Феодосий кавказский мощи

Минеральные воды, 10 августа 2015 г.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного.

Торжества начались 7 августа всенощным бдением. Затем в течении всей ночи в храме совершалось богослужение. В 3 часа ночи началась ранняя Божественная литургия, которую совершили насельники Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, за которой причащались около пятисот человек, в 5 часов утра была совершена 2-я Божественная литургия, за которой причащались около трехсот человек.

В 9 часов началась поздняя Божественная литургия, которую возглавил настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, ему сослужили благочинные и клирики Пятигорской епархии, а также гости из Москвы и Марселя, причащалось более трехсот человек. Затем был совершен крестный ход вокруг храма.

Богослужение завершилось, но паломники, в течении всего дня, непрестанным потоком, прибывали в храм, чтобы в этот праздничный день, помолиться возле раки с мощами преподобноисповедника.

Преподобный Феодосий Кавказский

Иеромонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 4 ноября 1862 года в Пермской губернии.

Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

Неудивительно, что, обладая глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Феодор Кашин в 1889 году направил свои стопы в Святую Гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и через 8 лет был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении «русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого», которое совершил 12 декабря 1897 года Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. «Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди /:/; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником».

С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня.

В 1913 году иеромонах Феодосий вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Северный Кавказ, где и поселился в станице Кавказской с намерением устроить там «больницу-богадельню с домовой церковью».

После 1917 года иеромонах Феодосий, поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и осужден к 3 месяцам лишения свободы.

В 1929 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Чуть позже концлагерь заменили на высылку в Казахстан.

В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой». Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшом домике. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не угасали. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались еще в живых свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: «Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: «Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит».

Вот что рассказывает о погребении исповедника житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. «После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают: Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой».

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Он часто говорил перед смертью: «Кто меня будет поминать, с тем всегда рядом буду». И слова эти исполнились. Верующие люди давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, и многие, очень многие получают просимое. Народная тропа к могилке старца не зарастает и поныне. Да и как же могло быть иначе, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего.

По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.


2017.08.30

«Даже рясу выбросили в коридор»

Батюшка ФеодосийСайт Курганской епархии

В Курганской епархии произошла новая некрасивая история. Послушники Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря рассказывают, что местного батюшку — отца Феодосия — лишили поста из-за того, что он стал неугоден владыке Иосифу. При этом священнослужителя не просто разжаловали, но сослали в глухую деревню, где он влачит нищенское существование и может служить лишь в церкви без крыши и окон.

В редакцию Znak.com обратились послушники Чимеевского монастыря, которые сильно опечалены ссылкой местного батюшки, отца Феодосия, из-за конфликта с руководством Курганской епархии. Как рассказывают люди, отец Феодосий был наместником монастыря около полутора лет. До этого он служил в Житниковском храме и имел лишь 10 классов образования. «Он не был готов трудиться в такой должности, но указ митрополита нужно выполнять, и отец Феодосий приехал и с усердием приступил к работе», — рассказывают те, кто с ним знаком.

По словам одной из послушниц монастыря, с приходом Феодосия в храм потянулись люди со всех ближайших деревень — это одно из немногих мест, где можно найти работу. И отец Феодосий взял в штат больше 100 человек.

«Батюшка — это сама доброта, — говорит послушница. — Он в монашестве. У него нет ничего — ни машины, ни квартиры. Но, когда он служил в Житниково, ему очень много благословили скота. И владыка сказал перевезти весь скот в Чимеево: здесь буквально за месяц выстроили свинарники, коровники, привезли корм, подготовились к зиме».

С приходом первых холодов случилось ЧП: перестало работать газовое отопление. Отец Феодосий, как вспоминают местные, старался изо всех сил: зимой включали тепловые пушки, срочно закупали отопительное оборудование и ставили его заново. Холода удалось пережить.

При отце Феодосии, по словам послушников, в Чимеевском монастыре полностью отремонтировали пекарню и заменили оборудование, что позволило снабжать хлебом 7 ближайших деревень. В большой трапезной кормили всех паломников. Для них же было открыто три гостиницы. За месяц построили две фермы, где было 23 дойных коровы, а также телки, нетели, быки, овцы, поросята и лошади. Церковное хозяйство заготавливало дрова и снабжало ими всех деревенских жителей.

Но произошел неожиданный конфликт. По словам послушников, к отцу Феодосию приехал секретарь епархии Иннокентий. Разговор был с глазу на глаз, но после беседы батюшка поделился со своими близкими людьми его содержанием, и так оно стало известно определенному кругу лиц.

«Рассказывают, что Иннокентий начал говорить отцу Феодосию: «Батюшка, пора делиться», — передают наши собеседники.

Этот разговор якобы поднимался не один раз. Наместник монастыря все время отказывался перечислять в епархию какие-либо денежные средства. Позднее у него, как рассказывают, также попросили перевезти скот из Чимеево в Смолино — батюшка согласился, но отметил, что для этого нужно подготовить почву.

Но в итоге в монастырь приехала комиссия, и в марте 2017 года батюшка лишился своего поста. «Даже его подрясник и рясу опечатали и не отдали, а потом взяли и выбросили в коридор», — рассказывают свидетели произошедшего. Вместо него наместником стал отец Петр.

Какие именно нарушения вскрыла комиссия, неизвестно. Никакой бухгалтерской и документарной проверки, по данным послушников, не проводилось. Предположительно, батюшку обвинили и в раздутии штата рабочих, на зарплаты которых уходила приличная сумма. Сами люди связывают это с добротой батюшки — он просто не мог отказать людям, которые хотели быть ближе к церкви и больше не могли найти работу.

По данным послушников, отец Феодосий просился на прием к владыке, но тот не принял его ни разу с Рождественского поста. «Его духовные чада ездили на прием. Владыка назначил им время. Они прождали целый день, но он их так и не принял», — рассказывают наши собеседники. По их данным, в итоге батюшка сам написал прошение освободить его от поста, раз ему не доверяют.

После этого отец Феодосий уехал в Житниково, где сейчас «находится между небом и землей». «Он живет в летней сарайке. У него нет ничего для проживания. Питается тем, что принесут местные жители. Владыка в конце концов дал приказ дать ему служить в храме в Речкино, где нет крыши, окон и даже ни одной иконки», — рассказывают послушники.

А в самом известном Чимеевском монастыре с уходом отца Феодосия сократилось число прихожан. «Народ уже разуверился. Раньше приезжало много людей не только из области, но и из Челябинска, из Тюмени, из северных регионов. Но батюшку убрали, а владыка Иосиф даже отказался от объяснений, и люди просто перестают ходить в церковь», — говорят послушники монастыря.

По их словам, аналогичная ситуация сложилась в храме Пантелеймона Целителя, куда после того, как убрали отца Владимира, пришел батюшка, не имеющий права служить.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

В современной России прославляется множество святых мужей. Одним из них является Феодосий Кавказский — человек с удивительной судьбой. Его личность и биография вызывают множество споров среди церковнослужителей, при этом тысячи простых христиан почитают его как богоизбранного предстоятеля и чудотворца.

Биография

О жизни отца Феодосия рассказывают некоторые исторические документы и отрывочные воспоминания современников. Но основная информация содержится в житиях, написанных его послушницами.

Преподобный Феодосий Кавказский

Юные годы

В различных источниках приводятся различные даты рождения будущего исповедника.

  1. Во многих житиях фигурирует дата 1800 г. Она выглядит довольно фантастично, так как в этом случае на момент смерти старцу было 148 лет.
  2. По другим сведениям, Феодор родился в 40-е гг.
  3. Наиболее вероятной датой рождения считается 1862 г. Эти сведения подтверждаются и официальными документами, и косвенными свидетельствами современников.

Родился Фёдор в семье крестьян Кашиных в Пермскрой губернии. Семья была набожный и благочестивой, с молитвы начинающей не только важные дела, но и повседневную деятельность. Женщина, принимавшая младенца, утверждала, что ему предначертана судьба великого служителя Господа, так как он родился в монашеском головном уборе.

По преданию маленький Фёдор с малых лет любил уединяться в лесу для молитвы. Он быстро развивался и часто просил свою мать Екатерину читать вслух слова псалмов.

В юном возрасте Фёдор покинул дом отца и отправился с паломниками на святой Афон. Разные источники указывают разный возраст юного путника: от 3 до 14 лет. Добравшись до острова, мальчик пришёл к воротам монастыря Положения Пояса Божией Матери и попросил оставить его на жительство.

Игумен Иоанникий согласился принять в стенах своей обитель чудесного ребёнка. Юный послушник смиренно выполнял порученную работу, учился грамоте и много молился. Уже в это время он вёл подвижническую жизнь, которая заключалась в следующем:

  • праведном смиренно труде;
  • слёзной молитве Господу;
  • строгом посте;
  • молчании, нарушаемом при особой необходимости.

Искушаемая дьяволом монастырская братия с пренебрежением и завистью относилась к юноше. Это чувство усилилось после чуда исцеления жены русского генерала. По преданию она была долгие годы одержима бесом. Но однажды во сне ей явился молодой юноша, а Всевышний Голос поведал ей, что именно этот молодой инок, живущий в одном из афонских монастырей, сможет излечить её.

Монахи обители Положения вышли на пристань, но женщина не узнала ни в одном из них юноши из видения. Тогда позвали послушника Фёдора. Увидев его, одержимая христианка закричала грубым голосом, что этот юноша изгонит беса. После трехдневного поста юноша освятил на иконе Богородицы воду и окропил ею женщину, которая вскоре избавилась от одержимости.

Икона святого преподобного Феодосия Кавказского

Через некоторое время Федору предстояло принять постриг. Игумен, узнавший, что юноша не является сиротой, велел ему перед этим событием взять разрешение у родителей. Несмотря на трудности путешествие прошло удачно, и в 18 лет Фёдор стал иноком, приняв имя Феодосия.

Интересно: помимо врожденной отметины, было ещё одно знамение богоизбранности маленького Феди. Однажды во время общей семейной трапезы на руку ребёнка сел голубь, появившийся чудесным образом из-за икон. Мать приказала прогнать его, и птица улетела в том угол, из которого появилась. Только через много лет Екатерина Кашина, поняла, что голубь был вестником Господа.

Зрелость

За несколько лет Феодосий достиг сана иеромонаха. Его быстрый духовный рост, смирение в служении и хорошее отношение к нему настоятеля поселили в душах братии греховную зависть. Они много раз обращались монахи к константинопольскому патриарху с доносами на смиренного инока.

После сообщения, в котором говорилось, что Феодосий якобы провел в свою келью под видом юноши молодую женщину, его заковали в кандалы и бросили в темницу. Но и в этот раз Господь не оставил сына своего. В течение трёх дней являлся патриарху посланник Божий с приказом освободить безвинного монаха. Осознав допущенную ошибку, патриарх выпустил его из заточения и назначил его священником при константинопольском храме.

Несколько лет нёс Феодосий послушание помощи нуждающимся людям в Царьграде. После чего отправился на Святую землю, где удостоился чести служить в Кувуклии главного иерусалимского храма. Очевидцы отмечают, что образованный монах совершал молитву на языке прихожан, которые находились в этот момент в церкви.

Точно неизвестно сколько лет провёл монах в Иерусалиме, но к концу XIX столетия он вернулся в афонскую обитель. Игуменом обители Положения всё ещё являлся Иоанникий, являющийся духовным отцом и учителем Феодосия. В монастыре существовал обычай передавать пост настоятеля келий (малочисленных монастырей) по завещанию ученикам. Так иеромонах Феодосий стал игуменом обители. Его тяготила эта должность, заботы которой отвлекали от главной цели жизни — служению Господу.

В 1901 г. инок вернулся в Иерусалим. Здесь он жил до 1905 или 1913 г. Вернуться в Россию ему помог отставной русский генерал, имеющий поместье вблизи станицы Платнировка. В течение нескольких лет Феодосий и несколько послушниц странствовали по русской земле. Они побывали в Пермском крае, Челябинске и осели на Кубани. Небольшая община расположилась в двух маленьких домах в месте Тёмные Буки в нескольких километрах от Горненской обители.

Святой источник в Пустыне Феодосия Кавказского

К отцу Феодосию, озаренному по милости Господа даром прозрения, приходило множество людей, нуждающихся в благословении и помощи. К жителям маленькой пустыни приходили дети, которых послушницы обучали грамоте. В качестве платы за обучение крестьяне приносили в обитель продукты.

Советский режим

В первые годы после большевистской революции жизнь старца и его послушниц текла в привычном русле. Существуют сведения, что при помощи местных жителей был организован приют для беспризорников.

За несколько дней до праздника Пасхи в 1925 (1927) г. в пустынь приехали большевики, которые арестовали старца по обвинению в антисоветской пропаганде. Старого монаха приговорили к трём годам лагерного заключения. Точных сведений о месте его заключения не сохранилось. Предположительно старец некоторое время провёл в Соловецком лагере, а затем был переведён в одну из казахстанских колоний.

Важно! После освобождения в 1931 году Феодосий поселился в городе Минеральные Воды в маленьком домике, который приобрели две его послушницы, покинувшие обитель в Тёмных Буках сразу после ареста старца.

В прибрежном городе старец вёл двойную жизнь: днём он представал перед горожанами в образе юродивого старика, а ночью в тайной церкви, организованной в занимаемой им доме, верующие люди видели строгого священника. С помощью Господа он совершил множество добрых и чудесных дел.

Конец земного пути

В последние годы жизни старец Феодосий испытывал физическую немощь. Большую часть времени он проводил в постели, поднимаясь с неё по натянутой верёвке. Несмотря на это обстоятельство к нему продолжали приходить сотни людей. Всех их батюшка принимал и помогал словом и молитвой в их горестях.

Как и многие праведники, отмеченные Господом, кавказский старец заранее знал о дне своей кончины. Своих учеников он попросил умыть его крещенской водой, после чего благословил их и повелел им читать молитву Христову, не заботясь о погребении, так как Всевышний Отец всё сам устроит. Через три дня 8 августа 1948 г. его земная жизнь закончилась.

С погребальными мероприятиями Феодосия связано множество чудесных событий.

  1. После смерти праведника на пороге его дома появился старец в сандалиях и деревянным посохом в руках. Он попросил учеников покойного исповедника разрешить ему совершить чин отпевания. Удивлённые послушники согласились на просьбу старого человека, который красивым сильным голосом произнес все положенные требы и молитвы. По окончании чина он вышел за порог и исчез.
  2. Когда гроб с телом старца вынесли из дома и хотели сделать последнее фото, фотограф не смог сделать ни одного кадра, так как от него исходило яркое свечение.
  3. До окраины города небольшой гроб несли местные жители. Но едва процессия прошла последнюю улицу на дороге появились 4 красивых юношей в богатых одеждах. Они взяли гроб и донесли его до кладбища, опустили его в могилу, кинули по горсти земли и незаметно для окружающих исчезли.

Современники вспоминают, что на похороны исповедника собралось множество человек. Немощные люди падали на дорогу под гроб праведника и получали исцеление от своих недугов.

Еще читайте о чудесах:

  • Чудеса святителя Николая в наши дни
  • Чудеса в православии: истории и свидетельства
  • Чудеса и помощь Божьей Матери

Идеи и поучения

Ученики и паломники, в большом количестве приезжающие к старцу Феодосию вспоминают, что он говорил, что единственный путь спасения человека можно познать в лоне Православной церкви — единственной не изменившейся со дня воскрешения Иисуса Христа. Своим ученикам он указывал на необходимость любое дело начинать и заканчивать молитвой. Даже осенение себя крестным знаменем сопровождается умной молитвой.

В советское время Феодосий встал на сторону патриарха Тихона, отрицая церкви раскольников и обновленцев. В послевоенное время местные власти пригласили уважаемого в городе старца в обновлённый храм, открытый сергианцами. Немощный старик отправился к Покровской церкви с посохом в руках и санками.

Камень, на котором молился Феодосий Кавказский

Не дойдя до здания несколько метров, он поскользнулся и упал. На санках, которые катил старик за собой, его доставили к его жилищу. Многие очевидцы и ученики праведника увидели в их этом событии нежелание Господа допустить своего сына в новый храм.

Чудеса

В преклонные года Феодосий получил от Господа дар прозрения. Он видел душу и мысли приходящих к нему людей, обличая их греховные помыслы и деяния.

  1. Однажды в буковую пустынь приехали 7 женщин. Шестерых из них старец благословил, а последней приказал вернуться домой и вернуть мужа жене, а отца детям. Эта паломница имела связь с женатым мужчиной. Она выполнила наставление старца и через некоторое время вернулась к нему для покаяния и благословения.
  2. В Минеральных водах соседкой праведника была пожилая женщина, которая вырастила в одиночку дочь-подростка. В её голову закралась греховная мысль заставить свою дочь заниматься блудом, чтобы зарабатывать семье на пропитание. Однажды, стоя у колодца, она увидела, как дед Кузюка (так называли старца простые горожане) бросил к её порогу котомку и ушёл. Женщина развязала платок и увидела в нём много денег. Она хотела вернуть их старику, но том ответил, что Господь послал ей помощь, чтобы избавить от нечистых мыслей, а дочь от грехопадения. Раскаявшаяся соседка бросилась на колени и начала благодарить исповедника. Он же посоветовал ей обратиться с благодарственной молитвой к Господу и Богородице.
  3. В тяжёлые военные годы в городском госпитале работала медсестра, у которой была большая семья. Они голодали, и женщина от отчаяния стала задумываться о самоубийстве. Однажды ночью в её дверь постучался дед Кузюка и протянул ей пакет конфет. На утро она пришла к старцу, который сказал, что своим поступком она бы отправила в рай души своих детей, а сама бы вечно мучилась в аду. Вскоре женщине предложили новую работу, и начали давать хлеб, помогающий её семье пережить военные годы.

Станционный рабочий вспоминал о настоящем чуде, которое совершил городской юродивый. Он в одиночку, держа в одной руке зажженную свечу, оттолкнул от здания госпиталя вагоны, груженые боеприпасами. А через несколько минут на это место упал немецкий снаряд. Если бы вагоны остались стоять на прежнем месте, то здание госпиталя и пациенты сильно пострадали.

Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник в Пустыни Феодосия Кавказского

Через некоторое время Кузюка спас от смерти воспитанников и работников детского сада. Он подошёл к забору и позвал детей бежать за ним. Малыши послушно последовали за смешным стариком. За ними выбежали из здания и все работники, пытаясь остановить воспитанников. В это время на сад упал снаряд, полностью уничтожив его.

После земной смерти святой Феодосий продолжает помогать людям, верящим в него. Очевидцы рассказывают о множестве случаев физического исцеления и избавления от душевных недугов.

Почитание

Вопрос о почитании старца Феодосия был поднят в Ставропольской епархии в 1994 г. По инициативе митрополита Гедеона начался сбор свидетельств о Чудеса и исцеления, произошедших по молитвам ему. Синодальная комиссия по канонизации 5 раз отказывалась в прославление Феодосия Кавказского.

Но несмотря на это владыка Гедеон в апреле 1995 г. совершил чин обретения мощей и перенесения их в храм Михаила Архангела. Через три года в ходе торжественного крестного хода, в котором приняли участие более 70000 человек они были перенесены в Покровский собор.

Датой почитания Феодосия Кавказского в Ставропольской епархии считается 8 августа — день кончины старца.

Феодосий Кавказский для верующих в него людей — пример истинного служителя Господа. При этом в истории его жизни и почитании множество спорных вопросов, ответы на которые сможет дать только время и Господь.

Житие преподобного Феодосия Кавказского

Схииеромонах Феодосий Кавказский (в миру Феодор Кашин). Сегодня 8 августа день Блаженной кончины Старца.

Фото с могилы Прп. Феодосия — Огненный столп.
Родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии. Архив Минераловодского ЗАГСа навел необходимые справки и установил точную дату рождения Феодора Кашина, уроженца Пермской губернии, в последствии Схииеромонаха Феодосия. Вполне естественно, что справка о рождении Старца была выдана именно этим органом, проделавшим необходимую работу по установлению его даты рождения — 3/16 мая 1841 года, но не как считалось ранее 3/16 мая 1800 г.*
Родители его Феодор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане. Еще при рождении Феодора повивальная бабка сказала слова, которые в дальнейшем стали пророческими: »Он будет великим священником — родился в монашеской камилавочке».

Господь, от чрева материнского избрал его Своим служителем и сподобил особенных благодатных дарований. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был боль¬шой камень, к которому приходил маленький Феодор, влезал на него и долго, по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы ему был голос: «Камень, на котором ты молишься, Раев…». Так он и называл его «Раев Камень».
Семья, в которой рос Феодор, была большая и собирались все вместе обычно, когда было время обеда. Однажды, когда все собрались к обеду, и сели за стол, от Святаго Угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Феодору, тот с любовью погладил его. Но мать велела прогнать его. Тогда Феодор поднял на ручке голубя насколько мог к верху, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами: все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.
По некоторым сведениям Феодор попал на Святую Гору Афон в трехлетнем возрасте пристав к группе паломников, по другим (непечатным) 8 — 5 лет от роду.
Когда паломники направились в обитель Положения Пояса Богоматери. По преданию она была основана у местности скита Магула, великими монахами исихастами: Каллистом, Григорием Синаитом и Григорием Паламой.**
Подойдя к воротам обители, у которых стоял привратник, маль¬чик положил земной поклон и просил позвать игумена. Игумен, выйдя к воротам, изумился чудесному образу младенца, который припал к его ногам и сказал: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все делать».
Узнав от паломников, что Феодор ехал на пароходе как сирота, еще больше удивился и увидев своими Духовными очами Промысел Божий, устроил его нa жительство. Там он рос, обучался грамоте и был на послушании до двенадцати летнего возраста. Видя его исполнительным, способным, усердным в молитве, Игумен взял его к себе в послушники, выделил келию, где он усердно молился, без устали клал много поклонов, а молитва Иисусова была всегда у него на ус-тах, в уме и сердце. Разговаривал только по необходимости: если надо спросить или ответить. Но враг не терпел такого смирения и усердия во всем, восставал на него, вжигая у братии ненависть к нему.
Его избивали, выбивали зубы, всячески притесняли, но он радовался сему, и молился за обидящих, боясь потерять награду за смирение.
Когда Феодору исполнилось 14 лет, Афон посетил Российский генерал со своей женой, одержимой нечистым духом, которой во сне было сказано, что на Афоне она получит исцеление. Так как на Святую Гору Афон не ступала нога женщины, она осталась на пароходе, а Генерал поднялся к Игумену. Объяснив цель приезда, он добавил, что во сне жена видела молодого монаха, который исцелит ее. Тогда Игумен отправил всех монахов на пристань (не пошел только Феодор).
Женщина всех осмотрела, но не нашла того, кто был показан ей в видении. Тогда братия сказала, что среди них нет «замухрышки» Феодора, (так звали его в обители).
Игумен велел позвать Феодора, и когда тот подошел, женщина закричала бычиным голосом: «Вот этот меня изгонит». Все были удив¬лены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил у него: «Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва? — Царице Неба и Земли — ответил юноша. Возьми икону Божией Матери, полей водичкой и принеси мне» — сказал Игумен.
— Отче, дай мне три дня подержать пост, — просил Феодор. Получив благословение на пост, а по прошествии его, Феодор окропил икону Казанской Божией Матери, горячо помолился и с Игуменом принес воду к пароходу.
Одержимая увидев идущих сo Святой Водой стала громко кричать: «Куда ты меня гонишь?» отслужив молебен, окропив и напоив ее водой, она исцелилась. Генерал желал вознаградить Феодора, но получил ответ:
— Я великий грешник, и не достоин такой награды, ибо Сам Целитель душ и телес наших, чрез Свою Пречистую Матерь, помог больной избавиться от ее недуга. Их благодарите. Это было первое чудо сотворенное послушником Феодором.
Подходило время пострига и Игумену было открыто, что у Феодора есть родители и, где они находятся.
Вернувшись в Пермь, и получив благословение отца и матери, уже с чистым сердцем, Феодор вновь отбыл на Афон.
Наступил 1859 год и в 18 лет Федора постригли в мо¬нахи с именем Феодосий. Это же имя носил преподобный Феодосии Печерский, чья память празднуется в день его рождения. Далее его рукоположили во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Но братия все больше озлобилась на преподобнаго и написала донос Царю в Константинополь — письмо, якобы Феодосии под видом монаха провел в свою келию женщину.
Царь с возмущением заковал его в кандалы и отправил в Константинопольскую темницу. Три раза во сне Царю являлся Ангел Господень с повелением освободить безвинного служителя Господня. Царь, осознав, что идет против воли Божией, определил его священником в Царском Храме. Для него определили помещение для приема нищих и убогих — «Русский странноприимный дом Положения Пояса Богоматери». Оно располагалось на одной линии с подворьем скита Андрея Первозванного. Пять лет прожил отец Феодосии в Царьграде, после чего отправился в Иерусалим, где подвизался и даже удо¬стоился молиться на месте погребения Спасителя в Кувуклии.
Когда отцу Феодосию исполнилось 38 лет, он вновь возвратился в монастырь, где начинал свой духовный подвиг. Келию Положения пояса Богоматери по-прежнему возглавлял игумен Иоанникий, проживший на Афоне 45 лет. За время иноческих и настоятельских трудов он устроил в разных местах Святой Горы шесть церквей и возобновил скит Святителя Василия Великого.
С древних времен на Афоне существовала традиция передавать келии по завещанию от старца к ученику, и о. Феодосий по преемственному праву унаследовал управление обителью. «Нынешний настоятель, иеромонах Феодосий — уроженец Пермской губернии, на Афон прибыл двадцать лет тому назад, где и живет безвыездно в обители Положение Пояса Богоматери, здесь же он принял постриг и в настоящее время настоятельствует».***
Однако отец Феодосий тяготился заботами настоятеля и вскоре сложил их с себя. Он возвратился в Иерусалим, где принял схиму с наречением того же имени.
В последствии Схииеромонах Феодосий стал зваться «Старцем Феодосием Иерусалимским».
Есть данные, что в начале века поклониться Гробу Господню прибыл в Иерусалим отставной генерал, помещик из станицы Платнировка. Познакомившись с отцом Феодосием, он взял на себя хлопоты по его возвращению на Родину и вскоре получил разрешение на выезд старца в Россию. С ними из Иерусалима приехала и инокиния Татиана.
С документом, выданным в обители Положения пояса Богоматери, отец Феодосий прибыл в Россию, предъявляя его везде как удостоверение личности.
Благая Вратарница привела Схииеромонаха Феодосия во Второафонский Успенский скит, который основали последователи праведного Иоанна Кронштадтского — святогорские иноки.
Для того чтобы посетить родные могилы в Южноуралье, о. Феодосий в 1906 г. заверил документ с Афона у челябинского нотариуса П.Ф. Туркина. В документе было сказано, что иеромонах Феодосий является насельником Староафонского Иверского монастыря и временно проживает в Челябинске при женском монастыре.
Что привело сюда о. Феодосия, ради чего покинул он благословенные места Богообщения и приехал в страждущую Россию?
По всей видимости, он посетил Челябинск по делам палестинского общества, открытого по предложению Великого князя Сергея Александровича в Оренбургской епархии. Поскольку о. Феодосий доподлинно знал жизнь и проблемы русских богомольцев, посещающих Иерусалим, помощь старца могла оказаться весьма значимой в организации нового дела.
Долгое время в молитвенном подвиге провёл старец в этих местах. Но прошли годы, и Господь призвал старца к служению на Кубани. И уже 6 июля 1912 года отец Феодосий получил копию афонского документа о священстве и духовничестве, за¬веренную нотариусом И.И. Простосердовым, в которой свидетельствовалось, что отец Феодосии из Иверского Афонского монастыря временно проживает на станции Кавказская, которая находилась между Ростовом и Армавиром.
Недалеко от этой станции находился Кавказский Ни¬колаевский миссионерский монастырь, где жило около ста насельников. К этой обители была приписана Екатерино-Лебяжская пустынь, где, по всей видимости, и проживал отец Феодосий, хотя доподлинных сведений на этот счёт не сохранилось.
Но здесь батюшке не хватало уединения для более глубокого погружения в молитву, и ему было открыто, что он должен поселиться в близи Горненской обители, Темные Буки, от Крымска 27 км., где теперь поселок Горный.
Своё название в народе этот монастырь получил от того, что находился в большом буковом лесу. Монастырь этот был образован в 1904 году из Покровской общины по определению Святейшего Синода. Недалеко от него о. Феодосий и устроил себе пустыньку.
Пока отец Феодосий находился в Платнировке молва о нем быстро
распространилась и стали к нему приходить многие за благословени¬ем и советом, так как в нем люди увидели сразу — истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о нуждах людских. Обладая Даром Духовного прозрения; он многих обличал, других исцелял от болез¬ней, иных врачевал словом, ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.
В 1925 году, за два дня до Пасхи, отец Феодосий был арестован, его увезли в Новороссийск, а через месяц, этапом он был отправлен в ссылку.
В 1931 году, отца Феодосия освободили, и он прибывает в Минеральные Воды. По прибытии приобретает хатку и принимает подвиг юродства: ходил по улицам одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «Дедушкой Кузюкой».
Часто отец Феодосий поучал, чтобы читали Иисусову молитву и говорил: «Если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу».
Вo время войны 1941 – 1945 гг., отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему имена некоторых из них. Используя свое положение юродиваго, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и опять-таки совершал необыкновенной сила чудеса.
По воспоминаниям архиепископа Лазаря (Журбенко), он с 1945 по 1948 гг., ездил к истинно-православному старцу Феодосию, и ездил часто, возил людей. Этот катакомбный батюшка принимал всех, кто бы ни обратился, он очень милостиво относился, был сильно любвеобильный, всех людей жалел, прямо как батюшка Серафим Саровский, исцелял больных, бесноватых. Всегда скажет хоть краткое, но наставление, длинных проповедей не произносил. Некоторым писал открытки.
В 1947 году, он тайно постриг его во иноческий чин (с именем Феодосий), благословив не раскрывать этого внешним и нести тайный подвиг в миру. Это случилось 4/17 сентября, когда Святая Церковь празднует иконе Божией Матери «Неопалимая купина» и чтит память пророка Боговидца Моисея. Именно через незримую духовную связь со старцем Феодосием уже в 60-е гг. тайный инок Феодосий (Журбенко) Промыслом Божиим установил через переписку связь с сотаинником старца — Афонским архимандритом Евгением (Жуковым), а через него – с Архиепископом РПЗЦ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, письменно благословившими ему принять священство и постриг в мантию с именем Лазарь. Через этих же подвижников Истинного Православия было установлено общение между Катакомбной Церковью на Родине и Русской Зарубежной Церковью****.
Благодарная народная память собрала множество достоверных примеров и записала в книгу, которая до сих пор передается из рук в руки, из уст в уста. И на могиле его день и ночь горит неугаси¬мая лампада, люди со свечами в руках служат панихиды и читают Акафист.
В 1993 году, после годичного перехода Свято — Ольгинского Храма г.Железноводска под юрисдикцию Российской Православной Свободной Церкви, духовенство нашего Храма собирало необходимые документы и сведения о жизни, чудесах и народопочитании старца Феодосия.
Пришли к выводу о не принадлежности Схииеромонаха Феодосия к отступникам из МП, а так же о ходатайстве перед Святейшим Синодом РПАЦ о причислении Старца Феодосия Иерусалимского (Кавказского) к лику месточтимых Святых.
Но волки в овечьей шкуре, доложили м.Гедеону (Докукину) наши намерения и в декабре 1994 года, м. Гедеоном был поднят вопрос перед епархиальной комиссией по канонизации Святых, о причислении старца Феодосия к лику Святых в лоне РПЦ МП. Однако Синодальная комиссия по канонизации под председательством Митрополита Коломенского Ювеналия изучив документы 5 раз отказывала Ставропольской епархии в общецерковной канонизации Феодосия и даже в почитание его местночтимым святым, не найдя оснований для таковой.

Мотивировка прославления*****.
1. По свидетельству самого владыки Гедеона (Митр. Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.362; видеофильм «Прп. Феодосий Кавказский») его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время «хрущёвской оттепели», не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для него стало «первым зримым чудом», говорящем о необходимости канонизации (Митр. Гедеон. Избранные труды.с.362).
2. Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские – его воспитанники по Махачкале – служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести мощи Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания святыни, первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось «прославлением» Феодосия как святого.

Отношение к Феодосию его современников******.
1. Архимандрит Иоанн (Мирошников) (род. перед революцией, служил в Астрахани, Хасавюрте, похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске) вспоминал, что о. Феодосий не признавал Церкви, был против патриарха Сергия.
2. Схииеромонах Стефан (Игнатенко) (Жизнеописание старца Схииеромонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999 г. (служил всю жизнь на Северном Кавказе, последнее время — в Пантелеимоновском храме Кисловодска, похоронен на городском кладбище)- категорически запрещал общаться с о .Феодосием.
3. Прот. Владимир Знаменский (умер в середине1990 г.) очень почитал старцев, проведывал многих больных, был великим нищелюбом, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу.
4. О. Иоанн Мешалкин (служил в Успенской церкви Пятигорска) также не упоминал о Феодосии.
5. Жители Минеральных Вод отзывались нелестно: в храм Феодосий не ходил.
6. Феодосий Кавказский ни с кем из отцов не дружил, не общался.
И вот 11 апреля, во вторник 6-ой Недели Великого Поста, епархиальная комиссия Ставропольской епархии МП во главе с прот. Павлом Рожковым, с представителями администрации г. Минеральные Воды, начали настоящее кощунство. Все дороги, ведущие к кладбищу были оцеплены ОМОНом в радиусе 8–10 км. Допускались лишь те, кто имел особый пропуск. Мощи были обследованы врачом судебно-медицинской экспертизы.
В то время рака с мощами Иерусалимскаго Старца была установлена в Храме Архистратига Божий Михаила, после завершения строительства Покровского Собора, в г. Минеральные Воды, перенесена в него и поставлены в левой части Собора у Алтаря. В данном случае, как это всегда бывает, МП берет все ей не принадлежащее беззаконно, нахально, с присущей ей тщеславием и наглостью.
Ко времени вскрытия останков уже были составлены Акафист и житие Старца, (со многими неточностями). Были изготовлены иконописные образа, тропарь, кондак и молитва.
После назначения на Ставропольскую кафедру еп. Феофана (Ашуркова) который, по его словам не потерпит нахождения «трупа» в храме, мощи Старца по его указанию были вынесены из Храма, но, боясь волнения народа, помещены в левом углу Притвора.
По-прежнему люди со всех уголков России и ближнего зарубежья приезжают, чтобы посетить могилку Старца, стараясь денно и нощно постоять у могилы, принести свои грехи и страсти для уврачевания душ и телес, и по вере своей получают помощь Схииеромонаха Феодосия Иерусалимского (Кавказскаго).

В архиве сохранился документ на имя иеромонаха Феодосия (Кашина), в котором говорится:
«По письменному приглашению досто¬почтенных выборных Старцев Священнаго Иверскаго монастыря, отправились в подведомственную Монастырю келию (Честный Пояс) русского уроженца, иеромонаха Иоанникия: 12 декабря 1897 г., мы рукоположили в Святом Храме «Честный Пояс Божией Матери», Благодатию Всесвятаго Духа по Церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери – наше Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение в такой сан Духовного его Старца Иоанникия в чтецы, диаконы, священники русского уроженца, послушника названного Старца преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося Православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таковаго признаваемаго. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то по сему даем мы ему позволение исповедовать помыслы желающих приступить к исповеди и так с духовным смотрением устроять покаяния и спасения их, соразмерно сил каждаго, возводимый в сан священства он обязан испытывать и последовать обстоятельства, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи, с испытанием их и быть их восприемником. В удовлетворении действительности его священства выдали мы, настоящее свидетельство ему упомянутому иеромонаху Феодосию на Святой Горе Афонской, 14 декабря 1897 года».
(Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. №2496. С подлинным верно. Константинополь;10 июля 1901 г. Н. Д. Драгоман, Российского Консульства, Генеральный Консул).

Преподобного Феодосия Кавказского почитают в Белорусской Православной Церкви и на Афоне. В каждой келии Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне есть икона преподобного Феодосия. Духовник монастыря архимандрит Макарий однажды сказал: «Это наш святой-русский афонский монах, он нам очень близок, мы его особо почитаем и молимся ему»*******.
В Белорусской Православной Церкви проводятся Свято-Феодосиевские чтения!

«Святой Феодосий Кавказский хорошо известен и глубоко почитаем в Беларусской Православной Церкви. Утверждая идеалы Святого Православия во времена гонений на веру в своем Отечестве, он изыскивал такие способы и средства служения Богу и людям, которые обнаруживали и дары Господни, которые он стяжал своим подвигом глубокой веры, и способность окружавших его людей вместить слово Божие в свои сердца. И потому образ мужества и стойкости во Христе, явленных преподобным Феодосием, не только не утратил своего значения, но паки вдохновляет современных христиан в несении их креста.» г.Минск.

(Из обращения Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА к участникам
Свято-Феодосиевских чтений).
«кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7; 22). Эти слова Евангелиста Марка с точностью можно отнести к представителям РПЦ МП, которые как всегда захватывают Святыни, Храмы, имущество, земли общин и все, что им не принадлежит, и не принадлежало никогда с присущей наглостью, вероломством, уповая не на Бога, а лишь на помощь власть предержащих. По сути своей Старец Феодосий, (не причисленный к лику Святых в МП), стал для них очередным средством наживы. Книги, иконы, земелька с могилы, фото и видео материалы – это все что можно как амулеты или обереги распространять по всей России, в душе же не иметь веры в его предстательство у Престола Господня и ходатайство о нас многогрешных. Захватывая наши Святыни, они думают, что этим беззаконием они прибавят «святость» своей апостасийной организации. «Но Бог поругаем, не бывает» (Гал.6:7).

«ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ…» (Прокимен, глас 4).
Настоятель Прихода Святой Равноапостольной
Великой княгини Ольги г. Железноводска
Суздальской епархии РПАЦ
Протоиерей Роман Новаковский.
08.02.2008 г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПРИЛОЖЕНИЕ:
_________________________________________________________________________________________________

1. ПРОШЕНИЕ Алексию II от ревнителей и Прихожан Ставропольской епархии Всероссийского прославления св.пр. Феодосия Кавказского, август 2007г. от Р.Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *