праведным Даниилом Ачинским, хотя, судя по высказываниям, безмерно ценил его, — святой Даниил, бывший воин, тоже знал Александра I в лицо.

Поражало современников и другое. Феодор Кузьмич оказался необыкновенно сведущ в жизни высшего общества конца XVIII — первой четверти XIX веков. Рассказывая об Отечественной войне 1812 года, он сообщал такие подробности, каких не мог знать простой смертный. При этом старец никогда не поминал в своих рассказах ни Павла I (грех отцеубийства всегда тяготел над старшим сыном задушенного гвардейцами царя), ни Александра I.

Если кто-нибудь дерзал настаивать на том, чтобы Феодор Кузьмич все-таки открыл свое прошлое, тот отвечал уклончиво:

По кончине старца в его келье, в числе иных предметов, были будто бы обнаружены документ о бракосочетании императора Александра I, резное распятие из слоновой кости, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А». Иногда говорят о каких-то бумагах, заставивших зачастить в Сибирь представителей правящего Дома Романовых.

Все это вот уже полтора века не дает покоя многим. В спорах ломаются копья, написаны тысячи страниц, приведено множество «доказательств» того, что Феодор Кузьмич есть не кто иной, как Александр I, и столь же «убедительных» «опровержений» этого.

Напоследок приведем высказывание игумена Силуана (Вьюрова), управлявшего Богородице-Алексиевской обителью в 1999—2013 годах (ныне он является епископом Колпашевским и Стрежевским):

Икона Феодора Стратилата

Феодор Стратилат является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Икона великомученика может стать вашим личным оберегом, который защитит вас от любых жизненных трудностей.

При жизни Феодор Стратилат прославился не только своими героическими поступками, но и непоколебимой вера в Бога. За его милосердие и храбрость Господь просветил его познанием христианства, что помогло святому Феодору защитить себя и человечество в бою со страшным змеем, который держал в страхе всех жителей Евхаита. До последних дней своей жизни великомученик отстаивал христианскую веру в мире язычников, что впоследствии и стало причиной его страданий и мучительной смерти.

История Феодора Стратилата

Великомученик Феодор Стратилат родился в старинном городе Евхаит. Не только храбрость и героические поступки прославили воина среди местных жителей, но и его вера в Бога, которую он не скрывал от других людей. Когда в окрестностях города завелся огромный змей, который пожирал все, что встречалось на его пути, и держал в страхе всю округу, только Феодор не побоялся отправиться на бой с чудовищем. Вооружившись мечом и молитвой, обращенной к Господу, он в одиночку напал на змея и безжалостно обезглавил его. После этого подвига Феодор заслуженно был назначен военачальником Гераклея, но помимо службы продолжал проповедовать христианскую веру.

В это время к власти пришел император Ликиний, который не одобрял проповеди молодого воина. В лице христианских верующих он видел угрозу для язычества. Однажды император прибыл в Гераклею и потребовал, чтобы святой поклонился языческим идолам, на что получил твердый отказ. Ликиния разгневал такой ответ, и он потребовал подвергнуть Феодора страшным мучениям. В этот же день Феодора распяли на кресте, но ангел, явившийся ночью, исцелил его. На следующее утро язычники увидели великомученика живым и невредимым и решили, что это Божье чудо. Узнав об этом, император приказал обезглавить Феодора.

Описание образа великомученика Феодора

Старинная икона Феодора Стратилата была написана в 19 веке в иконописной мастерской, расположенной рядом с Великим Новгородом. На ней вы можете увидеть храброго воина, который держит в одной руке копье, а в другой — круглый воинский щит или крест, что свидетельствует о мученических подвигах Феодора. На данный момент существует много разновидностей икон с изображением святого, но по композиции они похожи друг на друга.

О чем молятся Феодору Стратилату

Приобретя небольшую икону святого Феодора, вы можете сделать ее своим оберегом. Она помогает в укреплении веры, защищает от проблем и трудностей и помогает найти выход из любой ситуации.

Военные почитают Феодора Стратилата как своего покровителя и, отправляясь на службу, просят его о благословении и защите.

Заключенные обращаются к великомученику Феодору с просьбой о прощении грехов и скором освобождении.

Если в семье есть больной или одержимый злыми духами, родственники обращаются к святому Феодору с просьбой об исцелении и заступничестве.

Где находится икона святого Феодора

Во многих храмах нашей страны вы можете увидеть почитаемый образ великомученика Феодора Стратилата. Одна из самых знаменитых икон по сей день украшает северный фасад часовни Александра Невского, расположенной на Ваганьковском кладбище в Москве.

Молитва Феодору Стратилату

«О славный и великий мученик святой Феодор Стратилат! Защити нас грешных, обращающихся к тебе с молитвами в надежде на помощь твою. Заступись за нас перед Господом Богом, попроси его о прощении грехов наших, пускай убережет Он нас от зла и нападения безбожников. Пусть даст он нам житие тихое и узнает о нашей вере в Него, Его силу и могущество. Славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Дата празднования иконы

Молитвы, обращенные к святому Феодору, помогут вам защитить себя и своих близких от любых неприятностей. Попросить великомученика о помощи вы можете в любой день, но лучше всего сделать это 21 февраля или 21 июня. Именно в эти дни состоятся богослужения, посвященные памяти Феодора Стратилата.

Искренняя молитва — лучший оберег на все случаи жизни. Чтобы защитить себя от зла и проблем, обратитесь за помощью к святым, а поможет вам в этом эффективная молитва. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконография Феодора Стратилата

времён

Феодор Стратилат изображается в , чаще всего в правой руке он держит , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка).
Также на иконах часто изображают (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён .
Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит .
Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён .
Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне.
В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький , также как и на иконах Георгия Победоносца.
Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым.
под святым Феодором на изображается белым, иногда — буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были воинами, но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с . Эта связь прослеживается по преданиям византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись царя и царицы , венчание которых состоялось в . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине получили распространение святого Феодора, бывшего царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора .
  2. Храмовая икона второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Молитвы святым

Будучи знатного происхождения (есть все основания считать, что это император Александр I), Феодор оставил мир в уже пожилом возрасте, и подвизался в подвиге странничества.

Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные – он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре!

Кондак святому праведному Феодору Томскому, глас 4

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

  • Праведный Феодор Томский – Томская и Асиновская епархия
  • Император Александр I – старец Феодор Томский: прямые и косвенные доказательства (видео) – Виктор Федоров
  • Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский (книга – историческое исследование) – Виктор Федоров
  • Крестный ход памяти старца Феодора Томского – Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Сегодня Святая Церковь чтит память великомученика Феодора Стратилата (319), отмечает Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. чтит память преподобного Ефрема, Патриарха Антиохийского (545), преподобного Зосимы Финикийского (VI), святителя Феодора, епископа Суздальского (ок. 1023), отмечает обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501), отмечает праздник Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

Сегодня мы чтим память покровителя православных воинов св. вмч. Феодора Стратилата. Он был воеводой (стратилатом) в г. Ираклеена побережье Черного моря. Исповедуя Христову веру, он своей благочестивой жизнью расположил к себе горожан, многие из которых, следуя его примеру, отрекались от язычества и принимали св. Крещение. За отказ поклониться идолам, вмч. Феодор после мучительных пыток был распят на кресте, а затем обезглавлен.
На Руси св. Феодора издавна почитали как покровителя православного воинства. Его именем названа одна из чудотворных икон Божией Матери — Феодоровская, которая в начале XII века была обретена в церкви в честь вмч. Феодора Стратилата. Именно перед этой иконой представители Земского Собора 1613 г. после страшной смуты вымолили Земле Русской Царя Михаила Феодровича, положившего начало династии Романовых.

Сегодня мы вспоминаем светлейшего князя, генерал-адъютанта и генерала от кавалерии, разведчика Александра Ивановича Чернышева (1786-1857).
А.И.Чернышев родился в семье сенатора генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва и Евдокии Дмитриевны Ланской. После домашнего воспитания был принят камер-пажом к высочайшему двору; затем служил в кавалергардском полку и боевое поприще начал в сражении при Аустерлице, участвовал в кампании 1807 года; в 1808 году ездил в Париж и Байонну с поручениями к императору Наполеону. Во время кампании 1809 года состоял при французском императоре. После Шёнбруннского мира он остался в Париже в качестве доверенного лица русского императора и нашего военно-дипломатического агента.
Отозванный в 1811 году, Чернышёв исполнил важное дипломатическое поручение в Стокгольме, а по возвращении оттуда состоял при императоре; был отправлен к фельдмаршалу Кутузову и адмиралу Чичагову, для объявления им плана общего движения русских войск к Березине. Вскоре по прибытии к Дунайской армии, Чернышёв был послан Чичаговым из Бреста, с лёгким конным отрядом, в герцогство Варшавское, для действий в тылу австрийского корпуса Шварценберга. С этого времени начинается партизанская деятельность Чернышёва, причём ему приходилось командовать не только мелкими, но и весьма значительными отрядами; особенно известно занятие им города Касселя в 1813 году.
В 1819 году он был назначен членом комитета об устройстве донских войск и присутствующим в комитете о раненых; в 1821 году получил в командование лёгкую кавалерийскую дивизию. Находился при Александре I во время его кончины в Таганроге.
25 ноября 1825 года командирован во 2-ю армию для следствия по делу декабристов, привел армию к присяге Николаю I. В январе 1826 года включен в состав Следственной комиссии по делу декабристов. В день коронации Николая I возведён в графское достоинство; в 1827 году назначен товарищем управляющего главным штабом Его Величества и вслед за тем, 26 августа того же года, поставлен во главе военного министерства; сохранял этот пост до 26 августа 1852 года.
В 1848 году назначен председателем Государственного совета Российской Империи. Император Николай возвел его в княжеское достоинство и назначил шефом Санкт-Петербургского 1-го уланского и Кабардинского егерского полков.
Проблемы со здоровьем и почтенный возраст заставили его просить у императора увольнения с должности военного министра, на что было получено высочайшее соизволение, а председателем Государственного Совета он оставался до своей смерти, последовавшей в 1857 году в городе Кастелламмаре-ди-Стабия, близ Неаполя (Италия).
Также сегодня день памяти государственного деятеля, министра иностранных дел графа Михаила Николаевича Муравьева (1845-1900).
М.Н.Муравьев учился в полтавской гимназии, посещал гейдельбергский университет; поступив на службу в министерство иностранных дел, сперва состоял при миссии в Берлине, потом был секретарём в разных посольствах.
Во время войны с Турцией (1877—1878) был на театре военных действий одним из уполномоченных Красного Креста; по окончании войны был первым секретарём посольства в Париже (при после кн. Орлове), потом советником посольства в Берлине (при том же Орлове); в Берлине был первым председателем Совета Свято-Князь-Владимирского братства, членом которого до смерти остался; в 1893 — 1896 гг. посланник в Копенгагене.
1 января 1897 года (после смерти Лобанова-Ростовского) назначен управляющим МИД; с 13 апреля того же года — министр иностранных дел. Назначение его в Германии было восприпринято как акт до некоторой степени враждебный Германии: Муравьёв считался славянофилом. К периоду его управления министерством относится греко-турецкая война (1897), во время которой Россия вела туркофильскую политику; она организовала европейскую блокаду Крита, причём русские и другие европейские суда стреляли по инсургентам — христианам. После поражения Греции Россия, однако, содействовала признанию автономии Крита. Политикой Муравьёва на юге Балканского полуострова и в Македонии посеяны у христианского населения семена недоверия к России.
В 1898 году подписано соглашение с Китаем относительно взятия Россией в аренду Порт-Артура, чем начата та дальневосточная политика, которая привела к войне с Японией. В Китае Муравьёв поддерживал старокитайскую партию (императрицы и боксёров) против партии реформ, что было одной из причин восстания боксёров в 1900 году, вызвавшего необходимость международной военной экспедиции в Китай.
В августе 1898 года, согласно Высочайшему повелению, обратился к державам с приглашением на конференцию всеобщего мира, собравшуюся в Гааге в 1899 года. Начинание это находилось в явном противоречии с воинственной политикой на Дальнем Востоке, но содействовало укреплению на некоторое время престижа России.
Похоронен в церкви Григория Богослова («Кушелёвская») в Сергиевой пустыни (ныне в Санкт-Петербурге).

Сегодня день памяти великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, скончавшегося в 1908 году.
Он родился 18 марта 1844 г. в Тихвине. В году обучения в морском кадетском корпусе, будущий композитор увлекся музыкой и вскоре потерял интерес к морскому делу. С 1861 г. Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из путешествия, Римский-Корсаков представил М.А.Балакиреву свою первую симфонию, которая, исполненная вскоре на одном из концертов бесплатной музыкальной школы, имела большой успех. За ней последовала опера «Псковитянка» и другие произведения композитора. В 1871 г. Римский-Корсаков получил место профессора в петербургской консерватории. Одновременно с этим композитор состоял инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работал в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., был помощником управляющего придворной певческой капеллой.
Несмотря на большую занятость, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась его опера «Майская ночь», а в 1882 г. — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная манера в обработке национальных мелодий выступили с большим рельефом. В 1897 г. композитор окончил фантастическую оперу «Садко», которая имела огромный зрительский несомненный успех. Не менее обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Важное просветительское значение имела и дирижерская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Благодаря его редакторской работе были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки.

Также сегодня мы вспоминаем рядового-артиллериста, Героя Советского Союза Федора Тихоновича Чиркова (1925-1979).
Ф.Т.Чирков родился 11 июня 1925 года в селе Ровенка Воронежской губернии (ныне Добринского района Липецкой области). После окончания семилетней школы работал в колхозе. В мае 1943 года призван в РККА. С октября 1943 года — на фронте Великой Отечественной войны, наводчик орудия, рядовой. Воевал в Донбассе, на Левобережной Украине, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике, Восточной Пруссии.
В мае 1944 года в боях за освобождение Севастополя перед орудийным расчётом рядового Ф.Т.Чиркова была поставлена задача не дать вражеским кораблям уйти в море. Прямой наводкой был подожжён корабль с живой силой. За этот бой рядовой Ф.Т.Чирков был награждён орденом Славы III степени.
Отличился в апреле 1945 года во время штурма Кёнигсберга (ныне Калининград) в бою за форт № 5. После войны вернулся в родные края, работал преподавателем в школе, затем — в колхозе.
Умер 21 июня 1979 года в селе Ровенка Добринского района Липецкой области.
Также сегодня день памяти поэта Леонида Николаевича Мартынова (1905-1980).
Л.Н.Мартынов родился в семье техника путей сообщения и сельской учительницы. Начал печататься в 1921 г. Был книгоношей, участвовал в геологических экспедициях. Историческому прошлому Сибири посвящены поэмы-повести 30-х годов («Тобольский летописец», «Искатель рая», «Домотканая Венера» и другие), которые отличаются оригинальными фабулами, этнографической достоверностью, широтой философской основы. Как бы комментарием к поэмам являются художественно-исторические очерки в прозе «Крепость на Оми» (1939) и «Повесть о Тобольском воеводстве» (1945). Романтическая лирика Мартынова связана с легендарно-фантастическим образом «Лукоморья» (сборники «Лукоморье» и «Эрцинский лес», оба — 1945) — символом северной родины поэта и одновременно желанной страны счастья. В зрелом лирическом творчестве Мартынова (со 2-й половины 40-х годов) — сборники «Стихи» (1955), «Первородство» (1965; Государственная премия РСФСР имени М.Горького, 1966), «Голос природы» (1966) и другие — преобладает радостное чувство неустанного обновления мира, возникающее из впечатлений и примет повседневности и достигающее планетарных, даже космических масштабов. Для лирического героя Мартынова характерны демократизм, презрение к дутым авторитетам и раболепию, желание взять на себя ответственность за всё происходящее в мире. Стихи Мартынова носят характер размышлений, поэтическая мысль подаётся в обобщённо-аллегорических и афористических формах и закреплена игрой словесных и звуковых ассоциаций. С 50-х годов развёртывается работа Мартынова как поэта-переводчика (сборник «Поэты разных стран», 1964). Стихи Мартынова переведены на многие иностранные языки. Награжден двумя орденами, а также медалями.
Сегодня мы также вспоминаем Владимира Павловича Гуркина (1951-2010), актера, драматурга, сценариста, режиссера, члена Союза писателей России.
В.П.Гуркин родился 13 сентября 1951 года в селе Васильево Гороховского района Пермской области, в семье тракториста. В семь лет (в 1958 г.) вместе с семьей переехал в г. Черемхово Иркутской области. Учился на актёрском отделении Иркутского театрального училища, которое закончил в 1971 году. Работал актёром в Иркутском ТЮЗе, прошёл службу в Советской армии, затем вновь работал в иркутском ТЮЗе, позже (1976-1983 гг.) — в Омском драматическом театре, Амурском областном театре драмы (г. Благовещенск). После опубликования и постановки пьесы «Любовь и голуби», в том числе телеверсии в 1984 году, — в театре «Современник». С 1993 — МХАТ им. Чехова. В конце весны 2010 года, уже зная о раке лёгкого, драматург вернулся на родину — в Черемхово. За неделю до смерти почувствовал себя плохо, исповедовался и причастился. Друзья перевезли его в Иркутск в областной онкологический диспансер, где Владимир Павлович скончался от рака лёгкого 21 июня 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *