Философия детерминизма

1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Ориентированность на воспроизводство специфического продукта — общественного сознания.

б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

в) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.

г) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.

д) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства.

1.7. Укажите публичные институты, появившиеся в Новое время:

а) библиотеки

б) театры

в) больницы

г) детские сады
Ответ: 1-вг, 2-бвг, 3-авд, 4-ав, 5-бвд, 6-ав, 7-вг.
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

1. Бытие и сознание являются философскими категориями.

2. В рамках теории детерминизма свобода невозможна.

3.Свойствами сознания являются идеальность, связь с языком и направленность на окружающий мир (интенциональность).

4. Референтной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

5. Основными причинами маргинальности выступают социальная мобильность и структурные изменения в обществе.

6. Товары — «комплименты» заменяют друг друга на рынке.

7. Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются неизменными.

8. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

9. Франчайзинг — это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынках с использованием лицензии, фирменной торговой.

10. Монополия и олигополия — рынки совершенной конкуренции.

Ответ: Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Нет. Да. Да. Нет.

3. Установите соответствие:
3.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и его определением.
Термин:
1. Античность
2. Эллинизм
3. Средние века
4. Возрождение
Определение:
А. Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов.
Б. Культура «греко-римской древности».
В. Эту эпоху итальянский поэт и гуманист Петрарка называл «темными веками».
Г. Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия».
Д. Эпоха распространения и доминирования греческого языка и культуры, на территориях завоеванных Александром Македонским.
Ответ: 1-Б, 2-Д, 3-В, 4-А.
3.2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

1. Т. Гоббс, Дж. Локк

2. К. Е. Дюринг, Г. К. Юнг

3. Аристотель

4. К. Маркс
Теория:

А. Государство является орудием эксплуатации угнетенных классов господствующими.

Б. В естественном состоянии общества до возникновения государства возможны конфликты и войны между людьми. В результате индивиды отдают часть своих естественных прав другой группе людей в обмен на защиту и стабильность в обществе. Государство рождается вследствие заключения договора между людьми.

В. Государство есть результат войн, насилия и порабощения одних народов другими.

Познание — это процесс, который изучается таким направлением как социальная геронтология. В рамках теории познания выделяются такие школы, как агностицизм и скептицизм. Агностики считают познание принципиально возможным, скептики сомневаются в достоверности всего процесса познания. В познание выделяют два уровня — чувственный и рациональный. Чувственный уровень познания направлен на изучение внешних свойств предмета или явления. Рациональный уровень познания пытается проникнуть внутрь изучаемого явления. Философское направление, которое отдает предпочтение чувственному уровню познания, называется эмпиризмом. Приверженцы же мнения о том, что наши ощущения нас обманывают, называют себя сенсуалистами.

Познание направлено на достижение истины. Истина — это соответствие мысли предмету. Истина бывают объективной и субъективной. А также различают абсолютную и относительные истины. Абсолютная истина — это исчерпывающее знание. Но скорее это идеал, к которому надо стремиться. Путь к ней состоит из истин относительных, под которой надо понимать знание ограниченное, которое со временем может быть опровергнуто или дополнено.

В процессе познания серьезное место уделяется проблеме критериев истины. Так сенсуалисты считают, что критерием истины является человеческий разум, а рационалисты —ощущения. Также истинным считается мнение, с которым все согласны. Еще одним критерием истины сегодня можно рассматривать практику.

Ответ:

1. Познание изучает не социальная геронтология, а гносеология.

2. Агностики считают познание невозможным, поскольку, чтобы познать мир объективно, надо выйти за пределы нашего познания, что является не осуществимым.

3. Направление в гносеологии, которое считает, что ощущения нас могут обманывать и, поэтому лучше опираться на разум, называется рационализмом.

4. Истина может быть только объективной.

5. Сенсуалисты считают критерием истины ощущения, а не разум.

6. Для рационалистов критерием истины выступает разум.

7. Мнение, с которым все согласны, не всегда истинно. Истинным может быть согласие, например мирового ученого сообщества по поводу системы измерений.

5. Решите задачи.
5.1. Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый — седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», — сказал Белов. «Ты прав», — подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» — вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Белов — Рыжий
Чернов — Седой
Рыжов — Брюнет
Седов — Блондин
5.2. Студентка Батюшкина, выйдя из здания ВУЗа, была остановлена сотрудником органов внутренних дел, который потребовал у нее предъявить документы. Так как у Баюшкиной документов при себе не оказалось, она была препровождена в отделение полиции и задержана на 6 часов. Законны ли действия сотрудников полиции?
Ответ:

Законодательством не предусмотрена обязанность гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно. Вместе с тем сотрудники полиции вправе проверить документы в случае, когда: есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления; есть данные, что гражданин находится в розыске; есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения; есть основания для задержания гражданина.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в отношении задержанного ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Таким образом, студентка Батюшкина вправе не носить с собой паспорт, вместе с тем сотрудник полиции вправе задержать ее, если для этого есть предусмотренные Законом основания. При этом срок задержания не должен превышать трех часов. То есть задержание ее на срок более трех часов без предъявления, каких либо обвинений неправомерно.

6. Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем.

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины …

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сторож.

— В самом деле? И сколько же их?

— …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом.
7.1. Опишите динамику бракоразводного процесса на территории России с 2006 по 2010 год.
7.2. Укажите наблюдаемые взаимосвязанные тенденции бракоразводного процесса с возрастом вступления в брак как жениха, так и невесты. Каковы причины данной (-ых) тенденции (-ий) на ваш взгляд? Какой год является наиболее показательным в подтверждении этой связи?
7.3. Дайте определение брака и назовите его формы.
7.4. Опишите социально экономические факторы, обуславливающие различные формы брака. Приведите примеры стран, в которых они встречаются.
7

.5. Какое социологическое понятие скрывается за «браком» и «разводом»? Дайте определение.

Ответ:
7.1. Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бракосочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное возрастание значения: с 2008 года до 2009 года количество браков увеличилось на 20,4 тысяч единиц, а с 2009 года по 2010 год — на 15,7 тысяч единиц. Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количество разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика — небольшой спад (на 4 тысячи единиц). Далее же наблюдается резкий спад и уменьшение количества разводов с 2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц — всего за год.
7.2. Наиболее показательными и переходным периодом как для уровня заключения брака, так и для уровня разводимости является период с 2008 по 2010 год. Как видно из двух графиков уровень брачности стал расти и стабилизироваться, а число разводов стало уменьшаться. В это же время, согласно данным таблицы, резко снизилось количество браков до 18 лет среди женихов (от 1914 В 2008, 1480 в 2009 году до 1131 в 2010) и среди невест до 18 (от 16794,14062 до 11698). Также заметен спад количества браков в возрасте от 18 до 24 лет как у женихов (с 395318 в 2008 году, 380613 в 2009 году до 372782 в 2010 году), так и у невест (с 571956 в 2008 году до 559805 в 2009 году и до 554772 в 2010 году). В эти же годы наблюдается рост количества браков по возрасту женихов и невест от 25 до 34 лет. У женихов он в 2008 он составлял 513547, а к 2010 уже 564776 браков в возрасте от 25 до 34, количество же невест в данном возрастном промежутке возросло от 399097 в 2008 году до 451318 в 2010. На основе всего описанного выше можно сделать вывод, что ранние браки, заключенные в возрасте до 18, а также от 18 и до 24, негативно сказываются на прочности и длительности браков, и в итоге заканчиваются разводами. Браки же, которые заключаются в более сознательном возрасте, носит продолжительный и стабильный характер.
7.3. Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов).
Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год
Формы брака: Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией. Эндогамия противоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений.

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год
7.4. Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в

определенных обществах. Например, распространение полигинии среди оленеводов-чукчей в Северо-Восточной Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо оленей отдельно и для каждого стада нужен пастух. Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо несколько жен. Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так

называемая братская полиандрия (братья имели общую жену). Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

(Любые привиденные типы социально-экономических факторов, обуславливающие различные формы брака, подкрепленные примерами — считать правильным ответом. Например: в мусульманских странах распространена такая форма брака, как полигиния, которая является определяющим индикатором высокого социального статуса мужа, а также его высокого уровня экономической обеспеченности.)

7.5. Семья Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

Детермини́зм (от лат. determinare — «ограничивать, очерчивать, определять») — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм.

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

Энциклопедичный YouTube

Существует в философии и других науках теория взаимодействия причин и явлений. О чем она говорит и что означает? Понятие детерминизм – это общенаучное учение, связанное с теорией закономерности, причинности, а также взаимодействии всех без исключения процессов и явлений, которые происходят в мире.

Эта теория нашла свое отражение как в философии, так и психологии, детерминизм рассматривался по-разному в разные эпохи под влиянием социальных изменений. Сегодня вы узнаем, что такое детерминизм и в чем он проявляется.

Категории детерминизма

Выше мы узнали, что детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений. К категориям этого понятия относятся:

  • связи;
  • причины и следствия;
  • взаимодействия;
  • вероятности;
  • связи состояний;
  • корреляция;
  • предвидение;
  • условия;
  • необходимости;
  • детерминация и многое другое.

Классификация детерминизма

Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:

  • философский детерминизм;
  • естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
  • технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
  • социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.

В чем заключается принцип детерминизма

Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:

  • дополнительности;
  • соответствия;
  • детерминизма.

Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.

Если говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.

Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.

А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:

  • пространственные корреляции;
  • временные корреляции;
  • функциональные зависимости и многое другое.

Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Взаимодействия в теории детерминизма

Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

  • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
  • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
  • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.

Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.

Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Детерминизм и психология

Детерминизм – категория, присутствующая не только философии, но и психологии. В этом отношении детерминизм помогает понять особенности формирования психики человека. Согласно данной теории, поведение человека определяется на основании взаимодействия разных факторов:

  • социальных;
  • природных;
  • биологических.

Рассматриваемое понятие, которое относится как к философии, так и психологии, активно используется в качестве обоснований для объяснения определенных научных явлений.

(от лат. determino — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Детерминизм (Д.) утверждает определяемость одних событий или состояний другими, Индетерминизм (И.) является отрицанием Д. Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами или следствиями.
Многие события или состояния таковы, что в одно время является детерминированным их наличие, а в другое — отсутствие. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, напр., что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра — нет; можно, сверх того, заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности. Вневременная детерминация может считаться с известным приближением частным случаем временной. Выражение «детерминировано А» истолковывается при этом как означающее «во всякое время /детерминировано наступление A во всякое время t'».
В выражении «в t’ детерминировано, что в t имеет место событие A время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией; если момент детерминации расположен позднее момента, в который происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации. В случае каузальной детерминации речь идет соответственно о причинной детерминации и следственной детерминации. Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Во многих контекстах — и в особенности в случае каузальной детерминации — сосредоточение внимания исключительно на определенности последующего предшествующим оправданно. Вместе с тем понятие постдетерминации (которая может быть названа также телеологической, или целевой, детерминацией) необходимо для обеспечения ясности в постановке и обсуждении целого ряда важных проблем, и прежде всего проблем, касающихся человеческой деятельности.
Можно выделить два основных типа определенности последующих событий предшествующими: каузальную детерминацию и вызревание предпосылок для последующего наступления конкретного события. Напр., в 15 в. в Зап. Европе созрели предпосылки для модернизации и перехода от традиционного общества к индустриальному; в 17 в. появились предпосылки для создания классической механики, в 19 в. — предпосылки для формулировки развитой теории социализма, и т.п. Как говорил П. Рикёр, прошлое воздействует на настоящее и будущее не только каузально: оно открывает определенные возможности, что, собственно, и заставляет постоянно обращаться к нему. Формирование предпосылок вряд ли можно отождествить с каузальной детерминацией: причина с необходимостью влечет наступление следствия, в то время как предпосылки не связаны со следующим за ними событием отношением необходимости.
Аналогично выделяются два основных типа постдетерминации: телеологический (целевой) Д. и постепенное вызревание целей. Напр., можно сказать, что многие действия человека предопределены тем, что в конце концов он должен умереть; что к осени 1917 Россия постепенно созрела для социалистической революции, и т.п. Судя по всему, важное для гуманитарных рассуждений понятие судьбы должно быть отнесено не к преддетерминизму, а к постдетерминизму, причем именно к случаю вызревания целей.
Каузальная детерминированность не единственный, но, по-видимому, наиболее интересный случай детерминированности. Введение представления о следственной детерминации не означает отрицания односторонней направленности (асимметрии) причинной связи, активности и производительности причин и пассивности их следствий. Оно не ведет также с необходимостью к растворению причинности в универсальном взаимодействии и к отказу от принципа, утверждающего одностороннюю зависимость следствий от причин. Для получения всех этих нежелательных заключений требуется вполне определенное понимание каузального постдетерминизма, предполагающее производительность следствий и возможность обратного воздействия следствий на вызвавшие их явления, в т.ч. и на явления, переставшие уже существовать.
Имеется большое число различающихся по своей силе «принципов Д.». Удобнее всего рассмотреть их применительно к каузальной детерминации, рассуждения о которой можно распространить на детерминацию любого вида.
Согласно принципу строгого Д., всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в каждый момент времени. Два частных случая этого принципа, касающиеся причинной и следственной детерминации, таковы: «каким бы ни было событие и в какой бы момент времени оно ни происходило, причина этого события существует во всякий предшествующий его наступлению момент» (или, короче, «причины всех событий уходят бесконечно в прошлое»); «следствия каждого события существуют в сколь угодно отдаленный момент будущего».
Более слабой версией принципа Д. является положение: «существуют такие события, что, независимо от того, в какое время они происходят, их наличие в это время каузально детерминировано во всякое время». Частными случаями последнего принципа являются утверждения: «существуют события, причины которых простираются бесконечно в прошлое» и «следствия некоторых событий могут быть обнаружены в сколь угодно отдаленном будущем».
Др. версиями принципа Д. являются утверждения: «всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в определенный момент времени» и «некоторые события каузально детерминированы в определенные моменты времени». Частными случаями первого утверждения являются положения: «всякое событие имеет причину в некоторый предшествующий ему момент времени» и «все события имеют следствия». Первое из этих положений иногда именуется «принципом причинности».
Существование многих версий принципа Д. означает, что понятие «детерминистическая позиция» является многозначным.
Граница между Д. и И. не является четкой. Нередко одна и та же т.зр. одними авторами оценивается как детерминистическая, а другими — как индетерминистическая. Если под И. понимается позиция, находящаяся в противоречии с некоторой детерминистической позицией и возможны несколько версий принципа каузального Д., то нужно признать, что существует несколько версий принципа каузального И. Наиболее сильная формулировка принципа Д. постулирует каузальную детерминированность всякого явления во всякое время. Соответствующая ей формулировка принципа И. утверждает существование событий, наличие которых в определенное по меньшей мере время не является каузально детерминированным в то или иное время. Наиболее слабая версия принципа Д. постулирует существование событий, отдельные случаи наступления которых каузально детерминированы в некоторые моменты времени. Связанная с ней наиболее сильная формулировка И. отрицает наличие моментов времени, в которые было бы каузально детерминировано то или иное событие.
Различию между причинным и следственным Д. соответствует различие между причинным и следственным И. Напр., принцип И., утверждающий, что всякое явление независимо от того, когда оно происходит, не является каузально детерминированным в некоторое время, имеет следующие два частных случая: 1) для всякого события существуют моменты времени, в которые оно еще не имеет причины; 2) нет событий с бесконечно протяженными во времени следствиями. Первый из этих случаев является одной из версий причинного И., второй — следственного.
Особый интерес представляет возможность комбинации принципов Д. с теми или иными принципами И. Существование комбинированных позиций, объединяющих детерминистические утверждения с индетерминистическими, является, по-видимому, основной причиной разногласий по поводу различения Д. и И. и последующей квалификации той или иной конкретной позиции.
Наиболее сильная версия Д. несовместима ни с одним из вариантов И. Сходным образом, наиболее сильная формулировка И. не может быть дополнена без противоречия тем или иным утверждением о существовании причин или следствий. Но имеются неполные детерминистические и индетерминистические позиции, оставляющие открытым вопрос о детерминированности или недетерминированности некоторых явлений в отдельные периоды времени. Примерами их могут служить следующие две: 1) некоторые события детерминированы во все моменты времени; 2) неверно, что каждое событие детерминировано во всякое предшествующее его наступлению время. Первую из них можно расширить до полной детерминистической позиции, вторую — до полной индетерминистической. Но можно также объединить приведенные два утверждения и получить комбинированную позицию, согласно которой существуют как всегда детерминированные события, так и события, не определенные в некоторые по меньшей мере моменты, предшествующие их наступлению.
Комбинированные позиции в вопросе Д. и И. достаточно часто встречаются в истории философии. Одна из первых таких позиций обосновывалась Аристотелем, который был убежден в однозначной определенности прошлого («прошлое не может не быть») и неполной определенности будущего. Утверждение Аристотеля о необходимости прошлого активно отстаивалось стоиками и считалось самоочевидным в Средние века.
Обычно принципам Д. и И. и их комбинациям дается онтологическая интерпретация: они истолковываются как утверждения о структуре действительности, о реально существующих или несуществующих причинах и следствиях. Этим же принципам может быть дана также эпистемологическая интерпретация, в которой они говорят о возможности определенных описаний действительности. Напр., онтологическому утверждению «причины некоторых событий не уходят бесконечно в прошлое» можно поставить в соответствие эпистемологическое утверждение «невозможна теория, позволяющая указать причину всякого события в сколь угодно отдаленном прошлом».
Понятия Д. и И. относятся к абсолютным категориям, понятие причинности — к сравнительным категориям. В общем случае абсолютные категории не определимы через сравнительные, и наоборот. Соответственно, все определения Д. через причинность и причинности через Д. не являются универсальными: их область приложения всегда ограничена (см. АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ).

Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово «детерминизм» происходит от латинского determinare – «определять», «отделять». Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия и наука XVII и XVIII вв. исходили из того, что мир состоит из изолированных объектов и вещей, Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким траекториям движутся массы вещества. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой, а время и пространство абсолютны. Вселенная существует как хорошо отлаженная машина, в ней действует строгая необходимость, а явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего человек пока не знает. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. Такая картина мира сложилась на основе физики Исаака Ньютона и философии Рене Декарта. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Эта форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Один из сторонников такого взгляда на мир философ Бенедикт Спиноза считал, что случайными люди называют явления только по причине недостатка знаний о них. Другой ученый XVII в. Пьер Симон Лаплас утверждал, что если бы человек был осведомлен обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то мог бы однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать пошлое. Такой эффект был назван «демоном Лапласа».

Человек в «часовом механизме Вселенной» был просто одним из винтиков хорошо отлаженной машины, он понимался как природное тело в ряду других тел. Ни наука, ни философия нс могли объяснить его «невещные», духовные проявления и потому просто игнорировали их. По большому счету наука этого времени и не стремилась постичь человека, а в философии появились идеи о том, что наряду с миром природы существует мир свободы, морали и красоты, которым должна «заниматься» религия. В какой-то момент такой тотально объективистский, бесстрастный взгляд философии перестал замечать человека, устранил его из картины мира и заменил «субъектом познания». Следствием механистического детерминизма стал фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.

Но научные открытия во второй половине XIX в. привели в конце концов к научной революции, которая повлекла за собой изменение основных «параметров» классического взгляда на мир и человека. Механистический взгляд сменился взглядом органическим и системным. В новой картине мира Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей, это неделимая реальность всеобщих связей. Если образом мира в классической философии был часовой механизм, то самым подходящим образом для неклассического взгляда на мир будет паутина или сеть.

Начало новой картине мира положили общая и специальная теории относительности Альберта Эйнштейна, опыты Эрнеста Резерфорда, работы по квантовой механике Нильса Бора и открытие принципа неопределенности Вернером Гейзенбергом.

Гейзенберг утверждал, что главным достижением современной науки стало разрушение неподвижной системы понятий классического естествознания и веры в возможность абсолютного познания. Этот немецкий ученый писал, что реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет. Квантовая теория уже не допускает вполне объективного описания природы, а измерительный прибор влияет на результаты измерения. Иными словами, человека невозможно устранить из научного эксперимента, а значит, его невозможно устранить и из картины мира, как это делали классическая наука и философия. Вывод Гейзенберга получил название принципа соотношения неопределенностей. Суть его в том, что невозможно одновременно точно определить координату и импульс микрочастицы, т.е. определить ее местоположение и скорость, с которой она движется, если мы получаем точное значение одной величины, то другая остается полностью неопределенной. Важно отметить, что это ограничение никак не связано с несовершенством измерительных приборов, а является следствием объективных свойств микрообъектов. Новые научные достижения показали, что сознание изначально вплетено в систему объективных связей вещей и явлений, а материя не сводится к веществу и может существовать в других формах, например, в виде поля, плазмы и вакуума.

Одним словом, наука XX в. перестала видеть мир простым и ясным, более того, она вынуждена была «вернуть» в этот мир человека. Вслед за этим перестал быть тотально объективистским и взгляд философии. Дальше свое дело сделали теория бессознательного, биология и генетика с их новыми представлениями о сущности жизни и астрофизика, которая смогла «добраться» до мегамира.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия привели к тому, что детерминизм был потеснен индетерминизмом. Индетерминизм отрицает всеобщую и универсальную связь между явлениями и событиями и всеобщий характер причинности. Иными словами, утверждается, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связаны с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Бенедикта Спинозы существовала индетерминистическая концепция Дэвида Юма, который считал, что причинность – лишь привычка ума связывать события определенным образом. Но в XVII в. победу все же одержал механистически понятый детерминизм. В начале XX столетия власть над умами захватил индетерминизм, он стал реакцией на представление о мире в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагают индетерминизм.

Но реабилитация детерминизма началась там же, где случился его временный закат – в физике. Немецкий физик Макс Борн писал: «Утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Таким образом, представления о связи между явлениями и о причинности никуда нс делись, они лишь изменились, а следом за ними изменился и принцип детерминизма. Механистический детерминизм перестал быть единственным способом объяснения связи между явлениями и событиями.

Современное представление о детерминизме выражается:

  • • в принципе всеобщей взаимосвязи явлений и событий;
  • • в принципе причинности;
  • • в принципе многообразия форм детерминации;
  • • в принципе закономерности.

Принцип взаимосвязи явлений носит общий характер и выражает неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности устанавливает, что между всеми явлениями и событиями существуют отношения причин и следствий. Но в современном детерминизме причинность – только один из многих типов связи между явлениями. Сущность принципа причинности в утверждении, что одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое и определяет его свойства. Явление, которое порождает, называется причиной, а порождаемое явление – следствием. Причина выступает как активное и первичное начало по отношению к следствию и предшествует ему. Связь между причинами и следствиями однонаправлена, строго от причины – к следствию, на этом современные философы и ученые строят обоснование необратимости времени.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия – причинность и необходимость, упуская из виду случайное. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Случайные события могут произойти или не произойти, это зависит от целой совокупности условий.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями неверно сводить только к отношениям причина – следствие. В непричинных отношениях отсутствует отношение порождения. Это могут быть:

  • – функциональные связи, при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходимая, но отношения генетического порождения нет. Примером функциональной связи является отношение между массой и энергией, выражаемое известной формулой Е = mс2. Ни масса, ни энергия не порождают друг друга, но между ними установлена всеобщая и закономерная связь;
  • – связи между разными состояниями одного и того же объекта, которые определяют друг друга, но не порождают, как в случае с причинами;
  • – условная детерминация, при которой изменения происходят не только в силу определенных причин, но и благодаря сопутствующим обстоятельствам, при изменении условий следствия, вызванные одной и той же причиной, могут быть другими, кроме того, условия могут препятствовать действию причины и появлению следствия;
  • – вероятностная детерминация в отличие от причинной не является однозначной, т.е. в каждый момент существует несколько вариантов развития ситуации, реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;
  • – целевая детерминация – особый тип детерминации в обществе и в культуре, связанный с деятельностью человека, когда появляется обратное действие следствия на причину, а общей причиной изменений становится не предшествующая и порождающая причина, а цель, к которой стремится человек.

Связи между явлениями в природе упорядочены – это суждение выражает суть принципа закономерности. Закон – объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Закон объективен, так как не зависит от воли и сознания человека, существенен, поскольку связи устанавливаются на уровне сущности. Закон необходим, а значит, действует всегда, когда для этого есть условия, это выражение некоторых постоянных процессов, которые повторяются все время существования явления. Всеобщность закона означает, что эта связь охватывает все случаи данного типа. Любой закон действует лишь в ограниченной сфере. Например, распространение законов механики, оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо, процессы в микромире подчиняются другим законам. На действие одного закона влияют другие законы, это в особенности относится к историческим и социальным закономерностям. Действие других законов может выражаться в том, что закон проявляется в виде тенденции, т.е. действует не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Однако законы-тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в мире. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия – законы природы, общества или сознания; по механизмам и структурам отношений детерминации – динамические и статистические и т.п.

Динамические закономерности описывают взаимодействие изолированных объектов и позволяют установить точную связь между ними. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности и рассматривал их как абсолютные. Утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно определенно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Современная наука выяснила, что не все явления подчиняются динамическим законам, и ввела новое понятие статистических закономерностей.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это законы-тенденции, иначе их называют вероятностными законами или законами средних величин. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и характеризует их поведение в целом, а не каждого по отдельности. Пример статистических закономерностей – законы квантовой механики и законы в обществе и истории.

  • См. параграф 4.1.
  • См. параграф 7.3.
  • См. параграф 2.4.
  • См. параграф 2.6.
  • См. параграф 3.2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *