Ферапонтова монастыря

Мiръ Россия Вологодская область село Ферапонтово Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь»

Идёт загрузка карты…

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» в с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области на месте бывшего Ферапонтова Белозеерского Богородице-Рождественского монастыря, где также размещен музей.

В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках. Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом. Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Современное состояние

Проекты возобновления монашеского жительства на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Описание

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Фрески храма

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Святые

  • Ферапонт Белозерский — основатель и 1-й игумен монастыря
  • Мартиниан Белозерский — строитель, 2-й игумен монастыря
  • Галактион Белозерский — блаженный, юродивый, местночтимый святой

Святыни

  • Фелонь святого праведного Иоанна Кранштадского

Престольные праздники

Богоявления — Январь 19

Рождества Пресвятой Богородицы — Сентябрь 21

Как добраться

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский мужской монастырь.

Адрес: Российская Федерация, Вологодская обл., Кирилловский район, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8

Телефон: +7 (921) 237-25-59

Проезд

Паломнику

Богослужения

Богослужения проводятся в надвратном храме монастыря.

Расписание богослужений:

Суббота: 10:00 — молебен, панихида. 17:00 — Всенощное бдение.

Воскресенье: 9:00 — Литургия.

Где остановиться

Остановиться можно в гостинице в центре села Ферапонтово.

Номерной фонд общей вместимостью до 45 человек. Каждый номер оборудован современной мебелью, спутниковым телевидением, DVD. В стоимость проживания входит бесплатная охраняемая парковка автомобиля и завтрак по меню. На первом этаже здания гостиницы расположен ресторан на 44 места.

Адрес: с. Ферапонтово, ул. Слободская, д. 4

Телефон: +7 (817-57) 49-281 или +7 (921) 535-56-92

Фото

Видео

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

Ферапонтов монастырь

Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь

На пороге неба. Ферапонтов монастырь.

600-летие Ферапонтова монастыря. Божественная литургия

Ферапонтов монастырь,фрески Дионисия.Фрагменты экскурсии по монастырю

Ссылки

Ферапонтово

Ферапонтов монастырь

Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат

Ферапонтово — паломнику


Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят

Собор Рождества Богородицы. 1490 год

Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы

Казенная палата. 1530 годы

Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год

Колокольня. 1680 годы

Ограда. XIX — XX век

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. В зданиях бывшего монастыря действует музей.
Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска, на территории национального парка «Русский Север». Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.
Вид на Бородаевское озеро со стороны монастыря.
Озеро Паское и село Ферапонтово.
В 2000 г. монастырь был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Число иноков постепенно росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже – трапезную. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III, Елена Глинская и Иван Грозный. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.
В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной
и казённая палата.
Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами, в результате чего были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви (Благовещения и Ферапонта) на Святых вратах,
церковь Мартиниана (справа от Рождественского собора),
колокольню.
Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. С 1975 года началось формирование современного музея.
Наибольшую известность в мире монастырю принесли, безусловно, удивительным образом сохранившиеся фрески Рождественского собора, выполненные в 1502 г. великим русским иконописцем Дионисием и двумя его сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Другие его работы сохранились в соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписала Успенский собор в Московском Кремле. Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно мастер работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он написал иконы для церкви Успения Богоматери. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Вот несколько фотографий этих шедевров.
Главный купол собора. Христос Вседержитель, Архангелы и Праотцы.
Восточная стена.Богоматерь Воплощение с архангелами. Покров Богородицы. Богоматерь на престоле.
Южная стена. Перенесение мощей св. Николая и III Вселенский собор.
Юго-восточный столб. Успение св. Николая.
Северо-восточный столб. Иаков брат Господень.
После разрушения фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси.
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна
Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests)
Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia
Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil)
Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens
Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost
Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal
Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent
Всемирное наследие. Ч.9. Церковь Вознесения в Коломенском/Church of the Ascension, Kolomenskoye
Всемирное наследие. Ч.10. Золотые горы Алтая / Golden Mountains of Altai
Всемирное наследие. Ч.10А. Природный парк «Зона покоя Укок» (Золотые горы Алтая)
Всемирное наследие. Ч.11. Куршская коса / Curonian Spit
Всемирное наследие. Ч.12. Киев: Софийский собор и Киево-Печерская лавра
Всемирное наследие. Ч.13. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Всемирное наследие. Ч.14. Берега Сены в Париже / Paris, Banks of the Seine
Всемирное наследие. Ч.15. Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом /Mont-Saint-Michel and its Bay
Всемирное наследие. Ч.16. Московский Кремль и Красная площадь / Kremlin and Red Square, Moscow
Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.1
Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.2
Всемирное наследие. Ч.18. Археологические зоны — Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата
Всемирное наследие. Ч.19. Исторический центр Неаполя (Италия) — Historic Centre of Naples
Всемирное наследие. Ч.20. Вилла Адриана в Тиволи. Villa Adriana (Tivoli)
Всемирное наследие. Ч.21. Град Ватикан / Vatican City
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима / Historic Centre of Rome. Ч.А. Рим античный.
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима. Ч.В. Рим антично-христианский.
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима. Ч.С. Рим христианский.
Всемирное наследие. Ч.23. Замок Кронборг / Kronborg Castle
Всемирное наследие. Ч.24. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
Всемирное наследие. Ч.26. Исторический район города Квебек / Historic District of Old Québec
Всемирное наследие. Ч.27. Крепость Суоменлинна / Fortress of Suomenlinna
Всемирное наследие. Ч.28. Дворец и парк Фонтенбло / Palace and Park of Fontainebleau
Всемирное наследие. Ч.29. Музейный остров в Берлине / Museumsinsel (Museum Island), Berlin
Всемирное наследие. Ч.30.Дворцы и парки Потсдама и Берлина / Palaces and Parks of Potsdam and Berlin
Всемирное наследие. Ч.31.Районы застройки в стиле модерн Берлина/Berlin Modernism Housing Estates
Всемирное наследие. Ч.32. Шкоцьянские пещеры / Škocjan Caves
Всемирное наследие. Ч.33. Венеция и ее лагуна / Venice and its Lagoon
Всемирное наследие. Ч.34. Ангкор / Angkor
Всемирное наследие. Ч.35. Древний город Херсонес Таврический и его хора
Всемирное наследие. Ч.36. Старый портовый квартал Брюгген (город Берген) / Bryggen
Всемирное наследие. Ч.37. Фьорды западной Норвегии – Гейрангер-фьорд и Нерёй-фьорд
Всемирное наследие. Ч.38. Исторический центр Вильнюса / Vilnius Historic Centre
Всемирное наследие. Ч.39. Альгамбра, Хенералифе и Альбасин в городе Гранада
Всемирное наследие. Ч.40. Кафедральный собор, Алькасар и Архив Индий в Севилье

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Богородицы — самая главная достопримечательность комплекса. Его построили примерно в 1490 году. В 2000 году храм вошел в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО.

В монастыре сохранились подлинные фрески древнерусского иконописца Дионисия.
Фото: commons.wikimedia.org

Роспись собора Рождества Богородицы Дионисий начал 6 августа 1502 года и уложился в 34 дня. Считается, что здешние фрески и иконы стали, возможно, последней крупной работой Дионисия. Несколько лет назад здесь провели работу по их оцифровке.

Церковь Благовещения с трапезной построили в честь рождения Ивана Грозного. В трапезной готовили и пекли хлеб. В храме располагалось книгохранилище. Туда можно было попасть только по скрытой лестнице, которая находилась у алтаря. Здесь же работали книгописные мастерские и хранились монастырские деньги.

Звонница монастыря (в центре) была построена в 17 веке.
Фото: commons.wikimedia.org

Трехъярусная колокольня — здесь сохранился древний часовой механизм. Его датируют 1635 годом. В 1990 году его удалось отремонтировать и даже восстановить звоны.

Обратите внимание на рукотворный остров на Бородаевском озере. Опальный патриарх со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста, в центре которого установил деревянный крест. Позднее он молился на этом острове. Крест был изъят, так как на нем была надпись, именовавшая Никона патриархом. Но позднее его вновь установили. От времени пребывания в ссылке патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 году, его стол и кресло из надвратной кельи.

На территории монастыря можно купить различные сувениры — здесь есть несколько лавок с местной продукцией. Работает и интернет-магазин монастыря.

Помимо о. Бородаевского, в Бородаевскую группу озер входит еще одно крупное озеро – Ферапонтовское. Оно имеет второе название – Монастырское. Оба названия свидетельствуют о близости знаменитого монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодчины.

Озеро Ферапонтовское

Водоем является истоком для быстроводной речки Паски, которая вливается в Слободское озеро (Пасское, Спасское), расположенное на юго-востоке от монастыря.

Ферапонтовское озеро соединено с другими озерами:

  • с Бородаевским, благодаря небольшому проливу Уски близ деревни Усково;
  • со Слободским (Пасским, Спасским), в котором уровень воды ниже на 5,0 м, посредством искусственной копaни через плотину с затвором;
  • с Ильинским (Цыпинским) небольшой речушкой.

Озера Ферапонтовское и Бородаевское похожи друг на друга большей, чем у остальных озер Бородаевской группы, глубиной и ее характерным быстрым нарастанием от берегов к середине водоема.

Утро на Монастырском озере

Пролив Уски местные жители иногда называют Усковским или Уско-Бородаевским, так как в давние времена через него был перекинут деревянный мост. Для обеспечения молевого сплава заготовленной древесины в 50-х годах прошлого столетия он был разобран, а берега пролива — взорваны. Поэтому на дне озера встречаются настоящие залежи топляка.

Отличительные особенности Ферапонтовского озера:

  • водная поверхность площадью 154 га;
  • длина 2,2 км и наибольшая ширина 0,9 км при среднем показателе ширины в 0,7 км;
  • длина изрезанной береговой линии равна 7,3 км;
  • наибольшая глубина 27,0 м при среднем значении 8,2 м.

На дне водного объекта присутствуют впадины и борозды, которые перемежаются с каменными грядами, называемыми в народе «лудами». Высокие и крутые берега водоема изрезаны многочисленными заливами, что придает озеру особенно живописный вид. Местами они незначительно зарастают водно-прибрежными растениями, преимущественно хвощами и тростниками.

На озере имеется 2 небольших острова. По преданию один из них создан руками человека из камней в форме креста по велению опального патриарха Никона, сосланного в эти места после низложения его церковным Собором и прожившего здесь с 1666 года десять лет.

В лучах заходящего солнца

Опальный владыка долго надеялся на свое возвращение, ввиду чего власти монастыря вынуждены были считаться с желаниями привыкшего к почестям священнослужителя. Для него были выстроены особые хоромы, на строительство которых была израсходована немалая по тем временам сумма. На столе у бывшего патриарха постоянно присутствовали осетры, яблоки, арбузы. На содержание Никона с 9 окрестных монастырей взимались подношения в виде припасов и денежных средств.

На берегу озера

Остров носит название Чайный. Согласно легенде, он получил это название потому, что опальный патриарх любил проводить здесь время за чаепитием. Однако некоторые исследователи связывают происхождение названия с наличием множества гнездовий чаек, что нисколько не умаляет славу острова, как рукотворного.

Представители водной фауны, которые водятся в Феропонтовском озере, являются типичными для данного региона. Здесь хороша рыбная ловля ерша, леща, окуня, плотвы, налима, уклея, язя, щуки. Иногда рыбаки могут похвастаться богатым уловом раков. Из водной флоры здесь можно встретить редкий, охраняемый государством вид нимфей – кувшинку четырехгранную.

Расположение озера на карте и схема проезда:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *